В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ах, какая женщина!

Чемпионка первых европейских спортивных игр по борьбе сумо, серебряный призер чемпионата мира Ольга ДАВЫДКО: «Почему я пошла в сумо? К сожалению, в балет не взяли»

Михаил НАЗАРЕНКО. «Бульвар Гордона» 8 Декабря, 2007 00:00
На недавно завершившемся в Таиланде первенстве мира по сумо украинская спортсменка заняла второе место.
Михаил НАЗАРЕНКО
21-летняя Ольга Давыдко (рост — 1 метр 84 сантиметра, вес — 130 килограммов) из разряда феноменальных спортсменок. Полтора года назад она практически без подготовки вышла на ковер и стала чемпионкой Украины. А через две недели получила серебряную награду на европейском первенстве в Германии. Всего Ольга завоевала в различных турнирах 27 медалей и среди них — серебро мирового чемпионата. Стала мастером спорта международного класса. Параллельно окончила с красным дипломом автодорожный университет в Харькове, выучилась на бухгалтера. Затем поступила в Национальную академию налогового управления в Ирпене: хочет стать юристом. Надо признать, что такая тяга к высшему образованию (не ради корочки) для спортсменов редкость. Сумо — древний вид борьбы, который 2000 лет назад появился в Японии. Изначально символизировал поединок стихий, который может сделать землю плодородной. Два мощных борца воплощали огромные горы и безбрежные моря. Сегодня это один из самых зрелищных видов спорта.

«СИЖУ НА ПЕРРОНЕ, ЕМ МОРОЖЕНОЕ... ВИЖУ, КАКОЙ-ТО МУЖЧИНА СМОТРИТ НА МЕНЯ ПРИСТАЛЬНО. ПЕРВАЯ МЫСЛЬ: «МАНЬЯК!»


— Это случилось прошлым летом. Я как раз защитила диплом бакалавра в автодорожном, очень устала. Мысли были только об одном: поскорее домой, в Крым, где я родилась и выросла, где до сих пор живут мои родители. Это поселок Межводное, его так назвали, потому что море окружает его с трех сторон. Море с нашим домом рядышком. Думала: поскорее бы окунуться в него!

Билет куплен, я сижу на лавочке у железнодорожного вокзала, жду, когда подадут крымский поезд. Жарко. На мне шорты, маечка с короткими рукавами, ноги и плечи открыты. Конечно, я выделяюсь, на меня постоянно обращают внимание, особенно мужчины — я к этому уже привыкла.

Значит, сижу на перроне, ем мороженое. Вижу: идет крупный, здоровый дядька — килограммов, наверное, 160. И рост под два метра. В сланцах, в шортах, сумка через плечо. Смотрит на меня чересчур пристально. Первая мысль: «Какой-то ненормальный!». Увидел, видно, что я под стать ему, и о чем-то подумал своем, мужском. Он прошагал метров 10 мимо, повернулся: «Как вас зовут?». Я в состоянии оцепенения говорю: «Оля». — «Сколько вам лет?». — «20». — «Где живете?». — «Сейчас в Харькове, студентка». — «Замужем?». — «Нет».

И тут оцепенение проходит. Промелькнула мысль: «Маньяк! Почему я отвечаю на его вопросы?». «Стоп! — говорю. — Я больше ничего вам не скажу». — «Почему?». — «Кто вы такой? Представьтесь». — «Я президент Федерации сумо Украины Сергей Викторович Коробко». — «Что вам от меня надо?». — «Понимаете, — объясняет, — у вас такая хорошая комплекция... Не хотите попробовать себя в сумо?». Я подумала: «Сейчас столько разных шарлатанов развелось, много чего обещают, а потом, когда ты пропадешь, будут тебя в кукурузе искать».

А он настаивает: «Не торопитесь отказываться. Вот вам моя визитка, позвоните». Я визитку не взяла, но свой домашний телефон ему назвала. Он тоже ехал в Крым, на тренировочную базу. Вскоре звонит — один раз, второй... И так настойчиво: «Подумайте, пожалуйста». Я — папе: «Поговори ты с ним». Папе он сказал, что я такая шикарная, что у меня замечательное сложение и все данные для того, чтобы заниматься сумо.

После этого приехал с документацией, доказал, что не шарлатан. «Понимаете, — убеждал он, — в Украине в женском сумо нет перспективного тяжеловеса. У Оли может получиться». Но к этому разговору ни я, ни родители серьезно не отнеслись. Через два дня снова звонок: «Олечка, в Симферополе будут летние игры среди юниоров. Хоть посмотрите, что это за борьба». И я сдалась...


«Меня мой вес устраивает, и я против того, чтобы стереотипы навязывались всем. Природа почему-то не создала всех женщин с параметрами 90-60-90...»



Спортом я и раньше занималась, но как? Играла в волейбол. Бывало, в университете скажут: «Оля, через неделю соревнования, приди, толкни ядро». Я толкала, мне ставили зачет, и на этом все заканчивалось.

А тут вдруг находится человек, который в тебе заинтересован. И я поехала в Симферополь. За пару дней до соревнований. Что за борьба сумо, я понятия не имела, ни одного приема выучить не успела. Выходила на ковер, как в тумане. И выиграла чемпионат Украины на одном энтузиазме. Все были в шоке. Сергей Викторович очень удивился. Снова настаивает: «Олечка, оставайтесь на сборах, через две недели чемпионат Европы в Германии. Потренируетесь немножко, мир посмотрите...». Я согласилась.

Привезла оттуда одну серебряную и две бронзовые медали. Проиграла только фаворитам — россиянкам, которые сумо занимаются уже 15 лет. Всех остальных разбросала, как мячики.

Дальше был чемпионат мира в Японии, где я взяла серебряную и бронзовую медали. Уступила опять же только россиянкам, они сейчас в мире самые сильные, никак не можем до них дорасти. Но ничего, будем тренироваться и обязательно их победим. Один раз мне это уже удалось — на Первых европейских спортивных играх неолимпийских видов спорта, которые в этом году проходили в Киеве.

Специфика этой борьбы в том, что она молниеносная. Нужно очень быстро ориентироваться в том, что задумал соперник. Можешь год готовиться, а выйдешь на ковер, не успеешь опомниться — и проиграешь за пять-десять секунд.

Борьба ведется в круге диаметром пять метров. Соперники стараются вытолкнуть друг друга за него либо заставить коснуться земли любой третьей точкой опоры, кроме двух стоп. Коснулся хоть пальчиком, хоть локтем, хоть бедром — все, поражение! Разрешены броски, различного рода подцепы, подхваты, но нельзя бить в лицо, в область паха... Масса тела — не самое главное. Важны также техника, дух борьбы. Вот японцы вообще живут этой философией. Для их борцов сумо — смысл жизни. Перед тем как вступить в круг, они разбрасывают соль, чтобы очистить поле боя, прогнать злых духов. Тщательно моют руки перед поединком, чтобы показать: перед соперником их руки чисты, в них нет оружия.

У нас ритуалы попроще. Я, например, настраиваясь на поединок, думаю о чем-то хорошем. А кто-то звонит маме, кто-то уединяется и ни с кем не разговаривает. Сергей Викторович всегда говорит: «Девочки, идете бороться, представьте, что ваша соперница отбила у вас парня». А мужчинам: «Мальчики, представьте, что ваш противник отобрал у вас последний бутерброд».

Желательно, конечно, перед соревнованиями лечь вовремя, выспаться. Но никто не бегает и не говорит: «Нет! Нет! Нет!». Секс — пожалуйста, если тебе это в радость и придаст больше сил.

Те, кто, допустим, выступает в весовой категории до 80 кг, сгоняют лишние килограммы. А я не придерживаюсь определенного веса — сколько есть, столько и есть. Я знаю: после хорошей тренировки у меня — 128 килограммов, после хорошего обеда — 130.

Можно кушать все подряд. Я люблю курицу с овощами, рыбу с рисом, но бывают моменты, когда я целую неделю ем по разу в день. На застолье просто нет времени. Так устаешь, что где-то перекусишь, и все, приходишь домой и даже искупаться лень. В остальном, как все нормальные люди, смотрим телевизор, ходим в кино, иногда — на дискотеки. Отмечаем праздники. Алкоголь употребляем в умеренных количествах. Но приходится от чего-то отказываться, чем-то жертвовать. Я, например, из-за соревнований впервые не была на дне рождения моей мамы.

Я теперь тоже, как и мой тренер, когда вижу крупных девушку или парня, подхожу к ним и предлагаю заняться сумо. Многие начинают плакаться, говорят: боимся. Мужчины, мне кажется, комплексуют по поводу своей полноты еще больше, чем женщины. И зря. Когда меня спрашивают, почему пошла в сумо, я отвечаю: «К сожалению, в балет не взяли». Сейчас замечательно себя чувствую и другим советую последовать моему примеру.

«МОЙ ПАРЕНЬ ПРИГРОЗИЛ: «ЕСЛИ ПОХУДЕЕШЬ ХОТЬ НА ОДИН КИЛОГРАММ, ПО УШАМ ТЕБЕ НАТРЕСКАЮ»

— Комплексов по поводу полноты у меня никогда не было, даже в детстве. У нас в роду все крупные: и отец, и мать, и брат, и дедушки с бабушками. Есть родители, которые своим дочерям говорят: «Ты толстая! Сиди дома, куда ты пойдешь?». А моя мама, мудрая женщина, меня наставляла: «Люди бывают разные: большие и маленькие, высокие и низкие. Каждый человек индивидуален, нельзя себя обижать, нужно любить себя таким, какой ты есть».

И во мне это на подсознательном уровне отложилось на всю жизнь. Я всегда была душой компании. Никогда не сидела в уголке, затаясь, как мышка. Пригласили меня, к примеру, на день рождения. Смотрю: все разбились по кучкам, компания не клеится... И берусь за дело. Через 10 минут все танцуют. А мне говорят: «Оля, молодец! Всех завела!». Могу зажечь любую толпу! Могу зайти в бар, где сидят 15-летние мальчики и девочки, и повеселиться с ними. Могу и 50-летних расшевелить. Я шикарно танцую, делаю шпагаты, колеса, мостики, кручу сальто. Я очень общительная — душа нараспашку...

У меня всегда была куча кавалеров, поклонников, как это ни покажется кому-то странным. Я человека располагала к себе, и казалось, он просто растворялся в моей душе. Забывал, какие у меня формы, какие параметры. Семь лет в КВНе играла, когда была студенткой, за команду «Харьковские менты». Ездила в Сочи, в Юрмалу, в Москву к Маслякову... Нас показывали по телевизору. И сейчас иногда ко мне подходят люди и спрашивают: «Это не вы были на КВНе? Мы вас помним!».

Меня мой вес устраивает. У девочек весом 50 килограммов то сердце болит, то почка стреляет... А у меня, слава Богу, сердце не барахлит, никакой одышки. Я, конечно, понимаю, что однажды может наступить момент, когда нужно будет уходить из спорта по состоянию здоровья. Но сейчас чувствую себя великолепно. Сбрасывать вес? Зачем? Почти у всех эти попытки заканчиваются полным крахом, потому что гены изменить нельзя. Это не то что я была худенькой, потом съела тысячу булочек и стала толстой, теперь надо худеть. Это природа, ее переиграть очень тяжело.

Природа почему-то не создала всех женщин с параметрами 90-60-90. Давайте копнем глубже: кто это придумал? Голливуд, Запад. Им, видимо, делать было нечего, вот они и навязали всему миру жесткие ограничения. А большинство женщин, как стадо овец, в это уверовали и стали вырезать себе ребра, чтобы уменьшить талию, мучить свой организм диетами, какими-то таблетками, загонять себя в жуткие рамки. Если все станут меняться таким образом, мир очень скоро деградирует.

Надо ломать стереотипы! 90-60-90 — блеф! Пусть будет 120-100-120! Чтобы никто из полных женщин не комплексовал. Например, в Германии очень много крупных людей. Там можно зайти в любой магазин и спокойно купить женские брюки 62-го размера. А у нас такая одежда продается лишь в специализированных магазинах — «Богатырь», «Три толстяка» и «Пышка».

Мой парень (он тоже занимается борьбой) пригрозил мне: «Если похудеешь хоть на килограмм, по ушам тебе натрескаю». Ему я очень нравлюсь такой, какая есть. Он считает, что женщину нужно обнять и почувствовать, что это женщина, а не скелет, обтянутый кожей.

Я не против худых женщин, я против того, чтобы их стереотипы навязывались всем. У моего брата жена маленькая, худенькая, весит 50 килограммов, и она ему нравится. А он, крупный мужчина, нравится ей, и они оба счастливы. Недавно их дочери исполнился годик. Я безумно обожаю племянницу и мечтаю, чтобы и у меня были дети. А вот моя подруга, которая весит больше, чем я, мужчин с весом больше 70 килограммов вообще не воспринимает. Ей нравятся маленькие, худенькие пацаны, чтобы их ветром сдувало. Поэтому спорить о вкусах — дело безнадежное.

После соревнований у нас обычно банкет. Накрывается большой стол. Спортсменки приходят на него принаряженные. Но есть и такие, кто вообще там не появляется. Одна объяснила: «На ковре я спортсменка, на меня никто как на женщину не смотрит. А на банкете будут пялиться, мне стыдно». Говорю ей: «Посмотри на меня, я больше тебя почти в два раза. И меня не волнует, кто на меня как глянет». Я надеваю шикарное платье или короткую юбку, огромные каблучары и иду хоть на банкет, хоть на дискотеку. Девочки удивляются: «О, ты будешь там сильно выделяться». А я люблю выделяться. Почему нет?

У меня очень яркие наряды. Тренеры раньше меня ругали: «Что ты, как клоун, постоянно надеваешь пестрые вещи? Ты же спортсменка, носи футболки, спортивные костюмы». Но меня это не смущает. Абсолютно!

На пляж я надеваю ярко-малиновый купальник, который виден за 10 километров. Не ношу закрытых купальников, смело могу надеть бикини. И хоть чей-то взгляд, обращенный на меня, был осуждающим, насмешливым? Не помню. Скорее, наоборот!

И я хочу сказать: «Девочки, полюбите себя такими, какие вы есть, и вас полюбит весь мир! Что с того, что я ношу 60-й размер одежды, хотя мне с моим ростом нужен 50-й? Да чхать я хотела на то, что кто-то придумал, что мне нужно, а что нет! Я такая, какая есть. Хорошо, со вкусом одеваюсь, прекрасно выгляжу. И чувствую себя божественно!

«МИР, К СОЖАЛЕНИЮ, ТАК УСТРОЕН, ЧТО НАДЕЯТЬСЯ ВО ВСЕМ НА МУЖЧИНУ НЕ ПРИХОДИТСЯ»

— В спорт я пришла полностью сформировавшимся человеком. Всегда слыла примерной ученицей, отличницей, послушным ребенком, но могла постоять за себя.

Как-то один мальчик, сын директора школы, забрал у меня тетрадку, чтобы списать. Знаете, как это принято у мальчишек: лучше взять, чем попросить. Я рассердилась. Схватила его за голову, положила на парту и стала лупить ладошками. Он бровь рассек о парту. Я увидела кровь, испугалась.

Дома рассказала об этом случае папе и маме. Они были на моей стороне. А родители того мальчика, видно, сделали ему профилактику, потому что на 8 Марта он преподнес мне букет одуванчиков, извинился. Мы с ним подружились, отношения до сих пор остаются теплыми. Когда встречаемся, вспоминаем эту историю и оба смеемся.

В автодорожном университете я тоже была передовой студенткой: писала работы по истории и экономике, которые выигрывали конкурсы в Украине, выставлялись в Европе. Я постоянно ездила на научные конференции. И если бы не встреча с Сергеем Викторовичем Коробко, работала бы сейчас в налоговом управлении по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Считаю, что одного высшего образования при нынешней жизни мало. Карьера спортсмена, к сожалению, очень быстротечна. Многие после ее завершения растерянно разводят руками: «А что дальше делать? Я ничего, кроме спорта, не умею». Не дай Бог оказаться в такой ситуации. Я хочу заложить хороший фундамент, чтобы потом можно было идти по жизни уверенными шагами.

Вообще-то, в сумо ограничений по возрасту нет, можно бороться и в 40 лет и при этом чудесно себя чувствовать. В Польше есть знаменитый борец Роберт Пачков, ему 42 года, у него уже вырос сын, который выступает вместе с отцом на соревнованиях. И все-таки надо развивать себя не только в спорте.

Вспоминается замечательный старенький анекдот. Журналист спрашивает у боксера, который выиграл соревнования: «Скажите, зачем вам такие большие плечи?». Тот объясняет: «Для того чтобы закрываться, для координации движений». — «А зачем такие длинные руки?». — «Чтобы атаковать: удар справа, удар слева!». — «Понятно. А зачем вам голова?». Боксер задумался: «Голова, голова... А я туда ем». Есть и другие анекдоты об ограниченности спортсменов.

Получив экономическое образование, я теперь мечтаю о юридическом. Меня интересует сфера семейного права. У многих моих подруг, с которыми я выросла в одной песочнице, семейная жизнь сложилась неудачно. Вот одна развелась, ребенку два годика, а она даже не может собраться с силами, чтобы подать на алименты. Наши женщины какие-то мягкотелые и зачастую, видя несправедливое отношение к себе, они только плачут в подушку. Я хотела бы отстаивать их интересы, быть для них как бы спасителем. Вот у нас в поселке, например, нет ни одного юриста. К кому обратиться, чтобы проконсультироваться?

Я иду по жизни с фразой: «Чужого не возьму — своего не отдам». Виноватыми в семейных драмах могут быть и мужчина, и женщина. И надо разобраться, чтобы дать правильный совет, принять справедливое решение. У меня есть знакомый, который работает в суде, он говорит: «Чтобы вершить судьбы людей, нужно очень много знать». Поэтому я читаю юридическую литературу — мне это интересно. А когда человеку интересно, он совершенствуется.

Может быть, наступит такой момент, когда скажу: «Все! Хочу семью, детей! Хочу, греметь кастрюлями, варить борщ...». Но мир, к сожалению, устроен так, что во всем надеяться на мужчину не приходится. Есть такая пословица: «Выйти замуж — не напасть, лишь бы замужем не пропасть». Сейчас я делаю карьеру в спорте, и что-то менять, метаться в сторону нет смысла: встретились, погуляли, разошлись. Я еще себя не вижу в семье.

Мы оба в вечных разъездах. Созваниваемся, переписываемся. Есть возможность — обязательно встретимся. Или он ко мне на выходные приедет, или я к нему. Моему парню все равно: выиграла я или проиграла. Он ценит меня как любимого человека, ради которого способен на многое. Говорит: «Ты для меня все равно самая лучшая. Ты всегда чемпионка!». Хотя какие у меня были поражения за такой короткий срок моей спортивной жизни? То, что я уступала в финалах девятикратным чемпионкам мира? Для меня и это победа!

Мой парень крупный, выше меня ростом, и мне это нравится. Если со мной рядом будет идти маленький 60-килограммовый мужчина, на которого я могу сверху положить руку, я себя с ним женщиной не почувствую. По жизни я лидер, всегда что-то пробиваю, чего-то добиваюсь, но когда мой любимый рядом, хочется просто сказать: «Блин, как я устала!». И почувствовать себя с ним маленькой кошечкой. Даже если твой вес — 130 килограммов! Ведь женщина есть женщина!!!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось