Саня Григорьев из «Двух капитанов» актер Борис ТОКАРЕВ: «Режиссер «Двух капитанов» Евгений Карелов погиб у меня на глазах — мне пришлось доставать его тело из моря»
Честный, открытый, справедливый и бескомпромиссный — таким запомнился каверинский герой в многосерийном телефильме, так непохожем на современные сериалы.
«ВСЕ В ОДИНАКОВЫХ ПАЛЬТО, КАЛОШАХ И ШАПКАХ, МЫ ВЕСЕЛО ШЛИ В КОММУНИЗМ»
— Борис, вас прежде всего знают как Саню Григорьева из «Двух капитанов»...
— «Два капитана», «Горячий снег», «А зори здесь тихие» — эти три фильма стали моей визитной карточкой. Недавно на Ялтинском кинофоруме прямо на площади показывали фрагменты «Горячего снега» — присутствовало огромное количество людей, потом начались овации. Я, честно говоря, не ожидал: ну да, была картина советского периода, но сейчас молодые ребята смотрят столько боевиков...
«Два капитана» — моя любимая книжка. И первый любимый фильм (версия 1953 года, где роль Сани Григорьева очень здорово играл Александр Михайлов) — в детстве я смотрел его, наверное, раз 20 и помнил покадрово. А потом сам сыграл главную роль. Фильм делал на «Мосфильме» потрясающий режиссер Женя Карелов, снявший великую картину «Служили два товарища» с Владимиром Высоцким, Роланом Быковым и Олегом Янковским.
— Кто еще пробовался на Саню Григорьева?
— Многие. Но Карелов решил, что должен играть я. Там совершенно потрясающ Юра Богатырев в роли Ромашки. Хороши Ира Печерникова, Лена Прудникова... А у гениального Николая Гриценко работа в этом фильме стала последней ролью в кино. С Николаем Олимпиевичем работать было просто наслаждением. Да и с Женей Кареловым тоже — мы с ним были друзьями по жизни.
— Сколько длились съемки?
— Года два... Фильм снимался на пленку (тогда еще не было технологии сериалов) — старались максимально экранизировать весь роман. Автор Вениамин Каверин специально для картины написал несколько новых сцен...
— А куда, кстати, исчез режиссер фильма Евгений Карелов?
— Погиб... у меня на глазах. Сразу же после «Двух капитанов». Мне пришлось доставать его тело из моря. Трагическая судьба! После съемок мы все отправились отдыхать в Пицунду. Туда же приехал и Евгений Семенович Матвеев, любимый актер Карелова, снимавшийся в его фильмах «Я — Шаповалов Т. П.» и «Высокое звание» (я играл там сына героя Матвеева). Все произошло на наших глазах. Карелов пошел купаться, сказав: «Ребята, я сейчас»... Женя не захлебнулся — у него просто остановилось сердце. Когда мы его достали, в его легких не было воды.
— Какая страшная цена за настоящую работу!
— Да, было огромное, невероятное напряжение! А мы с Людой сейчас закончили съемки большого киноромана «Моя Пречистенка». Конечно же, это колоссальный труд. Действие картины происходит с 1900 по 2000 год. В начале герои встречают новое тысячелетие и гадают, каким оно будет. Потом через их судьбы отображены практически все важные события ХХ века — каждая серия охватывает по пять лет.
![]() Борис Токарев с Михаилом Пуговкиным в фильме «Два капитана» |
В «Моей Пречистенке» практически нет гонок и стрельбы. Разве что в эпизодах, связанных с событиями 1905 года. Помните, мы в школе учили, что волнениями тогда была охвачена вся страна? Ничего подобного! Просто несколько улиц на Красной Пресне были перегорожены натянутой веревкой, чтобы не могли проехать казаки. И все! Этот бунт был пробой пера, его нам привезли из-за границы большевики — вместе с большими деньгами.
Раньше архивы были закрыты, а потом мы выяснили, что все наши революции были инспирированы. Ведь, к примеру, мастеров и рабочих московских морозовских мануфактур вполне устраивала их жизнь — они получали достаточно по тем временам, у них были бесплатные детские сады и школы. Это стало для меня открытием...
В начале 90-х, когда в Москве танки расстреливали Белый дом, это происходило практически рядом с нашими окнами. Но самым ужасным казалось другое — стационарные камеры телеканала CNN вели прямой репортаж с места событий...
К сожалению, советский менталитет не предполагал самостоятельного мышления. Помните, как мы были счастливы — все в одинаковых пальто, калошах и шапках весело шли в коммунизм...
— Кого вы снимали в «Моей Пречистенке»?
— Там много дебютов, правда, за несколько лет съемок ребята успели стать известными. Теперь их растаскивают по сериалам и фильмам, просто рвут на части. У нас дебютировал Саша Волков — сыграл главного героя. У Ани Казючис, по сути, тоже в фильме первая большая роль — прежде она играла только в эпизодах. Были задействованы Александр Ефимов, Леша Макаров, Саша Цуркан, Оля Погодина, Катя Климова, Оля Ломоносова. Я играл старого князя.
Кстати, наш с Людой любимый актер Валерий Баринов, которого снимаем во всех своих последних фильмах, согласился играть, даже не читая сценарий, и впервые запел. Роскошные романсы (как и всю музыку для фильма) написал Александр Иванов, только закончивший консерваторию.
Уже много лет работаю с одной и той же творческой группой. Оператор Коля Немоляев вообще-то сериалы не снимает, но сказал: «С тобой буду, потому что мне интересно». И практически все 32 серии сделал, как настоящее кино...
— Может, после такого проекта нужна пауза, чтобы сердце поберечь?
— Не получится, мы уже успели снять двухсерийную рождественскую историю — простую, милую, со счастливым концом.
Заканчиваем еще и художественный фильм «Дистанция» (снимали его в Москве и Туле). Прототипом главной героини стала знаменитая бегунья, двукратная олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова, которую играет Оля Погодина. Там заняты Таня Догилева и Паша Майков.
— Вы ведь делаете и документальные фильмы — например, об Александре Горшкове, Вячеславе Тихонове?
— «Дебюту» эти ленты заказывает РТР, работаем над ними в паузах между игровыми картинами. Начали рассказ о Михаиле Ульянове, но он умер. К его 80-летнему юбилею нынешней осенью надо закончить — уже без Михаила Александровича... Также в работе фильм о Юрии Яковлеве. Эти проекты, конечно, денег не приносят, но они о наших коллегах, потому дело святое.
Люда все время повторяет, что надо успеть. Есть опыт, силы, возможности, и надо их использовать — хочется делать масштабное кино...
«ВЗЯВ В РУКИ СЦЕНАРИЙ, Я ПОДУМАЛ: «ЕСЛИ МРАЗЬ, СНИМАТЬСЯ НЕ БУДУ»
— Борис, давайте вспомним 1978 год: Киев, кинофестиваль «Молодость», «Ангел мой», главный приз...
— О «Молодости» думаю с теплом и надеюсь, что ребята из объединения «Дебют», которым я до сих пор руковожу, обязательно привезут на киевский кинофестиваль новые картины. К счастью, появляются не только криминальные киноистории — все эти штучки с беготней, стрельбой (экшн, конечно, должен быть, но, мне кажется, делать такое кино достаточно легко).
![]() Саня Григорьев, «Два капитана» |
— Вы же давно занимаетесь студией «Дебют»...
— С самого начала — с 1978 года. Объединение получало из бюджета колоссальные по тем временам деньги, и статус у него такой же, как у «Мосфильма».
Мой фильм «Ангел мой» — первая картина «Дебюта». Тогда там работали еще два режиссера — Аркадий Серебрянников, сделавший картину «Ветераны» (с ним мы на «Молодости» разделили главный приз), и Георгий Мыльников, снявший «Отставной козы барабанщик» с Жорой Бурковым в главной роли. Каждый год мы выпускали, как минимум, 15 фильмов. Не призываю вернуться к тем временам — это слишком дорого для госбюджета, но четыре-пять картин делать надо.
В «Дебюте» рядом с молодыми всегда были выдающиеся мастера. Ведь Георгий Рерберг — оператор Андрея Тарковского, снимал у нас фильм Ивана Дыховичного «Испытатель». Когда я, руководитель «Дебюта», повез наши работы во Францию, где всегда был большой интерес к советскому кино, особенно молодому, журналисты вздыхали: в любой другой стране просто невозможно, чтобы такой великий мастер, как Рерберг, работал с мальчишкой, не снявшим прежде ни одной картины. А в этом был великий смысл.
— Кажется, после роли в мини-сериале «Последний бой майора Пугачева» вы больше не снимались. Почему вы приняли то предложение, ведь от других нередко отказывались?
— Это очень серьезная лента, которую НТВ-кино снимало по «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. Режиссер Владимир Фатьянов собрал отличную актерскую компанию: Лев Дуров, Владимир Стеклов, Игорь Лифанов... Я играл генерала Артемьева — начальника всех колымских лагерей.
— Вас трудно представить в образе злодея...
— В том-то все дело. Взяв в руки сценарий, я подумал: «Если мразь, сниматься не буду». Но за ролью стояла потрясающая человеческая трагедия. Казалось бы, Артемьев на Колыме — самый высокий начальник, для которого жизнь какого-нибудь заключенного ничего не значит... Но в ленте есть несколько совершенно потрясающих сцен. Например, в госпитале генерал разговаривает с доктором, и мы понимаем, что Артемьев такой же зек, как все там. Вначале его, боевого генерала, разжаловали, потом звание вернули, но отправили на Колыму.
Фильм — история единственного побега, совершенного уже после войны. В лагерь попали боевые офицеры — люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Многие вырвались из немецкого плена — герои, а их упекли в ссылку. Они понимали, что единственная возможность спастись — убежать. Но куда, если на 500 верст вокруг — тундра и тайга...
— Фильм снимали на Колыме?
— Нет, в Беларуси, где специально построили весьма правдоподобный лагерь. Мой генерал Артемьев понимал, что должен уничтожить беглецов, но сочувствовал им.
Когда в госпиталь привезли израненного солдата, единственного оставшегося в живых, Артемьев подошел к его носилкам и ужаснулся: «Что же вы наделали?» (имея в виду, что побег был совершенно бессмысленным). Солдат открыл глаза: «Ничего, генерал, хоть два дня, но на свободе!». И умер. Хирург пытался реанимировать, стал срочно готовить его к операции. Но Артемьев просит: «Не надо его трогать. Он уже ушел. Ушел свободным». Ради этой фразы я и снимался...
«НИКОЛАЙ ЕРЕМЕНКО БЫЛ ЖУТКО ОДИНОК»
— Настоящее мужское кино было у вас и раньше. Например, «Горячий снег», где вы снимались вместе с Николаем Еременко-младшим. Кажется, вы с ним жили в одном подъезде — рядом с Домом кино на Васильевской?
— Да. Потом он развелся с женой Верой и переехал, а я до сих пор там обитаю.
![]() В картине «Горячий снег» |
— Вы дружили?
— Не могу сказать, что виделись ежедневно, ведь Коля очень много снимался, но когда приезжал, мы с ним встречались у нас дома.
Мне всегда казалось, что в последних своих работах Еременко качественно изменился. В советских фильмах он, конечно, выглядел суперменом, красавцем, а незадолго до ухода «ушел в глубину».
В жизни Коля был очень закрытым человеком. Иногда вечером приходил к нам и просил: «Ребята, можно я у вас побуду?». Сидели на кухне, пили чай, он говорил: «Как у вас хорошо. Не хочется уходить...». Еременко был жутко одинок, ему не хватало семейного очага...
Едва сойдя с поезда на вокзале Минска, где снимался «Последний бой майора Пугачева», я сказал: «Хочу поехать к Коле». И отправился на кладбище, где он похоронен возле своего отца (им сделали красивый памятник). Он ведь отца всего на год пережил...
— Два года жизни вы отдали театральным подмосткам — Театру Пушкина и Центральному академическому театру Советской армии...
— В Театре имени Пушкина в 1961 году я оказался абсолютно случайно. Ассистентка режиссера, у которого я снимался в картине «Спасенное поколение» на студии имени Горького, ушла туда и позвала меня. Как раз ставили «Столпы общества» Ибсена — серьезную пьесу, где была роль сына консула. В театре такие образы всегда отдают женщинам-травести. Но когда режиссер стал думать, кого бы пригласить, моя знакомая сказала: «Зачем искать? Есть мальчик, который может это сыграть».
Днем я учился в школе, а вечером играл в спектакле. Кстати, служебный вход театра был на улице Бронной, где я в то время жил. Так что просто из дома попадал на сцену.
— И не оказались зависимым от воздуха кулис?
— Была недавно мысль самому поставить спектакль — невероятно хотелось стабильной работы с актерами, чтения пьес, каждодневных репетиций. В кино все по-другому — быстро. Но ни один из моих театральных замыслов не реализовался. Хотя сам театр оставил самое радостное впечатление — я ведь работал со всеми великими «стариками», для которых Станиславский был не книжным, а совершенно реальным человеком, их коллегой. Это была моя большая удача.
В Театр Советской Армии меня взял Андрей Алексеевич Попов — главный режиссер, который хотел, чтобы я там остался работать после армейской службы. Но кино для меня все равно было желанней — даже в армии я продолжал сниматься в военных картинах.
— Николай Еременко рассказывал, что сам напросился в «Горячий снег», чтобы не служить в армии...
— Возможно, но он идеально подходил на роль Дроздовского. А я упорно отказывался от съемок — не хотел надолго уезжать из дома в Новосибирск. Даже прятался от режиссера фильма Гавриила Егиазарова. В Сибирь меня заставил поехать лично директор «Мосфильма».
— Но ведь зато в 28 лет вы получили Государственную премию России!
— В «Горячем снеге» я работал не только с Колей Еременко, но и с Болотом Бейшеналиевым из Киргизии, Арой Бабаджаняном из Армении, с другими прекрасными ребятами. Мы были вместе — в этом суть тогдашней жизни страны.
Так и не могу привыкнуть, что мы с Людой приезжаем в Украину, как за границу (кстати, она родилась в Хмельницком). Наверное, новые поколения будут к этому относиться спокойнее...
Как оказалось, мы уже жили в прекрасной стране и при коммунизме, даже не подозревая об этом...
— Борис, вы не москвич, но попали во ВГИК. Не было ли комплекса провинциала?
— Я появился на свет в Калужской области (это родина мамы), там прожил энное количество лет, но в школу уже пошел в Москве, куда переехали родители. Никогда не задумывался, кто я — житель столицы или провинциал. Только вот любая столица — еще не страна. Настоящее — это глубинка с колоссальным человеческим потенциалом. Оттуда во ВГИК абитуриенты зачастую даже приехать не могут — нет денег на билет. Многие педагоги ищут в провинции талантливую молодежь.
Помню двух ребят, которые, к сожалению, рано ушли из жизни — Петю Луцика и Лешу Саморядова из Оренбурга. Прочтя Алешин сценарий, отправленный на конкурс по почте, педагоги были потрясены и тут же пригласили его поступать в вуз, а парень не явился на экзамены. Как выяснилось, Саморядов не принял всерьез это приглашение. За ним поехали, привезли его в Москву, он сдал экзамены (во ВГИКе главное — творческий конкурс, педагоги прощают незнание школьных предметов).
Петя Луцик и Леша Саморядов создали несколько замечательных фильмов. Увы, не всегда их сценарии реализовывались — по степени дарования ребята были намного ярче режиссеров, которые брались за экранизацию. Так что провинция — генератор настоящего в искусстве.
«СЫН НАМ ГОВОРИТ: «ВЫ СО СВОИМИ ИДЕАЛАМИ ПОКА ОТДОХНИТЕ»
— Трудно быть однолюбом?
— Ой, тяжело. Самое главное — не привыкать друг к другу. Мы ведь с Людой не только дома все время вместе, но чаще всего и на работе. Когда она снималась в моих картинах, всегда что-то переделывала под себя, потом написала первый сценарий.
Людмила каждый раз раскрывается по-новому (я только начинаю понимать, что совсем ее не знал) — удивительное качество женщины: постоянно меняться.
![]() Людмила Гладунко и Борис Токарев всегда вместе — и в жизни, и в кино Фото автора |
Когда семейная жизнь становится однообразной, происходит то, о чем писал Маяковский: «Любовная лодка разбилась о быт». Для нас быт, конечно, имел большое значение, но все равно нечто другое было более важным. Прежде всего — сумасшедшая любовь к кино. Мы — абсолютные трудоголики. Даже если вдруг появляется свободное время, начинаем готовить новые проекты. С трудом заставляем себя расслабиться: мол, вернемся к этому через месяц. Не получается... Конечно, у нас бывают скандалы, серьезные разногласия, но потом все равно находим взаимоприемлемое решение...
— А ваш сын Степан вас радует?
— По-разному. Он у нас поздний ребенок — мы работали и не спешили заводить детей. Конечно, его появление стало большим счастьем — мы все забросили (два года была проблема с бабушками) и сами занимались малышом. Люда как раз накануне снялась в фильме «Единственная», ей посыпались предложения, но она от всего отказывалась. А наша профессия жестокая, выпадешь из обоймы — потом очень трудно возвращаться.
Конечно, сын нас долгое время радовал — школу окончил с серебряной медалью (хотя я не видел, чтобы он особенно занимался), набрав самые высокие баллы, успешно поступил в Институт международных отношений. А потом вырвался в самостоятельную жизнь, и его понесло...
— Наверное, это нормально...
— Я тоже считаю: парень должен перебеситься. Сейчас ему 28 лет, мы с Людой в его возрасте были давным-давно женаты, а он говорит: «Нет, рано». Сначала я думал, что один наш такой, но разговорился со своими друзьями и понял — все поколение.
Меня очень напрягает, что у него нет истинных друзей, какие были у нас. Степан говорит: «Вы со своими идеалами пока отдохните». Но в парне так много заложено, он же по гороскопу Лев, внутренне очень сильный человек. Да и внешне — двухметрового роста (одно время даже моделью подрабатывал).
— После МГИМО Степан вдруг снялся в вашем мини-сериале «Не покидай меня, любовь». Только потому, что папа — режиссер?
— Степа кинематографом не занимается, мы его еле уговорили — изображать надо было моего сына (он нам потом сказал: «Это вы обо мне написали»).
— Ваша профессия его совершенно не увлекла?
— Нет. Удивительно, но он очень прагматично ко всему подходит. Оказалось, ему интереснее всего международное право, которым сейчас активно занимается. К тому же он ведь застал чудовищный развал в кино, трагические киносудьбы, видел, как я много лет был просто безработным. Если бы не японцы из телекомпании NHK, с которыми я работал четыре года, не знаю, что бы с нами было...
Пришлось в России снимать телепрограммы для Японии — оттуда приезжала группа, я их сопровождал как исполнительный продюсер. Для меня это стало совершенно сумасшедшей школой. Понял, что честные взаимоотношения зарубежных партнеров — миф. Японцы во многом вели себя так же, как наши бизнесмены. Мы ведь всегда думали: капиталисты держат слово. Ничего подобного, капитализм — это кто первый урвет. Естественный отбор необходим — выживает сильнейший. Но что делать не самым сильным? Мы-то привыкли, что надо всем помогать, а там все очень жестко.
— В генах у нас одно, сейчас нам насаждают чужие ценности, потому и результат никакой...
— Процесс очень сложный — должно смениться хотя бы два поколения, чтобы все пошло как следует. Пока мы живем на уровне даже не капитализма, а дикого тоталитаризма.
— Борис, как-то вы сказали, что жениться стоило хотя бы из-за тещи. Покойная мама вашей жены — известная советская актриса Рита Гладунко...
— Рита Ивановна была удивительным человеком. Я с ней очень дружил, она всегда принимала мою сторону. Когда мы с Людой только поженились, у меня умерла мама (ей был всего 51 год). На похоронах Рита Ивановна вдруг схватила меня в охапку — так сильно в ней было материнское чувство, ведь я осиротел совсем мальчишкой.
Рита Ивановна как-то сразу стала для меня родной. Перед смертью она подолгу жила у младшей дочери в Португалии, очень любила Лиссабон, называя его сказочным городом. Потом приехала в гости к нам в Москву, встретилась со всеми друзьями и в день отъезда умерла (как сказали врачи — от разрыва сердца). Мы похоронили ее здесь, на родине. Риты Ивановны нет, а все ее друзья стали нашими — Люда очень похожа на маму...
Главное, что меня всегда поражало в Рите Гладунко, — удивительная мудрость и понимание: в жизни никогда не надо рубить сплеча. Пожалуй, и класс актера определяется умением держать паузу.
ЛЮДМИЛА ГЛАДУНКО: «Я ДЛЯ БОРИ СРАЗУ СТАЛА МНОГО ЗНАЧИТЬ, А У МЕНЯ ЧУВСТВА ВЫЗРЕВАЛИ ПОСТЕПЕННО»
— Людмила, с мужчинами о любви говорить сложно — услышав сакральное слово, они, как правило, закрываются. Вы же с Борисом вместе еще с юности, а как встретились впервые?
— В картине «Где ты теперь, Максим?» — Боря увидел меня раньше, чем я его. Меня уже утвердили на роль, а с героем все еще было не решено. Когда Боря появился на площадке, второй режиссер Мария Сергеевна Ермолова показала ему мою фотографию и сказала: «Вот наша героиня. Смотри, не влюбись!». Потом он, смеясь, говорил: «Тут-то все и случилось».
Я же его разглядела позже — на съемках зимних сцен в Калининграде, в котором тогда снимали все кадры разрушенных послевоенных городов... Мне, 15-летней, все было внове, я впервые оказалась одна — без бабушки и родни.
Боря рассказывает, что я для него сразу стала много значить, а у меня чувства вызревали постепенно. Мы снимались полтора года, потом поступили во ВГИК — поженились уже после защиты диплома.
С тех пор нам часто задают вопрос: «Как стать семьей-долгожителем?» и даже приглашают в семейные программы как экспертов. А я не могу поделиться опытом — рецептов нет...
Кстати, программа «Пока все дома» просто замучила предложениями снять о нас передачу. Но мы почему-то опасаемся — стали замечать, что после эфира пары начинают расходиться. Может, это совпадение, но нам туда лучше не идти...





Эдуард ЛИМОНОВ: «Я не такой, как Эдичка, да и он, естественно, не подонок. Просто возмущенный, бунтующий...»
Константин Хабенский забрал жену из больницы
Паваротти оставил наследникам долги на 18 миллионов евро
Киркоров раскритиковал запрет Лужкова петь под фонограмму
Юля Волкова будет рожать в прямом эфире
Рабанн упаковал наши конфеты
Гвинет Пэлтроу разводится
Сара Джессика Паркер названа самой несексуальной
У Хизер Миллз сломалась пластина в суставе
Саша Барон Коэн стал отцом
Машу Распутину спутали с путаной
Первый шаг — он трудный самый
Михаил ЗАДОРНОВ: «Юлия Тимошенко в политике самая везучая — находясь между двумя Викторами, она все время загадывает желания»
Красота по-украински
Саня Григорьев из «Двух капитанов» актер Борис ТОКАРЕВ: «Режиссер «Двух капитанов» Евгений Карелов погиб у меня на глазах — мне пришлось доставать его тело из моря»
Дочь прославленной трактористки Паши АНГЕЛИНОЙ Светлана: «О маме говорили, что она любовница Сталина, алкоголичка и у нас не дом, а бордель»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги