Как надоело умирать!
Одному из лучших советских артистов выпала яркая интересная судьба, счастливая лотерея, и даже в последние свои месяцы и дни он выглядел живым, настоящим и красивым.
«Безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами. А что сделал ты из-за любви к девушке?».
Когда-то фраза Волшебника из «Обыкновенного чуда»: «А что сделал ты из-за любви к девушке?» влюбила меня в Олега Янковского на всю жизнь, а слова его барона Мюнхгаузена: «Серьезное выражение лица — еще не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь...» стали моими любимыми в жизни словами.
Уже после его смерти, в сотый раз пересмотрев «Полеты во сне и наяву», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и даже советскую мелодраму «Влюблен по собственному желанию», захлебываясь от слез и не забывая при этом улыбаться, я подумала, что мне всегда не меньше, чем смотреть на Янковского, нравилось его слушать. У него был невероятно магнетичный голос, сексуальный тембр, легкий и обаятельный дефект речи...
«Черт возьми, — устало вздыхал барон, перед тем как уйти по веревочной лестнице в небо, — как надоело умирать». Эта лестница, еще недавно выглядевшая в фильме Захарова несколько по-бутафорски, воспринимается сегодня на удивление символично. «Прощайте, господа! Сейчас я улечу. Мы вряд ли увидимся. Когда я вернусь, вас уже не будет»...
«Мне трудно это представить», — лаконично сказал о смерти Янковского Георгий Данелия. Это невозможно представить. Не нужно. Надоело умирать!
В конце концов, жизнь — не столько количество прожитых лет, сколько их качество. Одному из лучших советских артистов выпала яркая интересная судьба, счастливая лотерея, и даже в последние свои месяцы и дни, когда газеты наперегонки бросились публиковать бюллетени о состоянии его здоровья с отвратительными подробностями и неприличными комментариями онкологов, он выглядел живым, настоящим и красивым. До поры до времени судьба хранила и оберегала его, он же никогда не заискивал перед ней, не шел наперекор и свою последнюю трагедию принимал как данность.
«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
Он работал до последнего дня и очень боялся оказаться ненужным и заброшенным бывшим известным артистом, деградировавшим от вынужденного безделья в злого, желчного и обиженного старика. Болезнь изменила его внешне, но стариком он так и не стал, успев уйти по веревочной лестнице рано утром, 20 мая, простившись только с самыми близкими.
Павел Лунгин, в фильме которого «Царь» Олег Иванович сыграл, возможно, свою лучшую роль, называл Янковского «либертином». Конечно, либертин — раскрепощенный, талантливый, вальяжный, элегантный, ироничный, аристократически изящный... Правда, он был не один такой в советском кино.
В эпоху радикальной смены культурного контекста и зарождения нового культурного слоя очередной раз удивляешься, как много талантливых и ироничных аристократов уже ушло от нас по веревочным лестницам — Павел Луспекаев, Ефим Копелян, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Ролан Быков, Леонид Быков, Александр Кайдановский, Владислав Дворжецкий, Олег Борисов, Анатолий Папанов, Андрей Миронов... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.
Главный либертин советского кинематографа родился в 1944 году в поселке Джезказгане Казахской ССР в мужской праздник 23 февраля в семье репрессированного. Отец — выходец из польских дворян, штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка — дважды сидел в сталинских лагерях, дважды выпускался и умер, когда Олегу было девять лет. Мать-бухгалтер поднимала трех сыновей сама. Актером стал случайно. Уже в Саратове собирался в медицинский, увидел объявление о наборе в театральный. Поступил. Выяснилось, что приняли не его, а брата Николая, который, работая на заводе, тайно сдавал экзамены в вуз. Брат почему-то уступил Олегу свое место...
В 1973 году Марк Захаров пригласил молодого артиста из Саратова к себе в «Ленком». Этому театру Олег Иванович останется верен до конца своих дней, ни разу ему не изменив «из этических соображений». Фильмы Захарова с участием Янковского покорят весь истосковавшийся по обыкновенному чуду Советский Союз, «Зеркало» и «Ностальгия» Тарковского принесут признание на Западе, «Полеты во сне и наяву» Балаяна с неприкаянным и лишним Макаровым станут библией и манифестом советской интеллигенции. Завидная судьба, необычная, редкая. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь...
За всю жизнь он не произнес ни одной публичной глупости и гадости, не обидел и не разозлил никого из своих чувствительных коллег, к нему не прилипла ни одна сплетня, он был единственный раз пожизненно женат, у него нет ни одной стыдной работы. Сказав столько всего замечательного со сцены и с экрана, Олег Иванович всегда тщательно подбирал слова, избегал высоких фраз, экстравагантных поз, театральных жестов и деликатно умел держать правильную дистанцию.
Премьера «Царя», в котором Янковский сыграл митрополита Филиппа — главного оппонента кровавого самодура-самодержца Ивана Грозного, состоялась на Каннском кинофестивале, за три дня до кончины актера. «Я искал лицо благородства...» — вспоминал Лунгин, объясняя свой выбор Олега Янковского на роль Филиппа Колычева.
Поразительно, но этот породистый красавец-мужчина с «лицом благородства», всеми любимый и обожаемый, никогда не оказывался в зоне повышенного суетливого внимания, в эпицентре скандала. Его совершенно не испортила ни коммунистическая, ни капиталистическая действительность, не украсило звание народного артиста Советского Союза, мало кто помнит его премии и награды, и даже у самых унылых и серьезных газетных поденщиков не поворачивается язык назвать его сегодня великим, хотя этот громоздкий и сомнительный титул, словно тавро, давно уже ставят на каждом втором деятеле искусства, культуры и спорта.
Он ушел до обидного рано, не превратившись в статусную звезду, бывшего кумира, постаревшего секс-символа, кого-то еще... Его невозможно пристроить в некий ряд, подыскать для него подходящее место. Янковский плохо смотрится в бронзе, на пьедестале. Надеюсь, на Новодевичьем моему любимому артисту поставят человеческий памятник. Хорошо бы с цитатой из барона Мюнхгаузена. «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».

Продюсер Алена МОЗГОВАЯ: «В номере Светы Лободы слишком много всего намешано. Сало, вино и гвозди в одном стакане. А где певица? Она потерялась...»
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто смог состояться духовно. Представляю, как будет тяжело умирать Абрамовичу...»
Актриса Светлана ТОМА: «Встреча с режиссером Эмилем Лотяну на троллейбусной остановке в Кишиневе пустила мою жизнь по совершенно иному руслу. Нас связывали странные, мучительные отношения...»
Звезда сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон выходит замуж за свою подружку
65-летний Хулио Иглесиас станет отцом в девятый раз
Долина рассталась с мужем после 11 лет брака
Актеров Сергея Шакурова и Виктора Проскурина срочно госпитализировали
Орландо Блум женится на модели
Как надоело умирать!
Петр МАМОНОВ: «Люблю блатную жизнь, но воровать боюсь»
В столице пройдет Первый Киевский международный кинофестиваль
Блеск и нищета соотечественников
Легендарный советский правозащитник и диссидент, министр и вице-премьер четырех правительств Израиля донетчанин Натан ЩАРАНСКИЙ: «Путин сказал мне: «И синагоги я открываю, и чуть ли не каждый день на бар-мицвы хожу — везде у евреев ленточки перерезаю. Разве что обрезание сам не делаю, да и то потому, что боюсь промахнуться»
Новые приключения папы Карло
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги