Ян ТАБАЧНИК: «Хочу провести в Киеве Кубок кубков — для лучших из лучших аккордеонистов, которые будут соревноваться за звание абсолютного чемпиона!»
— В жюри Сoupe Mondiale, Кубка мира, я был уже во второй раз, — рассказал «Бульвару Гордона» Ян Петрович. — В 2014-м, когда он проходил в австрийском Зальцбурге, и сейчас, в итальянском городе Озимо.
Озимо, кстати, выбрали неспроста: этот город находится неподалеку от маленького местечка Кастельфидардо — родины итальянских аккордеонов. Нынешний Кубок — юбилейный, 70-й по счету, хотя проводить этот конкурс, ныне самый престижный в мире аккордеонного исполнительского искусства, начали еще до Второй мировой.
В 1938 году в Париже он впервые состоялся. Потом по понятным причинам был долгий перерыв — и в 1948-м CIA (Международная конфедерация аккордеонистов. — А. Ш.) его возобновила. К слову, в этот раз мне довелось и в голосовании участвовать — выбирали главу конфедерации, им стал известный итальянский аккордеонист Мирко Патарини, совладелец фирмы Scandalli, которая выпускает аккордеоны, баяны, гармоники... Scandalli для аккордеонистов, чтобы вы понимали, — это как Steinway для пианистов, лучшее, что может быть.

— Украину, кроме вас, кто-нибудь представлял?
— Только среди конкурсантов. В классической номинации участвовал парень из Украины Алексей Мурза, и, кстати, очень хорошо выступил — занял третье место. Но я его не слышал: судил в это время конкурсантов в категории «Взрослые виртуозы. Эстрада и джаз». Там украинцев, к сожалению, не было. Первую премию завоевал итальянец, вторую — бразилец, на третьем месте россиянин. Вообще, география Кубка мира очень обширна: в этот раз были делегаты — как участники, так и члены жюри — из 25 стран. Тут вам и Италия, и Франция, и Германия, и Швеция, и Южная Корея, и Китай, и Япония, и США, и Бразилия, и даже Австралия и Новая Зеландия...
— Значит, аккордеон все-таки не вышел из моды?
— Более того, баян также не вышел! В Европе и Америке его называют «кнопочным аккордеоном», баянисты состязались наряду с аккордеонистами. Правда, в бывших соцстранах ситуация не радует. Мне очень понравился парень из Молдовы, я общался — уже после конкурса, естественно, — и с конкурсантами из бывшей Югославии, спрашивал: «А свадьбы вы, ребята, играете, скажите честно?». Оказалось, нет, потому что за свадьбу платят около 100 евро и играть надо всю ночь, а за концерт, хоть и вдвое меньше, но это два часа работы. Вот вам ответ на вопрос, ценят в «наших широтах» аккордеонную музыку или нет.
— Недавно в Украине впервые побывала известная французская аккордеонистка Доми Эморин — ей известно ваше имя и ваша музыка...
— Ко мне во время Кубка мира подошел парень, который участвовал в номинации для юниоров, со своим педагогом — они из Швеции. Так вот, он подарил свой диск, на котором моя пьеса в его исполнении. На самом деле, повсюду — в Израиле, США, Германии, Италии, Австрии — меня узнают, фотографироваться начинают еще в аэропорту. (Улыбается).
Коллега из Бразилии, с которым мы уже второй конкурс вместе судим, признался, что слышал обо мне задолго до того, как впервые увидел. «Вы, — говорит, — наверное, первый артист из бывшего Советского Союза, который объездил и Америку, и Европу, и Австралию...». Это было в 80-е — начале 90-х, мы с коллективом действительно исколесили все, что только можно.
И потом, конкурс AccoHoliday, который я девять лет проводил в Киеве, тоже ведь не пустой звук. В жюри Кубка мира сидели великие аккордеонисты, но ведь и к нам приезжали великие! Тот же Ришар Гальяно, который, по моему мнению, и не только по моему, бесспорный номер один в мире. Кстати, в июне он выступал во Львове на Alfa Jazz Fest, я, к сожалению, не смог поехать, хотя очень хотел послушать его проект Mare Nostrum. Мы тепло, по-дружески, пообщались по телефону, он поинтересовался судьбой AccoHoliday... Честно говоря, все, с кем на Кубке мира встречался, спрашивали: «Ян, а что же конкурс?».
Раньше я на этот вопрос отвечал: мол, решил с ним повременить из-за ситуации в Украине. А сейчас — что мы просто меняем формат. У меня появилась идея провести в Киеве Кубок кубков по игре на аккордеоне, пригласить лучших из лучших, которые будут соревноваться за звание абсолютного чемпиона! Мы, то есть Киев, Украина, значились в очереди на Кубок мира, но из-за событий на востоке из нее выпали — следующий такой конкурс пройдет в Литве, в Каунасе. Однако Кубок кубков, первый в истории, причем не только нашей, но и мировой, я хочу провести все-таки у нас.

— Идея прекрасна, хотя средства нужны немалые...
— А средства буду искать, как всегда, сам. Честно говоря, я горжусь тем, что, даже будучи народным депутатом, ни на одно мероприятие, которое когда-либо проводил (а это и AccoHoliday, и Конкурс Владимира Крайнева, и «Честь имею пригласить»), я не то что не взял — не попросил из госбюджета ни копейки! Не обращался ни в Минкульт, никуда. Так и в этот раз: задумал — значит, найду возможность осуществить.
— Дай Бог! Но опять же поедут ли к нам сейчас из Европы, Америки, не говоря уже об Австралии?
— И Мирко Патарини, и Ришар Гальяно, которые уже бывали в Киеве по моему приглашению, и Киммо Маттила, генеральный секретарь CIA, который в Киеве еще не был, и другие звезды мирового аккордеона, высочайшего уровня профессионалы, уже выразили готовность приехать.
И я надеюсь, что Кубок кубков так же, как AccoHoliday в свое время, войдет во все престижные музыкальные справочники, каталоги настоящих музыкальных конкурсов — не междусобойчиков, где «свій до свого по своє», каковых у нас хватает, а международных музыкальных форумов, благодаря которым Украина значится на культурной карте мира. Скажите, много ли у нас таких? На пальцах одной руки можно перечесть, и то слишком много окажется пальцев. Поэтому надо что-то делать, пока имеются желание и силы.
Кстати, у Кубка мира есть прекраснейшая номинация, которой не было у нас, — это ансамбли. Вы слушали когда-нибудь оркестр, состоящий из аккордеонистов?
— Нет, но очень хотела бы.
— Это действительно чудо! Вообще, я сидел на конкурсных прослушиваниях, на концертах, смотрел на этих красивых молодых пацанов и девчонок, игравших на потрясающей красоты и качества инструментах, и по-доброму им завидовал. Если бы у меня в юности был такой аккордеон! Свой первый профессиональный инструмент Weltmeister Supita я целый год выплачивал, отказывая себе во всем, не прекращая выступать, даже будучи больным туберкулезом. Мне казалось, этот аккордеон — самое большое счастье в жизни. А у них аккордеоны — ну просто произведения искусства!
— Признайтесь: скучаете по сцене, по гастролям? Столько стран объездив, столько повидав, как это все оставить?
— Нет (улыбается), я свое отыграл на сцене, хватит. У меня 55 лет гастрольного стажа, сколько можно? Захотелось другое сделать — возобновить в новом формате конкурс, чтобы поддерживать молодых. И чтобы аккордеон жил. Посмотрите, что происходит: уходят те, кто ассоциировался долгие годы с этим инструментом, кто отдал ему всю жизнь! Уходят, и ничего поделать нельзя: никто из нас не вечен.
Не стало в этом году моего друга Валеры Ковтуна, с которым мы нос к носу шли 40 лет на эстраде. Были, по сути, ближайшими конкурентами, но никогда не соперничали, никто из нас о другом плохого слова не сказал! Осиротела недавно Киевская консерватория — не стало Владимира Бесфамильнова, легендарного музыканта, педагога, выпустившего не один курс. Тихо ушел, незаметно, я бы сказал, для государства... А для музыки, для аккордеона, баяна, это огромная потеря: кто теперь новые поколения научит, как мог научить он?
Я мечтаю о том, чтобы интерес к аккордеону снова возник, но надо признать: так, как раньше, его любить уже не будут, появилась электронная музыка, современные представления на грани музыки и эпатажа... Я не против всего этого, хоть это и не мое. Но я за то, чтобы у человека был выбор.
— Какую музыку вы сами слушаете?
— В основном эстраду и джаз. Я и судьей на конкурсах, куда меня зовут, всегда бываю в этих номинациях, хотя классику искренне уважаю. Просто в эстраде и джазе больше того, что исходит от самого музыканта, а классика — это все-таки канон, там сказать свое слово очень трудно, только гениям это удавалось. Людям уровня Горовица, Ойстраха — не простым, как говорится, смертным. А в аккордеонной музыке, именно в классике, даже не знаю, кого и назвать. Зато как потрясающе звучал бандонеон гениального Пьяццоллы, как играл аккордеон в руках Фрэнка Марокко! Поэтому моя любовь — это джаз и эстрада, где главное — импровизация. А уж импровизация — это мозги и нутро...

Российский писатель и диссидент, автор трилогии о солдате Иване Чонкине и антиутопии «Москва 2042» Владимир ВОЙНОВИЧ: «Захват Крыма Россией — это как почку у человека вырезать и себе третью пришить: даже если она здоровая, организм ее отторгнет»
Бывший советник Авакова, экс-руководитель департамента противодействия наркопреступности Нацполиции, а теперь глава Социалистической партии Илья КИВА: «Многие процессы в Украине сдерживаются благодаря Авакову. Если он с поста министра уйдет, улицы зальются кровью»
Историк Юрий ФЕЛЬШТИНСКИЙ: «С точки зрения Путина, Трамп — завербованный им агент, и все доказательства этому предоставляет сам Трамп»
Бывший премьер-министр, экс-глава СБУ и Министерства обороны, бывший секретарь СНБО Евгений МАРЧУК: «Может ли кум Путина Медведчук интересы Украины отстаивать? Надо Петра Алексеевича спросить, хотя я догадываюсь, почему он сделал такой выбор»
Хорошими делами прославиться нельзя?
Михеил СААКАШВИЛИ: «С Украины я отступать не намерен, поскольку здесь и сейчас главное в моей жизни сражение разворачивается, которое проиграть нельзя, и мы его не проиграем»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги