Все, что нажито непосильным трудом
Безвкусица, эклектика, китч, енакиевское быкоко, межигорское жлобарокко — как только не характеризуют представленное на этой выставке! Айвазовский, Ян Брейгель-старший, Поленов — и тут же, рядышком, портрет Януковича с патриархом Кириллом, похожий на раскрашенную фотографию. Ваза работы Пикассо — и золотой прибор для поедания икры: чашечка, ложечка, блюдечко. Икона не то XIV, не то XVI века — и сертификат на пистолет «Смит и Вессон», сделанный из золота и украшенный бриллиантами... Обычно коллекция красноречиво говорит о владельце: чем жил, чем увлекался, какой он вообще человек и что у него в голове. Эта тоже рассказала, и, пожалуй, даже больше, чем мы готовы были услышать...
Хотя, если разобраться, какая это коллекция? Плюшкинские закрома, склад какого-нибудь ломбарда, подвал скупщика краденого, которому несут что ни попадя. Нет ни стиля, ни мало-мальской объединяющей мысли или идеи, кроме как нахапать. Трудно понять, что Януковичу нравилось больше: «Христос и грешница» Поленова, купленные на британском аукционе за четыре миллиона фунтов, или вырванная из альбома страница с картиной Шишкина, любовно взятая в рамочку, или натюрморты крымской художницы Цветковой — эдакая советская кухонная живопись, картиночки для аппетита: наливные яблочки, крупный виноград, гроздья калины на столе... Невыносимо больно представлять, как человек, руководивший нищей страной, где пенсионеры стоят в переходе с пластиковым стаканчиком в протянутой руке, извините, жрал из золотой чашечки золотой ложечкой икру, и отнюдь не «заморскую баклажанную».
Организаторы этой выставки в Художественном музее не подписали 518 экспонатов, привезенных из домов Януковича и Пшонки: мол, и так понятно, кто нами управлял. А зря! Подписать надо, причем цифрами — что сколько стоило либо может стоить, потому что наш народ только этим и прошибешь. Цифрами, нулями — больше ничем, ведь до сих пор находятся умники и умницы, которые говорят: «Ну-у-у, может, оно не такое уж дорогое?». Дорогое, мои хорошие. Настолько, что жизней человеческих за это было не жалко.
Один из самых дорогостоящих экспонатов, наверное, Поленов: в 2011-м «неизвестный покупатель» приобрел его за такую сумму, которую воспитательница детского садика, или медсестра, или учительница не накопила бы, даже начав трудовую деятельность во времена Киевской Руси. Говорят, картина «Христос и грешница», которую сам художник назвал «Кто из вас не без греха?», в свое время едва не уплыла на «Титанике»: слишком поздно привезли, иначе бы затонула. И страшно подумать, на что в таком случае потратил бы Виктор Федорович «все, что нажито непосильным трудом»...
Самый символичный экспонат, на мой взгляд, «Сбор манны небесной» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля-старшего, причем символизм не столько в самой картине, сколько в названии. Сбор манны небесной — это как раз то, чем, благодаря нашему попустительству, занимались Янукович, Пшонка и иже с ними, пока мы, украинцы, бубнили под нос, что нас обоворовывают, вывешивали в соцсетях фотографии европейских президентов и министров, едущих по городу на велосипеде, копающихся в грядочках возле вполне обычных домиков, и терпели, ожидая того момента, когда нас начнут избивать, похищать и отстреливать, превратив центр столицы в тир.
По поводу самого нелепого экспоната даже затрудняюсь что-либо сказать, поскольку так назвать можно многие вещи. Например, головной убор православного архиерея, весь блестящий и в каменьях. Кто его надевал? На какую, прости, Господи, домашнюю черную мессу? Или «Апостол» первопечатника Федорова, изданный в 1574 году, — кто в Межигорье мог его читать? Кто этот дипломированный филолог, выдающийся историк украинского языка, нуждавшийся и в «Апостоле» (100-150 тысяч долларов — стартовая цена на такие книги на аукционах), и в «Евангелии» XVIII века, и в «Сказании о Межигорском монастыре»? А трипільський глечик зачем был Януковичу нужен? В наследство достался — от предшественника?
Кстати, пора бы компетентным органам поразмышлять, откуда взялись у бывшего Президента все эти вещи, поскольку, сдается мне, название выставки — «Кодекс Межигорья» — более чем подходящее и едва ли не каждая дорогостоящая книга, картина, икона, ваза, сабля и так далее — готовое уголовное дело, а где дело, там, как говорится, и кодекс. Очень забавно в этом контексте звучат заявления экспертов, что «Апостол», мол, не украли, а купили. Да не вопрос, купили — значит, купили, вопрос в другом — на чьи деньги?
Самый жлобский экспонат, иллюстрация жлобства не только бывшей власти, но и всенародного, всеобщего, — старинный фолиант, который и тронуть-то страшно, поскольку может рассыпаться, но к которому все же не побоялись и не постыдились присобачить золотую табличку: «Его Превосходительству Президенту Украины Виктору Януковичу от такого-то».
Я не знаю, что чувствует сейчас даритель, может, даже гордится где-то глубоко в душе, что редкий креатив придумал, однако на самом деле лепить такие таблички на такие книги — все равно что царапать: «Здесь был Вася» — на дубе Гоголя.
Самый дурацкий экспонат выставки — эпохальная мазня из коллекции Пшонки, где бывший генпрокурор в образе Кутузова, а рядом с ним — Ренат Кузьмин с неестественно вывернутой головой. Сразу видно: рисовал неуч, который не знает даже того, что человек, вообще-то, не сова, чтобы голову чуть ли не на 180 градусов поворачивать. А недалеко от этой, с позволения сказать, картины висит портрет Пшонки уже с Януковичем, и это, пожалуй, самый жизнерадостный экспонат, поскольку в том месте, где должно было быть у экс-Президента лицо, зияет большая дырка, пробоина от кулака. Не выдержал кто-то, подумал: «Хоть так, но врежу...».
Самый подхалимский экспонат выставки изо дня в день дико подставляет агентство «Интерфакс», поскольку именно оно презентовало Януковичу милый рисуночек, где Виктор Федорович, аки титан Атлант, держит на могучих плечах странный кусок чего-то, раскрашенный в синий и желтый цвета и подписанный: «Украина». А самый обсуждаемый, как оказалось, бивень мамонта, на котором китайские мастера вырезали сценки из охотничьей жизни (охота, если кто забыл, — хобби бывшего Президента, имеющего дипломы лучшего охотника на кабанов и на лося). По крайней мере, когда я к этому шедевру подошла, возле него стояло человек семь посетителей, которые оживленно спорили, каким образом применить огромный бивень по отношению к Януковичу, когда того все-таки доставят в Киев и будут судить как преступника. Предложений было много, и подавляющее большинство высказалось за самое болезненное. Против была разве что интеллигентного вида старушка, которая, пожав худенькими плечиками, сказала: «Человек же не виноват, что ему все это дарили. Ну, перегнул немного палку...» — и вмиг затмила все чудовищные сокровища Межигорья, вместе взятые, потому что, как говорит одна шестилетняя девочка, «тетя Аня, нет ничего страшнее зомби, разве только мутанты».
С такими мутантами, которым ничего не объяснишь, не докажешь и не втемяшишь, нам еще долго придется жить бок о бок, и надеяться на то, что в один прекрасный день они прозреют и скажут: «Ребята, мы больше так не будем!», как Баба-Яга с Кощеем на утреннике, не просто наивно, а глупо. Однако, раз уж есть такая выставка, как «Кодекс Межигорья», то должна быть и другая — «Кодекс Майдана». С ликом Сережи Нигояна, который в тысячу раз больше икона, чем то, что висело у Пшонки с Януковичем, с коллекцией пуль, которыми вооруженные украинцы стреляли в украинцев безоружных, расписными касками, самодельными бронежилетами, сборниками аматорских стихов о революции, альбомом замечательных карикатур Юрия Журавля и — обязательно! — с портретом 12-летнего цыганенка Ромки, самого молодого патриота, сражавшегося на Грушевского. Конечно, этим не перевоспитаешь закоренелых совковых мутантов, но, возможно, получится предотвратить появление новых...

Житель Славянска Виталий: «Жену разбросало по кухне кусками. У Тани был сложный перелом шейки бедра, год лечили, а ногу оторвало здоровую…»
Суперзвезда мировой оперной сцены Елена ОБРАЗЦОВА: «Дочка за папу и за себя обижена была, поэтому, когда я звонила, к телефону не подходила или Еленой Васильевной меня называла...»
Александр ШИРВИНДТ: «Как только нас не обзывали: Державин и Ширвал, Державин и Ширвинута, Державин и Шишермунд, а под Ашхабадом вообще написали: «Сегодня у нас в гостях артисты Театра сатиры Дарвин и Равенглодт». Ну, то, что один Равенглодт, видно невооруженным глазом, но почему второй — Дарвин?»
За несколько месяцев до смерти Татьяна ЛИОЗНОВА, у которой уже практически отнялась речь, сама себе вслух командовала: «Лиознова, встать!»
Фемий МУСТАФАЕВ: «В Запорожской области военные пришли слушать музыку, простившись с погибшими товарищами, но нам-то об этом никто не сообщил! Спрашиваем: «Почему вы молчали?». — «Вы наши гости, не хотелось вас огорчать...»
Трагедии ХХ века многому учат
Все, что нажито непосильным трудом
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги