В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Весь мир - театр

Когда-то 20 лет назад...

Наталия ВЛАДИМИРОВА. Специально для «Бульвар Гордона» 2 Января, 2015 00:00
Ровно 20 лет назад Михаил Резникович стал художественным руководителем Киевского театра русской драмы, который бессменно возглавляет по сей день
Специально для «Бульвар Гордона»

Это, конечно же, простое совпадение, но ровно 20 лет назад, после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации я впервые как педагог встретилась со студентами-режиссерами Киевского театрального института. Мне чуть за 30, они почти все уже со специальным или неоконченным высшим образованием, то есть возрастная разница между нами минимальная. Конечно же, я безумно волновалась и переживала: и в смысле профессиональной подготовки, но главное — человеческого общения и взаимопонимания. Следует признать, что доверительные отношения у нас возникли практически с первых лекций, мы благополучно раззнакомились и вместе пытались освоить азы науки. И вдруг...

Студенты не пришли на лекцию. В то время это выглядело как нечто экстраординарное. Просидела пару, расстроенная выхожу из корпуса на Ярославовом Валу и вдруг вижу всю четверку, которая бежит к институтскому крылечку и машет мне руками. На вопрос: «Что случилось, почему вас не было?» — слышу в ответ: «Извините, но в кинотеатре «Киев» только на одном сеансе показывали фильм «Однажды в Америке», а наш руководитель курса очень советовал его посмотреть».

Руководителем курса «моих» режиссеров был Михаил Юрьевич Резникович. Тогда я не была еще с ним знакома и вообще практически ничего не знала о нем. Но именно в тот момент, благодаря художественному приоритету, каким неожиданно выступил фильм Серджо Леоне, возникло удивительное чувство определенной общности с этим человеком. За прошедшие 20 лет мы не так часто пересекались с Михаилом Юрьевичем: у нас нет никаких личных отношений, я никогда не выступала критиком-аналитиком его творчества, как и деятельности всего театра, который он возглавляет. Тем не менее позволю себе утверждать, что эта общность сохранилась и именно она дает сегодня право высказать  некоторые наблюдения о том главном, что, на мой взгляд, произошло за два минувших десятилетия.

Наверное, сразу же следует предупредить, что речь пойдет не столько о Резниковиче-режиссере, сколько о том, что происходило под крышей Дома театра, который он строил все эти годы. Попробую очертить и подчеркнуть несколько из тех многочисленных событий в жизни коллектива (в некоторых случаях — с позиции их участника), которые, как мне кажется, во многом предопределили тот интеллектуально-художественный уровень, которого он сегодня достиг.

Итак, событие первое, протяженностью в несколько лет. В январе 2002 года на репетиционной сцене театра состоялся первый проект «Сценических чтений современной немецкой драматургии». Затем был второй и третий, который, расширив географические рамки, презентовал уже немецкоязычную пьесу. Организацию и поддержку всех трех проектов обеспечивали также Министерство культуры и искусств Украины и «Немецкий культурный центр «Гете-Институт в Киеве». Но сегодня, оглядываясь в прошлое, абсолютно уверена, что успех-резонанс этих, на первый взгляд, локальных в национальном масштабе событий, изначально был предопределен вовсе не организаторской поддержкой, а самой экспериментальной по сути и наполнению идеей, а также предвидением ее результатов. Абсолютно новый, импровизационный формат представления практически неизвестной на тот момент для украинского зрителя драматургии позволил стремительно «ворваться» в несколько приторную атмосферу украинского театра целому ряду молодых режиссеров, апробировать новые, порой неожиданные методики в освоении актерских технологий, придал определенной уверенности самим актерам (причем не только молодым, но уже с определенным именем в театре).

А главное — привнес в наше сознание ощущение общности тех проблем, конфликтов, эмоций и потрясений, которые одинаково болезненно и непросто переживает и проживает все человечество. Я сознательно не называю конкретные фамилии, практически все участники тех проектов сегодня успешно работают на многих сценических площадках во всех регионах Украины. И абсолютно уверена, что все они не просто помнят, но и осознают те рефлексии «Сценических чтений», которые в той или иной степени предопределили их творческий путь в дальнейшем.

Вскоре появился другой проект, уникальный по своей сути, — показ самостоятельных работ актеров театра. Этакий парад скрытых творческих возможностей. И надо заметить, что если бы Михаил Юрьевич не дал труппе таких возможностей, то мы, зрители, не увидели бы многих спектаклей и блистательных работ как молодых, так и уже умудренных опытом мастеров. В этом контексте достаточно вспомнить удивительно тонкую и одновременно искрометную постановку по чеховским рассказам «1001 страсть». А уже сегодня анонсируется легендарная пьеса Леонида Зорина «Варшавская мелодия», сценическая версия, предложенная дерзкими молодыми актерами театра.

Сегодня в общей организационной структуре коллектива работают, кроме основной сцены, еще две экспериментальные площадки — одна получила название Новой сцены, а другая — Сцены под крышей, где продолжается презентация различных экспериментальных проектов, имен молодых режиссеров и актеров, освоение художественно-эстетических особенностей зарубежной драмы. Режиссерские поиски Ольги Гаврилюк, Дмитрия Морозова, недавно успешно прошедший фестиваль молодой режиссуры — все это, без сомнения, подчеркивает продуктивность таких нововведений в театре. Следует также напомнить, что практически с первых же дней прихода Михаила Резниковича в театр была создана Студия молодых актеров, и в этом контексте такое количество сценических площадок выглядит особенно значимым и важным. Ведь они позволяют молодежи, пребывающей еще в статусе студийцев-учеников, продемонстрировать свой потенциал, окунуться в атмосферу эксперимента, а главное — стать участником практического поиска взаимодействия с драматургией и установления контакта со зрителем.

Таким образом — исподволь, ненавязчиво внутри самого коллектива постоянно пульсировал тот педагогический процесс, который позволил мне в рецензии на одну из последних премьер (к слову, не Резниковича) утверждать, что сегодня в театре воспитана мощная труппа, способная сыграть все.

И наконец, последнее. Каждый раз, заходя в помещение Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки (то ли на спектакль, то ли с рабочими вопросами или просто пообщаться с друзьями), я ощущаю соприкосновение с культурной памятью. Причем не только этого конкретного коллектива, но и нашего города, той страны, в которой я родилась и выросла...

Безусловно, началом воссоздания такой атмосферы следует считать 1961 год, когда при театре замечательным актером Сергеем Филимоновым был основан музей. Сегодня, принципиально переориентировав привычные функциональные задачи музейной памяти, ее главная хранительница в театре — Наталья Филипченко вместе со своими коллегами проложила тот маршрут, который, смею утверждать, не только возвращает к трепетным страницам прошлого, подчеркивая преемст­венность традиций и обозначая этапные моменты в жизни коллектива.

Этот маршрут, погружая нас в лабиринты исторической памяти, никогда не пропускает и те остановки, которые позволяют зрителям ознакомиться с датами и событиями в сегодняшней жизни коллектива. Конечно же, особо следует отметить одну из постоянно действующих экспозиций театра — «Пространство Боровского». Это не просто хранилище памяти о замечательном сценографе, с именем которого у многих ассоциируются этапные, знаковые спектакли коллектива. Сегодня это живое, пульсирующее, вневременное пространство, в котором одинаково органично выглядят и фестивальный спектакль, и научные чтения, и юбилейные даты. Наконец, еще одна уникальная особенность этого театра — за последние 20 лет здесь сумели создать и сохранить шесть спектаклей, созданных совместно с Давидом Боровским. И самое главное то, что эти спектакли дышат вместе со временем. Достаточно побывать на «Насмешливом моем счастье», давно ставшем  своеобразной визитной карточкой коллектива, чтобы ощутить живую реакцию зрителя.

Выскажу личное убеждение, что все эти составляющие театральной атмосферы яв­ляются высочайшими духовными и интеллектуальными ориентирами нашего культурного будущего. Можно еще много говорить о качественно новом уровне рекламной продукции театра последних десятилетий, о тщательно и грамотно разработанном сайте, вспоминать о новых фестивально-гастрольных маршрутах, освоенных театром по всему миру... Впрочем, все эти события вновь и вновь возвращают к началу моих воспоминаний: именно тогда, 20 лет назад, когда в кинотеатре «Киев» только на одном сеансе можно было посмотреть «Однажды в Америке», художественным руководителем театра стал Михаил Юрьевич Резникович.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось