По капле выдавливать из себя палача
Одним из самых переиздаваемых и экранизируемых романов является «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма - история справедливой и безжалостной мести. Почти у каждого из нас есть неотмщенные обиды, поэтому я уверен, что многие примеряют истории своих жизней к судьбе книжного графа и начинают как бы самовольно участвовать в романной фабуле, верша справедливость заодно с героем романа.
С детства я упивался этим романом, тем более что советское воспитание культивировало тему мести - эксплуататорам, «враждебным народам», а то и просто «всем, кому положено», для чего в стране существовал «пролетарский суд». Даже старушки, угрожавшие уличным сорванцам «карой небесной», выглядели в этой обстановке естественно - уж они определенно не знали слов великого философа Николая Бердяева: «Бог - не околоточный надзиратель». У них, наверное, был другой Бог...
Прошли годы, и в Бостонском университете мне довелось работать с Эли Визелом - профессором, писателем, Нобелевским лауреатом. Он родился в еврейской семье из маленького румынского села в Прикарпатье, нацисты увели его в концлагерь вместе с родителями и сестрами.
В концлагере родных Визела убили и сожгли в крематории, а он чудом выжил, после войны оказался в Париже, закончил Сорбонну и стал тем, кем стал. Я несколько раз спрашивал, довелось ли ему посетить родные места после войны. Эли всегда отрицательно качал головой, возражая даже против самой идеи такого визита. «Знаешь, - говорил он, - когда немцы уводили нас, в деревне были закрыты все калитки, ни в одном окне не дрогнула занавеска, и никто нам ободряюще, даря надежду, не улыбнулся на прощание. Я не хочу возвращаться туда...». Вот и все.
Не знаю, как бы я сам поступил на его месте. Возможно, мысленно сжег бы это село или придумал бы какие-то лютые кары для его обитателей. У меня точно не хватило бы силы презрения - у философа Визела эта сила была, и она не превратилась в безбрежную ненависть. Может, даже он простит всех и в самом конце жизни наведается в родные места. Я не смог бы...
Уроки достойной мести - презрением - я получал несколько раз. Лет 30 назад вышла книга какого-то Николая Яковлева, обливавшая грязью великого физика и мыслителя Андрея Сахарова. Причем ненависть заказного автора простиралась и на супругу Сахарова, которая была в книге представлена едва ли не гулящей девицей. Однажды я предложил Андрею Дмитриевичу подготовить в журнале статью об этом самом Яковлеве и выдать клеветнику, так сказать, по полной. «Ну что вы, - отмахнулся академик. - Мне как-то показали этого человека, и я дал ему пощечину. Хватит с него...».
Мы вышли из общества, где «смерть за смерть» объявлялась справедливейшим решением, и пулеметы в наших фильмах строчили, как швейные машинки в предсвадебной деревне. Помню, как на послевоенных площадях вешали немцев - чтобы отомстить Гитлеру.
С возрастом я все чаще задумываюсь над причинами чужих поступков. Все чаще пытаюсь не отомстить, а объяснить чужие поступки или хоть что-то понять в них. Чехов призывал по капле выдавливать из себя раба. Но палача выдавливать не менее важно. Граф Монте-Кристо, с упоминания о котором я начал, вершил возмездие самостоятельно, мстил за свою сломанную жизнь.
Но я уже не раз видел, как чужую ненависть и направленную жажду расправы внедряют в человеческие стаи.
Очень хочется, чтобы мы жалели не только себя, но и других. И, заглядывая себе в душу, ощущали огромную, слитную боль - не только свою лично.

Николай РАСТОРГУЕВ: «Путин предложил: «Поехали чайку попьем», на что я ответил, что не могу: нам с ребятами нужно инструменты собрать. Он кивнул: «Хорошо, я подожду» — и со своими людьми минут 15 под стеночкой ждал. Мы всей группой к нему в гости отправились...»
Прототип майора Вихря Евгений БЕРЕЗНЯК: «Очень часто от гибели меня отделяли минуты, секунды, сантиметры и миллиметры, но морально в лагере НКВД было куда тяжелее, чем в гестаповской камере смертников»
Леонид КРАВЧУК: «Мой пистолет до сих пор в тумбочке возле кровати лежит — так спокойнее. Он заряжен, и если необходимость возникнет, воспользуюсь им непременно, и не дрогнет рука: пока она в состоянии держать пистолет, он будет стрелять»
Виктор Павлик даст сольный концерт в Киеве
Патриарху Филарету исполнилось 85
Егор БЕРОЕВ: «Сейчас очень переживаю за украинцев, потому что у меня не только осетинские и русские, но и украинские корни»
Александр НЕВЗОРОВ: «Дмитрий поднялся над суетой и занимается, образно говоря, наукой: создает чистые, выверенные и предельно точные портреты современников — энциклопедический материал для будущего изучения героев нашего времени»
Инженеры человеческих душ
«Ах, Атос, почему все это с нами?»
По капле выдавливать из себя палача
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги