В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Валерий ГАРКАЛИН: "Я ушел из ансамбля в декретный отпуск"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 9 Февраля, 2006 00:00
С тех пор как в картине "Ширли-Мырли" Валерий Гаркалин сыграл братьев Кроликовых-Шниперсонов, никто не сомневается, что он - звезда.
Людмила ГРАБЕНКО
С тех пор как в картине "Ширли-Мырли" Валерий Гаркалин сыграл братьев Кроликовых-Шниперсонов, никто не сомневается, что он - звезда. Сегодня без него не обходится практически ни один сериал ("Белые одежды", "Остановка по требованию", "Наследницы", "Ландыш серебристый"), а в театре он сыграл Хлестакова и Моцарта, Гамлета и Петруччио из "Укрощения строптивой". Но недавно Гаркалину всерьез пришлось доказывать, что он популярен. Произошло это на съемках программы "Розыгрыш", успевшей за год существования довести до предынфарктного состояния многих известных людей. Доказывая подставным милиционерам, что он - "известный артист Гаркалин", не вспоминал ли Валерий свой долгий путь к успеху?

"ПУТИ В БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО У МЕНЯ БЫЛИ ОКОЛЬНЫМИ"

- Валерий, к вам ведь слава пришла достаточно поздно?

- Настоящая известность настигла меня в 41 год, когда вышел на экраны фильм "Ширли-Мырли". Все, что было до этого, практически никто не видел, потому что кинопроката в стране не существовало. Но, как говорят, лучше позже, чем никогда. К тому же пути в большое искусство у меня были окольными. Ни одного мало-мальски известного вуза я не оканчивал.

- Сочли, что истинному таланту это ни к чему?

- Боже упаси! Я пытался поступить, после школы подал документы во все театральные училища Москвы, но ни в один меня не взяли. Одна особенно ехидная преподавательница из Щукинского училища сказала, что у меня полное несоответствие внешних и внутренних данных. Дескать, внешне я комик, а хочу быть героем. Более того, посоветовала к творческому вузу близко не подходить: "Если увидите, что где-то написано: "Театральный институт", бегите мимо!". Я даже расплакался от обиды и огорчения.

Из нашего досье: Судьба еще подарит Гаркалину встречу с преподавательницей, когда-то так его обидевшей. В Театре сатиры, на спектакле "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа...", он играл роль 15-летнего дебила Джонатана, который по сюжету должен задушить свою подружку. В самой сложной в спектакле сцене - сцене убийства - он должен был посмотреть в зал и крикнуть: "Нет!". По иронии судьбы именно в этот момент Валерий встретился глазами с той самой преподавательницей, она... плакала. А он понял: окажись она в тот момент на месте его партнерши, задушил бы не задумываясь!

- Но вы, конечно же, не отступились?

- Вообще-то, поначалу покидала меня жизнь. Успел послужить в армии на советско-китайской границе, в Даурии, в период обострения отношений между двумя великими державами. Потом поработал на заводе полупроводников в подмосковном Фрязино слесарем КИП - контрольно-измерительных приборов. И только потом поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, там как раз набирали экспериментальный курс на базе Театра кукол под руководством Сергея Образцова.

- Как долго вы делали кукольно-драматическую карьеру?

- Так получилось, что наш курс кукольников не захотел расставаться, и мы уехали в Сибирь, в Кемерово, где я проработал около шести лет. С ансамблем "Люди и куклы" от Кемеровской филармонии, который был тогда безумно популярен (в избалованной театрами Москве, например, пользовался потрясающим успехом!), мы объездили почти всю страну. Сейчас понимаю, что эти годы на колесах были, наверное, самыми счастливыми в моей жизни.

- Потом произошли какие-то судьбоносные события?

- Я женился.

- Тогда понятно!

- Нет, женился я задолго до этого, просто потом у меня родилась дочь. И я побоялся, что "прокатаю" не только свою личную жизнь, но и свою родную девочку, которую ждал очень много лет. Я назвал ее Никой в честь Ники Самофракийской, богини победы. Хочу, чтобы в жизни она побеждала всегда и во всем. И когда она пришла в этот мир, и я впервые взял ее на руки, понял: должен быть рядом с первых дней ее жизни, чтобы не пропустить ничего - ни первой улыбки, ни первого взгляда, ни первого шага. И я ушел из ансамбля в декретный отпуск.

Родители моей жены сняли для нас дачу в Подмосковье, и мы с Никой туда переехали. Сидел с дочерью, нянчил ее, стирал платья, читал книжки. В общем, был папой и мамой в одном лице, благо ребенком она росла спокойным и особых хлопот не доставляла. Заочно поступил в ГИТИС, на отделение режиссуры эстрадных и массовых представлений. Моими однокурсниками были Клара Новикова и Ефим Шифрин. Дипломный спектакль поставил в Театре сатиры. Тогдашнему его руководителю, Валентину Николаевичу Плучеку, моя работа так понравилась, что он взял меня в труппу. Интересно, что я тут же получил приглашение сниматься в кино. И пошло-поехало!
"ЛАДНО, МУЖИК, ТЫ НАМ МОЗГИ НЕ ПУДРИ! ЛУЧШЕ ТАСУЙ КОЛОДУ!"

- Вас отождествляют с вашими героями?

- Особенно часто такое случалось после картины "Катала". То, как я попал на эту роль, достойно отдельного рассказа. В то время, когда он снимался, для утверждения актера на главную роль нужно было пройти все круги ада - разного рода худсоветы. И вот худсовет киностудии уперся: Гаркалин на эту роль не подходит! Тогда постановщик картины, Сергей Бодров-старший, выдвинул ультиматум: "Или я снимаю этого актера, или ищите другого режиссера!". В этом-то и был весь фокус! Другой режиссер и начинал снимать фильм, да только не потянул - деньги и время потратил, а ничего не сделал. Поэтому рисковать Бодровым на студии не могли. Вот так он и отстоял меня на роль, которая очень интересно отразилась на моей жизни.

В фильме, который в свое время был очень популярен во всех уголках бывшего Союза, я сыграл карточного шулера. С тех пор на всех съемках и гастролях ко мне в гостиницу приходят любители азартных игр и предлагают переброситься в карты с таким большим мастером, как я. И сколько я ни объяснял, что я всего лишь артист и играть ни во что, кроме примитивного "подкидного дурака", не умею, не помогает. То есть они внимательно слушают, но я вижу: не верят! Говорят: "Ладно, мужик, ты нам мозги не пудри! Лучше тасуй колоду!". Просто напасть какая-то!

- Так как же вы, не зная карт, сыграли шулера?


С женой Катей и дочерью Никой



- А я долго тренировался, по ночам дома основные шулерские приемы осваивал. Но как только сыграл, благополучно все их тут же и забыл. Как мои любимые пасьянсы! К тому же открою вам большой секрет: в некоторых особо сложных сценах на крупном плане в карты вообще играют... чужие руки.

- Говорят, вы обошли всех конкурентов не только на "Катале", но и на "Ширли-Мырли"?

- Режиссер картины Владимир Меньшов перепробовал всех российских актеров, даже Никиту Михалкова. А в результате выбрал меня.

- За этот фильм вы получили какой-то совершенно диковинный приз?

- И очень дорогой - бриллиантовые запонки! В передаче Сергея Шолохова меня по письмам зрителей признали лучшим актером года. Кстати, они действительно уникальные: сделаны в единственном экземпляре и являются точной копией запонок Николая II работы Фаберже (двуглавый орел выложен бриллиантами), утерянных во время революции. Воссозданы по рисункам.

- Носите?

- Нет! Как-то надел, так никто этого даже не заметил. То ли истинных ценителей бриллиантов у нас нет, то ли не поверили, что они настоящие.

- А где вы нашли жену, которая, родив дочь, так круто изменила вашу жизнь?

- Далеко ходить не пришлось - Катя работала в Театре Образцова педагогом-методистом. Как-то ее попросили посидеть на прогоне спектакля. Поскольку в зале она была совершенно одна, я поневоле обратил на нее внимание. Читал монолог, глядя ей в глаза. И вдруг с удивлением понял, что она... плачет! Так мы познакомились. А когда я получил диплом, мы поженились. И я тут же уехал в Кемерово.

Наверное, жене надоел муж, появляющийся в доме как красно солнышко, и она решила родить мне дочь. Когда же я во время учебы в ГИТИСе сидел с Никой дома, работала и, чего греха таить, деньги в дом приносила Катя. Я же перебивался случайными заработками. А еще жена верила в мой талант и в то, что я найду свое место на сцене и экране, за что я ей по сей день очень благодарен. Сегодня Катя работает все в том же Театре Образцова, но уже экскурсоводом в музее кукол.

"ЧАСТО СЛЫШУ В СВОЙ АДРЕС ФРАЗУ ИЗ "ШИРЛИ-МЫРЛИ": "КАПУСТОЧКА, КОНЕЧНО, ДЕЛО ХОРОШЕЕ!"

- Как ваша жена терпит дома мужа-актера?

- Так ведь я особых хлопот не доставляю, да и по хозяйству многое умею. Особенно люблю белье гладить. С одной стороны, это занятие меня успокаивает, с другой - позволяет фантазировать, думать, представлять новую роль. Правда, жена утверждает, что примерно раз в полгода знакомится со мной заново.

- ?!

- Как только я начинаю работать над очередной ролью, тут же перевоплощаюсь в своего героя: стараюсь ходить, говорить и даже думать так, как он. Однажды, когда я репетировал Гамлета, мы о чем-то разговаривали с женой, и внезапно она почти испугалась: "Почему ты так странно на меня смотришь?".

- Супруга спокойно относится к вашей популярности и ее следствию - огромному количеству поклонниц?

- Она умная женщина и понимает, что популярность - важная составная актерской профессии. А те из нас, кто говорит, что популярность ему до лампочки, лгут. Не верьте им! Да и не настолько я популярен, чтобы поклонники ходили за мной толпами. Часто слышу в свой адрес фразу из "Ширли-Мырли": "Капусточка, конечно, дело хорошее!". Но не более того.

Из нашего досье: Несколько лет подряд Валерий Гаркалин работал в антрепризных спектаклях с актрисой Татьяной Васильевой. Как говорится, играли, пока не доигрались. По театральной тусовке поползли слухи о романе между Гаркалиным и Васильевой. Масла в огонь подлила публикация в одной из московских газет. На иллюстрировавшей заметку фотографии актеры были запечатлены в весьма недвусмысленной позе, к тому же на Валерии не было одежды. Совсем.

Все объяснялось просто. В сцене из спектакля, которую и запечатлел фотограф, актер в самом деле раздет. Но действие происходит в полнейшей темноте, кое-что можно разглядеть в свете карманного фонарика в руках у героини. Вспышка фотокамеры сделала снимок предельно откровенным. Газета перед актерами извинилась, журналистку и фотографа уволили. А на вопрос о романе с Татьяной Гаркалин неизменно отвечает: "Он мог бы быть. Это ж естественно: я - мужчина, она - женщина. Но мы вовремя остановились, мудро решив, что остаться добрыми друзьями гораздо надежнее".


- Ваша дочь тоже актриса?

- Нет, Ника выбрала профессию менеджера. Я не хотел, чтобы она стала актрисой, в этом наши взгляды совпадают. Ника считает актерство несерьезной профессией, а с таким отношением идти работать в театр нельзя - ничего хорошего не получится.

- А вы об актерской профессии мечтали с детства?

- Я родом из такой простой семьи, что, казалось бы, желанию стать артистом просто неоткуда было взяться. Мама работала кассиршей в магазине (мы шутя называли ее "чекисткой", она же пробивала чеки), отец заведовал мастерскими в гараже. В детстве я был тихим, застенчивым мальчиком, очень не любил привлекать к себе внимание. Идти с такими данными в артисты противопоказано! Но мы с маленькой сестренкой часто играли в дикторов: ставили стулья перед зеркалом и по газете читали новости. А еще я любил кино и часто ходил на дневные сеансы в ближайший кинотеатр. Мне очень нравились наши старые фильмы, и я мечтал, когда вырасту, сыграть в таких же. Особенно я любил картину Льва Кулиджанова "Дом, в котором я живу". Там были прекрасные работы Евгения Матвеева и Михаила Ульянова. Их герои - воплощение мужественности.

- Какой смысл вы вкладываете в понятие мужественности?

- Честно говоря, мужественность довольно зыбкое понятие. И я объясню, почему. Дело же не в половых различиях, верно? Считается, что мужественным должен быть мужчина, а женщина - женственной. Как говорится, по определению. Но ведь случается, что человек поставлен жизнью в такие обстоятельства, при которых он должен совершать мужественные поступки. Независимо от пола. И в нашей стране, к сожалению, такие поступки чаще совершают женщины. А мне хотелось бы видеть на их месте мужчин. Я и сам обладаю характером достаточно гибким. Это не значит, что я слабоволен и труслив. Но, как дитя своей страны, пережившей страшные годы тоталитарной системы, обладаю всеми присущими рабам качествами.

- И как вы с ними боретесь?

- Пользуясь методом Чехова, выдавливаю из себя по капле.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось