На линии огня
Никогда еще ни на одном концерте я не видела такого количества людей, совершенно четко осознающих, что они украинцы. Повсеместно — вышиванки, от дорогущих, вышитых мастерицами вручную, до простеньких фабричных, но не менее трогательных, украинские флаги, флажки и флажочки, футболки с национальным гербом и цитатами из Шевченко и Бандеры, желто-синие шарфики и сине-желтые транспаранты с признаниями в любви Украине, «Океану Эльзы» и Вакарчуку лично или запоздалым предложением: «Славка — в президенти!»... Ах да, еще же веночки, венки и целые цветочные короны в этническом стиле на головах у наших панночек, которые, даже если выбрали для похода на рок-концерт рваные джинсы и майку-борцовку, все равно пытались показать, какого они роду-племени.
Глядя на все это, хотелось плакать. Во-первых, оттого, что все эти люди, которые идут и идут нескончаемым потоком на трибуны и в фан-зону и которым вслед говорят испуганные стюарды: «Господи, ну сколько же их? Куда они все?!», решили послушать выступление отечественной группы, а не какой-нибудь мировой звезды. Во-вторых — оттого, что даже самая главная из заезжих звезд, которые у нас когда-либо бывали, поп-королева Мадонна не собирала столько народу, как Вакарчук и его команда. Наконец-то мы начали ценить свое и уважать себя...
Билеты, кстати, были не из дешевых: в самую дальнюю фан-зону, третью, можно было попасть за 300 гривен, посидеть в секторах стоило от 450-ти до двух тысяч. И на огромном стадионе яблоку негде было упасть! Ожидая выхода на сцену своих кумиров, поклонники делали «волну», зажигали фонарики, скандировали: «О-ке-ан! О-ке-ан!». И разумеется, коль уж собрались на спортивной арене, пели известный всему миру хит украинских ультрас: «Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла!».
Молодую группу из Горловки Fontaliza (неплохую, между прочим), приглашенную для разогрева публики, эта самая публика несколько раз освистала — за «привет, Киев!» и попытку поговорить с народом в вышиванках на великом и могучем, которую можно было предпринять разве что от очень большого ума. К счастью, парни не задержались на сцене и большинство песен пели на английском, не на русском...
«Океаны» вышли в 21.30 — через полтора часа после официального начала концерта — и сразу же заиграли «Вставай». Те, кто сидел на трибунах, моментально вскочили, начали пританцовывать, хлопать, подпевать — и весь стадион превратился в огромную фан-зону: никто так больше и не присел. Затем были новая «Стреляй», как нельзя более актуальная, и «На лінії вогню», которую Вакарчук посвятил тем, кто погиб, сражаясь за Украину. Как только он произнес это, в ответ прогремело: «Героям слава!»...
Эту песню народ вдохновенно пел вместе со Святославом, словно второй государственный гимн, и у многих в глазах стояли слезы. «Деточки ж вы, деточки, — приговаривал какой-то мужчина в годах, — почему вы не здесь, не с нами? Простите нас, деточки, это мы во всем виноваты...».
«Ви, напевно, знаєте, яка у нас в країні ситуація, — сказал, обращаясь к публике, Вакарчук, — і у зв’язку з нею мені часто ставлять питання: «Ви вважаєте, що зараз саме час розважатися, їздити в тури, святкувати 20-річчя групи?». Сьогодні теж спитали — журналісти. Я відповів, що цей концерт, присвячений 20-літтю «Океану Ельзи», — не розвага. Це єднання, спроба ще раз, укотре, показати, що ми єдині, спроба зібратися разом, аби згадати, хто ми є, за що і заради чого боремося. І згадати тих, кого з нами, на жаль, уже немає...».
О реакции зрителей на слова и песни Славка можно отдельный материал писать. Мне кажется, такого понимания и такого, действительно, единения с публикой ни у кого из артистов, выступавших последнее время в Киеве, не было. Грубо говоря, если бы Вакарчук с этой сцены, подсвеченной синим и желтым, указал на какую-нибудь стену или здание и приказал: «Снесите!» — люди тут же, не задумываясь, снесли бы, и зачем это надо, никто бы не поинтересовался.
А фотографы, которые гуляли по стадиону, могли бы с одного только этого концерта «настрелять» целую фотовыставку о человеческих эмоциях и чувствах: там, слившись в поцелуе и не отрываясь друг от друга, уже минут 20 танцует влюбленная пара, там папа с четырех-пятилетней дочуркой на плечах подпрыгивает, а девчушка хохочет и кричит: «Хто не скаче, той москаль!», а вон там отрываются по полной европейского вида, прихиппованные слегка, бабуля с дедулей. Для них каждая песня — медляк, им совершенно все равно, что за ритмы, правда, надеются услышать одну-единственную вещь: «Така, як ти, буває раз на все життя, і то із неба...». «Не дивись так на нас, донечко, у нас сьодні 50-та річниця. Як це у вас, у киян? Золотая свадьба, да?». — «А звідки ви будете?». — «Родом западенці, а так узагалі давно вже іспанські бандерівці...».
Такое впечатление, что украинцы вливались в украинский «Океан» со всего мира по капельке — не только из разных уголков нашей страны. И каждому достался свой кусочек счастья: кто хотел новых песен — получил композиции с диска «Земля», кто пришел поностальгировать — услышал «Модель», «Кішку» и «Квітку», кто, как говорится, мечтал хором попеть и всласть покричать — пожалуйста: «Холодно», «Зелені очі», «Я не здамся без бою». А в самом конце, после, пожалуй, пятого выхода на бис, звучала «Відпусти», которую знают, без преувеличения, во всем мире. Во всяком случае, не так давно я слышала ее в Париже — из уст афрофранцуженки, кассирши парфюмерного магазина. Похоже, жители Западной Европы в обязательном порядке учат два украинских хита — этот и «Ла-ла-ла-ла»...
Те, кто надеялся еще раз увидеть на сцене «Океан» в старом, самом звездном и самом виртуозном, составе, тоже были довольны — когда к Вакарчуку на сцену поднялись Шуров, Хусточка, Глинин и Гудимов. И когда Святослав поклонился им до земли со словами: «Якби не ці люди, не стояв би я тут перед вами сьогодні і всього цього не було б». Единственный из музыкантов, которого тоже очень ждали и который так и не поучаствовал в концерте, — Петр Чернявский, оставивший «Океан Эльзы» в 2013-м.
Зато с Вакарчуком дуэтом спел победитель недавнего «Голоса країни» Игорь Грохоцкий, причем такую песню, о которой никто даже не догадывался, что она группе «Океан Эльзы» принадлежит, потому что исполнял ее раньше Александр Пономарев. И даже клип снял — «Він чекає на неї», где бедную Золушку, у которой «голодні діти», сыграла небезызвестная светская львица Влада Литовченко. Надо сказать, у Святослава и Игоря получилось убедительнее — хотя бы потому, что Влада рядом не страдала...
Провожали прежний состав со сцены (да и теперешний, в принципе, тоже) небывалыми овациями, звучавшими, как хороший салют. Так провожают победителей — до следующей встречи. До следующей победы, которая непременно будет, поскольку верит в нее невероятное количество народу. «Сколько людей пришло? Ну, мы надеялись тысяч на 60, — говорили мне работники НСК «Олимпийский», но в итоге гораздо больше — тысяч 70 точно. Дай Бог каждой группе и каждому артисту!».
Единственное, что, на мой взгляд, немного не то чтобы омрачало праздник, но выглядело странновато в этой атмосфере всеобщего единения, — это повсеместная и не совсем уместная реклама «МТС». И мне бы очень хотелось поинтересоваться у Вакарчука, который с экрана рекламирует услуги этого российского мобильного оператора, что же все-таки его заставило — при столь правильных и искренне патриотичных взглядах — в той рекламе сняться, ведь пророссийскую деятельность «МТС» даже доказывать не надо.
Любой абонент-крымчанин, к примеру, расскажет вам о призывах пойти на референдум за вхождение в состав России, которые слышал в своем телефоне 16 марта. А те, кто на материковой части страны живет, давно уже переделали эмтээсовский слоган «Розкажи світові про Україну» в «Розкажи ФСБ про Україну». И честно говоря, не очень обрадовались ни партнерству «Океанов» и этого оператора, ни по-советски красным шарикам с его логотипом, летавшим по стадиону...

В 1943 году Евгений МОРГУНОВ отправил письмо «лично товарищу Сталину»: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня, пожалуйста, в актеры! Я работаю на заводе болваночником, но хочу быть в искусстве». Вскоре на имя директора завода пришел ответ: «Направить товарища Моргунова Е. А. в Московский камерный театр в качестве актера вспомогательного состава. Сталин»
Кардиохирург Борис ТОДУРОВ: «Я ехал в Крым морпехам помочь, в итоге спас от инфаркта маму Аксенова»
Лидер «Правого сектора» Дмитрий ЯРОШ: «Я верующий, христианин, и знаю, что без позволения Господа Бога ни один волос с головы человека не упадет. Ну, придет время — ликвидируют меня, не придет — еще поживу...»
Личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева Виктор СУХОДРЕВ: «КОГДА БЫВШИЕ КОЛЛЕГИ ПРЕДЛОЖИЛИ МОЕМУ ОТЦУ, ЧТОБЫ Я ТОЖЕ ПОШЕЛ В РАЗВЕДКУ, ОН ИМ ОТВЕТИЛ: «ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ МОЙ ТРУП»
Ничто не проходит бесследно
Александр КОРОТКО. Небо, сдавайся!
На линии огня
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги