Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Устал от того, что почти каждому новому руководителю культуры приходилось что-то доказывать про театр»
«Зачеркивать завоевания культуры ХХ века опасно»
— Ваш новый спектакль — «Пассажир без багажа» — о человеке, утратившем память. А насколько важен нажитый годами, поколениями театральный багаж? Ведь реформаторы от искусства то и дело призывают забыть все, что было до них, и создавать с чистого листа...
— Театр — как я его себе представляю, — это прежде всего подсознательная биологическая потребность человека многое узнать о себе через чью-то иную судьбу, получить тот отклик, что может взволновать, встряхнуть, может быть, заставить задуматься... Потребность эта родилась на заре человечества и никуда не делась в меняющихся социальных эпохах — от рабовладельческого строя до наших дней.
Очевидно, поэтому человеческий, психологический театр — главное достижение театрального искусства ХХ века — никуда не денется и далее будет волновать людей, как бы иные чиновники ни пытались его обесточить, снивелировать, а то и вовсе свести на нет.
Движение музыки в XX веке, балета, театра, живописи, архитектуры. Движение драматургии. Чехов, Горький, Брехт, Гауптман, Ионеско, Вампилов... Все они — возмутители спокойствия. Нельзя сегодня играть и ставить так, как будто ничего этого не было. Все, что начинается с «чистого листа» на театре — то есть с забвения, а то и с уничтожения всего живого, великого, духовного прошлого в опыте театра, — ни к чему хорошему не приведет. Только трезвое умножение живого прошлого опыта — по Пушкину — «опыта ошибок трудных» — на острые сегодняшние вызовы жизни — может дать в наше время искру взаимодействия со зрительным залом. Зачеркивать завоевания культуры ХХ века опасно. Она выражала душу человека, его муки, его тоску по идеалу, его отчаяние и радость.
В России сложно жить в искусстве без Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, а в Украине — без Шевченко, Леси Украинки, Коцюбинского, Франко, даже без «Бур’яна» Головко...
Все это конкретно в своей профессии, наряду с дисциплинами по специальности, актерской техникой, стоит прививать молодым, начинающим свой путь в искусстве. Кто-то из молодых стремится слушать, слышать, а кто-то и не хочет, не думает... Кто-то из мастеров опекает молодых, а кому-то наплевать.
— С чего конкретно начинается реализация этих заветов в вашем театре?
— С ощущения потребности, если хотите — стремления — не опустить творческую, духовную профессиональную планку Театра имени Леси Украинки ниже того уровня, той ватерлинии, которая была здесь полвека назад, когда я сюда пришел, когда на сцену выходили Лавров, Халатов, Опалова, Розин, Таршин, когда гремели в Киеве спектакли — «Живой труп», «Мораль пани Дульской»...
Хочется, чтобы творческая дерзость коллектива, его духовная, человеческая составляющая в новых условиях, при новых вызовах времени, с помощью новых средств художественной сценической выразительности, — продолжалась... Но это требует и гибкости актерской души, и совершенствования актерской техники, ну и профессиональной режиссуры, конечно.
Хочется, чтобы наше главное достояние — репертуарный театр (а это живая великая традиция Украины, и ее необходимо беречь как зеницу ока) — продолжала активно, творчески действовать. Чтобы воспитание в недрах театра новых актерских и режиссерских поколений тоже не прервалось. Ибо в этом залог живой жизни и продолжения творческого рода в театральном искусстве.
Именно этим и отличается театр Украины от театра Запада. Репертуарный театр, при профессиональном руководстве, может воспитать грядущие поколения артистов, а западный театр, с его системой проектов, только эксплуатирует.
Мы не должны, не имеем права становиться Иванами, не помнящими нашего творческого родства, и не брать в настоящее и будущее все подлинное, что оставило нам великое и живое прошлое театральное искусство страны.
«Пусть расцветают все цветы, кроме бумажных»
— Но как определить, что живое и настоящее, а что — не более чем модное, а значит, сиюминутное?
— При всем разнообразии стилей и жанров, при всем культурном либерализме — «пусть расцветают все цветы, кроме бумажных», мне кажется, магистральное направление развития театра в нашей стране — театр как источник духовного здоровья нации, то, о чем писал Гоголь: «Театр — это кафедра, с которой можно сказать людям много добра...».
Через серьезную, качественную драматургию говорить со сцены о разных гранях человеческой души, о великом прекрасном и ужасном в человеке, о нравственном и безнравственном, о бескорыстии и ужасе эгоизма, ну, и, конечно, о вызовах, которые ставит перед человеком время. Если все это подкрепляется мощным профессионализмом, театр может «собрать нацию в партере» и взволновать. Тогда роль театра в духовном развитии человечества становится огромной.
— И кто же может отделить зерна от плевел, отобрать из прошлого живое и его продолжить?
— Всю творческую жизнь театра определяет художественный руководитель. В результате его усилий уровень спектаклей либо растет, либо стоит на месте. В результате его усилий уровень мастерства в актерской профессии или повышается, и новые поколения «берут» на свои плечи репертуар, или нет. В результате его усилий посещаемость театра либо растет, либо стоит на месте.
И главный вопрос сегодняшнего дня — располагает ли страна достаточным количеством таких художественных руководителей? И что предпринять, чтобы располагала?
Вопрос этот влечет за собой следующий — уровень театрального образования... Важно иметь длинную и качественную скамейку запасных: режиссеров, артистов. Ну, наше театральное образование — это особый разговор, и подробный, и сложный. Пока оно, к сожалению, деградирует. И могут помочь большие театры. Может, национальные. Все-таки национальные театры пока единственная кузница творческих кадров для всей страны, залог движения будущих поколений вперед. Другой вопрос: сколько их, этих театров, нужно в стране?..
«Спокойствие — душевная подлость»
— С какими артистами вам интересно сотрудничать?
— С теми, кто откликается.
— А с какими неинтересно?
— С теми, кто не откликается.
— Их много?
— Достаточно.
— Ваш любимый драматург?
— Чехов.
— Поэтому вы за все годы не поставили ни одной его пьесы?
— Мне хватило его писем. Спектакль «Насмешливое мое счастье» по письмам Чехова держится у нас в репертуаре уже более полувека. Прикосновение к письмам Чехова во многом изменило мою жизнь. Над многими социальными и нравственными проблемами и в стране, и даже в мире я крепко задумался.
— Что для вас интересно сегодня на театре?
— То же, что и всегда: живые внезапности, раскрывающие душу человека.
— Какие авторы вам ближе?
— Те, кто, исследуя человека, раскрывают «пропасти» его душевных движений: Шекспир, Мольер, Чехов, Островский, Франко, Леся Украинка. Кстати, ее «Каменный властелин» на нашей сцене идет более 17 лет.
— Вы 25 лет у руля. Не устали?
— Устал! Но не от руководства театром. Устал от того, что почти каждому новому руководителю культуры приходилось что-то доказывать про театр, что-то очевидное, что не так просто усвоить, и что я совсем неплохой профессионал.
В какой-то момент наваливается тоска от этого «дежавю». Приходится доказывать снова и снова... Но что делать? Лев Николаевич Толстой был прав: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться! Спокойствие — душевная подлость».
(Окончание в следующем номере)

Вдова великого режиссера-комедиографа Леонида ГАЙДАЯ актриса Нина ГРЕБЕШКОВА: «В конце Леню я уже не любила, вернее, как сына, любила — не как мужа... Мне надо было, чтобы он тепло одет был, чтобы выглядел хорошо, чтобы не болел. Он же не то что неудачник — неприспособленный был...»
Известный российский кинорежиссер Юрий МАМИН: «Что останется после Путина? Отравленные земли, вырубленные леса, загрязненный радиацией север, сожженная и отданная китайцам Сибирь»
Арсений ЯЦЕНЮК: «Я сказал Порошенко: «Петр, ты будешь следующий! Не делай этого»
Если враг не сдается, его переубеждают
Михаил РЕЗНИКОВИЧ: «Устал от того, что почти каждому новому руководителю культуры приходилось что-то доказывать про театр»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги