В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Не слышны в мозгу даже шорохи

Виталий КОРОТИЧ 9 Ноября, 2007 00:00
Режиссерский принцип, гласящий, что короля играет его свита, действителен не только на сцене. Интересно наблюдать за окружением политических лидеров, тем более что интриги там порой заплетаются не хуже, чем в триллерах.
Виталий КОРОТИЧ

Режиссерский принцип, гласящий, что короля играет его свита, действителен не только на сцене. Интересно наблюдать за окружением политических лидеров, тем более что интриги там порой заплетаются не хуже, чем в триллерах. Ничего странного: мы только осваиваем демократический опыт и уроки его не всем просто даются. К тому же в прошлом у нас недавние войны, голодоморы и гулаги, измученное крестьянство, которое понемногу освобождается от крепостной зависимости (селяне жили в ней несколько сот лет — и при царях, и при колхозах).

Люди учатся вырабатывать и отстаивать собственное мнение, строить государство, руководители которого будут зависеть от своих граждан и служить им верой и правдой. При этом истина, что надо учиться на ошибках, не ушла. Так же, как уточнение этой истины, что куда лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих собственных.

Но не все так просто. Только что я прочел в учебнике для изучения истории в российских школах: «В России так сложилось, что любая власть идет от царя, генсека, президента...». Автор этого пособия не скрывает, что оно уже одобрено наверху. Не слышны в мозгу даже шорохи... Обидно. Уже не упомню, когда в России была эпидемия холуйства, по размаху сравнимая с сегодняшней. Коленопреклонения перед нынешним президентом и моления, обращенные к нему, беспрерывны: «Наплюйте на Конституцию и правьте нами вечно!». Сам Путин в этой ситуации ведет себя прилично, ни разу не отказавшись от своих слов о том, что Конституции не нарушит и на новый срок избираться не будет. Но гремят холуйские хоры.

Губернаторы и депутаты, физики и лирики умоляют президента остаться в Кремле навсегда. Недавно в очередной раз верноподданно взрыднул Никита Михалков, от имени сразу всех деятелей российской культуры призвавший Путина дальше владеть и править. Можно сослаться на похожее событие из жизни Сталина, который на одном из собраний долго слушал дифирамбы в свой адрес от Алексея Толстого, чья изысканная родословная вполне сравнима с михалковской, а затем хлопнул того по плечу и перебил словами: «Хватит стараться, граф!».

Взаимоотношения власти и подданных должны быть ответственны. Но многих российских деятелей культуры и политики, пробующих сдержать холуйскую эпидемию, встречают в штыки. «Не нравится Путин? Валите из нашей страны!» — прочел я в «Комсомольской правде».

«А кого не заносит из русских мужиков?» — прочел я в «Известиях» всхлип читательницы, заступающейся за Михалкова. Максим Горький в 1921 году писал Ленину: «Помните, что российский житель есть человек самых неожиданных поступков — сделает пакость и сам удивляется: как это меня угораздило?». Но ему как бы отвечает один из самых шумных дрессированных российских догматиков Михаил Леонтьев, вздыхая над подписью Михалкова под упомянутым письмом: «Ну подмахнул он, не читая! Но никакого преступления не совершал!». Вот такие дела, вот такие нормы...

Мы плохо учимся, тем более что одна за другой накатываются круглые даты, каждая из которых дает основания для раздумий. 90 лет назад случился октябрьский переворот, через 20 лет после него, в проклятом 1937-м, большевистский террор достиг апогея, а полвека назад, на XX съезде партии, заварившей кровавую кашу, была сделана хоть какая-то попытка отряхнуться от разрушительной бессмыслицы догм и культов. Тогда не получилось, но надежда ожила, Во всяком случае, голосуя в последнем советском парламенте против закона о всевластии Коммунистической партии, я верил в это. Но выползание из-под обломков советской империи для многих, судя по всему, процесс затянувшийся. Судьба демократии, которую когда-то расстреливали, а сегодня зацеловывают липкими губами, достойна сочувствия...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось