Евгений ПЕТРОСЯН: «Галкина я нашим сыночком хотел взять: Лена — мама, я — отец, а он — сын»
(Продолжение. Начало в № 2, №3)
«Галкина именно я заприметил и впервые в эфире его показал»
— Успех Максима Галкина с тем, что его имя рядом с именем Пугачевой стоит, что они вместе везде появляются, на ваш взгляд, связан?
— Ой! Дело в том, что Галкина, извините, именно я заприметил и впервые его в эфире его показал.
— С подачи Задорнова?
— Неправда! — это я Задорнову его порекомендовал, который понятия о нем не имел, то есть я талантливого не только пародиста, но и артиста увидел — яркого, обаятельного, с отличным чувством юмора, большими актерскими способностями, et cetera, et cetera, а потом он развиваться начал, и в 99-м году — мы с вами сейчас спектакль «Семейные радости» вспоминали — я его туда взять нашим сыночком хотел: Лена — мама, я — отец, а он — сын.
— Хорошая семья...

— Спектакль мой, однако, до того насыщенным и большим получился, что я сказал: «Максик, ты там не помещаешься — просто физически втиснуть тебя никак не могу. Это надо будет два дня тогда играть» — и Задорнову взять его к себе в концерт посоветовал. Ну так вот случилось: Миша начал молодого коллегу писать учить... Я это акынство называю...
— Что вижу, о том пою...
— Да. «Вот кто-то ко мне подошел... я ему сказал... а он, представляете, какой... но эти тупые, вы же знаете... а еще был такой случай... а потом я в гостиницу пришел, там кран не работает, а этот тупой вахтер говорит, что не понимает...» — и так далее. В общем, бесконечный поток, который я не очень одобрял, потому что всему мера нужна. Если еще и Галкин это рассказывает, то...
— ...то бедные американцы!
— ...то это перебор. Максим уроки усвоил, поэтому его часть концерта такой же, как у Задорнова, была, а мне кажется, что, кроме пародий, Галкин мог бы просто разговорным жанром замечательно овладеть — разные образы показывать, номера делать.
— Пугачева чему его научила?
— Сейчас мы к ней подойдем... Потом Максима на ведение совершенно неюмористического шоу «Кто хочет стать миллионером?» отвлекли — ну давайте, я сейчас свою профессию брошу и программу «Кто хочет стать мультимиллионером?» или еще бог знает что вести буду. Это отвлечение, а мы же с вами говорили о том, что оно...
— ...концентрации на профессии вредит...

— Совершенно верно. Потом Пугачева появилась, Галкин петь начал, причем не юмористически, а всерьез — это тоже отвлечение: посмотрите, сколько уже отвлечений от процесса!
— Так и от профессии ничего не останется...
— Нет, говорить об этом сейчас рано — еще многое осталось, но я очень хочу, чтобы он выправился, осознал, что схему поменять надо, что его место здесь, а не в «Операции «Ы». Понимаете, почему я от роли Шурика отказался?
— Да, но вам эта пара, этот диссонанс нравится — юный Галкин и...
— Рассуждать: хорошо им вместе или плохо — мы с вами не вправе. Им хорошо, и даже однажды, когда они поссорились, я их мирил. Считаю, что кого-либо осуждать мы с вами не можем — это их вопрос, личный.
«Алле Борисовне я бы пригодился... Как советник»
— Было бы логично, если бы рядом с Аллой Борисовной, например, вы находились — это понятно было бы...
— Ну, логика железная (смеется)...
— Кстати, вас такая мысль не посещала?

— Нет, но Алле Борисовне я бы пригодился... Как советник — ей хорошего советчика иметь надо бы. Однажды Пугачева ко мне на передачу пришла — это в каком году было? Вот когда она совсем похудела... Ага, в 97-м — тогда Боря Брунов умер (царствие ему небесное!)...
— Это она второй раз похудела...
— Алла Борисовна, перед этим пообещав уйти, уже на эстраду возвращалась, и я ей сказал (у меня эта запись есть): «Новые «Рождественские встречи» выпустить надо — хочешь, я тебе нарисую, каким твой концерт должен быть?». И нарисовал. Она иронизировала: «Можно я запишу?». — «Запиши, запиши, — я кивнул, — тебе пригодится».
— Записала?
— И так сделала — это один из лучших ее концертов был.
— Молодец!
— Режиссер нужен, просто необходим — так же, как и «Кривому зеркалу». Кто он, как вы думаете? (смеется).
— Ну, это всем известно... Евгений Ваганович, а Андрей Данилко вам нравится?
— С Данилко у меня тоже целая история. Дело в том, что когда «Смехопанорама» появилась, мне с украинского телевидения пленки проводницы прислали. В натуральном вагоне снимали — она из поезда выходила, что-то на суржике говорила, и все очень симпатично было, но номер тот в «Смехопанораму» я не включил, потому что это кино какое-то было, немножко другой жанр. Потом сакраментальный 99-й год наступил, когда газеты наш жанр похоронили, — вы это помните?
— Нет...

— Один артист просто заявил, что жанр умер, и все газеты обрадовались, его слова подхватили.
— Это же Хазанов сказал...
— Неважно. Я ему возразил: «Ты не прав...
— ...Гена...
— ...Мы сейчас Всероссийский конкурс проведем, и ты это увидишь». Что получилось? Конкурс, который по моей инициативе состоялся, около 15 имен выдал, чего никогда не случалось, — все предыдущие одно-два давали, не больше.
— И эти имена до сих пор на слуху?
— Галкин, Дроботенко, Ещенко, Чванов и Касилов («Новые русские бабки»), Данилко, Гальцев, Ветров, «Братья по разуму» (Лысый и Лохматый клоуны), братья Пономаренко — это называется «жанр умер».
«Данилко аплодировали, чуть ли его не качали»
— Конкурсы, оказывается, проводить надо...
— Нет, знать, когда их проводить, следует, иначе к результатам можно не прийти, что вслед за мной Министерство культуры и продемонстрировало. Они мне предложили: «Давайте еще раз проведем». — «Ничего не получится», — я отрезал. «Ну как это? Чтобы у нас и не получилось?», но я прав оказался: их попытка успех повторить провалилась, потому что всех уже обозначили, однако к Данилко вернемся...
Первый тур заочно проходил — участники пленки присылали: зачем артистам приезжать, когда видео есть? Помню, Андрея во второй тур пропускать жюри очень не хотело. Я с ними спорил, считал, что артист он талантливый и участвовать должен, они возражали: «Шоу трансвеститов нам зачем? — это неприлично, это шокирует. Пусть выступает, но без конкурса, без телевидения», и пятое, десятое... «Ну, это спорный вопрос...» — я возразил.
— ...трансвестит ли он»...
— Да. «Что за определение вы дали? Нехорошо! — пристыдил их. — Это же эстрадный образ. Ну, одет артист гротесково, здесь у него груди такие — можно бы и поменьше, но, чтобы смешно было, они большие, хотя это не предел — можно еще смешнее сделать». Короче, как председатель жюри я настоял: «Мы ничего не теряем — его на второй тур проводим и условие ставим. Давайте ему предложим что-нибудь не в образе Верки Сердючки сыграть — пусть номер сделает. До следующего тура два месяца — думаю, он согласится».
— К компромиссу пришли...

— ...и Данилко милиционера сыграл — потрясающе!
— Я номер этот помню...
— Зал в восторге был — аплодировали, чуть ли его не качали. Первую премию безоговорочно дали, но ему еще все-таки назло нам Верку Сердючку сыграть хотелось. Он попросил: «Я второй номер...». — «Не надо, — кричали мы. — Все! Все!».
— Талантливый Андрей?
— Безусловно.
— Большой артист?
— А что в виду вы имеете? Считаю, что большим артистом стать можно, когда большой репертуарный багаж и многолетний опыт накоплен, много номеров сделано.
— Надежда, что большим артистом он станет, есть?
— Я не люблю, когда талантливые актеры жанр меняют и свой предают, — считаю, что, из юмора уйдя, себя он теряет.
«Выдающиеся актеры у нас сейчас на пенсии с голоду помирают»
— Программа «Аншлаг» конкурентом «Смехопанораме» и «Кривому зеркалу» была?
— Нет, мы разные.
— Но это плохая, на ваш взгляд, программа или хорошая?
— Какой же вы провокатор! (Смеется). Нет, плохо о своих коллегах я не говорю. В свое время, когда на телевидении вообще юмора не было, она очень важную функцию выполняла и, извините, артистов поддерживала, многие там начинали.
— Вы помните, как вице-премьер-министр России Сергей Иванов в очень резких выражениях по поводу «Аншлага» высказался?
— Да, помню, и основание на то он имел. Это произошло после того, как Елена Воробей прапорщика (или кого там?) сыграла — персонаж такой неприятный был, с кривыми ногами, с усами, и Иванов сказал, что армию это дискредитирует.
— Уровень ли это, однако, министра обороны?

— Безусловно, не его это вопрос — что тут и говорить, просто он, видимо, под таким впечатлением находился: накануне это все посмотрел — вот раздражение и прорвалось.
— Вам никогда не казалось, что Владимир Вольфович Жириновский — ваш конкурент, причем довольно высокого уровня?
— Ну, думаю, конкурентом его назвать нельзя, но артист он...
— ...большой?..
— ...потрясающего воздействия. У него очень серьезная энергетика — через 10 минут он уже забывает, что сказал...
— Солидный репертуарный багаж...
— Он вещи, противоречащие друг другу, продвигает, но значения это не имеет, главное, что он говорит и вы его слушаете: только открыл рот — и все, вами овладел.
— Красавец, правда?
— Ну да. Все в мире относительно...
— Судя по некоторым публикациям серьезных журналов, российские юмористы деньги лопатой гребут, а вы вообще едва ли не список Forbes возглавляете...
— Я очень рад, спасибо... Я в Forbes позвонил (вернее, они мне звонили), сказал: «Хотелось бы получить — иначе вынужден буду на вас в суд подать» (смеется), но так и не подал... Понимаете, о доходах артистов по одному корпоративу судить, где кому-то одному баснословные деньги заплатили, нельзя — это не значит, что все мы такие гонорары на наших концертах получаем. Иногда к нулю приходим, потому что аренда все съедает...
— ...а иногда и к минусу, наверное...

— Совершенно верно — у меня несколько таких случаев было. Аренда, реклама, транспорт, кассиры и еще 100 пунктов... Пришел зритель или не пришел — все равно заплатить надо: в результате и минус иногда получается, поэтому о большущих деньгах в нашем деле говорить не приходится — это глупость, абсолютная глупость.
Что же касается телевизионных эфиров, друзья мои, потрясающую новость сообщить вам хочу. Вам это в голову не приходило, потому что вы как нормальные люди мыслите, но страны-то у нас не очень пока еще нормальные, так вот, знайте: ни один артист с телевидения за количество показов не получает, мой номер 100 раз в эфир пустить могут, но это абсолютно меня не касается. Артисту вообще редко даже минимальную сумму за выступление на телевидении платят — это бывает, но в кои-то веки, и сумма не такая уж, чтобы ее считать-пересчитывать. У нас единственная в мире страна, где артисты за тиражирование в эфире или на киноэкранах ничего не получают, у нас выдающиеся актеры сейчас на пенсии с голоду помирают.
— Кто?
— Называть, чтобы их не унижать, не буду, но это вчерашние кумиры, которых вы любите, обожаете, а у вас таких нет?
— Мне о Людмиле Зыкиной, например, говорили — это правда?
— Ну, не думаю, что Зыкина в самом бедственном положении, но нуждаться она нуждается. Артистам за использование плодов их труда не платят... Мой друг-приятель Альберт Писаренков когда-то выдающимся конферансье был, потом в США уехал. Сейчас профессию он сменил, страховым агентом работает, но 20 лет назад в голливудском фильме снялся, где шофера играл. Там одну фразу произнес, что-то вроде: «Дождь пойдет» — и до сих пор какую-то условную сумму за тиражирование этого кинофильма получает...
У нас этого нет, нас ограбили, нас в старости на голод обрекают, потому что в преклонном возрасте артист никому не нужным становится. Кстати, с моей популярностью там, в Америке, я обеспеченнее...
— ...в сотни раз были бы...
— Не в сотни — больше, миллиардером был бы, но разве это главное?
«Вид моих книг у профессоров и у докторов наук эротические визги вызывает»
— Евгений Ваганович, а правда ли, что с юных лет вы коллекционированием антиквариата серьезно увлекаетесь и в этом толк знаете?
— Слово «антиквариат» применительно к моему увлечению меня шокирует, потому что антиквариат — это широкое понятие, а я книголюбом, книгочеем, библиофилом являюсь.
— Немодное нынче увлечение...
— У меня библиотека уникальная, с любым академиком на многие темы поспорить могу, а вид моих книг эротические визги у профессоров и у докторов наук вызывает (смеется). С детства я среди книг рос и говорить о них могу бесконечно — так же, как и о живописи. Давайте о ней потолкуем, а еще лучше — серию передач сделаем.
— Ваша книга «Хочу в артисты» настольным пособием для тех, кто себя юмору посвятить хочет, стала — для писателей, режиссеров, актеров, а ваши лекции в ГИТИСе бешеным успехом пользовались, но вы их вести прекратили — почему?

— Больная тема. Эстрадная кафедра в ГИТИСе в свое время меня пригласила, ставку профессора мне дала — они очень хотели, чтобы я курс взял и вел, но я сказал: «Подождите, сначала разберусь». Периодически, раз в месяц, я мастер-класс давал, то есть о жанре рассказывал — не знаю, можно ли это лекциями назвать, но у меня не только объединенные классы из ГИТИСа сидели, но даже многие...
— ...коллеги?
— Да, артисты и писатели приходили, но через год я у студентов спросил, кто из них в разговорном жанре работать хочет?
— «Хочу в артисты» или не хочу...
— Оказалось, что это случайные люди. Кто-то о театре мечтает, кто-то вообще в другую профессию уйти намерен, а учатся они, потому что образование получить надо, и я сказал: «Ребята, зачем же я на вас время теряю? Зачем я вам нужен?» — и ушел: потемкинская деревня меня не интересует.
«Артисты — это скульпторы, которые из глыб льда ваяют: потом их скульптуры тают и ничего не остается»
— Мне приходилось слышать, что у вас лучший в России видео- и аудиоархив по юмору — якобы в начале 90-х вы просто все интересные, редкие архивные записи ваших коллег, в том числе и ваши, скупать стали...
— Ну, слово «скупать» немножко некорректно звучит — я их спасал, и не с 90-х годов, а еще с 80-х. Дело в том, что я свои программы всегда сам монтировал, обычно ночью — приходил: монтажная пустая, суеты нет, и я что хочу делаю. Однажды, это в 80-х было, мне из архива или из Гостелерадиофонда мастер-пленку прислали, на которую я свой новый спектакль монтировать должен. «А можно ли показать, что на этой пленке? — я спросил. — Она чистая или нет?». Выяснилось, что это мой предыдущий спектакль и, чтобы новый смонтировать, я этот убить должен.
— Единственный экземпляр?

— Да — вот так мы экономили. 95 процентов того, что я на телевидении за все эти годы сделал, потеряно, изуродовано, перемонтировано и утрачено, и такая же история, думаю, с любым артистом. Вряд ли вы «Артлото» помните — это единственная юмористическая передача, которая на телевидении в начале 70-х шла.
— Людмила Сенчина и Федор Чеханков вели?
— И я еще — на протяжении шести лет она выходила, так вот, ни один выпуск не сохранился! Я в телетеатре миниатюр «Наполовину всерьез» участвовал, с Георгием Бурковым, Семеном Фарадой, Григорием Абрикосовым, Людмилой Гурченко играл — ни одного выпуска нет! Очень многое утрачено... Мне объясняли: «Есть горючие пленки, есть негорючие». — «Что это значит?» — я спрашивал. Один раз где-то в 60-м приказ пришел: горючие пленки уничтожить, все видеозаписи на негорючие перевести, но кто это делать будет? Никто и не пытался.
— Уничтожали?
— Все подчистую, а некоторые записи, 50-е годы наши, до сих пор где-то пылятся, и никто не знает, что они там лежат. Их найти надо, достать, на современные носители перевести — вот это и начал я делать, причем не в 90-х, а в 80-х — просто спасал то, что на тот момент мог спасти. Естественно, что-то покупал, что-то переводил...
— Говорят, Музей юмора открыть вы хотите?

— Этот видеоархив, наверное, действительно самый всеобъемлющий, а Музей юмора — моя мечта, и думаю, если времени мне побольше Господь отпустит, если жизнь моя продолжится, обязательно осуществить ее постараюсь, потому что артисты, как кто-то сказал, это скульпторы, которые из глыб льда ваяют. Потом скульптуры их тают и...
— ...ничего не остается...
— Ничего. Музыка, живопись, архитектура, литература — все остается, кроме актерских работ, и нынешнему поколению мне рассказать хочется о тех, кто до них раньше был. У них был! У нас был!
— Благородная миссия...
— Хочется, чтобы актеры оживали, чтобы в конференц-зале лекции об их творчестве читали, чтобы в одном месте в музее пленки продавали, чтобы книги на этой основе писали — чтобы они оставались. Когда в 1915 году артист Константин Варламов умер, наш ведущий театровед Эдуард Старк писал: «Закатилось юмористическое солнце России. Кто более будет нас так радовать, как это делал великий Варламов?», а сегодня большинству фамилия его ни о чем не говорит: «Кто такой Варламов, что за актер?..
— ...Какой 1915 год?»...
— Никто ничего не знает, но сейчас, слава богу, пленки есть и еще знания у некоторых индивидуумов, которые это сохранить и будущим поколениям поведать могут. «Без прошлого будущего нет», — часто говорят: почему же молодые артисты, из КВН пришедшие, узнать, что до них было и как профессионально поставить свое дело надо, не стремятся, почему профессионалами они не становятся?
«Да, с дочерью в течение 10 лет я не разговаривал — это правда»
— Вы четырежды женаты были, в том числе на Анне Козловской, дочери легендарного тенора Большого театра. Ивана Семеновича Козловского я один раз даже вживую видел...
— Я тоже (смеется).
— На моих глазах возле служебного входа в Киевский оперный он студентам консерватории прямо на их зачетках автографы раздавал...

— Родина его — Украина, между прочим.
— Да-да, село Марьяновка Киевской области...
— Он все время туда ездил — по-моему, даже школу какую-то там построил.
— Немножко вам он помогал или нет?
— Нет, нет.
— Из принципа от помощи отказывались?

— Мне помогать не надо было — среди моих друзей и наставников сотни народных артистов были...
— ...которые еще и ему помочь могли?
— Да, и при чем здесь Козловский? — он в другом жанре работал. Чем бы он мне помочь мог? Нет, этого не было.
— Ваша дочь Викторина и двое внуков в Соединенных Штатах Америки живут...
— Да.
— По слухам, вы с дочерью в течение 10 лет не разговаривали...
— Это правда — ее отъезд в Америку я не одобрил и вообще считаю, что дети с родителями должны жить, во всяком случае, недалеко, потому что вкладываешь, вкладываешь, понимаешь, а они уезжают — ну что это такое? Потом, правда, внуки мои родились — они у меня чудные и дедушкой очень гордятся, но не за это я их люблю, а за то, что воспитанные, умные. Это же потрясающе, когда внук тебе говорит: «Дедушка, спасибо тебе за то, что мне замечание делаешь».
— Этому и научить нельзя...
— Потрясающе! Младший внук уже в двух голливудских фильмах снялся — просто красавец.
— В дедушку...
— Ну нет, лучше, лучше! — а старший очень высокий IQ имеет, его вундеркиндом называют, в колледже для одаренных он учится.
— Он действительно в Метрополитен-опера пел?
— Да, с Пласидо Доминго, в штате Метрополитен был.
— И стоило с дочерью ругаться, скажите?
— (Смеется). Да мы не ругались.
— Стали бы они такими, если бы не уехали?
— Просто я переживал и очень не хотел, чтобы они далеко были.
— У нашей беседы один недостаток есть — она плавно к концу подошла...
— Мне кажется, что она никогда не закончится, — и читателям, наверное, тоже.
— Вы от меня, думаю, устали, а я с вами еще говорил бы и говорил...

— Нет-нет, мне с вами общаться приятно. Интервью я редко даю, потому что чаще всего вопросы на уровне желтой прессы задают: я этого не люблю и признателен вам за то, что, несмотря на некоторые ваши провокации (смеется), — понимаю, вам надо, чтобы острее было! — наша беседа на высоте эстрадоведения оказалась.

Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Тимошенко могут убить и приписать это команде Порошенко, а может, наоборот, будет покушение на президента»
Анатолий КАШПИРОВСКИЙ: «Гибель дочери жизнь мою большими ножницами отрезала, и сейчас я в таком состоянии, что все, жизнь моя кончилась»
Экс-народный депутат Украины политический аналитик Олесь ДОНИЙ: «Фирташ, Левочкин, Ахметов и Пинчук сейчас под Порошенко. До 2014-го были под Януковичем, перед этим — возле Ющенко, еще раньше — под Кучмой»
Евгений ПЕТРОСЯН: «Галкина я нашим сыночком хотел взять: Лена — мама, я — отец, а он — сын»
Мама убитого в супермаркете Харькова Никиты КОМАРА Светлана: «Почему следователи заявили, что сыну стреляли по ногам, если повреждений ног не было, а в справке о смерти указано пулевое ранение туловища?»
Воровской фольклор на эстраде и в жизни
Валерий КУР: «Дмитрий Ильич — когда-то для меня Димуля — асом украинской журналистики стал, но, матерея, с годами мудрея, в душе прежним остался. Огонь, вода и медные трубы его не испортили, при этом он до такой степени вырос, что сегодня я у него учусь»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги