В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Экс-председатель Верховного Совета Крыма Леонид ГРАЧ о жизни в Крыму: «Все ходят и плюются — зарплаты низкие, цены высокие. Все недовольно бурчат себе под нос, но Путин хороший»

Елена ПОСКАННАЯ. Интернет-издание «ГОРДОН»
В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» бывший председатель Верховного Совета Крыма, глава крымского отделения коммунистической партии «Коммунисты России» и председатель Общественного движения защиты конституционных прав граждан Леонид Грач рассказал, как живется в Крыму после четырех лет российской оккупации, почему крымчане потеряли возможность отстаивать свои права, но любят российского президента Владимира Путина, ненавидят местные власти и есть ли у Крыма будущее без Украины.

«Власть рвет и мечет, чтобы придушить крымских татар. Это ошибка. Не надо забывать, что ИГ мимо Крыма не пройдет»

— Уже четыре года в Крыму хозяйничает Россия. Расскажите, как сейчас живут люди на полуострове, о чем думают, чего желают?

— Как и люди в Украине или России, — в бедности. Недавно «Совет министров» Кры­ма утвердил прожиточный минимум 9104 рубля. При нашей дороговизне на эти деньги любой министр может сходить один раз в магазин. Мы все страдаем от того, что такие отношения сложились между Украиной и Россией, Киевом и Симферополем.

Произошла ломка всех связей, в том числе рыночных. Нам сегодня из Украины нельзя килограмм сала привезти, потому что российские таможенники не пропускают. Мы еле-еле приходим в себя после оттока туристов. Приезжих кот наплакал. В курортный сезон из Украины уже не едут на отдых, а только приезжают проведать живущих тут родственников. Они могут на море сходить, но это не те отдыхающие, что были раньше. Дикарей нет, поэтому общепит и гостиничный бизнес не развиваются. В 2017 году приехало меньше россиян, чем в 2014-м. Потому что сюда тяжело добираться, цены огромные, а качество сервиса низкое.

И так будет до тех пор, пока сохраняется это общее эмбарго, а Россия находится под санкциями. Когда они завершатся — никто на понимает, потому что напряженность в украинско-российских отношениях постоянно возрастает. Прежде всего это касается Донбасса. Поэтому ни о каком улучшении жизни речи не идет вовсе.

И два важных фактора сохранятся: в Крыму еще достаточно высок антиукраинский накал и очень напряжены процессы в крымско-татарской среде. Они не такие простые, как кому-то кажется.

— Мы знаем о постоянных преследованиях крымских татар, облавах, арестах, сфабрикованных делах. А что местные жители по этому поводу думают, есть сочувствие, поддержка?

— Я много общаюсь с людьми, в том чис­ле с крымскими татарами. Недавно, когда я утром воз­вращался с прогулки со своими собаками, мои соседи крымские татары пригласили меня на кофе с коньячком. Мы говорили, обменивались мнениями. Я знаю, что они уважают мою позицию интернационалиста. Я никогда не стану на путь вражды между нациями, народами и конфессиями. Они знают, что я сочувствую им и признаю их право жить на родной земле в Крыму. Еще и поэтому я имею основания об этом говорить. Крымско-татарская среда очень мобильная. За многие десятилетия у них выработался инстинкт самосохранения через корпоративные национальные отношения. Они по одному зову могут собраться и выйти. Это надо понимать. И с осторожностью к этому относиться. А такого понимания нет.

Сегодня власть рвет и мечет. Пытается придушить их. Это ошибка. Не надо забывать, что «Исламское государство» мимо Крыма не пройдет и это здесь еще аукнется. Надо понимать турецкий фактор. Турция сегодня открыто стоит за крымских татар, за их права. Эта поддержка придает им сил. Нам всем надо быть суперосторожными и супервнимательными, потому что это уже большие международные процессы. Никто не знает, куда они могут вывернуть, если в Крыму будет сохраняться нездоровая ситуация. А сегодня назвать ситуацию здоровой я не могу.

— Вы представляете Общественное движение защиты конституционных прав граждан. И как оцениваете ситуацию с правами?

— Безобразие! Конституционные права грубо попираются. Ни прокуратура, ни суды не реагируют на грубейшие нарушения прав при увольнении людей, подаче и рассмотрении жалоб. Сколько мы боролись за «Крымпотребсоюз» — Аксенов («глава» оккупационной администрации Крыма Сергей Аксенов. — «ГОРДОН») его разгромил, разобрал на части рынки. И ничего добиться не можем ни в судах, ни в прокуратуре. Есть еще пример по «Крымавтотрансу», где у людей отобрали паи, разгромили имущество и распродали.

Политических свобод у нас нет. Все зажато донельзя. Мы не можем даже пикет провести. Больше одного не собираться. А если не так стал или не тот плакат держишь, тебя тут же в милицию заберут. В украинские времена мы бастовали, митинги и демонстрации проводили, отста­ивали свои интересы, а сейчас этого в помине нет. Только когда партии «Единая Россия» и самому Аксенову понадобится, они всех построят по стойке смирно и выведут на центральную площадь, где всем остальным митинговать запрещено.

«В славянском сознании царь всегда хороший, и Путин окружен ореолом»

— После оккупации много людей уеха­ло из Крыма, и, говорят, полуостров теперь населяют россияне...

— Мне это все напоминает 1987 год, ког­да я был секретарем крымского обкома. Тогда сняли запрет на возвращение крымских татар в Крым. И они массово поехали на полуостров, а Крым тогда был не готов их принимать, не было инфраструктуры. То же самое повторилось в 2014 году, когда из Крыма люди поехали в Украину. Она из-за социально-экономических проблем не смогла их безболезненно принять. Но из Украины также много людей поехало в Крым, хотя намного меньше, чем в обратную сторону. И это тоже стало проблемой. Здесь есть беженцы из Донецкой и Луганской областей, которые ходят по кабинетам и до сих пор не могут получить вид на жительство или российское гражданство. А без этого они не могут трудоустроиться. И этот слой не может быть доволен своей жизнью.



Леонид Грач (третий слева) с президентом России Владимиром Путиным, президентом Украины Леонидом Кучмой, министром обороны Украины Александром Кузьмуком и другими во время встречи в Крыму

Леонид Грач (третий слева) с президентом России Владимиром Путиным, президентом Украины Леонидом Кучмой, министром обороны Украины Александром Кузьмуком и другими во время встречи в Крыму


И появился новый серьезный слой общества — приехавшие из центральной части России и Сибири. Хлынули не только любители Крыма, люди, которым по здоровью показана жизнь в Крыму, но и, давайте будем честны, любители легкой наживы. А это привело к переделу собственности. За этими процессами стоят определенные силы, что вызывает абсолютное раздражение у крымчан.

Людям неприятно наблюдать, как все, что создавалось раньше, теперь разрушается, как перераспределяются ресурсы, как разрушаются здравницы на Южном берегу, как делят эту дорогую землю в Евпатории, Саках, Судаке. Тем более что разрушенные, перепроданные здравницы избавляются от работников. Для тех, кто жил в Крыму, это было основное место работы. Их выгоняют, а на их места завозят персонал из России. А бывает, здравница вовсе уничтожается, чтобы землю под ней распродать. Речь о десятках санаториев, пансионатов и сотнях гек­таров земель. Весь этот спектр проблем не дает нам возможности говорить о хорошей жизни. Как пишут заказные социологи из Москвы, 90 процентов крымчан считают свою жизнь прекрасной и ею довольны. Это вранье!

— Вместо обещанного процветания люди получили передел собственности, потерю работы, падение уровня жизни. Крымчане не чувствуют себя обманутыми?

— Есть такие настроения. Но прямо скажу, они не против Путина, а против «аксеновщины». Путин совершил огромную ошибку, назначив Аксенова премьер-министром. Он где можно грабит. Ситуация неуправляемая. Есть еще такой же, как Аксенов, Владимир Константинов — «председатель госсовета» Крыма. Всем говорит: «Я только один рубль зарплаты получаю, остальное отдаю в детскую больницу». Погоди, друг, как же ты без зарплаты живешь, если ты взяток не берешь? Так он уже пол-Крыма захватил.

Любопытная история падения нравст­венности произошла. Я помню 20-22 февраля 2014 года с экранов крымского телевидения не слезали Аксенов, Константинов, Михаил Бахарев (тогда редактор «Крым­ской правды»). Они рвали на себе тельняшку и выступали, что надо жить с Украиной. Но недолго это длилось. Константинов тогда был спикером, а Аксенов всего лишь мальчиком на побегушках у до­нецких. Его привел к власти Василий Джар­ты — самое близкое и деструктивное окружение Виктора Януковича.

Помню, как 26 февраля ко мне домой приехали Олег Белавенцев (потом он стал представителем президента России в Крыму), бывший замкомандующего Черноморским флотом Юрий Халиуллин и быв­ший временный заместитель командующего военно-морскими силами Александр Федотенков.

По телефону они связали меня с Шойгу. Тот сказал: «Леонид Иванович, мы просим вас дать согласие, чтобы завтра на сессии Верховного Совета Крыма назначить вас премьер-министром. Могилев (экс-председатель Совета министров АР Крым Анатолий Могилев. — «ГОРДОН») уже сбежал». Я ответил, что готов Крыму служить и навести тут порядок, но есть одна проблема с Константиновым. В Верховном Совете собралось одно ворье, представители бандформирований, и они прекрасно понимают, что не смогут работать при мне. Он ответил: «Решим это все». Но так и не решили...

Теперь крымчане ходят и плюются — зарплаты низкие, цены высокие. Все не­довольно бурчат себе под нос, но Путин все равно хороший. В славянском сознании царь всегда хороший, и Путин окружен ореолом. Это сознание, правда, какое-то кастрированное. Оно отделяет царя-батюшку, от его окружения, которое тут на месте ворует, а кто же их поставил — не спрашивает.

Путин построил мост. И только поэтому он хороший. А то, что порядка нет, — это неважно. Я несколько раз бывал на стройке. Работы идут семимильными шагами. Я абсолютно уверен, что Путин в этом году по мосту проедет от Кубани до Керчи. Он не упустит такой возможности.

«Турчинов рассказывает, что в Украине новую ракету испытали. Все это фигня по сравнению с арсеналом, который сегодня есть в Крыму»

— Многие военные эксперты утверждают, что Россия наращивает военные силы в Крыму. Вам это усиление заметно?

— Как бывший член военного совета Черноморского флота в 1990-е годы, а потом председатель Верховного Совета Крыма я немного владею ситуацией и кое-что знаю. До этого вся военная мощь была практически полностью придушена, все последние годы Черноморский флот на ладан дышал. Если бы Юрий Лужков (мэр Москвы с 1992-го по 2010 год. — «ГОРДОН») и Минтимер Шаймиев (президент Татарстана с 1991-го по 2010 год. — «ГОРДОН») не помогали ему пропитанием, топливом, ремонтными работами, то ЧФ России уже стал бы развалюхой.

Сейчас он до зубов вооружен, возрождены военные аэродромы, появились новые ракетные установки, идет военная подготовка, стрельбы и так далее. Не сравнить даже с тем вооружением, которое в советское время было в Крыму. Мы еще почему вот так смело ходим в Крыму и не очень думаем о последствиях? Потому что у нас очень хорошая броня. Турчинов заявляет, что в Украине новую ракету испытали. Все это фигня по сравнению с арсеналом, который сегодня есть в Крыму. Это рассказываю вам для того, чтобы, когда вы будете писать интервью, все время помнили, насколько я вооружен. Но не опа­сен.

— Уже и атомные боеголовки завезли?

— Сейчас главное — это ракетоноситель. У нас уже стоят комплексы С-400. Головку завезти можно за пару часов. С восточной стороны акватория Черного моря вся российская. Никаких проблем с доставкой не возникнет, никто не помешает.

Нам надо закончить это братоубийст­венное уничтожение, каким бы оно ни было — информационным или физическим. Хватит уничтожать друг друга и передавать следующим поколениям неприязнь. Во имя будущего надо остановиться. Пусть это будет крайний рубеж. Нельзя так дальше. Это безнравственно, аморально и преступно.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось