Леонид ЯРМОЛЬНИК: "Листьев уговаривал меня стать телеведущим, но Янковский сказал: "Козел! Ты загубишь себя как артиста!"
Ольга БАРАШИКОВА. «Бульвар» 27 Октября, 2004 00:00
Леонид Ярмольник из тех людей, к которым нельзя относиться без эмоций. Кому-то он безумно нравится, кого-то раздражает... При этом большинство зрителей уже давно привыкли к формуле: Ярмольник - значит, весело.
"С ГЕРМАНОМ Я ДАЖЕ ССОРИТЬСЯ ЛЮБЛЮ"
- "Франкенштейн", пожалуй, самый честный фильм о чеченской войне. Но он страшен тем, что не дает ответов...
- А какие тут могут быть ответы? Мы не то что не предлагали их сами - даже от зрителей не ждали. Этот фильм не о чеченской войне, а о войне вообще.
Правильно ли считать, что существует отдельно война, отдельно терроризм, отдельно Чечня или Ирак? Это преступления одного порядка. Потому мы и не планировали решать в своей картине какие-то глобальные вопросы. Просто фильмы о войне бывают разными, все зависит от того, как к этой теме подходят режиссеры.
На теме войны можно удачно спекулировать. Но мы, как мне кажется, сняли совсем другую картину. Про вас и про меня. Про то, что мы можем сделать со своей жизнью. Обычная история обычной московской семьи, в которую входит война без выстрелов. Сегодня есть ряд тем, которые все и всюду обсуждают.
Все кричат, обвиняя политиков в неправильном решении проблем... Но факт остается фактом - по глупости гибнут люди. И кто на самом деле знает, как избавиться от этого? Если бы я был президентом и меня спросили: "Как?", я бы честно ответил: "Не знаю".
- Уже шестой год продолжается работа над фильмом "Трудно быть богом", в котором вы играете главную роль. Вас устраивает темпоритм Алексея Германа?
- Я уже много раз говорил, что Алексея Юрьевича надо принимать таким, какой он есть. Если бы он мог снимать по-другому, снимал бы. Ритм его работы не измеряется понятиями "быстро" и "медленно". Он живет другими категориями - "правильно" и "неправильно".
Герман не признает механичности в съемочном процессе. И просто не может работать, если не до конца решил, что именно должен снять. В таких случаях он начинает лукавить, говорить, что павильон или реквизит не готов, что подвели художники (одним словом, виноваты все вокруг). Кричит: "Как могли принести эту пуговицу?", поворачивается и уходит. И все понимают, что дело не в пуговице. Ему просто надо еще подумать.
О чем он думает, не знает никто. Герман однажды сам определил стиль своей работы старой английской поговоркой - "Привидение нельзя увидеть вдвоем". То кино, которое он снимает, видит только он.
Я уже опять-таки говорил: есть какие-то химические реакции, когда от сотой доли миллиграмма зависит результат. Так и происходит в творчестве Германа. Я могу идеально отыграть 40 дублей, но курица не в том месте перейдет кадр - и это не стыкуется в сознании режиссера. Для работы с ним надо запастись огромным терпением. Мы ругались с ним постоянно, но я даже ссориться с Германом люблю.
- На роль Руматы Эсторского вас быстро утвердили?
- Пробы на "Ленфильме" длились почти полгода. Подготовительный процесс у Алексея Юрьевича такой же вечный и тщательный, как и съемочный. Поэтому пробы были нервными.
Пока Герман вел пробы к фильму, Саша Абдулов на том же "Ленфильме" снимал "Бременских музыкантов". Мы бродили по студии в клоунских нарядах, а когда я вернулся домой, мне позвонили от имени Германа и предложили прочитать сценарий. Я прочел, позвонил, и мне и предложили роль.
- Зная эстетику Германа, можно предположить, что нас ожидает весьма необычное прочтение Стругацких.
- Сценарий отличается от первоисточника больше по форме, чем по сути. У Германа, естественно, свой особенный киноязык. Но при этом он идеально соблюдает принцип "воздействия и постижения", присущий Стругацким. Усилилась и тема предчувствия. И это для Германа тоже естественно - он ведь всю жизнь напрягался по поводу этой темы.
- В московской прессе сообщали, что вы подписали с Германом контракт, согласно которому на период съемок отказываетесь от участия в любых телепроектах, от работы в других картинах и от появления на сцене. Но вот вы снялись у Тодоровского, появились в качестве ведущего в телепроекте "Форт Буаяр".
- Контракт я подписывал на три года. А съемки, как уже было сказано, затянулись на несколько лет. Но я ведь не отказался сниматься дальше, потому что очень дорожу этой работой. И уверен, что мы ее окончим.
Просто я не могу посвятить столько времени одному проекту. Иначе умру. К тому же я давно мечтал сняться у Валеры Тодоровского - и мы с Германом сразу этот момент обсудили. Поэтому никаких обязательств я не нарушил. Но Алексей Юрьевич все равно расстроился. Сказал как-то в интервью, что у него, мол, очень трудный период в жизни, потому что его артист снимается у другого режиссера.
- Герман опасался, что ваш веселый телеимидж плохо скажется на зрительском восприятии Леонида Ярмольника в интеллектуальном фильме "Трудно быть богом"?
- Нет. Для Алексея Юрьевича принципиальным было мое полное погружение в роль. Он боялся, что телевидение будет отбирать у меня время, эмоции и мозги.
"ОКСАНА НАГНУЛАСЬ В КОРОТКОЙ ЮБОЧКЕ К ЩЕЛИ ПОД ДВЕРЬЮ И ПРИКУРИЛА. Я СРАЗУ ВЛЮБИЛСЯ"
- О каких несыгранных больших ролях вы жалеете?
- О тех, которые уже не придется сыграть по причине возраста. Хлестакова, например. Когда Леонид Гайдай снимал "Инкогнито из Петербурга" по "Ревизору", я пробовался на роль Хлестакова. Но Гайдай видел его другим, потому утвердил Сергея Мигутько. Картина в силу каких-то обстоятельств не получилась. Так что, возможно, и хорошо, что я в нее не попал.
- Правда, что на телевидение вас позвал Влад Листьев?
- Он уговаривал меня попробоваться в качестве телеведущего. Тогда между Владом и моим близким другом Олегом Янковским, который категорически возражал против этого, разгорелся страшный спор. Янковский мне говорил: "Ты просто идиот! Козел! Ты загубишь себя как артиста! Тебя никто не будет снимать. Ты превратишься в нарицательное лицо. Тебе никто не поверит, если будешь что-то играть!".
Олег, конечно, был в чем-то прав. Но Влад сумел меня переубедить, объяснив, что ничего постыдного в этом нет.
- На эстраде вы появились, потому что ушли из Театра на Таганке. Почему, кстати, это произошло?
- Юрий Любимов тогда остался за границей. Сначала он уехал в Англию на лечение, затем вынужден был попросить там политическое убежище. И главрежем назначили Анатолия Эфроса, который прямо заявил, что как актер я ему неинтересен и не нужен.
А поскольку бегать в массовке во всех спектаклях было для меня унизительным, я уволился по собственному желанию. И стал едва ли не единственным актером, чья трудовая книжка находилась дома.
Сегодня быть свободным художником не страшно, а в ту пору считалось, что если твоя трудовая нигде не лежит, значит, ты тунеядец. Но я всегда верил, что без работы не останусь. Что-то делал на эстраде, выступал с авторскими вечерами, снимался в кино. Предложения были скромными, роли - маленькими, но к любой работе я относился очень ответственно. Конечно, было непросто, особенно если учесть, что я как раз женился, Оксана в положении, квартиры нет. Зато была молодость и присущий ей оптимизм.
- Ваша жена Оксана - театральный художник-модельер. Вы и познакомились в театре?
- Да, но тогда ей было 20 лет, она училась в текстильном институте и приходила в Театр на Таганке как зритель. Как-то она стояла в кассу за билетами, а мы с Леней Филатовым вышли с репетиции покурить. Между кассовым залом и зрительским фойе были стеклянные двери, через которые я ее и заметил.
Оксана держала очень модную черную сигарету (тогда такие только в валютных магазинах продавались), я показал ей зажигалку. Она нагнулась в своей короткой юбочке к щели под дверью и прикурила. Очередь была в шоке... А я влюбился сразу. Можно сказать, что в тот же вечер мы и поженились. (Завсегдатаем Таганки Оксана Афанасьева стала еще в 14 лет - у ее тети, зубного врача, лечились многие актеры этого театра. В 17 лет Оксана познакомилась с Высоцким, их отношения длились два года, вплоть до самой смерти Владимира Семеновича. Ярмольника она встретила год спустя. - Авт.).
Какое-то время жили в гражданском браке, расписались, когда Оксана была уже в положении. С годами чувства только окрепли. Мы даже стали похожи друг на друга.
- А как ваша дочь избежала соблазна стать актрисой?
- Одно время я очень боялся, что она захочет ею стать. Для женщин это профессия нелегкая: у актрис в отличие от актеров короткий век. Но у Саши, к счастью, обнаружились иные наклонности. И к артистам у нее отношение особое - будничное такое. В детстве она очень любила смотреть телевизор и достаточно быстро привыкла, что многие из тех, кого видит на экране, приходят к нам домой. Когда ей было три года, по телевизору часто показывали Горбачева. И однажды Саша поинтересовалась: "А почему он к нам не приходит?".
- У вас доверительные отношения с дочерью?
- Скажем так, свою личную жизнь она со мной не обсуждает. Рассказывает лишь какие-то смешные истории, которые произошли с ней и ее друзьями. Конечно, если я замечал, что с дочерью что-то происходит (например, она несколько вечеров подряд сидит дома, а это значит, что в личной жизни что-то не так), то мог завести абстрактный разговор: дескать, все это полная ерунда, и такой ерунды будет еще очень много, что нельзя попадать в зависимость от настроения другого человека, а лучше постараться поставить его в зависимость от себя.
Когда Саша задерживается где-то допоздна, мы постоянно созваниваемся. Я выясняю, как она будет добираться домой, и если возникают проблемы, могу оставить все дела и поехать за ней. А вообще, дочь очень стремится к самостоятельности. Несколько лет назад с ней было трудно разговаривать, она противилась всему, что исходило от родителей. Сегодня Саша изменилась, ходит со мной в театр, на концерты. Я часто прислушиваюсь к ее мнению, потому что у нее более свежий взгляд на привычные для меня вещи и, с ее точки зрения, все получается гораздо проще. Потому иногда ее мнение играет решающую роль.
- Когда общаешься с вами, создается впечатление, что у вашей Саши идеальный отец. А какими были ваши родители?
- Замечательными. Отец был офицером Советской Армии, и воспитывали меня нестрого, но правильно. Родители никогда не пытались на меня давить и редко наказывали. Отец меня выпорол только один раз, после того как обнаружил мой денежный тайник. Я тогда активно увлекался игрой в "коц" и выигранные деньги прятал дома под половицей. Как-то она отошла, и отец заметил мой "клад".
Меня больше улица воспитывала. С пацанами в войну играли, мяч гоняли во дворе так, что стекла оконные летели. До шестого класса я посещал все спортивные секции, которые были в нашем городе, потом увлекся художественной самодеятельностью, затем занимался в народном театре при Клубе работников торговли. Там были очень хорошие педагоги, они обучали нас актерскому мастерству, сценической речи. Мы ставили целые спектакли. Тогда же я и понял, кем хочу стать. Отец, правда, мечтал, что я продолжу его дело, но переубеждать меня не стал, зная, что это бесполезно.
"МОИ "ЖИГУЛИ" ВРЕЗАЛИСЬ В ГРУЗОВИК, ВОДИТЕЛЬ КОТОРОГО ЗАСНУЛ ЗА РУЛЕМ"
- Значит, детство у вас было боевым. Трамвы случались?
- Я несколько раз ломал нос. В первом классе мы собирали металлолом, я тащил арматурину, из которой во все стороны торчали железки. Я неудачно повернулся, и прут ткнулся мне в нос, сломав перегородку. Потом в третьем классе была неудачная поездка на велосипеде. Спускался с горки, и вдруг отказали тормоза - я с разгона прямо лицом влип в стенку дома. Велосипед всмятку, а следы переломов носа и сейчас заметны. А однажды мама взяла мне напрокат самокат, который оказался неисправным, - в нем торчала какая-то гайка, и я постоянно цеплялся за нее ногой. В итоге эта гайка разорвала мне ногу до кости, вырвав кусок мяса из голени. Рану, конечно, зашили, но шрам остался.
- А что это за случай, когда вы с Якубовичем чуть не оказались жертвами авиакатастрофы?
- Не только с Якубовичем - с нами еще были Андрей Макаревич и Юрий Сенкевич. Вечером мы вылетели из столицы Перу Лимы. Слева по борту - темнота и океан, справа - берег и огоньки. И вдруг через какое-то время замечаю: огоньки слева, а темнота справа. Спрашиваю у Сенкевича: "Как же так? Почему наоборот?".
Спустя три минуты командир экипажа сказал, что мы вынуждены вернуться обратно в аэропорт Лимы, поскольку неисправен левый двигатель. Неисправен - мягко сказано: из него топливо просто брызгало. Когда мы садились, нас сопровождало восемь пожарных машин с мигалками... После приземления я сильно напился.
Вообще, я, наверное, в рубашке родился. В 1977 году отправился в отпуск на своей первой "копейке" - через Минск во Львов. И в час ночи попал в жуткую аварию: врезался в грузовик, водитель которого уснул за рулем. В моих "жигулях" целым остался только двигатель. А я не пострадал совсем, отделавшись царапиной на левой щеке от разбитого стекла. Через сутки трейлер отвез обратно в Москву меня, пришибленного, и обломки "копейки". Это был мой второй день рождения.

Леонид ЯРМОЛЬНИК: "Листьев уговаривал меня стать телеведущим, но Янковский сказал: "Козел! Ты загубишь себя как артиста!"
Отец Масяни Олег КУВАЕВ: "Сколько Масяне лет? Фиг его знает... То ли 14, то ли 38. Она вообще не человек, а явление"
Вячеслав МАЛЕЖИК: "Пугачева интересна даже тем, что неинтересна. Тем, что ты можешь своему сыну сказать: "Вот, деточка, что с тобой произойдет, если будешь себя так вести"
Пародистка Елена ВОРОБЕЙ: "После моей пародии на Пугачеву Алла Борисовна мне сказала: "Привет, Воробей! А паричок-то говененький купила!"
Тарзана лишили мужского достоинства
Анджелина Джоли усыновила русского малыша
Алсу подкупала профессора из Оксфорда?
Под крышей дома своего
Болдуин хочет вызвать Николсона на дуэль
Роберт Де Ниро потерялся в Италии
Оргазм Мег Райан признан самым смешным в кино
Макс Леонидов впервые стал отцом
К Пугачевой ворвутся с милицией
Мэтт Дэймон и Бен Эффлек состарятся вместе
Джордан - самая безвкусная звезда
Подожгли дом Буйнова
Чувство локтя
"Спасибо вам! Мы посмеемся и поплачем пополам"
Стефан РЕШКО: "Для тебя сегодня мяча нет, - сказал мне Лобановский. - Будь тенью Мюллера, повторяй все его движения. Он на скамейку - и ты за ним. Нас это устроит"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги