В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Играй, музыкант!

Ян ТАБАЧНИК сыграет с лучшими музыкантами мира

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона»
Президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона работает над проектом к 75-летию трагедии в Бабьем Яру

— Я решил записать музыку, написанную мной когда-то для украинского кинофильма «Бабий Яр», с музыкантами Израильского филармонического оркестра, — поделился с «Бульваром Гордона» народный артист Украины Ян Табачник. — Во-первых, когда, как не сейчас, это делать, ведь в следующем году исполнится 75 лет трагедии в Бабьем Яру, во-вторых, эта музыка очень много для меня значит. Сюита «Бабий Яр» — посвящение всем тем, кто должен был жить и у кого жизнь ни за что ни про что отняли...

Сюита состоит из четырех частей. Первую, легкую, светлую, я назвал «Грезы», потому что когда человек рождается, он ведь не подозревает, что ждет его в будущем, растет, взрослеет, и ему кажется, что дальше ничего плохого случиться не может. Он живет грезами, надеждами, и вряд ли те, кто погиб в Бабьем Яру, думали, что им уготована страшная участь. Вторая часть, «Дорога в ад», о том, как людей вели на казнь: кто-то понимал, куда идет, кто-то нет, кто-то не осознавал, но чувствовал... Третья часть называется «Праведники мира» и посвящена людям, которые, рискуя собственными жизнями и жизнями своих детей, спасали чужих людей, потому что чужого горя не бывает, особенно во время войны. Ну а четвертая — «Реквием». По тем, кому не суждено было спастись.

Я предложил поучаствовать в записи этого музыкального произведения выдающимся музыкантам из разных стран мира — именно сейчас, когда миру так нужно единство, люди искусства должны показать, как это — быть вместе. На диске будет не только музыка, но и обращения знаковых личностей: уже дал согласие Виталий Коротич, буду беседовать с автором поэмы «Бабий Яр» Евгением Евтушенко, экс-президентом Израиля Шимоном Пересом, очень хочу, чтобы они сказали свое слово... Затем планирую сделать тур по разным странам мира с солистами проекта, чтобы как можно больше людей услышали сюиту «Бабий Яр».

Базовый оркестр для записи этого произведения, конечно же, выбран неслучайно. Когда-то давно он назывался Палестинским филармоническим, но когда образовалось государство Израиль, сменил название и выступил на первом дне рождения этого государства. С тех пор заслужил славу одного из самых выдающихся симфонических оркестров в мире, таких, как Израильский филармонический, можно на пальцах одной руки пересчитать! А Зубин Мета, которого в 1981 году объявили пожизненным руководителем этого оркестра, «последний из могикан» — его называют последним из великих дирижеров ХХ века.

Полуиндиец-полуиранец, с конца 60-х Мета работает в Израиле и не раз принимал участие в исторических проектах, имеющих мировое значение. Например, в 1990-м дирижировал первым концертом легендарного трио теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти. В 1994-м — «Реквиемом» Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Сараево, разрушенной в ходе югославских войн. А в 1999-м — Второй симфонией Малера на концерте вблизи бывшего концлагеря «Бухенвальд», причем симфонию исполняли два оркестра, которыми Мета в то время руководил. Израильский филармонический и Баварский государственный, еврейский и немецкий...

Своим новым проектом я хочу напомнить людям об одной трагедии, чтобы они не допустили других трагедий, призвать к добру, толерантности и терпимости. Да, Бог создал нас разными, но это не повод уничтожать друг друга. Просто потому, что все мы — люди.

— Ян Петрович, а как же ваши прежние проекты, тот же конкурс-фестиваль Высшей лиги мэтров мирового аккордеона AccoHoliday? Будет ли он проводиться или вам это уже неинтересно?

— Ну как может быть неинтересно то, во что я столько лет вкладывал душу? Конечно, конкурс должен жить — недавно мы с коллегами-музыкантами, профессорами Владимиром Бесфамильновым, Анатолием Семешко и Сергеем Гринченко встречались и обсуждали его дальнейшую судьбу. Проводить будем, чтобы не лишать шанса молодых способных ребят не только из Украины, но и из других стран, но не сейчас. Подождем, пока ситуация нормализуется, потому что в страну, где идут боевые действия, не очень охотно едут из других стран как конкурсанты, так и судьи. А конкурс имеет статус международного, который не хочется терять.

— AccoHoliday нужно обязательно сохранить, — считает известный баянист, народный артист Украины, профессор кафедры народных инструментов Национальной музыкальной академии Украины Владимир Бесфамильнов, — поскольку он входит в число наиболее престижных, элитных форумов для представителей этого прекрасного вида инструментально-исполнительского искусства. Буквально сразу после того, как этот конкурс появился, он получил более чем позитивные отзывы СМИ не только Украины, но и Германии, Франции, Италии, Австралии, Китая, Сербии и многих других стран.

В составе жюри AccoHoliday за почти 10 лет его существования работали выдающиеся личности — исполнители и композиторы, дирижеры и методисты-теоретики, издатели музыкальной литературы и педагоги. Ришар Гальяно, Эдуардас Габнис, Мирко Патарини, Ульрих Шмюллинг, Валерий Ковтун, Владимир Зубицкий, Виктор Власов... Этот список людей, известных в мире профессиональной музыки, можно продолжать и продолжать, но, боюсь, никакой газетной статьи не хватит.

Уникальность AccoHoliday заключается еще и в том, что это первый конкурсно-фестивальный проект, который проводился без унизительного попрошайничества организаторов, без участия и поддержки каких-либо государственных структур. Этот конкурс — целиком и полностью приватный проект президента Высшей лиги мэтров мирового аккордеона профессора Яна Табачника, соответствующий как структурно, так и идейно самым высоким требованиям современного мирового музыкально-исполнительского конкурсного движения.

По творческому уровню он не уступает известнейшим соревнованиям, по честности и непредвзятости судейства некоторые из них даже превосходит, поэтому неудивительно, что на этот конкурс обратила свое внимание СIA — Международная конфедерация аккордеонистов, которая ежегодно проводит чемпионат мира среди аккордеонистов. Такой проект определенно нельзя закрывать, и мы надеемся, что вскоре сможем к нему вернуться. А кроме того, на должном уровне провести и мировой чемпионат, который впервые пройдет в Киеве в 2018 году...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось