Андрей МЯГКОВ: «Когда Рязанов попробовал меня на роль Жени Лукашина и сдал пробы «Иронии судьбы» на утверждение, председатель Госкино СССР Ермаш сказал: «Эльдар, мне все нравятся, но этого артиста, прошу тебя, не бери». — «Почему?». — «Понимаешь, он даже на пробах пьяный, и это видно...»
Создатели четвертого мифа твердили (а пересказчики до сих пор повторяют), что в студенчестве Мягков был по уши влюблен в Ирину Мирошниченко, впоследствии также ставшую известнейшей актрисой театра и кино, но нет: уже тогда его сердце целиком и полностью принадлежало другой красивой сокурснице — Анастасии Вознесенской, на которой впоследствии и женился. Долгие годы супруги неразлучны, и хотя Андрей Васильевич уверяет, что на своих, с виду неприметных и, казалось бы, заурядных, но на самом деле — бесстрашных и ради любимой женщины способных на подвиг Лукашина и Новосельцева нисколько не похож, сдается мне, он чересчур скромничает, ведь написать цикл детективных романов лишь потому, что жене не хватает интересной литературы, может только по-настоящему сильный и самоотверженный человек. Ну и, конечно же, влюбленный, а сделать это не абы как, а талантливо под силу только одаренному всесторонне.Блестящий, глубокий артист, вдумчивый режиссер, неординарный сценарист и писатель, в конце концов - художник, способный нарисовать портрет человека, увидев его лишь раз - у себя на спектакле... Пожалуй, у Мягкова и Жени Лукашина действительно мало общего, и то, что миллионы зрителей запомнили его именно по этой роли, с одной стороны, хорошо (к достойному человеку в один миг пришла абсолютно заслуженная всенародная слава), а с другой... Стоит подумать, сколько и каких ролей Андрей Васильевич мог бы еще сыграть, начинаешь понимать: отказываясь от такого таланта либо предлагая ему участие в проектах, в которых дешевле не участвовать, чем играть, а потом всю жизнь из-за этого краснеть, российский кинематограф упорно обворовывает сам себя...
Тихий, спокойный, уравновешенный и истинно интеллигентный Мягков, у которого все коллеги - Костеньки, Сашеньки и Сереженьки, а самый любимый эпитет по отношению к ним - «замечательный», не вписывается, к сожалению, в формат бесконечных и бредовых, как вялотекущая шизофрения, сериалов о сыщиках и маньяках, где непонятно, кто кого ловит и кто больший преступник.
![]() |
| Первая работа в кино — «Похождения зубного врача» Элема Климова, 1965 год |
Во-первых, всего этого выше, а во-вторых, он мог бы (я в это верю!) самостоятельно и написать, и поставить, и сыграть: целый фильм от начала до конца, как говорится, под ключ сделать - да не просят. Более того - готового сценария не берут: ни на телевидение, ни в кино.
И это несмотря на то, что каждый год, 31 декабря или 1 января, все - в том числе современные режиссеры и маститые телебоссы - садятся наверняка у телевизора и, нещадно проматывая свои «творения», перестают щелкать пультом, увидев лишь на экране знакомое с детства лицо или услышав какую-нибудь фразу, давно ставшую крылатой. Ну, типа: «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню - это у нас такая традиция»...
«ПЯТЬ ЛЕТ УЧЕБЫ В ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ - ПРОСЬБА ПАПЫ: «ЗАКОНЧИ, ПОЖАЛУЙСТА, НОРМАЛЬНЫЙ ВУЗ, А ПОТОМ ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ»
- Андрей Васильевич, добрый вечер! И я, и наши читатели счастливы, потому что искренне вас любим, и эта любовь настолько чистая и откровенная, что не требует никаких подтверждений: образы, которые вы создали на экране и во многих мхатовских постановках, не забываются. Спасибо, что согласились прийти: я предвкушаю, что эта беседа получится - будет хороший у нас разговор...
![]() |
| Одна из первых киноролей Мягкова, принесшая ему известность, — Алеша Карамазов в экранизации Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», 1969 год Фото «РИА Новости» |
- Спасибо большое и вам - я о вашей газете наслышан, поэтому с удовольствием на ваше приглашение и откликнулся.
- Ваш отец был профессором Ленинградского политехнического института - априори семья непростая, а Ленинград - ваша родина. Сегодня вас туда тянет? Часто в Санкт-Петербурге бываете?
- Нечасто, но бываю, конечно. Когда я оттуда уехал и поступил в Школу-студию МХАТ, приезжал в Ленинград каждую субботу «Красной стрелой», а в понедельник утром возвращался в Москву. Без Ленинграда просто не мог, думал, не выдержу. Сейчас это уже позади, все другое... Папочки с мамой нет, я понимаю, что это уже не мой Ленинград, и, как ни странно и, может быть, как ни страшно это говорить, туда не тянет, а когда вспоминаю, как тянуло, думаю: «Отчего же так происходит?».
- Здания вроде те же...
- Ну да, в основном, а вот люди...
- Декорации остались, да?..
- ...а артисты, увы, поменялись.
- Вы, я знаю, окончили Ленинградский химико-технологический институт и получили распределение на работу в Институт пластических масс...
- (Смеется).Вам все известно!
![]() |
| Алексей Турбин в драме Владимира Басова «Дни Турбиных», 1976 год |
- Институт пластических масс - какой для творческого человека кошмар!
- Кошма-а-ар, что вы!
- Вам там не нравилось?
- Никогда, а пять лет учебы - просьба папы: «Закончи, пожалуйста, нормальный вуз...
- ...и делай что хочешь»...
- Да, а потом в артисты иди, не в артисты - да хоть в спортсмены. Это не оттого, что папа спорт недолюбливал, а потому, что плохо относился ко всему, кроме науки, - он сам ученым был и мечтал, чтобы я тоже им стал, поэтому пять лет я провел в химико-технологическом. Учился, конечно, но в основном творчеством занимался - у нас в техноложке была изумительная...
- ...самодеятельность?..
- ...даже не самодеятельность - театральная мастерская. Там были педагоги, мы ставили спектакли, выезжали на летних каникулах на гастроли, поэтому эти годы я провел хорошо. (Смеется).
![]() |
| С Натальей Белохвостиковой в роли Ленина в фильме «Надежда». «С Лениным отношения у меня непростые, но играть Владимира Ильича предлагали мне часто» |
Институт как-то закончил и сразу же отправился на первый экзамен в Школу-студию МХАТ: в Ленинград, в тот день, когда у меня была защита диплома, приехала выездная комиссия.
- Вы именно туда хотели, другого себе ничего не представляли?
- Представлял, просто кто-то из педагогов Школы-студии увидел наш самодеятельный спектакль «Лесная песня», - как-то странно все получилось! - узнал мой адрес и прислал письмо: «Не хотите ли попробовать свои силы на конкурсе в Школу-студию МХАТ?». Я даже в ЛГИТМиК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Д. Г.) не пробовал: ни в Щукинское, ни в Щепкинское - никуда. Из мхатовской Школы-студии приехали, я им показался и услышал: «Давай дерзай!».
«ЕФРЕМОВ РАБОТАЛ 24 ЧАСА В СУТКИ И ТОГО ЖЕ ТРЕБОВАЛ ОТ ДРУГИХ. У НЕГО ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО - ТОЛЬКО ТЕАТР»
- В 1965 году вы стали актером «Современника» - фантастического на тот момент театра, где собрались самые лучшие, самые яркие и честолюбивые молодые артисты. Что это было за время? - все-таки «оттепель» шла уже по нисходящей... Помните эти годы?
- Помню, естественно, и это не сотрется из памяти никогда, потому что если «оттепель», как вы говорите, по нисходящей уже шла, то для меня - по восходящей: молодость, первый театр, да какой!
![]() |
| Андрей Васильевич со своей картиной «Портрет Олега Ефремова» Фото «РИА Новости» |
Я с Олегом Ефремовым познакомился, с остальными и сразу же окунулся в работу, причем серьезную (не постепенную, так сказать, от маленьких ролей к большим, нет), и потом, Ефремов, вы понимаете? Это не просто учитель - он направлял мозги в определенное русло, а руслом этим было счастье человека, счастье страны и вообще радость. Незабываемые, конечно, годы!
- Когда видишь Олега Ефремова в художественных и документальных картинах, пробивает через экран его мощная харизма - он и в жизни харизматичным был?
- Он разным был, очень разным... Было время (это уже во МХАТе), когда я уходил из театра на год. Хотел уйти вообще, но он сказал: «Андрей, подумай! Возьми творческий отпуск» - и опять-таки прав оказался. Потом я вернулся и долго удивлялся, как это так мог не выдержать, хотя выдержать Ефремова было непросто. Понимаете, он работал 24 часа в сутки и того же требовал от других, отдыха не давал, не щадил. Ефремова полностью поглотило искусство, у него даже личной жизни особой не было - только театр.
- Недавно с Михаилом Сергеевичем Горбачевым мы говорили о его друзьях, и он вспомнил, как они в небольшом ресторанчике при МХАТе имени Чехова 65-летие Олега Николаевича отмечали. Наверное, вы тоже там были?
- Конечно! И Раиса Максимовна...
![]() |
| Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская (супруга актера) и Екатерина Васильева, «Кувырок через голову», 1987 год Фото Fotobank.ua |
- Михаил Сергеевич говорил, что Ефремов был удивительным человеком, рядом с которым невозможно было скучать, - он обязательно вовлекал в вихрь страстей...
- Энергетика и впрямь потрясающая!
- Через край била?
- Через край!
- Вы 33 года, я посчитал, отдали МХАТу и наверняка знаменитых корифеев застали, которые помнили еще основоположников - Станиславского и Немировича-Данченко...
- Ну, разумеется.
- И Ангелина Степанова же еще играла, и Марк Прудкин...
- ...и Павел Владимирович Массальский...
- ...Анастасия Георгиевская...
![]() |
| С Ростиславом Пляттом в «Послесловии», 1983 год |
- ...Анастасия Платоновна Зуева - ну что вы! Умирать они начали в 70-х, а до этого существовали, функционировали, в Школе-студии преподавали...
- Скажите, а легендарные мхатовские старики - не миф? Действительно великие были артисты?
- Ну, я вам так отвечу: это, конечно, миф, но артистами все они были замечательнейшими, и то, что сейчас память о них превратилась в легенду, закономерно. Естественно, у каждого были определенные недостатки...
- ...но телевидение же их почти не снимало, и видеть этого мы не можем...
- ...Вы правы. Кто-то что-то мог, а что-то у него не получалось, были более яркие роли и откровенные неудачи, но все корифеи, чьи имена до сих пор на слуху, - это, конечно, и актеры изумительные, и люди не чета нынешним.
- Сегодня артисты и люди помельче?
- (Задумался).В какой-то из пьес Чехова что-то такое было: «Великих сейчас нет, но средний актер стал гораздо выше». Великих нет - вот что, а средний артист хороший, и много хороших, очень много.
![]() |
| Спектакль театра «Современник» «На дне» по пьесе Максима Горького, 1968 год. Сатин — Евгений Евстигнеев, Барон — Андрей Мягков Фото «РИА Новости» |
«У СМОКТУНОВСКОГО ДРУЗЕЙ НЕ БЫЛО: ЕМУ НЕ ОСОБО НУЖНЫ БЫЛИ ЛЮДИ»
- Великих артистов вы видели?
- О да!
- И можете их назвать?
- Иннокентий Михайлович Смоктуновский - пожалуйста.
- С него начали?
- Ну правда! - я с ним в нескольких спектаклях играл, мы общались домами. Сказать, что были друзьями, не могу, но...
- С ним сложно было, наверное, дружить?
- Друзей у него просто не было. Вместе мы проработали, наверное, лет 15, и думаю, что это так: были приятели, товарищи...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Не сочтите за ложную скромность, но в основном в своем исполнении мне не нравится ничего» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- ...коллеги...
- ...да, и Он. Он сам для себя был другом - самодостаточный в своих ощущениях человек. Мне казалось, ему не особо нужны были люди, он не нуждался в партнерах. Это миф, что Иннокентий Михалыч всегда растворялся в партнере, - нет, он всегда растворялся в себе, но был так интересен, что партнеры невольно к нему тянулись, и получалось прекрасное живое общение.
- Евстигнеев великим был?
- Евгений Александрович? Безусловно!
- Борисов?
- О да! Вы точно сейчас называете (улыбается), и со всеми этими мэтрами я работал, а особенно долго - с Женечкой. Начал в «Современнике», продолжил во МХАТе - лет 30, наверное, мы были вместе. Олег Иванович позже пришел, мы с ним только один играли спектакль - «Дядю Ваню», но это изумительный артист, изумительный, нераскрытый.
- Ваш такой яркий роман с кино начался с «Братьев Карамазовых» Пырьева, где вы сыграли Алешу. Прекрасный фильм, между прочим...
- Ну, мне нравится...
![]() |
| «Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги...». Александр Белявский, Андрей Мягков, Александр Ширвиндт и Георгий Бурков, 1975 год |
- Смотрите его иногда?
- Нет, нет.
- И даже на диске его не имеете?
- Дисков у меня вообще ни одного.
- Почему?
- (Улыбается). Какая долгая была пауза! Я не люблю повторов, просмотров, вообще публичности, поэтому уже лет 30 (видите, эта цифра опять привязалась!) не даю интервью и ваше приглашение принял лишь потому, что оно ваше: в ином случае - ни за что.
- Спасибо!
- Диски?.. Ну, во-первых, ту или иную картину по телевизору иногда показывают: включишь - посмотришь...
- Значит, все-таки смотрите?
![]() |
| Женя Лукашин в самолете. «Я много играл пьяных, Ефремов называл меня «лучшим пьяницей России» |
- Ну, не с начала до конца и не все фильмы, конечно. Не так давно, например, на «Похождения зубного врача» наткнулся, а это первый мой фильм, и столько у меня в памяти - и как он снимался, и как было трудно, а порой абсолютно непреодолимо... Ну и потом, Элем Климов, конечно, замечательный человек: вот эту картину я от начала до конца посмотрел.
- Расстроились?
- Ну, не то чтобы расстроился - воскликнул: «Ах, как жаль, что это был первый фильм!». Хотя бы 10-й - уже хоть какой-то опыт, а так - много...
«НЕСТОРА ПЕТРОВИЧА В «БОЛЬШОЙ ПЕРЕМЕНЕ» Я ИГРАТЬ НЕ ХОТЕЛ: ЭТО ТАК, МНЕ КАЗАЛОСЬ, БАНАЛЬНО, ТАК ПРИМИТИВНО...»
- Я улетал в Москву, и по телевизору «Большую перемену» как раз показывали. Знаю, вы пробовались на роль Нестора Петровича...
- Не пробовался.
- Нет?
- Только разговор шел об этом.
![]() |
| С Барбарой Брыльской и Эльдаром Рязановым, 1975 год. «Почему Рязанов выбрал меня, не знаю, мы никогда об этом не говорили» |
- Но вы эту роль хотели сыграть?
- Вот как раз не хотел, а Леша Коренев, режиссер, уговаривал. С ним мы дружили, и он меня убеждал, но мне казалось, это...
- ...так мелко?..
- ...и так банально, и так примитивно: хорошие герои, плохие и не очень плохие - вот максимум проблем. Поэтому отказался, а фильм неплохой получился, вы знаете... Мне нравится, да и артисты хорошие...
- ...и атмосфера есть...
- Безусловно!
- В детстве я был очень правильным пионером, смотрел, как и все, фильмы о Ленине и поэтому помню картину «Надежда», где вы играли супруга Надежды Константиновны Крупской молодого Владимира Ильича. Вы в этот образ как-то вживались? Работы вождя читали, может быть, конспектировали?
- С Лениным отношения у меня непростые - из-за давней какой-то похожести и отсутствия большого количества волос (если бородку и усы приделать, я очень похожим становлюсь на вождя, просто портретно) играть Владимира Ильича предлагали мне часто.
- В театре, видимо, тоже?
![]() |
| Эльдар Рязанов, Барбара Брыльска и Андрей Мягков. «Ирония судьбы» — очень добрый фильм, но столько раз показывать, по-моему, все-таки ни к чему» |
- И в театре, причем в «Так победим!» Михал Филиппыча Шатрова Ефремов назначил меня, а я отказался: «Не буду». Моя семья, кстати, всегда все понимала: и кто такой Ленин, и кто такой Сталин, и что такое советская власть, - мне не надо было ничего объяснять. Я не хотел этого, потому что даже в пьесе Шатрова - вранье, ну просто абсолютное, а Ефремов отрезал: «Или будешь играть, или уходи из театра». Это вот к вопросу, какой он был человек - простой или непростой... Я ответил: «Ухожу», и тут выяснилось, что Ленина очень хотел сыграть другой артист.
- Калягин?
- Сашенька, да, и Олег Николаевич пошел на попятную: «Ладно, черт с тобой...
- ...оставайся!»...
- Да (улыбается), так что во МХАТе чаша сия меня миновала, а что касается Марка Семеновича Донского, режиссера «Надежды», его предложение тоже стало для меня неожиданным. Я сказал: «Нет», а он (голосом Донского): «Ну, это же не Ленин, это влюбленный человек - вот и все».
- Ключ!
- Да, ключ. «Влюбленный - больше ничего: давай в Белохвостикову влюбляйся!». - «Ну, хорошо, в Белохвостикову - согласен!» (смеется).Там действительно никаких политических моментов не было, а сам фильм... Ну, как вам сказать? На мой вкус ниже среднего.
![]() |
| Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев на съемках сиквела Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год. «Картина мне не нравится: в ней много лишнего, и это не продолжение — пусть как-то бы иначе назвали» |
- Высокий лоб Белохвостиковой я запомнил...
- Да-да-да!
- Такая правильная юная Надя!
- (Смеется).
«ТИМУР АРКАДЬЕВИЧ ГАЙДАР ПРИГЛАСИЛ МЕНЯ В ГОСТИ, И ТАМ НАШЕМУ РАЗГОВОРУ МЕШАЛ МАЛЬЧОНКА - ЕГОРУШКА»
- В «Серебряных трубах» вы сыграли Аркадия Гайдара...
- Да, Аркадия Петровича.
- Дедушку отца российских реформ, как сейчас нужно новому поколению объяснять, которое писателя Гайдара не знает...
- (Разводит руками).
- Отец российских реформ когда-нибудь высказывал вам за это свое почтение?
- С Егорушкой у нас произошла встреча, как раз когда этот фильм снимали. Тимур Аркадьевич Гайдар, отец его, был в то время военным...
- ...корреспондентом...
- ...атташе - в Югославии, но у него, естественно, квартира в Москве была, и он пригласил в гости меня, супругу мою... Мы пришли, и там нашему разговору мешал мальчонка - Егорушка.
- Он уже тогда мешал...
- Да (смеется), уже тогда - бегал, шустрил... Помню одну реплику Тимура Аркадьевича: «Уйди отсюда, ты нам мешаешь, я больше никогда не позову тебя в общество приличных людей!» - и выгнал его из этого общества. Вот такое знакомство с Егором Тимуровичем произошло, а после этого мы не встречались.
- Мне очень дорога ваша роль Алексея Турбина в кинодраме Владимира Басова «Дни Турбиных» - опять-таки есть ощущение целостности повествования, блестяще воплощенных образов. Киев, Булгаков - все как-то совпало, а вам понравилось, как в этой картине сыграли?
- (Пауза). Вы спрашиваете: «Понравилось ли..?». Не сочтите за ложную скромность, но в основном в своем исполнении мне не нравится ничего. Честно говорю, и понимаю, что если по душе многим, то с моей стороны так утверждать неприлично. Ну хотя бы скажи: что-то, но я не могу. Давно уже не снимаюсь и по этому поводу не переживаю совсем, потому что зрительское увлечение кинематографом прошло - сейчас в России его просто нет. Конечно, роль Алексея Турбина, да и Басов сам по себе, - все это наслаждение доставляло, а результат... Мне показалось и сейчас кажется, что роман намного шире, глубже и можно было бы адаптировать его не так, как это сделано в фильме.
- Я представляю, сколько лет вас мучают вопросами о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», но уйти от этой картины мы, к сожалению, не можем...
- Пожалуйста!
- Женя Лукашин - лучшая ваша роль, как считаете?
- Это вот пусть другие считают, правда, а я лучше промолчу. Когда Рязанова однажды спросили: «Эльдар Александрович, вы знали, работая над «Иронией судьбы», что это будет шедевр на долгие годы?», он ответил: «Ничего подобного - снимал я обычный фильм по пьесе, которая была поставлена почти во всех театрах страны, и думал, что он незаметно пройдет и сгинет».
- Так почти всегда, наверное, бывает: никогда ничего не знаешь заранее...
- Мне кажется, если кто-то думает о шедевре, у того-то и не получается.
- Рязанов, я знаю, пробовал на роль Лукашина и Даля, и Миронова, и Вельяминова, и Любшина... Как считаете, почему остановился на вас?
- И женщин на роль Нади он пробовал очень многих... Почему выбрал меня, не знаю, мы никогда об этом не говорили... Кого-то он почти уже утвердил, когда меня привела к нему Наташа Коренева - она ассистентом на «Мосфильме» работала. Это жена Алексея Коренева, режиссера, мы дружили семьями, так вот, Рязанов попробовал, а потом, когда сдавал пробы на утверждение, председатель Госкино СССР Ермаш сказал: «Эльдар, ну что, мне все нравятся, но этого артиста, прошу тебя, не бери». - «Почему?». - «Понимаешь, он даже на пробах пьяный, и это видно».
- Потрясающе!
- Рязанов признался: «Все, Андрей, после этих его слов я окончательно решил, что тебя утверждаю». (Смеется).
«БАРБАРА БРЫЛЬСКА ОЧЕНЬ НРАВИЛАСЬ МНЕ КАКОЙ-ТО СВОЕЙ УТОНЧЕННОСТЬЮ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬЮ, НО ВЛЮБЛЯТЬСЯ - НЕТ»
- Правда ли, что от этой картины сам Брежнев был в полном восторге?
- А вот это мне не известно.
- До вас разве слухи такие не доходили?
- Нет, а вот тогдашнему министру обороны СССР Гречко фильм этот категорически не понравился.
- Снижалась боеготовность армии?
- Может быть (улыбается). Не знаю, что у него снижалось, но картину он запретить пытался. Может, потому, что Брежневу пришлась по душе, и не удалось.
- Многие актеры говорят: чтобы достоверно сыграть влюбленность, нужно влюбиться в партнершу по-настоящему. В Барбару Брыльску вы влюбились?
- Мне она очень нравилась.
- Только нравилась?
- Да, какой-то своей утонченностью, интеллигентностью. Она и актриса хорошая, но влюбляться - нет.
- Вы, кстати, видели ее до этого в польских фильмах, где она обнаженной снималась?
- Видел - уже когда узнал, что Барбара будет партнершей, их посмотрел. Она невероятно красивая, обаятельная, но... (Щелкает пальцами).
- Не щелкнуло?
- Наверное.
- Александр Ширвиндт рассказывал мне, что в том знаменитом эпизоде в бане пили вы по-настоящему...
- Да-с.
- Именно этот момент и вошел в картину?
- Нет, что вы! - Рязанов тогда отменил съемку.
- Да?
- Понимаете, был день рождения у...
- ...у Белявского?
- Да, у Сашеньки... Снимали между тем на «Мосфильме» (там в павильоне построили якобы баню), и Белявский сказал: «Ребята, ну, день рождения - по чуть-чуть?». И мы выпили - бутылку на четверых, всего-то, а во время съемок - ничего подобного. Ни пива, ни кваса - ничего не было.
Так вот, Рязанов унюхал, а он очень жестко настаивал: чтобы ничего и никак! Тем более что кто-то из нас позволил себе пошутить не очень уместно, и Эльдар Александрович вспылил: «Все, стоп, отменяю смену за ваш счет!». Снимали только на следующий день - не за наш счет, конечно, но отмена была.
«УЗНАВАЕМОСТЬ НЕ ЛЮБЛЮ - СЛАВА БОГУ, С ВОЗРАСТОМ ОНА УМЕНЬШАЕТСЯ»
- Блестящий Георгий Вицин много раз играл алкашей, все считали его алкоголиком, а он вообще не пил. После «Иронии судьбы» зрители тоже решили, что вы поддаете прилично, а на самом-то деле вы этим не увлекались...
- Я тем не менее и во МХАТе много играл пьяных, Ефремов называл меня «лучшим пьяницей России».
- Уж в этом-то деле он понимал...
- О-о-он хорошо понимал, да! Нет, в жизни назвать меня трезвенником нельзя: компании любил и люблю, но на сцене, съемочной площадке - ни-ни.
- Когда под Новый год едва ли не в полном составе бывший советский народ садится к телеэкранам и сразу на нескольких каналах смотрит любимый праздничный фильм, я ловлю себя на том, что знаю уже все наизусть и тем не менее, сбиваясь со счета, какой раз, вновь с удовольствием погружаюсь в историю Нади, Жени и Ипполита, и картина вызывает такие теплые, светлые чувства... Вы к миллионам людей, которые включают «Иронию судьбы» 31 декабря, принадлежите?
- Нет, конечно: ну правда, нет, тем более что «Иронии судьбы, или С легким паром!», мне кажется, перебор какой-то. Эта лента уже должна отторжение вызывать...
- ...а вот не вызывает...
- Загадка, но столько раз показывать, по-моему, все-таки ни к чему.
- В чем секрет этого фильма, как думаете?
- Он добрый, беззлобный, и даже Юрочка Яковлев очарователен, правда?
- Конечно!
- Ну вот, и почему-то невесту Жени, которую Ольга Науменко играет, не жаль...
- ...не жаль!..
- ...и такие прелестные подруги у этой Нади, правда? Очень добрый фильм - думаю, главное это.
- Вы чувствовали себя после премьеры всенародным любимцем? Свалилась на вас популярность?
- Была премьера на телевидении, мы с женой посмотрели - уже не помню, какой это год...
- 1 января 76-го...
- 76-й, да. Помню, поздно легли спать - и звонок ночью раздался. Звонил из Ленинграда Никита Подгорный - мы с ним очень дружили. Поздравил меня с большим успехом и сказал: «Только об одном умоляю: не зазнавайся, потому что тебе это грозит», и это настолько в меня проникло...
- ...как установка...
- ...да, что кверху нос задирать даже в голову никогда не приходило.
- Проявления всенародной любви вы тем не менее ощущали?
- Только с негативной стороны: тыкали пальцем... Понимаете, узнаваемость хороша в юности, а когда ты уже в возрасте, ходишь по улице в кепке и только вот так (показывает) смотришь - в пол, а не по сторонам. Я вот очень любил и люблю заграницу...
- Никто там не знает!
- Ну да, можно смотреть людям в глаза, а так только взглядом с кем-нибудь встретишься - все. Это утомительно, и я не понимаю тех, кто говорит: «Вранье! Узнаваемость - это хорошо, не верьте...». Не согласен, узнаваемость не люблю! Слава Богу, с возрастом она сокращается, уменьшается, однако все еще есть.
«КОСТЕНЬКУ ХАБЕНСКОГО ОБОЖАЮ, НО ОН НЕ СЫН МОЙ - НУ ПРАВДА»
- Это правда, что именно вы были инициатором появления картины «Ирония судьбы. Продолжение»?
- К сожалению, да.
- Так грустно сказали...
- Просто картина Бекмамбетова мне не нравится: в ней много лишнего, и это не продолжение - пусть как-то бы иначе назвали. Там ведь совсем другие люди, и не потому, что жизнь изменилась, - я молодежь имею в виду. Вот Костенька Хабенский...
- ...хороший актер!..
- Обожаю, но он не сын мой - ну правда. Что-то должно было от отца остаться, а Костенька играет иного совсем современного героя. То же самое Лиза Боярская - ничего от мамы, Брыльской, у нее нет...
- ...зато от папы, Михаила Сергеевича, много!
- От папы - да, это так (смеется), но картина не только поэтому мне не нравится. История была такая: я написал сценарий...
- ...сами?
- Сам.
- Ух!
- Да - ну а почему нет? Я же книжки пишу, они выходят...
- Я знаю, здорово!
- (Улыбается). В общем, сценарий этот принес первым делом, конечно, Рязанову. Он прочитал и покачал головой: «Андрей, нет».
- Почему?
- Объяснил: «Не ты первый (этого я не знал. - А. М.) - многие в эту авантюру пытались меня втянуть, но я считаю, что дважды в одну реку войти невозможно, к тому же в твоем сценарии нет развития, еще чего-то, все немножечко камерно...». Ну, словом, нет.
- Какая же линия у вас была?
- Да, в принципе, та же: совершенно случайно сын Лукашина, тоже врач, на вручении диплома напивается с друзьями...
- ...в бане...
- ...да, все должно быть очень похоже, правда, его ни с кем не путают, а так по ситуации получается, что он в Санкт-Петербург улетает. Дальше рассказывать вам не буду - мне тот сценарий нравился. Ну, может, у меня плохой вкус, но нравился, а Рязанов отказался, и тогда я пошел к... (задумывается) плохо уже с памятью... генеральному директору «Мосфильма». Ладно, вспомню...
- К Шахназарову...
- Да, а Карен Георгиевич к съемкам своей новой картины готовился и посоветовал: «Знаете, вам лучше обратиться к Константину Львовичу Эрнсту». Так я и поступил, и он к этому с восторгом отнесся - тут же вызвал своего человека, который кино заведует, и при мне сказал: «Вот, пожалуйста, сценарий, идея замечательная...».
На этом отношения с Эрнстом закончились, и начался четырехгодичный (если не пятигодичный) простой. Нашли автора сценария - отмели, нашли второго - отмели тоже, потом Алексей Слаповский (очень хороший, на мой взгляд, автор) написал, чтобы не соврать, около 30 вариантов, причем разных - не то что какие-то маленькие изменения, нет.
Сначала меня подключали к работе над ними, потом я отказался, и, в конце концов, когда прочитал последний вариант, понял, что принимать участие в этом не могу, не буду. Это совершенно не мое, но затем позвонил Костя Хабенский, который уже был утвержден, и сказал: «Мне так нравится!». С Лизой то же самое было, и я понял: ну как же не пойти тут навстречу? Не согласилась только Лиечка Ахеджакова, а все остальные дали добро, хотя я уверен, что многим это не очень понравилось.
- Трогательно было встретиться с прекрасными актерами на площадке спустя 30 с хвостиком лет?
- Конечно - еще бы!
- Как зритель вы от начала и до конца это кино посмотрели?
- Да, по телевизору.
- Ну хоть что-то понравилось?
- Что-то да - безусловно, но все равно о картине судишь обычно в целом, а в целом она не очень меня устроила.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)















Согласно последней воле Светланы АЛЛИЛУЕВОЙ на ее надгробии будет написано: «Lana Peters» — она также просила, чтобы о месте ее захоронения не сообщали никому
Андрей МЯГКОВ: «Когда Рязанов попробовал меня на роль Жени Лукашина и сдал пробы «Иронии судьбы» на утверждение, председатель Госкино СССР Ермаш сказал: «Эльдар, мне все нравятся, но этого артиста, прошу тебя, не бери». — «Почему?». — «Понимаешь, он даже на пробах пьяный, и это видно...»
Сергей НИКОНЕНКО: «Высокий чиновник из Госкино как-то меня упрекнул: «Любите вы, режиссеры, своих жен снимать!». Я съязвил: «Наверное, это неправильно. Давайте снимать ваших»
«Мы — легкомысленные жертвы недопрочтенности себя»
Эннио МОРРИКОНЕ: «Мне 83 года, и я верю, что мой звездный час еще не пробил»
Большая игра
Мужчина и Женщины
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги