Народный артист СССР, член редакционного совета «Бульвара Гордона» Иосиф КОБЗОН: «Кобзон, — написал мне Шамиль Басаев, — пока мы проливали кровь, ты с красными чеченцами пил в своей Москве водку — пришла пора ответить», а потом еще и записку прислал: «Если ты не трус, жду тебя завтра утром в Грозном. Короче, поехал я в Грозный...»
(Продолжение. Начало в № 37-38)
«КОНЕЧНО, Я ТОЖЕ ПЛАКАЛ, ПОТОМУ ЧТО В ОКНО ВИДЕЛ ПЛАЦ, ГДЕ СТОЯЛИ СВЕЖЕСКОЛОЧЕННЫЕ ГРОБЫ, В КОТОРЫХ ЛЕЖАЛИ УБИТЫЕ»
- В истории советской эстрады вы единственный артист, который множество раз выступал для наших солдат в Афганистане (вы были там первым - как в Чернобыле), а до этого еще совсем молодым во время конфликта Советского Союза с Китаем прилетели на остров Даманский. Что тогда, холодным мартовским днем 1969-го, вы пели ребятам, которые накануне приняли бой с китайцами?
- Летевшие туда со мной Ян Абрамович Френкель и Игорь Шаферан тоже, естественно, близко к сердцу приняли тот вооруженный советско-китайский пограничный конфликт. Он был первым послевоенным: мы избежали столкновения в ходе Карибского кризиса с нашим главным противником Соединенными Штатами, а вот с Китаем не смогли, и в самолете по горячим следам они написали песню «Двадцатая весна»: «Спите, мальчики, спите спокойно, солдаты! Будет высшей наградою вам тишина...». Я пел ее на Нижне-Михайловской погранзаставе у острова Даманский, а командир Иманского погранотряда полковник Демократ Леонов слушал, не скрывая слез.
- Вы тоже плакали?
- Конечно, потому что в окно видел плац, где обычно происходил развод караула - там стояли свежесколоченные гробы, в которых лежали убитые. В ходе первого же столкновения погиб 31 пограничник, включая начальника заставы старшего лейтенанта Ивана Стрельникова. Жуткая была картина, к тому же Политбюро приняло решение похоронить ребят на той земле, за которую пролили кровь, и возможно, с точки зрения патриотической это было правильно, но если с общечеловеческих рассуждать позиций... Приехали родители, которые желали одного - увезти сыновей на родину, а тела им не отдают. Детей уже не вернешь, так хотя бы не мешайте отцам и матерям над могилкой поплакать! - нет, нельзя... Политика!..
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Потом китайцы второй раз пошли на остров: тогда погиб Демократ Леонов - китайский снайпер его застрелил.
В общем, трагические были события, а в Афганистан впервые я приехал в апреле 80-го года в составе официальной делегации, которую возглавлял секретарь ЦК КПСС Михаил Васильевич Зимянин, - нас на торжества по случаю второй годовщины Апрельской революции пригласили. В это время в стране уже вовсю полыхала война, в которой советские войска увязали все глубже, и за завтраком я обратился к Зимянину и послу СССР Фикряту Ахмеджановичу Табееву: так, мол, и так, я с артистической бригадой приехал, и мы готовы перед нашими воинами-интернационалистами выступить, поддержать их боевой дух - дайте только добро...». Они в один голос: «Без разрешения Политбюро нельзя - во-первых, это опасно, а во-вторых, солдаты начнут в письмах домой об этом писать». - «Так это же хорошо, - я сказал. - Можете себе представить волнение родителей и жен, которые ничего о судьбе своих детей и мужей не знают? - а тут они семьям напишут: к нам приезжал Кобзон, у нас выступали артисты. Значит, не так уж все страшно...».
Я таки их уломал, и первый концерт мы дали в 50-м авиаполку - на местном сленге его именовали полтинником. Это были первые выступления, после которых артисты туда поехали, а у меня на счету девять командировок в Афганистан, и каждый раз я давал себе слово никогда больше туда не ездить...
- ...и мама ваша об этом просила...
- ...но возвращался, потому что невероятно к этим людям тянуло. Они совершенно другие: я будто в иной мир прилетал, и для меня было важно скорее пройти опасный участок, пережить приземление полувертикальное, когда большегрузные транспортные Илы почти отвесно падали вниз, а потом уже, когда отправлялись на родину, - полувертикальный взлет...
- А почему полувертикальный?
![]() |
| «У меня на счету девять командировок в Афганистан, и каждый раз я давал себе слово никогда больше туда не ездить» |
- Чтобы свести к минимуму радиус обстрела и не попасть под пущенную с ближайшей горки ракету из «Стингера». Ощутив под ногами землю, я про себя говорил: «Ну, слава Богу, живы!» - и начиналось общение: у меня было по два, три, четыре выступления в день.
- Похоже, с тех пор без риска, без адреналина вы жить не можете - ну чем еще можно объяснить ваше желание спеть в клетке с тигром?
- Это накануне моего 60-летия было - концерт проходил в Сочинском цирке, и знаменитый дрессировщик Запашный предложил выступить в клетке.
- Как говорит Виктюк, «и оно вам надо было»?
- Ну, это я потом ощутил легкую слабость в коленках...
- Все-таки страшно было?
- Нет, и я даже песню спел (напевает):
![]() |
| С Героем Советского Союза, первым президентом Республики Ингушетия, председателем Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав Правительств СНГ Русланом Аушевым |
«Ап! И тигры у ног моих сели...», а был уже депутатом Государственной Думы, председательствовал в которой тогда Геннадий Николаевич Селезнев. Он сидел в ложе, и я прямо из клетки к нему обратился: «Вы знаете, Геннадий Николаевич, а здесь менее опасно, чем в Думе» - зал грохнул от смеха...
- Похоже, рассчитывали в случае чего отправить тигра в нокаут - не зря ведь занимались в свое время профессионально боксом и даже чемпионом Днепропетровска и потом Украины были...
- ...среди юношей.
- Прошел слух, что буквально недавно вы с кем-то подрались в ресторане...
- Неправда!
- Может, кто-то кому-то хамил и вы его просто одернули?
- Невеж я одергивал многократно, однако ни с кем не дрался и никого не бил: рукоприкладство - это последний аргумент, к которому может обратиться человек в ходе выяснения отношений. Для чего существует слово, интонация в голосе? Для чего окружение существует? Ну почему нужно, чуть что, махать кулаками?
«ЭХ, ИОСИФ ДАВЫДОВИЧ, - ШЕПНУЛ МНЕ МОЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР, - РАЗРЯДИЛИ БЫ ОБОЙМУ В БАСАЕВА И СТАЛИ БЫ ГЕРОЕМ РОССИИ». - «ДА, - Я СКАЗАЛ, - ЕСЛИ ТОЛЬКО ПОСМЕРТНО»
![]() |
| Иосиф Кобзон выступает перед ликвидаторами аварии на ЧАЭС, Чернобыль, 1986 год |
- В свое время у вас возник серьезный - на грани жизни и смерти - конфликт с одним из самых опасных чеченских боевиков Шамилем Басаевым, а чем он был вызван?
- Конфликтовали мы неоднократно, а вообще у меня было с ним три встречи. Одна состоялась после того, как через своего так называемого адъютанта Басаев прислал мне письмо, которое наверняка хранится сейчас в ФСБ. Он там писал: «Кобзон, пока мы проливали кровь, ты с красными чеченцами пил в своей Москве водку - пришла пора ответить».
- Ничего себе!
- Да, и подпись стояла: бригадный генерал Шамиль Басаев. Когда адъютант вручил мне эту бумажку у меня в офисе в гостинице «Интурист», я его послал, разумеется, куда следует, сказал: «Передай своему... генералу, что я в гробу его видел». Тот в ответ: «Много на себя берете», и я вспылил: «Пошел вон отсюда!». Естественно, расстроился и отдал это письмо Николаю Дмитриевичу Ковалеву - он был тогда директором ФСБ, а потом поехал посоветоваться в Назрань к моему другу Аушеву, который президентом Ингушетии был. «Руслан, - спросил, - как мне быть?». Он успокоил: «Ну, как? Не обращай внимания, мы с ним поговорим», - был ответ, и Аушев действительно попытался с Шамилем поговорить, но тот его проигнорировал, а мне записку в Назрань прислал: «Если ты не трус, жду тебя завтра утром в Грозном».
![]() |
| С Махмудом Эсамбаевым и Отари Квантришвили на соревнованиях по кикбоксингу в Лужниках, 1994 год Фото "ИТАР-ТАСС" |
- Ого!
- Я Руслану ее показал: «Ну, я поехал» - сказал, а он: «Не пущу!». Долго меня уговаривал... «Неужели ты думаешь, что от своего намерения откажусь? - задал ему вопрос. - Хотя я не вайнах, у меня тоже есть самолюбие - не хочу, чтоб Басаев подумал, будто я его испугался». Наконец, Аушев сдался: «Я вам сопровождение дам». - «А зачем оно мне? - я спросил. - Я же не воевать с ним еду, а он пускай себя ведет как хочет». Короче, приехал я в Грозный...
- Там война уже шла?
- Это было после первого Хасавюртского перемирия Масхадова и Лебедя, и мы просидели с Басаевым в каком-то чудом сохранившемся доме часа три. Разговор получился острый, нервный. Я тогда благотворительной программой «Фронтовые дети Чечни» занимался... У Альберта Лиханова в Российском детском фонде работает Любовь Крыжановская: эта женщина объездила всю Чечню и собрала искалеченных войной детей: чеченцев, ингушей и русских - с оторванными ножками, ручками... Минами, так сказать, баловались и наши, и боевики, так вот, я собирал средства, чтобы этих малолетних инвалидов и сирот лечить, а Шамиль обвинял меня в том, что мы эти средства проматываем...
- Вы же еще с советских времен заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР...
- Ну, я заслуженный и народный артист всех северокавказских республик - уточняю на всякий случай, и я ему фотографии конкретных детей показывал, которым помощь оказана.
![]() |
| С дрессировщиками братьями Запашными. «Накануне моего 60-летия концерт проходил в Сочинском цирке. Я был уже депутатом Государственной Думы, председательствовал в которой Геннадий Селезнев. Он сидел в ложе, и я к нему обратился: «Геннадий Николаевич, а здесь менее опасно, чем в Думе...» |
Басаев продолжал наседать: «Дайте денег!». - «Кому?» - я спросил (я тогда организацию «Московит» возглавлял)» - и услышал: «Мне. Нефтью, добываемой в Ичкерии, надо распоряжаться самим - я хочу построить заправочные станции, чтобы зарабатывать деньги и семьям погибших давать».
- Рэкет...
- Да, и я сказал, что обратился он не по адресу: не мне надо такие предложения адресовать, а богатым чеченцам, живущим в Москве и других крупных городах. Шамиль между тем продолжал требовать, чтобы и я подключился. «Минуточку, - я предложил, - чтобы помогать семьям погибших, давай закупим им, скажем, 100-200 швейных машинок и материалы. У них много детей - пускай, не отрываясь от дома, шьют, зарабатывают какие-то деньги». Он счел эти слова оскорбительными: «Нет, мне нужно!».
Долго мы с ним так спорили, он горячился, нервно пытался вставать, а потом уже я встал: «Так, мне пора ехать». - «Нет!» - отрезал Басаев. «Ты мной не командуй, - сказал я. - Если хочешь со мной разобраться - пожалуйста, разбирайся», но я-то психологию вайнахов знаю: коль он меня пригласил, не имеет права, не может ничего сделать - с головы гостя волос не упадет, и я уехал.
- Встали и уехали?
- Да, встал и уехал, а через какое-то время (смешной был случай!) прибыл туда же с концертом для чеченской молодежи на местном стадионе ручных игр «Спартак», и Басаев вместе с Ахмедом Закаевым, который был тогда министром культуры Ичкерии, туда пришел. Их встретили выстрелами (вайнахи выражают свои чувства бурно), я пел, а после окончания концерта он вышел на сцену вместе с Закаевым и сказал: «Война отобрала у нас все. У нас нет белых скакунов, которых мы хотели бы преподнести высокому гостю, поэтому дарим что можем, - достал пистолет и протянул мне. - Вот, настоящему мужчине - боевой подарок».
Закаев на ухо мне шепчет: «Иосиф Давыдович, уважаемый, у нас положено, когда дарят оружие, выстрелить в воздух». - «Ахмед, - говорю, - я знаю, что положено, уважаю чужие обычаи, но палить куда попало не буду - не хочу, чтобы выстрелы на чеченской земле звучали». Ну и пошел, а следом Шамиль и Ахмед - они меня провожали. У меня между тем концертмейстер был Алексей Евсюков (он со мной до сих пор работает), и когда мы в кинобудке переодевались, он мне шепнул: «Эх, зря, Иосиф Давыдович, не стрельнули, - разрядили бы обойму в Басаева и стали бы Героем России...
![]() |
| С Аллой Пугачевой и Ириной Понаровской, середина 70-х |
- ...посмертно»...
- Я так и сказал: «Да, если только посмертно».
«ЭТО ШАМАН?» - СПРОСИЛ ГОВОРУХИН И УСЛЫШАЛ В ОТВЕТ: «НЕТ, ЭТО КОБЗОН»
- Это правда, что покушение на вас в гостинице «Интурист», где располагался ваш офис, организовал 26 апреля 1999 года лично Шамиль Басаев?
- Взрывное устройство находилось неподалеку от лифта, рядом с урной, а сам взрыв прогремел в три часа дня, когда у меня должна была проходить встреча, но я на нее опоздал. Осколками посекло моих секретарш, но жертв и особых разрушений не было, и тогда это как запугивание со стороны Шамиля расценили, а потом все стихло. Расследовал дело Рушайло (Владимир Борисович был заместителем Сергея Степашина, министра внутренних дел), а совершенно недавно, в прошлом году, я вдруг получаю повестку: мне сообщают, что арестовали уроженца Дагестана с подельником-чеченцем, которые тот заказ выполняли, и приглашают какие-то показания дать. Я возмутился: «Что за глупость? Прошло 13 лет - какие я могу давать показания? Уже ни гостиницы «Интурист»...
- ...ни урны той нет...
![]() |
| С поэтом Робертом Рождественским. «С Робертом меня связывала боль шая друж ба — я так это го че ло ве ка лю бил, и мы так по ни ма ли друг друга, что потом, после этой перестройки, он написал свои самые чистые, самые исповедальные стихи и несколько посвятил мне» Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Да ничего уже нет и, слава Богу, все живы, а мне: «Нужно их осудить». - «Осуждайте, - ответил, - если нашли».
- В 94-м году у Краснопресненских бань был застрелен один из ваших друзей Отари Квантришвили, причем в прессе тогда прямо написали (я это хорошо помню), что вы на очереди второй...
- Было такое...
- Сергей Мавроди рассказывал мне, что сидел вместе с киллером Лешей Солдатом, который в Квантришвили стрелял, - имя исполнителя известно, а кто за покушением этим стоял, вы знаете?
- Я не могу сказать «знаю», потому что в таких вещах, как убийство, тем более заказное, нужно быть в этом на 100 процентов уверенным, - не хочу, чтобы столь тяжкое обвинение на человека легло незаслуженно. 29 марта я в Америку улетал, а накануне, 28-го, посмотрел передачу, в которой Отари резко в адрес РУБОП (было тогда такое Региональное управление по борьбе с организованной преступностью создано) и его руководства высказывался.
- Рушайло его возглавлял?
- Да, а Отари возглавил партию «Спортсмены России» и Фонд имени Яшина, который помощь ветеранам спорта оказывал, - кстати, весьма действенную. У Отари четверо детей: два сына и две дочери (говорят, у Рушайло столько же), и в эфире он вдруг сказал: «Пускай Рушайло о своих детях подумает».
![]() |
| Иосиф Кобзон, Евгений Леонов, Лев Лещенко и Владимир Винокур на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, США, 1980 год |
- Намек недвусмысленный...
- Я позвонил ему и спросил: «Что ты имел в виду?», а он в ответ: «То, что надо о детях заботиться. У него четверо, у меня тоже, и мы должны думать об их будущем». - «Ты же не так выразился, - вспылил я. - Ты этому человеку вроде как угрожал». - «Да нет!». Я ему снова толкую: «Но это было воспринято однозначно. Если бы я оказался на его месте и, не зная тебя, прослушал твое выступление, подумал бы, что ты моим детям именно угрожаешь». После этого разговора я улетел в Штаты, а 5 апреля мне позвонили и сообщили, что Отари убит. Я тут же отменил концерты и вылетел его хоронить - с тех пор стал в США невъездным. Ну, это неважно...
- В одной из новых своих песен вы поете: «Мама моя Украина и отец мой Донбасс»...
- Ее Владимир Засухин на стихи Юрия Рыбчинского написал: «Где плечо мне как сыну подставляли не раз мама моя Украина и отец мой Донбасс...».
- Да, прекрасная песня, но исполняет ее депутат Государственной Думы России от Агинского Бурятского автономного округа...
- Вообще-то, меня пять раз подряд избирают депутатом, и в этом году я получил мандат уже от объединенного Агинского Бурятского округа и Читинской области - он называется Забайкальский край.
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Главное для певца — голова!» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Пять раз вы избираетесь от бурят, а бурятский язык уже выучили?
- Нет (смеется), но песни на нем пою.
Честно скажу: с Баиром Баясхалановичем Жамсуевым - сейчас он является главным федеральным инспектором по Забайкальскому краю, а был главой администрации Агинского Бурятского АО - мы вывели этот маленький округ в образцово-показательные: по развитию он стал лучшим в России. Построены детские сады, школы, спортивные сооружения, - ну очень много сделано, особенно в социальной сфере, и народ на это соответствующим образом отреагировал: вырос авторитет и нашего губернатора, и мой, естественно, как депутата (то, что не удавалось решить в округе, я пробивал в Москве). Мне с избирателями повезло - они очень благодарные, искренние, и я с тревогой думаю, не повлияет ли объединение с Читинской областью (которое состоялось 1 марта 2008 года. - Д. Г.) на их развитие в худшую сторону, ведь они еще очень целомудренные люди...
- ...не испорченные цивилизацией...
- Да, а теперь цивилизация наверняка их коснется.
Вообще, в тех краях очень много народа хорошего побывало: Лужков приезжал дважды, Громов, кстати, Агинское посетил, каждый год я привожу туда звездный десант артистов. Кого только там не было, а Станислав Говорухин снимал там фильм «Благословите женщину» и очень полюбил местное национальное блюдо под названием «буза».
- Он, вообще, вкусно поесть не промах...
- (Улыбается). Буза - это что-то типа наших пельменей, грузинских хинкали, и однажды Говорухин сказал местному жителю: «Эх, с удовольствием поел бы бузы где-нибудь в бурятской семье», а тот в ответ: «Приходите ко мне». Буряты, кстати, по-русски говорят...
- ...лучше русских?
- Гораздо! - они и литературу знают куда лучше, и вот он заходит в бурятский дом и видит на стене мой плакат. Скорее всего, хозяева где-то после концерта сняли - там во многих домах такие висят. Говорухин трубку свою изо рта вынул и спрашивает: «Это шаман?», а ему в ответ: «Нет, это Кобзон».
Он, конечно, шутник, но и буряты пошутить любят. Водитель Баир меня как-то спрашивает: «Иосиф Давыдович, хотите анекдот про себя услышать?». - «А почему нет? Это любопытно», - отвечаю, и он начал: «Когда Моисей водил евреев по пустыне 40 лет, одно племя отбилось и пропало...». Пауза... Я: «Ну и?..». - «...Вот Кобзон его и нашел» (смеется).
«ТАКОЙ СЛАВЫ И ПОПУЛЯРНОСТИ, КАК У МАГОМАЕВА, НА СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЕ НИКОГДА И НИ У КОГО НЕ БЫЛО И УЖЕ НЕ БУДЕТ»
- Скажите, Иосиф Давыдович, а что, на ваш взгляд, для эстрадного певца главное: тембр, голос или, как некоторые артисты думают, внешность?
- (Пальцем на лоб указывает). Главное - голова!
- Для певца?
- Именно...
- А для певицы?
- То же самое. Ну вот, допустим, Бог кого-то приятным голосом наделил, эффектной, как ты говоришь, внешностью и тембром запоминающимся, но что и как человек поет, какую он получил школу, - все это лишь слагаемые, а что в результате получится, зависит от его головы.
- Вы однажды обмолвились: «Магомаев - это в эстрадном жанре абсолютная величина, Эверест» - до сих пор так считаете?
- Ну, не только Муслим. Для меня Магомаев - это воплощение восточного таланта: он великолепно пел и писал музыку, прекрасно играл на фортепиано и изумительно рисовал, выглядел очень ярко и броско, вообще был красивым мужчиной - всеми мыслимыми достоинствами был наделен.
- Вы мне не раз говорили, что такой славы и популярности, как у Магомаева, на советской эстраде...
- ...никогда и ни у кого не было и, более чем уверен, уже не будет.
- Даже Алла Борисовна не может с ним в этом посостязаться?
- Ну, Алла Борисовна безумно популярная певица, наша Примадонна, но она и близко... Нет, скажу так: по популярности ни с кем Магомаева сравнить нельзя.
Из книги Иосифа Кобзона «Как перед Богом».
«Впервые я увидел Аллу на улице Качалова в Доме звукозаписи - это было в году 70-м или 71-м. Тогда на Всесоюзном радио существовала веселая редакция сатиры и юмора, на ней работали замечательные авторы Трифонов и Иванов, и вот однажды, когда у меня шла очередная запись песни, эти самые ребята-редакторы ко мне подошли и сказали: «Иосиф, нам нужно срочно для воскресной передачи «С добрым утром!» записать одну девочку - будь добр, уступи свое время!».
Я: «Да пожалуйста...» - и прервал запись. Смотрю: входит в студию такая... ну чересчур скромная девочка - синюшная, худенькая, бледненькая, вся в конопушках - и удивительно запоминающимся протяжным голоском выводит: «Робот, ты же был человеком...» - дальше слова забыл, но эта строчка в память врезалась навсегда. Короче, записали, поблагодарили и вот таким образом познакомились - это было ее первое появление в эфире.
Прошло время, где-то в году 74-м ее заметил руководитель ансамбля «Веселые ребята» Павел Слободкин, и, как бы женившись на Алле, взял ее к себе в коллектив, и она начала у него работать.
Слободкин по советским временам был очень активный и предприимчивый человек, старавшийся не упускать ни одной возможности, чтобы как-то заявить о себе и о своих солистах, которые могли добавить популярности его коллективу, и на Всесоюзный конкурс артистов эстрады Павел пристроил свою Аллу. Председателем жюри являлся знаменитый дирижер Юрий Васильевич Силантьев, я тоже входил в состав жюри, и вот, как сейчас вижу, выходит в скромном платьице, точнее, в сарафанчике в горошек, Алла и две песни поет, причем замечательно.
Начали обсуждать кандидатуры исполнителей на премию, и тут я понимаю, что, из-за какой-то совершенно дурацкой системы подсчета очков она вылетает, оказывается за бортом лауреатов. Тогда я стал уговаривать Силантьева, который относился ко мне дружески: «Юрий Васильевич, ну неужели не убедила вас Пугачева своими песнями, что она достойна быть лауреатом?». Он: «Иосиф, ну убедила - ну и что? - других-то не убедила! У нас все-таки жюри, поэтому решения мы должны принимать коллективно!».
При голосовании, кому присудить первую премию, она проскочила (первой Венера Майсурадзе стала), вторую тоже проскочила. Наконец, когда исчерпали уже третьи премии, я встал и сказал: «Коллеги, мы с ума сошли! Ну как мы можем так здорово начинающую Аллу Пугачеву без премии оставить?».
- А мы ей диплом дадим! - раздались голоса.
- Да нет, так нельзя! Лауреат - это все-таки не дипломант: вы же сами понимаете, что лауреат - это действительно много значит! Поверьте мне: она очень перспективная девочка, и ее надо обязательно поддержать - дайте ей шанс, и она себя покажет!».
Силантьев не выдержал: «Коллеги, а ведь Иосиф прав! На протяжении всего конкурса он вел себя достаточно демократично, и раз уж так настаивает, давайте его поддержим!».
И меня поддержали - Алле дали четвертую «третью премию». Всего было девять премий: две первых, три вторых и четыре третьих - последней была ставшая вскоре, как я и предсказывал, первой Алла...
Происходило это в июне 1975 года, а в августе на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии она спела песню Эмила Димитрова «Арлекино», и это уже была революция! - с этого часа не было дня, чтобы об Алле не говорили.
...Тогда я ездил еще за рулем, и наутро после того нерядового ночного события, проезжая по Каретному ряду, увидел гуляющего Леонида Осиповича Утесова. Он жил в Каретном ряду, я остановился, вышел, обнялся с мастером, и он мне говорит: «Иосиф, вы смотрели вчера «Орфей»?». Я: «Смотрел».
- Ну и как вам эта рыжая лахудра?
- Потрясающе!
- Это с ума можно сойти, Иосиф, она - действительно потрясающая. Она - явление!».
«ПЕРВЫХ МНОГО»
- Покойный Юрий Богатиков мне говорил: «Нас, классных баритонов, было в то время немало - Магомаев, Гуляев, Кобзон, Гнатюк, Кондратюк, Серкебаев, Вуячич, да и я был хорош, но на длинной дистанции первым оказался Иосиф». Благодаря чему вы всех опередили?
- А знаешь, наверное, почему? Пусть это не прозвучит из моих уст нескромно, но я никогда об этом не думал. На всю жизнь запомнилось интервью, которое дал, когда приехал в СССР, совершенно гениальный скрипач Исаак Стерн. У него спросили тогда: «Скажите, господин Стерн, в иерархии скрипачей вы себя каким по счету видите?», и он ответил: «Вторым». - «Как? Перед вами весь мир преклоняется! - удивился журналист, - и только вторым? А кто же первый?» - и Стерн изрек: «Первых много»...
Из книги Иосифа Кобзона «Как перед Богом».
«Я крайне редко бываю доволен своими выступлениями - иной раз даже думаю: и за что мне так аплодируют? - ведь ничего выдающегося я не сделал. Может, мне просто удается в нужное время, в нужном месте сказать и сделать то, что именно в этот момент только и нужно? - и здесь вспоминается, как однажды приехал я выступать в Одессу. На афише было написано: «Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР (я тогда, в 64-м, только это звание получил), лауреат международных конкурсов (в скобках - Варшава, София, Берлин), лауреат Всесоюзного конкурса (в скобках - Ленинград), лауреат Всероссийского конкурса (в скобках - Москва), еще что-то такое и... Иосиф Кобзон, а какой-то, видно, очень остроумный одессит приписал жирным шрифтом «Лучший друг Рабиндраната Тагора...». Дескать, чего ты выдрючиваешься? - если петь не умеешь, все равно это никого не взволнует».
- Никогда, как на духу говорю, я не думал: «Ай-яй-яй, ну надо же, меня Вуячич обошел, или Богатиков, или Магомаев» - я занимался своим делом: гастролировал, готовил новые песни. Мне повезло безумно, потому что как артист я вырос в то время, когда песенный жанр был на высоте, и работал непосредственно со всеми его «столпами», такими, как композиторы Соловьев-Седой, Блантер, Фрадкин, Френкель, Колмановский...
- ...Фельцман...
- ...Бабаджанян, как поэты Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ошанин, Долматовский...
Из книги Иосифа Кобзона «Как перед Богом».
«Однажды Оскар Борисович Фельцман и Роберт Иванович Рождественский пригласили меня спеть на авторском вечере композитора в Колонном зале Дома Союзов их песни, среди которых одна была новая. Песня была непростая: я сразу понял, что это их сочинение - политически опасное... Оскар перед исполнением испуганно говорил: «Роберт, нельзя... Нас сразу посадят», на что Рождественский отвечал: «Мы не дураки - мы все сделаем...», имея в виду, что решит со мной, как выйти из положения: чтобы и спеть то, что хочется, и в тюрьму не сесть. Звучали стихи так:
Лейтенант в окно глядит,
Пьет, не остановится.
Полстраны уже сидит,
Полстраны готовится.
Маменькины туфельки,
Бабушкины пряники.
Полстраны - преступники.
Полстраны - охранники...
Это были стихи, написанные в 1973 году, - я когда их услышал, воскликнул: «Ой, что это?».
- Старик, не волнуйся! После каждого такого запева будут идти слова: «Это было, было, было...», поэтому все будет в порядке.
Но я их все равно обхитрил - в конце, когда пел «Это было, было, было...», сделал с Силантьевым и оркестром такую чисто смысловую штучку: «Это было, было, это было?», то есть в конце поставил вопрос - и пускай теперь думают: «Это было? Или это есть?».
...С Робертом меня связывала большая дружба - я так этого человека любил, и мы так понимали друг друга, что потом, после этой перестройки, когда ломали судьбы, людей, психику и принципы, он написал свои самые чистые, самые исповедальные стихи и несколько стихотворений посвятил мне.
Есть что-то мистическое, связанное с Рождественским. Роберта мы похоронили на кладбище в Переделкино... Он тяжело болел, и Горбачев отнесся к судьбе и болезни Роберта сочувственно - выделил средства на его лечение в Париже, но, увы, именно там его очень неудачно прооперировали плюс ко всему у него была язва, которая мучила его много лет.
Я часто приезжал к нему в Переделкино (в 1976 году я приобрел дачу в Баковке - это то же самое Переделкино). Мы дружили так, что могли приехать друг к другу в любое время дня и ночи, чтобы обсудить, что наболело, да и просто пообщаться, а Роберт очень любил курить, и вот, каждый раз, когда я поднимался к нему в кабинет, он говорил мне: «Оська, закури!» - я закуривал и отдавал сигарету ему: это у нас наработанная схема была: «Как только придет Алка (Алла Борисовна Киреева - жена Роберта. - И. К.), ты сразу заберешь сигарету, чтобы она не поняла, что я курю...». Курить ему было нельзя, и жена всячески следила, чтобы он это предписание врачей соблюдал, но я знал, что, к огромному сожалению, мой друг, наш Роберт, безнадежен, и не хотел лишать его этой последней для него радости.
Когда Роберта не стало, когда его похоронили, я как-то в расстроенных чувствах закурил сразу две сигареты - одну положил на каменный край памятника, а вторую стал курить со словами: «Давай, Роба, покурим!». Я курил, не обращая внимания на вторую, зажженную «для Роберта», сигарету, и вдруг с удивлением для себя отметил, что лежит она, никто ею не затягивается, но она курится, и так докурилась до фильтра. Это была какая-то мистика, и я воскликнул тогда: «Ал, смотри, Робка всю сигарету выкурил». Она отнеслась к этому недоверчиво, даже подумала: «Говорит, как сумасшедший...».
После этого обязательно два раза в год (в день рождения и в день его смерти) мы стали появляться на кладбище, и каждый раз я стал закуривать сразу две сигареты и одну из них класть Робке, и не было еще случая, чтобы это мистическое явление не повторялось: каждый раз сигарета не гасла и выкуривалась до конца. Даже Алла стала смотреть на это по-другому и однажды сказала нашим общим друзьям: «Иосиф ходит на могилу с Робкой курить». Друзья переглянулись: «Как это?». - «А вот так...» - и мы все вместе пошли к нему на могилу. Я закурил сразу две сигареты, а дальше - случилось то, что было всегда. Тогда мне предложили отойти от могилы, снова закурить сразу две сигареты, и одну из них куда-нибудь положить - сигарета тут же погасла...».
Так вот, о голове. Я осваивал лучшее, что могло быть в музыке и поэзии, - и поэтому мне везло, но не оглядывался: кто меня обгоняет, опережает? С удовольствием аплодировал Юре Гуляеву, да и остальным моим коллегам, если они выступали удачно, и никогда у меня не мелькала мысль: «Ах, ну надо же, сегодня он, пожалуй, меня популярнее - надо срочно что-то придумать, найти что-то особенное». Нет, я пел то, что нравилось мне всегда: гражданскую тематику, любовную лирику, русские народные песни, ретро.
- Проще перечислить, что вы не пели...
- Исполнил все, что хотел: с хором Минина - религиозные песни, с оркестром Некрасова - множество произведений народной музыки...
- ...с Турецким - еврейские песни...
- Мне было интересно работать, поэтому своим студентам всегда говорил: «Вот, все вы мечтаете: «Господи, проснуться бы популярным, чтобы очередь за автографами стояла, чтобы узнавали на улице: ой, он пошел (или она пошла), но это совершенно губительное состояние, оно никогда не приведет вас к успеху».
- На то и дана человеку голова, как вы сказали...
- Да, и я повторял им: утром, когда просыпаетесь, подойдите к зеркалу, посмотрите на себя небритого или нечесаного, неопрятного - вот это вы настоящий, а не перед концертом, когда макияж, когда в вечернем уже одеянии... Вечером каждая артистка, как говорил Марк Гаврилыч Гурченко, богиня, а тут, перед зеркалом, другая (или другой), и думайте сначала не о вечере, а о том, как утром себя привести в порядок».
(Окончание в следующем номере)











Народный артист СССР, член редакционного совета «Бульвара Гордона» Иосиф КОБЗОН: «Кобзон, — написал мне Шамиль Басаев, — пока мы проливали кровь, ты с красными чеченцами пил в своей Москве водку — пришла пора ответить», а потом еще и записку прислал: «Если ты не трус, жду тебя завтра утром в Грозном. Короче, поехал я в Грозный...»
Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО-младший: «Папа и Джина Лоллобриджида познакомились еще в 60-е, когда он учился в Италии, и с тех пор друг другу писали»
Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Маршалы понимали: блефовать, надувные мышцы имея, очень опасно, знали: если в блефе своем зайдут далеко, их могут стереть с лица земли, — и вручили Пеньковскому документы, чтобы он передал их американцам и англичанам»
Профессор Сергей КАПИЦА: «Обернувшись, я увидел перед собой крепкого парня, который в одной руке сжимал топор, а в другой — опасную бритву. Он был зарегистрированным сумасшедшим и убивал меня как главного жидомасона»
47-летняя супруга Сергея Безрукова Ирина беременна
45-летний Федор Бондарчук впервые станет дедом, а у Михаила Шуфутинского родилась седьмая внучка
Ты — начальник, я — дурак?
Все, что нажито непосильным трудом...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги