Наши люди в Голливуде
Киноактер Олег ШТЕФАНКО: «В Америке я работал официантом, занимался извозом, был кикбоксером, снимался в кино за еду. В Штатах это не считается унизительным»
15 Ноября, 2007 00:00
Специально для «Бульвара Гордона»
На первый взгляд может показаться, что 48-летний российско-американский актер Олег Штефанко — везунчик, баловень судьбы.
«Я ЧЕТЫРЕ ГОДА ИЗБАВЛЯЛСЯ ОТ УКРАИНСКОГО АКЦЕНТА, НО ПОТОМ ПРИШЛОСЬ ОСВАИВАТЬ БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК»
— Однако, лихо закручена ваша биография! Хоть вы наш земляк, а Киевский театральный институт обошли десятой дорогой. В Москве удачно окончили Щепкинское училище, играли главные роли в Малом театре, в кино, но, сделав ручкой Белокаменной, рванули в Голливуд.
— Все так, да не так, поскольку жизнь — штука непростая. Я родился в шахтерском городке Торез. Говорил и думал, как большинство жителей Восточной Украины, исключительно на русском языке, поэтому даже мысли не возникало поступать в Институт имени Карпенко-Карого, где українська мова обязательна. Если уж учиться, то в лучших заведениях, а киевский вуз я, извините, таковым не считаю. Кстати, мой папа — инженер на шахте — много лет проработал в забое, человек, крепко стоящий на ногах, не понял и не одобрил решения сына стать актером, и я его хорошо понимаю. Ну а мама поддержала.
В Щепкинское поступил с первого захода. Если бы провалился, без вопросов вернулся бы домой и поставил на мечтах о сцене крест. В первую очередь потому, что не посмел бы разорять родителей своими поездками туда-сюда.
— А вам ведь крупно повезло. Обычно украинцев, с нашим мягким говором, «шоканьем» да «гэканьем», в Москве отфутболивают не раздумывая: мол, избавьтесь от акцента, а потом приходите.
— Вы абсолютно правы. У меня был ужасающий русский — невнятный, быстрый, «шокающий». Вдобавок я еще и внешне был невзрачным — мелким, белявеньким, суетился, что-то тараторил. Спасибо педагогам за кредит доверия. А ведь среди моих однокашников были очень яркие ребята! Дмитрий Назаров, нынешний юморист Игорь Христенко. На курс младше учились Олег Меньшиков, Игорь Волков. Вслед за ними шли Дима Харатьян, Саша Домогаров.
О себе могу одно сказать: не был я ни прилежным учеником, ни разгильдяем. Скорее, таким, как все. Что требовалось, делал, когда можно было сачкануть, сачковал.
— В кино вы начали сниматься еще во время учебы. Но ведь студентам это категорически запрещалось.
— Да, за съемки карали сурово — вплоть до вылета. Но мы, начиная со второго курса, были заняты во многих массовках на сцене Малого театра. Мне повезло по-крупному: единственному из курса доверили сыграть два больших эпизода. Поэтому педагоги в порядке исключения разрешили сняться в нескольких телевизионных спектаклях и даже получить небольшие гонорары.
— Поэтому вас сразу пригласили в труппу Малого театра?
![]() «В Щепкинское я поступил с первого захода, хотя у меня был ужасающий русский, а внешне я был мелким и невзрачным» |
— Далеко не сразу. Везение быстро иссякло — однокурсников зачислили, а мне отказали. Я показывался народному артисту России ныне покойному Роману Филиппову. Он как-то сразу проникся к украинскому хлопчику и посоветовал поехать... в Минский театр имени Янки Купалы, год там поработать, получить звание заслуженного артиста Белорусской ССР и уж потом со спокойной душой возвращаться в Москву. Так я и поступил.
В Минском театре, где главным режиссером был Николай Еременко-старший, земля ему пухом, меня сразу утвердили на три главные роли. Все вроде хорошо складывалось, но меня терзали смутные сомнения. В Москве я четыре года усиленно избавлялся от украинского говора. Только-только начал говорить чисто, как вдруг на тебе — все по новой: изучай теперь язык сябров, театр-то национальный.
Я слабо соображал, что со мной дальше-то будет, и в один прекрасный выходной отправился в Ленинград показываться Игорю Владимирову. Труппа была замечательная, гремела на всю страну — Алиса Бруновна Фрейндлих, Михаил Сергеевич Боярский. И что вы думаете — меня туда взяли! Но я в Ленинграде не остался, а вернулся в Москву. Тут же получил две главные роли в кино. Съемки фильма «Через Гоби и Хинган» о конце Второй мировой войны, проходили за границей — в Монголии и Германии. Пока я работал за рубежом, меня зачислили в труппу Малого театра. В общей сложности я отдал ему 15 лет. Сыграл 28 ролей, среди которых есть и главные. Поверьте, это непросто, поскольку большие работы — прерогатива старейшин, а их в Малом насчитывалось очень много.
«В АМЕРИКУ Я ЕХАЛ НА ПУСТОЕ МЕСТО — НИ ДРУЗЕЙ, НИ РАБОТЫ, НИ СВЯЗЕЙ»
— Внешне все складывалось замечательно. Отчего вас за океан потянуло?
— Я уехал в 1992 году. Времена наступили смурные, смутные — зритель больше не ходил в театр, кино тоже перестали снимать. На улицах стреляли, особенно страшно становилось по ночам. После перестройки страна пошла вразнос — дефолты и все такое прочее. Богемная актерская профессия, которая еще недавно приносила не только моральное удовлетворение, но и неплохие деньги, превратилась в ничто. Мысли были об одном: где найти деньги на еду. А у меня уже семья была, дочке Кристине годик исполнился. Не просить же о помощи престарелых родителей! Тогда я принял единственное на то время разумное решение и с помощью минимальных связей уехал в Америку.
— Почему не в Европу?
— Неоднократно бывая в европейских странах на гастролях и съемках, я видел, что там эмигрант всегда будет считаться человеком второго сорта. А в Америке все эмигранты. Решив начать с нуля жизнь за океаном, я отправился не в Лос-Анджелес — не был так наивен, чтобы сразу видеть себя киногероем, — а в Нью-Йорк.
— Жена, оставшаяся в Москве с маленьким ребенком, отпустила вас легко?
![]() С Инной Чуриковой |
— Надо отдать супруге должное: она меня поняла и поддержала. Через некоторое время, когда более-менее встал в Штатах на ноги, вызвал к себе дочь. По американским законам, я могу вызвать только близкого кровного родственника, и жена, естественно, под этот статус не подпадала. Она привезла дочку как сопровождающая, и мы с ней решили еще раз скрепить наши отношения, теперь уже по их, по штатовским законам, чтобы никаких вопросов больше не возникало.
— Супруга — актриса?
— Нет. В семье хотя бы один человек должен быть нормальным. Я не очень понимаю актерские браки, хотя, безусловно, бывают редкие исключения. Актерство — профессия, изначально направленная против семьи. Ну какая может быть «ячейка общества», если жена постоянно на репетициях, муж на спектаклях, она на гастролях, он на съемках? Да и закулисные дети, если честно, меня не впечатляют. А мне здорово повезло — я встретил и полюбил женщину, которая никак не связана с моей профессией. Лариса — филолог, в России занималась языками, преподавала. Для меня она — самый родной человек на земле. Всегда поймет и все простит.
— В чужой стране вас кто-то встретил, предложил на первых порах поддержку?
— Нет, я ехал на пустое место — ни профессии, ни связей, ни друзей, ни денег. Остановился у малознакомых людей, жил в подвале их дома. Начал с того, что отправился в русский ресторан на Брайтон-Бич. Трудился официантом за наличные — больше никуда устроиться не мог, поскольку не знал языка. Но вскоре я понял: для того, чтобы по-настоящему овладеть английским, необходимо, как это ни прискорбно, выходить из русскоязычной среды. Потихоньку-помаленьку перебрался из Бруклина в Манхэттен. Чем только не занимался, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Даже был кикбоксером, на ринге выступал, пока не сломал в неудачном бою ногу и не порвал связки. В результате пришлось оставить это занятие.
На сэкономленные деньги сделал себе портфолио, резюме. Как модель начал сниматься на обложках глянцевых журналов. Такими, пусть и мелкими, но твердыми шажками, я возвращался в профессию. В студенческих картинах снимался бесплатно, точнее, за еду — кстати, в Америке это не считается чем-то позорным и унизительным. Вскоре пошли малобюджетные, но все-таки фильмы.
Помню, как из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк приехали Олег Видов и Савелий Крамаров, царствие ему небесное. Мы познакомились, они в один голос воскликнули: «Что ты здесь сидишь? Поезжай в Лос-Анджелес, там обязательно найдешь работу». После такого напутствия купил за 700 долларов автомобиль и проехал на нем через всю Америку. В Лос-Анджелесе не полез сразу к известным режиссерам, а вновь начал с ресторанов. Затем было такси, продавал мебель. В Америке обязательно нужно иметь свой бизнес, поскольку кино — штука зыбкая: сегодня у тебя есть приглашения, завтра их нет, а счета нужно оплачивать ежемесячно. Я даже на русском MTV вел телепередачи — что-то вроде нашей «Утренней почты». Подкопив денег, открыл собственный небольшой автопарк, состоящий из нескольких машин, нанял на работу водителей.
![]() С Александром Михайловым |
«РОБЕРТ ДЕ НИРО ДАВАЛ МНЕ ПОЛНУЮ СВОБОДУ»
— Каким же образом вы до самого Роберта Де Ниро добрались?
— Когда я перестал сам крутить баранку и на меня уже работали другие таксисты, смог ходить на пробы. Получил роль в мини-сериале. Режиссер настоял, чтобы в дальнейшем именно я снимался в этой роли, а в Америке в подобном случае тебя зачисляют в актерскую гильдию. Это очень серьезно — без такого членства ты не имеешь права сниматься в кино. Кроме того, гильдия обеспечивает социальные гарантии — медицинскую страховку, пенсию и так далее.
Что касается Де Ниро, то он несколько лет писал сценарий картины «Ложное искушение» и сам для себя сразу решил: роль русского разведчика будет играть только русский актер. Из нескольких предложенных кандидатур выбрал мою. В 1999 году меня вызвали в Нью-Йорк — ознакомиться со сценарием. Домой в Лос-Анджелес возвращался окрыленным. Еще бы — мне выпал шанс сниматься в окружении таких звезд, как Ума Турман, Джуд Ло! Но работа над фильмом прервалась, причем надолго, поскольку Де Ниро вновь начал переписывать сценарий.
Я успел съездить на родину, посниматься в России и вновь вернуться в Америку. К тому времени Роберт Де Ниро начал проводить уже новые пробы и вновь на роль русского разведчика утвердил меня. Я был единственным актером, уцелевшим из первого состава. А главные роли достались Анджелине Джоли, Мэтту Дэймону и Алеку Болдуину. Съемки начались лишь в 2005 году.
— Вы чувствовали снисходительное отношение со стороны американских звезд?
— Ничего подобного не было. Все на работе, у всех контракты. Де Ниро ошибочно считают жестким режиссером, диктатором, а по-моему, он человек внимательный, умеющий выслушать. Если к Мэтту Дэймону Роберт был предельно требователен, то мне на площадке давал полную свободу. Потом признался, что доверяет русской актерской школе.
— Чем отличается работа в российском кино от съемок в Голливуде?
— Это две разные планеты. У американцев длиннейший подготовительный период, тщательные репетиции, зато во время съемок ни единого сбоя. У них сцена снимается с одного, максимум с двух дублей, хотя Де Ниро их может себе позволить 10, и ни секунды простоя. У нас же можно целый день загорать, пока свет выставляют. Ну а про обеспечение актеров на площадке всем необходимым даже говорить не приходится. Я был занят исключительно работой, а не мучился раздумьями, когда обед, почему не работает кондиционер.
![]() Олег Штефанко известен в Голливуде как Oleg Shtefan. С Робертом Де Ниро (слева) и Мэттом Деймоном (справа) на съемках фильма «Ложное искушение» |
— Но в вашей судьбе случился очередной крутой вираж — возвращение в Россию.
— Я отсутствовал в стране 11 лет. Приехал в 2003-м, потому что скончался отец. Летел в Донецк через Москву, на пару дней задержался в столице. Заглянул в театр, на «Мосфильм», правда, без каких-либо серьезных намерений — просто захотел повидать друзей-товарищей и был приятно удивлен, даже ошарашен: оказывается, меня не забыли. Более того, фильмы с моим участием часто крутили по телевизору. Первое, что услышал на «Мосфильме»: «Елки-палки, нам позарез не хватает хороших кадров, а ты пропал невесть куда».
— В Америке продолжаете сниматься?
— Если там намечается что-то серьезное, сразу звонят мои агенты. Кое-какие предложения поступают, но агенты объяснили, что я больше не имею права соглашаться на незначительные, проходные роли, поскольку планка поднята высоко. Опуститься ниже даже на пол-ступеньки, снимаясь во всем без разбору, нельзя — Голливуд такого не прощает.
P. S. Редакция «Бульвара Гордона» благодарит кинокомпании Film.UA и Production UA за помощь в организации интервью.





Актер театра и кино Валерий БАРИНОВ: «Жена поняла, что я не проиграю ее вместе с домом, дачей и автомобилем...»
«Ленинградец» Сергей ШНУРОВ: «Я — дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина!»
Алсу будет петь с гинекологом
Татьяна Недельская борется с халявщиками, от ее имени требующими бесплатные билеты на презентации и концерты звезд
Дочери Юрия Гагарина судятся с киношниками
Рассел Кроу решил креститься, чтобы «улучшить карму»
Пробежав пятичасовой марафон, Кэти Холмс обула шпильки и отправилась на премьеру
Мэр Нью-Йорка Блумберг снялся в фильме «Секс и город»
Завершив карьеру, Мартина Хингис провела тренинг в Украине
Милла Йовович назвала дочь Эве Габо
107-летний художник Борис Ефимов назван «легендой жанра»
Клык из «Гарри Поттера» получил звезду на «Аллее славы»
На седьмом месяце беременности Агилера официально заявила, что ждет ребенка
Дженнифер Гарнер стала «Женщиной года»
Между прошлым и будущим
Киноактер Олег ШТЕФАНКО: «В Америке я работал официантом, занимался извозом, был кикбоксером, снимался в кино за еду. В Штатах это не считается унизительным»
Эдуард ЛИМОНОВ: «Я бы не возражал, если со временем моего сына изберут президентом Украины. Отлично звучит: Богдан Савенко, да и папа не промах...»
Эдуард ЛИМОНОВ. Чужой и злой
Звезда 60-х—70-х Тамара МИАНСАРОВА: «Своими концертами я кормила целый симфонический оркестр»
Ирина АЛЛЕГРОВА: «Не подскажете, где мне научиться стервозности?»
Николай БАСКОВ: «Я сейчас один и на сцене, и в жизни. Кто знает, что будет? Сегодня поклонница, завтра жена»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги