Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: «Постсоветский человек совмещает в себе два несовместимых качества — любовь к Родине в душе и чемодан в руке»
Впоследствии он стал автором доброго десятка телепроектов, снял комедийный фильм «С точки зрения ангела» (2000 г.), написал несколько книг, в том числе учебник «Кисло-сладкая журналистика» - о том, как устроена вторая древнейшая профессия изнутри.
Звоню Матвею в Москву, чтобы договориться об интервью, - не отвечает. Вскоре звонок мне и голос, говорящий на чистейшем украинском языке: «Це Матвiй. На мiй номер був дзвiнок вiд вас...».
«ЕСЛИ В МОСКВЕ ХВАЛИЛИ, В КИЕВЕ ДАВАЛИ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ»
- Матвей, ваш украинский меня восхитил. Вы всегда говорите на «щирiй мовi», когда звоните в Украину?
- Ну а что ж? Украинский - мой родной язык. Я говорю, как мне нравится. Есть проблемы в этом смысле?
- Никаких. Вы по-прежнему чувствуете себя львовянином?
- Думаю, меня сформировала Украина, а Львов подарил мне такие красивые невероятные вещи, как Стрыйский парк, Высокий замок, знаменитая «стометровка» (широкая центральная аллея посреди проспекта Свободы - самой элегантной и престижной улицы Львова, ведущей от Оперного театра к площади Мицкевича. - Авт.)... И то, что я видел, будучи ребенком, во мне навсегда осталось.
Точно так же, как, например, моего старшего сына сформировали Москва и ее новостройки. И мне жаль, что ему не удалось пожить в красивом, уютном, человеческом месте, каким для меня был Львов. Конечно, в то время он был «занедбаний» и ужасно выглядел, но это не имело никакого отношения собственно к городу.
- И что во Львове вас особенно впечатляло?
- Какого ребенка родители водят на кладбище? А мы с мамой ходили на Лычаковское кладбище, потому что это произведение искусства! Мама подводила меня, например, к памятнику, где стояла скульптура ребенка, что-то держащего в руках. Я спрашивал: «Мама, а что это такое?». И она говорила: «Был такой мальчик, он рылся где-то на улице и нашел гранату. А потом крутил ее в руках, пока она не взорвалась. Когда случилось несчастье, ему поставили памятник». Представляете, что для ребенка означает подобная история!
Потом я сам бродил по кладбищу. Вижу - странный камень, пригляделся - скульптура. Каменный диван, а на нем полулежит женщина в очень красивом кружевном костюме. Это была знаменитая актриса Львовского театра еще в царские времена - я уже забыл ее имя. Красавица, она скончалась совсем молодой в антракте. То есть передо мной была жизнь, запечатленная в мраморе, в граните.
- Окончив училище эстрадного искусства в Киеве и ГИТИС в Москве, вы вернулись в столицу Украины, но у вас тут не сложилось. Почему?
- Я работал в Театре эстрады у Виталия Малахова, которому бесконечно благодарен за поддержку моих первых шагов. Насмотревшись мюзиклов Марка Анатольевича Захарова, я поставил нечто подобное - «Али-Баба и 40 песен персидского базара» по сценарию Вениамина Смехова.
Но это же было советское время! 1987 год. Как раз совпало - война в Афганистане и мой спектакль, в котором люди бегали в чалмах. Были тогда два замечательных человека, которые управляли культурой в министерстве и которых я без смеха вспоминать не могу. У одного была фамилия Безверхий, а у другого - Бесклубенко. Слово «клуб» в украинском языке имеет еще и второе значение, которое я из цензурных соображений пояснять не буду (ягодицы. - Авт.). Кто интересуется, тот найдет...
Короче, этому спектаклю приклеили ярлык «антисоветчина», но посмотреть его приехали московские критики. Им он понравился. Газета «Советская культура» написала, что это очень хорошо. А в те времена если в Москве хвалили, то в Киеве давали зеленый свет.
Ну и спектакль разрешили. Мы поехали на гастроли в Москву, там нас тепло встретили, а мне даже предложили работу. Так я стал москвичом. Это был действительно очень веселый спектакль.
![]() |
| Радиодебаты на «Эхе Москвы»: Гарри Каспаров против Владимира Жириновского |
- Кто в нем играл?
- Блистал чудесный абсолютно актер, редчайшим образом одаренный, который безвременно ушел, - Толя Дьяченко. Прекрасно работал Витя Иваненко, который тоже трагически в одну секунду ушел из жизни. Слава Богу, жив-здоров Валера Чигляев - один из лучших комедийных актеров Украины, тончайший виртуоз. Еще могу назвать нынешнюю звезду московской эстрады Мишу Церишенко, который сейчас работает в «Кривом зеркале» у Петросяна.
- Ваш пример подтверждает, что, только уехав в Москву, можно было добиться настоящего, а не провинциального успеха. В чем тут дело?
- Это вопрос, на который я не могу ответить односложно. Просто мир сейчас устроен так, что благодаря интернету для человека нет границ. Нет советской власти, зато есть свобода передвижений. Талантливому человеку не обязательно сидеть в Киеве, пусть летит хоть на Марс. Его не могут закрыть ни по идеологическим причинам, ни по художественным соображениям. Потому что все определяет публика. А вот ее изволь заинтересовывать. Это конкуренция!
«ПРЕДПОЧИТАЮ, ЧТОБЫ ПИСАЛИ ОБО МНЕ, А НЕ Я - О КОМ-ТО»
- Про кепку не буду спрашивать...
- Ой, не надо, я уже не могу.
- Я подобрал нелицеприятные отзывы о вас. Оказывается, вы «нелюбезный, нагловатый, самоуверенный ведущий», «издеваетесь над зрителями», когда они вам звонят, и вообще, это «журналистика с оскорблениями». Правда, я что-то ничего подобного не замечал...
- Вы знаете (смеется), я тоже этого за собой не замечал. Вообще, мне абсолютно все равно, кто обо мне что пишет, и это не кокетство.
Я 20 лет проработал в эфире «Эха Москвы», а сейчас у меня время путешествий, я переезжаю из страны в страну. Полгода был в Италии, полгода - в Грузии, только что вернулся из Соединенных Штатов. Разговариваю с вами после восьмичасового перелета. Столько всего повидал, что ко всему привык. Нравиться всем или многим? Нет такого человека! Ну, «душка экрана» - это, наверное, Андрей Малахов. Или другой Малахов, который советует людям есть землю и втирать хрен в лоб.
Я занимаюсь вещами, которые мне более интересны, - продолжаю работать в эфире «Эха», пишу аналитические статьи, печатаюсь на регулярной основе в вашем очень известном информационном ресурсе «ТСН.ua». Вы там каждую неделю можете найти мою статью.
А то, что разные люди говорят... Насильно мил не будешь. Уже давно прошли времена, когда я гнался за каким-то рейтингом. Это уже для пацанов. Предпочитаю, чтобы писали обо мне, а не я - о ком-то.
- У вас было много интервью со звездами. Вас потрясали Нонна Мордюкова (довела до слез песней), Михаил Жванецкий (мыслил и реагировал так быстро, что вы, по вашему выражению, все время отставали от него - на расстояние, как от Москвы до Одессы)... Почему закрыли свою суперуспешную программу «Бомонд»?
- Она действительно в свое время была революционной. До меня этим занимался Урмас Отт (к сожалению, рано ушедший из жизни): ему разрешали делать достаточно свободные программы, потому что он был «иностранец» и говорил с акцентом. Потом эта свобода на экране удалась мне.
Смысл «Бомонда» был в том, чтобы показывать звезд такими, каковы они на самом деле. Потому что эти люди говорят одно и то же - выдают некий выверенный набор фраз. Они не отвечают на ваши вопросы, а производят впечатление. Они вообще вас не видят! Но точно знают, какие должны сказать слова, чтобы публика либо пришла на их концерт, либо купила диск.
Я знал очень многих артистов. И «Бомонд» был моей формой благодарности им, которые в 90-е годы оказались, к сожалению, забыты и заброшены. С грустью должен вам сказать, что я эту программу прекратил именно потому (сейчас скажу ужасную фразу), что звезды закончились. В отличие от знаменитых американских телеведущих, таких, как Дэвид Леттерман или Джей Лено, в распоряжении которых весь англоязычный мир, на пространстве бывшего Советского Союза - полтора певца, один танцор, три классических музыканта, все!
Грустно, но это так. А ходить по второму, по третьему кругу, приглашать одних и тех же людей я уже не мог. Звездами реальными, настоящим бомондом оказались те, кто и в жизни был бомондом, личностью. Та же Нонна Мордюкова, или Михаил Жванецкий, или Алла Пугачева...
Но если Алла Борисовна Пугачева выразила время в своих песнях, то сейчас, может быть, это невозможно. По той простой причине, что люди разные живут в стране. Раньше была одна советская радость на всех, одна советская печаль. Сейчас для миллиардера Абрамовича радость - это одно, а для учительницы в поселке городского типа - совсем другое. То же и с печалью.
- Какие-то вопросы остаются для вас запретными? Когда вы говорите, например, с политиками?
- Политики интересуют меня не с точки зрения их личной жизни. Сейчас у нас идет мощная дискуссия: все-таки кто жена у Путина? Его законная супруга или гимнастка Алина Кабаева? Я никогда бы Владимиру Владимировичу не задал такой вопрос. Мне до проблем личной жизни Путина дела нет, они не имеют никакого отношения к его функции премьер-министра России. Но в политических беседах никаких ограничений принципиально не может быть, они им противопоказаны.
- Но за это можно и по шапке получить...
- Вы удивитесь, но я не понимаю вашей фразы...
- Неприятности могут из-за этого возникнуть, что ж тут непонятного? Примеров сколько угодно...
- Допустим, я спрошу у премьера: «Товарищ Путин, в 2002 году, когда вы уже стали духовным наставником партии «Единая Россия», была опубликована программа, в которой обещали, что в 2010 году должна быть перерезана ленточка грандиозной автомобильной магистрали «Москва - Владивосток». И где эта дорога?». Почему вы считаете, что за этот вопрос мне могут дать по шапке? А какой же я тогда вопрос должен задавать премьеру? Спросить, вывелись ли блохи у его собачки?
- Я мало верю в беспристрастного ведущего. Так или иначе, он выявляет свою позицию, свое отношение к собеседнику выражением лица, жестами, репликой...
- Вообще-то, журналист всегда должен чувствовать формат: интервью, беседа, дискуссия - это разные формы, предусматривающие разное участие ведущего в разговоре и разную форму вопросов. Я даже написал об этом популярную книгу «Кисло-сладкая журналистика». Там много примеров. Ларри Кинг, например, задает очень точные короткие вопросы. Он считает, что вопрос не должен длиться больше пяти-семи секунд. У него большой штат, который ему помогает, ведет переговоры со звездами, отслеживает темы. Потому что, если бы он занимался всем этим сам, то умер бы.
- В отличие от него у вас было очень много всяких программ, но все они рано или поздно испускали дух...
- А вы считаете: то, что делается на радио или на телевидении, вечно?
- Те программы могли бы и подольше посуществовать. Во всяком случае, на каналах «Ностальгия» и «Ретро» смотришь их с большим удовольствием, чем новые...
- Понимаете, иногда программа просто надоедает самому журналисту, который ее делает. Иногда, как в «Бомонде», исчерпывается предмет обсуждения. Иногда программа «испускает дух» в том смысле, что теряет внутреннюю энергетику. А иногда человек и не собирался ничего закрывать, но ему «помогли» это сделать по идеологическим соображениям.
«ЛЮБИТЬ СВОЮ СТРАНУ - ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА»
- Пять лет назад вы говорили, что социальной жизни в России нет. А какой смысл вы вкладываете в этот термин?
- Это жизнь гражданского общества. Генерирование идей не партией и правительством, а населением. Задача власти - оформлять желания граждан. Альфа и омега - свободные выборы.
- В России этого нет?
- А вы упали с неба? В России позволено как-то выбирать президента и мэров мелких городов. А вот выборы мэров Москвы и губернатора Санкт-Петербурга отменены, ибо эти города приравнены к субъектам федерации. К сожалению, власть (я говорю о Путине) совершенно оскопила социальную жизнь. Как шутят очень многие в России, «граждане ушли в отпуск». Печально, но это так. Проявить себя в социальном смысле россиянин никак не может.
При правлении ЦК КПСС была мечта о коммунизме. А сейчас - «Время откровенных» (я так назвал одну свою статью). Никто ничего не скрывает, не мистифицирует. Все высказывают то, что думают, в том числе и власть. Она зарабатывает деньги, приговаривая: «Оппозиция жалка. Мы здесь хозяева страны и будем ими ровно столько, сколько захотим».
- Есть надежда, что со временем можно будет что-то изменить?
- Не думаю. Россия устроена, к сожалению, таким образом - исторически, может быть, генетически, природно, - что есть одна вещь, которая вряд ли преодолима: российский народ опирается на личности, а не на институты. Эта любовь к царям еще долго будет вытравливаться. Злой царь или добрый, одно слово - царь. Это не меняется, к сожалению.
- Бердяев, когда размышляет о судьбе России, высказывает тезис и антитезис. То есть говорит о ней и отрицательное, и хорошее...
- Вы сейчас рассуждаете так, как будто вы член общества «Наши». Я что, говорю о России плохо? Вам говорить правду или красиво?
- Конечно, правду...
- Тому, кто в России устроен, кто получает огромные деньги, кто «в шоколаде», и страна нравится. Недавно депутаты Государственной Думы заполнили свои налоговые декларации, и естественно, самыми богатыми оказались члены «Единой России».
А если человек не «в шоколаде», то ему как-то тяжело любить страну. Почему? Потому что березки и осинки он уже отлюбил, они как бы в сердце с ним остались. Ему надо, к примеру, делом заниматься, а ему мешают. Вот бизнесмен Евгений Чичваркин, экс-глава «Евросети», который сейчас пребывает в Англии из-за уголовного преследования в России, обратился через интернет к президенту Медведеву. Назвал фамилии предполагаемых преступников, которые уничтожили его бизнес, и просит только одного - начать расследование. А власть молчит. Ну так почему Чичваркин должен любить Россию? Ходорковский тоже просит не более чем простого правосудия. Но сидит уже семь лет. Он тоже обязан любить Россию?
- Как сегодня живут люди в тех странах, в которых вы побывали?
- По-разному, но одинаково сложно. Кризис общемировой коснулся всех. Италия, которая, с одной стороны, живет фактически туризмом, а с другой - имеет чрезвычайно развитую промышленность, сельское хозяйство, казалось бы, должна купаться в роскоши. Но нет, все чувствуют себя весьма неуверенно, и даже привычная итальянская веселость сейчас редкость.
То же самое можно сказать об Америке. Огромные деньги уходят на две войны: одна - в Ираке, другая - в Афганистане. Большие расходы идут на борьбу против мирового терроризма, против наркотиков.
Сейчас рая нет нигде. Исчезли границы, и хлынули потоки эмигрантов - легальных, нелегальных, которые согласны за копейки выполнять любую работу. Взять африканский континент с ужасным уровнем жизни. Многие страны охвачены гражданской войной без всяких перспектив ее окончания. Куда несчастным людям деваться? Они хотят жить!
Окружить страну высоким забором невозможно. А приход в страну десятков тысяч эмигрантов приводит к очень серьезным последствиям. Во что превратилась Франция? Сейчас это почти арабская страна, каждая вторая фамилия - восточная. И там уже нет места «трем мушкетерам», то есть мушкетерам место есть, но в чалмах.
- Вы себя примеривали к жизни в какой-нибудь стране?
- Знаете, чем отличается постсоветский человек от всех остальных? Он совмещает два несовместимых качества - любовь к Родине в душе и чемодан в руке. Это очень правильно замечено. Потому что хочется любить свою страну, но любить ее - тяжелая работа. Получается, что ты должен любить и всех тех негодяев, которые на ней паразитируют.
«КОГДА ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРНЕТ, ОН ПЕРЕМНОЖИЛ НА НОЛЬ ВСЮ РОССИЙСКУЮ ВЛАСТЬ И ПУТИНА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ»
- Почему вас потянуло к путешествиям?
- Потому что мне 57 лет, и я понял, что должен увидеть мир, не дожидаясь пенсии, как поступают американцы или японцы. Они получают свою астрономическую пенсию, все бонусы и льготы, и это дает им возможность ездить из страны в страну. У нас так не получается. Государство никак не дает что-то накопить. Это касается всего пространства бывшего Советского Союза. Народ выскочил из этой кровавой большевистской страны без штанов. Началось повальное воровство.
У каких-то кормушек пристроиться мне совесть не позволяла - я все время занимался делом. И соответственно, не могу похвастаться, что я долларовый миллиардер. Во всяком случае, это имеет и свою обратную сторону, потому что все равно мы смертные, и деньги не возьмешь с собой на тот свет.
- Вы столько времени путешествовали, а как же «Эхо Москвы»?
- Современные средства связи позволяли мне регулярно вести эфиры через интернет.
- Работаете на телевидении?
- К сожалению, Кремль приказал меня туда не пускать.
- За что?
- За то, что задаю власти вопросы. А власть мстительна. Она не любит таких любопытных. Но сейчас, когда интернет победил телевидение, это уже не имеет значения. Была такая фраза очень смешная, что, когда Путин к власти пришел, он всех абсолютно перемножил на ноль. Так я хочу сказать, что когда появился интернет, он перемножил на ноль всю российскую власть и Путина в первую очередь.
Сейчас правителям сложно. Уже не получается у них, как у товарища Сталина, который смотрел на себя в зеркало и видел рябого таракана, быть легендой при жизни. Он мало себя показывал людям, был такой загадочный. А сегодня все же смотрят на господина Путина, понимают, кто он такой. На Первом канале или на Российском хвалебные журналисты поют ему хвалебные песни, а интернет полон издевательских комментариев.
«ДАЖЕ ЕСЛИ КТО-ТО ПЫТАЕТСЯ СДЕЛАТЬ ТЕБЕ ХОРОШО, ВСЕ РАВНО СДЕЛАЕТ КРИВО ИЛИ КОСО»
- Как вы себя чувствуете в Грузии? Но сначала ответьте: вас отговаривали жениться на грузинке?
- Некому было отговаривать. Все мои родственники, родные или на войне погибли, или в плену. Отец умер. Мама жива, но она никогда не стояла на пути каких-то моих планов.
- А супругу не отговаривали выходить за вас замуж?
- А зачем? Я люблю Грузию и открыто говорю, что Москва, отторгнув территории, повела себя преступно в отношении ближайшего друга России. Я думаю, что, как только Путин уйдет из власти, отношения с этой страной будут налажены. Но остается вопрос: как быть с Абхазией и Южной Осетией?
- Вам нравится грузинское застолье?
- Практически все употребляют это понятие, не понимая его значения. То есть предполагают, что это бесконечная выпивка, как в фильме «Кавказская пленница». На самом деле, смысл не в том, что все выпивают, а в том, что говорят друг другу теплые слова, произносят очень длинные, подробные тосты, прославляющие жизнь и тех, кто сидит за столом. А еще поминают тех, кого уже нет.
Грузинское застолье - это такая удивительная вещь, которая дарит позитивные эмоции. Грузины вообще умеют создавать радость. Они эмоциональные, отзывчивые. А как они поют, знают все. И все это имеет самое непосредственное отношение к секрету грузинского долголетия. К этому прибавьте прекрасный климат. В Грузии есть все для того, чтобы эта страна жила хорошо.
- А у нас в Украине временами такое творится...
- В любой стране всегда такое творится! Я не был ни в одной стране, где бы не творилось. Помню, был в одном маленьком европейском городе и услышал страшный крик на улице. Оказалось, какая-то женщина вела собачку, разговаривая с другой женщиной, а эта собачка не выдержала и нагадила на тротуаре. Тут же выскочил человек, стал топать ногами и кричать, что 20 минут назад тротуар мыли шампунем, и того, что сейчас творится в стране, он не понимает.
- Не хотелось бы на этом делать акцент, но в вашем родном Львове в День Победы члены украинской националистической партии «Свобода» публично топтали ногами красные флаги, отобранные у ветеранов.
- Удивительно, что такие вещи происходят в моем родном городе, образ которого я храню в сердце. Я бы этим всем ребятам дал фамилию Путин. Почему? Потому что точно так же, как Путин и его администрация, они абсолютно бессмысленно, в каком-то угаре ищут внешнего врага.
И еще бы я назвал их «большевиками». Нетерпимость - главная черта большевизма, логика которого проста. Пункт первый: все люди должны жить хорошо. Второй: как жить хорошо, знаем мы. Третий: поэтому все должны жить так, как мы скажем. И последний: тех, кто с нами не согласен, мы устраняем, потому что они мешают большинству. Это страшная вещь.
- Вам интересно жить?
- Затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Когда меня рождали на свет, никто не спрашивал, хочу я тут быть или нет. Может, я и не согласился бы.
Но если тебе скучно жить, значит, ты себя бросил и ждешь, что кто-то сделает твою жизнь интереснее. А это можешь сделать только ты сам. Даже если кто-то пытается тебе сделать хорошо, он всегда сделает криво или косо. Потому что любой другой человек - это не ты.
- У вас, я знаю, особенные отношения с морем. О чем вы думаете, когда сидите на берегу или входите в волны?
- Слава Богу, ни о чем. Море меня магнетизирует, его величие приводит в трепет, ты ощущаешь как бы свою сопричастность с могучей стихией. Человек - существо масштабное. То, как он живет, чем себя окружает, - и есть масштаб его личности.
Все, конечно, мечтают о просторной квартире, о высоких потолках, но живут в маленьких квартирках в 33 квадратных метра с потолком два 40. Но есть люди, которые работают днями и ночами, что-то придумывают, что-то создают. А потом покупают дом у моря. Бог его знает, может быть, и я эту свою мечту когда-нибудь реализую.


Михаил ГОРБАЧЕВ: «В Раисе Максимовне все сочеталось: это была красивая женщина (для меня красивая), умная и преданная до конца, готовая броситься в мою защиту на кого угодно. После ее смерти жить не хотелось...»
Михаил ШЕМЯКИН: «В России сейчас у власти находятся бесы, поэтому пришло время Медведева поддержать»
Михаил ШУФУТИНСКИЙ: «Талант для всех, а боль моя!»
ПОТАП: «Если гению приснилось что-то, перечить ему нельзя!»
Александр Пороховщиков видел НЛО
Джанго случайно увлекся боевыми искусствами
Нина Матвиенко занимается творчеством дочери
Все течет, все меняется
«Как Черновецкий бабушек целует? Надо Галкину позвонить — он расскажет»
Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ: «Постсоветский человек совмещает в себе два несовместимых качества — любовь к Родине в душе и чемодан в руке»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги