Народная артистка Советского Союза, которая 34 года была женой великого советского певца Муслима МАГОМАЕВА, Тамара СИНЯВСКАЯ: «Мороженое я ем ложками, как Муслим, а вот кондиционеров опасаюсь, и не потому, что могу простудиться. Просто болеть мне сейчас нельзя, страшно — я одна, понимаете?»
(Окончание. Начало в № 43, № 45)
«ВАМ ЧТО, КРОКОДИЛА СЛУШАТЬ ПРИЯТНО - ПУСТЬ И С КАКИМ-ТО НЕБЕСНЫМ ГОЛОСОМ?»
- Скажите, пожалуйста, а что для оперной певицы главное: голос, тембр или что-то еще?
- Мне кажется, не только для оперной: для любой самое главное - тембр, по которому ее всегда можно узнать, и не имеет значения, слушают ли тебя в концертном зале или в театре, транслируют ли по радио...
- Лемешева могли узнать всегда?
- Конечно, - и Козловского, кстати, тоже. Эти вот характерные особенности тембра, окраска голоса - для меня первое, а во-вторых, естественно, голос. Для оперы - оперный: не обязательно огромный, но полетный, который прорезает оркестр, когда не надо форсировать звук, чтобы быть уверенным: тебя в зале услышат. Ну и, разумеется, ко всему этому следует прибавить талант.
- Драматический?
- Внутренний - если он у тебя есть, отталкиваясь от своего голоса (при условии, что любишь его и ухаживаешь за ним), ты сможешь стать драматическим артистом. Ну и плюс еще, безусловно, внешность.
- Для оперной певицы?
- Для каждой певицы - вам что, крокодила слушать приятно, пусть и с каким-то небесным голосом? Закроете глазки и будете внимать, да? Но что-то на сцене я крокодилов не видела. На то они и артистки, чтобы выглядеть достаточно обаятельно и приятно.
- Немножко акустики тоже не помешает?
- Акустика необходима, потому что ее отсутствие провоцирует микрофон, что для меня уже профанация. Я, например, в так называемом КДС, Кремлевском Дворце съездов, петь не любила.
- Плохая акустика?
- Там ее нет вообще - это зал, предназначенный для конференций...
- ...съездов...
- ...или просмотра фильмов: установленные там микрофоны нивелировали наши голоса, тембры, драматическое искусство. Вдобавок нас, как и солистов балета, надо было в бинокль рассматривать: огромное расстояние, и все на сцене выглядят малышами.
- У вас было очень мощное оперное поколение...
- Были два поколения.
- Два даже, а сейчас выдающиеся певцы есть?
- Может, и есть, просто о них мы ничего не знаем.
- Нет системы отбора?
- Нет системы - точка. Дальше новое предложение: нет системы популяризации оперных певцов - тогда нас очень выручали, как это ни парадоксально звучит, правительственные концерты.
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Советская власть пропагандировала...
- Вся огромная страна была знакома с оперными корифеями от Ермека Серкебаева до Виргилиуса Норейки, от Зурабов Анджапаридзе и Соткилавы до...
- ...Анатолия Соловьяненко и Дмитрия Гнатюка...
- ...то есть все было охвачено. Ну и, конечно, знали артистов Большого театра.
- Сегодня этого нет?
- Конечно. А где вы их услышите?
- Но голоса хоть, наверное, не перевелись?
- Надеюсь.
«ВИТАСУ МОИМ ГОЛОСОМ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ СПЕТЬ - ОН ТОЛЬКО «ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ» МОЖЕТ»
- У кого-то из молодежи восхитительные голоса вы встречали?
- Вот так, чтобы я была потрясена?
- Да, чтобы: «Ах! Ах!»...
- Пока нет. Есть, правда, один мальчик, который закончил в прошлом году РАТИ, где я теперь преподаю, - вот у него не то что восхитительный, а уникальный голос. Он контртенор, но не такой, которого за хвост тянут: поет более высоким, чем контртенору полагается, моим голосом (смеется).
- То есть почти как Витас?
- Витасу моим голосом никогда в жизни не спеть: он только «электрическим» может, а этот мальчик - другое дело (напевает): «Бедный конь в поле пал...». Я, когда его услышала, мне стало страшно.
- Клон...
- Да, но потом он, конечно, вот так меня наслушался - выше крыши.
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Очень люблю Украину, Муслим тоже ее обожал, а как его там любили!» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Нынешних эстрадных исполнителей слушаете?
- Ну, они у меня с экрана не сходят, поэтому хочешь не хочешь... Это для меня фон.
- Вам кто-то из них нравится?
- Понимаете, в чем дело... Я бы их с удовольствием слушала, если бы они пели вживую, - тогда можно понять, на что кто способен, а они эту фонограмму включают и чувствуют себя на сцене прекрасно: замечательно выглядят, у них шикарные костюмы, прекрасно двигаются. Они все актеры хорошие, но хочется еще, чтобы и вокальные данные продемонстрировали.
- Басков спеть может?
- А почему нет? - голос у него хороший. Мы вот с Муслимом в Большом на «Евгении Онегине» были - специально пошли, когда он пел там Ленского, но ему все лишнее нужно было оставить...
- ...и заниматься оперой...
- Да, и сесть с концертмейстером, дирижером и режиссером, чтобы «добить» прекрасную партию Ленского, которая ему, в общем-то, подходила, - вот и все.
- Как вы считаете, оперной певице нужно быть в теле?
- Ну, анорексией болеть точно она не должна, но и участницей трио толстушек тоже нельзя выглядеть. Нормальной ей надо быть!
- Не такой, значит, как вы, худенькой, а чуть-чуть...
- Я худенькая? Дима, еще раз, пожалуйста, повторите: мне это очень приятно слышать. Я просто страдаю от того, что... хм-хм-хм... Да уж... (Смеется).
- Я просто имел честь находиться рядом с Монтсеррат Кабалье...
- ...не надо таких примеров!..
- ...и хочу повторить: вы очень худенькая...
- Ну, если относительно домов, согласно теории относительности... Нет-нет, я не в этом смысле, просто свою форму знаю и считаю, что немножко от нее отошла.
- Пение, однако, от определенных объемов зависит?
- От объемов нет, но от силы и мощи диафрагмы - безусловно: иначе чем петь-то?
- Надо же брать откуда-то, да?
- Разумеется, и именно отсюда, откуда вы показали (от низа живота), и чтобы звук шел сюда (показывает на рот), как в рупор.
- А некоторые берут откуда-то еще?
- Некоторые берут здесь (показывает на горло) - и все.
- Когда вы пели в Большом, были какие-то технические приспособления, чтобы лучше донести голос до зрителя? Микрофоны, может, сверху как-то пристраивали?
- Какие микрофоны? - этого никогда не было и не должно быть!
- Неужели и сегодня в оперных театрах технической мыслью пренебрегают?
- Ну вы же не обо всех оперных, а о Большом спрашиваете? Нет, исключено!
- Никаких усилений, ничего?
- Да что вы! - ну какой же это оперный театр тогда? Такое помещение называется уже концертным залом с подзвучкой.
- У вас были какие-то упражнения для того, чтобы сберечь голос? Как вы его вообще берегли?
- А я до сих пор его берегу и по утрам с ним здороваюсь. Еще не до конца проснувшись, подхожу к инструменту и обязательно проверяю: ла-а-а-а-а-а-а. Если отзвучивает, живу день прилично.
- Мороженое едите?
- Ложками, как Муслим... Он в свое время меня этим пугал, но поскольку я уже не очень действующая певица, себе позволяю. Хотя все запреты остаются в подкорке.
- И что, все нормально?
- Тьфу-тьфу-тьфу!
- И лед, и сквозняки нипочем?
- Ну, ко льду меня особо не тянет, а вот сквозняков боюсь - сейчас из-за них чуть-чуть подпростыла...
- На кондиционеры, особенно в самолетах, как реагируете?
- Опасаюсь, и не потому, что могу простудиться. Просто болеть мне сейчас нельзя, страшно - я одна, понимаете?
«ТРИ ЛУЧШИХ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ - 29, 38 И 45 ЛЕТ»
- Какая-нибудь диета особая у вас есть?
- Раньше была, причем я выдерживала ее и поэтому сохраняла форму.
- Что это за диета?
- Да много их было - мы на них дружно вдвоем сидели (смеется).
- Хм, а Муслиму Магометовичу это зачем было нужно?
- Перед съемкой на телевидении или концертом ответственным - обязательно!
- Он разве был к полноте предрасположен?
- Конечно, как все певцы. У него жесткая диета была: на черном кофе и сигаретах неделю до такого сидел состояния (вдавливает пальцами щеки), а потом сердечко шалило... Я трехдневную практиковала диету, разгрузочные дни... До сих пор ими еще пользуюсь, но сейчас трудно выдерживать.
- Вы как-то сказали: «Три лучших возраста женщины - 29, 38 и 45 лет» - что имели в виду?
- Просто я эти годы запомнила, но они не только у меня - у всех женщин лучшие.
- Серьезно?
- Да, это годы, в которые тебе много дано. Вот 29 лет... Ты уже не девочка, не девушка, а молодая женщина...
- ...в расцвете...
- 38 - это малина в соку, которая аромат вокруг себя распространяет: она очень мощная, сильная и стоит на земле, как хозяйка мира. В 45 у тебя еще какая-то есть перспектива во всех проявлениях: в женском, в певческом, а в 29 о какой перспективе говорить можно? Ты просто взлетела и... Хотя у некоторых это уже конец (смеется). Шутка!
- У вас не просто очень красивые глаза - они молодые, живые, и это не зависит, я знаю, от возраста: вот у Евгения Александровича Евтушенко в его 78 глаза мальчишки...
- Это здорово! Они - зеркало души, как ни банальненько это звучит.
- В чем же секрет вашей молодости и красоты?
- Не знаю... Я не считаю, что это секрет.
- Может, генетика причиной?
- Думаю, что это от отношения к окружающему миру идет, и я очень рада, кстати, что с вами сегодня встретилась, - по двум причинам. Во-первых, переступила своеобразный барьер, а во-вторых, с вами очень интересно беседовать, хотя вы до сих пор не можете вспомнить, какая же у меня любимая партия (смеется).
- Вы преподаете вокал в РАТИ, бывшем ГИТИСе...
- Ой, РАТИ уже не РАТИ - мы получили статус университета, а это выше, чем институт, и теперь называемся...
- РУТИ, да?
- Нет, ГИТИС-У - очень смешно, а расшифровывается эта аббревиатура так: Государственный институт театрального искусства - университет. ГИТИС все помнят, его выпускники по всему бывшему Советскому Союзу, а то и по всему миру этот институт славят.
- Как говорит Виктюк: «И оно вам надо?» - я имею в виду преподавание...
- Дима, вы сейчас заберете свои слова обратно.
- Считайте, уже забрал...
- А чем мне сейчас заниматься? Одна я осталась...
«ПЕНИЕ - ПРОЦЕСС ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ: ТЫ МОЖЕШЬ ПЕТЬ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ДУШЕВНО ЗДОРОВ»
- Я вот навскидку могу две вещи назвать, которыми вам стоит, на мой взгляд, заниматься. Во-первых, петь...
- Сейчас не могу, но этого вы никогда не поймете. Я не могу вас спросить: вы оставались один или нет? - вам слишком лет мало.
- Но искусство же может спасти, вытащить...
- Пение?
- Конечно...
- Пение, Дима, - процесс физиологический: ты можешь петь только в том случае, когда душевно здоров.
- Иначе никак?
- Ну, наверное, какие-то люди могут, но я даже не представляю, как.
- А еще вы писать можете - мне кажется, у вас получилось бы. Вы замечательная рассказчица, у вас очень точные, конкретные мысли...
- Тоже свободную голову надо иметь - я даже сейчас, при встрече с вами, много лишнего наговорила...
- Не пробовали за мемуары засесть?
- Рано пока, да и чтобы вновь погрузиться в ту жизнь, нужно, чтобы кто-то рядом был, чтобы я там не завязла - понимаете?
- Абсолютно...
- Это психологические моменты... Люди - вас это тоже касается - задают правильные вопросы: «Почему вы не поете, почему не пишете?». А я просто нормальный человек, и если страдаю, то по-настоящему. Не так: в эту сторону пострадала, а в ту попела, а что касается преподавания - слава тебе, Боженька, что мне это послал, причем задолго до кончины Муслима... Меня уговаривали несколько лет взять в этом институте хотя бы одного-двух учеников - просто так, чтобы иногда выходить из дома.
- В Большом вы давно не были?
- Ну почему? Премьеру «Евгения Онегина» посетила. Комментировать не буду, потому что, по-моему, сейчас все понятно (смеется). Была на «Тоске» еще у Маквалочки - она молодец, держит марку нашего поколения, но это я в филиал приходила.
- Много оставлено там, в Большом, жизни, эмоций, любви?
- 40 лет, Дима, - вам еще, наверное, столько нет.
- Чуть больше уже, к сожалению...
- Ну вот считайте...
- «С Большим у меня, - вы признались, - был роман, какие бывают у молодых людей, но любовь прошла, связь порвалась... Театр меня разлюбил, я его нет...». Что, на ваш взгляд, сейчас с Большим происходит - по-прежнему он Большой?
- Когда я была с ним в романе, знала, чем он дышит, а потом, когда оттуда ушла... Должна сказать, что театр ко мне неплохо отнесся - до сих пор получаю предложения спеть хотя бы один спектакль в год, а это дорогого стоит. Значит, они еще верят в меня, не думают, что я безголосая...
- Предположим, что на сердце у вас все хорошо, - смогли бы сегодня на сцене Большого спеть?
- Да, я же каждый день занимаюсь.
- С возрастом голос становится лучше или хуже?
- Во-первых, это индивидуально, к тому же он не становится лучше или хуже сам по себе: голос - живой организм. Все от того зависит, как вы его всю свою жизнь лелеяли, как следили за ним. Естественно, кое-что пропадает, но если у алмаза какая-то грань чуть-чуть потускнела...
- ...хуже от этого он не стал...
- Во-первых, не перестал быть алмазом, а во-вторых, вы можете повернуть его чуть-чуть под другим углом, зайти немножко с другой стороны, и бриллиант будет сверкать так же, хотя какая-то часть его останется в тени. Самое главное - физиология. Дыхание, нервная система - вот что сдается первым, и если раньше я могла посидеть 20 дней на диете и спеть сольный концерт (были такие случаи!), то сейчас, как вы понимаете, на эту тему даже говорить нереально.
«Я ЕЩЕ В ОБЩЕСТВО НЕ ВЫХОЖУ. НЕ ХОЧУ ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИХ ГЛАЗ ВИДЕТЬ, НЕ ХОЧУ ЗА СПИНОЙ СЛЫШАТЬ: «А ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? А-А-А, ДА ЭТО Ж ДАВНО БЫЛО»
- А вы под фонограмму попробуйте, как эстрадники...
- Увы, мне так не нравится.
- Хороший совет я вам дал?
- Вы знаете, я прекрасно вашу иронию понимаю, потому что тоже под фонограмму пела. Да-да, под нее у нас все телевизионные «Огоньки» снимались, то есть мы были первыми фонограммщиками, но я это ненавидела, потому что...
- ...эмоций нет...
- До них ли, если надо все время следить: попадаешь ли (показывает артикуляцию)? Я тогда так дышала, а сейчас дышу по-другому, поэтому всегда одновременно со своей фонограммой пела.
- О возрасте. Нани Брегвадзе сказала мне: «Слушай, я лучше сейчас пою, чем раньше»...
- Так многие говорят...
- Это только слова или в них есть доля правды?
- Может, они так себя воспринимают.
- А на самом деле?
- Умом это понимаю, но не на все 100 процентов. Да, если что-то у меня не дозвучивает, могу это восполнить благодаря знаниям, опыту, а раньше пела сердцем, в такие подробности не вдаваясь. Знала лишь основные положения певца, правильное дыхание... С годами, увы, навыки хорошего дыхания теряешь, не можешь как следует выпрямиться (потягивается), а все это, конечно, взаимосвязано...
- Чем сегодня наполнен обычный ваш день?
- Вы не поверите: институтом, который меня спас и спасает.
- А что делаете вечером?
- А вечером плохо - я ведь еще в общество не выхожу. Сегодня вот с вами встречаюсь, а так... Не хочу любопытствующих глаз видеть (как будто заглядывает в лицо), не хочу за спиной слышать: «А что случилось? А-а-а, да это ж давно было», поэтому... Вот на открытии Конкурса Чайковского появилась и, конечно, сразу в объективы телевизионщиков попала. Мы там с Еленой Васильевной вдвоем, как говорится, засветились, на пару...
- ...ну, хорошая пара!..
- Да-да!
- Вы смотрите телевизор по-прежнему?
- Едва просыпаюсь, он сразу включается, но так у нас повелось давно. Это фон как бы, иллюзия, что кто-то еще присутствует.
- Представляю, сколько фальши приходится слышать вам с вашим абсолютным слухом...
- Об этом не говорю, а вздор всякий, а море крови, а бесконечные дрязги какие-то, агрессия? Поэтому смотрю глупые передачи - именно такие предпочитаю (смеется).
- Я от всей души благодарю вас за интервью - хорошо понимаю, чего вам оно стоило...
- Все равно, Дима, до конца вы этого не поймете, а знаете, почему еще я пришла? Очень люблю Украину, да и мне почему-то всегда говорили, что на украинку похожа. Даже в газетах после сольных концертов часто писали: она скрывает, она Синявська (смеется). Муслим тоже Украину обожал, а как его там любили!
- И любят...
- Спасибо. Он же на семилетие «Бульвара» к вам приезжал, потом мы вместе благодаря вам концерт во дворце «Украина» дали... Я вас как эстафетную палочку от него получила, поэтому и решилась: «Нет, я должна!».
- Я несказанно благодарен вам за то, что пришли, и очень хвалю себя за то, что проявил настойчивость...
- Вы проявили терпение, потому что, когда звонили, я даже думала: «Ну неужели не понимает он, что я не могу, не буду?».
- Я счастлив, что эта встреча состоялась, и в конце хочу все-таки спросить: какая же у вас была самая любимая партия?
- Так и не догадались?
- Нет, честно признаюсь...
- (Напевает): «Здорово, крестный!», «Ведь я одна тебя люблю» - ни о чем не говорит?
- Простите меня, профана...
- Дима, я вас убью! Это же «Царская невеста», Любаша (смеется).
- Спасибо, вы сняли с моей души тяжкий крест!..
Киев - Москва - Киев



Сергей ПОЯРКОВ: «Ребята, не идите в диктаторы, не ждите, когда народ в последний раз расставит точки над «ё»!»
Народная артистка Советского Союза, которая 34 года была женой великого советского певца Муслима МАГОМАЕВА, Тамара СИНЯВСКАЯ: «Мороженое я ем ложками, как Муслим, а вот кондиционеров опасаюсь, и не потому, что могу простудиться. Просто болеть мне сейчас нельзя, страшно — я одна, понимаете?»
Директор Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Владимира Преснякова и Филиппа Киркорова Олег НЕПОМНЯЩИЙ: «Мужики на Аллу все время смотрели — вот не оторвешь взгляд от безумных зеленых глаз, от конопушек, копны рыжих волос. Все натуральное, естественное, а сама хорошенькая, замечательно сложена, простенько так одета...»
Личный переводчик Хрущева, Брежнева и Горбачева Виктор СУХОДРЕВ: «Я знал восьмерых президентов США — от Эйзенхауэра до Буша-старшего, но лучшим из всех был Кеннеди: думаю, полюбив его, Мэрилин Монро была права»
Монтсеррат КАБАЛЬЕ: «Я, вообще-то, непьющая, но бокал красного вина выпить могу. Правда, не до выступления, а после»
Там, где к людям относятся без внимания, и зверям неуютно
Элтон ДЖОН: «Если бы не украинский мальчик Лева, я никогда бы не решился стать отцом...»
Дрессировщица Маргарита НАЗАРОВА тщательно скрывала подробности своей биографии, связанные с работой в Германии во время войны. Из-за пристального надзора КГБ у нее развилась мания преследования — последние 20 лет жизни она ни с кем не общалась и скончалась в одиночестве, нищете и забвении
Лада Лузина нагадала Наталье Могилевской замужество, а София Ротару благословила новую группу Руслана Квинты
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги