Александр и Леонид КАНЕВСКИЕ: "Нас называют "братской могилой"
"ПАРАНДЖА - ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧЕГО КАНЕВСКИЙ С ЖЕНЩИН НЕ СНИМАЛ"
- Прежде всего заполните, пожалуйста, анкету.
- Каждый в отдельности?
- Нет. Одну на двоих.
Братья пошептались, присели к столу и через 10 минут показали заполненный листок: "Я, Александро-Леонид Каневский, дважды родился в городе Киеве. Мне давно перевалило за 100 лет. Я окончил Автомобильно-дорожный институт и Высшее театральное училище имени Щукина. Дважды переезжал в Москву, первый раз в 1956 году, второй - в 1982-м. Одна моя половина около 40 лет работала в театрах, снималась в кино и на телевидении, вторая - нигде не работала, сидела себе за письменным столом, сочиняла всякие смешные истории и жила не хуже первой половины. Я был членом трех творческих союзов СССР, а двух из них (Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей) - дважды. Я - заслуженный артист России, обладатель двух международных литературных премий и лауреат международного кинофестиваля. Сейчас я артист театра "Гешер" и член Союза писателей Израиля и Канады. Живу в Тель-Авиве на двух улицах одновременно".
- Леонид, в знаменитом советском сериале "Следствие ведут знатоки" вы много лет играли инспектора уголовного розыска Томина - посоветуйте, с чего начать интервью?
Леонид:- С перекрестного допроса.
- Так и сделаем. Александр, что такое, по-вашему, юмор?
Александр:- Живя в Союзе, я бы ответил, что юмор - это сатира, пропущенная через мясорубку цензуры. Сегодня отвечу, что юмор - это черта характера. А еще точнее, образ жизни, особое видение даже самых трагических моментов. У истинных юмористов мозги всегда немного набекрень.
- У моего старшего брата, - вмешивается Леонид, - чувство юмора прорезалось вместе с молочными зубами. Еще в школе он устраивал такие розыгрыши, что нашу маму вызывал директор и говорил: "Мы дадим ему похвальную грамоту и самую лучшую характеристику, только заберите его поскорей в другую школу!". Но в другой школе повторялось то же самое.
- Леонид, ваши роли и в театре, и в кино доказывают, что и вы чувством юмора не обделены.
Леонид:- С кем поведешься!.. Есть в России такой афоризм: "Сатира помогает нам жить, а юмор - выжить". Чтобы выжить, имея такого старшего братца, мне необходимо было спасительное чувство юмора - он ведь меня бил...
Александр:- Не бил, а учил, человека из тебя делал. Правда, до конца не удалось: в восьмом классе он начал заниматься борьбой и штангой, бить его стало небезопасно. Вот я и недоглядел - брат пошел в артисты.
Леонид:- Это особенно огорчило папу - он был крупным специалистом по технологии переработки фруктов и овощей. Варенья, соки, маринады... Мечтал, что кто-то из нас пойдет по его стопам. На Сашу он давно махнул рукой - тот уже с шести лет кропал стихи. А я был толстым мальчиком, любил покушать, и папа часто брал меня с собой на фабрики, в совхозы... Я там с удовольствием ел, пил, пробовал, опять ел... Так продолжалось до седьмого класса.
- А что было в седьмом классе?
Леонид:- Я поступил в драмкружок при клубе МВД.
- Ага! Значит, именно тогда милиция вошла в вашу жизнь?
Леонид:- И театр... Я стал бегать на репетиции, в доме появился Станиславский, и папа понял, что последователей у него не будет.
Александр:- Но покушать он по-прежнему любит.
Леонид:- А ты - нет?
Александр:- Cлава Богу, отсутствием аппетита мы оба не страдаем. Когда сидим рядом за праздничным столом, еда и выпивка постепенно перемещаются в нашу сторону и исчезают. Нас называют "братская могила".
- Наличие такого аппетита не могло не сказаться на моей фигуре, - продолжил Леонид, - я был хорошо упитанным еврейским ребенком - это меня очень огорчало, поскольку я мечтал о кинокарьере.
Александр:- Но я же тебя успокоил.
Леонид:- Да. Старший брат утешил: "Не волнуйся: есть широкоформатные фильмы - поместишься". Но я решил на это не надеяться, стал усиленно заниматься спортом, отказывался от пирогов, тортов, пирожных...
- Александр, как явствует из анкеты, вы окончили Автодорожный институт?
Александр:- Так точно.
Леонид:- Он даже построил один мост.
- Где именно?
Александр:- Не скажу: я люблю вашу редакцию. Адрес своего моста даю только врагам.
- Ладно, обойдемся без конкретики, но куда вас направили после окончания института?
Александр:- Туда, куда я попросил. Я пришел на комиссию по распределению и заявил: "С детства люблю города с двойным названием: Монте-Карло, Буэнос-Айрес, Баден-Баден... Поэтому пошлите меня в Кзыл-Орду". Они рассмеялись и спросили, почему именно в Кзыл-Орду? Я не успел ответить, ответил мой бывший декан, француз, остроумнейший, любимый всеми нами доцент Сюньи. Он сказал: "Я знаю, почему Каневский хочет в Кзыл-Орду: там женщины носят паранджу - это единственное, чего он с них еще не снимал". После чего меня направили в Кзыл-Орду.
"ЖЕНЩИНЫ СПРАШИВАЛИ, НЕ НАКЛАДНЫЕ ЛИ ВОЛОСЫ У МЕНЯ НА ГРУДИ, МУЖЧИНЫ - НА КАКОМ ЯЗЫКЕ Я РУГАЮСЬ"
- То есть ваш аппетит был направлен не только на еду?
Александр:- А почему нет? 23 года плюс еврейский темперамент.
- Он сохранился?
Александр:- Однажды в Москве, на телевидении, в передаче "Правду, только правду!" меня спросили, знаю ли я в себе какой-либо порок. "Знаю", - ответил я. "Большой порок?". - "Очень большой. Но, к сожалению, с каждым годом он становится все меньше и меньше"...
- Теперь вернемся к вам, Леонид. Вы окончили Щукинское училище, после чего служили в разных Московских театрах?
Леонид:- Всего в двух: сперва в "Ленкоме", а затем - в Театре на Малой Бронной. Мне, вообще, присуще постоянство: "Гешер" - мой третий театр.
- Вы работали с Анатолием Эфросом?
Леонид:- Да. Он - мой учитель, гениальный режиссер, счастье, что я попал в компанию его артистов.
- Он вас любил - ваше фото на обложке его книги "Репетиция - любовь моя".
Леонид:- Я там в роли Трубача из спектакля "Снимается кино", небольшой эпизод.
- Вы, вообще, мастер эпизодов. Достаточно вспомнить хотя бы вашего афериста в "Бриллиантовой руке" - этот фильм принес вам широкую популярность.
Леонид:- После него меня стали узнавать на улицах. Женщины интересовались, не накладные ли волосы у меня на груди, мужчины спрашивали, на каком языке я там ругаюсь.
- А действительно, на каком?
Леонид:- Это абракадабра, я ее сам придумал. Собрал имена и фамилии своих друзей, знакомых, добавил разные заграничные ругательства... Гайдай смеялся, ему понравилось.
- А где вы снимались первый раз?
- Это уже вопрос ко мне, - вмешался Александр.- На "Беларусьфильме" был запущен в производство фильм "Сорок минут до рассвета" по сценарию моему и покойного Роберта Виккерса. Там снимались известные актеры: Глеб Стриженов, Дмитрий Милютенко. Леня тогда только окончил Щукинское. Я попросил режиссера Бориса Рыцарева пригласить Леню на какой-нибудь эпизод. Его вызвали. Он прилетел счастливый и гордый, рассчитывая, конечно, на главную роль. Но Рыцарев предложил ему небольшой эпизод - роль завмага в деревне.
Леонид:- Конечно, я был в шоке. Я сказал режиссеру: "Боря, где ты видел заведующего сельпо в белорусской деревне - с моим лицом?!". Это было убедительно, режиссер задумался, посмотрел на меня, в сценарий, и вдруг его осенило: "Даю биографию: твой завмаг-еврей остался здесь после войны!".
- Александр, ваши творческие пути с братом потом еще пересекались?
Александр:- И потом, и до. Еще учась в Щукинском, он часто звонил из Москвы и требовал, к примеру: "Напиши мне монолог к Восьмому Марта". Я отвечал: "Мне некогда, возьми что-нибудь из сборника моих рассказов". Через 10 минут звонила мама: "Почему ты ребенка обижаешь? Немедленно напиши ему рассказ!". Я тут же перезванивал ему в Москву и орал: "Ты почему маме жалуешься? Она же нервничает!". А он очень спокойно отвечал: "А ты напиши, не волнуй маму".
- Приходилось писать?
Александр:- Конечно, он же - вымогатель.
Леонид:- Зато теперь, когда я выступаю в концертах, читаю только Сашины рассказы.
- А в спектаклях вашего брата вам приходилось когда-нибудь играть?
Александр:- Чтобы не упрекали в семейственности, я никогда не предлагал свои пьесы театрам, в которых он служил.
Леонид:- А театр "Гротеск"? Я же был там и членом худсовета, и участвовал в твоих шоу-программах.
- А что это за театр?
Леонид:- Как только замаячила перестройка, мой братец-авантюрист решил создать в Москве свой театр. Пригласил в художественный совет меня, Эдуарда Успенского, Григория Гладкова, Павла Дементьева и Леонида Якубовича. Я его как мог отговаривал, но он уже завелся - пошел к Лужкову (тот был тогда заместителем мэра Москвы) и получил шикарное помещение на Таганке.
- И театр состоялся?
Александр:- Конечно. Мы открылись грандиозным представлением "Ночь cмеха", которое начиналось в восемь вечера, заканчивалось в восемь утра. Действие происходило и на сцене, и в фойе: там были выставки суперкарикатуристов - Пескова, Дубова, Златковского... Продавались специально заказанные майки с нашей эмблемой, были выставлены меховые "микробы театра "Гротеск", проводились веселый театрализованный аукцион и денежно-пищевая лотерея, в которой выигравший билет получал смешной приз - к примеру, курицу, - а остальные номера этой серии - по яйцу: высиди сам!
Перед началом подбегает ко мне наш администратор и встревоженно сообщает: "У нас ЧП, в театр пробрались двое нищих, поют антиперестроечные частушки, им бросают деньги... Надо их срочно выставить". А я говорю: "Нельзя выставлять на публике - это скандал. Пусть поют дальше"... Администратор не знал, что это были два загримированных актера нашего театра, которым я специально написал частушки.
- А кто участвовал в этом шоу?
Александр:- Во-первых, все члены худсовета: братец Леня, Григорий Гладков со своим ансамблем "Кукуруза", Эдуард Успенский, Павел Дементьев с рок-группой "Музыкальная хирургия" и я... Я обзвонил своих коллег, самых популярных, и сказал: "Ребята, денег нет, весь сбор разделим между вами - это будет, конечно, по чуть-чуть, но помогите создать театр". И вы знаете, все откликнулись, все пришли!.. И Сергей Юрский, и Аркадий Арканов, и Михаил Мишин, и Татьяна Догилева, и Семен Альтов, и Лева Новоженов, весь "Крокодил", вся "Литературка", клуб "Двенадцать стульев"...
Вел это представление тогда еще не известный телезрителям Леонид Якубович - собственно, с этого вечера и началась его карьера шоумена. Кто не мог приехать, прислали свои книги и пластинки для аукциона: Жванецкий, Горин, Задорнов...
"Я ЛИХОРАДОЧНО ИСКАЛ ДИРЕКТОРА, НО ПРИХОДИЛИ ЛИБО ДИЛЕТАНТЫ, ЛИБО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУЛИКИ"
- Как приятно, что существовала солидарность клана.
Александр:- Да, тогда не все измерялось деньгами, были другие приоритеты.
- Все прошло успешно?
Александр:- Еще как! Зрители до восьми утра не расходились. В тот же день появились три потрясающих статьи в трех газетах, помню одно из названий: "Ах, зачем эта ночь так была коротка!".
Леонид:- Желающих попасть было много, билетов на всех не хватило. Народ так штурмовал вход, что меня и главного редактора "Крокодила" Владимира Пьянова, которые чуть опоздали, милиция подсадила и протолкнула в специально открытое окно туалета на первом этаже - иначе попасть было невозможно.
- В Израиле не хотите создать такой театр?
Александр:- Ради Бога, не подавайте ему эту идею! Он уже там имел и Театральную гостиную, и Галерею карикатуристов, и журналы "Балаган" и "Балагаша"!..
- В Гостиной - бывали, журналы - читали, нам казалось, что все на уровне, знаем, что журналы процветали, на них подписывались и в России, и в Европе, и в Америке. Даже в Японии, откуда получили письмо: "Честное слово, у нас тоже есть евреи, банзай гезунд!". Так чего же вы их закрыли?
Александр:- Я плохой бизнесмен. Умел делать товар, но его всегда продавали другие. Я лихорадочно искал директора, но приходили либо дилетанты, либо профессиональные жулики. Вот и надоело сидеть месяцами без зарплаты и держать своих помощников на полуголодной диете.
"КОГДА МОИ ЧИТАТЕЛИ СТАЛИ УЕЗЖАТЬ, Я ПОЕХАЛ ЗА НИМИ"
- К сожалению, сегодня это распространенная ситуация. А теперь поговорим о театре "Гешер", в котором вы, Леонид, служите, оставив знаменитый Театр на Малой Бронной. Вы связали свою судьбу с русскоязычным, а ныне двуязычным театром в Израиле. Это был огромный риск, как вы решились?
Леонид:- Обстановка в Москве подтолкнула: театры пустовали, в то тяжелое время людям было не до искусства. Хотя я и тогда много работал: концерты, творческие встречи, съемки в кино и на телевидении... Но полупустые театры... Это было грустно, оказалось невостребованным дело, которому я служил всю жизнь.
А тут Женя Арье предложил войти в труппу создаваемого им театра. Честно говоря, я немного растерялся: в 50 лет совершать такой кувырок!.. А потом подумал: а почему нет? Это же здорово: вернуться во времена молодости, когда Анатолий Васильевич Эфрос делал театр "Ленком", вернуться в 1963 год, но уже со своим жизненным и актерским опытом. И я принял предложение Жени, тем более что знал его как режиссера, и еще знал, что он почитатель Анатолия Васильевича... Да и отъезд в Израиль брата тоже подталкивал.
Александр:- Я его заманивал отсюда, писал "Письма брату".
Леонид:- Которые я не получал - он их публиковал в газетах, журналах, мне их передавали друзья и просто знакомые, но не брат!
- И все-таки, Леонид, вы были так популярны в СССР, о вас сочинялись анекдоты, вас приветствовали прохожие и обожали милиционеры, для вас были открыты все служебные входы продуктовых магазинов... Не жалеете, что уехали?
Леонид:- Некогда жалеть: в год выпускаем по два-три спектакля, вечерами играем, днем репетируем. Нас прекрасно принимают зрители, мы участвовали почти во всех театральных фестивалях мира. Кстати, в этом году за спектакль "Раб" мы получили призы в пяти номинациях... Во главе театра - талантливый режиссер, в театре - прекрасные артисты, уже получившие признание и популярность в стране. Кроме того, я отснялся в нескольких израильских фильмах и в 10 сериях продолжения "Знатоков" - "Десять лет спустя", а сейчас вот начинаю сниматься в 12-серийном сериале, так что скучать не приходится.
Александр:- Так кто из нас больший авантюрист?
- Сейчас уточним. Вы, Александр, были преуспевающим московским писателем, ваши произведения издавали, ставили на сценах театров, экранизировали. Как вы рискнули все это бросить? Почему уехали в Израиль?
Александр:- Этот вопрос мне задают во всех интервью, причем так часто, что я уже сам стал об этом задумываться... Да, было благополучие, но исчезла перспектива, не стало будущего. И еще: мои рассказы об одесских евреях и моя повесть "Тэза с нашего двора", рассказывающая об эмиграции евреев из СССР, неоднократно переиздавались, были популярны, особенно среди читателей-евреев. Когда они стали уезжать, я поехал за своими читателями.
- Вы жалеете, что эмигрировали?
Александр:- Нет. Хотя многое здесь категорически не приемлю: и сохранившийся уродливый социализм с диктатурой профсоюза, и демократию, переходящую в демагогию, и левантийскую лень, и восточную необязательность...
- Стоп, стоп, стоп! Вы сказали, что не жалеете о приезде в Израиль.
Александр:- Я люблю его. Я любил Россию, Украину и боролся с тамошним идиотизмом. Я люблю Израиль и буду до конца своих дней бороться за его процветание. Против ханжей, жуликов, невежд, приспособленцев, бюрократов, дураков...
- И каков результат?
Александр:- Честно? Боевая ничья.
- А вам, Леонид, в вашем сериале про "Знатоков" удалось достичь результатов?
Леонид:- На экране - да, в жизни - не уверен. Но мы старались. Для нас было главным - правдиво передать человеческие взаимоотношения, понять психологию человека, совершившего преступление.
- А израильские фильмы вам нравятся?
Леонид:- Не все. Те, в которых я снимался, симпатичны. Но сниматься было сложно: сперва я не знал иврита, а потом, в одном из фильмов, пришлось выучить всю роль на грузинском - я играл грузинского еврея.
"ТЕБЕ Б, КАК ЛЕНИНУ, ЗАСЕСТЬ В РАЗЛИВЕ И РАЗЛИВАТЬ ПО РЮМКАМ "АБСОЛЮТ"
- Александр, вы пытались что-нибудь написать на иврите, хотя бы строчку?
Александр:- Строчку - да. Узнал, что Володя на иврите - Зеев, а суббота - шабат, и перевел на иврит название известной картины: "Зеев Ильич Ленин на шабатнике".
- Леонид, а вам что больше всего нравится в Израиле?
Леонид:- Доброжелательность людей, стремление доставить радость - мне на таких везло.
- А вам, Александр, что-нибудь в Израиле нравится?
Александр:- Израильские женщины, особенно в военной форме, - солдатки. Они настолько привлекательны, что хочется каждой немедленно сдаться в плен.
- Вы оба были известны и богаты, наверное, у вас было много друзей?
Леонид:- Неточно сформулировано. Во-первых, насчет богатства - несколько преувеличено, а во-вторых, насчет друзей: не было, а есть.
Александр:- И при чем здесь богатство? Разве друзей можно купить? Их можно только продать.
Леонид:- Тот редкий случай, когда я со своим старшим братом полностью согласен: мы умеем приобретать друзей и очень дорожим ими, часто встречаемся, обожаем дружеские застолья.
Александр:- Особенно Леня. Он умеет по-гусарски загулять, шумно, весело, до утра.
Леонид:- А ты нет?
Александр:- Я тоже. Но в этом ты лидируешь. Недавно, на его дне рождения, я написал ему поздравление в стихах. Там было такое четверостишие:
Ни лавры, ни карьера не влекут.
Тебе б, как Ленину, засесть в Разливе
И разливать по рюмкам "Абсолют".
- Александр, вам, вероятно, не раз говорили, что вы внешне очень похожи?
Александр:- Конечно. Однажды во время моего выступления из зала пришла записка: "У вас с вашим братом одно лицо". Я ответил: "Да. Мы его носим по очереди". Правда, усы у нас переходящие.
- В каком смысле?
Александр:- До 25 лет их носил я, после 25-ти - он.
- Чем вы сейчас занимаетесь, Леонид?
Леонид:- Только что выпустили спектакль по пьесе Башевиса-Зингера - "Шоша". Я там играю Сэма Дреймана, американского бизнесмена. Делаю свою передачу "Хочу все съесть", стараясь не наедаться, и периодически снимаюсь в кино.
- А вы, Александр?
Александр:- По традиции в конце года организовываю фестиваль смеха "Балаган", выступаю с творческими вечерами в Израиле, России, Германии, Америке. Пишу статьи, рассказы, а главное, работаю над книгой - это авантюрно-автобиографическая повесть, героями котоpой будут мои друзья и коллеги: артисты Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель), Лев Миров и Марк Новицкий, Александр Шуров и Николай Рыкунин, писатели Григорий Горин, Аркадий Хайт и еще много-много замечательных людей, осветивших мою жизнь своей любовью и доброжелательностью и, конечно же, своим необъятным чувством юмора.
- Александр, если можно, на прощанье, несколько ваших поэтических строк.
- (Вспоминает).
Исколесили много мы дорог,
На сколько нам еще бензина хватит
И сколько нам осталось - знает Бог.
Но нету, нету, нету угомону,
Бежим, бежим, бежим,
бежим по кругу,
И вместо встреч - звонки
по телефону,
И привыкаем жить мы друг без друга.
Но папы с мамой фотографии,
как фрески,
На стенке, чтобы нам напоминать:
Мы спаяны фамилией Каневский,
И друг от друга нас не оторвать!

Курникова вышла замуж за Иглесиаса
Сергей ПЕНКИН: "Кто-то должен петь, - сказали мне, - а кто-то и хлеб выращивать. Займитесь вторым..."
Четырехкратная Олимпийская чемпионка Яна КЛОЧКОВА: "Мой молодой человек - это бассейн... Сейчас единственная мечта - найти свое личное счастье"
Черный маг Виктор ВЕРЖБИЦКИЙ: "Многие актеры из суеверия отказались участвовать в "Ночном дозоре". А я, перед тем как сниматься, на всякий случай сходил в церковь"
Ричард Гир чуть не погиб из-за мобильного телефона
Траволта купил дирижабль
У Спилберга утонули двое...
Джордж Клуни худеет
Гибсон овладел островом
У Глюк’Оzы треснула челюсть
В коллекции Дэвида Бэкхема теперь 15 авто
Лагутенко разорен?
Сигурни Уивер полетит в космос
ДиКаприо подвел парашют
Экс-жена отняла у Левкина квартиру
Кэтрин Зета-Джонс всех перепила
Бритни Спирс устроила панику на борту
"Блестящая" Юля станет мачехой
Японцу - саке и палочки, нам - японский городовой
Виталий КОРОТИЧ: "С женщинами у меня все хорошо... Но с возрастом увеличивается время, в течение которого мне хочется с ними просто разговаривать"
Поплавский сделал свое дело, Поплавский может уйти?
Ольга АРОСЕВА: "21 декабря я купила гортензию в горшке и поперлась в Кремль. К Сталину на день рождения..."
Эльзара БАТАЛОВА: "Ему было 48, мне - 19, но за этим мужчиной я готова была идти хоть на край света"
"Гостья из будущего" Ева ПОЛЬНА: "Ради любимого на что угодно пойду. Даже на предательство родины. Она не заметит..."
Александр и Леонид КАНЕВСКИЕ: "Нас называют "братской могилой"
Михаил БОЯРСКИЙ: "По сравнению со смертью все счастье..."
Александр МАЛИНИН: "Талант в землю не зароешь. Маэстро, фанерку!"
Народный артист СССР Николай СЛИЧЕНКО: "Артист всегда балансирует на краю пропасти: упадет - не упадет"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги