Дмитрий БЫКОВ: «О том, что я стану министром образования, мы с Навальным уже договорились»
- Можно пренебрегать вещами, за которые тебя любят, но нельзя бросать вещи, за которые тебя ненавидят, то есть политику и сочинительство, поэтому делю свой досуг между утомительными организационными мероприятиями, связанными с митингами, и сочинением новых книг, - признался Дмитрий Львович на творческой встрече в одном из книжных магазинов Москвы.
По-прежнему работаю в газете «Собеседник», по четвергам и пятницам преподаю в московской школе «Золотое сечение», по средам - в МГИМО. Многие друзья, которые давно уже доктора наук (они старше меня), увидев мое удостоверение, где написано: «Профессор», впадают в транс, но я действительно профессор кафедры мировой литературы и культуры. Сверх того веду курс для учителей в Институте открытого образования. Вот это то, чем сейчас занимаюсь. По-моему, очень скучно...
О проекте «Гражданин поэт» вы наверняка слышали, теперь это вышло в виде книги. Сразу хочу сказать, что вопреки колонке какого-то мало мне известного Алекса Дубаса «Гражданин поэт» - не способ заработать. Просто, услышав, как наш редактор Андрей Васильев с законной гордостью сообщает, что гастроли «Гражданина» в одном городе стоят полтора миллиона рублей, Дубас впал в неистовство. Ему показалось, я совмещаю гражданскую позицию с зарабатыванием денег, что недопустимо. Конечно, я не хожу по миру, но полтора миллиона рублей - это в пересчете на всех участников проекта. А это костюмеры, режиссер, ведущий, артист... Так что не волнуйтесь, деньги лопатой не гребу.
«Гражданин поэт», прежде всего, мое свидание с молодостью. Васильев до сих пор с крайним недоумением говорит: мол, ходил к нему какой-то мальчик в синей школьной форме, он гонял его за портвейном, а теперь мальчика надо торжественно представлять: «На сцене - Дмитрий Быков!». А я хочу вернуть счастье тех времен, когда Васильев меня правил, давал задания, когда я работал в «Московском комсомольце», мне было 15 лет, я писал заметки, вовлекаясь в жизнь взрослой газеты. И созерцание Андрея, который совершенно не изменившимся корректорским почерком правит «Поэта и гражданина», мне по душе. Настолько, что у меня возникает желание немедленно сбегать для него за чем-нибудь.
К тому же с нами Ефремов, который для всего нашего поколения был абсолютным кумиром, потому что сыграл в двух культовых картинах: «Когда я стану великаном», где утешал всех неакселератов, и «Все наоборот» - был такой гениальный фильм Грамматикова про подростковую свадьбу, который я знал наизусть. Миша - герой моего детства, я однажды рядом с ним в метро ехал и весь день был полон счастья, а теперь он читает меня со сцены! Да, если хотите, это момент личного тщеславия.
Как возникла идея «Гражданина»? Просто мы дружили втроем: Миша, Андрей, я - и однажды решили создать критическое шоу с Мишей. Он, несмотря на имидж обаятельного раздолбая, умный, начинанный, внук Покровского, сын Ефремова-старшего, прекрасно знает поэзию и хорошо ее читает. Вот и возникла идея, что я буду делать стилизации под разных поэтов, а он - исполнять. Мише хотелось, чтобы это была Ахматова, потому что он как раз сыграл балерину в «Кошечке» и ему интересно было менять пол. Но началось все с Некрасова, а дальше пошло-поехало. И теперь я с ужасом думаю, что 5 марта мы это бросим и в жизни образуется большая дырка.
Почему заканчиваем? 5 марта в России завершится определенная эпоха. После первого же тура выборов президента все мы перейдем в новое состояние - либо глухого застоя, такого, что никакой «Гражданин поэт» его не развеет, либо новой реальности, когда «Гражданин поэт» будет не нужен.
Сейчас я выпустил «Календарь-2» - вторую книгу колонок. Как отнеслись к выходу книги ныне здравствующие ее герои? Собчак спокойно относится, и на фоне того, что она про себя читала, это, по-моему, самое приятное. Мы в неплохих отношениях: то она кому-то скажет, что я образец лоха, то я с кем-то поделюсь, что она - ну, в «Календаре» написано, кто...
Однако это не мешает нам по-товарищески беседовать. С Константином Эрнстом я, к сожалению, не встречался давно, хотя поговорить было бы любопытно, а с Эдвардом Радзинским, о котором тоже колонка есть, виделся регулярно - во всяком случае, до его 75-летия, и отношения у нас были довольно веселые.
Что касается других героев, то недавно меня, например, позвали на встречу с Дмитрием Медведевым на журфак. Я весь день готовился - и что-то не перезванивают, не просят, чтобы паспортные данные дал... Это называется: «Предупредил, что старуха-мама будет очень рада, а адреса, однако, не оставил». Если бы моя любовная жизнь сопровождалась таким количеством обломов, я бы не выдержал. «Приходи. Ах, нет, не могу». «Приходи. Ах, мне нельзя!». «Приходи. Ах, дома родители!». Хотя, с другой стороны, зачем мне идти к президенту? Что я ему скажу и чем он может меня удивить?
Вот ученица удивила - из мрачных: я люблю мрачных детей, задумчивых, трудных, которые молча сидят, а потом ляпнут что-нибудь такое, что офигеешь. 11 класс, проходим Ахматову, и вдруг эта Полина говорит: «Мне кажется, трагедия Ахматовой в том, что от любви, от мужчины она пыталась получить то же удовольствие, которое от стихов, и ей это не удавалось».
И я понял, что ребенок сформулировал главную трагедию всякого великого поэта: чтобы в жизни было так же хорошо, как с Музой. Дети обескураживают часто, но мне с ними интересно. Более того, многие мысли, которые содержатся в «Календарях» (заметьте, всегда со ссылкой!), взяты мной из тех или иных школьных сочинений и ответов.
Когда мы придем к власти и мне достаточно будет поработать министром образования пару месяцев, после чего я близко не подойду ни к одной государственной должности, все мои мероприятия будут направлены на две вещи: первая - привлечь в школу хороших людей, вторая - дать им денег. Больше не надо ничего! Строго по рекламе: «Налей - и отойди...».
Верю ли я, что когда-нибудь буду министром образования? Абсолютно! Луначарский, которого Ленин называл «броненосец «Легкомысленный» (очень точное, кстати, определение), 25 октября вприпрыжку бегал по коридорам Смольного с криком: «Получилось, получилось!». А Каменев сказал еще лучше: «Ничего не поделаешь: сделали глупость, взяли власть - надо формировать правительство».
Не желая себе ни судьбы Луначарского, ни судьбы Каменева, но веря, что многое переменилось, я убежден: рано или поздно мыслящая часть населения страны (а она очень велика!) получит нормальное представительство во власти, структура, когда сверху пирамида, а снизу болото, устарела бесповоротно. Я не говорю, что 4 марта мы торжествующе скажем: «Временное правительство низложено, революция, о необходимости которой столько говорили либералы, свершилась, а теперь - дискотека!». Но о том, что стану министром образования, мы с Навальным уже договорились.
Журналисты спрашивают, не преследуют ли меня за то, что все это говорю, за «Гражданина поэта»... Нет, к сожалению, я неуловимый Джо. Если бы власть имущие серьезно относились к литературе, нас запретили бы, конечно. Но я боюсь, что они нас не читают. Думаю, даже не смотрят. Хотя мы так стараемся! Облекаем сатиру в форму таких простых вещей, как Агния Барто, - и все равно ноль эмоций! Более того - Дмитрий Песков, пресс-секретарь премьера, сказал, что лично ему это нравится, и теперь я вообще не знаю, куда деваться.
Скоро займусь журналом «Советский Союз»: как выборы пройдут, начнем выпускать. Это научный журнал - чтобы разобраться, что такое Советский Союз, осветить какие-то события из его истории, имена... Кстати, идея возвращения к Союзу кажется мне глубокой, прогрессивной, мы до этого еще доживем. Достаточно повалить нескольких местных князьков (не будем называть имен) - и все будет прекрасно. Во всяком случае, до объединения с Украиной дело дойдет. Почему-то мне кажется, что соглашение будет подписано в «Артеке» и я при этом буду присутствовать.
Что делается у вас сейчас, меня не волнует, а вот будущее очень даже занимает. Что вы, там же Крым! И Киев, где столько друзей! Я хочу, чтобы мы ездили друг к другу без границ. Просто люблю ездить в Крым на машине, и трехчасовая таможня меня утомляет. Давайте объединимся, кому от этого будет плохо? И с газом станет проще...
Не хотите? Ну, тогда не говорите, что москали вас жизни учат! А мне все равно кажется, что когда я стану министром образования, в России будет так интересно, что все республики к нам просто хлынут! Уже вижу Прибалтику, бегущую с банкой шпрот: «Возьмите, возьмите!», Молдавию с вином... В общем, Россия станет мощнейшим центром притяжения, и даже некоторые имперцы порадуются. Хотя большинство, конечно, этого не вынесет: они без ненависти не могут.
Чем занимаюсь в свободное от политики время? Роман пишу. Все успеваю, потому что не пью. Раньше делал это, но однажды почувствовал: больше не могу. И вместо того, чтобы пить, сочиняю. Роман называется «Х» - о молодом ростовском журналисте, который в 1925-м получил по почте бандероль, где рукопись и записка: «Думаю, вы закончите книгу лучше, чем кто-либо другой». Речь идет о «Тихом Доне». Понимаете, в чем там проблема: куски, которые хороши, и куски, которые плохи, явно написаны одной рукой. Я первый человек, который додумался, почему, и мне кажется, читать роман будет увлекательно. Прав я или нет, узнаете в июле.
Киев - Москва - Киев

Рената ЛИТВИНОВА: «Когда за собой сильно ухаживают, это тоже перекос — лучше бы книжки читали, а они в залы ходят и качаются, качаются... Не любо мне это, хочу в неправильный образ жизни уйти и старость на высокой ноте закончить»
Александр ПОРОХОВЩИКОВ: «Покойная мама для меня — это все: выше нет ничего, я все время о ней думаю и знаю, где она в данный момент находится. Я понял: все вечно и смерти вообще нет — слово «смерть» человек придумал, и я хочу свою маму клонировать»
«Мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» — часто повторяла Любовь ОРЛОВА, которая всю жизнь вела неутомимую борьбу с возрастом
Никас Сафронов подал в суд на женщину, обвинившую его в изнасиловании
Основатель «Ералаша» 62-летний Борис Грачевский в третий раз станет отцом
Дмитрий БЫКОВ: «О том, что я стану министром образования, мы с Навальным уже договорились»
Иосиф Кобзон снялся с Натальей Бучинской в клипе о последней любви
Мир сошел с ума или так нам и надо?
Андрея Демиденко наградили орденом Николая Чудотворца
Зачем кричишь, насяльника?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги