Царица романса Нани БРЕГВАДЗЕ: «Вы знаете, Ноня, — сказал мне Брежнев, — я специально обручальное кольцо снял, чтобы вы думали, будто я не женат»
(Продолжение. Начало в № 47 )
«КОГДА СТАРЫЕ СВОИ ЗАПИСИ СЛУШАЮ, СТЫДНО СТАНОВИТСЯ - ЭТО ПЛОХО, ИСПОЛНЕНИЕ ТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ»
- В Советском Союзе романсы жанром упадническим, эдаким сентиментальным пережитком прошлого считались. Ну кто их пел? - разве что буржуазные недобитки какие-то: вернувшийся из-за рубежа Александр Вертинский, Тамара Церетели, муж которой, композитор Борис Прозоровский, три ареста пережил и в 37-м, в конце концов, был расстрелян, репрессированный и закончивший жизнь в Магадане Вадим Козин... Вы этот жанр на недосягаемую высоту подняли, на пьедестал, можно сказать, возвели...
- К романсу меня потянуло, потому что с малых лет его слышала. Наряду с грузинскими песнями, естественно...
- ...которые к романсам близки, правда?
![]() |
| С юной Тамарой Гвердцители, 1984 год. «В хороших домах в Грузии всегда романсы звучали. Там столько эмоций, страсти, переживаний, и это нашей натуре и музыкальности очень близко» |
- Да, есть ведь еще и грузинские романсы ХIХ века, а знаете, откуда этот жанр появился? Его, оказывается, испанцы придумали, и прежде, чем что-то подобное исполнять, я должна была перечесть хорошенько историю.
- Вам, тем не менее, не говорили: «Не пойте эти романсы» - советскому человеку, дескать, песня нужна, которая «строить и жить помогает»?
- Честно? - никто ничего, а вот мама моя однажды заметила: «Куда-то этот жанр исчезает», - потому что в салонах, в хороших домах в Грузии всегда романсы звучали. Там столько эмоций, страсти, переживаний, и это нашей натуре и музыкальности очень близко, но сосредоточилась я на них, только когда с Медеей выступать стала... Народ, публика сами мне подсказали, какой жанр выбрать, а до этого с «Орэрой» я совершенно другой была: пела на английском, на французском, на испанском, на итальянском - все подряд, ну и грузинские, конечно, и русские песни, которые многие композиторы для меня писали.
- Эстрадные?
- Да, но опять-таки мне повезло, потому что грузинские петь очень трудно.
- Их чувствовать надо?
- Конечно, а еще правильные акценты делать, и - как это называется? - мелизмы (небольшие мелодические украшения. - Д.Г) убрать, и в многоголосии не ошибиться, а русские романсы пою так, как чувствую, и каждый раз они звучат по-новому. Не знаю, поверите ли вы мне, но сегодня куда тоньше их воспринимаю...
- ... верю охотно...
- ...и мне стыдно, когда старые свои записи слушаю.
- Да вы что?!
- Да, для меня это плохо, исполнение то мое мне не нравится.
- Сейчас некоторые старые песни перезаписываете?
- Нет, мне лень, но сегодня, накануне перемен каких-то (что дальше меня ожидает, не знаю!), все-таки хочу это сделать. Почему? Раньше у меня голос хороший шел - сильный, чистый, а сейчас о какой чистоте речь? Зато взамен что-то новое появилось - на сольных концертах, к примеру, когда поешь живьем, каждый романс постепенно совершенно другой принимает оттенок, иное содержание в нем проявляется - наружу выходит то, чего я не понимала, хотя интуитивно чувствовала. Наверное, так говорить о себе нельзя, но мне кажется, что теперь отношусь к исполнению более осознанно.
- Когда романсы поете, плачете?
- Никогда в жизни - этого допускать нельзя, и я ни о ком в такие моменты не думаю: все мои мысли только о том, о чем пою.
- Даже если сюжет очень грустный, ни слезинки не пророните?
- Знаете, такого, чтобы плакать, не было, но у меня вот это (руку выше кисти щиплет)...
- Дрожь появляется, мурашки бегут по коже?
- Вот! Обязательно! Тетка моя говорит: «Если мурашки у меня не побегут (или как правильно сказать? - Н. Б.) - это не хорошая песня»...
- ...и она, между прочим, права...
- Да, а заплакать сама от чьего-то пронзительного исполнения могу, от чужих песен. У меня очень часто сейчас на мокром месте глаза - так все хорошее действует, даже танцы. И мурашки, и плакать от страсти хочется.
![]() |
| Нани Брегвадзе (вторая слева) с Булатом Окуджавой и Беллой Ахмадулиной, начало 80-х годов. «Мне публика помогает: на сцене беру себя в руки, голова хорошо включается, и что-то такое идет, чего в четырех стенах комнаты никогда не получится» |
«ПОСТОЯННО Я ЧТО-ТО ТЕРЯЛА, ЧТО-ТО ВСЕ ВРЕМЯ У МЕНЯ ПРОПАДАЛО - ВОТ ТАКАЯ БЫЛА РАССЕЯННАЯ»
- Романсы - они в основном печальные: вы и в жизни такая же?
- Ни в коем случае - я веселая и даже, по словам других, с юмором: не хнычу, в плохом настроении не бываю - нет у меня этого. Наоборот, в доме все время гости, постоянная суматоха, правда, в последнее время, когда какая-то тяжесть наваливается, какие-то обязанности появляются, которых у меня и так множество, нервничаю. Или если нет концертов, затишье, думаю уже: что делать? Только это может меня расстроить, а остальное...
- Сколько я вас не видел, и на сцене, и по телевизору, вы всегда в черном - это любимый ваш цвет или так добропорядочной грузинке положено?
![]() |
| Со знаменитым оперным певцом Зурабом Соткилавой. «Раньше у меня голос хороший шел — сильный, чистый, зато взамен что-то новое появилось — наружу выходит то, чего я не понимала, хотя интуитивно чувствовала» |
- В черном только в последнее время я выхожу: если старые фотографии мои вы посмотрите, там я в каких-то ярких всегда платьях: желтых, зеленых (почему-то эти краски любила) - разных, но с недавних пор одежду цвета воронова крыла ношу. Когда в магазин иду, даю себе слово в сторону агатового, угольного, смоляного даже не смотреть и купить что-то такое пестрое...
- Почему же не покупаете?
- Беру, надеваю - ну не идет, и все! - а черное примеряю и прекрасно себя чувствую: это ведь цвет элегантности, которую так люблю.
- Такое ощущение стиля у вас откуда?
- Понятия не имею.
- Оно, как и абсолютный слух, врожденное?
- Нет, я себя развивала, всегда очень внимательно следила за тем, как выгляжу... Вот, предположим, в Париже я находилась... Вижу - хорошая юбка, черная ткань с белыми какими-то разводами, шерстяной джемпер прекрасного качества...
- ...а в кармане всего 20 долларов...
- Вообще ни цента - платили нам очень мало, но все равно что-то находить старалась, выкраивать... Нет, кое-что за два месяца в Париже купить смогла. Тогда, в 64-м году, «Шербурские зонтики» очень модны были - только-только фильм этот вышел...
- ...с музыкой Мишеля Леграна...
- Да. Кстати, лет пять назад в Тбилиси Легран приезжал, и мы встретились, вместе провели время. Это большой музыкант, конечно, так вот, на героине картины розовое пальто букле было, а я там такое же бордового цвета купила - ну очень красивое, но потом оставила его в Ницце в гостинице. Я вообще постоянно что-то теряла - в Канаде, помню, туфли в каждом городе покупала, потому что в предыдущем забывала их под кроватью: была уверена, что уже в чемодан положила, а когда открывала его, там было пусто.
![]() |
| С выдающимся кинорежиссером Георгием Данелией |
- О чем, Нани Георгиевна, думали?
- Ни о чем - вот такая была рассеянная... Все время что-то у меня пропадало, но так к этому привыкла, что относилась к потерям спокойно.
- Говорят, вы камни красивые любите?
- А кто их не любит? Какая женщина может равнодушной к ним оставаться? Я тут не исключение, но раньше практически ничего не носила - в последнее время к ним потянулась.
- Какой камень для вас самый-самый?
- Изумруд, который наконец-то приобрела, - очень красивый, большой, он, можно сказать, по дешевке достался. Просто я не каждый раз его надеваю - без достойного повода это делать нельзя. Вот это кольцо (показывает) потрясающее, с топазом.
- И в ушах топазы?
- Нет, но это не бриллианты, что-то около. Ненастоящие, но хорошего качества и работы.
- У вас еще и брошь роскошная...
- Это Сваровски, в Вене мне подарили. Прекрасная, да? Я так не специально оделась - к вам прямо с концерта пришла, поэтому немножко такая... при параде.
- В Грузии, я знаю, в аристократических домах изысканные камни по наследству передаются - у вас такие в семье есть?
- Уже нет, но у моей бабушки, маминой матери, - красивой, горделивой и представительной - настоящей княжны, драгоценностей было много. После революции у них с дедушкой все отняли, и из Кутаиси, где с семерыми детьми: шестью дочерьми и сыном - жили, они перебрались в Тбилиси. У бабушки - это я из рассказов моей тети знаю - в шкатулочке очень много драгоценностей было: она из квартиры их вынесла и почему-то под деревом закопала, а потом затяжные дожди начались, и когда она снова туда пошла, там уже ничего не было - все вместе со шкатулкой смыло (смеется).
«РАИСА МАКСИМОВНА МЕНЯ ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА»
- В СССР слово «грузин» с кучей денег, машиной «Волга» и мандаринами ассоциировалось: перед человеком в кепке-аэродроме не могли устоять самые красивые женщины, он казался воплощением счастья, стабильности и процветания... Раньше, короче, ваши соотечественники на широкую ногу жили, а сейчас?
- (Грустно качает головой). Откуда? - ничего уже не осталось.
- Каково же людям, которые еще 20-30 лет назад сказочно были богаты, неимущими себя ощущать?
![]() |
| Алла Пугачева, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и Нани Брегвадзе, Тбилиси, 1998 год. «Пугачеву я обожала: когда она появлялась, никого похожего не было. Алла и сейчас великолепна» |
- Они очень спокойно к этому отнеслись.
- Философски?
- Да, и это очень ценно. Взять моего двоюродного брата и его окружение - он и правда был очень богат: красиво жил, всем помогал, деньги друзьям раздавал.
- Чем занимался?
- Мануфактурой, или как это назвать...
- Цеха, наверное, держал подпольные?
- Да, и когда мне звание народной артистки Советского Союза присвоили, на радостях 10 тысяч принес. Я была просто счастлива. «По-моему, - сказала, - меня больше этот подарок, чем звание, радует» (смеется), а мама, получив такую возможность, пышный банкет на 300 человек с фейерверком устроила. Вот такие широкие жесты мой брат себе позволял, а потом, когда ничего у него не осталось, хорошее настроение, тем не менее, сохранил, так же красиво живет - вот это характер!
- Человеку, который на радостях может 10 тысяч советских рублей подарить, ничто, по-моему, не помешает жить спокойно и достойно...
- Конечно. Я своего двоюродного брата обожаю, и все его любят, но были у меня не родственники, а друзья, которые помогали, шикарные подарки мне делали - не деньги, но нечто такое, что мне хотелось бы приобрести, - вот так мы жили. Сегодня у них, допустим, ничего нет, но они радуются женам, семьям, детям подросшим - очень стойко и мудро себя ведут.
- Что такое грузинское гостеприимство, я хорошо знаю, а вот вы принимать дома гостей любите?
- Вы что! - ничего, кроме этого, в моем доме не происходит.
- Готовите сами?
- Нет, кухня - это не мое, и меня туда не допускают: помощницы есть.
- Гости обычно долго сидят?
- Это от обстановки зависит - например, каждый год к 31 декабря я из Москвы домой вернуться стараюсь, чтобы друзей пригласить, родственников... Сейчас вот должна вместе с Бубой на площади выступить, куда по традиции все тбилисцы встречать Новый год приходят, и голову уже ломаю над тем, как потом гостей собрать, - они же не очень молодые, может, даже спать захотят. Посмотрим...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Искусство должно добро творить и народы объединять» |
- Это правда, что вы за столом с Леонидом Ильичом Брежневым однажды сидели?
- Да, конечно, но там не только он был - и другие кремлевские руководители.
- Это в Москве происходило?
- Нет, Брежнев в Тбилиси пожаловал. Он очень обаятельным был человеком, только почему-то Ноней меня называл (Софико Чиаурели моя любимая у него это переняла - когда я брала трубку и слышала «Ноня», сразу понимала, кто мне звонит). Так вот, Леонид Ильич мне сказал: «Вы знаете, Ноня, я специально обручальное кольцо снял, чтобы вы думали, будто я не женат» - вот так он шутил и очень любил песни.
Туда были приглашены я и мои двоюродные сестра с братом (тем, который деньги мне подарил). Вообще-то, мы много песен знали, у нас огромная программа была, но когда Брежнев какой-то романс попросил спеть, я ответила, что такого не помню, не знаю. Тут моя двоюродная сестра вмешалась: «Мы это знаем!», и ко мне: «Ты забыла, это же...», а тогда Мжаванадзе был...
- ...первый секретарь ЦК Компартии Грузии...
- Он так испугался, что мы заказ не исполним: «Знаешь, знаешь эту песню?» - воскликнул и по столу стал стучать. Очень смешно было, а когда мы уже спели, люди из брежневской свиты к нам подходили, благодарили - тогда все в прекрасных отношениях находились, жили дружно. Хорошее было время!..
Леонид Ильич отличное впечатление на меня произвел... Мне передавали, что он потом обо мне спрашивал, но к этому относилась спокойно: «Ничего со мной не случилось, - думала, - какой была, такой и осталась».
Снова Брежнев приехал к нам, когда ему уже не совсем хорошо было: за спиной у него генерал-охранник стоял - поддерживал. Меня «Снегопад» попросили исполнить: он, дескать, любит. Я очень близко подошла, потому что предупредили: «Иди, Леонид Ильич не очень хорошо слышит». Немощный старик, он куда-то мимо меня все смотрел, и получилось, что я для этого генерала, а не для Генерального секретаря пела.
Всегда меня приглашали, но близости какой-то... Как я могла об этом подумать? - даже в мыслях такого не было! Просто и он меня знал, и все его окружение, а кто звание народной СССР мне дал? - я даже не мечтала его получить...
- Оно вообще в ту пору недосягаемым было...
- Вы что! Девочкой тогда я была - 41 год, а знаете, в чем дело? Вот как Горбачев к власти пришел, так сразу это и случилось, потому что я с Михаилом Сергеевичем в Пицунде встретилась... Они с Шеварднадзе очень дружили...
- ...отдыхали, я знаю, вместе...
- ...и с Патиашвили (первым секретарем ЦК Компартии Грузии в 1985-1989 годах. - Д. Г.), а с ними и бедная (я очень хорошо к ней относилась) Раиса Максимовна была, которая меня, оказывается, очень любила. Попала туда я случайно, специально меня не вызывали - я в Пицунде отдыхала, а она обмолвилась Шеварднадзе, что ей романсы Нани Брегвадзе нравятся. «Ясно», - кивнул Эдуард Амвросиевич, после чего меня и Медею Гонглиашвили вдруг позвали. Когда Раиса Максимовна вошла и увидела, что я у них там сижу, просто в восторге была.
- И Горбачев при этом присутствовал?
- Да, конечно. Мы вместе пели, и прекрасно получилось, между прочим: он замечательно песню исполнил - уже, к сожалению, не помню, какую. Потом вспоминали, но Медея, у которой великолепная память была, название тоже забыла начисто. В общем, может, из-за того, что Раиса Горбачева меня любила и мое искусство очень ценила, мне вдруг позвонили и заранее предупредили, что я должна звание получить. Знаете, я не очень в детали вникала, думала: «При чем тут я? - столько в России певцов», но так уж вышло. Из всех уголков Советского Союза потом поздравления шли, очень трогательно это было, и даже великий тенор Козловский телеграмму прислал. Сейчас наизусть ее текст не приведу, но в ней теплые слова были и пожелания.
- От Леонида Ильича Брежнева и Михаила Сергеевича Горбачева к Юлии Владимировне Тимошенко переходим - это правда, что на юбилее ее мамы вы пели?
- Да, Юлия Владимировна меня пригласила, и я с удовольствием согласилась. Какая она милая, гостеприимная! - я от нее в восторге была, и мама чудная - ей 70 лет тогда исполнилось. Такая сдержанная, молчаливая, очень хорошо выглядела - добрая женщина, а Юля просто очаровательна: в жизни еще лучше, чем на экране. Никого, кроме меня, на их семейном празднике не было...
- Это в Днепропетровске происходило?
- Нет, в Киеве - с удовольствием я у них посидела: было очень хорошо, уютно. Подкупило то, что я там не приглашенной певицей себя чувствовала - нет: была среди них и вдруг запела - вот такое сложилось впечатление...
«Я ВСЕ ВРЕМЯ НА СЦЕНЕ ПАДАЛА - НЕ ОДИН РАЗ, НЕ ДВА, НЕ ТРИ: ОДНАЖДЫ ДАЖЕ В ЛЮК ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЛИЛАСЬ»
- Поймите правильно: обойти стороной пренеприятнейшую тему грузино-российского конфликта я не смогу...
- Ой, рассуждать об этой трагедии невозможно - скажу одно: то, что случилось, в голове не укладывается...
- Все это болезненно было, ранило вас?
- Очень, мы тяжело переживаем, и я даже заболела на этой почве: казалось, теряю все (меня лечили, я только-только в себя пришла). Как? - мы же так дружно с осетинами жили, были с ними все время в близких, родственных отношениях. Южная Осетия - это сердце Грузии, и вдруг приходят и все из-под носа уносят. Ни один человек привыкнуть, смириться с такой потерей не сможет, невозможно сказать: «Ой, как хорошо! Спасибо за то, что вы здесь».
- Как думаете - отболит все, пройдет?
- Должно пройти, успокоиться - ну как можно так жить? Вот война была, да? Бог знает, что мы пережили, сколько потеряли и все-таки стараемся какую-то точку опоры найти, чтобы снова быть вместе, а что плохого, если наши народы дружить будут? Ужасно, что друг друга ненавидеть мы начинаем - я вообще не умею видеть в людях врагов, всегда только хорошее у них нахожу.
- Да и искусство выше политики, правда?
- А оно вообще никакого отношения к политике не имеет и, если свое слово скажет, только лучше будет - искусство должно добро творить и народы объединять.
- Вы об Иване Семеновиче Козловском упоминали, который вам поздравительную телеграмму прислал, - помню, еще ребенком я видел, как в Киевский оперный театр он приехал и студенты консерватории зачетки и паспорта протягивали, чтобы он там расписался. Живая легенда!..
- ...ну что вы!
- Это правда, что однажды, когда вы пели, великий тенор вышел на сцену, опустился на колени и руку вам поцеловал?
- Да, это на моем творческом вечере было...
- Фантастика!
- Знаете, все великие такие поступки совершать не боятся...
- ...и конкуренции не опасаются...
- Абсолютно - они могут запросто вас хвалить.
- Ну а с завистью коллег вы сталкивались?
- Лично я ничего такого не чувствовала или на это внимания не обращала: наоборот - отдавала себя. Вот была у нас потрясающая - все ее знают, наверное, - джазовая певица Гюлли Чохели: я ею так восторгалась! У Гюлли в оркестре семь песен было, а у меня одна, но мне даже в голову не приходило, почему две не пою или три. Я восхищалась ею - так и должно быть!
- Действительно, свойство большого таланта - восхищаться...
- А ведь ни популярной, ни красивой я тогда не была. Сказывалось, видимо, то, что на эстраде временным человеком себя считала - должна была все-таки пианисткой стать, и слава Богу, что так было, а когда звание заслуженной получила, думала: «Ну при чем тут я?». Все повторилось, когда я народной артисткой Грузии, потом народной Советского Союза стала - только потом уже для себя решила: да, я певица! До этого осознания такого не было, потому что музыка во мне жила - все время я пела.
- Слышал, что на сцену вы любили высокие каблуки надевать, и это к разным казусам порой приводило...
- О, каблуки - враги артисток! Вообще-то, я туфли на низких каблуках всегда носила, но как перед публикой не блеснуть? Вот только на шпильках трудно ходить было, поэтому я все время на сцене падала - не один раз, не два, не три: однажды даже в люк провалилась.
- Как?
- Это в Одессе было - мы, как сейчас помню, перед поездкой во Францию, Бельгию и Швейцарию там выступали. Я Гию Данелию и Валентина Ежова (прославленного советского сценариста, лауреата Ленинской премии - Д. Г.) на концерт пригласила, короткое платье надела, которое в Канаде купила...
- Вы в коротком платье ходили?!
- Да, оно очень красивое было, черное, с какими-то вставками кружевными. К нему туфли на очень тонких каблуках с металлическими наконечниками, купленные в Париже, надела, и вот после «Калитки» мне красные розы вручили, и я ухожу, но не направо, а назад отступаю: раскланиваюсь и вдруг исчезаю...
- Зрители, очевидно, решили, что это такой трюк?
- Не знаю, но Гия сказал: «Как роскошно ты свой уход срежиссировала - получилось так неожиданно». Каблук в результате сломала...
- По воспоминаниям ваших коллег, куда больше лысый электрик пострадал, который принял удар на себя и осторожно на пол вас опустил, - на следующем концерте, когда вы уходили со сцены, он высунулся из люка в шапке-ушанке (в Одессе 40-градусная жара стояла!) и руками замахал: «Отходи! Отходи!»...
- (Смеется). А еще раньше, когда в самодеятельном оркестре пела, концерт в Гори был...
- Тоже там провалились?
- Нет, шпильки тогда только-только в моду вошли, и я не знала, что с ними надо быть бдительной. Спела, короче, хочу сцену покинуть, а каблук намертво между половицами застрял. Можно было ногу вытащить и босиком уйти, но об этом я не подумала, попыталась освободиться - безуспешно. Мальчики на подмогу пришли, мы вместе стали бороться - такое там вытворяли! Зрители не могли понять, почему выступление уже закончилось, аплодисменты идут, а мы непонятное что-то делаем.
«ОЙ, УМОЛЯЮ! - КАКИЕ НАШИ ГОДЫ?»
- Не сомневаюсь, что человек вы абсолютно современный и за всем, что на мировой эстраде и в оперной музыке происходит, следите...
- Ну, конечно.
- Сегодня в бесчисленных телепрограммах мы множество сменяющих друг друга мальчиков и девочек видим, которые в 18-20 лет звездами себя называют, - так называемые «фабрики звезд» их производство на конвейер поставили. Что о российской эстраде вы думаете, вам нравится то, что на ней происходит?
- Если честно, я не люблю, когда на эту тему философствовать начинают: вот я певица - уж не знаю, эстрадная или еще какая, но меня все-таки к классике больше тянет. Вы меня скорее в консерватории увидите, чем на эстрадных концертах, - фальшь я не приемлю.
- А на эстраде ее много?
- Столько, что вынести невозможно. Не хочу никого унижать, ни в коем случае! - у каждого исполнителя свое место, своя ниша, и дай Бог, чтобы всем хорошо было, но я хочу, чтобы эстрада выше того была, что сейчас видим. Молодые артисты боятся какую-то хорошую песню, что-то более серьезное спеть: все бегают, одни и те же ритмы у всех, все голые... - извините, но это для меня не искусство. Может, оттого, что я очень трепетно к классике отношусь, обожаю ее и постоянно слушаю? Оперные певцы для меня - это что-то невероятное, я такое удовольствие от вокала их получаю, выше которого уже ничего нет. Просто не понимаю, как можно так петь, а то, что на эстраде происходит, плохо, убого.
- Тем не менее кто-нибудь на советской эстраде, на российской мог у вас какие-то эмоции высечь, тронуть душу, плакать заставить, переживать? Такие артисты были?
- Вы спрашиваете, кто на меня действовал? Шульженко, а еще тембр и такую свободную, раскованную манеру Утесова очень люблю. Кобзон очень хороший певец, чтобы вы знали...
- ...да, я знаю...
- ...тембр у него необыкновенный, еще Пугачеву я обожала: когда она появилась, никого похожего не было. Алла и сейчас великолепна, просто теперь у нее песни какие-то для меня непонятные, но даже их она может публике преподнести, потому что актриса, большая умница и все хорошо понимает - вот кто на меня впечатление произвел! Вы знаете, какие концерты она в Тбилиси давала? Блестящие! - все были просто в восторге. Пугачева знала, куда приезжает, и так это обыгрывала - ею нельзя было не восхищаться!
- Сейчас многие артисты исключительно под фонограмму поют...
- ...и мне очень досадно: не понимают они, что высот в искусстве никогда не достигнут. Как можно из концерта в концерт с одними и теми же нюансами и переживаниями петь, лишь механически раскрывая рот? Иногда и мне работать под «плюс» приходится, но очень редко.
- Я, если честно, вас, открывающей рот под фонограмму, не представляю...
- Пару таких случаев было - все время вживую пою, а если под «плюс» приходится, не знаю, куда от стыда, что обманываю, деться. Нынешние артисты из-за этого развиваться не могут: новую песню записывают и поют всегда одинаково - даже не догадываются, что ее можно сделать...
- ...по-разному...
- ...еще лучше. Вот я некоторые романсы десятки лет пою, но с каждым исполнением все новые и новые нахожу оттенки, какое-то развитие постоянно идет - кажется, все уже выжато, и вдруг такой нюанс неожиданный возникает... Каждый раз у меня так, поэтому от своих сольных концертов каких-то открытий всегда жду. Случалось, что должна была песню исполнять или романс, но чувствовала: чего-то не хватает, а репетировать не умею - выучу, несколько раз спою и потом на суд зрителей должна это вынести: обсудили с Медеей по телефону - и готово! Все думали: раз двухчасовой концерт, они каждый день репетировали, но не было такого, все происходило спонтанно: она импровизировала, я импровизировала... Мне публика помогает: на сцене беру себя в руки, голова хорошо включается, и что-то такое идет, чего в четырех стенах комнаты никогда не получится.
- Мне меньше всего хочется с вами о возрасте говорить...
- Ой, умоляю вас! - какие наши годы?
- Скажу о другом. Алла Баянова - эту певицу вы знаете - и в 90 с чем-то лет звучать продолжала (умерла в 2011 году, в 97 лет. - Д. Г.)...
- Она была великолепна, это феномен!
- Ну, а вы выходящей на сцену, предположим, в 90 себя представляете?
- Если до тех пор доживу... Не знаю. Я на нее равняюсь, прикидываю: вот она в 94 как выглядела, как востребована была - может, со мной тоже так будет? - но давно думаю, что уходить со сцены надо уметь вовремя. Это очень важно - когда весь ты трясешься, когда голоса нет, зачем выступать? Барбра Стрейзанд, например, уже петь не хочет, но знаете, дело в чем? Там певцы хорошо живут, они своим положением удовлетворены, а у нас этого нет, мы до конца оставаться на сцене должны, чтобы хоть что-нибудь заработать, - ничего нового я не открыла.
- Я за прекрасную беседу вам благодарен, и по традиции, когда в гостях у меня большой артист, музыкант, я всегда прошу его что-нибудь спеть. Когда я сюда, в Москву, ехал на встречу с вами, все в один голос меня попросили: «Если Нани Георгиевна споет «Снегопад», счастливее нас никого на свете не будет»...
- Это просто поразительно, что так «Снегопад» полюбили - не мелодию, а стихи. Слова там потрясающие, и каждый раз я эту песню пою, будто заново, сейчас она у меня совершенно по-другому звучит, не так, как на видео. Запись не люблю, она ужасная... (Поет):
Я еще не успела испить свою осень,
А уже снегопад сторожит у ворот,
Он надежды мои, как дороги,
заносит
И грозит застелить надо мной
небосвод...
Снегопад, снегопад,
Не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь,
У ворот не кружи!
Снегопад, снегопад,
Если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.
Не спеши, снегопад, я еще не готова,
Ты еще не успел мою душу смутить.
Неизлитую боль лебединого слова
Не тебе, а ему я хочу посвятить!
Знаете, все песни, которые я исполняю, специально для меня написаны - поэтому и поются так хорошо. (Поет):
Гоpчит калина, губ твоих калина,
Идут на убыль теплые деньки.
Мне надо знать, что я еще любима,
И ты мне в этом пpосто помоги...







Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «У Путина фигово с чувством юмора. Его хамство — это замена самоиронии, с которой у него явные проблемы»
Продюсер украинской службы «Голос Америки» Мирослава ГОНГАДЗЕ: «В Украине 42 миллиона жителей — если бы каждый 10-й из них помыл собственный подъезд, это была бы другая страна! Изменения начинаются с нас, с пространства вокруг каждого»
Майя БУЛГАКОВА предчувствовала свою гибель — незадолго до смерти она по секрету призналась подруге: «Скоро я встречусь со своим Петенькой». Через несколько дней Майя разбилась в автокатастрофе, пережив любимого мужа всего на три месяца
Царица романса Нани БРЕГВАДЗЕ: «Вы знаете, Ноня, — сказал мне Брежнев, — я специально обручальное кольцо снял, чтобы вы думали, будто я не женат»
Российский социолог Игорь ЭЙДМАН: «Слава Крыму нашему, и Путину нашему, и его пресвятой Деве Кабаевой. Крыминь»
Наш ответ Диме Киселеву, или Зачем нам Министерство пропаганды?
Экс-советник Владимира Путина по экономической политике Андрей ИЛЛАРИОНОВ: «Если в Украине примут бездефицитный бюджет, в феврале доллар будет стоит 12 гривен»
Российский политик Леонид ГОЗМАН: «Для меня Стрелков не герой, а опасный сумасшедший, но многие мои сограждане считают иначе»
Вы чье, старичье?
«Бей депутата!», или Несколько слов о казусе сотника Парасюка
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги