Дочь Аркадия РАЙКИНА Екатерина: «Никаких отношений с Юрием Яковлевым я не поддерживаю ровно столько лет, сколько нашему сыну. То есть 48...»
«Я ВИДЕЛА РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ МЕСЯЦА ТРИ В ГОДУ»
— Екатерина Аркадьевна, расскажите, как получилось, что в свои 12 лет вы уже вышли на сцену такого солидного театра, как Вахтанговский?
— С моим дебютом в Вахтанговском связана интересная история. Такое неожиданное, счастливое стечение обстоятельств. Родители возвращались в Ленинград в поезде вместе со знаменитым режиссером и театральным художником Николаем Павловичем Акимовым. Он зашел к ним в купе и сказал, что сейчас на гастроли в Питер приезжает Вахтанговский театр и в спектакль «Отверженные» им срочно нужна Козетта, потому что девочку, играющую эту роль, родители не отпустили на гастроли. Был уже сентябрь, началась школа и так далее. «Вы случайно не отдадите Катю в спектакль?» — поинтересовался Акимов. Папа говорит: «Давайте у нее спросим...».
Ну и, как только они приехали и у меня спросили, я тут же помчалась на репетицию. С этого момента судьба моя, можно сказать, решилась, я завязла в театре на всю жизнь.
![]() Вторая слева — Руфь Марковна, рядом ее сестра, затем: Аркадий Исаакович, Михаил Державин, Екатерина Райкина с двоюродным братом Леней на руках, впереди — Костя Райкин |
Когда через два года вахтанговцы опять приехали к нам с гастролями, я вновь играла в их «Отверженных», и Рубен Николаевич Симонов, тогдашний художественный руководитель театра, сказал: «Приезжай поступать в Москву, после чего мы возьмем тебя к себе, ты — наша».
Пожалуй, с тех самых пор я ясно видела свою цель — именно Театр Вахтангова. Приехала в Москву, в 1955 году поступила в Щукинское и с первого курса играла в репертуарных спектаклях. Тогда была такая практика — привлекать студентов в массовки, маленькие эпизоды, поэтому на третьем курсе у меня уже были две главные роли.
— Родители спокойно восприняли ваше решение стать актрисой?
— В нашей семьей атмосфера была творческая. С папой мы всегда любили вместе играть, что-то изображать, у нас были с ним такие особенные игры, свои...
Как-то на даче, когда мне было лет 10, мы с детишками организовали спектакль «Красная шапочка», в котором я играла Шапочку. Посмотреть на нас собрались актеры, режиссеры, балетные артисты, отдыхавшие под Ленинградом... Знаменитый актер и режиссер немого кино Владимир Гардин, посмотрев наши детские забавы, сказал тогда обо мне: «Эта девочка уже артистка». Так что путь в профессию был предопределен с раннего детства. Да и актерство у меня в крови.
— Наверное, во многом на ваше решение повлиял и отец? Силой своего таланта, масштабом личности...
— К огромному сожалению, мы мало с ним виделись. Все мое школьное время они с мамой постоянно были в разъездах, уезжая не только в разные города, но и в разные страны... Я видела родителей в общей сложности месяца три в году. Жила с бабушкой и с нетерпением ждала папу с мамой, безумно по ним скучала...
— Мама тоже ведь была актрисой?
— Да, актрисой папиного театра — Руфь Марковна Иоффе. Она была талантливой, многогранной, просто энциклопедически образованной, хорошо писала... Ее печатали в престижных журналах — «Новый мир», «Юность», «Знамя»... А в «Пионере» публиковались ее рассказы для детей, которые мама стала писать ради Кости — он ее на это вдохновил.
Близкие и друзья называли ее Рома, и когда встал вопрос о ее театральном и литературном псевдониме, Рина Зеленая предложила: а пусть и будет Рома. Так и порешили — Р. Рома.
«ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА ПАПА ПРИГЛАСИЛ МАМУ В КИНО И, ЕДВА НАЧАЛСЯ СЕАНС, ПРОШЕПТАЛ: «ВЫХОДИТЕ ЗА МЕНЯ ЗАМУЖ!»
— Вам известна история знакомства родителей?
— В общих чертах... Мама была замечательная красавица, и папа влюбился в нее с первого взгляда. Он как-то выступал в школе и обратил внимание на яркую старшеклассницу. Потом случайно встретил ее на Невском, но не решился заговорить, и только года через три они случайно встретились в институтской столовой.
После нескольких фраз папа пригласил маму в кино и, едва начался сеанс, наклонился к ней и прошептал: «Выходите за меня замуж!». Они очень любили друг друга, мне кажется, без мамы папа бы просто не смог... Все свои многочисленные таланты Ромочка отдала ему.
![]() Катя, мама Рома, Костя и папа. 1982 год |
— Вам не обидно за маму?
— Часто женщины талантливых мужей не готовы во имя любви, совместной жизни, благополучия детей жертвовать собой. А мама жертвовала, причем без сожаления.
Она очень любила папу и понимала, кто такой Райкин. Папа это чувствовал и был очень ей благодарен. Кстати, он ухаживал за мамой, когда она серьезно заболела и после инсульта прожила 15 лет практически без речи.
— Аркадий Райкин и юмор — слова-синонимы. В вашей семье ощущалось то веселье, которое Аркадий Исаакович буквально распылял вокруг себя, когда выходил на сцену?
— Нет, сплошного веселья дома у нас не было. Папа был ведь очень больным человеком — в 23 года у него обнаружили порок сердца. Это сердечное недомогание привело к массе других болячек, и он всю жизнь очень берег себя для сцены и был экономен в смысле эмоций. Больше любил слушать, впитывать... Хотя я не могу сказать, что он не шутил, не смеялся, не рассказывал чего-то забавного.
Но в основном, сколько себя помню, веселила всех больше мама. Она была главной рассказчицей, и за столом, на встречах с друзьями отец всегда уступал ей в этом плане. Она знала очень много анекдотов, веселых историй, даже Ираклий Андроников, который дружил с родителями, любил повторять: «Если Ромочка рассказывает, мне лучше помолчать!».
Папа же был очень сосредоточенным и внимательным человеком. Люди, которые его мало и плохо знали в жизни, говорили, да и сейчас я слышу много подобных россказней, что, дескать, Райкин был скучным, неразговорчивым, вялым в общении... Все это неправда! Папа был достаточно коммуникабельным, любил наших с Костей друзей, студентов, которых мы приводили в дом, актеров, интересовался делами молодежи и с удовольствием слушал наши рассказы, смеялся с нами, мог что-то вставить в беседу, рассказать по ходу, сделать дельное замечание... Уж каким-каким, но скучным он не был никогда!
![]() Кате 13 лет, Косте годик |
— Как же, учитывая такие серьезные проблемы со здоровьем, Аркадий Исаакович умудрялся так долго выходить на сцену?
— Его периодически укладывали в больницу для обследований, откуда он регулярно сбегал. Едва станет полегче, он тут же звонит нашему водителю и просит подъехать. Сам выйдет в парк, якобы прогуляться — и прямо в больничной пижаме в машину!
Однажды, когда он должен был выступать на юбилее в Театре Вахтангова, у папы случился очередной приступ. Он говорит бригаде «скорой помощи»: «Проедьте, пожалуйста, по Арбату и остановите у театра ровно на 15 минут. Я выступлю, и мы отправимся в больницу». Врачи были в растерянности, но отец убедил их, написал расписку и таки выступил... Никто из зрителей даже не знал, что Райкина под театром ждет «скорая».
Ну а последние пять лет его жизни выходы на сцену были для папы настоящим подвигом. При болезни Паркинсона, которая его настигла уже в пожилом возрасте, ему было все чрезвычайно трудно делать: и одеваться, и бриться, и просто передвигаться... Все сложнее было себя обслуживать, и во время последних американских гастролей во всем ему помогала я.
Зато выход на сцену его преображал совершенно. Он получал такой огромный эмоциональный заряд любви и восхищения, когда видел, как люди ему рады. Мне кажется, только аплодисменты и любовь публики продлевали папе жизнь.
— Кто из знаменитостей часто бывал у вас дома?
— Разные люди... В силу того что родители очень много ездили, а дружба, как известно, понятие круглосуточное, дружить было сложно. Кто-то появлялся, потом жизнь разводила, опять сводила...
Из тесного дружеского круга могу вспомнить семью Собиновых-Кассиль, Леонида Осиповича Утесова, многих советских писателей, с которыми папа общался, потому что иногда подолгу жил в писательском доме творчества. Там и отдыхал, и готовил новые программы, оттуда его возили на спектакли.
С какого-то момента друзьями родителей становились уже наши с Костей друзья. Но таких многолетних, как бывает, друзей по жизни у родителей, к сожалению, не было. Все это из-за разъездов, папиного недомогания... Потом и мама заболела.
«Я ХОДИЛА ПО СОСЕДЯМ И РАССКАЗЫВАЛА, ЧТО НЕ ПОНИМАЮ, ЗАЧЕМ РОДИТЕЛЯМ ПОНАДОБИЛСЯ КОСТЯ»
— У вас большая разница в возрасте с Константином. Когда он родился, вы, что называется, делали уже первые шаги по сцене...
— Да, мне было 12 лет, когда появился Костя. Мы тогда жили в коммунальной квартире, и я ходила по соседям и с обидой рассказывала, что не понимаю, зачем родителям понадобился Костя. Поначалу меня обуяла ревность, а потом я очень полюбила брата, и всю жизнь мы с ним дружим, любим друг друга и очень тепло друг к другу относимся. Хотя, к сожалению, видимся не так часто, как хотелось бы, — прежде всего из-за безумной Костиной занятости.
На нем лежит все-таки огромная ответственность за театр «Сатирикон», поскольку он художественный руководитель, плюс спектакли, режиссура, студенты... И ко всему он относится невероятно ответственно. Костя вообще человек безумно ответственный, трудоголик, забывает о себе, своем здоровье, а ведь он уже не мальчик. Железную машину и ту ставят на профилактику, а человек-то без запчастей. Я все время говорю брату, что себя надо беречь!
![]() «Всю жизнь мы с Костей дружим, очень любим друг друга, но, к сожалению, видимся нечасто...» |
— Константин Аркадьевич тоже не видел для себя иного пути, кроме актерского?
— В восьмом классе Костя завоевал первое место в городе на математической олимпиаде, после чего его приняли в физико-математическую школу при ленинградском университете. Но, заканчивая эту школу, он понял, что это все-таки не его дело... Он ставил замечательные пантомимы, и как-то во время гастролей в Ленинграде папа показал Костю Марселю Марсо. Тот пришел в совершеннейший восторг и даже стал звать брата в свой театр.
— Екатерина Аркадьевна, положа руку на сердце, известная фамилия вам в жизни больше помогала или мешала?
— Вы знаете, я как-то особо не ощущала бремени своей фамилии. И никогда особо на нее не рассчитывала. Просто делала свое дело, причем с огромным удовольствием — весело, задорно... У меня были свои личные дела и проблемы, довольно рано, на третьем курсе, я вышла замуж, очень много работала... Я никогда особо не нуждалась в помощи родителей, у меня и так все складывалось хорошо. Было и телевидение, и радио, много концертов, спектаклей, репетиций...
Вот что я всегда чувствовала, так это ответственность за фамилию. Понимала, что не имею права ее запятнать. Зато Костя влияние нашей фамилии на себе ощущал долго и очень страдал из-за этого, комплексовал... Все-таки мужчины более болезненно реагируют на такие вещи. Пожалуй, лишь совсем недавно он начал ощущать себя автономной творческой личностью. Костя действительно очень талантлив и со временем вырос в замечательного, умного и думающего мастера.
— В этом году он вновь получил главную российскую театральную награду «Золотая маска» за роль короля Лира в одноименном спектакле Юрия Бутусова...
— Да, это его четвертая «Золотая маска»... Мне кажется, такого количества нет ни у одного российского актера.
Кстати, Костя был очень удивлен, когда его наградили за эту роль, поскольку после «Короля Лира» на него обрушился шквал жуткой, просто чудовищной критики, со страшными словами и уничижительными эпитетами. Костя — человек очень впечатлительный, ужасно все переживает, пропускает через сердце и страшно нервничает даже из-за мелочей... Он так и не научился спокойно воспринимать критику, как некоторые актеры, которые либо рецензии не читают вообще, либо относятся к этому поверхностно. Поэтому нынешняя «Золотая маска» была для брата приятной неожиданностью.
«БРАТ СЧИТАЕТ, ЧТО, КОГДА АКТЕРЫ-РОДСТВЕННИКИ РАБОТАЮТ В ОДНОМ ТЕАТРЕ, ЭТО ПОШЛОСТЬ»
— Константин Аркадьевич не приглашал вас к себе в «Сатирикон»?
— Попытки такие были еще при жизни папы, но и я понимала, что все-таки это не мой театр. Костя соглашался, хотя всегда говорил, что я хорошая актриса, но мы слишком разные по способу существования на сцене.
Папа же всю жизнь хотел, чтобы мы работали вместе, а мама как раз была против и утверждала, что «Сатирикон» — это театр одного актера. «Заклинаю тебя, — говорила она, — не ходи туда, потому что ты будешь без работы».
Как-то Костина жена сказала ему: «Смотри, я актриса, Катя — актриса, сын ее Алеша — тоже актер, мы все окончили Щукинское училище, у нас одна школа, и потом, актерские династии — это прекрасно. Почему бы тебе не взять всех в театр?». На что Костя ответил, что, когда актеры-родственники работают в одном театре, это пошлость.
— Вы разделяете его мнение?
![]() Отношений с отцом своего сына Юрием Яковлевым Екатерина Райкина не поддерживает, но иногда в силу профессии они пересекаются. На похоронах Михаила Ульянова |
— Это мнение Кости... Кстати, его жена Лена сейчас совершенно не задействована как актриса в театре и преподает вместе с Костей педагогику в студии МХАТа — надо сказать, довольно успешно.
— А с папой вам удалось вместе поработать?
— Удалось. Однажды мама в темноте на сцене сильно поранила ногу, лежала дома и не могла подняться. Тогда папа вызвал меня. У них был спектакль «Любовь к трем апельсинам», в котором я и сыграла мамину роль — Смеральдину. Потом мы с ним играли вместе у микрофона, он — Короля, я — Золушку, даже сохранилась запись этого спектакля... К счастью, очень хорошая.
— Вы сейчас по-прежнему актриса Театра Вахтангова?
— Я там числюсь, но чувствую себя «дровами» на складе, потому что 15 лет не выхожу на сцену. Я там не нужна. Да и происходящее в этом театре меня совершенно не устраивает — это уже не мой театр. Правда, я благодарна Вахтанговскому за своеобразное «пособие» по безработице. Получаю 2500 рублей (500 гривен), и на том спасибо...
— А чем занимается сейчас ваш общий сын с Юрием Яковлевым, он ведь по образованию тоже актер?..
— Поначалу Алеша не собирался идти в актеры. Он очень хорошо учился, знал и любил литературу, читать начал в четыре года, интересовался историей — я только успевала подкладывать ему книги. У него великолепное чувство языка, он замечательно говорит, пишет, и мы хотели, чтобы Алеша пошел в университет на истфак, филологию или журналистику. Он и собирался, но когда заканчивал 10 класс, дедушка (Аркадий Исаакович) его спросил: «Ну что, Алешенька, ты уже решил, куда будешь поступать?».
Сын ответил, что собирается поступать в университет. Тогда папа сказал: «Ну зачем он напрасно тратит время? Все равно ведь будет артистом...». И папино мнение оказалось решающим.
Алеша сам поступил в училище, потом его Владимир Андреев взял в Театр имени Ермоловой, где он и проработал три года. А затем пришел Валерий Фокин, привел свою команду, и Алеша, ни с кем не советуясь, ушел из театра. Это был его первый взрослый, самостоятельный шаг.
Потом вместе с актером и режиссером Сашей Пономаревым он организовал свой театр «Чет-нечет», в котором они занимались литературным авангардом начала 19 века. Это было очень интересно — произведения Хармса, Хлебникова, Введенского, Евреинова — в общем, совершенно неизвестная ранее литература... Я тоже играла у них в спектаклях. Лет пять Алеша был там главным действующим лицом, а потом вновь ушел, сказав, что ему это надоело и он хочет играть классику. В кино снялся лишь однажды, в фильме «Миллион в брачной корзине», который поставил Всеволод Шиловский. Работал на телевидении, очень профессионально и интересно вел передачи, но потом вообще перестал заниматься искусством и ушел в бизнес. Зарабатывает деньги, содержит семью — у него жена и двое детей.
— Сын носит вашу фамилию?
— Нет, он Яковлев.
— С Юрием Яковлевым вы поддерживаете отношения?
— Никаких отношений с Яковлевым я не поддерживаю ровно столько лет, сколько нашему сыну.
— Сколько, если не секрет?
— В этом году будет 48... Вообще, говорить на личные темы я считаю делом мерзким и пошлым. Не люблю потакать низменным вкусам зрителей и читателей. Этого же никогда не признавали мои родители, особенно папа, так что у нас к интимным вопросам давно выработалось семейное отношение.
— Как в вашей жизни появился спектакль «Бабье лето» и Монреальский Русский театр имени Леонида Варпаховского?
— Анна Варпаховская, дочь Леонида Викторовича Варпаховского, которая и организовала в Канаде этот Русский театр, училась с Костей на одном курсе и меня хорошо знала. Однажды, когда Аня была в Москве (к тому времени она уже уехала жить в Канаду), мы встретились в доме нашего общего друга Саши Дика и как бы снова познакомились. И у Ани возникла идея пригласить меня поработать к ним, нашли вот эту пьесу — «Бабье лето», я прочитала, просто влюбилась в свою героиню и помчалась в Канаду репетировать.
Я ужасно благодарна Ане, режиссеру Григорию Зискину, случаю, судьбе, Богу и Провидению за такую возможность. Я просто счастлива! Мы показывали этот спектакль во многих городах Канады и Америки, где есть русские диаспоры и много русскоязычной публики, и везде у нас был невероятный успех. Я вновь почувствовала вкус к работе и магию сцены!
— Екатерина Аркадьевна, у вас такой богатый жизненный и событийный фактаж, есть мысли оформить все это в книгу?
— Конечно, только не хватает времени взяться за это. Чтобы писать, нужна свободная голова и физические силы. А у меня на руках папина сестра, которой 93 года...
— Будущая книга будет в основном об отце?
— Скорее, о нашей семье... Есть очень хорошая книга об Аркадии Райкине Елизаветы Уваровой, есть сборник воспоминаний о нем, в котором я принимала участие, есть интересное издание «Семейный альбом», где размещены фотографии с комментариями. Есть очень интересные мемуары самого папы, так что о нем написано много. Но, конечно, хочется поделиться и своими воспоминаниями о нашей замечательной семье.






Ирина АЛЛЕГРОВА: «То меня семь раз замуж выдали, то сделали старейшей лесбиянкой эстрады, то я спиваюсь и ложусь в наркологическую клинику...»
Олег БАЗИЛЕВИЧ: «В официальную версию гибели «Пахтакора» не верю — мне кажется, самолет с футболистами на борту разбился из-за безалаберности ПВО, стал их очередной жертвой. Видимо, из-за ошибки диспетчера борт залетел в воздушное пространство над оборонным объектом — туда, где ему нельзя было появляться»
Дочь Аркадия РАЙКИНА Екатерина: «Никаких отношений с Юрием Яковлевым я не поддерживаю ровно столько лет, сколько нашему сыну. То есть 48...»
20-летнюю супермодель Руслану Коршунову убили из-за денег?
Эдуард Лимонов бросил беременную жену
Футболист Каха Каладзе женится
Николь Кидман будет рожать под песни мужа Кейта Урбана
У Филиппа Киркорова обнаружили рак?
Миллиардер Билл Гейтс ищет работу
Ума Турман обручилась с миллионером
Украинская певица Камалия стала «Миссис мира-2008»
Беременный мужчина родил девочку
Неисчерпаемые запасы тоже исчерпываются
Евгений КЕМЕРОВСКИЙ: «Я, как Аль Пачино, который снимался в «Крестном отце», но «Оскар» получил за «Запах женщины»...»
Судьба барабанщика
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги