Конец фильма
Красота по-украински
1 Ноября, 2007 00:00
«Бульвар Гордона»
В Киеве завершился 37-й международный кинофестиваль «Молодость» — единственное украинское культурное событие европейского уровня
Гран-при фестиваля — «Скифского оленя» и 10 тысяч условных единиц — на этот раз взял «Визит оркестра» израильтянина Эрана Колирина.
Гран-при фестиваля — «Скифского оленя» и 10 тысяч условных единиц — на этот раз взял «Визит оркестра» израильтянина Эрана Колирина.
«Когда «Красота по-американски» получила «Оскар» за лучший фильм, это стало новой эпохой, — сказал однажды Квентин Тарантино. — Фильм про неудачников наконец выиграл». Хорошее кино — это всегда кино про неудачников. То есть про живых людей и какие-то серьезные, а подчас крайне неприятные стороны жизни, которые современный человек, помешанный на успехе, старается не замечать.
«НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ, И ВСЕ!»
Масскультура, переживающая нынче колоссальный триумф, превратила живой человеческий мир в картонно-целлулоидный павильон с декорациями, где вместо крови — клюквенный сок, вместо мозга — говяжий фарш, а вместо души — толстый-толстый слой шоколада. Только сперма в этих павильонах бывает настоящей. И то — лично у меня большие сомнения.
Международная конкурсная программа дебютных фильмов, которую целую неделю показывали в Киеве, безусловно, шок для организма, привыкшего к ежедневному «Сникерсу», «Твиксу» и взбитым сливкам. Это полезный стресс. Именно за него и любишь «Молодость». За удивительную способность кинодебютантов (некоторым из них за 40), неиспорченных большими деньгами, почетными наградами, идеологическими раскладами и культурными тенденциями, наблюдать за жизнью живым зрачком, смотреть незамыленным глазом и поэтому видеть в ней то, что обычно ускользает или видеть не хочется.
«Мы просто показали настоящую жизнь. И все», — подытожил артист, сыгравший главную роль в очень страшном кино бельгийца Коэна Мортье «Бывший ударник»... Мортье настолько безжалостно продемонстрировал, куда приводят мечты о звездной славе, что теперь даже как-то боязно о ней мечтать. «Настоящая жизнь, и все» — рефрен нынешней «Молодости», и, пожалуй, это была лучшая «Молодость» из всех, которые я видела.
«Если вы любите американские фильмы, — несколько высокомерно заметил перед показом своей картины «Холтрейн» немецкий режиссер Флориан Гааг (приз зрительских симпатий, лучшая полнометражная лента), — мой вам смотреть не следует. Вам будет неинтересно». Ну почему же? Я, например, люблю американское фильмы. Голливуд — это ведь не только худеющая Анджелина Джоли и толстеющая Милла Йовович. Это еще и Квентин Тарантино, и Милош Форман, и Вуди Аллен, и Фрэнсис Коппола, и Дастин Хоффман, и Роберт де Ниро, на которого так похож наш Богдан Сильвестрович. Как же тут не любить?
«Холтрейн» мне понравился. Четверо молодых людей не на шутку увлеклись культурой граффити и по ночам, прячась от полиции, бегают разрисовывать вагоны метро. Реальная жизнь со всеми ее скучными проблемами и обязанностями полностью теряет для них смысл. Когда мечта становится самодостаточной, полностью заполняя сердце и мозг, она расплющивает человека. Иногда под колесами случайного автомобиля.
К сожалению, еще одна картина о «сбыче мечт» — «Калифорнийская мечта» румынского режиссера Кристиана Немеску — лучшая, на мой взгляд, фестивальная кинолента, так и не взяла ни одной полноценной премии. В августе 2006-го Кристиан Немеску, кстати, обладатель прошлогоднего приза «Молодости» за лучший короткометражный фильм и нынешнего особого приза Каннского фестиваля, вместе со звукооператором погиб в автокатастрофе, и «Калифорнийскую мечту» бережно и нежно доделывали его коллеги.
В 1999 году военный поезд НАТО направляется к Сербской границе, чтобы доставить туда радарные установки для отслеживания конфликта в Косово. На маленькой станции в Румынии НАТОвский состав останавливает начальник железнодорожной станции, по совместительству местный мафиози, которого не устраивают якобы заполненные не по форме документы. Пока американец капитан Джонс в течение трех дней вынужденной задержки поезда сражается с противным румынским коррупционером Дойаром, жизнь станционных аборигенов, пытающихся извлечь из этого конфликта какую-нибудь выгоду, поразительным образом меняется. Я не знаю, соображения какого порядка помешали зрелой режиссерской работе Кристиана Немеску взять в Киеве Гран-при, но ради нее международное жюри впервые пошло на нарушение фестивального регламента, учредив для «Калифорнийской мечты» специальный приз.
![]() Члены международного жюри, супруга Президента Екатерина Ющенко, обладатель Гран-при «Молодости» израильтянин Эран Колирин со «Скифским оленем» и Жерар Депардье. На переднем плане — лидер ВВ Олег Скрипка и художественный руководитель кинофестиваля Андрей Халпахчи |
В конкурсе студенческих фильмов награда «Молодости» и две с половиной тысячи американских долларов достались норвежке Анне Севицки («Сердце разбивается»), победителем в коротком метре стал польский «Ковчег» Гжегожа Йонкайтиса, а лучшей актерской работой — роль, исполненная Анной Бегуновой в российском фильме Марины Любаковой «Жестокость».
«ПРОСТИТЕ, НО У НАС ЗДЕСЬ НЕТ КУЛЬТУРЫ...»
Ну а Гран-при фестиваля — «Скифского оленя» и 10 тысяч условных единиц — на этот раз взял «Визит оркестра» израильтянина Эрана Колирина. Трогательное ироничное кино о том, как маленький полицейский оркестр из Египта однажды приехал в Израиль выступить с концертом и заблудился...
«Вы не подскажете, где тут у вас Арабский культурный центр?». — «Простите, но у нас здесь нет культуры. Ни арабской, ни израильской... Вообще никакой...». Как приятно, что где-то еще на планете существуют подобные места...
После длительного перерыва наконец обратила на себя внимание и Украина. В конкурсе полнометражных фильмов приняла участие картина Евы Нейман «У реки», наш Артем Сухарев получил утешительный диплом за свою трехмерную анимационную короткометражку «На грани», а две студенческих кинопробы «Кто такая Таня?» Вити Гурова и «Таксист» Романа Бондарчука — безумный черно-белый сон о городе Херсоне — вообще настраивают на самый оптимистичный лад.
К сожалению, фильм Евы Нейман «У реки» я так и не посмотрела, поскольку его показ совпал с гвоздем внеконкурсной программы — «Александрой» Александра Сокурова. Все-таки страшная вещь — авторитеты в искусстве. Каждый раз учишь себя относиться к ним спокойно, и каждый раз думаешь: «А вдруг действительно авторитеты?».
Странное какое-то кино снял Сокуров. Практически непостижимое. Как «Черный квадрат» Малевича. Вот те разрушенная Чечня, вот те русская армия, вот те боевой дух, вот те «правда, которая не в руках и не в оружии, а в разуме». Четыре пыльных душных прямых угла, в которых с гипертрофированным чувством имперского превосходства вышагивает Галина Вишневская, играющая русскую бабушку из Ставрополя.
Бабушка приехала в Чечню навестить своего внука-офицера. В армии бабушке понравилось. Всех пирогами накормила, ее тоже — гречневой кашей с мясом... Познакомилась с солдатами срочной службы, смахивающими на выпускниц пансиона благородных девиц... Подружилась с чуткими и отзывчивыми чеченскими женщинами, окружившими ее вниманием и заботой, а заодно и с миловидным чеченским мальчиком. Чеченский мальчик хочет в Ленинград на экскурсию. Чеченские женщины провожают русскую бабушку на поезд и долго машут ей вслед. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
![]() «Молодость» закрывал новый фильм Владимира Хотиненко (слева) «1612» о «великой и могучей России». Популярный актер Артур Смольянинов сыграл в нем одну из главных ролей |
Очень жаль, что прославленный российский режиссер не догадался познакомить русскую бабушку с чеченским боевиком. Фильм, мне кажется, от этого очень бы выиграл, и вместо неприятного осадка, который остается после просмотра, можно было хотя бы приблизительно понять, в чем правда: в разуме или в природных ресурсах? Зато после такого кино догадываешься, почему Россию во всем мире, с одной стороны, боятся, а с другой — над ней смеются. И я бы тоже посмеялась, если бы во всем мире Украину по-прежнему не считали частью России. Причем далеко не лучшей ее частью. Но я все равно посмеялась. На закрытии кинофестиваля «Молодость»...
«НАШЕ РIДНЕ САЛО»
Трудно даже предположить, в недрах какой канцелярии и в лабиринтах чьей буйной фантазии родилась блестящая идея усаживать членов жюри, победителей и звезд, вручающих награды, за столы с салом и водкой прямо на сцене. Вы себе представляете, где-нибудь в Каннах, в Венеции или на вручении «Оскара» глубокоуважаемое жюри в смокингах и в прожекторах сидит за столом и между выпивкой и закуской раздает призы? А зал, в котором полно иностранных гостей и участников фестиваля, сидит и на это смотрит? Зачем? Что нам мешает просто надеть пиджак с брюками и вручить «Скифского оленя», дипломы и цветы хорошим людям, снявшим хорошее кино?
Но все прелести финальной церемонии затмило финальное выступление спонсора. «Ну что может сказать спонсор? — спросил спонсор с характерной интонацией. — Я из тех людей, которые на фестивалях бывают только на открытии и закрытии». Честно говоря, никто и не думал подозревать спонсора в том, что он смотрит кино. Но спонсор оказался человеком словоохотливым и рассказал, что поскольку Андрей Халпахчи «сел на деньги», то все у нас будет путем. В этот момент я просто сползла с кресла. Потому что иногда наступают такие моменты, когда за державу перестает быть обидно и становится за нее смешно.
Вот так устраивали целых девять дней праздник жизни, устраивали, раздували культурный очаг, раздували, порвали душу своими (вернее, чужими) фильмами на шмаття, а потом хрясь по морде куском сала. Хрясь другим. И 100 граммов на коня. И спасибо спонсору.



Эдуард ЛИМОНОВ: «Я не такой, как Эдичка, да и он, естественно, не подонок. Просто возмущенный, бунтующий...»
Константин Хабенский забрал жену из больницы
Паваротти оставил наследникам долги на 18 миллионов евро
Киркоров раскритиковал запрет Лужкова петь под фонограмму
Юля Волкова будет рожать в прямом эфире
Рабанн упаковал наши конфеты
Гвинет Пэлтроу разводится
Сара Джессика Паркер названа самой несексуальной
У Хизер Миллз сломалась пластина в суставе
Саша Барон Коэн стал отцом
Машу Распутину спутали с путаной
Первый шаг — он трудный самый
Михаил ЗАДОРНОВ: «Юлия Тимошенко в политике самая везучая — находясь между двумя Викторами, она все время загадывает желания»
Красота по-украински
Саня Григорьев из «Двух капитанов» актер Борис ТОКАРЕВ: «Режиссер «Двух капитанов» Евгений Карелов погиб у меня на глазах — мне пришлось доставать его тело из моря»
Дочь прославленной трактористки Паши АНГЕЛИНОЙ Светлана: «О маме говорили, что она любовница Сталина, алкоголичка и у нас не дом, а бордель»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги