Проигравшие
"Да я б вашего гетмана первым бы расстрелял! - кричал Константин Хабенский со сцены бывшего Октябрьского дворца несколько дней назад. - Полгода он издевался над всеми нами! Терроризировал население этим гнусным языком, которого и на свете-то не существует! Развел всякую сволочь с хвостами на головах...". Вернее, это кричал Алексей Турбин, главный герой мхатовского спектакля "Белая гвардия", показанного недавно в Киеве.
На самом деле, "Белую гвардию" должны были показывать в украинской столице 3 и 4 декабря. Аккурат в то самое время, когда "всякая сволочь", разговаривающая на гнусном и не существующем в природе языке, перекрыла Крещатик, а в Октябрьском гайдамаки разбили свой штаб. Гастроли перенесли на конец января.
В конце января в Киеве неожиданно пошел снег, на Крещатике по-прежнему стояли повстанческие палатки, а по сцене, усеянной бутафорскими снежинками, бегали мерзкие петлюровцы и на ломаном малоросском кричали всяким жидовским мордам: "А ну скажи: "Ще не вмерла Україна!", после чего безжалостно убивали.
Так получилось, что русский классик Михаил Афанасьевич Булгаков, родившийся в Украине, написал два произведения на одну и ту же тему, снабдив их одинаковыми главными героями и реалиями: роман "Белая гвардия" и пьесу "Дни Турбиных". Московский режиссер Сергей Женовач позаимствовал для своего спектакля название булгаковского романа, а поставил пьесу, введя таким образом неподготовленную часть публики в заблуждение. Дело в том, что роман отличается от пьесы приблизительно как Пушкин от Дантеса. Первая книга писалась о себе и для себя, а при помощи второй писатель пытался ассимилироваться в советской Москве.
"Белая гвардия", созданная в 1924 году, насквозь пропитана ощущениями человека, посетившего сей мир в его минуты роковые. Молодой врач Михаил Булгаков бегал по тем же киевским улицам, которыми бегут его Алексей Турбин и Николка, отсиживался в подворотнях, мерз, боялся, давил вшей и "был мобилизован пятой по счету властью в Городе".
Этот биографический роман представляет собой хронику киевской интеллигентной семьи, чей уютный теплый мир за кремовыми шторами с приходом революции, а затем и гражданской войны разваливается на глазах. На Крещатике гарцуют то белые, то красные, то желто-голубые, старый уклад рушится, новый пугает.
Полковник Алексей Турбин, его брат Николка, их сестра Елена Тальберг, ее муж Владимир Робертович, кузен Елены Ларион, друзья семьи Шервинский и Мышлаевский понимают, каждый по-своему, что жизнь под шелковым абажуром закончилась навсегда.
Пьесу "Дни Турбиных", по которой поставил спектакль Женовач, Булгаков написал два года спустя. На ее премьере присутствовал Сталин и другие официальные лица, сидели недобитые буржуи, изрыгал проклятия Маяковский, требуя физической расправы над автором. Автора не тронули. В 1936-м он напишет "Батум", где сделает главным героем Иосифа Джугашвили, еще раз плюнет в вечность и благодаря этому избежит камеры, пыток, лагеря и 20-ти лет без права переписки. И кто может сегодня осудить за это издерганного, больного, отравленного сомнениями человека, прожившего в отличие от многих своих современников не самую стыдную жизнь?
Другое дело, что совершенно непонятно, зачем ценителю классики Сергею Женовачу понадобилось вытаскивать на свет божий слабую и верноподданническую вещь, которая ничего не принесла своему создателю, кроме угрызений совести. По большому счету, единственной могучей силой в пьесе являются большевики, правда, присутствующие там лишь теоретически. Ни одного комиссара в пыльном шлеме, красноармейца или буденновца, зато полно петлюровских бандитов и раскаявшейся контры, которая медленно, но уверенно раскрывает объятия дивному новому миру. "Большевики идут, - констатирует в финале бывший белый офицер Мышлаевский. - Салютует шестизарядная батарея!".
Рассматривать этот конъюнктурный бред в качестве исторической истины или хотя бы версии - уж лучше Горького ставить. И потом. Какие опять большевики? Какие белогвардейцы? Уже никто никуда не идет. Мы столько лет с упорством Сизифа поднимали весь этот исторический ил со дна, что должны были наесться им до тошноты, до рвоты. А тут опять шестизарядная батарея салютует и пятиконечная звезда маячит на горизонте очень конкретно. Как пошутила моя коллега: "Такое впечатление, что пьеса написана для Сталина, а поставлена для Путина".
В Москве спектакль Женовача вызвал единодушное одобрение критики и назван "гимном настоящим мужчинам, прекрасным женщинам и внепартийному патриотизму". Ну о патриотизме, как о покойнике, - либо хорошо, либо ничего, женщина тут одна - Елена Тальберг, а из настоящих мужчин только Алексей Турбин, чей образ Булгаков писал с себя.
Кстати, в романе Турбин остается жив. В пьесе погибает, поскольку оставить в живых убежденного белогвардейца было уже опасно для самого автора. Остальные "настоящие мужчины" - это идеальный набор для умопомрачительного сериала. Трусливый, предавший красавицу-жену почти опереточный Тальберг; манерный бабник Шервинский, подобравший жену Тальберга; растерянный Николка; толпа озлобленных юнкеров; отвратительные, тупые и кровожадные украинские националисты; карикатурный гетман; штабc-капитан Мышлаевский-Пореченков, смахивающий то ли на вечно пьяного матроса, то ли на продвинутого мента. Ему бы еще пистолет с глушителем, кожаный пиджак да машину с мигалкой.
Ах да! Еще житомирский кузен Елены Лариосик - самый фарсовый персонаж спектакля. Тучный 35-летний артист Александр Семчев, играющий 21-летнего хрупкого книжного мальчика, - поистине удивительная режиссерская находка. Когда тщедушный Николка предлагает 100-килограммовому Семчеву свои кальсоны, в зале просто истерика. Хотя справедливости ради надо заметить, что именно Семчев, получивший за свою роль престижную московскую премию "Чайка", а отнюдь не Хабенский с Пореченковым, на которых пришла поглазеть добрая половина зала, вынес на своих могучих плечах всю эту этически, эстетически и этнически невыносимую галиматью.
Компания в доме Турбиных мало напоминает российскую элиту начала ХХ века, не мысляющую своей жизни без самодержавия. Так же мало эти люди похожи на побежденных, проигравших и отверженных, какими являлись в действительности.
Вообще, для того, чтобы привозить подобные постановки в Украину, где с некоторых пор государственным языком является тот, которого "и на свете-то не существует", нужно иметь либо определенное мужество, либо недюжинное нахальство, либо азарт. Все контраргументы вроде того, что это всего лишь экскурс в недавнее прошлое, выглядят малоубедительно. В пьесе очень четко, прямолинейно и в лоб показано, кто здесь хороший, а кто плохой. Самого хорошего убили, а самый плохой - гетман (видимо, Скоропадский Павел Петрович) -слинял в Берлин, сняв шаровары.
В принципе, легко возразить, что все это придумал Булгаков, а Женовач честно воплотил, и какие, дескать, претензии к постановщику. Да, собственно, никаких. Если кто-то воспринимает историческое развитие как замкнутый круг и вновь в ходу финальные фразы "Большевики идут...", мои искренние соболезнования.

Ирина Салтыкова едва не утонула
Бывшая подопечная продюсера Александра Ягольника певица Алена ПЕТРОВА: "Пьяный Ягольник заставил меня раздеться и заорал: "Твои песни и голос никого не интересуют! Всем нужен только секс!"
Суперзвезда советского кино, одна из самых красивых актрис мира Татьяна САМОЙЛОВА: "Это была первая любовь - и у меня, и у Васи Ланового. Мы были детьми... Лишили друг друга невинности и счастливы были безумно"
Эдди Мерфи надоело платить налоги
Клара Новикова чуть не разбилась в самолете
Элизабет Тейлор больше не встанет с постели
Колина Фаррела взяли на горячем
Селин Дион расквиталась с вымогательницей
Виктория Бэкхем приобщилась к колонии
Андрей Губин избил костюмершу
Бритни Спирс споет в мультфильме Мадонны
Терминатор вернулся
Марию Каллас отравила родня?
Земфиру "обесхвостят"
Шериф сыграет святого
Жанну Фриске затопили нечистотами
Диего Марадоне сделали предложение
Заблудившиеся в пространстве и времени
Проигравшие
Лидеру "Чиж&Сo" Сергею Чигракову на юбилей группы подарили двух поросят
Американский актер Александр ДЬЯЧЕНКО: "Не знаю, что у Анджелины Джоли с губами - силикон или натура, но таких губ у белой женщины я больше не видел"
Вдова Микаэла Таривердиева Вера: "После "Песни о далекой родине" мужа обвинили в плагиате и разразился международный скандал"
Бывший первый секретарь Крымского обкома КПУ Виктор МАКАРЕНКО: "Километровые очереди за водкой в народе окрестили "петлей Горбачева"
Трехкратный чемпион мира, пятикратный чемпион Европы пловец Олег ЛИСОГОР: "Девушка мне говорит: "Не понимаю, как можно спорту отдавать восемь часов в день, а мне только полчаса"
Что в имени тебе моем?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги