Дела давно минувших дней
Петька, о котором не сочиняли анекдотов
17 Ноября, 2004 00:00
Владимир ЛУГОВСКИЙ
Ровно 70 лет назад на экраны вышел культовый советский фильм "Чапаев", где одну из главных ролей сыграл Алексей Кмит.
После премьеры, которая прошла 5 ноября 1934 года в петербургском кинотеатре "Титан", фильм Сергея и Георгия Васильевых "Чапаев" долгие годы не сходил с экранов.
После премьеры, которая прошла 5 ноября 1934 года в петербургском кинотеатре "Титан", фильм Сергея и Георгия Васильевых "Чапаев" долгие годы не сходил с экранов.
![]() Петька из "Чапаева" |
"ПОВЕРИЛИ СПЛЕТНЯМ, ЧТО КМИТУ НАЛИЛИ ПОД КОЖУ ВОСКА?"
К 61-му году, о котором идет речь, создатели ленты "Чапаев": ее режиссеры, актеры - стали легендой. И вдруг выясняется, что знаменитый Петька, Алексей Александрович Кмит, утвержден в нашей картине "Где-то есть сын" на роль Матроса. На другие пригласили народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии Николая Симонова и Светлану Дружинину.
Надо признать, что для Кмита роль Матроса была настоящим подарком судьбы. Фильм "Чапаев" остался далеким, сладостным воспоминанием, а в последующие годы он не сыграл ничего примечательного - как говорится, одну "полову". Поэтому приехал "Петька" веселый, окрыленный.
В кинофильме "Чапаев" снимался и Николай Симонов, сыгравший лихого комвзвода Жихарева. Встретившись с ним в гримуборной, Кмит обрадовался так, будто и не минула четверть века. "Привет, Коля! - воскликнул он и бросился целоваться. - Ну как поживаешь? А ты еще ничего, выглядишь молодцом! А помнишь?..". Увидев, что корифей не намерен предаваться воспоминаниям, мы поспешили выпроводить Кмита в костюмерную. Когда он ушел, Симонов поднял удивленные брови: "А кто это?".
Неизвестно, он и правда не узнал бывшего партнера или решил пресечь амикошонство. Но прославленный актер и далее избегал встреч с Кмитом - не жаловал балагуров. А Кмит отправился знакомиться со съемочной группой, с киностудией, и делал это весело, с доброжелательной шуткой. С каждым общался как с равным, но ни на минуту не забывал, что он живая легенда. Это чувствовалось в каждом его движении, в чуть ироническом взгляде.
В основном съемочная группа была с Ялтинской киностудии, только мы с режиссером Артуром Войтецким приехали на постановку фильма из Киева, а молодой оператор Юрий Ильенко - из Москвы. Обосновались мы в гостинице "Ореанда". Через дорогу- море, пляж. Здесь пожелал поселиться и Алексей Александрович. С Юрой мы некоторое время жили в одном номере. И в первый же вечер к нам пожаловал Кмит.
- Господа собираются ужинать? - весело воскликнул с порога. - Показывайте, где тут у вас приличная харчевня! Пошли! Пошли! Я угощаю!
Юре, наверное, не понравилась такая бесцеремонность - отказался, а я не стал делать из этого проблемы, повел "Петьку" в ресторан на первом этаже гостиницы. Нашлось укромное местечко за столиком на двоих, и, лишь уселись, Кмит непринужденно сказал: "Меня зовут Сей Саныч. Ленька остался в далекой молодости".
Я тоже назвался. Потом спросил в том же ироническом тоне: "Сей Саныч - это для оригинальности?". - "Нет. Для друзей".
Мы сидели друг напротив друга, и ему, наверное, показался слишком пристальным мой взгляд. Кмит иронически хмыкнул: "И вы туда же?". - "Куда?" - не понял я. "Нос рассматриваете? Поверили сплетням, что Кмиту сделали на носу операцию, под кожу налили воска, который зимой задубевает, а летом расплывается по всему лицу!" - и громко расхохотался.
В конце вечера мы уже перешли на ты.
Наверное, Кмиту скучно было вечерами одному сидеть в номере, и он стал заходить к нам каждый раз с предложением вместе поужинать или просто прогуляться. Я всегда принимал приглашение, а Ильенко преимущественно оставался в гостинице. В то время у него было хобби - живопись. Он дал себе зарок написать 100 портретов своей жены Ларисы Кадочниковой.
У Сей Саныча как-то с самого начала не сложились отношения с Юрой. Появляясь у нас, Кмит не мог удержаться, чтобы не заглянуть через плечо Ильенко на холст, чего тот терпеть на мог. Мало того, гость еще и отпускал какую-нибудь ироническую реплику. Юра в долгу не оставался, держался с классиком на равных - он смолоду умел дать отпор. Поэтому в критический момент мне приходилось уводить Сей Саныча из номера.
ТРУДНО БЫЛО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО ЭТОТ ЛЕГЕНДАРНЫЙ АРТИСТ НЕ МОЖЕТ СЫГРАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНУЮ СЦЕНУ
Однажды, прогуливаясь по Набережной, я обратил внимание на красивую женщину лет 30-ти. Она плыла над людским потоком с гордо поднятой головой, независимая и загадочная. Казалось, для нее не существовало ни этой улицы, ни окружения. Мысленно она витала где-то высоко, поднявшись над этой праздной толпой и южным городом. Но вдруг, поравнявшись с нами, подняла глаза и легонько поклонилась Кмиту:
- Здравствуйте, Алексей Александрович!
- Здравствуйте, Лидия Александровна! - мы остановились. -Давно приехали?
- Два дня назад, - ответила вежливо, но сдержанно.
- Где живете?
- В "Ореанде".
- Я тоже. Значит, еще увидимся. И мы разошлись.
- Кто такая? - спросил я.
- Понравилась?
- Нет слов!
- Не по Сеньке шапка! - ответил шуткой, понимая что такая женщина не для меня.
На другой день вечером Сей Саныч предложил поужинать в гостиничном ресторане. Войдя в полукруглый, ярко освещенный зал, Кмит направился к столу под пальмой в кадке, за которым сидела одинокая женщина. Остановился перед ней, весело поздоровался. Это была она!
- Можно возле вас? - игриво спросил Сей Саныч. И еще не заняв место, лукаво молвил:
- Разрешите познакомить вас с моим другом. Владимир Луговской!
Дама готова была подать руку, но, услышав мое имя, застыла. Подняла на Кмита глаза, сказала сухо, с укором:
- Не думаю, что эта ваша шутка остроумная...
Сей Саныч ничуть не смутился:
- Этого человека на самом деле зовут Владимир, а фамилия Луговской.
- Это правда? - все еще недоверчиво спросила Лидия Александровна.
- Если быть точным, не Луговской, а Луговский, - ответил я, не понимая, что так смутило незнакомку. Больше мы к этой теме не возвращались.
Кто эта женщина, я узнал от Кмита, когда мы вернулись из ресторана.
После окончания художественного института она приехала в Ялту отдохнуть, а заодно и пописать крымские пейзажи. Тогда же и встретилась с уже немолодым известным поэтом Владимиром Луговским. Юная художница стала его последней любовью. Умирая, поэт завещал ей похоронить свое сердце здесь, в Ялте, где они впервые были счастливы. С тех пор она каждый год приезжает сюда в день его смерти, чтобы возложить цветы. Конечно же, "сюрприз" Сей Саныча был для нее неуместным и болезненным.
Локальные съемки в Ялте закончились, и группа переехала в Казантип. Осень все чаще напоминала о себе, а у нас оставались не снятыми две большие летние сцены. Не было партнерши Старика и Матроса - главной героини Светланы Дружининой, - снималась в другой картине. Наконец приехала.
Начали с простой, по сути, информативной сцены - Матрос и Надя приходят к Старику за благословением. Диалог в основном вел Матрос. В авторской интерпретации это был сильный, уверенный в себе, немного развязный, резкий человек. Все эти черты были заявлены на репетиции. Но когда включили камеру, Кмит вдруг сник, преобразился до неузнаваемости, растерялся, начал путаться в тексте. Сам понял: не то получается, и попросил сделать перерыв. Спустился к морю, походил по берегу...
Объявили второй дубль. Начал сцену неплохо, но посреди диалога опять выпал из образа. Еще раз остановили съемку. И еще раз. Трудно было представить, что этот легендарный артист не может сыграть элементарную сцену. Посоветовавшись, Войтецкий и Ильенко решили отложить съемку этого эпизода на несколько дней, дать возможность актеру успокоиться.
Но на следующий день была запланирована другая сцена, когда Матрос и Надя вместе с молодежью приходят звать Харла-шу на свадьбу. И отменить ее было невозможно. Накануне привезли из Феодосии массовку, задействовали киевских актеров. Погода стояла солнечная, теплая, море покрылось серебристыми гребешками. Всю сцену решили снимать одним кадром: шумная свадебная компания вместе с новобрачными подплывает к дому Харлаши на фелюге. Все выходят на берег и крутой тропинкой в расщелине поднимаются наверх, где их ожидает Старик. Здесь на среднем плане и происходит диалог.
"ПОДСКАЖИ ИЛЬЕНКО ПО-ДРУЖЕСКИ: ПУСТЬ ОН ПОМЕНЯЕТ ТОЧКУ"
Но потрясение, пережитое Кмитом накануне, не прошло бесследно. На съемочную площадку он приехал опустошенным, усталым и разбитым. Еще бодрился, пытался шутить, но все остроты выглядели плоскими и жалкими. В глазах застыл страх. После нескольких репетиций его растерянность заметили все. Со съемкой решили повременить, надеясь, что артист успокоится. Но Кмит понял: его участие в фильме решается именно сегодня. Этой сценой. Нервы не выдержали, и он сам попросил начать съемку.
К сожалению, перебороть себя он так и не смог. Беднягу выдавала дрожь в руках. Он засунул их в карманы, но это не спасло - прерывалось дыхание, пересыхали губы, комкались слова.
Видимо, сказались длительные творческие простои, из-за которых артист теряет не только профессиональные навыки, но и веру в себя. Он стал бояться камеры, своей ответственности перед киногруппой, перед молодежью, для которой он был живой легендой, перед знаменитым партнером. Ведь и он, Кмит, не случайный человек в кинематографе. Однако после трех вымученных дублей стало понятно: этот артист роль Матроса не вытянет.
После съемки мы возвращались на базу автобусом. Кмит занял самое последнее место, повернулся к окну с отсутствующим видом.
В селе, выйдя из автобуса, сказал:
- Пойдем, Вольдемар, перед ужином пивка попьем. Заскочу лишь домой по рыбку.
Мы устроились за лавкой на ящиках, принялись разделывать тарань. Чтобы отвлечь его от черных мыслей, я вспомнил историю любви пожилого поэта и молодой художницы, с которой меня познакомил в Ялте Сей Саныч. Сказал, что хочу об этом снять фильм. Но собеседник слушал невнимательно, поглощенный своими мыслями.
- Дыхалка подвела... - неожиданно прервал он меня.
- В каком смысле? - не понял я.
- Да там... на съемке, - сказал Кмит, не поднимая глаз. - Понимаешь, подъем к хате очень крутой... Да и неудобный... булыжники, камни... Того и гляди ногу сломаешь... А я уже не в том возрасте...
У меня не нашлось утешительных слов, да он, наверное, в них и не нуждался.
- И далось Ильенко снимать этот кадр в расщелине! - раздраженно воскликнул Кмит. - Ведь могла же вся эта компания не на фелюге приплыть, а прийти со стороны села... спуститься с горы! Что, расщелина интересней?
- Думаю, интересней, - не захотел кривить душой я.
- Да глупость это! Смотря как выставить кадр! А главное, как сыграть! Если актер выходит на крупный план с высунутым языком, о каком творчестве может идти речь?! Это же надо понимать! А Ильенко актерской профессии не учили, его учили снимать! Ты подскажи Юре по-дружески, пусть он поменяет точку...
Подумалось: "Бедный-бедный Сей Саныч, он еще надеялся на пересъемку!".
А вечером собрались на совещание и единогласно решили, что актера нужно заменить. Чтобы это выглядело деликатнее, в группе объявили выходные, несколько актеров отпустили домой, в том числе и Кмита. Вместе с ним в Москву на поиски другой кандидатуры должен был вылететь и я. Сам Сей Саныч все понял, но старался не подавать виду, хотя это стоило ему немалых усилий. В Симферополе мы зашли пообедать в аэропортовский ресторан. Выпили. Однако настроение не улучшилось - в его глазах стыла безысходная тоска.
Расставаясь в Москве, я сказал беззаботно-легкомысленно: "Ну до свидания, Сей Саныч!". - "Не до свидания, а прощай..." - с нескрываемым укором, как предателю, ответил Кмит, и в глазах этого всегда веселого человека появились слезы. Повернулся и ушел в ночь, не подав руки.


Филипп КИРКОРОВ: "Алла мне говорит: "Не бери в голову - бери в рот!"
Ефим ШИФРИН: "Хазанов ушел с эстрады, громко хлопнув дверью. Потом вернулся, позвонил и, когда ему открыли, прокричал: "А вы - лепрозорий!"
Бывший следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир КАЛИНИЧЕНКО: "Всесильный министр МВД СССР Щелоков принял решение о моем физическом устранении. В ответ на это Андропов приказал группе "Альфа" меня охранять"
На автомобиль Пьехи упал пьяный
Александр Градский отметил свой юбилей
Булдаков попал в аварию
Пахмутовой - 75!
Яна Табачника снова повысили в звании
Талькова убрала система?
На Ксению Собчак покушаются
Шнур дал пощечину своей любовнице Акиньшиной
Слава Зайцев выставляет всё!
Звездой телешоу станет человеческий труп
Вдова и дочь Визбора борются с пиратами
Дэвид Бэкхем подписал контракт с Голливудом
У Цискаридзе украли нижнее белье
Жанна Фриске пойдет под нож
Под прессом прогресса!
"Мы, короче, в театре. На Фила пришли посмотреть!"
Кшиштоф ЗАНУССИ: "Мой дедушка, глава фирмы бытовой техники "Занусси", считал меня странной обезьяной: он не понимал, зачем заниматься такой ерундой, как кино"
Дмитрий Гордон почти 40 минут раздавал автографы
Петька, о котором не сочиняли анекдотов
Как это делал сеньор Бернабеу
Андрей ДАНИЛКО: "Это же надо было так сэкономить на призах, чтобы мне, не последней артистке, подарить пластмассовую статуэтку!"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги