В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Разбор полетов

Павел ЗИБРОВ: «Если у нас отнимут квоту на украинскую музыку, многие музыканты пойдут на базар торговать китайской обувью или носками»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 21 Мая, 2010 00:00
Верховная Рада зарегистрировала новый законопроект о телевидении и радиовещании.
Резонансный законопроект Елены Бондаренко, главы подкомитета по вопросам теле- и радиовещания, предусматривает отмену 50-процентной квоты для украинских артистов и авторов песен. Проще говоря, если раньше в эфире наших радиостанций и телеканалов должно было быть 50 процентов отечественной музыки, то вскоре вещатели получат право самостоятельно выбирать, что им крутить. На все 100 процентов. Руководителей FM-станций такая перспектива только радует. Большинство украинских исполнителей перестали производить конкурентоспособный продукт, поэтому в квоте нет необходимости, считают они. Какого мнения придерживаются сами украинские исполнители и композиторы, поинтересовался «Бульвар Гордона».

«ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ ПОДДЕРЖИВАТЬ СВОЕ, КТО НАС ПОДДЕРЖИТ?»

- У меня шок, - признался Павел Зибров. - И оттого, что в Закон «О телевидении и радиовещании» собираются внести такую поправку, и от мотивации: мол, украинской музыки недостаточно. Хочется посоветовать Елене Бондаренко, если она считает себя патриоткой, встретиться с нашими артистами. И чтобы каждый пришел и подарил ей хотя бы одну пластинку. Уверен, она откроет для себя новые имена, узнает, что мы на свете есть, и, может, даже обрадуется.

Люди добрые, если мы не будем поддерживать свое, кто нас поддержит? Может, киргизы или китайцы? Где еще крутить украинских исполнителей, как не в Украине, и на чем будут воспитываться наши дети, если они не будут слышать украинскую песню, если мы уничтожим эту квоту, которая есть в каждой уважающей себя стране?

Германия 70 процентов эфира немецким артистам отдала, Франция своим - 85, Турция - вообще 90. Они пропагандируют свою культуру, потому она и развивается. А если наши законодатели не защищают свое, значит, они защищают чужое.

50-процентной квоты и так никто не придерживался, все обходили закон как могли. На одних радиостанциях было 10 процентов нашей музыки, на других - 20. Но если мы то, чего фактически не было, еще и на бумаге отменим, наступит полнейший бардак.

Конечно, я могу понять, что Елена Бондаренко не знает о нас. Если бы на радио действительно звучало 50 процентов песен в исполнении украинских артистов, она бы слушала их в машине, дома, в парикмахерской... Но закон не выполняется, и надо за этим следить, а не поправки в него вносить.

Депутат говорит, что она в архивах искала отечественную музыку и не нашла. В каких архивах? Это когда-то был единый архив Гостелерадио, а сейчас множество радиостанций и у каждой своя база. Недавно я был на «Ретро FM», так программный директор чуть ли не с порога заявила: «Павел Николаевич, срочно давайте записи!». Я тут же отдал ей 20 песен, записанных с оркестром, проведенных через новейшую аппаратуру.

Не надо рыться в архивах, позвоните любому исполнителю - и вам с удовольствием предоставят столько песен, что каждый день будете слушать и года не хватит. На любом радио без труда найдут Яремчука, Ротару, Васю Зинкевича, Аллу Кудлай, Билоножко, Зиброва, Бобула... Зачем говорить, что этой музыки нет или что она не интересна? Получается, два прихлопа, три притопа, «поющие трусы» - интересно, голубые - интересны, а нормальная песня - нет?

Из-за такого отношения опускаются руки, потому что музыка пишется и просто складывается в тумбочку. Да, есть ряд исполнителей, которыми активно занимаются продюсеры, но 80 процентов украинских артистов не раскручиваются вообще. А если еще и квоту отнимут, думаю, многие музыканты пойдут на базар торговать китайской обувью или носками.

Почему депутатам не вмешаться туда, куда необходимо? Вот смотрите: никто у нас не соблюдает Закон «Об авторском праве». Я, например, получаю от силы 300 гривен авторских в месяц. Это просто смешно, потому что такие песни, как «Женщина любимая» и «День народження», крутят каждый божий день: «Дядя Вася поздравляет тетю Груню и дарит ей песню Павла Зиброва». Я в день должен получать пять тысяч гривен, а получаю три копейки. Из России и Прибалтики, где мои песни поет Ивар Калныньш, больше приходит. Это нормально, да? Но вместо того, чтобы за эту проблему взяться, мы отменяем квоту.

«У НАС ГОРАЗДО ВЫГОДНЕЕ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ, ЧЕМ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН»

- Речь идет об игре, в которую никто не играл, - уверен Юрий Рыбчинский. - Все равно у нас было минимум 70 процентов русского эфира, хоть это и противозаконно. Отмена квоты просто приведет к тому, что де-юре совпадет с де-факто, потому что в Украине до сих пор нет системы наказания за правонарушение.

По мнению руководителей радиостанций, большинство украинских исполнителей перестали производить конкурентоспособный продукт, а вот сами артисты считают иначе

Ну, допустим, назначают человека, который должен проверить, как соблюдают закон. Он думает: «А что я буду с этого иметь?». Предупреждает радиовещателя, получает деньги и докладывает: все нормально, в такой-то день было 50 процентов украинских исполнителей. В той же России дело обстоит иначе, потому что у них есть система наказания. Там даже авторские начисляют заранее, чтобы не иметь дел с налоговой, потому что в один прекрасный день придут, прищучат и закроют. А у нас владельцам радиостанций гораздо выгоднее давать взятки чиновникам, чем соблюдать закон, за нарушение которого, как правило, ничего не бывает.

- С такой поправкой мы просто тихо-мирно отдадим эфир российской попсе, - констатирует Николай Мозговой, - и со временем Елене Бондаренко придется сменить фамилию - стать какой-нибудь Бондаревой. Все к этому шло 19 лет, нас и так не крутили, чего теперь плакаться? Где вы сейчас слышите украинскую песню? Да нигде. Хотя, может, это подтолкнет украинских музыкантов работать еще лучше, кто знает... Если поправку примут, родина будет знать своих героев - стоящих артистов всегда будут заказывать.

- Честно говоря, не хотелось бы, чтобы приняли такой закон, - говорит Ирина Билык, - потому что украинских исполнителей хотя бы стали знать и уважать после того, как в эфире появилось 50 процентов нашей музыки. Мне вроде и не о чем беспокоиться, мои песни часто звучат на радио. Но, как говорится, за державу обидно. Я бы вообще сделала так, чтобы в эфире было 70 процентов песен украинских исполнителей и только 30 - зарубежных.

«ПОЧТИ ВСЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ НАШИХ РАДИОСТАНЦИЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОССИИ»

- Понятие «украинская музыка» на радиостанциях часто заменялось тем, что комментарии велись на украинском языке, а крутили после этого зарубежных артистов, - отмечает Александр Злотник. - Поскольку я вхожу в Национальный совет по вопросам морали и духовности, я знаю, что мониторинг FM на этот счет проводили. На некоторых было 5 процентов наших песен, 10, 15... Нигде, кроме Украинского радио, закон не соблюдали. А поправка, о которой вы говорите, приведет к исчезновению украинской песни как таковой, к убиению, вот и все. Почти все владельцы наших радиостанций - представители России, поэтому украинского исполнителя и композитора они просто задавят.

А то, что у нас нет музыки, чтобы заполнить 50 процентов вещания, - абсурд. Я хоть сейчас могу дать порядка 100 новых песен, лишь бы обратились. Так не обращаются - неформат. Хотя думать, что радио слушает одна прозападная молодежь, неправильно. Музыка должна быть до кольору до вибору, для разных слоев населения. Есть множество стариков, людей среднего возраста, для которых песня на радио - та бесплатная радость, которой их нельзя лишать.

- Мне кажется, надо делить артистов не на украинских и зарубежных, а на профессиональных и не очень, - считает продюсер Таисии Повалий Игорь Лихута. - Если артист хороший, он будет в радиоэфире и на телевидении, несмотря на все поправки. Если же его продукция не нравится людям, не пользуется спросом, то, как говорится, насильно мил не будешь.

- Обо всех говорить не буду, скажу только, что «Скрябина» крутят очень редко, - признается Кузьма Скрябин. - В основном на радио звучит среднестатистическая ширпотребная музыка - это и есть пресловутый формат. И, честно говоря, законы в Украине мало кто соблюдает, поэтому думаю, что с принятием поправки в эфире мало что изменится. Для меня одна из основных проблем - разместить песню в эфире, особенно если она не танцевальная, а серьезная, со смыслом.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось