Сын Евгении МИРОШНИЧЕНКО Игорь ШКОЛЬНЫЙ: «Мне все время кажется: мама позвонит и что-то спросит...»
В 1961-м Мирошниченко стажировалась в миланском театре «Ла Скала», с 1957 по 1990 год была солисткой Национальной оперы, с 1980-го преподавала в Киевской консерватории. В 1990-м стала профессором, в 2002-м учредила Международный благотворительный фонд своего имени.
Она всегда переживала за родную культуру, но любимое детище Евгении Мирошниченко - Малая опера - так и не появилось на свет при жизни певицы. На родине не нашлось денег на онкологическую операцию для Евгении Семеновны. Благотворитель, отправивший ее на лечение в Германию, отыскался в Москве (правда, бывший львовянин). И ведь ее вылечили от страшной болезни, что подтверждали немецкие светила медицины. Только не выдержало сердце - слишком много любившее, слишком о многом переживавшее...
«ВОЗМОЖНО, РУКОВОДИТЕЛИ ГОРОДА И СТРАНЫ ВСПОМНЯТ, ЧТО ПРИБЛИЖАЕТСЯ «ЕВРО-2012» И В УКРАИНУ МНОГИЕ ПРИЕДУТ НЕ ТОЛЬКО РАДИ ФУТБОЛА»
- Игорь Григорьевич, когда Евгения Семеновна распевалась дома во всю мощь своего голоса, соседи бунтовали?
- Не знаю, как они, а я дверь в свою комнату закрывал поплотнее. Театральный зал ведь раз в 300 больше, чем наша квартира, и то слышно в каждом уголке. Но дома она занималась мало, в основном в театре. Пока ее преподавательница Донец-Тессейр была жива, мама занималась у Марии Эдуардовны, хотя давно окончила консерваторию. Совершенствовалась все время.
- И так же требовательна была к своим ученицам...
- Она давала им возможность выйти на сцену во время концертов в Киеве, Харькове и других городах, многие девчонки ездили на международные конкурсы. В консерватории другого такого преподавателя просто не было. Да и сейчас в Оперном около десятка ее питомиц: Оля Нагорная, Оксана Терещенко, Катя Стращенко. Оля Пасечник поет в Польше, Оксана Верба - в Японии, Екатерина Абдуллина - в Италии. Валя Степова стала народной артисткой Украины. Михаил Дидык - тоже народный артист Украины - выступает на лучших мировых оперных сценах. Кстати, с ним редкий случай - Миша - тенор, а учился у женщины...
- ...да еще с таким высоким голосом - колоратурным сопрано...
- Другой мамин ученик - Сергей Ковнир - вообще бас...
Между прочим, готовясь к роли Лючии, которая по сюжету оперы в припадке безумия убивает своего нелюбимого мужа лорда Артура, мама приехала в психиатрическую клинику и попросила главврача Якова Фрумкина показать ей душевнобольных. Потом пригласила Якова Павловича на премьеру, чтобы он оценил ее перевоплощение. По легенде, на его вопрос: «Как вы поймете, что ваша работа мне показалась достоверной?» - она ответила: «Если после спектакля возле театрального подъезда будет стоять машина из вашей больницы»...
![]() |
| Евгения Семеновна с сыновьями Олегом и Игорем, 1974 год. «Мама очень много работала, но от природы получила уникальный голос и большой актерский талант» |
Мама очень много работала, но от природы она получила уникальный голос и большой актерский талант.
После представления оперы в Германии одна из маминых знакомых привезла оттуда газеты. Немецкие музыкальные критики были поражены и голосом Мирошниченко, и тем, что в некоторых сценах она пела сидя, что очень тяжело физически.
- 9 июня в Национальной опере состоится вечер, посвященный 80-летнему юбилею Евгении Семеновны...
- На нем мы представим проект «Евгения Мирошниченко назавжди» - два аудиодиска из первого альбома включают записи из архивов Украинского радио (оперные арии и камерную классику). Плюс видеодиск с небольшим документальным фильмом Олега Биймы и буклет на русском, украинском и английском языках.
Планируем, что во вторую часть проекта войдут два СD украинских народных песен, в третью - моноопера Виталия Губаренко «Нежность», в четвертую - записи из архивов Всесоюзного радио (на Москву планирую выйти с помощью сотрудников Украинского радио, Большого театра, надеюсь и на помощь московских журналистов), в пятую - фильмы Олега Биймы «Образы» и «Лючия ди Ламмермур».
- К сожалению, до сих пор так и не решен вопрос с Малой оперой, о которой мечтала и для которой столько сделала Евгения Семеновна.
- Как реалист, я понимаю, что Клуб трамвайщиков на Лукьяновке под этот проект теперь вряд ли отдадут, если это не получилось при маминой жизни. Уже после того, как мамы не стало, я услышал, что в Киеве есть и другие здания с прекрасной акустикой, подходящие для Малой оперной сцены, - например, Дом культуры в Дарнице, который пусть и расположен на Левом берегу, зато в красивой зеленой зоне. Возможно, руководители города и страны вспомнят, что приближается «Евро-2012» и в Украину многие туристы приедут не только ради футбола...
«МАМА МОГЛА ПОКРИЧАТЬ, КОНЕЧНО, НО ЛЮБИЛА ВСЕХ, БУКВАЛЬНО ВСЕХ!»
- Близкая подруга вашей мамы Роза Ванеева вспоминала, что впервые Евгении Семеновне стало плохо с сердцем в 35 лет, когда ее хотел оставить в Японии какой-то высокопоставленный руководитель Страны восходящего солнца...
- Об этом не знаю, но, думаю, речь шла о другой истории - с Фиделем Кастро. Мама рассказывала: когда делегация СССР должна была ехать на Кубу, на самом верху настоятельно желали, чтобы Мирошниченко была там. Отцу пришлось уложить маму в больницу.
- Известный «женский» врач и красавица-артистка - они ревновали друг друга?
- Родители развелись, когда мне было 10 лет. Если бы меня тогда спросили, была ли между ними ревность, я бы не понял, что это такое. Я ни разу не был свидетелем их разговоров на повышенных тонах. Отец действительно понимал: мама - всеобщая любимица и не может быть в стороне от людей...
Даже уйдя от папы, мама всегда спрашивала нас с братом: «Вы сегодня отцу звонили?». О нем как о специалисте (он работал в Октябрьской больнице) говорила только в превосходной степени, рассказывала, скольких людей он спас. Как акушер-гинеколог отец обладал бесценным качеством (тем более в то время, кода не было УЗИ и другой подобной аппаратуры) - на основании осмотра и анализов ставил диагноз практически безошибочно.
Кстати, об истории с Фиделем Кастро я узнал уже достаточно взрослым. Как и о том, что в юности у мамы был горячий поклонник - румынский баритон Николае Херля. Она его очень любила и была готова выйти за него замуж, но в таком случае должна была остаться в Румынии.
- Мама была строгой?
- Да ну что вы! Любила всех, буквально всех! Могла покричать, конечно. Однажды, году в 1973-м, когда мы еще жили в квартире напротив Оперного театра, ушла на репетицию, а мы с братом (мне - 11, ему - девять с половиной) особенно разрезвились. Я размахнулся, случайно попал по люстре (низкие потолки!) и сбил несколько подвесок. Убрать не успел - мама почему-то вернулась раньше обычного. Увидела на полу хрустальные осколки, схватила злополучный ремень...
Мне было больно, конечно, а что потом случилось с ней, трудно описать. Чуть ли не «скорую» пришлось вызывать - так переживала. В общем, тот единственный случай рукоприкладства произвел на нее гораздо большее впечатление, чем на меня.
- Не просила у вас прощения?
- За что? Я ведь был виноват. Это мне нужно было просить у нее прощения... В школе у меня была тяга ко всякого рода изобретениям, в том числе и взрывных устройств. Однажды подвела ошибка в расчетах. В общем, дядя Саша Шалимов вынимал из меня четырехсантиметровый осколок, застрявший между ребрами как раз напротив сердца. Крови было немного, боли я сначала не почувствовал - в состоянии шока прибежал домой. Успел сказать, что упал с забора и наткнулся на лежащую проволоку. Потерял сознание.
Пришел в себя от дикого крика - мама стояла передо мной на коленях. Вызвала отца, он увидел дыру в спортивной куртке, набрал 03, а потом позвонил Шалимову (дело было воскресным утром часов в 11): «Саша, ты уже проснулся? Ну, едь к себе в клинику. Сейчас привезу сына».
Маме капельницу пришлось ставить - помощь, по-моему, больше была нужна ей. Доставили меня в больницу (мама следом приехала на такси), сделали местный наркоз, разрезали. Александр Алексеевич увидел осколок, прищурился: «Так, говоришь, поволока? Ну-ну...».
Отошел я быстро, анекдоты в палате рассказывал. Выписали досрочно. Шалимов сказал отцу: «Гриша, забирай сына. Он у тебя родился даже не в рубашке, а в бронежилете. Будет жить долго, но пока другим болеть мешает». А мама потом из-за меня провела три месяца в Институте кардиологии имени Стражеско. И каждый день после школы я ходил ее проведывать, сидел возле кровати и твердил: «Мамочка, мамочка, прости меня, прости!».
«27 АПРЕЛЯ СТАЛО ДЛЯ МЕНЯ САМЫМ НЕНАВИСТНЫМ ДНЕМ В ГОДУ»
- Теперь Александр Шалимов похоронен через могилу от Евгении Семеновны...
- Рядом с ней лежат многие: Александр Зинченко, Александр Билаш, бывший вратарь киевского «Динамо» Виктор Банников (его жена была моей учительницей английского языка), Юрий Воинов - тоже футболист.
Мне тетя Валя Беленькая, давняя мамина подруга, работавшая в «Интуристе», рассказывала: «Если бы ты знал, как твоя мама вела себя на стадионе: орала, свистела. Я ее утихомиривала: «Женя, что ты делаешь, тебя же знают!». Они обе жили в то время на улице Красноармейской возле Республиканского стадиона, дружили со всеми динамовцами: футболисты тогда в театр ходили, артисты - на футбол...
- В последний год жизни Евгения Семеновна переборола тяжелую болезнь. Трагедия случилась, когда казалось, что все худшее уже позади.
- Когда она ездила в Германию на повторный осмотр к хирургу-онкологу, ее оперировавшему, тот сказал: операция прошла настолько успешно, что даже специалисты не ожидали такого благоприятного исхода. Мы надеялись, что мама еще столько успеет, ведь ее мать - наша бабушка Сусанна - дожила до 97 лет.
Я понимал: когда-нибудь произойдет неизбежное - любая жизнь, однажды начавшись, рано или поздно заканчивается, но 27 апреля стало для меня самым ненавистным днем в году. Мамы нет третий год, и свыкнуться с этой потерей я не могу.
В 1959 году маму сфотографировали на одном из концертов, потом по этим снимкам на Киевском фарфоровом заводе сделали несколько статуэток. После смерти мамы единственная оставшаяся фигурка досталась мне.
- Мама вам снится?
- Не было ни разу, я вообще сны вижу очень редко.
В последние годы она очень любила разгадывать кроссворды. Бывало, сядет на кухне с девчонками-ученицами, которые у нее жили, и не оторвать их от этого занятия. Часто набирала мой номер: «Сыночка, что это - из семи букв?». Сейчас мне все время кажется: мама позвонит и что-то спросит...


Так кто же тупые — они или мы?
Экс-премьер-министр России Михаил КАСЬЯНОВ: «На прощание Путин сказал: «Если у вас будут проблемы с налоговой службой, пожалуйста, обращайтесь». И добавил: «Но только лично ко мне»
О своих похоронах Эльза Леждей просила никому не сообщать — хотела, чтобы они были немноголюдными
Татьяна Недельская получила высшую журналистскую награду «Золотое перо»
«Чуваки, всьо чотко!»
Обладательницей самой большой груди в мире признана американская стриптизерша Челси Чармс
Анастасию Вертинскую обвиняют в махинациях с недвижимостью
Сын Евгении МИРОШНИЧЕНКО Игорь ШКОЛЬНЫЙ: «Мне все время кажется: мама позвонит и что-то спросит...»
Разруха не в клозетах, а в головах
Сергей СВЕТЛАКОВ: «Если бы в России появился такой вертолет, как у вашего Президента, два человека из-за него точно бы подрались!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги