Тяжело отвыкать от подхалимов
Последний кошевой Запорожья Петро Калнышевский дружил со многими сильными людьми своего времени, принял в казаки самого екатерининского фаворита Григория Потемкина и все равно не уберегся от российской императрицы. Екатерина II обманом взяла его в плен в июне 1775 года и без суда приказала бросить в каземат Соловецкого монастыря больше чем на четверть века.
Калнышевский стал соловецким узником в возрасте 85 лет, а дождался помилования в 110-летнем возрасте. Крепкий, как дуб, запорожец жил в темной одиночке, откуда его выводили на прогулку лишь три раза в год: на Пасху, Преображение и Рождество. Он ослеп, но сохранил ясность ума и силу духа до последнего мгновения жизни. Вспоминая о свободе и власти, о привольной запорожской вольнице, он ни разу не унизился перед стражей, ни разу не попросил об освобождении. Он понимал, с кем имеет дело. Когда Александр I даровал старику свободу, Калнышевский отказался от такой милости и ответил, что к тюрьме своей «привык совершенно» и здесь «свободой наслаждается в полной мере». Он попросил только, чтобы впредь камеры строились попросторнее: душно...
Человек, остающийся самим собой при любых обстоятельствах, — большая редкость. В наше время особенно, потому что быстро сменяющиеся чиновники в массе своей даже не помышляют о реальной жизни в реальных условиях. Даже уйдя или будучи выбиты с привилегированной должности, они не хотят отвыкать от подхалимов, от узорчатых кабинетных ковров, особенных больниц и спецномеров на автомобилях. Эти люди еще многие годы рассказывают о разных привходящих подробностях бывшей жизни, как будто выпивки на правительственных приемах могут заменить собой размышления о чести и совести. Уроки достоинства, предложенные стариком Калнышевским, не для них.
Соблазн утраченной исключительности щекочет сознание, и многие готовы платить любую цену за то, чтобы хоть ненадолго вернуться в номенклатурный холодок кабинетов и никогда не отвыкать от него. Исключения редкостны, одно из них — Леонид Кравчук, первый президент независимой Украины, который и на прежней высокой должности, и теперь, после нее, умеет сохранять чувство юмора и дорожит не столько временными привилегиями, сколько постоянными друзьями и твердыми принципами. Но, повторяю, это исключение. Гораздо больше мне довелось встречать обозлившихся отставных начальников, бывших хозяев жизни без должностей, гетманов без булав. Я рассказывал им о последнем запорожском кошевом, но они только пожимали плечами: «Не верю, он должен был с ума сойти от одних только воспоминаний об утраченной власти...».
Сюжет это великий, шекспировский король Лир — один из его вариантов... Всегда надо быть готовым к любым поворотам судьбы и главные усилия прилагать к тому, чтобы сохранить не столько должность и связанные с ней привилегии, сколько душу и доброе имя. Недавно ко мне в руки попали воспоминания великого актера Игоря Ильинского о великом писателе Михаиле Зощенко. Когда Зощенко унизили, растоптали, запретили, Ильинский решил помочь старому другу и предложил тому деньги. Зощенко не взял, объясняя свой отказ вполне трезво: «Боюсь, Игорь, что ваша помощь мне только навредит. Я уже привык обходиться бутылкой молока и булкой хлеба в день. Очень боюсь нарушить этот привычный минимум...».
В английском языке есть такая характеристика: «Человек на все времена». Очень важно сохранять готовность к любым испытаниям во всякие времена, не дорожа мелочами жизни. Чем крепче у человека внутренний стержень, зовущийся совестью, чувством собственного достоинства, тем ярче, полноценнее и благороднее сама жизнь. Много ли вы помните чиновников, которые были вам интересны вне своих должностей? То-то...

Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: «Родители стали мне ближе, отец мной гордится, и когда мы заканчиваем разговор по телефону, друг другу говорим: «Я тебя люблю»
Александр ВИЛКУЛ: «Революция или переворот? Если что-то выглядит, как утка, плавает, как утка, и крякает, как утка, то, скорее всего, это утка»
Министр инфраструктуры Украины Владислав КРИКЛИЙ: «Инфраструктура — это фундамент для развития государства. Хватит говорить, что Украина — аграрная страна. Мы можем стать транспортным хабом для Европы и Азии»
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей ВЕНЕДИКТОВ: «Я всегда говорил публично, полупублично, непублично, в том числе президенту Путину: Крым забран у Украины несправедливо, нечестно и незаконно — это раз, но есть два: он фактически сейчас российский. Его население ведет себя не как население на оккупированной территории»
Тяжело отвыкать от подхалимов
Дмитрий БЫКОВ: «Сенцова — да, освободили, а нас освобождать кому?»
Михаил СУРКИС: «Если Дмитрия Гордона с врачом сравнить, то исключительно с патологоанатомом — только тот до всех тайн докопается, ничего от него не укроется. Диме повезло больше — он все-таки с живыми людьми работает, и хотя это сложнее и хлопотнее, однако намного приятнее»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги