Константин РАЙКИН: "Отец никогда меня не воспитывал. Просто пару раз поговорил со мной тихим голосом, после чего я чуть не стал заикой"
Наверное, трудно найти в культурной среде человека с такой тяжелой наследственностью, как у Кости Райкина. Природа пошутила дважды: вначале дала сыну такого папу, а затем папе - такого сына.
"МОЯ ДОЧЬ ОЧЕНЬ УМНАЯ ДЕВУШКА, ПОЭТОМУ Я СИЛЬНО СОМНЕВАЛСЯ, ЧТО ЕЙ НУЖНО БЫТЬ АРТИСТКОЙ"
- Константин Аркадьевич, похоже, вы опровергаете закон, что на детях гениев природа отдыхает.
- Я думаю, что в этом отношении нет никакого закона. Его придумали завистливые люди для собственного спокойствия. Ерунда это! Ну где природа отдыхает?! Возьмите Михалковых. Там еще с Сурикова и Петра Кончаловского она все никак не отдохнет. Вон какие все! А дети у них какие?! Один лучше другого. Зато на каком-нибудь Тютькине природа столько отдохнула... Казалось бы, уж такой гений должен родиться, а она все отдыхает и отдыхает: Тютькин - Пупкин, Пупкин - Тютькин... Вот и вся династия...
В мировой культуре очень много гениальных детей гениальных родителей. Посмотрите, какая дочка у Копполы? А Лайза Миннелли! Это она для нас самостоятельная величина. А для всей Америки она всего лишь дочка Джуди Гарленд. Всего лишь дочка, которая сколько сил потратила, чтобы хоть как-то быть сравнимой с мамой...
Поэтому я спокойно отношусь к династиям. Складываются себе и складываются. Я только против искусственного сложения - чтобы родители насильно запихивали детей в династию или, наоборот, в нее не пускали, разрушая семейственность, которую кто-то когда-то почему-то заклеймил.
- Ваша дочь Полина не собирается дебютировать в "Сатириконе"?
- Полина учится на втором курсе Щукинского училища, и пока я ни разу не видел ее на сцене. Думаю, не скоро увижу.
- Хороший вы отец, ничего не скажешь...
- У Полины со мной такие же отношения, как были у меня с моим отцом. Папа впервые увидел меня на сцене только на третьем году моей работы в "Современнике".
- Папе было неинтересно?
- Я не хотел! Терпеть не могу этой пошлятины: все пришли и смотрят, как папа смотрит на сына! Такая гадость, такая мерзотина...
Кстати, родственные отношения, которые постепенно становятся всеобщим достоянием, в театральную жизнь привнесли эстрадные артисты. Эстрадный певец думает, что когда он поет про девушку, то девушка тут же должна встать в ложе и сказать, как ее зовут. А искусство - это же образная система, а не конкретная.
Поэтому пока я не стремлюсь смотреть на свою дочь, а Полина высоко ценит свою самостоятельность и не пускает меня в свои дела, за что я ее очень уважаю.
- Когда она поступала в театральный, тоже скрывала, чья она дочь?
- Она, между прочим, поступала сразу во все театральные вузы Москвы, что, на мой взгляд, правильно, и в лучшие срезалась. Очень хотела в Школу-студию МХАТа, но ее туда не взяли.
![]() С женой и дочерью |
Поэтому Полина выбрала Щукинское училище, где сейчас и учится с большим интересом и воодушевлением. При этом она хочет быть отдельно, что совершенно понятно при наличии у нее такой фамилии и такой профессии.
- А вы не возражали против ее выбора? Все-таки тяжелая наследственность...
- Полина очень умная девушка, у нее прекрасная светлая голова, поэтому я сильно сомневался, что ей вообще нужно становиться артисткой. Ум у артистки - все-таки не самое главное качество. Хотя с идиотками тоже трудно иметь дело.
Мне кажется, из нее бы хороший театровед мог получиться. Я даже просил ее: "Ну пойди в театроведение! Там столько говна! Столько глупых бездарных людей, которые пишут всякую галиматью. Ты хоть разбавишь...". (Смеется). Она же с детства читает драматургию, хорошо разбирается в театре, умеет анализировать... Но захотела быть артисткой, и все.
Со стороны ее вроде бы хвалят педагоги, с которыми я иногда случайно встречаюсь. Не знаю... Не уверен, что они просто не делают мне приятное.
- Вы думаете о том времени, когда вас потеснят честолюбивые дублеры? Положа руку на сердце, оно ведь не за горами...
- В конце концов, наступает момент, когда ты должен понять: твоя пьеса кончилась и началась пьеса твоих детей. Они здесь главные, и они выбирают. А тебе нужно тихо отойти за кулисы, поскольку у тебя осталось лишь право совещательного голоса. В лучшем случае ты можешь что-то посоветовать или подсказать. Но при этом нужно быть готовым к тому, что тебя могут послать с твоими советами.
Кроме того, понимаете... В любом случае мое дело все равно никто продолжить не может, как и дело моего отца, - оно умрет со мной. И моя дочь будет заниматься своим делом. В этом смысл искусства, в котором не может быть никаких буквальных последователей. Только общая традиция!
"ПО ВЕЛИКОЙ АКТРИСЕ МАНСУРОВОЙ ВСЯ МОСКВА С УМА СХОДИЛА! КОГДА ОНА УМЕРЛА, ЗА ГРОБОМ ШЛО 30 ЧЕЛОВЕК"
- Вы чувствуете, насколько изменилась молодежь?
- Нет, не чувствую. Я много преподаю, и молодежь, на мой взгляд, точно такая же, как была в годы моей молодости. Да, конечно, сегодня степени свободы другие, потому что нынешние молодые люди в другое время росли и воспитывались, но, в принципе, все очень похоже.
- А как же: воздух был чище, колбаса вкуснее, люди честнее?
- Сейчас модно говорить, что вот в наше время не было такого цинизма, такого хамства, таких безобразий... Да было все! Просто память с годами отсекает все плохое, оставляя только хорошее. Это нормальное свойство здорового человека.
Что было, то и осталось! Всегда наша страна, или теперь уже наши страны, были странами непуганых разгильдяев и бездельников. Абсолютно непуганые несметные стада всевозможных прохиндеев как бродили, так и бродят! Всегда добросовестность у нас была редчайшим качеством и по-прежнему встречается гораздо реже, чем талант. Талантливого еще можно найти, но вот добросовестного!.. А если сочетание этих черт в одном человеке, так это уже просто Красная книга.
- Вы когда-то обмолвились, что актеров и спортсменов любят больше других, потому что они единственные, кто выпекает свой пирожок прямо на глазах у зрителя. Но есть еще и обратная сторона. Никого так быстро не забывают.
- Театр - искусство настоящего времени. Зрителю совершенно наплевать, как ты играл вчера и как ты будешь играть завтра, как ты себя чувствовал вчера и как ты себя будешь чувствовать завтра. Все происходит сегодня. И если завтра ты заболел, то зритель рад, что это случилось после того, как он на тебя посмотрел.
Это приятный миф о том, что артистов (возвышенно) помнят и помнят... Их, конечно, помнят. Но легенды постепенно рассасываются, и на смену им приходят живые люди. А любой живой средний артист лучше, чем умерший гений. Вот об этом нужно не забывать.
Великую Цилю Львовну Мансурову - гениальную несравненную Турандот, интересную, обаятельную, красивую актрису - боготворили, обожали, прохода ей не давали! Вся Москва по ней с ума сходила! Когда она умерла, за гробом шло 30 человек...
К сожалению, это нормально. В этом и трагизм, и прелесть нашей профессии.
- И все-таки есть легенды, их не так уж мало, которые плохо рассасываются. Например, вашего отца помнят до сих пор.
- Ну мой отец - это особая тема... Да, так или иначе его помнят. Возможно, тут я не совсем прав. Кстати, я не считаю его сатириком. Те сатирические достоинства, которые ему приписывают, - говорить правду, обличать несправедливость - безусловно, присутствовали, но главное, что он был совершенно фантастическим, ни с кем не сравнимым актером. По своему таланту, обаянию, энергии, мастерству...
- Почему это вы так снисходительно о сатирических достоинствах?
- А я вообще не люблю сатириков. Не люблю людей, которые постоянно острят - на каждые 10 минут по восемь шуток. Не люблю однозначных жанров. Мне это скучно.
Есть большой писатель Михаил Жванецкий, которого почему-то называют сатириком, но он сам себя таковым не считает. Какой он сатирик? Жванецкий - человек огромного таланта, очень остроумный и глубокий.
А когда, стоя на сцене, начинают много шутить текстом, это вообще самый низкий уровень юмора. Смешнее всего - как артист сыграет. Жванецкий, который обожает свои тексты, как-то сказал: "Я могу сделать, чтобы зритель засмеялся. Но чтобы он вывалился из кресла от смеха - может сделать только артист".
Вот таких, которые играют, а не говорят, на эстраде очень мало. Папа был таким... Он все делал игрой, а не текстом. Так играл Гена Хазанов когда-то. Это высокий класс.
- Тем не менее ваш театр имени Аркадия Райкина называется "Сатирикон".
- Это не значит, что театр сатирический. Он драматический. И таким задумывался. Еще при жизни отца мы обсуждали, что театр должен измениться, должен развиваться, и отец благословил новое драматическое направление.
"ТЕАТР НЕ ТО МЕСТО, ГДЕ МОЖНО НА ЖИЗНЬ ЗАРАБОТАТЬ"
- Как вы думаете, отцу бы понравился ваш нынешний театр?
- Абсолютно в этом уверен. Я знаю папины вкусы и поэтому убежден, что ему бы очень понравилось то, что у нас происходит. Возможно, за каким-то исключением... Кое-что мне и самому очень не нравится в нашем театре, с чем-то воюю...
- Несомненно, Аркадий Исаакович влиял на вас масштабом своей личности, но ведь он был еще и просто отцом. Он вас воспитывал?
- Отец никогда меня не воспитывал в прямом понимании этого слова, не обладал никакими педагогическими способностями, ничего никогда не назидал, ничему не мог меня научить. Многое он давал мне просто собой, своим мировосприятием и способом жизни.
Помню, буквально пару раз папа поговорил со мной тихим голосом, после чего я чуть не стал заикой. Отец умел очень страшно разговаривать тихим голосом. Это я бегаю целыми днями по театру и ору, а папа всегда очень тихо говорил.
![]() Костя с отцом в последнем совместном спектакле "Мир дому твоему" |
Так тихо, что люди, к которым он по каким-то причинам был недоброжелательно настроен, просто в обморок падали. И от взгляда его тяжелого тоже.
Отец был Скорпионом (видимо, это многое объясняет), и когда хотел, у него была очень тяжелая энергетика. Зато когда он был в духе, то абсолютно всех раскрепощал и очаровывал...
- Он любил вас как артиста?
- Он меня просто обожал! Души во мне не чаял! В этом смысле он был обычным папой, а никаким не профессионалом. По отношению ко мне у отца были весьма завышенные оценки. Я к себе отношусь гораздо сложнее...
- В свое время вы занимались эстрадой. Не было соблазна в ней и остаться?
- Я занимался эстрадой в свободное время и зарабатывал этим деньги. Театр - это ведь не то место, где можно на жизнь заработать.
30 лет я играл эстрадный спектакль "Давай, артист!", с которым объездил все, что только можно, практически весь Союз и обслужил всю русскоязычную публику за границей. Выступал там, где не выступала нога человека. Но все равно мои главные интересы всегда были в драматическом театре. Хотя я люблю эстраду.
- Интересно, за что ее сегодня можно любить?
- Понимаете, у нас болезнь - нет эстрадной школы. А нам нужен эстрадный Станиславский, который бы все подытожил и как-то систематизировал. Менделеев какой-нибудь... Эстрада - такое дело, которым кому-то очень серьезно нужно заняться. Тому, кто в нее действительно влюблен.
Из-за того, что у нас нет школы, наша эстрада больна безвкусицей, бессмыслицей. А ведь там много талантливых людей. Но при этом так же много дурновкусия и поразительно низкий общий уровень культуры.
- Извините, конечно, но культурный уровень театральных артистов тоже иногда впечатляет...
- Да, нельзя сказать, что все театральные артисты так уж хорошо образованны. Но, поверьте мне, они академики по сравнению с абсолютным большинством тех, кто работает на эстраде! Когда человек из театра попадает на эстрадный концерт за кулисы, то разница между театральными и эстрадными людьми в речи, юморе и интеллекте просто потрясает!
- Дело еще в том, что на эстраде, как нигде, по-моему, спрос диктует предложение. Ну нравится народу и Петросян, и Регина Дубовицкая. Весело и радостно людям на них смотреть.
- Вкус у народа низкий, грубый, во всяком случае, у большинства. И это всегда так было. Всегда людей со вкусом было меньше, а вещи тонкие и глубокие понимало меньшинство. Не надо из этого делать трагедию! Плохо, когда уровень артиста равен уровню зала. В смысле, такой же низкий.
Кроме того, обычные люди, как правило, все равно понимают что-то очень мощное и настоящее. Уж не знаю как, но оно до них доходит. К примеру, все мы сойдемся на фамилии Высоцкий, правда? И эстеты, и жлобы. Только у жлоба Высоцкий идет через запятую с каким-нибудь барахлом, а у эстета нет.
"ГОСУДАРСТВО НАЧИНАЕТ РАСПРАВЛЯТЬ ПЛЕЧИ - И БАЦ ПО ЗУБАМ ИСКУССТВУ! ПОТОМ ЕЩЕ РАЗ - БАЦ! А ОНО ТОЛЬКО НА ДВА УДАРА И РАССЧИТАНО"
- Вы член Совета по культуре при президенте России. Посоветовали уже что-нибудь полезное?
- По моему печальному наблюдению, совет - это достаточно декоративная организация. Пока что я не вижу, чтобы он занимался реальной работой, которая бы приносила реальные результаты. Все грядущие реформы относительно культуры, с моей точки зрения, разрушительны, опасны, надуманны и неуклюжи.
Государство - это такой монстр, который периодически разворачивается, расправляет плечи... А искусство - сфера нежная, хрупкая... Начинает государство расправлять военно-промышленный комплекс - бац по зубам искусству! Потом экономику - еще раз бац!
![]() "Только в театре вы найдете актерское искусство на чистом сливочном масле. На сцене артист, как голенький" |
А оно-то всего на два удара и рассчитано. На третий уже может и копытца свои отбросить. Как бы ни говорили, что искусство у нас такое-разэтакое, и, несмотря ни на что, оно у нас все равно выживет... Может, выживет. А может, и не выживет. Одно из двух.
Вот я и пытаюсь что-то в этом совете насоветовать. Пока что результаты довольно печальные. Подчас думаешь, может, спасаться в одиночку? Хотя бы по поводу своего театра попытаться с кем-нибудь договориться? Тоже не получается.
- В прессе было много разговоров по поводу приватизации вами "Сатирикона".
- А я не понимаю, почему можно приватизировать авиционный завод, фабрики, магазины, а театр нельзя? Был бы частный репертуарный театр. Опасное дело? Опасное. Но это шанс выжить! А система, по которой строится у нас бюджетная сфера, просто убийственна для культуры. Причем страдать будут самые лучшие, а худшим будет очень даже неплохо. Такой типично советский подход.
- По-моему, вы как-то мало снимаетесь в кино, Константин Аркадьевич...
- Что значит мало? Я вообще не снимаюсь! Чего это вы деликатничаете? Не снимаюсь, и все. На хрен! Нет, бывают такие легкие адюльтеры, когда я раз в пять-десять лет изменяю своему театру с кино. Значит, я верный супруг. (Смеется). Но я никогда не сравню театр с кино по степени интересности. Естественно, в творческом отношении.
- А как же деньги и слава?
- Деньги и слава - это замечательные вещи, которые меня тоже интересуют. Но другие вещи меня все-таки интересуют больше, и я давно сделал свой выбор.
Слава - это очень хорошо для актера... Ты выходишь, и тебя встречают аплодисментами. Но мне пока славы хватает, хотя я уже не столь популярен, как в былые годы. Тем не менее угасание моей славы меня не беспокоит.
- Это почему же?
- Видимо, я уже достаточно взрослый. Да и другие вещи меня сейчас занимают: мастерство, разные художественные задачи... В театре это все решается в полном объеме.
А кино - это гениальный вид искусства, но он не совсем актерский. Только в театре вы найдете актерское искусство на чистом сливочном масле. На сцене артист, как голенький! А в кино - дубляж, монтаж, фигли-мигли... Там любая бездарь может выглядеть вполне прилично.
- Кинорежиссеры на вас еще крест не поставили?
- Нет, ко мне регулярно кто-нибудь обращается с предложениями, прекрасно зная (их уже предупредили), что я всем отказываю. У меня огромные списки тех, кому я отказал. Я, как Колобок, - и от дедушки ушел, и от бабушки ушел...
- А если кто великий позовет?
- Ну Герману я уже отказал... Великому, на мой взгляд, режиссеру. Спилбергу отказал... По-моему, я был единственным, кто себе это позволил.




Юрий ШЕВЧУК: "Киркоров - несчастный, убогий человек, но зуб ему я не выбивал. Лучезарный получил свой пендель, после чего охранники утащили его перепуганное тело прочь"
Народный депутат Украины Михаил ПОПЛАВСКИЙ: "С утра всем рекомендую легкий секс, а персонально мужчинам советую есть бычьи яйца. Женщины будут довольны"
"Бульвар Гордона" в журналистике, как Кобзон, Крутой и Мозговой в шоу-бизнесе
Вдову Цоя Марианну похоронили рядом с Виктором
СМИ нужно разрешать все
Телепередача "В гостях у Гордона" поможет детскому хору "Щедрик" спеть для Папы Римского
У Энистон - обьятия, у Питта - беременность подруги
Пэрис Хилтон выходит замуж за тезку, а ее родня делит наследство еще живой За За Габор
Дима Билан потерял зрение и попал в аварию
У леди Ди был роман с сыном Кеннеди?
Собчак отказалась от свадьбы
Тату Бэкхема нельзя показывать под страхом суда
Разбился парашютист Валдис Пельш
Ребята, давайте жить дружно!
Съемочная группа "Золотого теленка" чуть не уморила гуся
Драма с каменьями
Константин РАЙКИН: "Отец никогда меня не воспитывал. Просто пару раз поговорил со мной тихим голосом, после чего я чуть не стал заикой"
Родные скрывали от Арчила Гомиашвили диагноз, но он обо всем догадывался
Актриса Театра Франко, ведущая "Лото-Забава" Лариса РУСНАК: "Нянечка в роддоме спросила: "Сама тройню свою похоронишь или нам все за тебя сделать?"
Писатель, публицист, создатель первой энциклопедии русского рока Александр ЖИТИНСКИЙ: "Пытаясь устроить Гребенщикову квартиру, я познакомился со своей третьей женой"
Опять победили свои
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги