Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО-младший: «Папа и Джина Лоллобриджида познакомились еще в 60-е, когда он учился в Италии, и с тех пор друг другу писали»
«НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПОКУПКИ ЧУДЕСНОЙ ИКОНЫ ОТЦУ СНЯЛИ СТРАШНЫЙ ДИАГНОЗ, ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ СПУСТЯ ЕМУ ПРИСУДИЛИ ЛЕНИНСКУЮ ПРЕМИЮ, А ВСКОРЕ РОДИЛСЯ Я»
- Анатолий, вы родились в 80-м, и в том же году ваш папа получил Ленинскую премию...
- ...и произошло это практически одновременно, причем не в самый лучший для нашей семьи период, потому что у отца было тяжелое воспаление легких, которое врачи ошибочно приняли за онкологическое заболевание. Он находился в ожидании результатов диагностики, от которых, можно сказать, зависела его жизнь, потому что у медиков был плохой прогноз...
- Проще говоря, они считали, что у Анатолия Борисовича рак легких?
- Да. И тогда маме, которая буквально через месяц должна была рожать, предложили купить одну икону. Она была довольно дорогая, поэтому мама посоветовалась с отцом, тот сразу согласился. На следующий день после покупки был снят страшный диагноз, еще несколько дней спустя отец узнал о присуждении ему Ленинской премии, а вскоре родился я.
![]() |
| Анатолий с матерью Светланой на фоне киевского памятника Анатолию Соловьяненко. «Мы с мамой много сделали для того, чтобы увековечить память отца» |
- Интересно, кто был изображен на иконе?
- Богородица.
- Старинный образ, наверное?
- Нет, как раз того периода, никакой не раритет. Люди уезжали за границу и хотели отдать, как говорится, в добрые руки. Сказали: «Это очень хорошая, намоленная икона, она принесет вам счастье».
- До сих пор у вас хранится?
- У мамы. Материальной ценности не представляет, но для нашей семьи очень много значит.
- Это папа решил вас Анатолием назвать?
- Да. Когда сообщили, что я родился, он примчался в роддом и они с мамой стали решать, как меня назвать. Перебирали разные имена, и вдруг отец предложил: «А что, если Анатолием?». Мама согласилась. Кстати, разное приходилось по этому поводу слышать - что нельзя в одной семье одним и тем же именем называть, потому что кто-то из «одноименцев» долго не проживет, и так далее. Но я убежден: все зависит от человека, от обстоятельств, от того, что предначертано свыше, и того, как и ради чего ты живешь. А в предрассудки не верю.
- Насколько я знаю, у творческих людей много суеверий... Например, оперные певцы старой школы никогда не распевались в коридоре: мол, в коридоре поешь - там и выступать будешь...
- Отец в такое не верил, хотя в коридоре никогда не распевался, это правда. Во-первых, потому что был деликатным человеком и не хотел никому мешать, во-вторых, в театр приходил уже готовым к выступлению, поскольку всегда распевался дома.
![]() |
| «Авторитет Анатолия Борисовича в доме был таким, что ему хватало одного взгляда. Глазами папа мог сказать все и даже больше» |
Каждый день Анатолий Борисович занимался дыхательными и вокальными упражнениями, и так было всю жизнь, независимо от того, надо было ему выходить на сцену или нет. В этом, собственно, и был секрет его творческого долголетия и той формы, которую он до последних дней имел. Полчаса зарядки, специального набора физических упражнений, придуманного им самим, час работы над дыханием и столько же - над голосом.
- Плюс ко всему, наверное, здоровый образ жизни?
- Причем для всей семьи: у нас в доме никто никогда не курил, поэтому папа не только не увлекался сигаретами, но и не дышал табачным дымом. Абсолютно спокойно относился к спиртному, мог выпить за обедом бокал красного вина к мясу или белого - к рыбе, и все. Ну, летом, на даче, когда был сезон раков, мог кружку пива себе позволить, но пьяным я его никогда не видел, водки в нашем доме не водилось. Хотя вина были, и хорошие: папа в них разбирался. В советский период предпочитал, естественно, грузинские, позже - итальянские, порой с гастролей привозил бутылку хорошего вина, но не столько, чтобы выпить, сколько для того, чтобы попробовать новый вкус, получить удовольствие от какого-то букета.
- Знаю, он был читающим человеком...
- ...да, очень много читал.
- ...и, наверное, в доме была обширная библиотека.
- И была, и есть, но опять же там нет дорогих изданий. Хотя когда я учился в школе, все, что мы проходили по программе, в доме было. Я никогда в библиотеку и не ходил: зачем, если все из списка на лето стоит у тебя на полках?
![]() |
| В роли герцога Мантуанского из оперы Джузеппе Верди «Риголетто». «Театр — сложный организм, и, мне кажется, его немножко демонизируют, но в одном людская молва права: в творческой среде всегда существует зависть» |
Кроме этого, у Анатолия Борисовича была хорошая коллекция альбомов по изобразительному искусству. Он говорил: «Я никогда не стану настолько богатым, чтобы повесить произведения выдающихся живописцев у себя в квартире, но это не повод не знать их и ими не любоваться». Папа прекрасно разбирался в живописи, постоянно привозил из поездок альбомы, с гордостью показывал...
Еще одним его увлечением были шахматы. Мы играли не так много, потому что я постоянно проигрывал и такой исход сражения не был интересен ни ему, ни мне: мне было стыдно, а он хотел помериться силами с более достойным противником. Но я вас уверяю: играл отец весьма неплохо.
Не помню, чтобы он встречался с Карповым или Каспаровым, но соперники у него были сильные. Как сейчас в Киеве известны светские львицы, так в то время пользовались уважением те, кто хорошо играл в шахматы или на бильярде. Сегодня имена этих людей, к сожалению, ничего никому не скажут, однако в 80-е годы их ценили, в частности, мой папа. Они частенько у нас дома бывали.
Отец играл и на равных, и с превосходством, и проигрывал, но при этом, кстати, не был азартным или алчным - его интересовали только победа и удовольствие от игры, в которой денежных ставок и выигрышей никогда не было, иначе он попросту не сел бы за стол.
- Говорят, на позднего ребенка родители обрушивают всю свою любовь. Вы это на себе прочувствовали?
- Ну, не знаю, обрушивают или нет, но о себе могу сказать: у меня было столько родительской любви, сколько я могу себе представить.
- Папа постоянно баловал или иногда все-таки мог дать ремня - в воспитательных целях?
![]() |
| Иосиф Кобзон, Анатолий Соловьяненко, Юрий Гуляев и другие в Донецке на Дне шахтера, конец 70-х. «В советской эпохе все-таки много хорошего было...» |
- Никогда! Ни отец, ни мама ни разу не подняли руку - ни на меня, ни на Андрея, брата. Авторитет Анатолия Борисовича в доме был таким, что ему хватало одного взгляда. Я в жизни не слышал от него крика или матерного слова, но его спокойный тон и строгий взгляд о многом говорили. Одними глазами папа мог сказать все и даже больше.
«ОТЦА НЕ СТАЛО ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я НЕ ПОСТУПИЛ В КИЕВСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ»
- Вы ведь занимались вокалом, причем систематически и всерьез, и даже пытались в консерваторию поступить...
- Была такая история в моей жизни. Отца не стало через несколько недель после того, как я не был принят в Киевскую консерваторию... Кстати, приходилось читать, что я, как и папа, тенор, но на самом деле у меня баритон, я учился у прекрасного педагога Виктора Николаевича Курина, царство ему небесное! Очень благодарен судьбе за то, что семья Куриных была в моей жизни, потому что жена его, Тамара Григорьевна, концертмейстер, они вдвоем со мной занимались, и я до сих пор с ней общаюсь. Замечательные светлые люди, которые стали для меня вторыми родителями, поддерживали, когда умер отец, и во многом благодаря им я начал разбираться в пении, научился понимать певцов, знаю, что можно и чего нельзя оперному режиссеру.
- На вступительном экзамене вас зарубили, потому что вы Соловьяненко?
- Вы знаете, я много раз на эту тему говорил, те, кто в приемной комиссии сидели, высказывали свою точку зрения... У меня, как у каждого из нас, полно недостатков, но я отношусь к тем людям, которые способны высказывать обиду и недовольство в глаза. И я имел достаточно чести говорить об этом при жизни тех, кто меня в консерваторию не принял, и спокойно, не за спинами, а в лицо отвечать на их выпады. А теперь, когда многих из этих людей нет в живых, я считаю неправильным их обсуждать.
![]() |
| Анатолий Соловьяненко с супругой Светланой и старшим сыном Андреем у Мариинского дворца в Киеве. «В свое время Андрей неплохо играл на фортепиано, даже окончил школу имени Лысенко для одаренных детей при консерватории, но на этом его творческий путь прервался» |
- Эта история уже обросла деталями, подробностями...
- Мне кажется, она, как ни странно, продолжает ими обрастать. Но это дело прошлое и для меня уже не имеет никакого значения. Что, скажите, изменится, если я буду его ворошить? Отца нет, и его не вернешь.
- Анатолий Борисович сильно переживал из-за того, что вы не стали студентом консерватории?
- Конечно. Я думаю, он меньше переживал бы, если бы я на юридический не прошел - в ту отрасль, к которой он не имел никакого отношения, чем туда, где он имел основания полагаться не то чтобы на поблажки, а просто на порядочное отношение к сыну.
- Что он сказал вам по этому поводу?
- Вы знаете, я дословно не помню. Помню только, что не ругал, все понял сразу и расстроился гораздо больше, чем я. Я отнесся к этому как к обычной неудаче: ну, сейчас провал, а завтра все будет хорошо, белая полоса сменит черную. Потому что, во-первых, я не остался на улице, поскольку был студентом третьего курса юрфака Киевского национального университета. Во-вторых, от меня не отказался мой педагог Виктор Николаевич. Он продолжал заниматься со мной абсолютно бескорыстно вплоть до того времени, когда я начал режиссерскую деятельность.
Организация концертов, праздников отнимала у меня много времени и внимания, я очень хотел себя на этом поприще зарекомендовать, поэтому пришел и честно сказал, что больше не смогу заниматься систематически. А ходить на уроки вокала как придется - это, я считаю, только отнимать у педагога драгоценное время, которое он может уделить кому-то другому, кто действительно стремится стать певцом.
Когда папа умер, мне было 19 лет, и я должен был зарабатывать. Брат (он на 13 лет меня старше) жил уже в Канаде: в дни московского путча улетел туда на учебу, окончил университет в Виннипеге и поселился в Торонто...
- С музыкой как-то связан?
- В свое время Андрей неплохо играл на фортепиано, даже окончил десятилетку для одаренных детей имени Лысенко при консерватории, но на этом его творческий путь прервался. Сейчас брат занимается транспортным бизнесом, в Канаде у него семья - жена, тоже бывшая киевлянка, и трое маленьких детей. Возвращаться в Украину, насколько я знаю, они не планируют.
Так вот, брат становился на ноги в Канаде, мама со дня смерти отца больше не работала, бабушке было за 80... Сами понимаете, мне некогда было учиться петь. Надо было учиться жить.
Хотя, как ни парадоксально это звучит, я даже благодарен тому периоду в моей жизни. Да, в консерваторию не поступил, но освоил в процессе подготовки то, что невозможно выучить по учебнику или на лекции, если сам не прочувствовал: что такое голос, диапазон, тесситура... Сейчас, когда к нам на прослушивание приходят солисты и называют программу, с которой хотят слушаться, я почти безошибочно определяю проблемы, которые они пытаются за ней скрыть. Либо нет нижнего регистра у баритона, когда человек предлагает арию Роберта из оперы «Иоланта», либо верхнего - когда арию князя Игоря, либо меццо-сопрано не держит тесситуру и имеет ограниченный диапазон, если певица планирует исполнить песенку графини из «Пиковой дамы», и так далее.
«ПО СЕЙ ДЕНЬ ПОМНЮ ВКУС ПАПИНОГО БОРЩА, ПОТОМУ ЧТО ЭТО БЛЮДО, КАК ПРАВИЛО, ГОТОВИЛ ТОЛЬКО ОН»
- Теперь только в кругу близких поете?
- Нет. Я не пою вообще - об этом не может быть и речи. Понимаете, для человека, который профессионально занимался пением, петь просто так... Ну, я же отношусь к себе требовательно и понимаю, что давно не нахожусь в той форме, в которой был, когда занимался пять раз в неделю. От нее остались только воспоминания...
Если в какой-то компании за столом просят спеть, отказываюсь. Люди, которые знают, что ты пел когда-то, ожидают, что покажешь класс, тем более если ты - сын Соловьяненко. А что я им покажу, если 10 лет не занимался?
Кстати, папа тоже никогда не пел на застольях - это было исключено. Он относился к пению как к профессии и не позволял под бокал или под рюмку хлопнуть себя по плечу и сказать: «Толик, спой!». Дома, когда распевался, и то закрывался в комнате. А чтобы на какой-то свадьбе или на природе, за шашлыком... Не было такого, не помню.
- Но на природу выезжать любил?
- Конечно! И очень хорошо готовил шашлык и борщ. Он как-то чувствовал, каким борщ должен быть, и я по сей день помню вкус папиного борща, потому что это блюдо, как правило, готовил только он. И с тех пор, кстати, очень редко ем борщ - детские воспоминания не дают.
- У Анатолия Борисовича был уникальный голос. От кого он ему достался?
- У него в семье музыкальными были и отец, и мама. Вот они и за столом пели, и в самодеятельности - у них в селе были импровизированные постановки «Наталки-Полтавки», «Сватання на Гончарiвцi». К сожалению, папина мама Ольга Ивановна рано умерла - в 43 года. Отец был еще маленьким, и воспитывал его наш дедушка, Борис Степанович. Всю сознательную жизнь он с ним прожил.
Папа пытался поступить в Ленинградскую консерваторию, но не получилось: базового музыкального образования не было. Учился в Донецком политехническом, занимался вокалом с Александром Николаевичем Коробейченко, потом несколько лет преподавал на кафедре начертательной геометрии Донецкого политеха.
- И в один прекрасный день вышел в телеэфир...
- Это был смотр художественной самодеятельности. Отец победил на конкурсе в Донецкой области, и его отправили в Москву. И когда в 62-м году Анатолия Борисовича показали по одноканальному телевидению в вечернее время, он за 10 минут стал известным на весь Советский Союз, а со временем - на весь мир.
- Вашего папу ставили в один ряд с мировыми оперными звездами: Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом...
- И Паваротти, и Доминго, и Каррерас - высочайшего класса певцы. Мне посчастливилось побывать на репетиции Лучано Паваротти в Киеве, когда он давал концерт во дворце «Украина». Я очень хотел попасть именно на репетицию, поскольку бытовало мнение, будто Пласидо Доминго - великий музыкант, а Лучано - просто человек с уникальным голосом, которому все даровано свыше. Но уже через пять минут я убедился, что это не так: Паваротти безупречно знал партитуру, по существу делал замечания флейте, скрипкам, гобою... Словом, за очень короткое время я понял: это настоящий музыкант, который не просто хорошо знает свой голос, но и тембр каждого инструмента, гроссмейстер, как сказал бы папа.
- Но дружба у вашего отца сложилась только с Пласидо Доминго?
- Они не были близкими друзьями, но находились в хороших отношениях с 1977-го, когда по очереди пели в опере Пьетро Масканьи «Сельская честь» в постановке Франко Дзеффирелли.
- В знаменитой «Метрополитен-опера»?
- Да, в Америке. У них двоих был контракт на этот спектакль на сезон 1977-1978 годов.
- Правда ли, что именно Анатолий Соловьяненко, а не Хосе Каррерас мог стать третьим в трио теноров?
- Возможно, стал бы, потому что пришел в «Метрополитен», где трио формировалось, раньше Каррераса. Первым туда попал Паваротти, потом - Доминго и папа. Отец заключил пятилетний контракт с этим легендарным театром, но, к сожалению, началась война в Афганистане, и советскому певцу был запрещен выезд в Штаты. Союз его не выпускал - это был как раз тот период, когда за границей остались Вишневская с Ростроповичем, и после этого не только мой отец, но и Юрий Мазурок, и Елена Образцова, тоже заключившие контракты с «Метрополитен», пострадали... Позже в этот театр вернулась только Образцова - в середине 80-х.
- Я слышала, что Анатолия Борисовича оставляли и в Италии, и в России...
- Ну, вы, наверное, знаете: те, кто стажировался в Италии, в «Ла Скала», автоматически зачислялись в труппу Большого театра. Но это был театр корифеев того времени, они не особо видели молодежь с периферии у себя под боком, поэтому молодые певцы там покрутились-покрутились и практически ничего не спели. Соловьяненко, а чуть позже Николай Кондратюк, вернулись в Украину, Владимир Атлантов уехал в Санкт-Петербург, Муслим Магомаев - в Баку. Спустя несколько лет, в конце 60-х, когда Зураб Анджапаридзе перестал исполнять партию Германна, Атлантов вернулся в Большой - на эту партию. Остальные формировались каждый в своей республике, но со временем стали героями эпохи и народными артистами Советского Союза.
- Бытует мнение, что оперный театр, как и все театры, - клубок единомышленников?
- Театр - сложный организм, и мне кажется, его немножко демонизируют: не так страшен черт, как его малюют... Но в одном людская молва права: в творческой среде всегда существует зависть. Один человек вроде бы мало над собой работает, но от природы мощнейше одарен и оттого имеет контракты, поездки по всему миру, поклонников. А другой старается, пашет, рвется из всех сухожилий, а тембральные особенности такие, что его никто не хочет слушать. Без таких тоже не может существовать опера, крепкий середняк, знающий все партии и всегда готовый выручить, в любом театре необходим. Но исторически так сложилось, что трудяги с годами все больше и больше ненавидят звезд...
- И такие «трудяги» делали какие-то гадости вашему отцу?
- Ну, про то, что подсыпали что-то и парики воровали, - это бред. Подличали по-другому: писали анонимки, доносы... В общем, поступали, как честные советские граждане. (Улыбается).
- А он же еще и в компартии не состоял...
- Никогда! И не посещал политзанятий. Когда спросили, почему, ответил: «Я занимаюсь на дому».
- К такому ответу не придерешься...
- Так самое интересное, что он и вправду занимался! И историю партии знал досконально. Но и многое другое знал: во время стажировки в Италии благодаря тому, что выучил итальянский язык, которым с ним занимался Коробейченко, прочитал много литературы, запрещенной в Союзе...
Хотя вот мы с вами СССР ругаем, потому что практически не помним, а в советской эпохе все-таки много хорошего было: Анатолий Борисович из простой семьи из пригорода Донецка имел возможность добиться того, чего добился. И несмотря на то что не состоял в партии, стал народным артистом СССР и лауреатом Ленинской премии. А в 80-м году только двоим беспартийным ее присудили - Анатолию Соловьяненко и Аркадию Райкину, это беспрецедентный случай.
- Если не секрет, на что Анатолий Борисович ее потратил?
- Всю до копейки передал в Фонд мира. 10 тысяч рублей - огромные деньги, но папа пережил войну, когда их семью вывозили в эвакуацию. Была очень холодная, студеная зима, простудился и заболел его брат, а потом в дороге умер. И отец рассудил так: «Хочу, чтобы мои дети жили в мире, потому что ничего страшнее войны не видел...».
Знаете, он очень любил эту страну, этот народ, и хотя много здесь страдал, ни при каких обстоятельствах не мог представить себя вне СССР и вне Украины.
- Говорят, Юрий Лужков, тогда еще мэр Москвы, настойчиво предлагал Анатолию Борисовичу жилье в Москве.
- Мы даже ездили в Москву, смотрели. Но папа сказал: «Чужой город. Я не смогу здесь жить». Это было за несколько лет до его смерти.
- В Национальной опере он уже не выступал?
- Нет. Последние шесть лет жизни на эту сцену не выходил. Самым тяжелым для него было, когда мы гуляли по Киеву и к нему подходили люди и спрашивали: «Когда вас можно услышать в театре?». А ему нечего было ответить, потому что на каждый такой вопрос он сам себе отвечал: «Наверное, никогда». Правда, вслух этого не произносил. Надеялся, но с каждым днем надежды оставалось все меньше.
Хотя сейчас я понимаю и вижу, что ситуацию можно было легко исправить. На самом деле, за него просто никто не заступился, а вопрос-то был вполне решаем - одним телефонным звонком.
- Интересно, с какой формулировкой можно уволить из театра всемирно известного человека?
- Когда отцу исполнилось 60, видя атмосферу, в то время царившую в театре, он написал заявление и перешел на работу по договору, с оплатой за спетые спектакли. А впоследствии его просто перестали приглашать, и в трудовой книжке осталась запись: «Виключений зi складу солiстiв театру у зв'язку з вiдсутнiстю фактичних творчих зв'язкiв з колективом». Это если о формулировке говорить.
- А если о причинах, то в прессе не раз муссировалась тема его разногласий с Анатолием Мокренко, руководившим театром в то время...
- Вспоминать об этом смысла нет. Кстати, сейчас в Национальной опере работает его дочь Оксана, она заведующая труппой, у нас прекрасные отношения, так что никакой вендетты, слава Богу, нет и быть не может.
«ДО СИХ ПОР НЕ МОГУ ПОВЕРИТЬ, ЧТО ЕГО НЕТ»
- Анатолия Борисовича давно с нами нет, но вас по-прежнему называют Анатолием Соловьяненко-младшим...
- Мне кажется, этим стоит гордиться, переживать тут не из-за чего.
- Когда вы осознали, что отец - звезда мирового масштаба?
- Точно не скажу, но всегда чувствовал, что живу в особенной семье. У нас не было домработниц, папа сам всегда ходил в магазин, покупал хлеб, молоко, и я видел, как к нему относятся люди: узнают, здороваются, пропускают без очереди... Хотя Анатолий Борисович никогда не просил об этом и становился в самый конец.
- Поклонницы его доставали?
- Приходили открытки, письма, они с мамой перечитывали их и вместе смеялись над какими-то ситуациями.
- В одном из интервью прошлых лет ваша мама призналась, что никогда не просила у Анатолия Борисовича подарков: ни шуб, ни ювелирных украшений...
- Правда. У меня тоже нет предрасположенности к предметам роскоши - по сути, ненужным вещам, которые предназначены лишь для того, чтобы раздражать окружающих. Мальчиком-мажором я никогда не был. Да, отец привозил из заграничных поездок какую-то одежду, куртки, джинсы, но, во-первых, в школу я ходил в такой же форме, как все дети, а во-вторых, это не были брендовые вещи, потому что в марках папа не разбирался. И я, честно говоря, ничего в них не смыслю. Единственный подарок, о котором я его просил, - книга о нем. Я очень хотел, чтобы он подписал ее мне, а он отнекивался: «Ты, Тоша, меня не торопи...». У нас остались вещи, которые не будут иметь ценности на базаре, но которые для нашей семьи бесценны: его фотографии, клавиры, переписка с Джиной Лоллобриджидой...
- Да вы что?
- Представьте себе! Они познакомились еще в 60-е годы, когда папа учился в Италии, и с тех пор они друг другу писали. После распада Советского Союза Джина приезжала в Киев, гостила у нас дома, но об этом я мало что могу вам рассказать: мне было лет 10-11, во взрослые разговоры я не лез, да меня и не допустили бы. Помню только, что это очень красивая дама с сияющими, лучистыми глазами...
- ...западного человека.
- Видимо, да. Успешного и такого, который материальные ценности ставит ниже, чем творчество... Нет, таких вещей, как драгоценности, у нас в доме никогда не было, да и сейчас, слава Богу, нет. Отец воспитал меня практичным человеком. «Зачем, - говорил он, - нужны антикварные статуэтки, которые собирают пыль?».
- А автолюбителем он был?
- Не фанатичным. Всегда у нас были «волги» - 21-ая, 24-ая, потом, в конце 80-х, появился «вольво». А последние годы, лет пять, папа не садился за руль - ездил в троллейбусе, трамвае, много гулял по городу. Я тоже люблю ходить пешком, спокойно спускаюсь в метро, и часто добираться таким способом несоизмеримо быстрее, чем на машине, постоянно попадающей в пробки.
- Доводилось читать, что когда Анатолия Борисовича не стало, вы не сразу поверили, что его нет...
- Мне еще иногда кажется, даже снится порой, что я ставлю какой-то спектакль и он принимает участие в постановке... Я часто слушаю его записи, мысленно к нему обращаюсь, когда предстоит принять важное решение, и он приходит ко мне во сне, подсказывает, как быть.
Мы с мамой много сделали для того, чтобы увековечить его память. В Донецке, Киеве и на могиле в Козине стоят памятники Анатолию Соловьяненко, на доме висит мемориальная доска. Вышли компакт-диски, фотоальбом, есть книга, которую написала Алла Терещенко, и я считаю, теперь мы должны перевести папины фондовые записи на современные цифровые носители. Ради будущих поколений певцов, которым, я уверен, это будет интересно.
- Как обычно вы отмечаете дни рождения отца?
- Кладем цветы на кладбище и собираемся семьей в доме в Козине под Киевом, где прошли последние часы его жизни. Да, вы правы: я до сих пор не могу поверить, что его нет. Возможно, потому, что ничто тогда беды не предвещало, папа не болел, возил с собой только лор-лекарства, как все певцы, чтобы защититься от простуды.
- А от инфаркта защититься не смог...
- Как выяснилось, это был не первый инфаркт, просто о предыдущих мы не знали, а он на сердце не жаловался. Анатолий Борисович относился к числу людей-интровертов, которые все потрясения держат внутри себя и оттого страдают сильнее и сгорают быстрее...






Народный артист СССР, член редакционного совета «Бульвара Гордона» Иосиф КОБЗОН: «Кобзон, — написал мне Шамиль Басаев, — пока мы проливали кровь, ты с красными чеченцами пил в своей Москве водку — пришла пора ответить», а потом еще и записку прислал: «Если ты не трус, жду тебя завтра утром в Грозном. Короче, поехал я в Грозный...»
Анатолий СОЛОВЬЯНЕНКО-младший: «Папа и Джина Лоллобриджида познакомились еще в 60-е, когда он учился в Италии, и с тех пор друг другу писали»
Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Маршалы понимали: блефовать, надувные мышцы имея, очень опасно, знали: если в блефе своем зайдут далеко, их могут стереть с лица земли, — и вручили Пеньковскому документы, чтобы он передал их американцам и англичанам»
Профессор Сергей КАПИЦА: «Обернувшись, я увидел перед собой крепкого парня, который в одной руке сжимал топор, а в другой — опасную бритву. Он был зарегистрированным сумасшедшим и убивал меня как главного жидомасона»
47-летняя супруга Сергея Безрукова Ирина беременна
45-летний Федор Бондарчук впервые станет дедом, а у Михаила Шуфутинского родилась седьмая внучка
Ты — начальник, я — дурак?
Все, что нажито непосильным трудом...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги