Подружка Фокса Татьяна ТКАЧ: "Из БДТ я ушла из-за отношения ко мне Товстоногова, на которое, к сожалению, не могла ответить взаимностью"
"МЕСТО ВСТРЕЧИ" Я ДО СИХ ПОР ВСПОМИНАЮ НЕ КАК РАБОТУ, А КАК ВСТРЕЧУ С ВЫСОЦКИМ"
- Татьяна Дмитриевна, в одном из интервью вы как-то признались: "Меня кормила слава Фокса!".
- Так и было! Фильм "Место встречи изменить нельзя" был очень популярен, и меня повсюду узнавали. Почему-то особенно меня любили мясники. Когда я заходила в магазин, улыбались и тихонько, чтобы никто не слышал, говорили: "Привет от Фокса!". На прилавке в советское время лежали одни кости (из-за тотального дефицита ничего нельзя было достать!), а мне из подсобки выносили прекрасную мякоть. А на прощание приглашали: "Приходите еще!".
- А ведь вы, помнится, попали в эту картину почти случайно!
- Да. Когда все роли были уже разобраны, позвонил режиссер Слава Говорухин и с сожалением сказал: "Осталась только роль одной бандитки, но дело не в ней. Я просто хочу познакомить тебя с Высоцким!". Они ведь были друзьями. Спросил, не выкрою ли я несколько дней, чтобы приехать в Одессу, а заодно и посниматься.
Ни сценарий, ни роман Вайнеров я на тот момент не читала, но поехала. На студии мне сразу же нашли коричневое платье, в котором я играла (кстати, оно подлинное - из 40-х годов), дали белый платок и сняли несколько крупных планов. Для проб выбрали сцену, где моя героиня говорит о Шарапове: "Паршивая свинья! Дай-ка ему еще пару раз для ума". Все сняли одним куском, без дублей и репетиций. И я до сих пор воспринимаю эту картину не как работу, а как поездку к морю и встречу с Высоцким. Он мне был жутко интересен!
- Чем, если не секрет?
- Так, как он, у нас раньше не работали. Володя приходил на площадку с вызубренным текстом, с уже выстроенной логикой каждого эпизода, с кучей своих придумок - то есть во всеоружии. И если тот же Конкин не знал текста, очень возмущался: "Как такое вообще может быть?!". Вся съемочная группа жила неподалеку от киностудии, в гостинице "Аркадия". По вечерам мы собирались вместе, и Володя рассказывал актерские байки, много пел под гитару. Он был очень открытый человек со щедрой душой.
- То, что вы рассказываете, как-то не вяжется с навязываемым нам образом алкоголика и наркомана.
- Во время съемок Высоцкий держался, поэтому я никаких безобразий не видела. Наверное, мне повезло, в моей памяти он остался сильным, собранным и необычайно талантливым актером. Хотя, говорят, что он мог быть и совсем другим - неконтактным, желчным. Наверное, много зависело еще и от окружения. На съемках "Места встречи" он был среди любимых людей, поэтому и открылся мне с самой лучшей стороны. А его герой Глеб Жеглов получился таким ярким и убедительным.
- Вашу героиню Аню можно охарактеризовать как аристократку от преступного мира. Вы ее такой и играли?
- Во время съемок я очень много о ней думала. Эта женщина, конечно же, склонна к аферам, а значит, у нее должна хорошо варить голова: она просто обязана быть прекрасным психологом, уметь просчитывать поступки людей на несколько ходов вперед. Фокс, в которого она влюблена, - красавец, и наверное, немало неблаговидных поступков Анна совершила только потому, что он ее заставлял. Или просил, а она не могла ему отказать. Аня и в банде-то оказалась только из-за любви.
![]() Любовница Фокса Аня |
Интересно, что с исполнителем роли Фокса актером Александром Белявским я познакомилась лишь много лет спустя. На съемках так часто бывает: если актеры не заняты в одной сцене, то могут и вообще не встретиться.
- Татьяна Дмитриевна, вы ведь родом из Украины?
- Вообще-то, я родилась в Якутской АССР. В те времена многие сидели в сталинских лагерях, не миновала эта участь и моего отца. Но вскоре после моего рождения он был реабилитирован и мы переехали в Харьков. Там я и выросла, потом окончила институт. Именно в Харькове впервые вышла на сцену... А какие замечательные у меня были друзья! В нашу компанию входили писатель Аркадий Инин, кинодокументалист Марк Зелихин, Гарри Черняховский, который ныне преподает актерское мастерство в Америке.
- И все мужчины. Признайтесь, они за вами ухаживали?
- Не угадали! Я тогда встречалась с одним человеком, это были его друзья. А в Харькове в то время как-то не принято было отбивать девушек у друзей. Компания была чрезвычайно остроумная, шутки просто летали! К тому же это были люди со своим мировоззрением, можно сказать, что они меня воспитали.
У нас в театральном институте было много интересных личностей. С большим теплом я вспоминаю педагога нашего курса Трофима Карповича Ольховского. Многих он актерскому делу выучил, но самый знаменитый его ученик, наверное, все-таки Алексей Петренко. Ольховский нас называл "бiднi мої дiти". И на консультации перед вступительными экзаменами всерьез уговаривал нас вместо театрального института поступать в... кулинарный техникум - тот как раз напротив находился. Дескать, и сытно, и не так хлопотно. Когда я переехала в Ленинград, начала работать в БДТ, мы с ним часто виделись. У него здесь жила дочь, вот он и приезжал. Называл меня аферисткой.
- За что?!
- Говорил: "После нашего института и в БДТ?! Точно аферистка!".
- Действительно, как вы там оказались?
- Ну, сначала-то я попала в Ленинградский мюзик-холл. Его руководитель Илья Рахлин пришел к нам за кулисы, когда я играла в Харьковском театре русской драмы главную роль в "Миллионерше" Бернарда Шоу, и спросил: "Хотите быть героиней мюзик-холла?". Я поинтересовалась: "Поддерживать легкую сюжетную линию и иногда повиливать бедрами?". - "Совершенно верно!" - ответил он, ничуть не смутившись. И сразу же предложил мне квартиру в Ленинграде. "Я же ничего не умею делать, - недоумевала я, - ни петь, ни танцевать!". Но, оказывается, они хотели разбавить чистую оперетту разговорным жанром.
А на второй день пребывания в Ленинграде я отправилась в БДТ. Ворвалась в кабинет Товстоногова и сказала: "Вы просто обязаны меня прослушать!". И тут же пулей вылетела за дверь. В общем, меня взяли. Я пришла в мюзик-холл и с порога заявила: "Извините, но забирайте свою квартиру. Я ухожу!".
"ВДОВА БУЛГАКОВА ПРИХОДИЛА СМОТРЕТЬ КИНОПРОБЫ, А ПОТОМ ГОВОРИЛА: "МНЕ НАДО ПОСОВЕТОВАТЬСЯ С МИШЕНЬКОЙ"
- Куда же вы пошли в чужом городе - на улицу?
- Мне дали место в общежитии при БДТ. В нашей комнате жили три актрисы с рабочими фамилиями: Плотникова, Сапожникова и Ткач. Незадолго до этого из БДТ ушла Доронина, это была большая потеря для театра, поэтому все шутили: "Вместо одного мастера Дорониной взяли трех подмастерьев!". А потом я вышла замуж и уехала оттуда в коммуналку.
- Как у вас сложились отношения с Товстоноговым?
- Это был удивительный человек, интеллигентный, яркий, образованный - он разговаривал на нескольких языках и вообще был звездной личностью. Восприятие мира у него было очень мудрым и одновременно полудетским, непосредственным. Именно эта непосредственность и открытость на лице взрослого человека создавала очень интересный эффект. Когда он сталкивался с чем-то неприятным, будто удивлялся: "Как такое возможно?!". А еще при всей солидности это был очень смешливый и открытый человек. Его все любили.
- Тем не менее, проработав в БДТ всего два года, вы от него ушли.
- У меня была на то причина личного порядка: отношение ко мне Георгия Александровича, на которое я, к сожалению, не могла ответить взаимностью. С тех пор я работаю в Театре на Литейном...
-...и вас называют примадонной санкт-петербургской сцены.
![]() Одна из жен Абдуллы в "Белом солнце пустыни" |
- Я никогда не жаловалась на отсутствие театральных ролей, хотя актерская доля в этом смысле очень жестока. Мы все зависим от репертуара, ведь никто не будет ставить спектакль конкретно на тебя. Особенно когда ты только начинаешь свою карьеру. Обычно актеры с главных ролей не начинают, ждут их годами. Мне повезло: никогда не была в простое, паузы делала только на рождение детей.
- Рожать и растить детей - подвиг для актрисы. И в декрете нельзя долго сидеть - забыть могут, и выглядеть нужно безупречно.
- Мне всю жизнь приходилось бороться с лишним весом, я ведь склонна к полноте. Всегда сидела на разных диетах, только в последнее время от них отказалась. Зарядку делать не люблю, но всегда качала пресс и крутила хулахуп. Подолгу плаваю. В общем, стараюсь не распускаться и держать себя в тонусе.
- В отличие от театральной ваша киношная судьба сложилась далеко не так удачно.
- У меня действительно нет ни одной главной роли. Но никто в этом не виноват - такой уж у меня типаж. Для советского времени он категорически не подходил. Вот если бы я была женщиной деревенского типа, как, например, Мордюкова, от предложений просто отбоя не было бы. У меня же типаж городской, к тому же, по советским меркам, он ближе к отрицательному. И все-таки я сыграла не только Аню, но и Люську в булгаковском "Беге", очень смелой для того времени картине. Когда ее снимали, еще была жива вдова писателя - Елена Сергеевна.
- Вы с ней познакомились?
- Ну, это громко сказано, просто наблюдала за ней со стороны. Она приходила смотреть материалы проб, в общем-то, все актеры были назначены на роли с ее благословения. Если она была в чем-то не уверена, говорила: "Мне надо посоветоваться с Мишенькой!". И куда-то уходила. Потом возвращалась и объявляла о своем решении. Просто мистика какая-то!
Кстати, мою кандидатуру Елена Сергеевна утвердила, сказав: "Михаил Афанасьевич был бы доволен!". А вот Павел Луспекаев роль генерала Чарноты так и не получил. Он так о ней мечтал! Но, думаю, его забраковали из-за болезни ног, боялись, что он физически не выдержит съемки. Я уже знала, что на эту роль утвердили Ульянова, но не могла об этом сказать Паше. А он звонил очень огорченный: "Таня, ну как там? Неужели они променяли Луспекаева на Ульянова?! Скажи им, что только я смогу ходить по Парижу в кальсонах!".
"ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК ЛУСПЕКАЕВ НЕ МОГ БЕЗ НАРКОТИКОВ"
- А вам с кем хотелось сниматься?
- Трудно сказать. В то время я, наверное, была немного влюблена в Ульянова, хотя он о моих чувствах даже не подозревал. Как он меня выручил в истории с лошадью! Моя героиня - заядлая наездница, по сценарию все время на коне. Я же верховой ездой никогда не занималась. Для меня сняли номер в гостинице неподалеку от ипподрома и обязали каждый день ходить на занятия, как на работу. В первый же день лошадь, на которую я взобралась с большим трудом, сбросила меня. Я безумно перепугалась и поняла, что больше никогда в жизни в седло не сяду. В качестве взятки носила тренеру водку, а он за это уверял режиссеров, что я исправно занимаюсь.
Раскрылась моя афера в первый же съемочный день. Честно говоря, я была уверена, что меня тут же со скандалом выгонят. Спас меня Ульянов. Когда я призналась, что смертельно боюсь лошадей, он сказал: "Ну и что? А я собак боюсь, меня в детстве шавка покусала!". - "А я воды боюсь, - подхватил кто-то из съемочной группы, - когда-то чуть не утонул!". В результате я была спасена. Для скачек тут же нашли дублершу, а на крупных планах снимали меня, стоящую на... поставленных один на другой ящиках. Тем не менее Ульянов оставался для меня очень красивым, но, увы, совершенно недостижимым мужчиной. Луспекаев же был своим, близким.
- Вас связывали какие-то особые отношения?
- На эту тему я стараюсь говорить как можно меньше. Дело в том, что Павел Борисович был очень мною увлечен, можно сказать, влюблен. Именно ему я обязана своей ролью в картине "Белое солнце пустыни". Он поставил режиссеру условие: "Буду сниматься, только если поедет Татьяна Ткач!". И сам Мотыль приехал ко мне домой, в коммуналку на улицу Марата, 13, где я жила с мужем. Сказал, что предлагает мне роль главной жены гарема. А поскольку такой роли не существовало в природе, начал нести какую-то чушь: дескать, сценарий он мне показать не может, потому что тот... потерян.
Я согласилась и не пожалела, о съемках у меня сохранились самые теплые впечатления. Правда, от сцен с нашим участием почти ничего не осталось, при монтаже почти все вырезали. Кстати, это была последняя картина Луспекаева, во время работы он терпел адские боли и просто не мог без наркотиков. У него ведь была гангрена, ампутированы обе стопы.
В свое время ему очень помогла министр культуры Фурцева, по ее просьбе Луспекаеву изготовили протезы, а из-за границы привозили дорогущие лекарства, одно время раны на ногах даже начали затягиваться. Но, видимо, болезнь была очень запущена, и вскоре его не стало... Я же после "Бега" долго не снималась, хотя мне постоянно предлагали какие-то роли. Но все они как две капли воды были похожи на Люську: на коне, в кожанке, с наганом. Режиссеры же вообще очень стереотипно мыслят, стоит одному увидеть тебя в какой-то роли, как на тебя тут же начинают сыпаться аналогичные предложения.
- Значит, после "Черного ворона" вас приглашают играть ведьм?
- Совершенно верно. Но я не хочу повторяться. Ведь режиссеры Борис Горлов и Игорь Москвитин хотели видеть в этой роли именно меня, говорили, что этот образ важен для всей картины в целом. Мне же было интересно сыграть мистику в кино, потому что в жизни мне достаточно часто приходилось с ней сталкиваться. И в судьбу я верю. Например, мой папа попал в аварию перед самым Новым годом - 30-го декабря, но отделался, как говорится, легким испугом. А спустя 20 лет, в этот же день, он погиб в автомобильной катастрофе.
Я настолько сильно любила отца, что с тех пор этот праздник омрачен для меня трагедией. Правда, со временем любая боль утихает... Теперь 30-го я вспоминаю папу и все самое хорошее в моей жизни, что так или иначе связано с ним (я и актрисой стала только благодаря ему), а 31-го, как и все, встречаю Новый год.
- Сегодня мясники вас не узнают?
- Много времени прошло, страсти по фильму уже поулеглись, да и мясо сегодня лежит на прилавках свободно. Но поклонники у меня все равно есть, причем самые разные. Помню, как меня однажды растрогала пожилая супружеская пара. Они подошли на улице и подарили золотую цепочку с кулончиком. Я не хотела брать: "Что вы?! Не надо!". Но они сказали: "У нас нет дочери, а вы нам, как дочь. Мы ходим на все ваши спектакли! Примите!". А я как раз гуляла с маленькой дочерью, так Наташенька потом долго не могла успокоиться, держала эту коробочку и повторяла: "Как дядя и тетя маму любят!".
Да, наверное, в кино я сыграла мало. Но вы не найдете актера, который был бы доволен своей творческой судьбой. А мои, пусть и эпизодические роли, люди помнят. Еще у меня замечательные дети. Разве этого мало?



Первый блин дымом
Ирина ХАКАМАДА: "Ельцин - это политическое животное, большой такой аутист. Помните, в мультфильме "Маугли" огромный удав Каа поднимал голову и бандар-логи, эти маленькие обезьянки, замирали - он их гипнотизировал. Я полностью поддавалась ельцинскому гипнозу, противостоять ему было невозможно"
Марина Зудина и Олег Табаков окрестили дочь
Мадонна проживала в московском отеле под фамилией Гордон
Свадьба Маши Машковой перенесена
Инна ВИНОГРАДОВА из дуэта "Домино": "Пугачева сказала мне: "Фабрика звезд" не для тебя"
Елена Яковлева спасла жизнь Екатерине Васильевой
Линдсей Лохан вернули сумку с драгоценностями на миллион долларов
Избит и ограблен Альберт Филозов, а у Клары Новиковой украли драгоценности
Жизель Бундхен названа самой дорогой моделью
Через три дня после рождения девочки у Анны Николь Смит погиб 20-летний сын
Буланова разводится с Радимовым из-за его бывшей жены, а Заворотнюк уже рассталась с мужем
Клаудии Шиффер грозят неприятности с полицией
Бритни Спирс второй раз стала мамой
Не попсой единой
Легендарному Муне уже 60, но это по паспорту. В душе ему по-прежнему 20
Подружка Фокса Татьяна ТКАЧ: "Из БДТ я ушла из-за отношения ко мне Товстоногова, на которое, к сожалению, не могла ответить взаимностью"
В первый день войны Ольга Чехова сказала Геббельсу: "Германия не сможет победить СССР"
Художник Иван Марчук готов рассмотреть предложения дам от 17 до 70 лет
Муж Жени Тимошенко еще не выучил украинский, но обожает слово "Будьмо!"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги