Экс-председатель Службы внешней разведки Украины Николай МАЛОМУЖ: «Януковича упустили умышленно»
Но все дело в том, что программа «К барьеру!», фрагмент которой процитирован выше, вышла в эфир 3 апреля... 2008 года. Наивно было бы верить в то, что предупреждение Соловьева и дальнейшие исторические события совпали совершенно случайно.
Оцененный российской властью журналист, награжденный, в апреле 2014-го, кстати, орденом Александра Невского «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым», наверняка получал установки, о чем говорить можно и о чем нельзя, на закрытых идеологических совещаниях в Кремле.
Если еще за шесть лет до захвата Крыма и войны на Донбассе в эфире центрального российского телеканала из уст известного журналиста прозвучало: «Недолго подышите...», значит, планы по вторжению в Украину Россия разрабатывала давно и всерьез.
Это же подтвердил «ГОРДОНУ» экс-председатель Службы внешней разведки Украины с 2005 по 2010 год генерал армии Украины Николай Маломуж.
«СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ РОССИЯ ХОТЕЛА БЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ И ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИКУ, И ЧЕРЕЗ ФИНАНСЫ, И ЧЕРЕЗ ОБОРОННЫЙ СЕКТОР, НО В ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ТЕНЕВОЙ»
— Николай Григорьевич, выходит, Россия задолго готовилась к захвату украинских территорий?
— У России были планы по захвату Крыма не военным путем еще в начале 1990-х, когда с помощью российских агентов готовился референдум, а так называемый «президент» Крыма Юрий Мешков должен был обратиться к руководству РФ с просьбой о присоединении полуострова к России.
Для быстрого предотвращения этого сценария мы предприняли комплекс мощных мероприятий. Пришлось ночью собирать оперативных сотрудников, группу «Альфа», поднимать внутренние войска, подтягивать пограничников на Керчь, подключать и другие спецподразделения МВД, чтобы остановить развитие событий.
Попытки дестабилизировать ситуацию в Крыму предпринимались и в дальнейшем. Но особенно активно с приходом к власти Путина, который возомнил себя собирателем русских земель и искал удобный момент для этого, рассчитывая на то, что большинство жителей Крыма поддержат присоединение его к России.
— В той самой программе «К барьеру!», в 2008-м, депутат Госдумы Константин Затулин назвал курс на сближение Украины с НАТО предательством по отношению к России. А в чем, собственно, предательство?
— Целью Путина и его окружения был неизменный политический и экономический контроль над территориями бывших республик СССР. С точки зрения Путина, Украина как партнер и «младший брат» России не имеет права на самостоятельное движение в Евросоюз, ни уж тем более на сотрудничество с НАТО. Ситуацию в Украине Россия хотела бы контролировать и через экономику, и через финансы, и через оборонный сектор, но в особенности через теневой.
Понимая, что Украина может окончательно уйти из-под контроля, российское правительство решило присоединить Крым, надеясь таким образом заставить нас отказаться от вступления в НАТО путем очень мощного политического давления и дестабилизации в стране.
— Вот еще одна цитата Затулина из той же программы «К барьеру!»: «Нам придется пересматривать свои военные стратегии». В качестве аргументов для этой угрозы он поставил в один ряд не только курс Украины на сближение с НАТО, но и приказ министра транспорта Украины о запрете на трансляцию в украинских поездах песен на русском языке. Этот приказ просуществовал всего несколько дней, но российские политтехнологи притягивали за уши все, что могло бы создать предпосылки для будущего конфликта. Ошибки украинского руководства в языковом вопросе сыграли в нем существенную роль?
— К языку или же к каким-то чувствительным темам истории нужно относиться с осторожностью. Мудрый руководитель страны никогда не станет обострять темы, которые могут создавать проблемы в отношениях с соседними государствами. А ведь Россия всегда остро относилась к вопросам ущемления русского языка или культуры. Не нужно было давать ей поводы для конфронтации.
— Как глава внешней разведки вы могли допустить, что Россия, спекулируя на языковой теме, способна так нагло отхватить Крым и развязать войну на Донбассе?
— С уверенностью прогнозировать войну мы, конечно, не могли. Но допускали, что конфронтация России с Западом на нашей территории может принять очень жесткую форму. Знали мы и о политических планах России: постепенно взять под контроль экономику, энергетику, оборонную сферу, перевести финансовую систему на рубли. Как и о главной цели, заключавшейся в политическом влиянии на Украину через президента страны, который был бы удобен руководству России. Им стал Янукович, победивший на президентских выборах в 2010 году.
— После бегства Януковича, в марте 2014-го, когда российские провокаторы только начинали раскачивать ситуацию в Украине, много ли ошибок было сделано украинским руководством, как вы считаете?
— И руководство Украины, и спецслужбы, и силовые структуры — все допустили целый ряд стратегических и тактических ошибок. После Майдана, предполагая возможное развитие ситуации, мы предложили нашему руководству создать центр, в который вошли бы профессионалы-силовики высокого уровня, способные быстро оценить уровень угрозы безопасности в стране.
Я докладывал руководству Украины о возможном сценарии присоединения Крыма к России, зная о том, что Владимир Константинов, на тот момент председатель Верховного Совета АР Крым, поехал в Москву, где решался вопрос о судьбе полуострова. Но надлежащая оценка ситуации сделана не была. Также не был задержан Янукович — его вообще упустили умышленно.
«МНЕ ЗВОНИЛИ ИЗ КРЫМА МЭРЫ: «ПРЕДПРИНИМАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ! ЕСЛИ СЮДА ПРИДЕТ РОССИЯ, МЫ УЖЕ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ НЕ СМОЖЕМ». НО ОБРАЩЕНИЯ К РУКОВОДСТВУ СТРАНЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ОТВЕТА»
— Когда Верховный Совет Крыма был захвачен боевиками, мы предлагали ввести чрезвычайное положение в Крыму, направить из центра внутренние войска, силами спецподразделения СБУ провести операцию по освобождению здания крымского парламента. На этом бы все и закончилось, а лидеры «Русского блока» и «Русского единства», которые находились в разработке СБУ, были бы задержаны — 26 человек, между прочим. И никакой аннексии Крыма бы не было, как и войны на востоке Украины.
Но из центра никаких указаний не присылали, местные спецслужбы растерялись, в общем, была полная дезорганизация. Мне звонили из Крыма мэры городов, просили: «Предпринимайте что-нибудь! Если сюда придет Россия, мы уже ничего сделать не сможем». Но обращения к руководству страны — напрямую и через прессу — остались без ответа. Постепенно мы теряли контроль над ситуацией, пока в Крым не пришли российские спецслужбы, российские войска и не был проведен так называемый референдум.
— Можно ли было предотвратить дальнейшие события на Донбассе?
— Во время крымских событий я настаивал на том, чтобы началась работа по Донбассу, пока там еще было относительно спокойно, хотя уже вовсю работала российская информационная пропаганда и местным жителям рассказывали, что скоро приедут «фашисты» их убивать.
Я встречался с руководителями предприятий, заводов, шахт — они жаловались на то, что их записали в сепаратисты, но на самом деле они были готовы к диалогу. Мы разработали комплекс мер, которые позволили бы легко урегулировать ситуацию, Служба безопасности во взаимодействии с другими органами должна была сработать именно так, как 20 лет назад в Крыму, выявляя экстремистов и диверсантов с российской стороны. До войны бы, конечно, в этом случае не дошло.
Но теперь во многом винят жителей Донбасса, хотя ответственность прежде всего лежит на руководстве страны. Защитить своих граждан — святая обязанность государства. И если оно не сумело этого сделать, то руководство должно было уйти в отставку.
Я общался с государственными лидерами других стран и слышал от них такие слова: «Если бы наша страна потеряла хотя бы пядь земли, все правительство было бы уже в отставке». Украина же теряет не только земли, но и людей уже на протяжении года почти, а выводов нет.
— Как вы считаете, планировалось ли возвращение в Украину Януковича через Донбасс?
— Да, планировалось — он был задействован в сценарии по дестабилизации ситуации на Донбассе. Его окружение убеждало Путина в том, что Янукович — самый рейтинговый политик на Донбассе, что его там поддержат. Они рассчитывали создать на юго-востоке несколько республик, затем раскачать ситуацию в центре Украины и вернуть Януковича к власти. Такой план разрабатывался, но поднять масштабное восстание жителей юго-востока не получилось.
«ВСЕ МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗА НАМИ»
— В Украине немало путинских агентов? Есть они и во власти?
— Да, и это одна из причин того, почему мы потеряли Крым, почему идет война и почему мы сдаем позиции. В прессе иногда появляется информация о каких-то задержаниях, но это очень мелкие фигуры. Те же, кто определяют стратегию, не разоблачены, да никто и не пытается этого делать, потому что они же сами и находятся у контроля структур новой власти.
— Почему Украина предъявляет так мало очевидных доказательств участия России в этой войне?
— Есть сугубо оперативная информация, но она недостаточно проверена или задокументирована юридически. А все факты, которые оцениваются международной общественностью, следственными органами, должны пройти процессуальную оценку. Я ведь юрист, и мне понятно, что доказательства должны быть по каждому пункту.
— Несмотря на мирные договоренности, война продолжается. Если даже при участии столь высоких посредников, как президент Франции и канцлер Германии, эти соглашения не дают результата, остается только война?
— Перспектив в войне у Украины нет. Нужно выходить на уровень стран «Большой двадцатки» по урегулированию ситуации под мощнейшим международным контролем. На уровне Минских договоренностей это не работает. Нагнетание обстановки с любой стороны, в том числе и с нашей, недопустимо.
Все мирные инициативы должны быть за нами — не за Россией, не за Западом, а за Украиной. Конечно же, при стойкой позиции наших военных на линии размежевания. А затем подключаем Запад и принуждаем Россию к мирному процессу. Другого варианта нет. Иначе — широкомасштабная война.

Экс-председатель Службы внешней разведки Украины Николай МАЛОМУЖ: «Януковича упустили умышленно»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Ненька предков моих — Украина, во Днепре окрестившая Русь, неужели ты будешь руина? Я боюсь за тебя и молюсь»
Российская правозащитница Людмила АЛЕКСЕЕВА: «В победе Савченко я не уверена. Наши власти безжалостны — упорство может стоить ей жизни»
Юрий АНТОНОВ: «Антуражем я никогда не бываю и в хоре не пою — я сам по себе»
Военное положение. Что это значит?
Электро-Шокин, или Как стать кумиром Украины за несколько часов
Синдром взаимного развращения
Страшна ли Гаага Путину? Самые громкие приговоры и их исполнение
Отец Героя Небесной сотни Владимир ГОЛОДНЮК: «Мне важно знать имя не того, кто нажимал на курок, убивая моего сына, а кто отдавал приказ»
Юрий ШУХЕВИЧ: «Дмитрий Гордон не к сыну «фашиста Шухевича» приехал, не к узнику сталинских лагерей, не к преступнику и изменнику Родины, а к человеку, чья жизнь сложилась так, как сложилась, и менять ее поздно, да и незачем»
Главный врач санатория «Червона калина» заслуженный врач Украины Николай СИВЫЙ: «Еще недавно пудовую гирю не по одной сотне раз тягал, но уже полгода как это занятие оставил. Зато по-прежнему каждое утро — 30-40 минут зарядки, потом по четыре-пять километров за день прохожу»
Тень Азарова нависла над Януковичем, или Папередники возвращаются
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги