Игорь КРУТОЙ: «Саша, — сказал я Серову, — тебя посадят!», а он лишь рукой махнул: «Ой, заработаю 30 тысяч рублей, и Бог с ним. Посадят? Ну так и будет»
Как далеко зайдет цепная реакция от эстетического взрыва, спровоцированного уникальным тандемом, покажет время, но лично я ни капли не сомневаюсь, что перед синтезом классического вокала Хворостовского и популярной музыки Крутого меломаны планеты не устоят. Во-первых, слишком многое поставили два музыкальных титана на карту, а во-вторых, у Игоря Яковлевича до сих пор получалось все, за что бы ни брался. И более 300 написанных им хитов, многие из которых стали долгожителями на эстраде, и некогда созданный для продюсирования друга и неизменного партнера холдинг «АРС» (шутники расшифровывали эту аббревиатуру как «Артистическая Радость Серова»), и фестиваль «Новая волна», нынешним летом с успехом в восьмой раз прошедший в Юрмале. Несмотря на финансовый кризис, вполне уверенно держатся на плаву «Радио Дача» и «Love радио», а пару лет назад журнал «Форбс» даже поставил Крутого на первое место в ряду самых успешных российских продюсеров, подсчитав, что ему удалось за год заработать 5,5 миллиона долларов.
При этом безоблачно все выглядело лишь со стороны, в частности, в 2003 году начался затяжной конфликт «АРСа» с российским Первым каналом. Распространяться о его причинах стороны были не склонны, но прессе удалось узнать, что господа конкуренты потребовали от Крутого 50 процентов программы «Песня года» и конкурса «Новая волна», а на принадлежащем ему телеканале «Муз-ТВ» пожелали руководить эфирной политикой относительно питомцев «Фабрики звезд-4», которую Игорь Яковлевич продюсировал. «А ключи от моей квартиры они не хотят?» - спросил тот и отверг ультиматум.
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
На войне как на войне: эфир Первого закрылся не только перед композитором, но и перед артистами, исполнявшими его песни, а чтобы прикрутить Крутому гайки, буквально за две недели до «Новой волны» «первачи» попытались провести свой конкурс «Пять звезд» в намоленном стараниями Игоря Яковлевича и его партнеров зале «Дзинтари» (я уж не говорю об организованных «доброжелателями» обысках в офисе «АРСа» и огульных обвинениях во всевозможных грехах).
После череды впечатляющих успехов маэстро узнал, что такое травля, предательство. Его пытались лишить всего, включая доброе имя, но на то он и Крутой, чтобы выстоять... Да, 75 процентов акций телеканала «Муз-ТВ» пришлось продать миллиардеру Алишеру Усманову, но Игорь Яковлевич об этом не сожалеет: зато освободились руки для занятий музыкой.
В свое время пресса ничтоже сумняшеся называла его Доном Корлеоне российского шоу-бизнеса, американский профессор, делавший ему сложнейшую операцию, окрестил «железным Игорем», а сам Крутой в недавнем прошлом с горькой иронией именовал себя «бывшим композитором». К счастью или нет, но оказалось, что все они ошибались.
Кстати, для моего собеседника всегда знаковым было число два. Ему, популярному композитору и известному продюсеру, каким-то чудом удается совмещать такие несовместимые вещи, как творчество и бизнес, он овладел игрой на двух инструментах: баяне и рояле, имеет два вузовских диплома: дирижерский, полученный в Николаевском музыкально-педагогическом институте, и композиторский, выданный Саратовской консерваторией имени Собинова. Крутой, наконец, счастлив со второй женой и живет, постоянно мотаясь, на две страны, а теперь у него, отметившего летом 55-летие, похоже, еще и открылось второе дыхание.
«ЕСЛИ БЫ НЕ НАИНА, - ВОСКЛИКНУЛ ЕЛЬЦИН, - Я БЫ ЖЕНИЛСЯ НА АЛЛЕ!»
- Думаю, Игорь Яковлевич, фамилию Крутой не только композитору - любому человеку хорошо бы иметь. Интересно, она вас к чему-то обязывает?
![]() |
| Игорь Яковлевич с мамой Светланой Семеновной. Отец Крутого Яков Александрович умер рано, всего в 53 года |
- Конечно, обязывает (улыбается): как корабль назовете, так он, собственно, и поплывет. С другой стороны, я в таком жанре работаю, где доказывать, что ты крутой, каждый день надо. Прошли времена, когда написал человек пару песен - и известность ему обеспечена, а имя его приравнивается к знаку качества, что бы он впоследствии ни наваял. Такое у нас не проходит: если ты сочинил чушь, за что-то пристойное это не выдашь, и в итоге пострадает твое реноме.
- «Пару песен» - это гипербола?
- Нет, так и есть. Все-таки, если симфонию можно сравнить с романом, книгой, то песня - это газета, причем ежедневная. Один номер неудачный вышел, второй, а на третий...
- ...перестанут ее покупать. Помню, в середине 90-х Ельцин чем-то вас награждал, и, когда объявил: «Композитор Крутой», вы остроумно заметили: «Борис Николаевич, вы все равно круче»...
- Так и было (смеется)...
- Экспромт довольно рискованный...
- ...однако ему понравился. Борис Николаевич усмехнулся: «Хорошо сказал». Это происходило в 96-м году в Георгиевском зале Кремля - он вручал мне удостоверение народного артиста России (мне тогда 42 года исполнилось)... Ельцин, вообще, замечательным был мужиком. Мы много раз сталкивались, но последняя наша встреча незабываемая. Как-то обедали мы с Пугачевой... Когда это было - год, два назад?
- Наверное, три...
- Точно, и Алла спрашивает: «А ты поздравил Бориса Николаевича с 75-летием?». Я руками развел: «Нет». Она: «Я тоже. Давай поздравим». Мне идея понравилась: «Ну, давай». Позвонили в Службу протокола, чуть позже с нами соединился ее многолетний шеф Владимир Николаевич Шевченко. «Ой, - говорит, - тут Клинтон приехал, Кучма, Лукашенко - пока не до вас». - «Ну, ладно. Передайте юбиляру от нас поздравления» - и мы продолжили...
- ...культурно отдыхать...
- ...с Аллой Борисовной. Вдруг, буквально минут через 15, раздается звонок от начальника охраны: «Борис Николаевич вас ждет».
![]() |
| «С Сашей Серовым мы, как родственники» |
- А вы уже хорошо отдохнувшие?
- Ну так, слегка, тем не менее успели заехать в антикварный магазин, купили красивые часы и уже с подарком помчались к Борису Николаевичу на дачу. (Нас в жесткой форме предупредили, что отводят на все про все 12-15 минут: делегации ждут). Ельцин встречал нас с шампанским на ступеньках своего дома.
- На ступеньках? Потрясающе!
- Мы сели и - как-то так получилось! - сразу выпили. Прошло полчаса, потом еще полчаса... Борис Николаевич вдруг воскликнул: «Если бы не Наина, я бы женился на Алле!». Смотрю: она уже представила себя - на минуточку! - первой леди, куда-то туда в мечтах вознеслась... «Алла, - шепнул, - надо опускаться. Эй-й, приземляйся!». Затем Борис Николаевич сказал: «Вы вот мне часы подарили, но мы сидим уже два часа (на самом деле, два с половиной! - И. К.), а они одно и то же время показывают». Он лично нас проводил, подписал свои книги, и всю дорогу, пока от него ехали, мы в себя приходили... Какой-то силой от него подпитались.
- Живой человек, не функция, правда?
- Да, да! Алла на обратном пути призналась: «Ты знаешь, я настолько потрясена... Давай еще куда-то поедем» - и, продолжая находиться под впечатлением, мы завернули в ресторан «Пушкин».
- Чтобы закончить разговор о фамилии... В конце 80-х, когда вы стали знаменитым на весь Союз, многие говорили, что это, наверное, такой псевдоним удачный. Откуда фамильные корни?
- Да я уж и не знаю, откуда, но и батя мой Крутой был, и дед. Дальше, вглубь, не копал.
- Они фамилию оправдывали? Крутые были?
- Папа - да. Он, к сожалению, рано умер - в 53, и я уже на два года его пережил, а деда не знал: ни одного, ни другого.
- Вы родились и мужали в Богом забытом Гайвороне Кировоградской области...
![]() |
| Игорь Яковлевич с Аллой Борисовной и Филиппом Киркоровым в телеигре «Русское лото», 1994 год. «Я всегда о своей жизни пела, а у меня сейчас Филя, любовь-морковь, счастье и свет в окне» |
- Ну почему это вы так снисходительно: «Богом забытом» - я другого об этом городке мнения. В Кировограде, кстати, замечательное музыкальное училище, музыкальная школа имени Генриха Нейгауза (этот великий пианист там бывал), а в Гайвороне течет Южный Буг, и, не знаю, как сейчас, а когда я был молод, туда на все летние каникулы множество людей отдыхать приезжало.
- Когда вы последний раз были на родине?
- В сентябре прошлого года: навещал могилу отца - он там похоронен.
- Вас тянет туда, где детство прошло?
- Естественно, но в глубине души я и побаиваюсь там бывать.
- Не хочется смотреть на ровесников?
- Да нет - просто как-то на сердце тяжко... Я, даже когда к отцу на могилу приехал - не один, с сестрой, - ни с кем не повидался. Сперва посетили кладбище, потом подъехали к дому, где выросли, - там уже другие живут люди... Когда-то он мне казался огромным, а сейчас я увидел маленькую хатку... Еще, по-моему, заглянули на стадион, где какой-то шел праздник, я походил возле школы, где когда-то учился... Вот и все - тут же назад.
«КАК ЧЕЛОВЕК РЕШИТЕЛЬНЫЙ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ Я СДЕЛАЛ БУДУЩЕЙ ЖЕНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
- После окончания музыкального училища вы, я знаю, преподавали игру на баяне в сельских школах. Какая же перспектива перед вами открывалась, о чем вы мечтали, представляя, как сложится дальше жизнь?
- Было не совсем так. Я окончил училище, теоретическое отделение, но завалил вступительные экзамены в Киевскую консерваторию - не сдал историю КПСС. Получил направление в Гайворон, а поскольку все теоретические часы там преподавал завуч, он отправил меня в филиал - в село Бандурово. Кстати, что интересно... Я как-то делал концерт ко Дню милиции (а может, там выступал - не помню уже), и в антракте нас пригласили к правительству, для которого, как водится, был устроен небольшой банкет... Там стоял Путин - мы поздоровались, и был Дмитрий Козак...
- ...вице-премьер...
- Да, и вдруг Козак говорит: «Мои два племянника утверждают, что вы их учили играть на баяне». Я ответил, что занимался этим только в одном месте...
![]() |
| О романе Крутого с Риммой Казаковой ходили упорные слухи, которые усилились после того, как поэтесса и композитор записали хит «Мадонна», сделавший Серова суперзвездой. «Наши отношения не превратились в роман, хотя однажды разговор на эту тему у нас состоялся» |
- ...где племянники Козака быть не могли...
- Дескать, если назовете деревню, я скажу, да или нет. Он: «Это село Бандурово Гайворонского района Кировоградской области». Земляк, одним словом...
- В студенческие годы вы с Александром Серовым музицировали в одном из лучших николаевских ресторанов - веселое было время?
- А мне вообще все, что связано с молодостью, кажется праздничным, ярким, потому что в юности другие эмоции, другое восприятие происходящего... Сейчас это видится в радужных тонах, даже если и были какие-то проблемы - по-видимому, плохое человеческая память стирает или старается не запоминать. Конечно, ресторан «Каравелла» на центральной улице Николаева под названием Советская - это было что-то: мы с Сашей (он только пришел из армии) там подрабатывали.
- Вы аккомпанировали ему на баяне?
- Нет, на пианино играл, на клавишах - рояля, естественно, не было. Это был небольшой уютненький ресторанчик в портовом - и тоже уютненьком! - городе со всеми вытекающими подробностями. Какая-то жизнь была бесшабашная...
- Вы по тем временам считали себя богатым?
- Да, безусловно.
- Парнус приличный был?
- Сейчас уже и не вспомню, но когда еще в кировоградском ресторане работал (он был при местной гостинице «Киев»), мой отец, приезжая в командировку, устраивался в номере на втором этаже. Я ему брал бифштекс, граммов 200 водки, и батя просил об одном: давать ему знак, кто сколько платит, когда песню заказывает. Скажем, подходил кто-то, я ему - три (демонстрирует три пальца ) показывал, иной раз - пятерню. Ему нравилось сидеть, наблюдать за процессом, а для меня, студента, это, конечно, существенная была подмога.
- Все более-менее нормальные люди - во всяком случае, творческих профессий - стремились тогда попасть в Москву, потому что там открывались совершенно другие горизонты. Каким образом вы проторили себе в столицу дорогу?
- Ну, это не простая была одноходовка...
- А вы понимали, что вам надо в Москву, или все решил случай?
- Я знал, что другого пути нет, и еще в Николаеве мы с Серовым, с которым и жили-то по соседству, после работы шли зачастую пешком...
- ...с полными карманами денег?
- Да нет, какие там...
- А-а-а, с бифштексами!
- (Смеется).Мы садились где-нибудь на трамвайной остановке, и он тут же начинал рассуждать на эту тему - кстати, его любимую: «Надо ехать в Москву. Надо ехать! Здесь мы ничего не сделаем». Я пожимал плечами: «Саня, ну как мы покажемся? Что предъявим?», а он продолжал: «Я слежу за тем, что там происходит, и ты тоже понаблюдай».
![]() |
| Игорь Крутой — Дмитрию Гордону: «Вся моя жизнь, Дима, соткана из каких-то случайностей, которые в итоге сложились в судьбу...» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Мы смотрели по телевизору музыкальные программы, что называется, с дальним прицелом, и в принципе, я сознавал, что какое-то место под солнцем в Москве может найтись, но как пробиться, с чего начать, куда сунуться? Это мне было совершенно неясно, а потом на гастролях в Ленинграде я повстречал свою будущую жену и, как человек решительный, тут же сделал ей предложение.
- «Тут же» - это, простите, как?
- Да практически сразу, на третий день. Таким образом я оказался в Ленинграде, а уже потом, когда изрядно помыкался, но так и не смог там устроиться, нежданно-негаданно мне позвонил Николай Басин, тогда администратор Театра имени Ленинского комсомола. «Давай, - предложил, - соберем музыкантов и сделаем такой уникальный ансамбль, который сможет и на разогреве у Полада Бюль-Бюль-оглы выступить, и с Евгением Леоновым ездить, и с Володей Мигулей», - иными словами, чтобы мог играть «во всех тональностях для всех национальностей». У него на примете уже были какие-то музыканты, а мне он отвел роль аранжировщика». Позднее, оглядываясь назад, я себе отдавал отчет, что во всем этом, действительно, была доля случайности, ведь Коля Басин мог мне и не позвонить.
Вся моя жизнь, Дима, соткана из каких-то случайностей, которые...
- ...лишь следствие закономерностей?..
- ...образовали в итоге какую-то линию, сложились в судьбу. Так вот я шел, кем-то ведомый, и оказался в Москве. Она и по сей день любовь моя. Помню свое первое впечатление от нее - я оказался в столице проездом, по пути на какие-то гастроли. Бродил по ее улицам и проспектам, разинув рот, и чувствовал, что в этот город влюбляюсь. Он просто убил меня размахом, масштабностью...
- Тем более после Кировограда и Гайворона...
- По тем временам это был капиталистический мегаполис. Конечно, если ты приходился в этом городе ко двору, перед тобой открывались заманчивые перспективы, а если же нет, ловить было нечего. Мой роман с Москвой начинался достаточно сложно. Зарабатывал мало, на жизнь не хватало, а мы с женой снимали квартиру, появился ребенок. Однажды не заплатили в срок, и нас выставили на улицу...
«ЛЕОНОВ БУХНУЛСЯ ПЕРЕД ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ РАЙИСПОЛКОМА НА КОЛЕНИ: «ДАЙТЕ ЕМУ КВАРТИРУ, И Я ВСТАНУ»
- В Нью-Йорке я видел любопытную афишу, сохранившуюся с тех пор, когда первые советские гастролеры потянулись в Соединенные Штаты. На ней было написано: «Валентина Толкунова» и ниже: «На баяне играет (а может, руководит ансамблем, точно не помню) Егор Крутой»...
- Это даже не гастрольные были поездки, а выступления перед бывшими соотечественниками по линии общества «Родина». Конечно, я был удобен, потому что аккомпанировать мог и на рояле, и, если его не было, на баяне, на аккордеоне. Фактически был в этом плане незаменим.
- Как же вам удалось решить бытовые проблемы: у вас ни кола ведь не было, ни двора...
- И впрямь ничего, но моя первая жена Лена, с которой у нас общий сын, обменяла свою двухкомнатную ленинградскую квартиру на однокомнатную в Москве. Таким образом я получил московскую прописку, которая по тем временам приравнивалась к чему-то невероятному, - выиграть в лотерею миллион, было, казалось, реальнее, другое дело, что семейная жизнь не сложилась и я стал кочевать по съемным квартирам. Так продолжалось до тех пор, пока Евгений Павлович Леонов и Валентина Толкунова не пошли к председателю райисполкома и не попросили для меня жилплощадь.
- Вот люди были, да?
- Как мы только переступили порог огромного кабинета, Леонов бухнулся на колени. Понятно, что председатель (тогда этот пост занимал Игорь Викторович Шахманов) кинулся его поднимать: «Евгений Павлович, ну что вы! Как же! Нельзя так!», а Леонов, даже не думая менять положение, воскликнул: «Дайте ему квартиру, и я встану!». Потом я понял, что это у него был отработанный прием: ему же для многих приходилось просить - и для актеров родного театра, и для коллег по кино.
Наконец, он поднялся, мы сели за стол, и Шахманов изрек: «Пусть он, - кивнул на меня, - купит кооператив. Давайте я ему сделаю внеочередной». В это время выступила Толкунова - у нее голос сердобольный, глаза голубые... «Но у него же, - всплеснула руками, - нет денег». Председатель на минуту задумался, а потом вызвал помощника: «Найдите-ка коммуналку, в которой будет один проживающий, и не младше 80 лет». Не прошло и недели, как мне позвонили из райисполкома и сообщили, что есть 87-летняя бабушка...
- ...которая торопится уйти в мир иной?
- Нет, обитает в квартире, где ей принадлежат две комнаты, а мне дают третью. С этой Татьяной Корнеевной мы зажили душа в душу, правда, Серов тут же снял у нее за 25 рублей вторую комнату. Вместе мы провели под одной крышей... сложно уже вспомнить, но думаю, года три.
- Сегодня вы, Игорь Крутой, могли бы упасть на колени перед мэром Лужковым ради чьей-либо квартиры?
- На колени вряд ли, но это же был поступок, который нисколько Евгения Павловича не унижал - только возвышал...
- ...ну конечно!..
- ...потому что артист он великий. Я-то калибром помельче, поэтому, если бы так брякнулся, это выглядело бы как-то...
- То есть, будь вы великим, может, и..?
- ...ну конечно. Когда ты ого-го, можешь себе позволить...
- ...все, что угодно, да?
- Ну, не совсем все, но многое...
- 87-й год: на телеэкранах Советского Союза (а каналов тогда было мало - первый, второй да третий) появляется клип «Мадонна», и страна сходит с ума. И исполнитель, и музыка, и стихи - все сложилось один к одному: вы тогда ощутили себя популярным?
- Не скажу, что на меня обрушилась слава, но почувствовал себя после этого по-другому. Замечу: песни писал и до «Мадонны», и они уже начинали потихонечку звучать на радио, на телевидении.
- Что, например?
- Ну вот хотя бы «Буду я любить тебя всегда...
- ...жизнь свою с тобою разделю...».
- Впоследствии, исполненная «Сливками», она даже пошла в народ. Еще какие-то вещи пел Саша Серов - скажем, «Мир и радость вам, живущие», но все они были разового исполнения и хитами не становились. В тот вечер, когда в передаче «До и после полуночи» прозвучала «Мадонна» и был показан клип (сейчас этот ролик так сложно назвать, но тогда он гордо именовался клипом!), что-то и в Сашиной, и в моей жизни произошло. Ну, в его-то точно...
- Серова начали узнавать на улицах?
- Даже не в том дело. Была, помню, его очередь идти в магазин покупать продукты, и когда наутро Саня вернулся ни с чем, я недоуменно спросил: «А где кефир, где молоко?». Он руками развел: «Там вся очередь на меня обернулась, так что больше я в гастроном не пойду». - «Врешь!» - не поверил я, а он хмыкнул: «Давай-ка проедем в метро». Мы спустились в подземку, вошли в вагон и все так бом! - повернули головы в Сашину сторону. Я понял: что-то меняется, а вот потом...
Параллельно стало развиваться кооперативное движение, когда уже не филармонии устраивали концерты, не гастрольные отделы Росконцерта и Москонцерта, а все подряд.
- 13-процентный налог государству отдай, а остальное дели как угодно...
- Подробности позабыл, но уже звонили и предлагали деньги, и вот Саша на одни уезжает гастроли, я как аккомпаниатор на другие...
- ...а кто покупает кефир?
- Ну, бабушка, Татьяна Корнеевна - она осталась в квартире на Речном вокзале одна. Короче, по возвращении мы встречаемся с Сашей в дверях: я привез заработанные 300-400 рублей...
- ...а он - мешок?
- Нет, телевизор «Шилялис» и какие-то финские спортивные костюмы, - совершенно блатные... Его, как оказалось, где-то на обкомовскую базу запустили и дали возможность купить их по себестоимости, без переплат, а еще Серов так небрежно бросил на стол полторы тысячи рублей - типа не мелочимся. «Саш, - спрашиваю, - что происходит?», а он в ответ: «Сам не знаю - платят по 100 рублей за концерт». Я ахнул: «Тебя посадят!». Я же был в курсе, что все артисты брали больше денег, чем полагалось по ведомости, но постоянно шли обыски: то у Толкуновой, то у администраторов - Григория Гильбо, Василия Кондакова, Марка Бендерского...
- Прошло же всего года три после нашумевшего «дела администраторов», когда самых оборотистых и предприимчивых посадили...
- Ну да, одного за другим упекли за решетку. «Ты знаешь, - попытался вернуть Сашу с неба на землю, - проблемы у тех артистов, у этих», а он лишь рукой махнул: «Ой, заработаю 30 тысяч рублей (мне именно сумма запомнилась. - И. К.) - и Бог с ним. Посадят? Ну, так и будет» - таков был ответ. Я прикинул: «Саш, но если платят 100, может, тогда попробовать запросить 300?».
- О!
- Он вздохнул: «Могут послать». Я опять: «Но ты попробуй», потому что понимал: что-то уже...
- ...варится...
- В это время раздается телефонный звонок из Херсона: его приглашают туда на концерт. Предварительно Саша уже дал добро отработать за 100 рублей, но в свете последних событий сказал: «Вы знаете, у нас произошли изменения. Со мной приедет композитор, который для меня пишет (хотя никуда я не собирался. - И.К.). В общем, - продолжил Серов, - я бы хотел получить с концерта 300...», а они, видимо, так быстро согласились на эту сумму, что уже вдогонку он произнес: «...50», то есть 350. Смешно это все вспоминать... Естественно, с увеличением гонораров и рубль переставал что-либо стоить - такое уж было время.
«ЖЕНЩИНЫ БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ УВИДЕЛИ В САШЕ СЕРОВЕ КТО АЛЕНА ДЕЛОНА, КТО ПАПУ, КТО МАМУ, КТО ЛЮБОВНИКА, КТО ДЯДЮ ИЛИ ДЕДУШКУ»
- После «Мадонны» у вас буквально залпом пошли знаковые песни: «Ты меня любишь», «Музыка венчальная», «Как быть?»... Чтобы писать их, вам надо было входить в какое-то особое состояние, или в музыке выплескивались молодость, кайф от жизни?
- Знаешь, когда попал на жилу, только успевай поворачиваться...
- Пошла волна?
- Еще и какая! Сам голос Сашин, его образ предполагали: все, что от него исходит, будет заметным, потому что нежданно-негаданно все женщины большой советской страны увидели в нем кто Алена Делона, кто папу, кто маму, кто любовника, кто дядю или, не знаю, дедушку. Именно как персонаж по внешним данным и тембру он оказался страшно востребован, и просто подряд все песни попадали в десятку. Думаю, если бы Саша не начал петь на английском, эта история до сих пор продолжалась бы.
- Тогда он не понял, что с ним произошло, сообразил это гораздо позже?
- Да, он не понял. (Пауза). Не понял... Видел, естественно, полные стадионы, Дворцы спорта, отдавал себе отчет, что удача, наконец, ему улыбнулась, но для успеха он много сделал, изо всех сил стремился к нему. Тогда это был трудяга, человек сумасшедшей работоспособности и заряженный на достижение цели, причем звездность его интересовала постольку поскольку. Серов постоянно твердил: «Качество, качество, аранжировка!» - его это музыкантство всегда тормозило, потому что он не мог просто петь и не обращать внимания на звуки, несущиеся сзади. Отчасти это, конечно, правильно...
- Вы над своими хитами долго работали?
- Очень - когда со звукорежиссером Рафиком Рагимовым писали альбом на фирме «Мелодия», все выверяли до нотки. К тому времени у нас уже вышли два миньона и две песни в совместной маленькой пластинке с Леонтьевым - это стало возможно благодаря Владимиру Дмитриевичу Рыжикову, редактору «Мелодии». Я с ним знаком не был, но Саша Жигарев...
- ...поэт, да?..
- ...увы, покойный, устроил протекцию. Он и из Сопота, и из Зелена-Гуры вел все репортажи - ты, наверное, помнишь его грассирующий голос с этим «эр-р-р»... У него были уже хиты, Анна Герман пела его «По ниточке...
- ...по ниточке ходить я не желаю»...
- Да, и Жигарев видел, что у нас ничего не получается. Я тоже ведь не сидел сложа руки, работал: и аранжировками занимался, и на «Мелодии» что-то делал, и кому только не аккомпанировал, но настоящих результатов у нас с Серовым не было. Если кто в то время и мог ими похвастаться, так это тандемы Ротару - Матецкий, Пугачева - Николаев, а мы оба были неизвестны, но страшно желали прославиться...
Короче, Саша Жигарев удочку мне забросил: «Я познакомлю тебя с человеком - если его перепьешь, станешь композитором» - и пригласил меня и Владимира Дмитриевича Рыжикова в Дом журналистов. Сели за стол, то да се... После второй бутылки Жигарев отрубился, уже в салате лежал. Только периодически поднимал голову (за ухом у него петрушка висела) и говорил: «Давай за здоровье Владимира Дмитриевича!». Хоп! - опрокидывал стопку - и опять падал в салат, а я держал удар из последних сил.
- Страшное дело!
- Может, сумел сконцентрироваться по причине того, что впереди будущее такое светило, - не знаю....
- Вы так хотели быть популярным?
- Очень! Где-то после четвертой бутылки у Владимира Дмитриевича пошел румянец...
- ...он оживился...
- ...и начал даже анекдоты рассказывать... Когда после пятой мы выходили из Домжура, обнявшись, он вдруг сказал: «Приходи завтра в 11 ко мне на «Мелодию». У меня сорокопятка выходит, там две песни Валеры Леонтьева, а с другой стороны две твои будут».
- Вы ему не поверили?
- Нет, я пришел, конечно, и... все получилось. Это был замечательный просто мужик и, забегая вперед, сумасшедший болельщик московского «Динамо», поэтому все артисты, включая Славу Добрынина, болели исключительно за эту команду и сидели рядом с Владимиром Дмитриевичем на стадионах, а когда Рыжиков вскрикивал, ему вторили все, кто хотел издавать песни. Потом, естественно, когда он ушел на пенсию, круг общения заметно у него сократился, но я буду ему благодарен всю свою жизнь, потому что он первый протянул руку.
В общем, невзирая на разницу в возрасте, мы крепко сдружились, и даже перед каким-то чемпионатом мира я купил ему телевизор...
- «Шилялис»?
- Нет, обижаешь - хороший «японец», чтобы он мог смотреть футбол без помех, с качественной картинкой.
- Вы, вообще, я смотрю, человек благодарный: называете все фамилии, не упускаете никого из тех, кто вам помог...
- Не-а, мне намного больше людей помогало, и я-то как раз переживаю, что кого-то обижу, если не назову.
...В один из дней Владимир Дмитриевич произнес: «Вы знаете, у вас уже две сорокопятки, а Саша Серов победил на международном конкурсе «Интерталант-87» в Чехословакии - давайте попробуем сделать гигант». В итоге мы этот диск на фирме «Мелодия» выпустили.
- Песни для него готовы еще не были?
- Ну как? Что-то было написано, что-то доводилось до ума, что-то светилось уже где-то в «Утренней почте». Тогда главным редактором музыкальных программ на телевидении была Людмила Эрнстовна Кренкель - очень строгая дама. Помнишь, ее отец обеспечивал радиосвязь во время эпопеи с челюскинцами?
- Известный полярник, радист первой дрейфующей станции «Северный полюс-1»...
- Да, и она приблизительно такого же характера была, как папа, - подойти невозможно. Вообще не воспринимала уговоры, подарки, лесть, и вдруг, когда какая-то программа готовилась, увидела Серова и моментально растаяла: «Ой, Ален Делон!». К Саше, разумеется, ее отношение немножечко изменилось...
«СИМПАТИЮ РИММА КАЗАКОВА КО МНЕ ИСПЫТЫВАЛА, НО НИКАКИХ ОТНОШЕНИЙ У НАС НЕ БЫЛО»
- Поразительная история!
- Я повторяю: из каких-то таких моментов сложилась судьба, а как получилось с клипом «Мадонна»? К человеку, который монтировал материал к предстоящему выпуску «До и после полуночи», совершенно случайно зашел Владимир Молчанов, и тот сказал: «Володь, хочешь, я две бутылки водки тебе дам? Взгляни, что ребята сделали». Молчанов за две обещанные бутылки остановился, посмотрел и загорелся: «Во! Давай сегодня в эфир!». Что это, случайность, закономерность?
- Потрясающе!
- Володя Молчанов до сих пор на встречах со зрителями эту историю вспоминает - в результате его поступка появилась звезда, причем не искусственная, не накрученная...
- ...а настоящая...
- ...к тому же с хитовой песней. Ту свою сумасшедшую популярность Саша уничтожает, по-моему, лет уже 10...
- ...и никак не может добить...
- Не удается, настолько востребованы его тембр, манера исполнения, внешность... Понятно, и мы стареем, и публика...
- ...но девушкам все так же нужен герой...
- Да вроде ни он, ни я на героев уже не тянем, однако...
- Посмотрите, кто на экране мелькает, и все станет понятно...
- Его концерты до сих пор аншлаговые, в каких бы залах не проходили.
- В Киеве - подтверждаю - дворец «Украина» всегда переполнен!
- Недавно Саша мне позвонил (он любит сюрпризы): «Ты сейчас где?». - «В машине». - «Ой, у меня концерт через час в зале Чайковского. Приезжай, а то я боюсь - такая сцена, билеты по 500 долларов...». Я не понял: «Саша, какой зал Чайковского? Туда же никто не придет». Он рассмеялся: «Уже «аншлаг» - и меня с собой тащит. Я приехал, вышел на сцену, в чем был в машине. Какие-то песни ему подыграл, исполнил инструментальную музыку... Вижу, в зале сидит не публика, а секта имени Александра Серова. Ему даже петь не надо...
- ...можно просто прохаживаться туда-сюда...
- Он долго с ними общался, много рассказал...
- ...читал свои стихи совершенно диковинные, да?
- Как же без этого, но каждое его слово, каждый жест они буквально ловили, и это было действительно похоже на секту. И слава Богу, он заслужил...
- Кстати, о Серове. Однажды вы сказали по его поводу: «Испытание сытостью намного сложнее, чем испытание голодом, и когда в шоу-бизнесе все стало складываться благополучно, в отношениях с Сашей появились проблемы. Не говорю, что прав был я или он - бывало по-разному, просто объективно так сложилось, что мы разошлись». Это у вас был единственный камень преткновения?
- Ну, выразился я достаточно дипломатично... Понятно, что у нас было много проблем, а самая главная в том, что исполнитель не должен петь песни одного автора, а композитор не должен писать только одному исполнителю - и все будет нормально. Мы, конечно, не ссорились, и никуда наше прошлое николаевское, когда в ресторане «Каравелла» работали...
- ...и часами на трамвайной остановке спорили...
- ...не ушло. Смешно, но мы с ним, как родственники, что ли: он не просто из молодости - из той жизни, когда еще жив был отец. Однажды Саша подвез меня на автовокзал - из Николаева я ехал повидать родителей в Гайворон, - а потом бросил машину, сел в автобус и рванул вместе со мной. Мы доехали до Ульяновки, где была пересадка, потом топали пешком до автобусной остановки... Когда добрались, мои собирались как раз на картошку. Я ему предложил: «Давай с нами!», и мы с Сашкой копали картошку, а вечером пели для родителей наши песни. И батя мой кайфовал, и мама - она любит вспоминать этот вечер.
- Это уже не перечеркнуть, правда?
- Ну, разумеется, и со всеми достоинствами и недостатками Саша Серов из той моей жизни.
- Какая песня с тех пор у вас остается самой любимой, при воспоминании о которой сердце вздрагивает?
- Совместно с Сашей? Наверное, «Ты меня любишь». Во-первых, она на одном дыхании родилась. Римма Казакова позвонила мне ночью: «Я написала хит». - «Ну, прочти», - говорю. Слушаю и понимаю: никакой, по большому счету, это не хит - так что даже не просыпаюсь.
- «Лепишь, творишь, малюешь...»?
- Нет-нет, другое как раз, и она спросила обиженно: «Хочешь, я тебе тогда просто стихи почитаю, которые никогда песней не станут?». Стала читать, и тут меня будто током пронзило: вот оно! Это были женские стихи: «Ты меня любишь. Правом мужского, властного я под тобою, я над тобой распластана» - что-то в таком роде. «Римма, - попросил, - подожди-ка секундочку». Она продиктовала слова, я записал и буквально тут же сел за рояль и сыграл песню. Той же ночью все было готово.
- Класс!
- Бывает и так. Римма-то...
- ...серьезный поэт...
- Мы познакомились после поездки в Канаду, когда я летел с Толкуновой из Монреаля в Москву. Вдруг объявили, что в Союзе с завтрашнего дня сухой закон, и, едва самолет набрал высоту, все затоварились спиртным и стали страшно выпивать. Было такое ощущение, что летчики тоже бухали, потому что самолет периодически покачивал крыльями, будто пытался удержать равновесие. При этом трио бандуристок играло на бандурах.
- Веселая у вас жизнь была!
- Я сидел с Толкуновой, к ней подошла женщина... Они разговорились, стали общаться, а потом незнакомка спросила: «Валя, а кто это рядом с тобой?». Валентина меня представила: «Это мой аккомпаниатор, музыкант». Потом мне: «Знакомьтесь, Римма Казакова». В этом самолете мы подружились, и в Москве уже...
- ...дружбу продолжили...
- Как-то я увидел ее стихи, написал на них музыку, позвонил. Она тут же домой пригласила... При всем том, что Казакова являлась огромного масштаба поэтом, как песенник она не была востребована. У нее к тому моменту существовала одна известная вещь «Ненаглядный мой», написанная с Александрой Пахмутовой.
- Очень хороший шлягер...
- Но единственный. Наверное, какие-то песни еще были, но популярности они не имели.
- Римма Федоровна испытывала к вам симпатию как к мужчине?
- (Слегка напрягся). А почему вы об этом спрашиваете?
- Потому что, как мне говорили, она в вас была влюблена...
- Симпатию, безусловно, испытывала, но никаких отношений у нас не было...
«ПУГАЧЕВА ВСТРЕТИЛА МЕНЯ В СВОБОДНОМ ПЛАТЬЕ И СПРОСИЛА: «КРУТОЙ?». - «КРУТОЙ». ОНА ХМЫКНУЛА: «ДА НЕТ, ЭТО Я КРУТАЯ»
- Может, чувство ею как-то двигало, придавало ее творчеству нерв, страсть...
- Не знаю, как все в поэзии преломлялось, но наши отношения не превратились в роман, хотя однажды разговор на эту тему у нас состоялся. Кстати, потом, когда период нашего совместного творчества прошел, больше ни с кем из композиторов такого откровения и таких популярных песен у нее, к сожалению, не получилось. Жизнь Риммы очень непросто сложилась. В мае прошлого года она умерла, а буквально через полгода, лишенный материнской любви и заботы, скончался ее сын Егор (Радов. - Д. Г.).
Там тоже сложная история и судьба - Егор наркоманом был, как и его вторая жена, которая несколько лет назад выпрыгнула из окна, - говорили, что не нашла дозу и покончила с собой, не выдержав ломки. Осталась девочка, любимая внучка Риммы. Она столько сил положила на то, чтобы Егора вылечить, и от героина тот вроде бы отказался, но стал пить. Врачи много раз предупреждали его, что даже небольшое количество алкоголя для него опасно... Талантливый был человек, интересный писатель - Римма очень по его поводу переживала... После ее смерти он поехал с дочкой встречать Новый год в Индию, на Гоа, выпил там бутылку виски и умер.
- Вы не считаете, что песня «Ты меня любишь» - ваша композиторская вершина?
- Ее история вообще уникальна: эту вещь должна была исполнять Пугачева. Я ее написал, как...
- ...женскую...
- Естественно, но при этом первому показал Серову.
- Ну, вы же порядочный человек...
- (Улыбается). Саша поморщился: «Нет, я ее петь не буду - это «совок».
- Ну, не на английском же...
- Ты понимаешь, что я имею в виду, да? Вскоре мы встретились с Игорем Тальковым, и он мне сказал: «Знаешь, Толик Алешин ушел из «Веселых ребят» и страшно хочет делать сольную карьеру. Ты бы мог дать ему какую-то песню, чтобы он в ней себя поискал?». Я согласился: «Пускай приходит». Вскоре Алешин появился у меня дома, в этом коммунальном чуланчике...
- ...у Татьяны Корнеевны...
- Да... «Толя, - ему говорю, - я написал одну песню, но тебе ее не отдам. Давай попробуем (только лишь для того, чтобы посмотреть, каков ты сольно) это спеть, а там будем думать» - все-таки Тальков попросил. Алешин тут же все выучил, и мы начали музицировать, включив магнитофон-кассетник...
- ...«Весна»...
- Ну, типа того. Уходя, он выпросил у меня кассету, на которой была наша работа записана. Я попросил: «Только ты никому эту вещь не показывай, потому что у меня на нее свои планы». Проходит какое-то время, звонит Кальянов: «Алла Борисовна хочет послушать твои новые песни».
- Вы уже были знакомы?
- Нет, хотя мне передали, что после каких-то «Рождественских встреч», на которых Аллегрова пела мою «Над пропастью во ржи», Пугачева на банкете сказала: «На этих «Рождественских встречах» была только одна песня - «Над пропастью во ржи». Что интересно, мы с Николаевым сочиняли ее без инструмента: я ему напевал, а он буквально с листа писал стихи...
- Талантливые люди!
- Сидели после съемок какой-то программы, выпивали, и вот что получилось... Мы с Игорем много всего насочиняли - еще с тех пор, когда были с Леоновым в Лос-Анджелесе... Да (улыбнулся), смешно... В общем, я уже знал, что Пугачева наше произведение похвалила...
- ...и вот впереди знакомство...
- Ну что, взял я бутылку водки, цветы...
- ...хорошее сочетание!..
- ...на всякий случай. Звоним с Кальяновым в дверь, Алла встречает в свободном платье. Голову наклонила, спрашивает: «Крутой?». Я кивнул: «Крутой». Она хмыкнула: «Да нет, это я крутая». - «Ладно», - я согласился. Заходим, я тут же презенты вручил: «Вот вам, и вот вам. Ну, с чего же начнем?». Пугачева: «Ой, вчера был банкет. Может, пойдем позавтракаем?». Я спорить не стал, и эту бутылочку мы за завтраком уговорили. Потом Алла меня позвала к роялю. Я начал показывать «Ты меня любишь», она слушала, слушала... «Это, конечно, - сказала, - моя песня, гимн любви, но я ее петь не буду».
- Поразительно...
- Я в момент протрезвел: «Почему?». Она усмехнулась: «Я через друзей не переступаю - эта вещь у Толика Алешина на кассете, он мне ее показал». - «Я ее ему не давал, Алла Борисовна», - начал было я, но она мою речь прервала: «Нет, сделай мне что-то другое. Вообще, для меня не так просто писать - со мной надо в горы пойти». Я сразу представил себя альпинистом...
- «Парня в горы тяни - рискни»...
- (Смеется). В тот момент творческий союз у нас не состоялся, а первой совместной работой стал «Снежный мальчик» (кстати, на стихи Риммы Казаковой).
Вторая случилась, когда мне стукнуло 40 лет и друзья решили устроить в Театре оперетты мой юбилейный концерт. Исполнители стали уже разбирать мои песни, решали, кто что возьмет, и тут позвонила она. Нет, это я позвонил: «Будет мой вечер, и с песней «Снежный мальчик» я вас приглашаю. Алла Борисовна сделала паузу: «Я подумаю». Вскоре перезвонила: «Знаешь, эта вещица для такого вечера мелковата. Сочини другую - специально для меня».
Я что-то такое кропал, кроил, перекраивал... Мудрил, мудрил и решил от музыки идти. В итоге попросил Игоря Николаева написать текст - речь идет о песне «Любовь, похожая на сон». Он подготовил стихи, которые назывались (напевает) «Отправлю в прошлое письмо» - это была первая строчка припева, но Алла Борисовна забраковала: «С этими стихами не возьму. Я же всегда о своей жизни пела, а у меня сейчас Филя, любовь-морковь, счастье и свет в окне».
В этот момент меня знакомят с совершенно неизвестной поэтессой Валерией Горбачевой, и я просто так, чтобы ее не оттолкнуть, сказал: «Лер, у меня есть одна мелодия, к которой никто не может стихи написать. Я уезжаю на гастроли в Сочи, но наиграю ее и вам оставлю. Через день перезвоню. Если стихи получатся - хорошо, нет - без обид». Через день набираю ее номер и слышу: «У меня все готово». Валерия продиктовала мне эти стихи...
«ПОСЛЕ СЪЕМОК КЛИПА «МАДОННА» ИРУ АЛФЕРОВУ И САШУ СЕРОВА СТРАНА ТУТ ЖЕ ПОЖЕНИЛА, ХОТЯ НИКАКИХ ОТНОШЕНИЙ ТАМ НЕ БЫЛО»
- «Я в глаза твои, как в зеркало, смотрюсь...», да?
- Да. В тот вечер у Киркорова были концерты в «Фестивальном» (по-моему, так называется зал в Сочи?), и я ему перед выступлением показал новую песню (он, кстати, недавно вспоминал, как я ему за роялем ее наиграл и напел). «У меня мурашки пошли по коже, - признался Филипп. - Игоряха, это страшный хит, езжай к ней срочно». Я показал эту песню Алле, мы ее записали, и она звучит по сей день.
- Так, а что же «Ты меня любишь»?
- Прошло какое-то время - ни Пугачева, получается...
- ...ни Алешин...
- ...эту песню не взяли, и вдруг Серов спохватился: «Слушай, помнишь, ты написал: «Ты на-на-на-на-на...»? Давай я буду спасать ее мастерством».
- В его духе...
- Я тут же позвонил Римме, она переделала стихи на мужской текст, и песня появилась в том виде, в котором известна сейчас. Ну а дальше началось самое интересное.
- Всесоюзная истерия?
- Истерия как раз возникла после того, как Саша мне предложил: «Давай сделаем клип, но в нем могут сняться только две актрисы». «Кто?» - я спросил. «Или Марина Неелова (ни много ни мало! - И. К.), или Ирина Алферова». Я поинтересовался: «А ты уже какие-то усилия предпринимал?». Серов опустил глаза: «Начал, но реакция непонятна».
Я между тем дружил с теперешним директором «Ленкома» Марком Варшавером, который тогда был замдиректора. Позвонил ему: «Сможешь меня с Алферовой познакомить поближе? Я-то раскланиваюсь с ней, здороваюсь, но как-то на расстоянии». Он согласился: «Приезжай». Беру магнитофон, еще не сведенную кассету с песней «Ты меня любишь» и мчусь в «Ленком». Без разведки, не понимая расклады тамошние...
- ...кто кому мама и папа...
- ...хотя это мой любимый театр. Только захожу со служебного входа, стоит Саша Абдулов. «Саш, - говорю, - мне очень надо, чтобы Ира снялась в клипе». Он сразу меня осадил: «Игорь, это невозможно. Ира серьезная актриса, а тут неизвестный певец...». В это время жена Леонова Ванда, которая наш разговор услышала, отозвала меня в сторонку: «Ты Сашку не спрашивай, потому что у них там не все в отношениях ладно, - иди с Ирой сам разговаривай»...
- ...и песню можешь ей даже не показывать...
- Нет, показать как раз надо было, что я и сделал в кабинете директора. Реакция Алферовой оказалась просто сумасшедшей, она подхватилась: «Это моя тема - женской любви, верности! Когда съемки?». То есть мне даже просить ее не пришлось. «Давай, - говорю, - завтра в шесть утра на причале Речного вокзала будем рояль жечь и остальное делать» - ну, словом, все, что ты видел в клипе. Конечно, страна тут же Иру и Сашу Серова поженила, хотя никаких отношений там не было. Красивая история, сказка, что-то вроде индийского фильма...
- ...«Зита и Гита»...
- Да, и все женщины хотели, естественно, быть с Серовым, а все мужчины - с Алферовой.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)







Актриса театра и кино Людмила НИЛЬСКАЯ: «Для роли Галины Брежневой мне пришлось перекрашивать под седину волосы и по 12 часов терпеть на лице специальные резиновые накладки, чтобы создать эффект дряблой кожи»
Игорь КРУТОЙ: «Саша, — сказал я Серову, — тебя посадят!», а он лишь рукой махнул: «Ой, заработаю 30 тысяч рублей, и Бог с ним. Посадят? Ну так и будет»
Вдова знаменитого писателя и диссидента Андрея Синявского Мария РОЗАНОВА: «Аллилуева мне сказала: «Маша, вы увели Андрея у жены, а сейчас я увожу его от вас»
В Киеве подожгли арт-центр бывшего гитариста «Океана Эльзы»
Умер первый украинский космонавт Павел Попович
Недельская сняла клип «Смелое тело»
Актриса Татьяна Арнтгольц родила девочку
Журнал «Форбс» опубликовал список самых надоевших знаменитостей
Дочь Путина вышла замуж за олигарха
Анастасия Приходько беременна
38-летний Павел Буре впервые станет отцом
«Мисс Сингапур-2009» обвинили в воровстве
Система большевистского равноправия
Борис МОИСЕЕВ: «Кризис, сука, идет за мной по пятам, но я говорю ему: «Отойди, сволочь, от меня и моей публики. Уйди, дурак, ты нам не нужен!»
Владимир ВИНОКУР: «Алла Борисовна уйдет на пенсию вместе с Галкиным»
Звезда Давида
Николай РАСТОРГУЕВ: «Думаю только о хорошем. Что такое «хорошее»? Мужики меня поймут...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги