Стиляги
Поставленная в 1928 году зонг-опера Бертольта Брехта и композитора Курта Вейля сразу же после выхода вызвала широкий резонанс и полемику - кроме стабильных социальных раскладов («воры воруют, нищие нищенствуют, гулящие гуляют»), пьеса явила публике только нарождающийся тогда тип общественных отношений. Крупные бандиты (владелец фирмы «Друг нищего» - Джонатан Пичем), создавая свой успешный бизнес при поддержке госструктур, пытаются поглотить мелких (Мекки-нож с уличной бандой). Но вместо того чтобы раствориться, мелкие в последний момент умудряются избежать гибели и даже получить от королевы титул потомственного дворянина.
«ВСЕ ЗДЕСЬ ПРЕДАНО, ПРОДАНО И РАСТОПТАНО»
Вещь актуальная, слов нет, будто вчера написана, хотя, на самом деле, написана еще в XVIII веке и является переделкой пьесы британского драматурга Джона Гея «Опера нищих». Видимо, в определенном смысле мир действительно не меняется, как утверждал Брехт, но нельзя не заметить, что он все-таки определенно изменился за последние 80 лет. Тотальный брехтовский мрак, в котором никакой свет нигде не светит, сегодня утомляет так же, как Манифест Коммунистической партии - очень не хватает оттенков. Как писал один из критиков после берлинской премьеры в 1928 году: «Все здесь предано, продано и растоптано: от Библии до власти. Хорошо, что во время исполнения зонгов многое нельзя было разобрать».
Приблизительно то же самое можно сказать и о спектакле Кирилла Серебренникова. Брехт был коммунистом по убеждениям, лауреатом Сталинской премии «За укрепление дружбы между народами», яростным обличителем Голливуда и вообще всего, что сулит человеку удовольствия. Серебренников же по убеждениям стилист, но его художественные методы воздействия на аудиторию сродни брехтовским: в героях совершенно отсутствуют чувства.
Дочь лондонского преуспевающего мафиози Джонатана Пичема Полли выходит замуж за главаря воровской шайки Мекхита вроде бы по любви, но это вроде-бы-любовь. Мекки ее тоже вроде бы любит, но вроде бы не только ее. По ходу пьесы герои поддерживают вроде бы дружеские отношения, и испытывают вроде бы родительские эмоции, и вроде бы кого-то ненавидят, презирают и боятся, но общее ощущение, что люди на работе. Если у Брехта эта бесчувственность носила характер идейный и даже идеологический, то у Серебренникова она носит характер подчеркнуто деловой. Все общаются, словно в офисе. Ничего личного - только бизнес.
Когда в 1996 году Владимир Машков поставил за полтора миллиона долларов «Трехгрошовую» в «Сатириконе», это воспринималось как вызов надвигающемуся капитализму - дескать, накося-выкуси, надвигающийся капитализм, мы тоже небедные. После постановки Серебренникова, явно не трехгрошовой, я уже затрудняюсь понять, кому, кроме духов Бертольта Брехта и Курта Вейля, адресован этот вызов? Современным предприимчивым проходимцам, получившим от королевы с королем дворянские титулы и депутатскую неприкосновенность? Ну я надеюсь, эти люди услышат модного российского режиссера и немедленно начнут меняться в лучшую сторону.
«УЖАСНЫЙ ВЕК! УЖАСНЫЙ ВЕК! И СВОЛОЧЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК!»
Для своей новой версии Серебренников заказал новый перевод (трудно понять, чем его так уж не устроил старый и чем, например, «бляди блядуют» лучше, нежели «гулящие гуляют»), новый аккомпанемент и наряду с артистами вывел на сцену Московский ансамбль современной музыки.
В свое время из «Оперы» был создан удачный Бродвейский мюзикл, вариант Серебренникова до мюзикла недотягивает, но поют мхатовцы много, почти четыре часа с перерывами на диалоги и антракты, не выпуская микрофона из рук: «На хера! Ни хера! О сука! О дрянь! Ужасный век! Ужасный век! И сволочь каждый человек!». Московскому ансамблю, судя по всему, пришлось не сладко, поскольку вокал у артистов тот еще (на киевской пресс-конференции Марина Голуб и Константин Хабенский признались, что почти год учились попадать в ноты).
Почти год учились попадать в ноты, вживаться в свежий перевод и музыку, плюс сцендвижение, костюмы, декорации, спецэффекты (видеопроекции, бегущие электронные строки), микрофоны, в которых нужно не запутаться и куда тоже желательно попадать (слава Богу, многое нельзя было разобрать)... В итоге спектакль получился ужасно музыкальным и стильным, как, собственно, все спектакли Кирилла Серебренникова. В связи с повышенной стильностью даже хочется процитировать Брехта: «Вы понятия не имеете о стиле, нужно отличать Чиппендейл от Людовика ХIV», но понятия о стиле у всех разные.
Пожалуй, стильнее прочих в этом дорогостоящем зрелище смотрелись работники артели «Друг нищего». Разве что несколько выбивался из стаи британских нищебродов дедушка в тренировочных штанах и с пакетом из «Сельпо», на чудовищном украинском взывавший к какой-то Валэнтыне. Спасибо МХАТу за любовь к нашему родному слову, но я не исключаю, что к их следующим гастролям у нас будет уже два официальных языка - русский и английский, так что можно сразу по-английски.
«СПЛОШНОЕ ОБАЯНИЕ И ШАРМ»
Главный герой Мекки-нож в исполнении Константина Хабенского стилистически просто безупречен и полностью укладывается в характеристику, выданную ему Пичемом: «Белые перчатки, трость с набалдашником слоновой кости, гетры, лакированные ботинки, сплошное обаяние и шарм». Возможно, шарма было чуть больше, чем нужно в этом насквозь коррумпированном и бандитском Лондоне, - местами Мекхит напоминал ухоженного телеведущего популярной программы российского телевидения, а его банда - не очень слаженный телеколлектив.
Зато чисто конкретно и стилистически Серебренников пошел дальше Брехта, успевшего умереть еще до того, как эпоха стиля окончательно зажевала искусство, словно мафия папаши Пичема - толпу уличных доходяг. Режиссер радикально переосмыслил образ лондонского гангстера, вписав его в контекст современной нелондонской действительности, и в финале, помимо дворянского титула, спустил к Мекки с театральных небес красную ковровую дорожку, по которой пристегнутый страховочным тросом Хабенский торжественно поднялся по отвесной стене, вероятно, к каким-то новым вершинам.
Я так понимаю, именно ради этого циркового дефиле и траченного молью откровения мхатовская труппа целый год училась музыкально скандировать: «На хера! Ни хера!», меняла устаревшие слова на общеупотребительные, носила белые перчатки и драные колготки, трость с набалдашником слоновой кости, сплошное обаяние и шарм.
Помнится, много лет назад в центре Киева перед Аркой воссоединения Украины с Россией стоял заблудившийся гость столицы и, глядя на это чудо архитектуры, озадаченно приговаривал: «Боже-Боже! Це ж скiки жестi попереводили»...

Михаил ЖВАНЕЦКИЙ: «Ребята, научитесь пользоваться микрофоном, перестаньте нести херню!»
Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Гитлер для меня — мерзавец, преступник, палач, людоед, но если он людоед, из этого не следует, что Сталин был вегетарианцем»
Юрий ШЕВЧУК: «Ни нефтью, ни газом, ни баблом, ни этими шоу или олимпиадами расположить к себе Запад нельзя: более дружелюбным его можно сделать только одним — действительно гражданским обществом, демократией, независимой исполнительной и законодательной властью, честным судом»
49-летнюю Юлию Тимошенко признали самой сексуальной женщиной Украины
Дочь Романа Абрамовича выходит замуж
Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр получит премию за худшее описание секса
Дима Билан попал в ДТП
Изуродованный десятками пластических операций английский музыкант Пит Бернс опять ложится под нож
Все так делают?
«В президентском лимузине в целях безопасности, помимо иконок, в салоне постоянно сидит батюшка, а чтобы президент чувствовал себя как дома, машина постоянно едет в Донецк»
Стиляги
Поднебесный
У Анатолия Карпова и Александра Розенбаума угнали автомобили
Дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана предстанут перед судом за сокрытие 840 миллионов евро
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги