Композитор Игорь ПОКЛАД: «Сейчас стараюсь не думать, что все, чем занимался раньше, умирает и сливается в единый шоу-бизнес. Того, что было, больше нет. И концерта моего авторского в этом году не будет. Держава не знайшла коштiв...»
«ИЗ ВСЕХ РЕЖИССЕРОВ, С КОТОРЫМИ Я РАБОТАЛ, ТОЛЬКО ЛЕНЯ БЫКОВ ВСЕГДА ТОЧНО ЗНАЛ, ЧТО ЕМУ НУЖНО ДЛЯ ФИЛЬМА»
- Игорь Дмитриевич, многие артисты говорят, что не считают день рождения праздником и от юбилеев не получают никакого удовольствия...
- Ну, если понимать прямолинейно, это действительно не такое уж «свято», как хотелось бы. Но во все мои юбилейные вечера начиная с 40 лет у меня был прежде всего отчет перед публикой, мне было приятно и интересно показать новые песни, услышать реакцию зала... Поэтому для меня день рождения связан не столько с посиделками за столом, сколько с творческим началом. В зависимости от того, как прошел концерт, я ощущал себя или хорошо, или плохо. Это очень действенный способ стимуляции творчества - отчетные концерты.
- Кто из коллег поздравляет из года в год?
- Да все вокалисты, с которыми работал, и мои соавторы: Юра Рыбчинский, Саша Вратарев... Миша Ткач уже умер, царствие ему небесное! Кинорежиссеры звонят - я ведь написал музыку к 60-ти с лишним фильмам. К сожалению, давно ушел из жизни Леня Быков, с которым я начинал. Первый его фильм на Киностудии имени Довженко стал и для меня первым. Он назывался «Где вы, рыцари?», и там был серьезный звукоряд - пять или шесть песен, их исполнял Коля Кондратюк, с которым меня связывала большая дружба и которого, к сожалению, тоже нет в живых.
А с Леней Быковым я должен был и последний фильм делать. Он написал блестящий сценарий «Пришелец»: на студии Довженко получить хороший сценарий - большая редкость и удача, проще самому написать. Это было что-то потрясающее! С таким запалом я взялся за работу над музыкой... Но потом Леня погиб. Другой режиссер взялся картину доснять и сказал мне: «Ленино пожелание было, чтобы музыку писали именно вы». Однако фильм без Быкова, который был и режиссером, и исполнителем главной роли, не получился.
- Гениальный был актер!
- Дело даже не в этом - человек удивительный! И из всех режиссеров, с которыми я работал, он единственный точно знал, что ему нужно для фильма. Скромно, ненавязчиво передавал свое видение композитору. Вот я показываю что-то, а Леня: «Знаешь, Игоречек, надо посидеть, подумать...». Все это интеллигентно, на полутонах, такое впечатление, что ему было даже неудобно свои пожелания высказывать.
К его прекрасному фильму «В бой идут одни «старики» писать музыку должен был я: все фильмы Леня делал со мной. И я предлагал: «Ну на фига тебе эта «Смуглянка»? Давай сделаем серьезную песню». А он: «Нет-нет, нельзя, я на нее ориентируюсь», и оказался прав. Но дело не в этом. Говорю: «Не хочешь, чтобы я писал, послушай Высоцкого». Поставил «Истребительную серию». Знаете: «Я Як-истребитель...»? Быков ошалел! Сказал: «Дай мне эти песни, я послушаю дома». И на две недели пропал. А потом позвонил и говорит: «Музыка, конечно, замечательная. Гениальный Высоцкий, гениальные песни. Но, к сожалению, из-за них мне нужно будет переделать весь сценарий, а на это я идти не хочу». И оставил «Смуглянку».
![]() |
| Первые гастроли в Москве, Игорь — справа, 1957 год |
После первой картины с Быковым я, собственно, и начал работать в кино, потому что до 35 лет писал только песни. У меня были замечательные соавторы: и Юра Рыбчинский, и Миша Ткач, и Саша Вратарев. И Боря Олийнык, с которым, мы, к сожалению, написали не так много...
- Но «Сива ластiвко» («Мамо, вечip догоря») - потрясающая вещь!
- Я с вами согласен (улыбается). Боря как песенник, по-моему, один из лучших в Украине, жаль, что ушел в политику... Мне было лет 16, когда я услышал первое наше произведение - «Пiсня не загубиться» - по радио в исполнении джаз-оркестра «Днiпро» под руководством Игоря Петренко. Эту вещь потом все украинские артисты пели.
А с Юрой Рыбчинским я начал сотрудничать в армии. Служить пошел в 28 лет, до окончания призывного срока оставалось буквально пару дней, и в армию меня забрали прямо с гастролей, куда ездил как руководитель девичьего ансамбля «Мрiя». На вокзале Поклада три машины встречали!
- Чтоб не ушел...
- Да, чтобы, не дай Бог, не миновало их такое счастье! (Смеется). Сразу повезли в пункт призыва, где меня «выиграл» Ансамбль МВД. Кстати, я им действительно помог: написал новые песни, поставил программу - фактически худруком был. Наш концерт понравился замполиту генералу Карасю, и он спросил: «Чем вас, Игорь, наградить? Может, отпуск хотите - с родными повидаться?». Я сказал: «Спасибо. Придет время - повидаюсь, а попросить хочу вот о чем. В войсках на Круглой башне служит хороший поэт Юрий Рыбчинский...». Майор сразу: «Понял. Сделаем». И уже завтра Юра с котомкой стоял у наших ворот. Так мы стали сослуживцами и соавторами.
«Я БОЯЛСЯ, ЧТО КОБЗОН ПОПРОСТУ СВАЛИТСЯ С НОГ, А ОН ВСТАЕТ И ПОЕТ ТРИ ИЛИ ЧЕТЫРЕ ПЕСНИ»
- И написали первую совместную песню «Глаза на песке»...
- ...а Тамара Миансарова, удивительная женщина и мой большой друг, разнесла ее по всему Советскому Союзу. Хотя представлять песню на международной, так сказать, арене должен был Муслим Магомаев.
- Неужели?
- Да. Позвонили из Министерства культуры СССР: «Мы решили вашу песню послать на конкурс в Чили». А это вообще небывалое явление для Советского Союза! «Готовьте аранжировку, с вами Магомаев поедет». Сделали оркестровку, нас с Юрой вызывают в Москву: «Приезжайте, будем отправлять вас за границу». И мы, конечно же, приехали.
![]() |
| Игорь Поклад родился в семье кадрового военного. С отцом Дмитрием Михайловичем и матерью Лидией Ивановной, 70-е |
Сидим в приемной у министра или замминистра, сейчас уже не помню, смотрим - идет Туликов (известный композитор, автор «Ленин всегда живой», маленький такой шкетик). Раз - и прошмыгнул перед нами в кабинет, как мышка. Ждем минут 30, он выходит красный, но довольный. «Ну, - думаю, - мало ли какие у тебя дела...». Заходим, а замминистра показывает полосу газеты «Известия», где весь «подвал» занимает критическая статья о двух песнях - «Эти глаза напротив», которую Ободзинский пел, и наши «Глаза на песке». Разобрали по косточкам! «Понимаете, это печатный орган, не прислушаться к которому мы не имеем права...». И надо же такому случиться, что та злополучная газета именно в тот день вышла, когда мы уже оформляли выезд за границу! В общем, благодаря добрым людям все сорвалось.
Статью, кстати, написала жена Роберта Рождественского критик Алла Киреева, и когда я показал газету Иосифу Кобзону, с которым уже тогда дружил, он сказал: «Все. Это теперь моя генеральная песня». «Глаза на песке», по-моему, по сей день в его репертуаре.
А в те дни у Иосифа был отчетный концерт в Доме работников искусства. Он звонит: «Игорь, приезжайте». Мы с Юрой поехали, он спел шесть или семь моих песен, потом пригласил нас на банкет, была там и Алла Киреева. Увидев меня, сразу подошла: «Игорь, я понимаю, что поступила с вами неправильно», извинилась и все слова, которые были в газете, взяла обратно...
- Благодаря ей у песни «Глаза на песке» появился еще один исполнитель - Иосиф Кобзон...
- То, что талант недюжинный, - само собой, но о работоспособности Иосифа тоже ходят легенды, и, скажу я вам, недаром. Однажды подошел ко мне директор Чернобыльской АЭС: «Игорь, знаю, вы очень дружны с Кобзоном. Не могли бы вы пригласить его к нам в Славутич?». - «В принципе, могу. Он очень доброжелательно на такие предложения откликается». Иосиф пообещал и ровно через месяц был в той точке, где надо.
Едем на концерт. Он уставший, с самолета, трое суток не спал, я говорю: «Йося, там надо петь минут 40, не больше». Бесполезно! Пока свои три часа не отбабахал, не успокоился! (Улыбается). Как только закончил, я сразу: «Поехали». И тут снова начальник станции подходит: «Игорь, мы вам очень благодарны. Потрясающий концерт! Но не могли бы вы попросить гостя пообщаться с чернобыльцами?». Кобзон услышал: «Без проблем». И часа два отвечал на вопросы...
Закончили мы это дело, только собрались домой - какой-то ветеран-чернобылец подходит: «Пожалуйста, попросите Иосифа Давыдовича посидеть с нами на банкете. Мы так его любим, так уважаем..». Мне было очень неудобно, но я попросил. Иосиф снова: «Нет проблем». Я боялся, что он попросту свалится с ног, но вот он встает из-за стола и поет еще три или четыре песни! В ресторанный микрофон под мой аккомпанемент.
![]() |
| Армейское фото, слева — Игорь Поклад, справа — Юрий Рыбчинский. «Служить пошел в 28 лет, меня забрали прямо с гастролей» |
«РОЗЕНБАУМ ПРИЗНАЛСЯ: «Я ВЫРОС НА ВАШИХ ПЕСНЯХ!»
- Знаю, Иосиф Давыдович одним из первых поехал к чернобыльцам, когда рванул реактор, - в 86-м.
- Да, в начале июня, со мной. Позвонил и говорит: «Игорь, срочно нужна песня о Чернобыле». - «Зачем?». - «Буду давать там концерт». Песню написали, он с ней туда поехал, и я пролез. Хотя Иосиф отговаривал: «Ладно я, а тебе зачем?». И нашу песню встречали на ура! Потом я ее и сам пел, в телемарафоне, посвященном Чернобылю.
О Кобзоне, Анечка, можно говорить не то что часами - дни напролет, потому что таких людей, как Иосиф, я больше не знаю. Его называют энциклопедией советской песни, а я убежден, что это прежде всего величайший человек, добрый, самоотверженный и бесстрашный. Этому не научишь, это врожденное.
Или взять того же Юру Богатикова - еще один образец того, каким должен быть артист. Вспоминаю один из последних его концертов. На сцене Юра - подтянутый, импозантный, с расправленной грудью... В перерыве зашел к нему в гримерку поздороваться и обалдел! На полу стоит таз с горячей водой, на стуле сидит столетний старик, весь в морщинах, глаза потухшие...
Говорю: «Юра, тебе же тяжело. Как ты будешь второе отделение петь? Отмени, не выходи». - «Не переживай, все будет нормально». Ухожу я в зал, открываются кулисы, и появляется все тот же молодой, обаятельный, с расправленной грудью и сверкающими глазами певец. Все, что его беспокоило, сбросил и оставил за кулисами, а к зрителям вынес только самое светлое и лучшее.
- Игорь Дмитриевич, а что за история связана с роялем Шопена?
- О, это было во Франции. Там проходили Дни советской культуры, от Украины поехал я, от России - Максим Дунаевский, Микаэл Таривердиев... Целая делегация. По вечерам мы выступали с концертами, а днем ездили на экскурсии. И вот в одном из замков, который нам предложили посмотреть, стоял старинный черный рояль.
«Это рояль Шопена, - объяснил экскурсовод. - Кстати, инструмент настроен, и если кто-то желает, можете что-нибудь сыграть». Не решился никто, кроме меня, - я сел и заиграл «Ноктюрн» Шопена. Группа даже зааплодировала, а экскурсовод похвалил: «Давно у нас здесь так хорошо не играли...». Хотя мне никакой похвалы не надо было, я был несказанно рад посидеть за роялем великого композитора, прикоснуться к этим клавишам...
![]() |
| Преферанс с Владимиром Засухиным и Юрием Рыбчинским на даче в Ворзеле |
- ...все равно что благословение получить.
- Именно! Тем более что Шопен - очень изысканный композитор, его музыка легкая, воздушная.
- Теперь спрошу о вашей. Что чувствуете, когда ваши песни объявляют как народные? Это ведь часто случается.
- По-моему, любой композитор должен радоваться, если хоть одну его песню считают народной. Кстати, могу совершенно спокойно констатировать: в России песни Поклада знают лучше, чем в Украине. Особенно их любят ленинградцы. Благодарят, просят выслать ноты... Однажды в Крыму я случайно встретился с Александром Розенбаумом - мы жили в одной гостинице. Знакомы не были, но он подошел и признался: «Игорь, я вырос на ваших песнях!». Знаете, как было приятно?
Для сравнения приведу другой пример. Недавно позвонили с одного из наших телеканалов: «Здравствуйте, вас беспокоят с такого-то талант-шоу. Вы не могли бы написать что-нибудь для наших участников?». Девушка (видимо, менеджер или продюсер), судя по голосу молодая, начинает перечислять артистов, которых это шоу открыло, и я говорю: «Почему нет? Можно попробовать». - «Вот и здорово. А какие песни вы пишете?». Аня, я не сноб и не ханжа, короны у меня на голове нет, но после этих слов положил трубку.
«ВАНЯ МИКОЛАЙЧУК ПОДБЕГАЕТ КО МНЕ, ОБНИМАЕТ: «ЧУВ ТВОЮ ПICНЮ «ЧАРIВНА СКРИПКА». ЦЕ Ж НЕ ПICНЯ, ЦЕ ЛIТУРГIЯ!»
- Я с детства обожаю «Ой, летiли дикi гуси» - и в исполнении Нины Митрофановны Матвиенко, и в исполнении Русланы. А недавно мне сказали, что первой ее спела Миансарова...
- Нет. Первой была Нина, а Тамара пела, потому что исполняла все мои песни. Эта вещь, казалось бы, простая, слова на народные похожи, но чтобы их написать, Юра Рыбчинский проделал кропотливую работу - перевернул горы сборников пословиц, поговорок, украинских народных песен...
Я, между прочим, тоже считаю себя специалистом по украинской народной песне и очень этим горжусь, потому что более многогранной и интересной песни не знаю. Она отличается своей мелодичной, ладовой окраской и своим трагизмом. Вот Юра как раз уловил этот трагический нюанс, и, думаю, именно поэтому наши песни подкупают слушателей.
«Ой, летiли дикi гуси» долго лежала в столе - лет пять, пока мы не нашли Нину Матвиенко. И возможно, если бы не нашли, эту песню так никто бы и не услышал: я все никак не хотел ее запускать, мне казалось, чего-то не хватает. Оказалось, не хватало голоса, который донес бы ее смысл до каждого. Кстати, когда мы с Ниной сделали новую оркестровку, современную, взамен старой, она послушала и сказала: «Звучить гарно, але з пiснi пiшла душа...».
- Окольцевали птицу.
- Поймали и посадили в золотую клетку. Вот, кстати, вы мне напомнили: знаете, какая песня у меня самая простая? «Чарiвна скрипка», или, как в народе говорят, «Сiла птаха».
- Любимая песня редакции «Бульвара Гордона»: без «Птахи» у нас не обходится ни один праздник.
- Не только у вас, хотя она тоже грустная, а не веселая. Мы достаточно плотно общались с замечательным актером и человеком Ваней Миколайчуком - знали друг друга, при встрече обнимались. И в каком-то селе закарпатском пересеклись. Смотрю - бежит ко мне через дорогу: «Iгорю, Iгорю, постiй!». Я говорю: «Что случилось?». Он подбегает, обнимает: «Та чув твою пicню «Чарiвна скрипка». - «Ну и что?». - «Це ж не пicня, це лiтургiя!».
- Обидно, что таких артистов, как Нина Матвиенко, непростительно мало на телевидении, что страна не дает возможности раскрыться их талантам.
- Если говорить на эту тему, я могу столько имен назвать! Во-первых, Женя Мирошниченко - ну где, в какой еще стране была такая певица? Во-вторых, Толя Соловьяненко: он ведь ушел из жизни обиженным. Помню, однажды я подвозил его до дома, и он сетовал: «Ну как так? Мне столько лет, а я до сих пор не могу нормально зарабатывать!». Лучший бас мира Толя Кочерга работает в Вене, и там у него выступления до 2022 года расписаны. Очень скучает по Родине, но назад не едет. Я говорю: «Сиди, где сидишь. Только вернешься - пропадешь!».
- Недавно исполнилось 60 лет со дня рождения Назария Яремчука...
- У Назария я был за несколько дней до смерти. Неповторимый, конечно, был певец и человек солнечный. Я спрашивал у лечащего врача: «Что ему привезти? Может, овощи или фрукты?». А он: «Да ему уже все можно. И овощи, и фрукты, и коньяк, и водку...». Видно было, что Назарию недолго осталось, лежал худой, изможденный, но говорили мы не о болезни. «Iгорю, як добре, що ти прийшов! Я оце думав: давай з тобою концерт зробимо?». Находился на краю гибели, но чтобы жаловаться на болячки - нет! Был полон планов и желаний.
«У НАС СУДЫ ВЫИГРЫВАЕТ ТОТ, У КОГО БОЛЬШЕ ДЕНЕГ»
- Многие ваши коллеги признавались мне: они ожидали, что Яремчуку, как и Владимиру Ивасюку, посмертно дадут звание Героя Украины.
- И что от этого? Герой один мне недавно звонил - Вася Зинкевич: «Привiт! Слухай». И я слышу ор, крики «Браво!»... Спрашиваю: «Что это?». - «А це твою пicню вiтають». - «Где?». - «Да в Италии. Я сейчас езжу выступать туда и во Францию, потому что на нашем телевидении сказали, что я уже не формат». Вот так.
Наше государство, к сожалению, не может обеспечить существование ни Васи Зинкевича, ни Толи Кочерги, ни Сони Ротару... Однажды я предложил Соне: «Давай уже альбом запишем». Она: «Не возражаю». Я ей песни подобрал, потом она спросила: «Игорь, а сколько мы за это получим?». - «Ну, долларов 200». А она: «Ты что, шутишь? За такие деньги работать...». На том и закончилось. У нас действительно с авторским правом такие проблемы - Боже мой!
- Раньше о гонорарах Шамо, Поклада, Мозгового ходили легенды, а сейчас хоть какие-то авторские композиторам платят?
- Ну, вот какие-то. Уже шесть лет сужусь за право получать деньги за лицензионные диски с мультфильмами из серии «Как казаки...», для которых написал музыку. Диски идут по 50 гривен, значит, я и автор сценария обязаны получать деньги с каждого проданного диска. То же самое, если артист поет песни в концерте: с каждого концерта авторы должны получать деньги. В Москве так и происходит, а у нас по-другому.
Я подал в суд, меня поддержал Союз кинематографистов, но после первого заседания подошел адвокат ответчика и сказал: «Игорь Дмитриевич, я так люблю ваше творчество! А дети мои от «Казаков» просто балдеют. Но суд вы не выиграете». Говорю: «Почему? Я же прав». - «Да, но для суда этого мало...». Как сказал мне один умный олигарх, у нас суды выигрывает тот, у кого больше денег. А государство, которое может одним росчерком пера решить все проблемы, стыдливо стоит в стороне и смотрит.
- Несколько лет назад вы написали рок-оперу «Ирод»...
- ...которую не могу поставить опять же по причине того, что сделать это в нынешних условиях невозможно. Толя Кочерга свою партию - Ирода - уже знает наизусть, хочет работать, а денег нет.
- Зато иродов полно...
- Ну, они всегда в ассортименте были.
- Почему вы библейскую тему выбрали?
- С юности мечтал написать два мюзикла - «Аэлиту» по Толстому и о царе Ироде. Персонаж сильный: человек необычный, неординарный, имел огромную, неограниченную власть. Синоним зла. А победила его 16-летняя Мариамна: когда Ирод погубил ее, понял, что теперь он никто. Эта девушка, его последняя любовь, была для него царицей, а остальное утратило смысл, поэтому царь сошел с ума и умер.
- В дни рождения именинники задувают свечи на торте и загадывают желания. Чего пожелаете самому себе, если не секрет?
- Нормальной композиторской жизни, хоть это пока неосуществимо. Что-нибудь другое придумаю. Сейчас отдыхаю, дышу свежим воздухом на даче, гуляю с собакой - стараюсь не думать, что все, чем занимался раньше: кино, мультипликация, эстрада - потихоньку замирает, умирает и сливается в единый шоу-бизнес. Того, что было, как ни сетуй, больше нет. И концерта моего авторского в этом году не будет: держава не знайшла коштiв...





Сергей ГОВОРУХИН лично составил список приглашенных на премьеру своей последней картины «Земля людей». Все они пришли на его поминки...
Личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева Виктор СУХОДРЕВ: «Брежнев вручил мне золотые часы «Омега» и произнес: «Это тебе от меня — носи на здоровье! Бери и никому об этом не говори»
Директор Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Владимира Преснякова и Филиппа Киркорова Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Подругами Соня и Алла не были, но никогда ничего не делили: ни славу, ни репертуар, ни мужчин»
Композитора Жана-Мишеля Жарра порадовали киевские красавицы
Поэт Андрей Демиденко отметит 40 лет творческой деятельности
Анастасия ВОЛОЧКОВА: «Никогда не думала, что 15-летняя дружба с Басковым перерастет в ухаживания. Даже не знаю, что с этим делать...»
Нужно быть смешным для всех...
Наталья МОГИЛЕВСКАЯ: «Я знаю, что Алла Борисовна не любит, когда перепевают ее хиты, поэтому мне было приятно получить ее одобрение»
Владимир ВИНОКУР: «Когда Филипп родился, мы все — Кобзон, Лещенко, я, Пугачева — пошли забирать его из роддома, а потом они вместе с Филиппом пошли забирать из роддома Галкина»
Из пункта А в пункт Б
Композитор Игорь ПОКЛАД: «Сейчас стараюсь не думать, что все, чем занимался раньше, умирает и сливается в единый шоу-бизнес. Того, что было, больше нет. И концерта моего авторского в этом году не будет. Держава не знайшла коштiв...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги