Главный диктор советского телевидения, многолетний ведущий программы «Время» Игорь КИРИЛЛОВ: «Перед микрофоном надо всегда помнить, что слово не воробей: вылетит — не поймаешь, а на телевидении раньше говорили: «На слове так могут поймать, что вылетишь, как воробей»
«РЕДАКТОР КО МНЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ МЕЖДУ ФОНАРЯМИ И ОГРОМНЫМИ 400-КИЛОГРАММОВЫМИ КАМЕРАМИ ПРОПОЛЗ, ДЕРЖА БУМАЖКИ В ЗУБАХ»
- Незабвенный Николай Николаевич Озеров однажды - вы знаете этот случай наверняка! - крикнул в эфире: «Го-о-ол!», потом крепкое словцо употребил и поправился: «Штанга» - у вас подобных проколов никогда не было?
- Нет, я старался себя контролировать, к тому же жена у меня 33 года звукорежиссером проработала - она в курсе была, что такое микрофон, и я тоже. Закон, вообще, такой: перед микрофоном надо всегда помнить, что слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
- На телевидении раньше говорили: «На слове так могут поймать...
- ...что вылетишь, как воробей» - это была любимая поговорка Володи Ухина, который 31 год «Спокойной ночи, малыши!» вел.
- Прошло лет 20-25, и режиссер Владимир Меньшов в своем фильме «Зависть богов» снял - по-моему, замечательно - вас...
- ...с Анной Шатиловой...
- Документально получилось, хотя в реальной жизни таких сюжетов, наверное, не было...
- Были! - об одном из них я и рассказал Меньшову, когда он домой к нам приезжал. Это у меня в эфире произошло, в 68-м году, после печальной памяти чехословацких событий, когда Дубчек, первый секретарь ЦК Компартии Чехословакии и главный инициатор реформ, в Москве так называемый Московский протокол подписал (официальное название «Программа выхода из кризисной ситуации». - Д. Г.).Мы заключительное коммюнике ждали - это важнейший материал был, а в то время - молодые были, глупые! - с радио соревновались: кто раньше выйдет в эфир.
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Радио огромное влияние тогда имело...
- Ну, конечно - на первом месте стояло, и даже Комитет изначально по радиовещанию и телевидению назывался: только в 1970-м Лапин настоял, чтобы нас поменяли местами...
И вот прибегает редактор: «Старик, мы можем на две минуты раньше радио выйти - сможешь?», а я тоже молодой, нахальный... «Давай!» - говорю, - хотя в коммюнике шесть частей (часть - это 12-14 строчек примерно), а поступили пока только четыре - но ведь на две минуты раньше! Он мне: «Пятую и шестую сейчас донесем».
Бегу в студию, а она на Шаболовке маленькая: три камеры, осветительные приборы... Протиснуться к столу можно было только бочком - и сиди, чтобы ничего не зацепить, не уронить. Мне срочно эфир предоставили, я первую часть читаю, вторую, третью... На четвертой, покрываясь холодным потом, темп замедляю: «Что же будет дальше?» - ведь пятой, шестой нет. «Поступлю, как Юрий Борисович Левитан, - думаю, - он бы на моем месте сказал: «Повторяю!» - и начал бы все сначала».
- Да вы что?!
- Клянусь, но в это время очень хороший товарищ мой, редактор Юра Владеев (царствие ему небесное!), на четвереньках между фонарями и тремя огромными 400-килограммовыми камерами прополз, держа бумажки в зубах. Я у него изо рта их вытащил - пауза была все-таки! - и читаю, не торопясь, а что дальше делать (шестой части-то нет), не представляю, но Юра снова успел таким же образом ее принести.
И все-таки мы вышли в эфир первыми! Потом зампред Гостелерадио по вопросам телевидения Иванов встречает меня: «Игорь, а почему пауза была?». - «Ну, Георгий Александрович, - объясняю, - там же мысль новая: хотел ее подчеркнуть», а он умный был, проницательный.
![]() |
| С поэтом Давидом Кугультиновым во время торжественного репортажа с Красной площади по случаю очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 7 ноября 1985 года Фото «РИА Новости» |
Хитро на меня посмотрел, прищурился: «Ну, правильно, правильно» (смеется).
- Сейчас граждане России и Украины, других бывших советских республик, а ныне независимых государств, привыкли, что с Новым годом поздравляют их президенты, но многие помнят, как советский народ поздравлял Игорь Кириллов...
- Не каждый год, но довольно часто.
- Что вы в такие моменты чувствовали?
- Вы знаете, когда иногда эти записи мне показывают, думаю о том, что их страшно в спокойной будничной обстановке смотреть.
- Это прямой был эфир?
- Нет, запись, причем надо было успеть до 15 часов 31 декабря записать, потому что в это время...
- ...Камчатка уже праздновать начинала...
- Да, в Петропавловске уже Новый год встречали, поэтому мы или поздно вечером 30-го записывали, или 31-го утром. Нас было трое, но я представлял, что люди сидят за столом... Тебя не слушают - наливают, закусочки раздают, у всех настроение предновогоднее, но как с ним сочетаться, как созвучным ему стать? - и когда я сейчас на себя смотрю, понимаю, как это ужасно: какой-то напыщенный, а людям это было нормально, потому что...
- ...под салат «оливье»...
- Конечно, расположение духа хорошее, и все продукты, которые только можно было достать, на столе.
- Очереди отстояли уже, дефицит раздобыли...
![]() |
| Вера Алентова (внизу), Игорь Кириллов, Анна Шатилова и Нина Еремина в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов», 2000 год. Основой для этого эпизода стал реальный случай на ЦТ в 1968 году, о котором Кириллов рассказал Меньшову |
- ...шампанское и все такое, но смысл этих поздравлений новогодних не потерялся и сегодня, потому что о каких-то положительных итогах нужно сказать? Обязательно! Создать людям приподнятое настроение не просто на встречу Нового года, но и на дальнейшее, внушить веру какую-то, надежду на лучшее, нужно? Непременно! Как и сейчас - с каждым новым годом мы ждем, чтобы выплаты пенсионерам повысили, чтобы медикам зарплату прибавили, чтобы лучше жить все мы стали - вот это настроение нужно было передавать.
«КОГДА СТАЛ ВЕДУЩИМ «ВИDОВСКОГО» КАНАЛА, ЛЮДИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА МЕНЯ ЗА ПРЕДАТЕЛЯ ПРИНЯЛИ. ГНЕВНЫЕ ПИСЬМА ПИСАЛИ: ОН, МОЛ, ПЕРЕМЕТНУЛСЯ...»
- Я хорошо помню, как вы с праздничных демонстраций и парадов на Красной площади репортажи вели, а недавно узнал, что 12-летним мальчишкой оказались в Москве на Красной площади 9 Мая 1945 года и видели народное ликование своими глазами...
- Да, тот День Победы я никогда не забуду, поэтому для меня 9 Мая - единственный настоящий светский праздник. Он национальным должен быть, как Рождество Христово, как Пасха, а передать на словах то, что я тогда пережил, невозможно.
![]() |
| Юрий Левитан и Ольга Высоцкая в эфире. «Мое детство военное под голоса Ольги Сергеевны Высоцкой, Владимира Борисовича Герцика и Юрия Борисовича Левитана прошло, и он мне тогда гигантом таким представлялся» |
- Небывалое проявление эмоций, наверное?
- Не то слово: были слезы - причем не тихие, а рыдания, всех людей в военной форме подбрасывали, обнимали, целовали, гармошки играли - это действительно величайший был праздник!
- По традиции 9 мая взрослые за столом собирались, «Минуту молчания» ждали, потому что в каждой семье обязательно был родной человек, не вернувшийся с фронта, и когда вы эти заветные слова произносили, все вставали и, не чокаясь, выпивали, но, кажется, в 77-м году Вера Енютина, которая первой «Минуту молчания» записала, в Соединенные Штаты Америки эмигрировала?
- Да-да-да, к сожалению...
- Ее голос сразу попал под запрет, и этот ритуал стали вести вы...
- Нет-нет, Юрий Борисович Левитан, а когда он ушел из жизни, с 86-го года это было поручено Ольге Сергеевне Высоцкой и мне. Сейчас «Минута молчания» уже изменилась, ее немножко подкорректировали, значительно уменьшили текст. Сначала она около 12 минут шла, потом восемь с половиной.
![]() |
| С генеральным директором Первого канала российского телевидения Константином Эрнстом Фото «ИТАР-ТАСС» |
- По мере убывания фронтовиков сокращалась...
- Нет, просто по смыслу, по логике. Раньше ведь и о странах социалистического содружества говорилось, и обо всем прочем - сейчас текст стал короче, но, по-моему, достаточно емким остался и волнует по-прежнему. Это великий ритуал, потому что, хоть Союза у нас и нет, нет такого, как когда-то, единства, но ведь в Великой Отечественной войне люди абсолютно всех национальностей участвовали, поэтому «Минута» и им адресована - это их деды, прадеды уже, проливали за нынешний день, за свободу кровь.
- Вы и «Голубые огоньки» вели, и «Песню года», а когда началась перестройка, во «Взгляд» перешли - это было вам интересно?
- О, я же ведущим нашего канала был «ВИDовского», меня умные, талантливые люди позвали - Влад Листьев, Саша Любимов и режиссер наш замечательный Андрей Разбаш, который, как и Влад, из жизни уже ушел. Конечно, это очень-очень важный в моей жизни момент был и очень опасный, в первые полгода тяжелый - меня же за предателя приняли.
- Да вы что?!
- Люди старшего возраста гневные письма писали, да и в газетах полоскали за то, что сторону молодежи взял...
![]() |
| С Владимиром Познером. «Телевидение очень точно отражает все нюансы нашей нервно-растерзанной действительности» |
- ...перестроечной...
- Ну да. Он, мол, переметнулся, но потом, наконец, поняли, что я как раз мостиком между старшим поколением был и вот этим, рвущим на себе тельняшки. Чтобы, не дай Бог, ни гражданской войны не было, ни каких-то серьезных ссор - обошлось, слава Богу...
- Вы были нарасхват, однажды даже выпуск «Кинопанорамы» провели, а затем дикторский отдел Центрального телевидения возглавили... В Советском Союзе два великих диктора, я считаю, было - Юрий Левитан и Игорь Кириллов, а какие с Юрием Борисовичем вас отношения связывали?
- Ой, это изумительнейший был человек, потрясающий, к тому же мое детство военное под голоса Ольги Сергеевны Высоцкой, Владимира Борисовича Герцика и Юрия Борисовича Левитана прошло, и он мне тогда гигантом таким представлялся, амбициозной личностью, снобом.
Хотя впервые я в эфир 27 сентября вышел, настоящим своим дебютом дикторским 4 октября считаю - день, когда запуск первого советского искусственного спутника Земли состоялся. Это была немыслимая для меня ответственность, потому что я даже не слышал, как Левитан сообщение на радио прочитал, - мы почти в одно время появились в эфире.
![]() |
| С Анной Шатиловой |
Это как второй был мой день рождения, чисто профессиональный, и вот, поработав неделю или дней 10, я приехал к Ольге Сергеевне на занятия - она смотрела меня в «Последних известиях» каждый день и замечания сначала по телефону делала, а потом, при личной встрече, промахи уже разбирала конкретно.
- Разбор полетов шел...
- Причем весьма скрупулезный, серьезный, жесткий, но очень мне помогал. Я любил, когда режиссеры, старшие товарищи нелицеприятно говорили мне какие-то вещи прямо в глаза - так критика больше действовала, благодаря ей я из себя этого раба или ничтожество выдавливал потихонечку, крупицы чего-то положительного оставляя.
И вот первая встреча с Юрием Борисовичем: я на Путинки приехал - это на Пушкинской площади, редакция радио там находилась, и Ольга Сергеевна Юрию Борисовичу меня представила. Небольшого роста, улыбчивый, в очках - ну просто как будто 100 лет мы с ним знакомы.
- Хотелось так же слова чеканить: «Говорит Москва...»?
![]() |
| Свадебное фото Игоря и Ирины Кирилловых |
- Нет, Боже упаси, и вообще, подражать в нашем деле нельзя никому - это очень плохо и совершенно для телевидения и для радио противопоказано. Утверждать, что с Левитаном домами дружили, я не могу, нет, но хорошими товарищами были - очень мило до конца его жизни общались.
«ПЕРВОЕ ВРЕМЯ МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПОКУПАТЬ ПИДЖАКИ ЗА СВОЙ СЧЕТ - Я ЖЕ НЕ ЗНАЛ, ЧТО ОНИ ДЛЯ ПОКОЙНИКОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ»
- Он неожиданно как-то ушел...
- Многих лет жизни стоил ему репортаж из Кремлевского дворца, который вел в паре с Высоцкой. Кабинка у радиоведущих располагалась высоко, в ней только маленькое окошко сверху, и чтобы увидеть, что происходит на сцене, надо было встать и туда заглянуть.
Ждали Андропова (который, как потом выяснилось, был уже очень болен и прийти не мог) и договорились так: если он появится, Ольга Сергеевна, которая смотрела в окно, пожмет Юрию Борисовичу плечо, и вот выходят руководители партии и правительства, она вроде видит Андропова, сигнал подает, и своим прекрасным голосом Левитан объявляет, что первым выходит Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Юрий Владимирович Андропов, а тот в этот момент в реанимации Кунцевской больницы лежал. Мы-то видели, что это другой человек, поскольку репортаж с мониторов вели, у нас прямая картинка была, а у дикторов радио - нет.
Прежде Юрий Борисович никогда не ошибался, и даже если редакторскую неточность обнаруживал, извинялся, говорил: «Повторяю» и перечитывал предложение правильно. Он так переживал, что сердце не выдержало: случился инфаркт, потом следующий, обширный, и спасти его врачи не смогли.
- Да, печальная история, ну а конкуренция среди дикторов существовала, подсиживание, попытки подставить друг друга место имели?
![]() |
| С женой Ириной Всеволодовной в Крыму, 1968 год. Супруга Игоря Леонидовича 33 года проработала с ним в одной редакции звукорежиссером |
- Я, будучи художественным руководителем отдела дикторов ЦТ, этого не замечал - может, наивный такой, но у меня непростая была миссия - я был играющим тренером. Конечно, когда какие-то важные вещи происходили и меня вызывали, чтобы человека, который должен был работать в тот вечер по графику, заменил, коллеги мои обижались, и хотя я перед ним извинялся и объяснял, почему так случилось, осадок у них все равно оставался. В общем-то, те 22 года, что дикторами руководил, - очень тяжелый в моей жизни период. Пошел на это исключительно, чтобы профессию сохранить: такой моя главная задача была, потому что в тот момент - он повторился потом в 90-е годы - наши друзья-соперники журналисты вытеснить дикторов захотели. Вы, кстати, знаете, что премьерная программа «Время» вышла в эфир 1 января 68-го года без дикторов? Первые две недели ее журналисты вели, но потом...
- ...кое-что поняли?
- Не они поняли - им дали понять, что лучше все-таки, если этим займутся дикторы. Особенно тассовские сообщения у них не получались, потому что это все-таки другая совершенно профессия, вернее, другая специфика. С тех пор между журналистами и дикторами холодная война развернулась: прекратилась она в 68-м...
- ...но в 90-х вспыхнула снова...
- Ну что вы хотите - с развалом страны, великой державы перевернулись и радио, и телевидение, и пресса, и вообще вся жизнь.
![]() |
| С дочерью Анной и сыном Всеволодом, 1971 год |
- У телевизионных дикторов было одно из главных правил: «Улыбку шире - ты в эфире»...
- Да, эту фразу Анна Николаевна Шатилова придумала.
- Вам наверняка приходилось усиленно за собой следить - за костюмами, макияжем, зубами?
- Естественно, но костюмы - это статья особая...
- Ими вас обеспечивали?
- Да ну, какой там! Первое время, года два, по-моему, мне приходилось покупать пиджаки...
- ...за свой счет?
- Конечно. С виду они были красивые, из материала, который очень хорошо на черно-белых экранах смотрелся, но чересчур почему-то мялся. Мне постоянно распрямлять перед эфиром рукава приходилось и стараться меньше двигать руками: я же не знал, что эти румынские пиджаки для покойников предназначены - понимаете?
![]() |
| С супругой Ириной и дочерью Аней у себя дома, 1985 год. Сейчас Анна проживает в Германии |
- Ух, кошмар!
- Зато стоили дешево, хотя для меня все равно получалось накладно: по 200 с чем-то рублей, а получал я всего 790. В общем, пришлось разоряться.
- Вы, слышал, безбожно курили - табачный дым на выдающемся голосе не отражался?
- А я и сейчас курю...
- И нормально?
- Вот так (хрипло) говорю, но (обычным голосом) могу и получше.
- Вы когда-то сказали: «Я получил больше, чем заслужил», а популярность вам не докучала, какие-то экстремальные проявления зрительской любви были?
- Как-то на Выставке достижений народного хозяйства - тогда еще так она называлась - мы снимали у павильона «Космос» уроки русского языка для Чехословакии (сначала я в Праге два с половиной месяца жил, а потом досъемки здесь делали), а Ольга Сергеевна Высоцкая всегда мне говорила: «Запомни: нравиться всем ты не будешь. Кто-то тебя будет любить, а кто-то просто ненавидеть - ему будут неприятны твоя внешность, твой лоб, твой нос: все, что угодно.
![]() |
| С внучками Настей и Лизой, 2012 год |
Это во-первых, а во-вторых, помни: за окном люди идут. Кто-то инженером стал, кто-то милиционером, кто-то слесарем, кто-то дворником, а тебе выпало счастье - Господь так управил! - на таком видном месте работать. Надо это ценить, поэтому всякие комплименты в сторону отставляй и лучше те замечания собирай...
- ...критические...
- ...которые ты не только от меня или от жены получаешь - от всех, даже от коллег, особенно тех, кто тебя не любит».
- И что же за случай на выставке был?
- Я к киносъемке готовлюсь - тогда же видео не было, штудирую текст (надо было его сделать русским, потому что редакторы были чешские) и вдруг слышу за спиной голоса двух женщин. «Ой, - одна говорит, - а мне Кириллов не нравится: вот Балашов - совершенно другое дело, у него голос такой густой...». А-а-а! - внутри у меня все похолодело. Столько писем любовных на телевидение приходило, столько объяснений в любви и всем прочем, и вдруг такой удар по самолюбию, но тут я вспомнил, о чем моя дорогая Ольга Сергеевна предупреждала, и стал истерически над собой хохотать: все подумали даже, что немножко свихнулся. Этот случай на всю оставшуюся жизнь я запомнил, поэтому к похвалам, популярности, известности и всему прочему относился, а сейчас тем более отношусь весьма снисходительно.
![]() |
| Сын Игоря Кириллова Всеволод был бизнесменом, любил путешествовать, скончался в 2011 году. Вплоть до его смерти у них оставались напряженные отношения с отцом, которые испортились после того, как Сева женился на женщине намного старше |
«МУЖЕМ И ЖЕНОЙ МЫ С АННОЙ ШИЛОВОЙ НИКОГДА НЕ БЫЛИ»
- Это правда, что люди, которые безрезультатно обходили с жалобами все инстанции, даже самому Брежневу писали, как к последней надежде обращались именно к вам?
- Бывали такие случаи - кстати, отвечать мы на все письма старались, и не только потому, что постановление Центрального комитета обязывало. Просто душевная потребность была: помогать, если ты в силах - к сожалению, это было непросто, потому что обращались из разных уголков страны и с проблемами, которые не решены и сейчас.
- «Голубые огоньки» вы вели с Анной Шиловой, и многие телезрители были уверены, что вы муж и жена...
- Никогда в жизни, нет: мы - коллеги и дружили втроем - вместе с моей супругой. Мне всегда было приятно работать с Анной Николаевной, и ей, как мне кажется, со мной тоже.
![]() |
| В новогоднем «Голубом огоньке» с Валентиной Леонтьевой и Анной Шиловой, 1974 год Фото «ИТАР-ТАСС |
- Поклонницами вы явно обделены не были, но справили с женой золотую свадьбу, двоих детей воспитали...
- Справить, к сожалению, не успели, то есть отложили ее немного - Ирина уже болела, а с Анной Шиловой, кстати, не только «Голубые огоньки», но и «Песню года» вели - первые пять лет, когда это честная была программа, то есть когда действительно народ победителей выбирал, а не Союз композиторов или кто-то еще. Зрители голосовали за песни, которые за столом пели, на праздниках, в будни.
- Здорово сказали: честная программа...
- ...и когда быть таковой она перестала, я ушел, и Анна Николаевна последовала, конечно, за мной - она очень переживала и на меня сначала обиделась, но потом, когда я ей все объяснил, согласилась. «Мы, - сказал, - очень нехорошо будем в глазах народа выглядеть, который совсем другие выбирал песни».
- Нынешнее, современное, российское телевидение вам нравится?
- (Голосом Брежнева):«Можно бы сказать - без комментариев», но на этот вопрос я отвечаю всегда так. Телевидение - как хорошо заметил, по-моему, наш Леонид Петрович Кравченко, возглавлявший Гостелерадио (может, и до него еще кто-то так говорил), - это зеркало жизни...
![]() |
| Игорь Леонидович с любимой женщиной Татьяной (супруга Ирина умерла в 2004 году) у себя дома на Смоленской набережной |
- ...и какова окружающая действительность, такова и телекартинка...
- Конечно, поэтому телевидение очень точно и верно отражает все нюансы нашей нервно-растерзанной действительности, хотя в последнее время ситуация наконец-то постепенно стабилизируется. Столько десятилетий ждали, чтобы Россия хотя бы чуть-чуть кулаком стукнула, чтобы американизация у нас прекратилась или в какой-то степени хотя бы уменьшилась, а ведь подрастающее поколение, маленькие люди, ничего же не знают. У нас журналисты одного из каналов недавно задавали первым встречным вопрос: когда Великая Отечественная война началась? Почти никто из молодежи не ответил. Кто-то сказал: «В мае 45-го года», кто-то: «Летом 40-го, по-моему» - один только правильно дату назвал: «22 июня 41-го», но это был человек, которому уже лет 45 или около того, а на «Поле чудес» у Леонида Якубовича семиклассник вообще отличился: «Великий русский композитор Чехов» - ну о чем после этого говорить?
- Хочется застрелиться, правда?
- Не то слово! Они ближайшей истории не знают, а уж того, что было давно, тем более, и то же самое происходит сейчас и в Грузии...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Нормальная жизнь, ничего особенного я из себя не представлял и тем более не представляю теперь» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- ...и в Украине - везде!
- И ваша молодежь, не знающая истории, не в курсе, кто такой Богдан Хмельницкий, а грузинская - кто такой царь Ираклий II, который попросил Россию Грузию под свое покровительство взять, так называемый Георгиевский трактат заключил и тем помог своей стране стать цветущим краем. Короче, телевидение, думаю, особенно ругать не надо - станет у нас жизнь стабильнее, лучше, улучшится и телевидение, ведь этот самый массовый вид искусства должен не только информировать, но и просвещать, прививать вкус, а главная его задача - воспитание патриотизма, любви к Родине и к своей истории, и если эту функцию будет оно выполнять, настанет другая жизнь и у нас, и в Украине, и в Грузии, и в других бывших советских республиках.
«НА РЫНКЕ КАКОЙ-ТО АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ СКАЗАЛ МНЕ: «СЛЮШАЙ, КАК ПЛЕХО РУССКИЙ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ГОВОРЯТ»
- У вас прекрасный, изысканный русский язык, а как вы относитесь к непозволительной легкости, которую демонстрируют в обращении с ним нынешние журналисты, дикторы и политики?
- Ничего не поделаешь - тем более что на телевидении контроля за русской речью, за правильным ударением, произношением нет... Политики, надо признать, стали изъясняться значительно лучше - во всяком случае, с прежними не сравнить, и это можно приветствовать, но некоторые ударения меня просто коробят. Я например, не могу переносить, когда слышу: отраслей (с ударением на «е». - Д. Г.)...
- Как говаривал Михаил Сергеевич: начать (с ударением на первом «а»), углубить (с ударением на втором «у») и усугубить (с ударением на третьем «у»), да?
- Ну, это чисто южнорусское произношение - это еще ничего, и украинское гэканье я люблю...
Помню, еще была жива жена... Мы подъехали к рынку, она пошла по делам, а я стал протирать в машине стекла фар, и какой-то азербайджанец меня узнал, подошел: «Слюшай, как плехо русский по телевизору говорят». Я ответил, что уже не имею к этому отношения, но потом понял, почему его это так волновало: именно благодаря телевидению и радио представители других национальностей учили русский язык, причем это лучшая школа была. Мы же, повторюсь, определенного темпоритма придерживались: 12-14 строчек в минуту, то есть нормальный, хорошо напечатанный лист за две минуты прочитывали, но люди успевали понять смысл, запоминали...
- ...как правильно обороты употреблять...
- ...построение фраз. Они говорили с акцентом, но, извините меня, правильно - в Азербайджане вообще очень хорошо изъяснялись по-русски, и когда я в Баку оказался, был поражен - русский язык просто лился (про Украину и не говорю).
Иногда перед зрителями я от общества «Знание» выступал, от книголюбов наших на тему «О секретах телевидения - без секретов» (как и Володя Ухин - мы с ним порой вместе ездили). Всякие хохмы рассказывал, интересные случаи из нашей жизни, и как-то в Волынской области был, где по-украински все говорят, и испугался, что меня попросту там не поймут, но страхи оказались напрасны: волыняне малейшие нюансы в языке понимали прекрасно и очень хорошо принимали. Вообще, эту замечательную поездку я никогда не забуду - тем более что шмат сала оттуда привез. Его дедушка моей кураторши, которая меня все время сопровождала, мне подарил, и для моих детей, тогда еще маленьких, лучше угощения не было (какая там икра?!), чем кусок сала, да еще чуть-чуть солью посыпанный, да на черном хлебушке.
- Как же вы вкусно рассказываете!
- Так это во время войны деликатес был, и я действительно ту поездку никогда не забуду, потому что очень хорошие люди на Укра... в Украине живут. И в Белоруссии замечательные - тактичные, деликатные...
- ...и терпеливые...
- Они даже каверзных вопросов не задавали, которые могли бы, как им казалось, в неловкое положение меня поставить, - один человек только потом подошел: «Можно спросить?». Я удивился: «А почему же вы этого в зале не сделали?». Он замялся: «Ну так, знаете... Вот скажите, почему ко всем руководителям страны вы относитесь одинаково? Когда у власти творец застоя товарищ Брежнев был, вы очень тепло о нем отзывались, сейчас инициатор перестройки товарищ Горбачев пришел, вы о нем хорошо говорите...». - «Так я еще и о Хрущеве хорошо говорил, - рассмеялся, - но этого вы, наверное, не помните, вас на свете еще не было».
- Каково вам, динозавру советского телевидения, видеть сегодня на телеэкранах откровенные сцены и слышать в эфире мат?
- Вот это самое страшное, что на телевидении есть... На радио я такого не слышал, по-моему, - его это поветрие не коснулось, а потом мы еще сокрушаемся, что идут юные девушки по улицам и так разговаривают, - причем громко! - что переводчик нужен. Плюс мат...
- Ну, девушки еще ладно, но по телевизору материться...
- ...последнее дело - дальше уже ехать некуда. Мой отец, а он полковником был, в «Воениздате» работал, никогда в жизни матом не ругался. Когда ему надо было подлечиться, я отвозил его в госпиталь или в санаторий, но он на третий день оттуда сбегал: «Не могу там оставаться - мат везде: в палате, в курилке, в столовой». Теперь мы это слышим повсюду, мат стал обыденным языком наших «высокохудожественных» многосерийных фильмов, которые должны доставлять нам массу удовольствий.
«Я УЖЕ МЕМУАРЫ ПИШУ: ПЕРВЫЕ СЕМЬ ТОМОВ БОЛЬШИМ ИЗЪЯНАМ МОИМ ПОСВЯЩЕНЫ, СЛЕДУЮЩИЕ 24 - СРЕДНИМ, А ОСТАЛЬНЫЕ 40 - ЛЮБИМЫМ МАЛЕНЬКИМ НЕДОСТАТКАМ»
- Кто из современных дикторов вам как профессионал нравится?
- Без комментариев! Есть очень хорошие: например, Алексей Пивоваров - ведущий на НТВ, правда, немножко Лене Парфенову подражает. Ну зачем нецензурные выражения употреблять, когда существуют ирония, сарказм - это то, что русскому языку свойственно, и я еще один эпизод могу рассказать...
- Послушаю с удовольствием...
- Наступил момент, когда мне уже невмоготу стало говорить: «товарищ Леонид Ильич Брежнев...», «товарищ Леонид Ильич...», а тут еще большевики старые письмо прислали: «Как вам не стыдно? Мы говорили: «товарищ Ленин» или просто «Владимир Ильич», «товарищ Сталин» или «Иосиф Виссарионович» - ну как же можно грамматику под человека менять? Это вообще звучит не по-русски - «товарищ Иван Федорович», например, или «товарищ Федор Иванович»...
- Было еще в ходу обращение «дорогой товарищ Леонид Ильич»...
- Ну да - это со времен Хрущева пошло: помните, его «дорогой Никита Сергеевич» называли? - а потом «дорогой Леонид Ильич» появился. Ну, это ладно, но когда вставили «товарищ»... Я к нашему председателю Госкомитета пришел...
- К Лапину?
- Да, «Отпустите меня, - попросил. - Я художественный руководитель отдела дикторов ЦТ - вот и буду заниматься с молодежью, кадры готовить: на программе «Время» работать уже не могу». Он мне категорично: «Будете, но я вам рекомендую и даже велю всего Салтыкова-Щедрина перечитать...
- ...какой молодец!..
- ...В русском языке главное не то, что говоришь, а то, что имеешь в виду, - второй план, это не прямая немецкая или английская речь...
- ...рациональная, да?..
- Русская совершенно другая, и без юмора, без сарказма, без иронии общения у нас не бывает, поэтому ко всему надо относиться... В общем, вы меня поняли?». Я понял. Как раз полное собрание сочинений Салтыкова-Щедрина вышло, но ограниченным тиражом - только для, так сказать, членов и кандидатов в члены, и мне удалось один из последних экземпляров заполучить. Я эти книги взял, перечитал и, собственно, понял, что нужно делать, но когда стал осуществлять это в эфире, несколько писем пришло от художников - они такие нюансы наиболее остро воспринимают, по глазам все твои мысли читают. Один из Ленинграда написал, другой из Саратова, третий еще откуда-то издалека, но смысл один был: «Товарищ Кириллов, такого-то числа вы такой-то читали текст, но в глазах у вас было совсем другое» - и я понял, что перебрал.
- Игорь Леонидович, а это правда, что вы сегодня рекламу озвучиваете?
- А как же? - нам реклама (напевает голосом Брежнева) «строить и жить помогает». Озвучиваю, да, но иногда - не злоупотребляю этим и браться стараюсь только за то, что прилично.
- Последний вопрос. У вас такая интересная жизнь, такая удивительно богатая, яркая, насыщенная событиями биография - не хотите написать книгу и обо всем рассказать, что было?
- А я уже мемуары пишу. (Голосом Брежнева). Первые семь томов большим изъянам моим посвящены, следующие 24 - средним, а остальные 40 - любимым маленьким недостаткам. К сожалению, если говорить серьезно, писать не умею, не заложено это в моем характере и здесь, извините (стучит по макушке и цокает) - простите за звук такой непонятный. Я почему еще постучал? Есть же такой вариант, когда говоришь, а за тобой записывают, но эта литературная запись - дело такое...
- Не то, правда?
- Ну, разумеется, да и писать-то нечего. Нормальная жизнь, ничего особенного я из себя не представлял и тем более не представляю теперь - это судьба и артистов многих, ранее очень популярных, известных. Спросите у молодых людей: а кто такой Жаров? а кто такой Чирков? а кто такой Черкасов? А, а, а... - понимаете, они уже этих имен не знают...
- ...и знать не хотят...
- Да, и зачем это им нужно, когда у них главное есть - Дима Билан? Все в порядке, так что не писал и писать не буду - мне бы только хотелось, чтобы украинцы, хорошо знающие и воспринимающие русский язык, оставались всегда родными, любимыми и желанными братьями русского народа.
- Я благодарен вам за беседу и напоследок прошу обратиться к нашим читателям так, как вы это делали много лет с советского телеэкрана...
- Дорогие друзья! Хочу пожелать вам прежде всего доброго здоровья и благоденствия, успехов в ваших делах и в личной жизни - словом, большого-большого человеческого счастья и чтобы телевидение, которое приходит в ваш дом, только положительные приносило эмоции.
Всего вам хорошего! Всех благ!
Киев - Москва - Киев

















Главный диктор советского телевидения, многолетний ведущий программы «Время» Игорь КИРИЛЛОВ: «Перед микрофоном надо всегда помнить, что слово не воробей: вылетит — не поймаешь, а на телевидении раньше говорили: «На слове так могут поймать, что вылетишь, как воробей»
Владимир ЛИТВИН: «Будь я простым колхозником, возможно, прожил бы дольше: я ведь чувствую, какой у меня запас хода, и думаю, что не ошибусь. Какой? Небольшой, потому что вместо сердца сплошная рана...»
«Я работал во всех литературных жанрах, — говорил знаменитый детский писатель Корней Чуковский, — кроме жанра доносов»
Лилия ПОДКОПАЕВА: «Раньше, в 20 с небольшим, я цифры 30 боялась — мне казалось, это очень много»
«Жить стало лучше, но еще противнее»
«Спасибо, что живая...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги