Александр БАШИРОВ: «На съемках «Ассы» я с карликами жил, и они меня к одной карлице приревновали, потому что, когда мы с ней танцевали, она на уровне моего члена была и он встал»
Это интервью, записанное с Александром Башировым в Киеве, буквально в двух шагах от бурлящего революционного Майдана, пятилетие которого мы отмечаем, на бис повторить вряд ли возможно — по крайней мере, в обозримом будущем.
Увы, буквально через полгода после нашей встречи и задушевной беседы в самом сердце украинской столицы (для чего Александр Николаевич специально ко мне из России летел) весь интернет фотографиями запестрел — на них эпатажный актер в камуфляже в обнимку с довольными террористами «ДНР» позировал, а пропутинские СМИ любезно своим читателям поясняли: один из ярчайших представителей российского кинематографа с поддержкой и гуманитарной помощью в «разрушенный бандеровцами Донбасс» наведался...
В свете этого абсурда первым делом забавный рассказ Баширова вспоминается — о том, что в сибирской глуши он как раз с бандеровцами (теми самыми, настоящими, Степана Бандеру помнящими) и вырос: такова ирония судьбы. Отзывался о них, ссыльных, между прочим, довольно тепло — что произошло потом и как Александр поверил в то, что бандеровцы вдруг в Донбассе воскресли, да еще и мальчиков распинать кинулись... Для меня это загадка. Русская народная...
Ну а, может, — чем черт не шутит, в самом-то деле? — Баширову, наконец, с персонажами, которых он долгие годы в кино играл, пообщаться захотелось? Там ведь, похоже, сплошь и рядом его герои, и если причина именно в этом, поступок актера хоть как-то объяснить можно...
Что интересно, в скандальные истории попадать у Александра Николаевича всегда получалось отменно. Так, например, в 2011-м он, будучи сильно подшофе, по главной дорожке фестиваля «Кинотавр» не прошел, а... гордо прополз, а когда кто-то поинтересовался, в чем дело, лишь руками развел: «Юродивым можно все!». Видимо, и бандитов поддерживать тоже, и даже многолетняя дружба с «гражданином поэтом» Михаилом Ефремовым, который на гастроли в Украину как ездил, так, никаких мифических бандеровцев не боясь, ездить и продолжает, препятствием для этого не стала. Как, впрочем, и талант — недюжинный и небанальный, ведь Баширов, как ни крути, чертовски одарен и харизматичен: настолько, что даже небольшую роль, казалось бы, самый что ни на есть проходящий эпизод в нечто смысловое и значительное превратить способен, в ту яркую вспышку (если не целый фейерверк!), о котором зрители обязательно вспоминать будут.
Российские режиссеры давно это поняли, и потому Александр у знаковых и лучших снялся — у Соловьева, Бодрова-младшего, Германа, Балабанова, Шахназарова... К слову, закрепись Баширов в свое время в Соединенных Штатах, куда в свое время вместе с супругой-американкой уехал, фильмография еще более впечатляющей могла быть, поскольку ему, единственному из всех актеров постсоветского пространства, в театральной студии повезло обучаться, откуда Аль Пачино, Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли вышли.
Увы: по признанию артиста, за пределами России дольше трех дней он жить не может и так сильно родину любит, что поддерживать ее готов даже там, где откровенно она не права...
Хочется верить, что лучшее у Баширова еще впереди, что страна, без которой он себя не мыслит, рвение и преданность оценит, и, наконец, все, что он снять мечтает, снято будет.
А если иначе — ну какой тогда смысл?..
«Я обрезанный, и женщин это восхищает. Всем мужикам советую!»
— Саша, во-первых, хочу вам сказать, что вы один из моих любимых артистов...
— ...(кивает и сигаретой затягивается)...
— ...причем говорю это не для красного словца, а потому что так и есть, и знаете, почему? Потому что вы настоящий, и в кадре не просто кого-то изображаете, а своей жизнью живете, что само по себе редкость. Во-вторых, поблагодарить вас хочу за то, что из Питера специально приехали, чтобы в программе моей сняться, — мне это очень приятно, я это оценил...

— Ой, я же опоздал, и вообще, мне так стыдно перед тобой, Дима! Я все сделал для того, чтобы высокому рангу программы твоей соответствовать: общение с тобой, мне кажется, народу главное несет — поиск истины. Истина важнее, чем ложь, и я очень надеюсь, что в процессе разговора наша любовь взаимная, необыкновенно чистая, мужская, да? (смеется) — ге-ге-ге-ге-ге! — еще больше проявится. Мы ведь оба в армии служили, что такое присяга, любовь к родине, знаем, нам будет чему своих детей учить, в отличие от всяких там... У нас, я считаю, очень хорошее общение получится, очень позитивное.
— Все мы из детства родом — по-любому, правильно? Вы в деревне Согом Тюменской области родились — чуть «Содом» не сказал...
— Да, так многие думают...
— Слушайте, жуткая глушь, так ведь?
— Нет, в советское время это модное место было — в связи с тем, что оттуда такая была... Ну, неважно. Поезд на самом деле давно уехал, сейчас все по-иному, Ханты-Мансийск уже типа Дубай — когда я в армию уходил, там два каменных дома стояло, а теперь просто...
— ...пятизвездочные отели!..
— ...нефть, газ... Я, к сожалению, ничего от этого не имею, ге-ге-ге-ге-ге, но восхищаюсь.
— Когда вы там жили, место совсем заброшенное было?

— Это красота была — естественности и безыскусности, и дело не в самом Согоме, а в том, что много всего наложилось. Вообще-то, род у меня очень тяжелый. По матери я татарин, по отцу — русский, а материнская линия, татары, 50 человек из Бухары 200-300 лет назад как миссионеры в Сибирь пришли, язычники их убили, проблемы очень серьезные были, это все в советское время скрывалось, но в детстве я в состоянии уникальности жил: с трех-четырех лет во всех деревнях, как к шейху, ко мне относились. Я привык к тому, что право властвовать, нести весть имею — меня всю жизнь учили, что я особенный, а кроме того, физическое мое обаяние женщин с ума сводило, ге-ге-ге-ге-ге... Конечно, закончилось все это тем, что я на кинорежиссуру во ВГИК поступил и до сих пор это эксплуатирую.
В советское время, сам понимаешь, невозможно мне было согласиться с тем, что я шейх, что святая могила есть (сейчас она открыта), что все это правда — о моей семье, да и сейчас мне, человеку православному, мусульманские реликвии иметь достаточно странно, хотя я обрезанный, и женщин это восхищает, и-и-и-и. Всем мужикам советую: это нормально, и сын у меня, кстати, тоже обрезан — чисто из медицинских целей и эстетической красоты. Он в Америке родился, мать у него американка... В общем, интересная у меня жизнь, и она на главном основана: я не просто то, что хочу, а то, что люблю, делаю.
«В детстве я череп бандеровца трогал»
— Многие ребята с русского Севера в юности в Ленинград перебирались — вы тоже в 17 лет туда махнули...
— ...угу...
— ...и в ПТУ поступили...
— ...да.
— Какое?

— У нас в деревне такая тема была — там власовцы, даже бандеровцы жили...
— ...ссыльные?

— Да, и, естественно, блокадники — мой дед, с ними постоянно бухал, и я даже помню, как какого-то бандеровца трогал...
— Трогали?
— Да, череп его, потому что там трещина была, дырка какая-то, как в зеркале... Молодым это не объяснить — только Герман в своих фильмах понять мог, насколько странное время было. Я этих людей, разговоры их помню... Блокадники ленинградские — они святые какие-то были, к ним очень трогательно относились, и у меня это осталось: для меня Ленинград каким-то святым городом был, и бессознательно я всегда...
— ...в Ленинград хотели?
— К культуре. Понимаешь, в России такие проблемы есть... Вот Николай Клюев, Павел Васильев, другие какие-то поэты, которых я очень люблю, да? — они невероятно странную серьезную жизнь прожили. Трагическую, и такая же трагическая у моих родителей и прародителей, и моя, я считаю, тоже трагическая — с обществом я не коммутирую, для меня это трагедия. Слова правды, истины не слышно, и проблема эта оттого возникает, что люди счастья хотят, но каждый его по-своему понимает.
Моя позиция проста: я с русским миром соглашаюсь, который и Украину, конечно, включает. Эта мечта, эта потребность в счастье обществом, к сожалению, не формулируется, а для меня ее сформулировать легко, но это вопрос другой (улыбается).
— Какое же вы ПТУ выбрали?
— На самом деле, это не важно — я художником быть хотел и в итоге им стал, картины свои продавал... Понимаешь, советское время очень интересное было, потому что ничего сделать, реализоваться невозможно было, но это юность была, и для художника самое лучшее именно то время, когда реализоваться невозможно, и-и-и...
— Да, как ни странно...

— Питер 70-х годов — абсолютно чистый, умытый, прекрасный...
— ...это ваш город был?
— Да, город мечты. Места, где я родился, и Питер — это одно и то же: белые ночи, естественное для моей мечтательности существование, и не то что сутками или месяцами, а года три, наверное, я по Питеру ходил и мечтал (это у Достоевского есть — как по Петербургу гулять). Город искренности и любви к себе, потому что Париж, например, для Растиньяка хорош, когда ты успех иметь и мир завоевать хочешь, а я его завоевывать не хотел — только любить, и Питер это позволяет, а еще в одиночестве ощущением любви наслаждаться...
Как современная молодежь живет, я не знаю, по дочке даже не скажу, потому что она вся в интернете, но Петербург, Ленинград как город вдохновения, что ли, воспринимал, где ясность будущего метафизична, где эта магия — ощущения бесконечности вселенской и своей души была, и это здорово. Иногда я все-таки в то время вернуться хочу...
— ...и в тот возраст, наверное...
— И в возраст, конечно, хотя сил и энергии не теряю. Главное ведь не возраст, а другое. Все, что я в жизни сделал, сделал правильно — я очень честно живу, себе соответствую, себе никогда не вру, но если бы в юность вернулся, любил бы, наверное, чаще, больше... Каких-то девушек, разумеется, потерял, ге-ге-ге, потому что пожалел — не трахнул!
«На цементном заводе я понял, что мир несправедлив и за свое достоинство через эстетику нужно бороться»
— Вот вы, такой тонкий человек, в Питер приехали, в ПТУ отучились — мы его не называем...
— Ну, строительное...
— Потом в Выборге на цементном заводе работать стали...
— ...да!..
— Непростая история!

— Это красивая история — для меня. Когда я в Выборге оказался, первый рассказ в своей жизни написал — о том, как в жопу пьяный по цементному заводу идешь (бригада за бутылкой тебя послала) и вдруг поэзию видишь: дым, завод, урбанизм... Уже позже, когда Платонова читать стал, в чем кайф настоящего восхищения урбанизмом, понял. Я Tequilajazzz попросил, чтобы они стачку сделали, да, и моя картина «Железная пята олигархии» достаточно урбанистически снята, определенные художественные пространства там есть, где видно то, что уже на цементном заводе я понял, — что мир несправедлив и за свое достоинство через эстетику нужно бороться.
Левое движение — это моя тема, я у человека «Чего ты хочешь?» спрашивать очень люблю, и выясняется, что он вообще мелкий буржуа, ге-ге-ге. На самом деле, социальная справедливость никого не интересует, потому что все за чужой счет жрать хотят...
— В 26 лет в армию вы отправились — в танковые войска...
— Я не отправился — я сдался!
— Слушайте, но одно дело, когда 18-летние пацаны служить идут, и совершенно другое — молодой человек, более-менее сформировавшийся, 26-летний. В танковые войска, в Забайкалье куда-то...
— Ну, я же не знал, куда — я в то время в Тюменском университете учился, многообещающим молодым поэтом Западной Сибири был и в кружок в Ханты-Мансийске ходил, где мои рассказы на ура шли, потому что в них все о сексе, и-и-и, было. Шучу, конечно, — не только о сексе...
— ...и не все, да?
— Дело в том, что 81-й год лично для меня тяжелое время (для страны, видимо, тоже)... Что такое не печататься, молодым не объяснить, да? У них сейчас другие проблемы, капитализм: не печатают — плохо, потому что невыгодно, а в наше время цензура была, какие-то бюрократические преграды преодолевать приходилось... Сейчас, думаю, это не интересно, но главное — мне неинтересно стало, и мне до сих пор, кстати, с людьми не интересно. Меня сама действительность раздражала, то есть люди — они матрицу имеют, они скучные. Все, что они говорят, — стереотипы...
— ...как правило...

— ...да, и тогда, и сейчас то же самое. Я долго от армии бегал, потому что романтику любил...
— ...свободу...
— ...общение с женщинами и эти кухонные разговоры, где меня все хвалили, говорили, что я очень талантливый, и где мое обаяние приветствовалось. Я же шика-а-арный был! — ге-ге-ге-ге-ге! — но, как и у Павла Васильева, в жизни беспрерывный скандал имел. Ты, наверное, помнишь, как Паша человека за нос взял и таскал, а в его голубые глаза окурок жгли... Я так думал: «Я шикарно рисую, очень хорошо пишу, бешено трахаюсь, крепко бухаю, напропалую дерусь, как хочу гуляю. Я очень интересный веселый парень, но что происходит?..
— ...почему выхода нет?..
— Почему все это под прессом таким, почему свободы нет, и-и-и? На войну пойду, б... — я же мужик!» — ну и так далее. В общем, служить пошел...
— ...и под Читу куда-то попали?
— Ну да.
«Людей я люблю, но их п...дить надо, причем конкретно, потому что по-другому людьми они не становятся»
— Как же вам там, в 26, с 18-летними пацанами служилось?
— Дело в том, что я вообще, ге-ге-ге, резкий, дерзкий, веселый... Естественно, пока две недели туда ехали...
— ...две недели?!.
— Да, на поезде, и я с себя все, что возможно, за бухло продал, с кем угодно дрался, все купе, б... расхерачили, потом подружились... Ну, я ж нормальный, Дим, ге-ге-ге, а тогда в такой ситуации оказался: если в рог не дашь, тебя не понимают. Я до сих пор так, блин, люблю, ге-ге-ге...
— ...и до всех доходит...

— На самом деле, такая у нас страна: только физическое воздействие люди понимают. Я вот сейчас Слуцкого Бориса читаю — он воевал...
— ...прекрасный поэт!..
— ...самый жесткий. Конечно, поэзию он через факт взять стремился, само слово, само предложение для него важнее было. Буквально вчера читал, думал... На самом деле, жизнь я люблю и людей люблю, но их п...дить надо, причем конкретно, ге-ге-ге, потому что по-другому они людьми не становятся... Они говорят: «Я Кавказ». — «Иди ты в жопу, б...».
«Любая попытка меня оскорбить простой вещью заканчивалась: палец в глаз, б... и человек на части рвется. C людьми я не шучу — я их убиваю»
— В армии драться часто вам приходилось?
— Сам я очень редко дерусь, потому что за мной всегда очень много людей, Дим...
— ...но в армии-то за вами никого не было...
— В армии один раз я дрался, дважды п...дюлей мне дали — по делу. Как-то бутылку водки у дембелей я забрал — меня послали, а я у них забрал. Ну, на самом деле не я, но это неважно: по башке получил, а второй раз — от офицеров. Они пьяные были, я на губе сидел... Ну, ладно, и с этим мы справились... Достоинство в первый же день, сразу, защищать надо было — ты же знаешь, но это легко, ге-ге-ге-ге-ге — в отличие от молодых людей...
— ...вам уже 26 было...
— ...а сейчас 58, и что? Просто знать надо, как к своему достоинству я отношусь, — трепетно и очень нежно, поэтому любая попытка...
— ...подмять...
— ...оскорбить (если в строю ты стоишь, а тебя коленкой под жопу или еще что-нибудь в этом роде) простой вещью заканчивалась: палец в глаз, б... и человек на части рвется...
— Палец в глаз?!
— Да, я с людьми не шучу — я их убиваю, и это по жизни так, понимаешь? Если чего-то человек хочет, он это в таком размере получит...
Танковый экипаж, Дима, — это смертники. Я в своей жизни горел, я знаю, какая это боль. Моя изба горела, бабка сгорела, я весь в шрамах от ожогов, поэтому огонь не люблю, когда людей жгут, не люблю... Как танкист, я против любой попытки хотя бы чуть-чуть огонь в отношениях использовать, потому что танк четыре минуты живет...
— ...в бою...
— ...да. Все наши дембеля экспресс «Чита — Пекин» рисовали — через четыре часа мы в Пекине должны быть, а для меня это серьезная проблема была, потому что с образованием Тюменского университета (русский язык и литература) меня в особый отдел вызывали и спрашивали: «Саша, что за разговоры с нашими офицерами ты ведешь?». — «Какие?». — «Что Троцкий армию нашу создал». — «Так он действительно ее создал!», ге-ге-ге...
— ...книжки почитайте...

— Ну да, а они мне: «Кончай х...ней заниматься!», то есть, к сожалению, коммунистический Китай нашим главным врагом был, а сейчас он выше крыши живет, и это не проблема лицемерия, хотя для меня это, конечно, лицемерие — то, что китайцы...
— ...коммунизм, социализм исповедуя...
— ...эту мечту...
— ...капитализм построили...
— Это конфуцианство, то есть достаточно практичная идеология, на протестантство похожая, которое такие страны, как Голландия, Америка и так далее, исповедуют. Как Бисмарк о государстве и человеке сказал, государство сегодня во главе угла. Я не против того, что это существует, — я против того, что этому никто, кроме меня, предел, ге-ге-ге, поставить не может. Я конформизму общества удивляюсь, мое презрение к этому обществу бесконечно, и, Дима, надеюсь, ты тоже в этой стезе.
— В этой лодке...
— Ты также потребляемый потребитель, да? — потому что тоже свой бизнес имеешь, но все-таки воду на чью мельницу льешь?
— Здравого смысла...
— Ясного сознания, да? — а вот вопрос базовый: когда это ясное сознание у тебя, Дим, было? Во сколько лет ты себя Димой почуствовал?
«Честно говоря, в сознании один или два-три раза в жизни я был»
— В 17, наверное...
— Вдруг себе сказал: «Я Дима»?
— Нет, ясное сознание вдруг пошло...
— Демагогия! Мне четкий ответ нужен: «Вдруг я понял, что я Дима»...
— В 17 лет...
— То есть до этого сон был, да?
— Нет, явь, но не та. До этого стихи про Ленина и партию писал — абсолютно искренние. Глупый был...
— Дима, ясное сознание, на самом деле, очень редкая штука — я вот стихи, только когда вдохновение есть, пишу...
— Ну, так ясное сознание — это столб света...
— Как у других, не знаю — я только про себя говорю: это когда что-то происходит — обычно это только вдохновение. Редко бывает, когда в сексе чего-то ты добиваешься, — исключительно в ясном сознании никто не живет, и даже общаясь с тобой, я вижу, что ты в бессознательном состоянии, ге-ге-ге-ге-ге. Честно говоря, один или два-три раза в жизни я в сознании был, поэтому ты просто домой приди и подумай: «Был такой момент, когда я понял, что я Дима?». Это уникальная вещь, божественная: все остальное — матрица.
— После службы в армии на режиссерский факультет ВГИКа вы подались — интересно, а почему туда? И почему вас приняли?
— А ты что после армии сделал?
— Учебу в инженерно-строительном институте продолжил...
— А я в Тюменский университет, где до армии учился, поехал, документы забрал... Меня спросили: «Почему?», и я сказал: «В другое место еду».
— И, в какое, сообщили?
— Естественно, признался, что на режиссуру пойду: дикая идея была!
«Во ВГИК пришел, обаяние, чувство юмора и талант продемонстрировал, а потом бухал и слышал: «Там зверски талантливый человек из Сибири есть — он всех помнет!»
— То есть вы понимали, что это такое?
— Да, три раза уже туда поступал, и ничего не получалось...
— Во ВГИК?
— Да, но не брали, потому что блат, блат и еще раз блат нужен был.
— Либо деньги...

— Про деньги в советское время вообще разговора не было, а блат — это да. Поступить практически невозможно было, но я поступил, на четвертый раз себе сказал: «Саша, хватит, все отрежиссировать надо». Пиджачок, нейлоновую рубашечку надел, кирзовые сапоги, ге-ге-ге, спрятал, пришел, обаяние, чувство юмора и талант продемонстрировал, а потом бухал и слышал: «Там зверски талантливый человек из Сибири есть — он всех помнет!». Я знал, что это обо мне...
— Класс!
— Естественно, я поступил, потому что все сделал, чтобы себя показать. Со мной Федя Бондарчук, Тигран Кеосаян, Ваня Охлобыстин учились...
— ...неплохо...
— ...Бахтиер Худойназаров, то есть все, кто сейчас в российском кинематографическом мире моду диктуют...
— Кто вас учил?
— Игорь Таланкин — действительно, дай Бог ему памяти, честь и справедливость торжествуют. Ужас в следующем заключался — что все это на перестройку наложилось, а потом капитализм пошел...
— ...и кино снимать перестали...
— 90-е начались, рассказывать о них не будем... Дело в том, что несколько лет в состоянии эйфории я жил, кумиром ВГИКа был, Шукшиным абсолютным, дядькой...
— ...из народа...
— ...из Сибири, в кирзовых сапогах и нейлоновой рубашке (хотя уже Пруста читал и так далее), то есть, с одной стороны, интеллектуал, с другой — расп...дяй полный, ге-ге-ге-ге-ге, которого все любили. Первая жена — шведка, вторая — американка: ну шо сделаешь? (Улыбается).
— И москвички, наверное, с ума сходили?
— Завидовали, да, что я недоступен был, ге-ге-ге-ге-ге, а недоступен, потому что от главного с ума сходил — я во ВГИКе ночевал, сотни этюдов делал, потому что профессия для меня крайне важна была. Я очень беспощаден в изучении, в поиске правды был: зачем я здесь, зачем мне снимать кино нужно? — и когда на втором курсе в «Ассе», «Игле» снялся...
— ... «Чужая белая и рябой» — первый фильм...

— Да, ужас во ВГИКе начался, хотя нет, с первого дня, потому что это талант дикий! Я как режиссер говорю, что о таких актерах, как я, очень мечтаю, потому что, б... это действительно сила! Ну сколько можно сплошное общее место терпеть? — настоящий дядька нужен, который... Господи, и Россия, и Украина просят: дайте нам...
— ...настоящее...
— ...что-нибудь истинное, конкретное, беспощадное в праве любви, да? — любви к реальности, соответствия, размышления... Вопрос в том, что герой — это жертва, он свою жизнь ради идеи отдает: естественно, я на эту жертву иду, я герой, и это, ге-ге-ге, скромно. Я действительно на войну ездил, кино снимал, жизнью рисковал, и ради людей мне жизни не жалко, но эти люди...
— ...не оценили...
— Война в Югославии закончилась, и слава богу — я в это свой вклад внес. Дело в том, что я в искусство пришел — и не уйду!
«Меня чистота помыслов интересует: если ее нет — свободен»
— Слушайте, такой яркий дебют «Чужая белая и рябой», и через год в «Ассе» сниматься вы начинаете...
— «Асса», потом «Игла», да — жесть, классное время было!
— Для меня «Асса» — символ целого поколения: я этот фильм обожаю и смотреть могу бесконечно. Вы «майора ВВС» Бабакина сыграли...
— ...угу...
— ...и вот, казалось бы, роль небольшая, но сыграна потрясающе! Видно, так звезды сошлись, и вообще, «Асса» — удивительная история! Мне Говорухин и Соловьев рассказывали: вдруг в Ялте снег пошел... Экспромта много было?
— Дим, ну ты же сам в это время жил... Все в предощущении изменений было...
— ...«Перемен требуют наши сердца!»...
— ...но я этого особо не чувствовал, потому что мне по жизни, с детства, было... Хорошее слово есть, но произносить не буду. В общем, я жил как хочу: меня менты, бандиты бьют — я все равно так, как хочу, живу, и неважно, какое время было, — чем оно хуже, тем для художника лучше. Я очень доволен, что то время застал: оно поэтично каждую секунду.
Помню, с Сергеем Соловьевым абсолютно с похмелья по Ялте иду, а до этого с карликами там жил, б... и там тоже история, как они меня к одной карлице приревновали, потому что, когда мы с ней танцевали, она на уровне моего члена, и-и-и-и, была. Он встал — ну что сделаешь? (Хохочет). И-и-и-и! Я человек!
— Карлица хоть красивая была?

— Да, кстати, и они, естественно, не правы — я ничего не сделал, я очень их уважаю...
— Скандал разразился?
— Конечно, но мы потом помирились, напились... Утром, короче, по Ялте с Сергеем Александровичем идем, и он говорит: «Какая красота — на пальмах снег!», а перед этим долго гнусил, что из-за снега съемка невозможна... Очень много, Дима, легенд обо мне ходит, об «Ассе», некоторые вещи как креативный человек на себя я беру, но в чем-то я этому проекту помог, и это нормально.
— Но это же вы Соловьева в снег снимать надоумили?..
— Естественно! — потому что очень щедрый, идеи раздаю...
— Ну, это класс — Ялту в снегу снять!
— Да, но человека, который тебе мозг гнобит, что съемки невозможны, подтолкнуть надо было, мысль подкинуть: «А почему бы сейчас не снять? — это ведь так красиво!».
— «Асса», по-вашему, классное кино? Что вы сейчас о ней думаете?
— Как режиссер, сказать могу, что все мои попытки сделать так, чтобы это по-другому было, успеха не имели. Как режиссер и автор, я другую концепцию имел...
— ...но сегодня вы этот фильм, если случайно включаете, смотрите?
— (Задумался). Если честно, когда попадается, смотрю — анализировать люблю...
— ...как сами сняли бы, да?
— Нет, по правде говоря, кино, хотя я им занимаюсь, меня очень давно не интересует, эта форма самовыражения человека не занимает. Для меня оно уже в регистратор на автомобиле, ге-ге-ге, превратилось, и вообще, я давно эту позицию принял: каждый человек...
— ... право на свое кино имеет...
— Потому правительство, любое, дать людям денег прошу — и пусть себе снимают. Есть кино, которое, как аттракцион, как цирк, а мой фестиваль артхаусом занимается, там кино как размышление авторское.
— «Дебоширфильм», да?
— Нет, это студия, а фестиваль «Чистые грезы» называется, и главная его задача — графоманство отсечь. Меня чистота помыслов интересует: если ее нет — свободен. Определить очень тяжело, кстати, потому что, помимо конъюнктурщиков, немало людей свободу имитируют...
— Ну, «Штрафбат», где вы Леху Стиру сыграли, — это кино?
— Конечно же, нет.
— Не кино?!
— Нет, это определенная интерпретация интерпретируемого интерпретатора.
— Ух! А «Девятая рота»?
— Это сгусток, ге-ге-ге-ге-ге... Сгусток насмотренности американского кино. Я думаю, Дим, и вы со мной согласитесь: все-таки критерий есть — «Шукшин, Гайдай и Тарковский» он назвается.
— Да-да...
— Этого достаточно, чтобы тихо и спокойно к происходящему сегодня относиться, это степень ответственности художника или ремесленника перед жизнью определяет — твоей, гламурной, или моей, еще более гламурной. Я на «порше» езжу, а у тебя какая машина?
— «Лексус»...

— Ну, тогда я свою на более престижную поменяю...
— Скромнее быть надо...
— Кому?
— Вам!
— Ге-ге-ге-ге-ге! Нет, я на «911-й» поменяю, кабриолетик еще докуплю. Я перед русским народом по всем своим параметрам заслужил, включая честь России и Украины, — хотя бы потому, что все, что в нас есть, беспощадно и честно формулирую, а в нас главное есть — отчаяние, ге-ге-ге. Вот попробуй, Дим, со мной на улицу выйти — знаешь, что произойдет?
— К вам люди бросятся...
— Нет, я не медийное лицо — они просто улыбнутся. Любое мое появление — это для людей праздник, бандит, вор, картежник, что угодно в моем лице — это праздник! Актером быть я никогда не стремился...
— ...а вот пришлось!..
— ...всегда режиссером хотел, но иногда все-таки на людей смотрю и думаю: «Сволочи!» — ге-ге-ге...
(Продолжение в следующем номере)

Российская писательница Людмила УЛИЦКАЯ: «О Путине я вообще не думаю — понимаю, что мне 75 лет и, по-видимому, до конца моей жизни следующего правителя не увижу, поэтому жить так, как живу, надо да поменьше в телевизор и в определенные средства массовой информации заглядывать, чтобы настроение себе не портить»
Экс-председатель Верховной Рады Владимир ЛИТВИН: «Мои братья, моя семья государству, как верные собаки, служили, а стали врагами»
Александр БАШИРОВ: «На съемках «Ассы» я с карликами жил, и они меня к одной карлице приревновали, потому что, когда мы с ней танцевали, она на уровне моего члена была и он встал»
Олег БАЗИЛЕВИЧ: «Мы с Лобановским многое сделали, достигли высокого уровня, но чтобы не страдало дело, один из нас должен был остаться, а другой — уйти. Ничего не попишешь — так получилось...»
Бесплатных ланчей не бывает
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Интервью Дмитрия Гордона — это антология нашего времени и лучший учебник истории. С детских лет Дима, как сказочный герой, правду ищет: спасибо ему за то, что он есть в моей жизни, в жизни моей страны и в жизни миллионов людей, которым, кроме молока и хлеба, правда нужна!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги