Чтобы вернуть Целиковскую, Жаров купил ей черный жемчуг, отдав за него чемодан денег
Она была и остается легендой. К ней матери протягивали из толпы детей: "Благословите моего ребенка!". Во время войны солдаты шли в бой с возгласом: "За Сталина, за Целиковскую!".
СТОЯ НА СТУЛЕ, СИМОНОВ ПОДСЛУШИВАЛ ЗА ДВЕРЬЮ, КАК ЧИТАЕТ ЦЕЛИКОВСКАЯ
Людмила Целиковская родилась в 1919 году в Астрахани в семье певицы и регента церковного хора. В 1925 году семья переехала в Москву, что было как нельзя более кстати: шестилетняя Люся просто таяла от малярии - болезни, весьма распространенной на теплом и влажном юге. Поселились в коммуналке. Родители учились в консерватории - отец, Василий Васильевич, на дирижерском отделении, мама, Екатерина Лукинична, - на вокальном. Маленькая Люся очень рано научилась петь, знала ноты и обладала абсолютным слухом.
Вскоре отца пригласили дирижировать в Большой театр, а мама там же пела Снегурочку - у нее было очень красивое сопрано. Отец часто брал дочь на работу, где она... играла на литаврах - в финале 4-й симфонии Чайковского. А когда она была в Вене, ей разрешили сыграть на клавесине Моцарта. Казалось бы, дочери столь музыкальных родителей прямой путь на оперную сцену. Людмила поступила в Гнесинку, но оказалось, что для оперной певицы ей не хватало силы голоса, а для карьеры пианистки была слишком маленькая рука. К тому же девушка мечтала стать актрисой...
Воспользовавшись знакомством родителей с кем-то из окружения Рубена Симонова, руководившего тогда Театром имени Евгения Вахтангова, Целиковская напросилась к нему на показ. Ей открыл сын Симонова Евгений. Потом она читала стихи в кабинете отца, а Женя, на которого красивая 16-летняя девочка произвела неизгладимое впечатление, подслушивал, стоя на стуле под дверью. В какой-то момент он не удержал равновесия и вместе со стулом под общий смех ввалился в кабинет. Рубен Симонов, казалось, был не в особом восторге от актерских данных Люси, но и слов о полной бездарности, которых она так страшилась, не сказал.
Через год Люся Целиковская поступала в Театральное училище имени Щукина. Прочла "Сон Татьяны" (его она читала и в кабинете Симонова), под собственный аккомпанемент на рояле исполнила романс. "Как вас зовут?" - спросил ее председатель комиссии. "Людмила Васильевна!" - испуганно ответила она. "А с кем вы готовились к экзаменам?". - "С мамой!". В ответ присутствующие дружно рассмеялись, а абитуриентка в слезах вылетела в коридор. Почти из тысячи претендентов отобрали всего 13 человек - чертову дюжину, 13-й была Людмила Васильевна Целиковская.
Не успела исполниться одна мечта (Боже мой, ведь она теперь студентка!), как уже ожидала другая, имя которой - кино! Вообще-то, студентам сниматься не разрешали, за такое нарушение учебной дисциплины попросту исключали из училища, но за Целиковскую замолвил слово Рубен Симонов. "Она должна сниматься в кино, - сказал он ректору, - у нее есть для этого все данные". - "Сколько горя мне пришлось потом вынести за этот смелый и необдуманный поступок, - вспоминала впоследствии Людмила Васильевна. - В 1943 году я была отчислена из труппы Театра имени Вахтангова за участие в фильмах "Воздушный извозчик" и "Иван Грозный". И только в 45-м, на съемках в Алма-Ате, Целиковскую нашла правительственная телеграмма: ее восстановили в театре и вызывали в Москву.
Зрители приняли ее героинь с восторгом, критика - в штыки. Говорили, что она везде играет себя и не умеет создавать характер своих героинь. Но, как бы там ни было, первая же роль в фильме "Антон Иванович сердится", вышедшем на экраны накануне Великой Отечественной, сделала ее знаменитой на весь Союз.
Потом были "Сердца четырех" - картина, которую актриса связала с первой в своей жизни серьезной победой. А все дело было в песенке, написанной для ее героини Шурочки Мурашовой: петь ее должна была профессиональная певица, от Целиковской же требовалось только вовремя открывать рот под фонограмму.
Невзирая на музыкальное образование, никто не предложил ей спеть самой. А так хотелось! "Позвольте мне хотя бы попробовать!" - просила она режиссера Константина Константиновича Юдина. И уговорила: ей разрешили поприсутствовать в студии, где в сопровождении оркестра из 70 музыкантов эстрадная певица исполнила ее песню. "А теперь, Люся, давай ты!" - сказал ей режиссер. Актриса открыла было рот, но - о ужас! - оказалось, что на нервной почве у нее начисто пропал голос: из горла вырывалось хриплое шипение.
![]() Жарова и Целиковскую познакомила война. Ей было 23 года, ему 42, у обоих семьи, и любовь далась им непросто |
"Немедленно отправляйся к врачу!" - закричал на нее режиссер. С ощущением того, что жизнь кончена, она выбежала из зала. А через несколько дней узнала, что Юдин назначил новую запись ее голоса с тем же самым оркестром, работа с которым, кстати сказать, влетала киностудии в копеечку. Ее радость трудно было передать словами! "Он поверил в меня! - рассказывала она впоследствии. - С тех пор с его легкой руки во всех фильмах (исключением стал лишь "Антон Иванович сердится", где поет знаменитая Пантофель-Нечецкая) и спектаклях Вахтанговского театра я пела своим голосом. Не говоря уже о выступлениях перед зрителями в самых разных точках нашей страны". И в годы Великой Отечественной ее лирические песни помогали людям выживать и в тылу, и на фронте.
ИЗ СПИСКА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРЕМИЮ СТАЛИН ЦЕЛИКОВСКУЮ ВЫЧЕРКНУЛ: "ТАКИХ ЦАРИЦ НЕ БЫВАЕТ!"
Роль царицы Анастасии, первой жены Ивана IV, в фильме Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" стоит особняком среди прочих ролей Целиковской (впоследствии она сыграет еще только две роли, которые будут достойны стать в один ряд с Анастасией, - главная героиня в "Попрыгунье" и медсестра Зиночка в "Повести о настоящем человеке").
Ей, вчерашней студентке, предложение сыграть такую роль, да еще и у столь знаменитого режиссера, казалось нереальным, несбыточным. "Хотелось, как вспоминала актриса, - убежать и спрятаться куда-нибудь подальше". Оказалось, что среди множества претенденток режиссер выбрал Целиковскую за огромные, распахнутые навстречу миру и людям глаза, в которых отражалась радость, счастье, печаль - все человеческие чувства на выбор. Фильм снимали в 1944-1945 годах в эвакуации, Малюту Скуратова играл Михаил Жаров.
Сталин наградил фильм и тех, кто над ним работал, премией собственного имени, и только Целиковскую вычеркнул из списка, безапелляционно заявив: "Таких цариц не бывает!". Истинный театровед в штатском! Ее отношения с "отцом народов" - тема для отдельного разговора. К когорте любимых сталинских актрис Целиковская не относилась никогда, но все-таки встречалась с ним. Так, в 1945 году ее и Жарова пригласили на прием в Кремль в честь Дня Победы.
Вот что вспоминала об этой встрече Людмила Васильевна: "Сталин сидел в торце стола, ел раков и плевал шкурки на пол. Вдруг на секунду наши глаза встретились. Сталин не узнал меня, скользнул мимо мутным взглядом и снова принялся есть раков. Но что я переживала в тот момент! Бог посмотрел!".
Она выходила замуж пять раз, но, судя по всему, каждый раз ей не хватало для полного ощущения счастья совсем чуть-чуть. Впервые Целиковская вышла замуж очень рано - на втором курсе театрального училища - за студента-сокурсника Юрия Алексеева-Месхиева. Однако их совместная жизнь продлилась недолго, и вскоре они расстались.
Вторым мужем актрисы стал писатель Борис Войтехов. К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего.
В 1943 году на съемках картины "Воздушный извозчик", сценарий которой Валентин Катаев написал специально для нее, у актрисы начался роман с Михаилом Жаровым. Их познакомила война. Они много ездили в составе фронтовой бригады с фильмом "Воздушный извозчик", где сыграли влюбленных: он - военного летчика, она - оперную певицу. И, как это часто бывает, постепенно "киношная" любовь перешла в жизнь.
Ей было 23 года, ему - 42, у обоих были семьи, и любовь далась им непросто. Людмила Васильевна не хотела обманывать мужа и написала ему из Алма-Аты, что не может жить без Жарова. В ответ Войтехов засыпал ее угрожающими телеграммами: "Берегитесь!", "Ждите беспощадности!". Когда же в свою очередь Жаров все рассказал своей жене, житья любовникам и вовсе не стало! Закончилось все тем, что Михаил Иванович с сердечным приступом попал в больницу, где пробыл полтора месяца.
Они прожили вместе пять счастливых лет. Казалось бы, знаменитый актер советского кино и актер-премьер Малого театра Михаил Жаров должен был очень сильно повлиять на свою юную супругу, во многом "переломив" и переделав ее, перекроив на свой манер. Но с Целиковской это было невозможно: при наивной, почти кукольной внешности характером она обладала твердым и даже упрямым. Поэтому, несмотря на весь авторитет и жизненный опыт Жарова, Целиковская осталась самой собой.
Михаил Иванович очень заботился о ней. В те трудные времена он создавал для жены поистине голливудские условия для съемок: на общих планах ей давали дублершу, и даже макияж у актрисы был американский - фирмы "Max Factor", в Союзе в те времена о таком и не слышали.
В летном полку Марины Расковой, где Целиковская и Жаров провели три месяца, выступая перед бойцами (часто прямо посреди концерта раздавалась команда: "Воздух!"), генерал Михаил Громов подарил Жарову и Целиковской сюжет о ложном аэродроме, из которого впоследствии и получилась картина "Беспокойное хозяйство". Михаил Иванович снял ее сам, сделал жене своеобразный подарок. И хотя они снимались вместе в других картинах (например, в комедии "Близнецы"), "Воздушный извозчик" и "Беспокойное хозяйство" стали границами их семейной жизни, определив ее начало и конец. Говорят, они очень хотели ребенка, но не сложилось.
Брак Людмилы Васильевны и Михаила Ивановича распадался на глазах. Когда они расстались, Жаров не находил происшедшему объяснения и был безутешен. Рассказывали, что, дабы вернуть Целиковскую, Жаров купил ей редкий по тем временам черный жемчуг, расплатившись за него целым чемоданом советских денег. Не помогло: в 1948 году на вечере Вахтанговского театра Целиковская влюбилась. Не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями - цельная натура актрисы воспротивилась бы подобному. Поэтому она просто ушла. Впоследствии два своих первых замужества Людмила Васильевна назовет ошибками молодости, а вот про Жарова всегда будет вспоминать тепло и по-доброму: "Он любил меня больше всех... А я больше всех любила Алабяна".
"ЕСЛИ БЫ Я ЗАРАНЕЕ ЗНАЛА ВСЕ ПРО БОЛЕЗНЬ СЫНА, ТО, НАВЕРНОЕ, ВЫБРОСИЛАСЬ БЫ С БАЛКОНА"
Ее четвертый по счету брак был одновременно и самым счастливым, и самым несчастным в ее жизни. Избранником Целиковской стал знаменитый художник и архитектор, прекрасный певец и заядлый театрал Каро Алабян, построивший Ленинградский проспект и Центральный Театр Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. К моменту их женитьбы в конце 40-х годов ей было 30, ему исполнилось 50.
Уже во время их второй встречи Алабян взял руку Людмилы Васильевны и, внимательно посмотрев на линии судьбы, сказал: "А знаете, вы будете моей женой".
Вскоре они поженились, а в 1949 году Людмила Васильевна родила сына Сашу. По воспоминаниям знакомых она была фанатичной, просто сумасшедшей матерью, всю себя посвящала семье и ребенку и верила, что отныне все в ее жизни будет хорошо. Беда пришла неожиданно - начались неприятности у мужа. Вот как вспоминала об этом актриса: "Алабян, конечно, был человеком удивительным. Высокий интеллектуал, совершенно бескорыстный, очень порядочный. Смелый, за что и поплатился. Алабян всю жизнь занимал очень большие посты, в течение 30 лет был секретарем Союза архитекторов. Когда у нас решено было начать строительство высотных домов, Алабян выразил несогласие в присутствии Берии. До этого он год провел в Америке и прекрасно понимал, что строительство высотных домов в нашей стране в те годы - показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. И обо всем этом Алабян сказал в своей речи.
Очень скоро ему приказали принять на работу двух архитекторов. Как он ни сопротивлялся, принять их все же пришлось. А буквально через две недели объявили, что они - японские шпионы, сценарий подобных "акций" был хорошо отлаженным. И тут же появился приказ, подписанный Сталиным: "Освободить Алабяна от всех должностей".
Придя домой - Людмила Васильевна тогда не работала, сидела с маленьким сыном, - Алабян встал перед ней на колени и сказал: "Прости меня, Люся! Если бы я знал, что такое случится, я бы не посмел жениться на тебе".
Вскоре их лишили дома - они жили в мастерской Алабяна на улице Горького, сказав: "Почему в служебном помещении висят ползунки?". И - велели выехать в
10-дневный срок. Семья скиталась. Жили на даче, жили у друзей... Следующим шагом властей должен был стать арест. От него Алабяна спас Анастас Микоян - друг и побратим. Он вызвал Алабяна к себе, дал билет на самолет и сказал: "У подъезда стоит машина, сейчас ты поедешь в аэропорт и улетишь в Ереван. С глаз долой. Скоро о тебе забудут".
Людмила Васильевна ни разу не упрекнула мужа в том, что он оставил ее с маленьким ребенком на руках без каких-либо средств к существованию. Сама пошла работать. Когда страсти поутихли и Алабян вернулся, целый год они втроем жили на 120 рублей в месяц - это была зарплата Людмилы Васильевны. Потом стало совсем невмоготу, и они написали письмо в правительство. Отправили копии Молотову и Булганину. Благодаря этому в 1953 году Алабяну дали работу, а семья переехала в новую квартиру на Садовом кольце, где жили большой и дружной семьей. Именно сюда впоследствии сын Александр привел свою жену, здесь с женой позже поселится внук, Каро-младший.
Не успели Целиковская и Алабян обжиться в новой квартире, как заболел полиомиелитом трехлетний Саша: одна нога и рука у ребенка были на 10 сантиметров короче других. Горе матери трудно себе даже представить. Сама Людмила Васильевна позже сказала об этом так: "Если бы я заранее знала все про болезнь сына, я бы, наверное, выбросилась с балкона". Но не в характере Целиковской было сидеть сложа руки - все силы и волю она сосредоточила на спасении ребенка.
"Врачи сказали, - вспоминал Алабян-младший, - единственное, что может меня спасти, - это массаж и физические упражнения. И мама не плакала, а сама делала мне массаж, по 15 раз в день! Заставляла меня через силу бегать, прыгать и лазать по деревьям. И я выздоровел". Несколько лет непрерывного лечения, массажей, консилиумов сделали свое дело - к счастью, оказалось, что это была редчайшая, поддающаяся излечению форма заболевания. Все это время актриса не снималась в кино, отказываясь от многочисленных "Шурочек", "Симочек" и "Любочек". Она жила в непрерывной борьбе за жизнь самого дорогого существа. И вот вроде бы беда отступила...
ЛЮБИМОВ НАЗЫВАЛ ЕЕ "ЦИОЛКОВСКАЯ" И "ГЕНЕРАЛ". СЕБЯ ЖЕ СЧИТАЛ "ПОЛКОВНИКОМ"
Людмила Васильевна снова стала активно работать - играла в театре, снималась в кино. В 1955 году на кинофестивале в Венеции за главную роль в фильме режиссера Самсона Самсонова "Попрыгунья" она была удостоена премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину). И только в 1963 (!) году актриса дождалась признания у себя на родине, получив звание народной артистки РСФСР.
В 59-м от рака легких умер Алабян - по словам сына, отец всю жизнь "дымил, как паровоз". В те тяжелые дни Людмилу Васильевну очень поддержали Микоян и Любимов. Последнему довелось сыграть в ее судьбе одну из главных ролей - очень скоро они сошлись и, хотя брак официально не оформляли, жили вместе.
Это был самый длительный брак актрисы - они прожили вместе 20 лет. Целиковская и Любимов учились вместе в Щукинском училище, он - на два курса старше. Потом вместе играли на сцене Театра имени Вахтангова, он - Ромео, она - Джульетту. Уже тогда он был в нее влюблен. Любимов называл жену "Циолковская" и "Генерал", себя же считал всего лишь "Полковником".
По воспоминаниям сына, внешне их жизнь была во всех отношениях благополучной: всей семьей ездили в Крым на машине, отдыхали в Форосе и Новом Свете, плавали, играли в теннис. В их московской квартире бывали интереснейшие люди - Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица... Но отношения у пасынка с отчимом не сложились. "На мой взгляд, - говорил в одном из интервью Алабян-младший, - Любимов достаточно эгоистичный человек, который по-настоящему любит только себя. Не только ко мне - и к своему сыну Никите, который заходил к нам, он не проявлял человеческого тепла. Тем более что в те годы большую часть времени он отдавал своему театру".
Таганка - особый период жизни актрисы. Полная бурных событий, скандальная жизнь диссидентского театра не просто прошла у Целиковской перед глазами - она втянула ее в свой водоворот. Пользуясь магией своего имени, Людмила Васильевна во многом помогала мужу: звонила и ездила в многочисленные инстанции - договаривалась и уговаривала, объясняла и советовала, налаживала отношения и мирила противоборствующие стороны, привлекала нужных для театра персон. Что касается творчества, то и тут ее роль трудно переоценить.
"НУ, МАТЬ, ТЫ ДАЕШЬ! ОПЯТЬ СЮ-СЮ-СЮ, ТЮ-ТЮ-ТЮ"
Людмила Васильевна умела деликатно подкинуть блестящую идею, никому ее при этом не навязывая. Сегодня об этом мало кто знает, но знаменитые таганковские поэтические композиции и инсценировки повестей и романов писала для театра Людмила Васильевна - в театре их называли болванками. На основе этих самых болванок режиссер ставил свои самые лучшие спектакли... На премьере спектакля "Деревянные кони" Федор Абрамов сказал: "Этого спектакля не было бы, если бы на отдыхе в Прибалтике Людмила Васильевна не прочла мою книгу". Та же история приключилась и со спектаклем "А зори здесь тихие" - за одну ночь Целиковская прочла в свежем номере "Юности" повесть Бориса Васильева, и к утру болванка была почти готова. Официально же она работала вместе с Любимовым только над одним спектаклем - композицией по стихам Пушкина "Товарищ, верь!". Она знала поэзию, как настоящий пушкинист, и давала актерам уникальные советы - и актерские, и литературоведческие.
Однажды, узнав, что запрещают очередной спектакль Любимова на Таганке, она позвонила мужу и громко, чтобы слышали высокопоставленные лица, у которых он был на приеме, сказала: "Юра, не унижайся! Немедленно поезжай домой!". И, очевидно от отчаяния, добавила: "И купи по дороге можайского молока!". Все это не могло пройти бесследно - жену опального режиссера стали гораздо реже снимать в кино. Из-за Любимова она так и не стала народной артисткой Советского Союза. Театр имени Вахтангова неоднократно подавал документы на награждение, но существовал негласный запрет: раз живет в гражданском браке с Любимовым, звания не давать!
Они никогда не выясняли отношений, не скандалили и не устраивали сцен. В 1976 году на гастролях Таганки в Будапеште Любимов познакомился с венгеркой Каталиной Кунц (Юрий Петрович называл ее Катей), по словам которой, их с Любимовым сразила не просто любовь с первого взгляда, а невиданная, не испытанная ими доселе, фантастическая страсть. Последовал головокружительный роман.
Юрию Петровичу нужно было время, чтобы достойно расстаться с Целиковской: плохого к себе отношения она не заслуживала. И он это понимал. Людмила Васильевна знала о романе мужа, но молчала. А когда терпеть не было больше мочи, просто сказала: "Уходи!". И никогда больше о нем не вспоминала. "Чтобы жить с гением, - говорила она впоследствии, - надо быть чеховской Душечкой. Я же - совсем наоборот, упрямая, со своими взглядами. Мы стали друг друга немного раздражать. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею. В моей семье вообще было принято скептическое отношение друг к другу. Например, когда дети смотрят мои фильмы, они всегда подшучивают: "Ну, мать, ты даешь! Опять тю-тю-тю, сю-сю-сю". Для нас подобные отношения вполне естественны, но не для Любимова. Помню, однажды Любимов сказал: "Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник". Так и получилось. Праздник продолжается до сих пор. Тем не менее с Юрием Петровичем мы жили хорошо и расстались хорошо".
В последние годы она жила интересами семьи. По традиции, заведенной еще при Алабяне, их дом был очень гостеприимным, здесь накрывались вкусные, обильные столы. У Людмилы Васильевны было очень много друзей - из театрального училища, из театра и даже из школы. Целиковская гостей не только любила, но и умела принимать и вкусно кормить. Домработниц у актрисы никогда не было, все домашние дела она делала сама.
Она была натурой увлекающейся: мастерски играла в теннис и азартно - в карты, обожала ходить в лес по грибы и путешествовать, очень любила вязать и переводила с английского пьесу Теннесси Уильямса "Хелло, Долли!". Своим самым серьезным недостатком считала курение, но любила повторять, что в своей жизни сделала два хороших дела - родила сына и построила дачу. Что касается дачи, то и тут Людмила Васильевна ничего не пускала на самотек: сама руководила строительством, вежливо, но твердо общалась с рабочими, заставляя их переделывать то, что было сделано недостаточно качественно, знала, где можно дешевле купить стройматериалы, и ездила за ними на своих "жигулях".
На даче семья проводила достаточно много времени, и там Людмила Васильевна тоже без дела не сидела: собирала и сушила грибы, варила варенье, заготавливала на зиму соленья и маринады.
До последнего дня у нее не переводились поклонники. Шутила, что у нее были любовники на все буквы русского алфавита, но главным мужчиной своей жизни считала сына. Когда Алабян умер, Саше было 10 лет, и Людмила Васильевна воспитывала его сама. Баловала его, но в меру: у ребенка всегда было все необходимое - пеклись пироги, давились соки, нанимались учителя и репетиторы, но основным воспитательным принципом была строгость.
"Мама была очень строгая... В моральном плане она довольно жестко меня муштровала. Никаких поблажек. Следила за моим здоровьем, закаляла". У сына с матерью были доверительные отношения, но при этом в личную жизнь сына она никогда не вмешивалась. Единственное, что себе позволяла, - шутливые, ненавязчивые комментарии.
"КОГДА ЛЮДМИЛЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ СТУКАЧЕСТВОМ, ОНА ТУТ ЖЕ НАШЛАСЬ: "Я ВО СНЕ РАЗГОВАРИВАЮ - МОГУ СЕБЯ ВЫДАТЬ!"
Несмотря на возраст, Целиковская по-прежнему много работала в своем родном Вахтанговском театре, когда-то она впервые вышла здесь на сцену в роли мадемуазель Нитуш и последующие 40 лет ей не изменяла. С артистами театра Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской объездила весь Советский Союз со спектаклем "Деньги, коварство и любовь" по "Голубой книге" Михаила Зощенко. Ее везде встречали с любовью и восхищением.
"Я никогда не забуду, - рассказывал в одном из интервью Вячеслав Шалевич, - как мы ехали в Грузии со спектакля, впереди случился обвал. Наш автобус оказался в ловушке. Людмила Васильевна занервничала, жара стояла страшная. Вдруг в окне показался грузинский красавец из спецназа, увидев ее, моментально заулыбался: "Целиковская! Как, вы здесь? Почему так нервничаете? Чего вы хотите?". - "Чего хочу? Шампанского!". Через секунду в окне появилось холодное шампанское. Все 40 минут, что расчищали дорогу, он смотрел на нее не отрываясь, как на богиню".
О ее невероятной скромности ходили легенды. Ей, кумиру нескольких поколений, были чужды любые проявления звездной болезни: Людмилу Васильевну совершенно не волновало, в какой машине она едет, какое ей заказали купе или номер в гостинице. Была абсолютно непритязательна в быту, на гастроли брала с собой кипятильник, маленькую электроплитку, кружку, кастрюльку и пачку "Геркулеса". "Недаром говорят, - вспоминала актриса Людмила Максакова, - что надо пройти огонь, воду и медные трубы. Пройти последнее дано далеко не каждому. Многие становятся павлинами... Общаясь с ней, вы никогда не почувствовали бы ее славы".
Она ничего и никого не боялась. Техника - единственное, что внушало ей ужас, она почему-то никогда не подчинялась актрисе. Что касается остального...
Как-то она рассказала сыну историю из своей молодости - о том, как ее и еще одну актрису после спектакля пригласили в особняк Берии, якобы посмотреть кино. "И мы, дурочки, пошли!" - вспоминала она. После фильма гостьи оказались в незавидном положении: им без ложной деликатности дали понять, для чего, собственно, пригласили. И тогда Целиковская ударила по лицу схватившего ее мужика с "оливковой рожей" (это был Кобулов, зам Берии) и побежала.
Бежала и думала, что сейчас выстрелят в спину и никто даже не узнает о том, что случилось. Но ничего, обошлось. А вторая актриса осталась, она потом попала в лагерь. А однажды Людмила Васильевна призналась Людмиле Максаковой: "Представляешь, мне предложили заниматься стукачеством! А я тут же нашлась и сказала: "Я во сне разговариваю - могу себя выдать!". Целиковская никогда не вступала в близость с властью, поэтому, наверное, и осталась жива.
Станислав Садальский, снимавшийся с Целиковской в фильме "Лес" в подмосковном Николо-Прозорове, вспоминал: "Для меня олицетворение женственности - несравненная партнерша Люся Целиковская. На съемках я разбился (как потом выяснилось, отбил печень и почки), вызвали местных фельдшеров, и они решили везти меня в сельскую больницу. Но прибежала Люся и сказала им буквально следующее: "Я - артистка Людмила Целиковская. Я вас всех расстреляю! Только в Склифосовского!". При этом она... материлась, как сапожник! Никогда я от нее такого не слышал, ведь Люся была очень интеллигентной женщиной, цитировала Пушкина. Но благодаря ей меня отвезли к лучшему травматологу Москвы и подняли почти из пепла".
Она была преданным и искренним другом. Когда критики разгромили роман Пастернака "Доктор Живаго" и по московским улицам ходили толпы "протестующих трудящихся" с транспарантами, Целиковская не побоялась - купила огромный букет цветов и бросилась на дачу к писателю - знала, что именно там он прячется от всего мира. Увидев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь: "Борис Леонидович, откройте, это я - Люся Целиковская!".
Целиковская была едва ли не единственной, кто боролся против изгнания из Вахтанговского театра Евгения Симонова (того самого, что когда-то подслушивал, как она читает стихи), об этом свидетельствует стенограмма общего собрания труппы. "Я вошла в этот дом девочкой!" - сказала она тогда.
У нее было счастливое качество - она умела радоваться жизни и никогда не унывала. Ее мама когда-то сказала о ней: "С Люськой так легко жить, она встанет утром и поет, поет". Ее жизненным девизом были слова Кафки: "Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно".
Что бы ни случалось, она никогда никому не жаловалась. Поэтому, когда сын приехал к ней больницу и она сказала: "Что-то мои дела плохи!", он понял - это все. Через два дня Людмила Васильевна Целиковская умерла. Это случилось 6 июля 1992 года, ей было 72 года...
У Целиковской был рак, но диагноз от нее скрывали. Сын просил врачей и медсестер не говорить матери, какие лекарства ей колют. Знал: она непременно возьмет энциклопедию и все узнает сама. Ей сделали операцию, после которой она прожила еще полтора года - даже в театре играла, только последние четыре месяца своей жизни провела в больнице. Близкие знали, что болезнь не отступила, но виду не подавали. Даже навещая Людмилу Васильевну в больнице, сын шутил и смеялся, и она говорила улыбаясь: "Если Саша хохочет, значит, все в порядке".
Людмилу Целиковскую похоронили на Новодевичьем кладбище. Ее последний муж Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы от него тоже не было...


Леонид КРАВЧУК: "За 10 лет Кучма настолько осточертел, что многим на него и смотреть не хотелось. Как говорили в моем селе: "Нехай гiрше, аби iнше"
Домогаров окольцевал Марину Александрову
Кэтрин Зета-Джонс и Майкл Дуглас ездят по Уэльсу на старой "шкоде"
Земфира завязала?
Лучшим футболистом планеты стал Андрей Шевченко, а лучшим художником Европы - Сергей Поярков
Мария Шарапова не пустила соперницу в самолет
Во Львове Глюк’Ozу забросали яйцами
Аллегрова обматерила поклонницу, а Распутина избила редактора
Верник расстался с женой
Кортни Лав беременна
Томми Ли хочет в психушку
Скрипка отказался от звания заслуженного артиста
"Татушка" нашла жениха
Мария Арбатова обиделась на "Розыгрыш"
Лидеры возникают внезапно, как насморк или понос
Павло ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ: "Я мiг би порадити актрисi Сумськiй, як жити: чесно i правдиво в словах i вчинках"
Евгений ПАПЕРНЫЙ: "Бульвар Гордона" многогранен, как стакан"
Ксения СОБЧАК: "Мое лицо далеко от идеала: неправильный прикус, не очень красивый нос... Красоткой меня уж точно не назовешь"
Татьяна Недельская сбежала на "Песню-2005" прямо со своего дня рождения
Стас ПЬЕХА: "Я мог уйти из дому и возвратиться только через месяц. Гулял в дворовых компаниях, сорил деньгами. У меня даже оружие было"
Бард Олег МИТЯЕВ: "Жен у меня было три. Или все-таки четыре... Честно говоря, не считал"
Чтобы вернуть Целиковскую, Жаров купил ей черный жемчуг, отдав за него чемодан денег
"И всем нам такая команда нужна, чтоб снова ходили мы на Блохина!"
Дякую тобi...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги