Пир во время чумы
ГЛАВНОЕ - ПЕТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ НИЩИЙ И СМЕРТЕЛЬНО БОЛЬНОЙ
Потому что если бы читали, то поняли, насколько роман богаче - и в смысловом, и в художественном отношении - фильма-концерта или, если хотите, видеоклипа на два с половиной часа, который нам предложил Хупер, уже удостоенный «Оскара» за очень среднюю картину «Король говорит!».
«Отверженных» Гюго не просто нельзя, их даже грешно пропеть, проскакать галопом по Европам и прочесть по диагонали, это все равно что обокрасть самого себя. В книге так много ярких и важных деталей, и они так плотно связаны между собой, что потеряешь, упустишь из виду одну - и все, не сложится мозаика, не ощутишь в полной мере того, что переживает герой, не поймешь, почему он действовал так, а не иначе. Фраза про ружье, которое если уж висит на стене, то к концу спектакля обязано выстрелить, затерта до дыр, но к произведениям Гюго вполне применима: у гениального писателя любая мелочь, будь то два серебряных подсвечника, оловянная детская сабелька или кукла в витрине лавки, имеет не просто значение, а предназначение. И если в повествовании эта вещь появилась, значит, роль свою она сыграет, да так, что в память читательскую вопьется мертвой хваткой: годы пройдут, а сабелька, которую пеленала малютка Козетта, не державшая в руках настоящей куклы, не забудется...
В мюзикле же деталей практически нет - не положено. Там главное - петь, даже если ты нищий, до костей продрогший и смертельно больной. Ну, или каторжник, 19 лет носивший кандалы. Руки до костей стерты - пой. (Причем на английском, хоть ты и француз). Ни в один дом впускать не хотят - опять же пой! «Фараоны» с краденым поймали, голову разбили - чем не повод спеть?
Не берусь судить, что сказал бы писатель, увидев Хью Джекмана в роли Жана Вальжана и Рассела Кроу в роли инспектора Жавера. Но, наверное, восхитился бы тем, какой у обоих цветущий вид, потому что этим все сейчас восхищаются, кто проходит мимо огромного рекламного плаката «Отверженных» на Европейской площади, - там два холеных мужских лица, по-голливудски красивых, и, словно насмешка, подпись: «Знедолені». Так и хочется сказать: «Оно и видно!».
«МИСТЕР КАТОРГА-1815»
И каторжник, и полицейский, преследовавший его в стужу и в зной, такие красивые, такие упитанные и лощеные, будто с обложки глянцевого журнала сошли. Ну, Жавер - пускай, может, его в инспекторы как раз за красоту и взяли, кто ж его знает? (Тем более что Кроу так отвратительно, с одной эмоцией на лице, его сыграл, что таки да, видимо, за красоту). Но как Жан Вальжан за 19 лет на галерах-то расцвел! Кудри вьются, глаз горит, улыбка в ночи сверкает, румянец во всю щеку... В романе сказано, что здоровье у него было богатырское, потому и выжил. И старичка вытащил, подняв телегу, которой того придавило, и будущего зятя на себе вынес - неудавшегося революционера, раненного на баррикадах. Но о том, что Вальжан секс-символом был - эдаким «Мистером каторга-1815», почему-то ничего не сказано. И что с галер, как с курорта, вернулся. И что песни распевал в католическом храме. Во весь голос. На пару с епископом.
Кстати, епископа - монсеньора Бьенвеню - мне в картине очень не хватило. И его поступков, достойных самого праведного из праведников. И остроумных, прямо как у Ходжи Насреддина, ответов власть имущим. И замечательной поездки в горное село, куда разбойники, узнав, что епископу не в чем служить торжественную мессу, привезли золотую священничью амуницию. Том Хупер сделал из Бьенвеню персонажа, без которого Жан Вальжан совершенно точно не воспрянул бы духом и не вернулся бы к нормальной жизни, - мебель, декорацию: в начале фильма он дарит главному герою подсвечники и столовое серебро, в конце - приходит, чтобы забрать с собой в Царство Небесное.
Зато Санта-Клаус в картине есть, и внимания ему уделили едва ли не столько, сколько епископу. Рождественский дедушка на коленях и детишек качает, и проститутку, в трактир идет одетый, из трактира - в одном исподнем... В общем, создает, так сказать, праздничную атмосферу, потому что «Отверженные» Хупера - это же сплошной праздник, пир во время чумы.
«КАКОЕ НЕБО ГОЛУБОЕ! МЫ НЕ СТОРОННИКИ РАЗБОЯ...»
Папашу и мамашу Тенардье, которые эксплуатировали бедняжку Козетту, с пяти лет сделав служанкой, и лупили плеткой, если что-то не нравилось, сыграли эксцентричные Саша Барон Коэн (он же Борат, он же Бруно) и Хелена Бонэм Картер (злодейка Беллатриса из Поттерианы). Подурачились, конечно, на славу: и котлеты крутили из падали и кошачьих хвостов, и клиентов грабили, и на столах скакали, словом, дали западной публике свой вариант бедного слепого Кота Базилио и хромой Лисы Алисы: «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя...». Только вот вряд ли опрятная швея Фантина (в здравом уме и твердой памяти) оставила бы Тенардье свою крошечную дочь, будь они такими, как в фильме: муж - будто из сумасшедшего дома, жена - словно из публичного. Те, кто читал Гюго, наверняка помнят, что со стороны мамаша-трактирщица казалась вполне респектабельной хозяйкой, а ее дочки Эпонина и Азельма были ухоженными, чистенькими и вполне милыми детками, эдакими маленькими горожаночками. А те, кто смотрел творение Хупера, наверняка прозревали: ну как у такой распустехи и постаскухи, какую изобразила Бонэм Картер, могла вырасти такая замечательная Эпонина, способная пойти на баррикады и отдать жизнь за любимого, но не любящего ее человека?
На «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана номинировали Хэтэуэй-Фантину. Шансов получить награду у 30-летней актрисы немало, так как «Золотой глобус» за эту работу у нее уже есть, да и свою героиню (наверное, самый трагический персонаж «Отверженных») Энн сыграла впечатляюще. Однако не сильнее, чем 22-летняя актриса и певица Саманта Баркс - Эпонину, глядя на которую, попросту не понимаешь, почему Мариус выбрал не ее, а Козетту, в исполнении Аманды Сейфрид больше похожую на ту самую куклу-даму с витрины, чем на реального, живого человека. Эпонина как раз и живая, и сильная, и отважная. И не менее несчастная, чем Козетта. Ведь еще неизвестно, что хуже - помучиться в доме Тенардье несколько лет в раннем детстве или прожить там всю жизнь, не видя ничего другого?
Хотя, в принципе, не удивительно, что Американская киноакадемия не заметила Баркс. Она не только людей, но и целых картин последнее время не замечает. У «Отверженных» восемь номинаций на «Оскар» (при том, что сценарий далеко не оригинален, мюзиклу уже 33 года и ставили его в 38 странах, где, наверное, знают наизусть), а у тарантиновского «Джанго освобожденного», если не ошибаюсь, пять. У «Хоббита» - три, и то за спецэффекты, грим, прически... А ведь Ричард Армитаж, Мартин Фримен и Йен Маккеллен сыграли свои главные роли ничуть не хуже Джекмана, выдвинутого на «Оскар» за роль Жана Вальжана. Но в шорт-листе их и близко нет, а новозеландскому волшебнику Питеру Джексону, увы, не видать в этом году статуэтки за лучшую режиссуру или лучший фильм. Зато у продюсеров и режиссера «Отверженных» есть шансы, им, может, и дадут, хотя, на мой взгляд, за этот фильм надо давать вовсе не «Оскар», а, как минимум, роман Гюго. Как раз тот случай, когда книга - лучший подарок...

Наталья КУСТИНСКАЯ: «Сына убила девушка, с которой он встречался: ударила каблуком в висок. Я выгнала ее, а она пошла на Патриаршие, две бутылки водки купила и там на скамейке замерзла»
Выдающийся композитор Оскар ФЕЛЬЦМАН: «На приглашение послушать шестилетнего мальчика, то есть меня, гениальный композитор и высочайший интеллигент Шостакович отреагировал своеобразно: «А когда, — спросил, — я мог бы прийти к нему в гости?»
Известный как якобы лидер солнцевской организованной преступной группировки Михась Сергей МИХАЙЛОВ: «Швейцарский прокурор воскликнул: «Посмотрите на Михайлова — с виду респектабельный молодой человек, а вы знаете, что своему компаньону Орлову он лично выколол ножом глаз и отобрал у него машину и квартиру? При этом, когда бывший Генеральный прокурор и министр юстиции США Рэмси Кларк приехал в Швейцарию и сказал: «Хочу Сергея Михайлова защищать», ему отказали»
Леониду Якубовичу сделали операцию на сердце
Супруга резидента «Камеди клаба» Гарика Харламова обвинила звезду «Интернов» Кристину Асмус в разрушении семьи
Виталию Кличко вручили Международную премию «Мост» за развитие демократии в Европе
Испанские кинозвезды Пенелопа Крус и Хавьер Бардем станут родителями во второй раз
В Нью-Йорке состоялась премьера спектакля о Голодоморе
Джентльменом нужно становиться постепенно
Пир во время чумы
Поступить в театральное училище страдающему заиканием Борису ХМЕЛЬНИЦКОМУ помог известный телепат Вольф Мессинг
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги