Павел ЗИБРОВ: «Работы стало намного меньше. Осталось только новый налоговый кодекс принять и задушить то, что есть...»
«КОНЦЕРТЫ СТАЛИ УБЫТОЧНЫМИ, ПРОВЕСТИ ЧТО-ЛИБО БЕЗ СПОНСОРОВ НЕРЕАЛЬНО»
- То, что стране нужен новый налоговый кодекс, понятно, - говорит Марина Зиброва. - Но налоговый кодекс для всех! Мы очень удивились, услышав по радио высказывание господина Бродского о том, что артисты собирают полные залы, кладут себе в карман всю прибыль и при этом платят лишь 200 гривен единого налога. Как может чиновник, государственный служащий говорить, что артисты платят недостаточно, когда в нашей стране вообще нельзя провести концерт, не заплатив? И речь не только о едином налоге. Если хочешь дать концерт, ты должен заплатить за аренду зала, за звук, за свет... 220 тысяч гривен стоит дворец «Украина» со стандартной аппаратурой, представляете?
- Но для хорошего выступления стандартного набора мало, в зал нужно еще столько же вложить, - продолжает Павел Зибров. - Кроме единого, мы платим налог за каждый концерт, в любом городе - 20 процентов прибыли высчитывают за аренду зала. Плюс НДС - 20 процентов от этой суммы. 10 процентов от прибыли идет организаторам, три процента - гастрольный сбор, который поступает в казну города. К тому же коллектив приезжает за свой счет, проживает, питается, уезжает... И рекламную кампанию мы за свои деньги проводим: не бывает бесплатных афиш и анонсов на телевидении. Я уже не говорю о том, что песня стоит пять-семь тысяч долларов.
Из кризиса мы пока не выбрались, и не удивительно, что кассовые концерты стали убыточными, причем не только для украинских, но и для российских артистов. Без спонсоров провести что-либо нереально. Поэтому говорить, что артисты битком набивают залы и зарабатывают сумасшедшие деньги... Ну когда вы в последний раз видели аншлаг или переаншлаг? Некоторые мои коллеги, отработав и заплатив за все, уезжали с гастролей в минусе. У меня такого пока не было, но вырастут налоги - будет.
- Наши люди часто повторяют: «Какие красивые клипы в России делают! Какие замечательные концерты снимают, почему у нас таких нет?». Скажите, а за какие деньги я сегодня могу снять клип? - добавляет Марина.
- Если вложил деньги в видео, его нужно показывать, - объясняет Павел. - Телевизионщики могут прокрутить его один раз, два, но этого мало. А чтобы пустили в эфир 100 или 200 раз, нужны огромные деньги.
«ЛЕНА КОРИКОВА СОГЛАСИЛАСЬ СНЯТЬСЯ У НАС БЕСПЛАТНО, НО МЫ ПОНЯЛИ: ВСЕ РАВНО НЕ ВЫТЯГИВАЕМ!»
- Не так давно вы планировали снять еще один клип с участием российской актрисы Елены Кориковой...
- Да, хотели, - соглашается Марина, - и Лена, спасибо ей, согласилась приехать просто так, без гонорара. Сказала: «О чем речь? Мы же дружим». Договорились, что только дорогу оплатим: Лена сейчас в Минске в сериале снимается. Но работу над клипом пришлось отложить, потому что мы поняли: все равно не вытягиваем! Гонорар героини - капля в море, нужно оплатить технику, режиссуру, монтаж, а потом, конечно же, ротацию.
- На «Славянском базаре» российские журналисты интересовались, почему в Витебск не приехал Павел Зибров, чем он сейчас занят...
- Да ничем. Дома сидел, залы битком набивал, - улыбается Павел. - А не приехал потому, что не позвали. Хотя я был на этом фестивале раза три или четыре, меня хорошо принимала публика, а главный режиссер Сергей Петров, услышав песню «Є в нас доля», сказал: «Это же европейский уровень!». Когда я после концерта ушел за кулисы, журналисты говорили: «Ну вы вообще! Просто Госплемфонд Украины!». Это даже на первых полосах газет выходило. А сейчас работы намного меньше. Осталось только новый налоговый кодекс принять и задушить то, что есть...
- В том же Витебске на пресс-конференции Игорь Лихута сказал, что нашему шоу-бизнесу помогать не надо, лишь бы не мешали.
- В чем-то он, конечно, прав, - продолжает Марина, - но проблем у шоу-бизнеса предостаточно. Тая Повалий - это совершенно другой уровень, она ездит по всему СНГ, и слава Богу, потому что она этого достойна. А тем, кто работает преимущественно в Украине, что делать? Болезненных вопросов, которые надо решать, хватает. Почему бы, например, не сделать так, чтобы в нашей стране исправно выплачивались авторские? Тогда и суммы налогов, которые платят артисты, будут гораздо больше.
- У меня есть две песни, за которые я мог бы каждый день по машине покупать, - говорит Павел. - Это «Женщина любимая» и «День народження». Как-то играли мы в бильярд с директором Черновицкого телевидения, и он сказал: «Знаешь, Паша, «День народження» у нас по 10 раз в день заказывают». Я спросил: «А сколько стоит заказать песню?». - «150 гривен». А сколько таких телеканалов в Украине? Вот и подсчитайте. Кстати, даже с тех несчастных 300 гривен авторских я плачу налог - его автоматически высчитывают.
- Интересно, а за народных, заслуженных артистам доплачивают?
- Если работаешь в госпредприятии, в каком-нибудь оркестре, добавляют 40 процентов за звание народного, 20 - за заслуженного. А если так, как я, работать - как частный предприниматель, - вообще ничего. Звание только в газетах пишут (улыбается). Про пенсии вообще молчу. Алла Пугачева и та 200 долларов от государства заслужила! Хотя чего в другое государство ходить? Виктора Шпортько знаете? Народный артист Украины, уважаемый человек, замечательный педагог. Вышел на пенсию и стал получать аж 600 гривен. Пошел к Поплавскому в университет преподавать, стал заведующим кафедрой, три года проработал и теперь бумаги собирает - чтобы пенсию пересчитали и хоть немного добавили...
«СКАЖИТЕ, У ПЕСНИ ЕСТЬ ЦВЕТ? КАКАЯ ОНА - ОРАНЖЕВАЯ ИЛИ БЕЛО-ГОЛУБАЯ?»
- Помимо налогов, есть еще одна проблема, на которую чиновникам надо обратить внимание: у нас в стране артистов делят на угодных и неугодных, «бело-голубых» и «оранжевых». Разве так можно? - возмущается Марина. - Мы давно дружим с семьей Таи Повалий, и я хорошо помню, как ей было тяжело, когда к власти пришел Ющенко. Ее попросту не приглашали в концерты, особенно те, которые проводились на государственном уровне.
Мне бы очень не хотелось, чтобы наши теперешние руководители повторяли то, что было тогда. В конце концов, каждый имеет право отдать свой голос кандидату, который ему симпатичен. Паша был в числе тех 43 процентов украинцев, поддержавших Юлию Тимошенко, и что? Наказывать его за это?
- А наказывают?
- Ну а как иначе объяснить то, что сначала зовут участвовать в концерте, а потом, за два дня до выступления, звонят: «Извини, тут такое дело... Не получается, чтобы ты выступил»? Спрашиваем, почему, а в ответ - шепотом: «Ты же пел за Юлю...».
9 Мая Павел первый раз за всю свою карьеру сидел на даче - не было работы. Несмотря на то, что у него множество военных песен, которые гораздо приятнее ветеранам, чем песни молодых исполнителей, рассчитанные на молодежь. Предложений было много, но столько же и отказов.
«Зибров? Так он же «оранжевый», - передали нам слова одного коллеги. Скажите мне, пожалуйста, у песни есть цвет? Какая она - оранжевая или бело-голубая? И не все ли равно, какие у артиста политические взгляды, если он работает для своего зрителя, старается для него? Если его ждут и хотят видеть?
Грубо, но верно сказал солист «Братьев Карамазовых»: «Я Зиброва не люблю, но никто не отменял теток за 50, которым он нравится». А на деле пока выходит, что, как и пять лет назад, можно отменить всех. Остается только вспоминать времена Леонида Макаровича Кравчука и Леонида Даниловича Кучмы, когда никого по политическим взглядам не делили - за кого хочешь, за того и пой, тем более что петь и дарить людям радость - твоя работа.