Народный артист СССР Лев ДУРОВ: «Ира моя украинка, очень красивая, к ней все так и липли. Ухажеров она спрашивала: «А балберка у тебя есть? Нет? А вот у Дурова есть!». Ни у кого, кроме меня, этой штуки не было...»
«У МЕНЯ, ЧТОБЫ ВЫ ЗНАЛИ, РОСТ ПОБЕДИТЕЛЯ»
- Ну, слава Богу, Лев Константинович, рад видеть вас в добром здравии, а то в газетах я прочитал, что у вас чуть ли не...
- Ой (перебивает), вечно они что-то пишут - не верьте! Все замечательно, никаких потрясений не было, ничего, хотя, конечно, молодцы журналисты. Я иной раз даже диву даюсь: такие понятия, думаю, как совесть, честь, у них присутствуют? Артист - не будем называть фамилию - попал в тяжелейшую аварию, а на следующий день в прессе его фотографии вдруг появились: голова перебинтована, отовсюду торчат трубочки... Он же не в палате обычной лежал, в реанимации - а кто туда может попасть, вот скажите? Туда даже родных не пускают, по крайней мере, в первые дни, значит, некая система срабатывает: кто-то кому-то платит, и деньги открывают все двери.
- Сами сестры, очевидно, и фотографируют...
![]() |
| Левочка Дуров, 1933 год |
- В том-то и дело. Безнравственно совершенно, но что тут поделаешь? Лучше не обращать на такие вещи внимания, потому что можно просто в ярость прийти, а она до добра не доведет.
- Лев Константинович, обычно люди маленького роста комплексуют из-за того, что не вымахали до потолка...
- Ой-ой-ой!
- Такого у вас никогда не было?
- Фиг вам! (Смеется). Во-первых, у меня, чтобы вы знали, рост победителя - Геракл, по-вашему, великаном был?
- Да, нет, небольшого росточка...
- Моего, если быть точным. По древнегреческим канонам, - их, по-моему, скульпторы Фидий и Поликлет ввели - голова должна шесть или семь раз укладываться в длину тела.
- А умная голова?
- Вот как раз о такой речь: у нас, маленьких, других не бывает, так что со времен древних греков это рост победителя - вот!
Правда, когда я в Школу-студию МХАТа поступал, возникло минутное замешательство - мне рассказала об этом девочка-абитуриентка, ночевавшая в комнатке, где потом мы обычно переодевались на танец. За ее стенкой была педчасть, и она отчетливо слышала обсуждение, так вот, когда встал вопрос обо мне, кто-то возразил: он, дескать, маленького роста. На мое счастье, Грибков, артист, педагог, лауреат Сталинской премии, вскочил вдруг и закричал: «А я какого роста?! А Топорков?! А Грибов?! Давайте и нас выгоняйте из МХАТа - что к парню-то привязались?». Меня взяли...
![]() |
| С сестрой, начало 30-х |
- Ну да, и поэтому я никогда не комплексовал. Жена у меня украинка - высокая, и хотя сейчас уже, так сказать, немножечко ретро, была очень красивая. Когда она перевелась к нам в Школу-студию из Киевского театрального института Карпенко-Карого, я раз за разом выигрывал соревнование со многими студентами, которые к ней так и липли. Когда кто-нибудь начинал подбивать клинья, Ира спрашивала: «А балберка у тебя есть?». Незадачливый ухажер удивлялся: «Нет». - «А вот у Дурова есть!». Ребята потом ко мне бежали: «Скажи, что такое балберка?». - «Это, - я отвечал, - очень такое интимное, сексуальное, что вслух произнести не могу». Следующий с ней начинал заигрывать: «Ира...». - «А у тебя балберка есть?». Ну а поскольку ни у кого, кроме меня, этой штуки не было, я, в конце концов, победил, и Ира стала таки моей женой.
- Что же такое балберка?
- Всего лишь пробковый поплавок с дырочкой от морской рыбацкой сети. Она у меня сейчас на полке стоит, потому что из-за нее мы с Ириной Николаевной с 54-го года вместе - это сколько уже?
- Ровно 55 лет, и ваша балберка по-прежнему, как я понимаю, при вас...
- Слава Богу!
«КАК ТОЛЬКО НАТАША ДУРОВА ВЫХОДИЛА К ТРИБУНЕ, ЛУЖКОВ СКУКОЖИВАЛСЯ. «ЗВЕРУШКИ КУШАТЬ ХОТЯТ, -ГРОХОТАЛА ОНА, - ТИГРИКОВ Я НА ПЛОЩАДЬ ВЫПУЩУ»
- У вас знаменитая фамилия - это правда, что род Дуровых занимает шестую часть геральдической книги России?
- Это действительно так: и Надежда Дурова, кавалерист-девица, и Анастасия Дурова, в течение 17 лет настоятельница Новодевичьего монастыря, и восемь стольников Петра I, и постельничий Ивана Грозного, и цирковые Владимир и Анатолий - все наши.
- От гордости вас не распирает?
![]() |
| «Каюсь: бедокурил, плохо учился, меня изо всех школ выгоняли. В одной я пробыл ровно один урок и перемену...» |
- Нет, абсолютно.
- Многие Дуровы принадлежат к легендарной цирковой династии - у вас никогда не было искушения стать артистом цирка?
- Нет, знаете ли, а вообще, в нашей семье сложилась странная ситуация. Владимир и Анатолий были родными братьями, но не дружили...
- ...бывает...
- ...точнее, страшно друг другу завидовали, и один на случай личной встречи держал при себе борца Ивана Поддубного, а другой - Заикина, тоже борца. Каждый из них приписывал себе наиболее удачные репризы брата и так далее, и мы, их дети и внуки, как-то тоже особенно дружны между собой не были. Поди ж ты, случилось так, что когда мне очередную цацку вручали (а нет, звание присваивали), какая-то большая, я так понял на слух, женщина в шляпке, в каком-то невероятном платье неожиданно заорала: «Левочка, у нашей династии сегодня такой день!».
Она бросилась на меня, схватила, и когда повеяло смесью дорогих духов и запаха зверья, я понял - это Наталья Дурова. С того момента и до последних ее дней мы очень дружили: она замечательная была, удивительная, одна из последних не интеллигенток даже, а аристократок. Всегда роскошная, чуть-чуть властная, и Юрий Михайлович Лужков, например, мэр Москвы, очень ее боялся.
Он культуру не забывает: строит для театров и выставок новые здания, реставрирует старые, а еще ежегодно собирает так называемую творческую интеллигенцию, и на каждой такой встрече Наталья обязательно выступала. Как только выходила к трибуне, Юрий Михайлович скукоживался, кепка у него становилась масенькой-масенькой...
Она грохотала: «Юрий Михайлович, зверушки кушать хотят, и тигриков я, пожалуй, на площадь выпущу - вы ведь знаете, что не шучу. Мои полосатенькие найдут, кого съесть, а в окрестностях, между прочим, ваши думщики часто прогуливаются». Он: «Наташа, все, - сегодня же вам для зверей привезут корм».
- Все знают печально известную тюрьму «Лефортово», но многие не в курсе, что так называется и район Москвы...
- ...исторический...
- ...где прошли ваше детство и юность. Говорят, вы были отпетой шпаной - это, правда, легенда?
- Шпана, жулики и бандиты - понятия совершенно разные. В Москве было четыре криминальных района: Марьина Роща, Измайлово, Сокольники и наше Лефортово, и в основном жизнь клубилась у нас вокруг голубятни - именно там собирались все слои местного общества.
- И карманники в том числе, и домушники?
- Все, но ни я, ни другие не знали, что в Уголовном кодексе есть безнравственная, на мой взгляд, статья (она и по сей день сохранилась), которая называется «за недонесение» (наверное, ее надо было сформулировать как-то иначе, потому что звучит это нехорошо).
На голубятне разговоры велись откровенные, но тогда абсолютно немыслимо было, чтобы кто-нибудь на кого-нибудь стукнул, - даже представить такое смешно. Я был нормальным шпаной-голубятником...
- ...и много хлопот, небось, доставляли родителям и учителям?
- Каюсь: бедокурил, плохо учился, и меня изо всех школ выгоняли (хотя и по разным причинам). В одной, кажется
342-й, я пробыл ровно один урок и перемену - хватило. Когда только туда пришел, меня предупредили: «Дуров, смотри, не попадайся директору - она двухметрового роста, с усами, поэтому зовут ее Таракан. Жуткая тетя, строгая и, чуть что, исключит». Ну ладно, а, как вы знаете, когда попадаешь в новую школу, обычно тебя проверяют...
- ...на вшивость...
- Ну да, и вот, пробегая мимо, кто-то плечом меня - бух. Пришлось тоже его зацепить: он - шмяк. Встал и на меня с кулаками, я дал сдачи: в общем, пошло-поехало! Целый класс на меня накинулся, а я, надо признаться, умел за себя постоять: спиной встал сразу к стенке и давай молотить кулаками. С толпой ведь драться очень удобно - важно только самообладания не терять. Смотришь: та-а-ак, сейчас тебя будет бить этот, а пока размахнется, ты его уже убираешь: об стенку бабах! - и соперника нет. Конечно, губа висит, ухо оторвано, но все нормально - их же вон целый класс.
Вдруг слышу крик: «Таракан! Таракан!». Все врассыпную, и появляется тетя - почему-то в белом халате, как Эльза Кох, и с усами, как у Буденного (ну, может, чуток поменьше). Вынула вот такенный ключ - даже не знаю, где она его взяла! - и стала бить им меня по лбу, приговаривая: «В нашей школе драться нельзя».
Чувствую: шишка на лбу набухает, а сам совсем о другом думаю. «Где там, - прикидываю, - сзади меня на табуретке бочонок стоит с фикусом?», и только она устала, сказал: «Подожди». Подставку из-под фикуса - хвать, к директрисе придвинул, ключ у нее выдернул, на табуретку забрался и... «Дура здоровая, - закричал, - бить человека по голове нельзя! Будешь знать, как детей обижать!» - и по лбу ее тем же ключом - хрясь! У нее тоже шишка стала расти, а я продолжаю: хлоп, хлоп! - понимая, что в этих стенах не задержусь. Лишь уморившись, оружие свое в окно выбросил, и такая была у меня, как говорят сейчас, энергетика, что ключ этот пробил насквозь два стекла - как пуля! - и улетел на улицу, а я спокойно поставил фикус на место и пошел домой.
- Веселым вы пацаном были!
- Родителям объявил: «Я в этой школе уже не учусь - пойду в следующую».
«НУ КТО ИЗ БОЛЬШИХ АКТЕРОВ МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ, ЧТО ИГРАЛ МОЛОДОГО ОГУРЦА?»
- Нынешней молодежи, я думаю, психология сорванца Левки Дурова вполне понятна - куда труднее представить, что во время Великой Отечественной войны, когда немцы вовсю наступали и стояли уже у стен Москвы, дети дежурили ночами на крышах домов и тушили падающие с неба зажигалки...
- Вообще, когда началась война, первое время казалось, что это какая-то игра. Страха не было - он появился, когда завыли от полученных треугольничков-похоронок женщины, когда осколки посыпались и стали передавать тревожные сообщения с фронта. Тут вот мы поняли: что-то страшное происходит.
![]() |
| «В Москве было четыре криминальных района: Марьина Роща, Измайлово, Сокольники и Лефортово». Лева (в центре) с друзьями. Лефортово, 1944 год |
- Ну да. Потом все равно привыкли... Немцы со своих самолетов каждый день зажигалки сыпали. Бомбочка-то простенькая - размером сантиметров в 30, зеленый стабилизатор и дюралевого цвета цилиндрик - весила килограмм, но пробивала крышу...
- ...и ваша задача в чем состояла?
- Надо было ее погасить. Сперва ошибались, в воду по привычке совали, а зажигалка - температура-то колоссальная! - разбрызгивала кипяток, как бенгальский огонь. Все моментально руки ошпаривали, лица, и только потом усвоили, как надо с ней обращаться. Зайдешь со стороны стабилизатора, возьмешь спокойно - Господи! - и в песок: «Т-ш-ш-ш!». Повоняет она и умрет. Мы, помню, соревновались, у кого стабилизаторов больше. У меня набралось, по-моему, 47 штук, но до других ребят далеко было. Немцы их тысячами бросали, а вообще, прилетали фашистские самолеты странно: всегда в одно и то же время город бомбили.
- Низко летели?
- По-разному, и звук мотора у них был не такой, как у наших. У наших: «Ж-ж-ж!», а у них: «У-у-у!». Почему? Даже не знаю. Сидим на крышах, а сверху: «У-у-у!» - пошли на Сокольники, «У-у-у!» - в сторону центра, к Красной площади, а эти над нами летят - давайте за трубы прятаться. Вокруг бомбы взрывались, рядом сыпались зажигалки...
Вы вот спросили, низко ли они летали... Первое время совсем низко, потому что чувствовали себя в небе хозяевами. Однажды вся Москва стояла, разинув рот, и смотрела, как средь бела дня три самолета немецких за истребителем нашим гонялись. Играли с ним, как кошка с мышкой: «Як» (он почему-то был красного цвета) уходит - они за ним, бедняга туда-сюда - «мессеры» следом, а потом как ударили с трех сторон, он на глазах у всех чирх! - разлетелся на маленькие кусочки, исчез. Было страшно, потому что безнаказанность вызывающая...
Мы в Лефортовском дворце тогда жили (извините за слово «жили»), но это был на самом деле дворец. Там два таких полукруга - мы говорили «полуциркуля» - бывшие конюшни екатерининские. Вы бы их видели: стены толщиной полтора метра...
- Из них коммуналки сделали?
- Ну да: комнаты вытянутые - бывшие стойла. У нас обитало 12 семей, и на всех был один туалет. Однажды, когда сидели на крыше этого Лефортовского дворца, прямо над нами неожиданно тройка вынырнула. Помню, я удивился, что шасси у них были почему-то не убраны. Немецкие самолеты летели на нашем уровне, потому что здание было довольно высокое (хоть и двух-трехэтажное, но по теперешним меркам приблизительно с пятиэтажку). Идут они, короче, прямо рядом, на расстоянии пяти метров, и вдруг вижу: из кабины немец - лицо у него такое красивое! - в упор на меня смотрит, еще и глазом мне подморгнул.
![]() |
| С женой Ирой и дочерью Катенькой. «С Ириной Николаевной мы с 54-го года вместе. Слава Богу!» |
- Кошмар!
- Пролетели и стали набирать высоту, а потом: оп-па! - свалились в пике и давай бросать бомбы. На Яузе парапет повалили - мы потом ходили глазеть! - и в госпиталь гарнизонный попали - тот самый, знаменитый, имени Бурденко. Мы там, смешно сказать, работали: перед ранеными выступали и даже при ампутации присутствовали - к этому привыкаешь.
- Правду ли говорят, что по Москве ходили тогда люди, покрытые двухсантиметровым слоем вшей?
- По Москве? Такого не помню, а кстати, вы знаете, вши появляются не от грязи и не от отсутствия мыла - это первый признак войны. Мгновенно они распространяются как в окопах, так и у мирного населения, и объяснить этот феномен не может никто. Почему исчезают голуби, понятно - их съедают, а вот эта мерзость откуда - не знаю.
Мне на глаза слой вшей (за неэстетичность простите) попался в эвакуации. Мы с мамой однажды разминулись - это было в Астрахани в речном порту, - и я шел по молу, который весь шевелился, - они под ногами хрустели. Тело чесаться начало моментально. Гляжу: солдатики фанерками вшей разгребают, делают жгуты из соломы, по кругу раскладывают и поджигают. Пока солома тлела, они, сидя в чистом кружочке, снимали гимнастерки и бутылкой их, как скалкой, проглаживали: «Тр-р-р, тр-р-р!» - такой треск стоял! Тут же горел маленький костерочек, над которым бойцы потом выжигали одежду, чтобы надеть уже чистую. Им же на фронт, а вши - это страшно: сыпным тифом можно было заболеть мгновенно. Жуть! Зрелище было чудовищное, и я его хорошо запомнил.
- «Моей первой ролью, - признались когда-то вы, - был зад лошади». Пошутили?
- Нет, это же Конек-Горбунок. В афише к спектаклю, правда, не уточняли, кто голову изображает, а кто круп, - указывали только, что играют два человека. В Центральном детском театре, где начиналась моя актерская биография, все обязаны были через это пройти - такая вот дедовщина!
Этот театр в то время в Москве гремел: уникальная труппа, потрясающая режиссура, замечательные художники... У меня фотография сохранилась (по-моему, она есть в книжке, которую вам подарю), так вот, на ней гости одного из премьерных спектаклей - Утесов, Михалков-старший, Марецкая, Бабочкин. На других не менее известные лица присутствовали, театр был очень знаменитый, но, помимо человеческих ролей, там имелся и растительный репертуар.
- Нечеловеческий...
- Скажем так, хотя я, например, этим горжусь. Ну кто из больших актеров может похвастаться, что играл Молодого Огурца? Не какого-то задрипанного, пожелтевшего - в самом соку, и у меня есть афиша, где указано: Молодой Огурец - Лев Дуров. Красиво же, правда?
- Вечно Молодой Огурец!
- Нет-нет (смеется), было написано просто «молодой», а какой Репейник из меня получился! Вот придумали почему-то, что он с башкой красной ходит, а мне хотелось что-нибудь эдакое, эротическое вставить. У Репья же жена Петуния была, и в конце спектакля у них рождался репьеночек, так на сцену я выходил с куклой, которой красную башку сам наклеил.
Кого только не играл: пуделя Артемона, Козла из сказки (еще и пел: «Как у бабушки козел, у Варварушки седой»), Говорящую тучку в спектакле «Цветик-семицветик»... Эфрос, который его ставил, недоумевал: «Левка, ничего я не понимаю - какая еще Говорящая тучка? Придумай хоть что-нибудь», - и я придумал.
Там же еще был полет на высоте семь метров, поэтому я вырезал из фанеры облако с лейкой, сделал грим бога Саваофа и утром к Эфросу пришел: «Анатолий Васильевич, сейчас покажу». Он посмотрел и сказал: «Вот ты и будешь играть». Я-то надеялся, что роль кому-то другому придумываю, а оказалось - себе: вот и летал. Там замечательный текст был. Сперантова добрую волшебницу играла...
- Валентина Александровна, да? Прекрасная актриса!
- Замечательная, и потом, с ее голосом все детство прошло. Телевизоров-то практически не было, только радио, и каждый день по нему объявляли: «Читает Валентина Сперантова». Она всегда детские пьесы перед микрофоном исполняла: «Красный галстук», «Сын полка», а в «Цветике-семицветике» в образе волшебницы ко мне обращалась: «Здравствуй, Тучка». - «Здравствуй, мать! Что изволишь приказать?». Она говорила что-то вроде: «Снега-града нам не надо. Ты листочки поскорей теплым дождичком полей. По листочкам постучи, только нас не замочи». Я спускался, поливал цветочки, и в конце у меня была коронная фраза - она и детьми, и взрослыми на ура принималась. У власти тогда был Хрущев, и я говорил: «Полечу теперь опять кукурузу поливать». Восторг в зале был невероятный, и под овации я улетал.
«МИМО ВАЛЯЮЩЕГОСЯ ПЬЯНОГО НЕ ПРОХОЖУ НИКОГДА - ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДОЙДУ, ПОДНИМУ, УСАЖУ НА СКАМЕЙКУ»
- 42 года вы служите в Московском драматическом театре на Малой Бронной, были даже его художественным руководителем...
- Ну, это недолго - три года.
- Тем не менее... Насколько я знаю, в этот театр вас пригласил именно Анатолий Эфрос, которого вы только что вспомнили. Вместе вы проработали очень долго...
- 27 лет. Из детского театра пошли с ним в «Ленком», но «за неправильное формирование репертуара» Эфроса с должности главного режиссера вскоре сняли, и мы совершили серьезный для того времени демарш (при советской власти такого быть не могло!): 20 актеров бросили руководству заявления об уходе одновременно. Как только нам сообщили, что Эфрос снят, мы - хоп! - не сговариваясь, честное слово. Знаете, кто среди нас был: Ширвиндт, Державин, Гафт, Збруев, Каневский...
- ...неплохая компания!..
- ...Адоскин, Яковлева, Дмитриева, Сайфулин. Бросили заявления - и фьюить!
![]() |
| С Евгением Матвеевым в картине «Доброе утро», 1955 год. Роль Яши в этом фильме стала первой киноработой Льва Дурова |
- Анатолий Васильевич? Гениальный - я бы его назвал Пушкиным в режиссуре. Таких сейчас нет - из нынешних никто сделать психологический разбор не умеет. Я со многими режиссерами работаю, но не понимают они зачастую, о чем речь, не-а, а это театральная первооснова, поверьте, и я не стал бы так говорить, если бы не был в этом уверен. Я, правда, этим чуть-чуть владею, совсем не так, как Учитель.
- У вас за плечами 53 года в кино и - страшно сказать! - около 200 киноролей: такое количество даже трудно себе представить...
- Ужас!
- Как это вам удалось?
- А я знаю? Однажды прикинул: в один год снялся в пяти картинах и еще в театре играл. Понимаете, можно все, что угодно: главное - нигде не дать слабину, чтобы, когда приезжаешь со съемки в театр, никто не догадался, что ты с дороги, усталый. Этого допускать нельзя, и то же самое, когда на съемку летишь: прибыл - будь стопроцентно готов. Не начинай причитать: «Ой, я сейчас отдохну, полежу, а потом и снимайте».
- Это и есть профессионализм?
- Конечно.
- Вы как-то сказали: «Я никогда не халтурил и никогда не проваливался» - «доброжелатели» не поспешили вас опровергнуть?
- Нет, и хотя дежурных ролей на самом деле у меня было много, провалов не случалось - честно! Работать кое-как я бы не стал - себя постеснялся бы.
- У вас, по-моему, есть беспроигрышный рецепт успеха: «Даже в самой комической роли, - признались однажды вы, - я всегда ищу драму: это верный признак того, что роль удастся»...
- Ну да - это школа Эфроса. Придерживаюсь ее не только на сцене, но и в жизни: например, никогда не прохожу мимо валяющегося пьяного - обязательно подойду. Почему? Да потому, что я же не знаю, почему он пьет, почему дошел до состояния нечеловеческого - может, судьба у него горькая... Ты хоть чуть-чуть его поддержи: подними, усади на скамейку, спроси: «Вы сами дойдете домой или вас проводить?». Не бойся, что испачкаешь кофту или дубленку дурацкую - Бог с ней!
Так и каждую роль надо играть - искать в ней драматизм. Почему человек именно таким стал? Почему оказался способным на мерзкий поступок? - эти вопросы надо задавать себе, даже когда (дурацкое слово!) препарируешь негодяя. Вот в чем драма, предположим, Тибальта? Существуют Ромео и Джульетта - университетская, говоря современным языком, молодежь - милая, интеллигентная, образованная, и есть Тибальт, который поддерживает многолетнюю клановую вражду. Он даже сам не знает, почему семьи Монтекки и Капулетти собачатся, - ему это не важно, главное для него, чтобы что-то варилось, - совсем как сейчас в нашей жизни. Ты думаешь: «Ребята, зачем это вам?», а вот кому-то ведь на руку дрязги, конфликты, водичка мутная...
- Людям, чьих фамилий мы не знаем...
- Ну да, но мы-то с вами отлично понимаем, зачем понадобился Афганистан, зачем сегодня нужна Чечня. Кому-то выгодно, чтобы варево в этом котле бурлило, хотя мы, как нормальные люди, недоумеваем: «В чем дело? Какой интернациональный долг? Чего я Афганистану должен?» - и я, хоть и плохо, простите, учился, очень хорошо понимаю, что географически нам это не близко...
- Где Афган, а где мы!
- Что я забыл там, на Востоке? Кому-то в том краю что-то понадобилось, и за это никто не ответил, а когда такой Тибальт сам нарывается и его живот пронзает меч, он в растерянности: как это? Он-то считал себя стальным, а оказывается, тоже живой и ранимый. Вот и кровь, и жизнь утекает по капле. В этом драма, потому что человек в последнюю секунду осознает: он такое же уязвимое существо, а не нечто суперменистое.
«ГРУЗ 200» - АБСОЛЮТНО БЕЗНРАВСТВЕННОЕ КИНО»
- Достаточно часто вижу вас на экране и должен заметить, что всем вашим героям веришь беспрекословно, и у каждого из них есть характер. Буквально позавчера, щелкая пультом телевизора, в 153 раз совершенно случайно зацепился на одном из каналов за «Семнадцать мгновений весны», где вы снялись в роли Клауса. Казалось бы, мерзавец, подлец, но как убедительно и как точно сыгран!
- Сперва я хотел отказаться, дескать, зачем мне такая мразь? Что может быть хуже, чем провокатор, доносчик...
- ...еще и такой циничный...
- ...который входит в доверие, завоевывает чью-то симпатию, вытаскивает человека на откровенность, а потом отправляет на тот свет! Потом подумал: «Все-таки Лиознова - художник серьезный, надо отказ свой аргументировать». Стал, одним словом, сценарий читать и понял, в чем дело: мы с вами такое явление и в своем окружении знаем.
- Еще как!
- Клаус же словоохотлив, болтун - вот Штирлиц и спрашивает его: «А писать вы не пробовали?». У Юлиана читаю: «Нет!» - и думаю: «Оп-па, тут надо сделать большую паузу. Буквально зрители не поймут, но что-то повиснет». Я делал паузу не очень уверенную: типа хотел стать писателем, да не хватило таланта, и тогда он...
![]() |
| С Анатолием Эфросом. «Анатолий Васильевич — гениальный. Я бы его назвал Пушкиным в режиссуре — таких сейчас нет...» |
- ...решил реализоваться в другом...
- Ну, что-то вроде: ах, вы меня не признаете? По-вашему, я бездарен, да? Не захотели меня печатать? Ну, я вам покажу. Понимаете, один человек говорит: «Ну, не стал я писателем или артистом, и ладно - раз нет таланта, пойду на завод токарем» - и счастлив в этой профессии, а другой желчью исходит: «За это я вам отомщу!».
- Лев Константинович, годы идут, кинематограф совершенствуется, а мы по-прежнему смотрим старое кино, и зачастую кажется (во всяком случае, мне), что оно лучше, эстетичнее, чище, чем новое. У вас такого ощущения нет?
- (Задумчиво). Есть. Знаете, когда-то я тоже в какой-то степени был хунвейбином и не признавал всех этих «Кубанских казаков». Какое утешительное, думал, кино - с ума сошли!
- Какая безобразная лакировка действительности!
- Ну еще бы - стране в это время жрать было нечего, люди с голоду помирали, а тут груды фруктов и овощей, которые собирали по всем окрестным селам, чтобы столы ломились...
- Розовощекие, красиво одетые казачки на весь экран...
- И не стыдно, я возмущался, пускать в глаза пыль, такую ахинею снимать, а сейчас смотрю: нет, что-то в этом таки было.
Я приведу пример. Однажды Сергей Бондарчук смотрел у нас «Брата Алешу» - по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Спектакль был очень жесткий, так скажем: я играл там штабс-капитана Снегирева - это моя лучшая роль в театре. Бондарчук, как вы знаете, человек был красивый, большой - пришел за кулисы мрачный, сел. Мы спрашиваем: «Сергей Федорович, что, не понравилось?», а он: «Да нет, спектакль гениальный, но, братцы, так же нельзя. Нож засадили в сердце и держите - ну вытяните его на секунду, елки-палки, это же вынести невозможно». В ту минуту, помню, меня мысль пронзила: «Ну да!». Так вот и с этими «Кубанскими казаками»: и так у людей напряженная жизнь была (не жесткая, а жестокая), а мы что же - давайте еще на экране добавим?..
- ...чтобы все надежды убить...
- В том-то и дело! Я же и сам снимался в этих, как их называю, полуцветных, полумузыкальных, полухудожественных картинах. То экскаваторщика помощник, то комбайнера, но персонажи мои симпатичные, и я глазастый такой, курчавый. Нет уж, пусть ленты наивные, но в них изначально добро заложено, и никуда от этого не деться. Какое бы, извините, дерьмо по сюжету ни снимали, а все равно финал оптимистичный...
- ...и какая-то мораль присутствовала...
- Ну конечно.
- Лев Константинович, а как вам нынешние картины? Недавно вот снова показали по телевидению «Груз 200» Балабанова - чересчур жестко, натуралистично, но чертовски, на мой взгляд, талантливо...
- Мне плохо на этой картине стало - по-моему, абсолютно безнравственное кино. Мне просто, извините (я извиняться иногда буду, ладно?), как члену Академии кинематографии присылают пакетами диски, которые следует посмотреть, чтобы оценить и фильм, и сценарий, и роли мужские. В кинотеатр же не успеваешь ходить...
- Вы посмотрели «Груз 200» от начала до конца?
- Да, и везде 20 со знаком минус поставил, причем делал это злобно.
- Подождите, но режиссерская работа ведь классная?
- А мне, когда кино безнравственное (заводится), плевать, какая она. Когда, извините, девушку насилуют бутылкой от вина, для меня все кончается - это невозможно! - и когда вскрывают цинковый гроб с афганцем, вытаскивают оттуда труп и бросают к девушке на кровать, душит протест, и мне уже все равно, талантливо это снято или же нет.
- Приходится слышать, что у Балабанова не все с головой в порядке...
- Ну, Чацкого тоже сумасшедшим считали - этот момент чреват... Как с головой у него, не знаю, но с совестью явно что-то не то...
- В новое российское кино вы в отличие от подавляющего большинства ровесников вписались блестяще, а в сериале «Бандитский Петербург» (кстати, неплохом, на мой взгляд) сыграли неожиданно роль киллера и сделали ее по-человечески убедительной, яркой. Вам это интересно было?
- Да, безусловно. Все-таки в такой ипостаси я никогда еще не кувыркался, да и киллер-то не простой, он ловит в оптический прицел совсем уже нелюдя - Антибиотика. Убийство, конечно же, есть убийство, и киллер есть киллер, но охотится он за человеком совсем страшным - фактически зверем, так что моральное оправдание там все-таки было.
![]() |
| Лев Дуров (сидит), Андрей Миронов (справа), Юлиан Семенов (в центре) и другие в Ялте, 80-е годы |
- Понимал, и достаточно хорошо. Есть же вот, скажем, «Ворошиловский стрелок», которого Михаил Александрович Ульянов блестяще сыграл...
- ...и фильм получился прекрасный, правда?
- Мало того, если бы довелось, я тоже таким «Ворошиловским стрелком» стал бы - не задумываясь, пришлепнул бы подонков.
- Сколько лент, столько и мнений: недавно вот Андрей Панин и Тамара Владимирцева сняли фильм «Внук Гагарина»...
- Ой, замечательная картина - Панин-старший там потрясающий!
- Прекрасный актер!
- Господи, как он играет! Кстати, вы знаете, почему ее не выпускают на экран?
- Дочери вроде против...
- Да не дочери - сестры Гагарина: посчитали, что это надругательство над памятью Юрия Алексеевича, и через суд добились запрета на использование его фамилии. Какие-то оценки наивные - то же самое, что с памятником Шукшину в его родных Сростках было, где он сидит босиком на земном шаре. Когда его мама это увидела, заплакала: «Что же, у Васеньки сапог и ботинок не было? Нет, ни в коем случае!». Скульпторы мнение старушки уважили и поставили памятник после ее смерти. Наивно, наивно...
- В чем же проблема у «внука» Гагарина - в том, что оказался негритенком?
- Дело не в этом - там изумительный парень, маленький мальчик, играет детдомовца, который придумал, что у него был знаменитый дед. Его спрашивают: «А почему ты уверен, что внук Гагарина?», и, поскольку этот детдомовец еще и матерится, предупреждают: «Только без мата! Только без мата». - «Ну, - отвечает мальчонка, - дед-то по разным странам ездил: и в Африку в том числе, а там бабы на него вешались...». Ему опять: «Только без мата!». Негритенок долго ищет нужное слово: «Он их всех... говоря современным языком, перетрахал, и вот тут-то родился я». Это, по-моему, так чисто, смешно, а сестры восстали: мол, надругательство над памятью. Придрались к одной фразе - ой, Боже, и смех и грех!
«НАС БЫЛО ТРОЕ: Я, БУДЕННЫЙ И ВОРОШИЛОВ. ПИОНЕРЫ, КО МНЕ!»
- Вы относитесь к той категории артистов, которые сполна испытали и продолжают испытывать на себе настоящую, не придуманную, народную любовь...
- Ой, да ладно (смущенно), ну хорошо...
- Согласитесь: таких всеобщих кумиров немного - их можно пересчитать по пальцам...
- Дима, у нас один пьяный всегда кричал... Правда, у него был орден Красного Знамени - старый, при банте, и он, как примет на грудь, командовал: «Нас было трое: я, Буденный и Ворошилов. Пионеры, ко мне!». Так вот, нас было...
- Какие самые яркие, особенные проявления народной любви вы испытали?
- Когда люди улыбаются, подходят на улице, приятно и славно, и когда просят автографы, всегда останавливаюсь, даже если очень спешу, - а как же иначе? К тебе же с приветом идут, а не с чем-то другим. Есть некоторые актеры, которые всех отфутболивают: «Я устал, отойдите, не подходите!» - этого я не понимаю.
- Да, были люди в ваше время!.. Я видел старую выцветшую уже фотографию, на которой копающие картошку Ефремов, Табаков, Евстигнеев, Борисов и вы...
- Есть такая, но мы там не картошку копали, а строили московский университет - березы сажали.
- Вот компания!
- Мы, правда, и в колхоз студентами ездили, и есть фотография, где я с Олегом Борисовым на поле картошку гружу. А как же - это все было!
- Я не случайно об этом вспомнил - вы как-то сказали, что нынешние молодые артисты по сравнению с тем поколением аристократов - настоящие пэтэушники. Не погорячились?
- Нет, и от слов этих не отказываюсь. Тогда была действительно аристократия - Ливанов, Тарасова, Грибов, Анненков... Своя у Вахтанговского театра, у Малого, у МХАТа...
- Ее сейчас меньше стало или теперешние актеры просто другие?
- Это как в жизни: была аристократия, а потом ее всю выбили, и где она? Исчезла потихонечку: настоящую перестреляли, остатки вымерли. Великих и замечательных уничтожили, а потом пришли разночинцы, мы, и стали бороться за новую правду. Поступали вроде бы правильно, но многое, как водится, и наваляли. Почему? С одной стороны, Эфрос, Любимов, Ефремов, которые выступали как корифеи и создатели трех новых направлений, эту правду нашли, а с другой...
Мы что, собственно, сделали? Сорвали занавес, сняли с театра ореол таинственности. Свободная репетиция - заходи кто угодно, сидите, смотрите, и тем самым многое упустили. Когда исчезла грань между сценой и залом, когда публика решила, что мы - свои, это было неправильно, и дело не в том, что я против панибратства. Это ничуть не унижает актеров и не делает лучше зрителей, но все равно творческая дистанция, таинственность и загадка в театре должны быть обязательно.
Мы это убрали, а сейчас пришло ПТУ - им вообще все до фонаря. Я вот еду недавно сниматься в Киев с молодым московским актером, сижу и листаю сценарий, потому что концы с концами не связаны...
- ...и текст наверняка учите...
- Прилетел, ко мне сразу подходят: «Через час уже в кадр», и вот я сижу с ручкой, кропаю, а он меня спрашивает: «А вы что, перед съемкой читаете текст?». - «Вот поэтому, - отвечаю, - у нас сериалы такие». - «Какие?». - «А вот такие», - говорю и пальцем на него показываю. Он даже не понял, что я хотел сказать. Что вы хотите: пэтэушник, хотя ПТУ - это же хорошо...
- Попробуй сейчас специалиста найди!
- Потому что профтехучилища разогнали - ни слесарей в результате нет, ни токарей, ни маляров, ни плотников. В актерском деле, поймите правильно, я этим словом обозначаю снижение профессиональных навыков. ПТУ - это ученик, и нынешние - они все ученики, подмастерья, все на одно лицо, особенно женщины. Не хочу никого оскорбить - может, такие требования время диктует?
- Это пройдет, наверное?
- Вот если вам показать то, что сегодня снимают, а потом спросить: как фамилия этой актрисы? Ручаюсь, вы не ответите, и я вряд ли.
- Раньше мы знали: это Никулин, а это Миронов, там Ширвиндт, здесь Дуров...
- Доронина, Васильева... Ну конечно! В том-то и дело...
«АНДРЕЙ МИРОНОВ БЫЛ ВЕСЬ ИЗРЕЗАННЫЙ - ПОДМЫШКИ ИСПОЛОСОВАННЫЕ, И ЕГО МАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ РАБОТАЛА НА ЛЕКАРСТВА»
- Была еще, очевидно, беззаветная преданность и любовь к профессии - вот вы когда-то рассказывали мне, что Андрей Миронов снимал после спектакля рубашку, а она была вся в крови...
- Это мы «Продолжение Дон Жуана» играли. Он весь изрезанный был - подмышки исполосованные, и Марья Владимировна - Миронова-то! - всю жизнь работала на лекарства. Какое-то жидкое стекло - тогда же вообще ни черта не было! - за границей ему покупали.
- Миронов страдал жутким фурункулезом?
- У Андрюши был какой-то неправильный состав крови (я ничего в этом деле не понимаю), но никогда, ни разу он не попросил: «Лева, поосторожней!». Спектакль был физически прессинговый: в конце я его бил, хватал и толкал в зрительный зал, и если иногда, так сказать, давал слабину и отворачивался, он начинал: «Лева, а почему ты меня не швырнул в зал?». Я же не мог сказать, почему, но в следующий раз вынужден был опять молотить его без всякого снисхождения.
После этого Андрюша приходил в гримуборную, снимал черный бархатный кафтан, под которым белая рубашка была вся в крови. Душ, одеколон... В кейсе у него всегда лежала чистая накрахмаленная сорочка. Он одевался: «Левочка, цем-цем! Пока-пока!» - как будто и не было ничего. Это повторялось каждый спектакль, но ни разу он не допускал даже намека на халтуру.
- Мы говорили об истинных интеллигентах, и думаю, вам повезло: вы их застали...
- Счастье!
![]() |
| Лев Дуров — Дмитрию Гордону: «Когда люди улыбаются, подходят на улице, приятно и славно. И когда просят автограф, всегда останавливаюсь, даже если очень спешу...» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Опять-таки жили чуть ли не в одном доме с Рихтером...
- Ну, не в одном доме - рядом. Кстати, только вчера говорил с его племянником Дмитрием Дорлиаком - он в Париже живет, а так как Митя работал в нашем театре, дядя Слава стал для нас своим человеком. Он был даже - такую говорю наглость! - нашим тапером - у Митьки на дне рождения, когда начинались танцы, дядя Слава садился и начинал играть: мы под Рихтера танцевали. Что вы, он был поразительный!
Однажды пришел молодой джазист-пианист, и Митька к нему: «Поиграй-ка для нас!». Музыкант ужаснулся: «Ты что!? Как же я при твоем дяде посмею?», а он все не отстает: «Ну, поиграй!» - дядька, мол, где-то на кухне сидит, чай пьет... Тот сел за инструмент, взял несколько аккордов - влетает Рихтер. «Кто? - спрашивает. - Что такое? Ну-ка, ну-ка! Господи, потрясающе! Нет, я так не умею. Какая музыка изумительная! А можно я тоже попробую, рядышком с вами сяду?». И давай они в четыре руки какую-то джазовую мелодию наяривать. Рихтер в восторге был: «Боже, как это хорошо! Как интересно!».
- Дистанцию он не держал, свысока с собеседниками не разговаривал?
- Ой, свысока! Во дворе как-то встречаемся, идет снег, и вдруг он снимает кепку, и снежинки на его большую, извините, башку падают. У него же череп был грандиозный...
- ...мощный...
- Мощнейший! Я с опозданием шапку стянул и стою, с ноги на ногу переминаюсь. «Святослав Теофилович, - прошу, - наденьте, пожалуйста, кепку». - «Что вы, я вас так уважаю!». Меня!..
- Без комментариев. Вы и Раневскую ведь застали...
- Однажды меня пригласили на прогон спектакля «Дальше - тишина», и я сидел в зале один.
- Она же там с Пляттом играла...
- Два корифея, грандиозные совершенно! Жду, короче, начала, и вдруг из-за кулис ее голос: «Там кто-то сидит - это ужас какой-то! Дуракам полработы не показывают - Слава, я не пойду». Плятт ей: «Фая, ну успокойся». - «Нет, ни за что! Говорю же, дуракам полработы...». Ростислав Янович продолжает ее увещевать: «Это Дуров, артист Эфроса». - «А-а-а, слыхала, слыхала... Да, по-моему, он не дурак. Ну ладно, пойдем сыграем для него, что ли». Сидел я, скукожившись...
- ..фантастика!..
- ...потом отправился за кулисы и спрашиваю: «Можно зайти?». Плятт заговорщицки: «Она тщеславная. Зайди, зайди, Левочка». Я заглянул в гримерную: «Фаина Георгиевна!..». Она: «Нет, это было ужасно, зачем вы сегодня пришли?», но говорила кокетливо.
P. S. За содействие в организации интервью редакция «Бульвара Гордона» благодарит киевский ресторан «Централь».
(Окончание в следующем номере)










Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: «Думаете, нам далеко легко? Нет! Нам далеко не легко!»
Народный артист СССР Лев ДУРОВ: «Ира моя украинка, очень красивая, к ней все так и липли. Ухажеров она спрашивала: «А балберка у тебя есть? Нет? А вот у Дурова есть!». Ни у кого, кроме меня, этой штуки не было...»
Главный тренер киевского «Динамо» Валерий ГАЗЗАЕВ: «То, что мы с Блохиным чуть не подрались, абсолютно рабочий момент. Я всегда с уважением относился к Олегу, он отвечал мне взаимностью, а эмоции — что ж, они часто присутствуют»
У Петра Мамонова родился второй внук, а Иван Охлобыстин станет отцом в седьмой раз
Гарри Поттера обвинили в курении марихуаны
Николай Расторгуев госпитализирован в тяжелом состоянии
75-летний Михаил Козаков попал в реанимацию в предынфарктном состоянии
Голливудская звезда Жан-Клод Ван Дамм снимет украинскую группу «REAL O» в своем новом фильме
Александр РОЗЕНБАУМ: «На концертах хочется заниматься профилактикой, а не хирургией»
Время собирать камни
Эдуард ЛИМОНОВ: «Интервью Дмитрия Гордона уже в сознании миллионов людей и останутся там, несмотря ни на что. Не только рукописи не горят!»
Американка, чей рост всего 71 см, беременна в третий раз
Филипп КИРКОРОВ: «Это я не смогу жить в Украине? Да я с Пугачевой жил!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги