В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Самому интересно, чем все это кончится

По-моему, со времен инквизиции или сталинского террора не было гонений, равных тем, которому сейчас подверглись курцы.

По-моему, со времен инквизиции или сталинского террора не было гонений, равных тем, которому сейчас подверглись курцы. Впрочем, все началось не сейчас, а еще когда Колумб обнаружил в Америке табак и привез его в Испанию вместе с другими заокеанскими дарами. Бывший на одной из колумбовых шхун монах Роман Панэ возмущался индейцами, курившими траву, дым которой обладал «вонючим и дьявольским запахом», требуя запретить курение. Но тогда немедленных запретов на редкостный порок не последовало.

В дальнейшем курение доказало свою вредность и по самым скромным подсчетам унесло больше жизней, чем все вместе взятые войны, которые вело человечество. К сегодняшним, подтверждающим этот факт надписям на сигаретных пачках — что «курение убивает», привыкли так же, как в советское время привыкали к плакатам о неизбежной победе коммунизма, не обращая на них внимания. В общем, сам я не курю, но курцам сочувствую, как большинству инакомыслящих, поскольку понимаю, что, безуспешно запугивая и преследуя их уже не­сколько столетий, власти доказывают этим единственную из вечных истин — насильно ничего нельзя ни ввести, ни искоренить. Хотя искореняли сурово...

В 1624 году Папа Урбан VI издал специальную буллу о табаке, которая грозила отлучением от церкви и вечным проклятием тем, кто смел хотя бы понюхать табак в церкви. В 1692 году пятеро монахов живыми замуровали в стену за курение у церковных врат. Оппоненты христианства, мусульмане, были не менее решительны, и султан турецкий Мурад IV запретил курение под страхом смертной казни: курцов вешали и четвертовали.

Тем не менее подданные следующих за столь суровым Мурадом султанов, как и он, ничего не смогли сделать с курцами, и турок с трубкой украшал табачные вывески по всей Европе несколько сот лет. Персидский шах Аббас Великий в 1638 году сжег торговца табаком вместе с его товаром, а курильщикам повелел отрезать нос и губы. Ну и что? К концу XVII столетия персы курили почти поголовно, причем все: мужчины, женщины и дети.

Курили запорожцы, и легендарный Тарас Бульба, наклонявшийся с коня за своей знаменитой люлькой, был одним из них. Российский царь Алексей Михайлович (тот самый, в годы чьего правления прошла Переяславская Рада) практиковал для курцов битие кнутом, вырывание ноздрей и ссылку в Сибирь. Тоже не помогло, тем более что чуть позже, когда воцарился и пообтерся в Европах младший сын Алексея Михайловича Петр I, не выпускавший из зубов голландской курительной трубки, табак в стране стал еще и серьезной статьей дохода, так как англичане платили императору неимоверную пошлину в 200 тысяч фунтов за одно только право ввозить в империю табак.

Курцов почти перестали гонять, разве что по инерции Николай I разрешал курить только дома, ограничившись запретом публичного курения на улице. Офицерам нельзя было курить на улице и в начале ХХ века, ну и что? Можно продолжить этот рассказ множеством запретов помельче — для женщин, для несовершеннолетних, в некоторых ресторанах и клубах, в спортивных помещениях, но ничего из этих запретов не получилось, хотя по мере развития науки врачи и вправду стали бить тревогу, публикуя данные о том, насколько курение связано со множеством недугов. Но курить было модно — и это решило вопрос надолго.

Обучаясь в мединституте, и я недолго покурил — не устоял против общего поветрия. Сегодняшняя борьба с курением почти пародийна — даже в самолетах курцы умудряются сделать несколько затяжек в туалете или еще где угодно, дым коромыслом висит в вагонных тамбурах, а еще недавно в большинстве ресторанов (о пивных и кафе помельче не говорю). Мне самому интересно, чем все это кончится.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось