Композитор Евгений КРЫЛАТОВ: «Однажды в магазине один из стоявших у прилавка подвыпивших мужичков ткнул в меня пальцем и сказал: «Смотри — «Лесной олень»!»
Или то, что по вечерам мать читала сыну молитвы и пела народные песни, а отец наигрывал на фортепиано «Чардаш» Монти, по словам самого Евгения Павловича, и «повернуло его на путь творчества»? Отец будущего композитора вообще был человеком уникальным: на первую свою зарплату Павел Крылатов купил себе скрипку и нашел преподавателя, который научил его на ней играть. На последние деньги отец покупал пластинки Шопена и Бетховена, слушая которые Женя и увлекся музыкой. В семь лет мальчик попросил родителей записать его в фортепианный класс музыкального кружка Дома пионеров. Дома инструмента не было, и Крылатов часами «играл» на вырезанной из учебника схеме клавиатуры.
Тогда же он начал писать свои первые композиции, а в 14 лет получил в подарок от управления культуры Перми свой первый инструмент — рояль-прямострунку. Но даже сам Женя не мог в то время себе представить, что когда-нибудь превратится в композитора, без песен которого невозможно представить себе советское кино. Они звучат в таких фильмах и мультфильмах, как «Ох уж эта Настя!», «Достояние республики», «Не болит голова у дятла», «И это все о нем», «Приключения Электроника», «Чародеи», «Зима в Простоквашино», «Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Не покидай». Вспомните любимую песню своего детства, и почти наверняка окажется, что ее написал Евгений Павлович. Накануне юбилея композитор дал интервью «Бульвару Гордона».
«Я ЗАВИДУЮ КОМПОЗИТОРАМ, КОТОРЫЕ ПИШУТ СИМФОНИИ И КОНЦЕРТЫ, НО ВСЕГДА ПОНИМАЛ: ЭТО НЕ МОЕ»
— Евгений Павлович, как вы поняли, что можете и хотите писать музыку?
— У каждого композитора это происходит по-своему. Кто-то изначально понимает, что это его предназначение, и служит ему, думает и говорит о нем. У меня же все было по-другому: поскольку я приехал в Москву из глубокой провинции, передо мной стоял вопрос выживания, приходилось очень много работать и ни о каких возвышенных вещах — например, о таланте, дарованном мне Богом, — я не думал, а просто честно занимался своим ремеслом.
Кстати, в этом понятии нет ничего плохого. Чайковский говорил, что композитор — это ремесленник (по-моему, он даже сравнил человека, пишущего музыку, с сапожником) в хорошем смысле этого слова, труженик, занимающийся своим делом. «Вдохновение, — сказал он, — приходит только к тому, кто ежедневно работает». Надо просто работать, и однажды ты создашь нечто потрясающее.
Кинематограф, для которого я писал музыку, — это производство, можно даже сказать, завод, на котором главное — сроки выпуска продукции. Некогда думать о высоких материях, надо поспевать за конвейером. Поэтому я не думал о том, что нечто создаю, а просто выполнял задание: здесь нужна песня, здесь — танец, здесь герои расстаются, а здесь, наоборот, женятся. И когда прошло время, для меня самого было большой неожиданностью то, что моя музыка оторвалась от конкретной задачи и начала жить своей жизнью, независимой как от меня, так и от кино, в котором она звучала. Как это произошло, не знаю. Во всяком случае, цели создать что-то на века я перед собой не ставил.
— Какой фильм был вашим дебютом в кино?
![]() |
| Со Львом Лещенко. «Хочется подольше пожить и, если получится, что-нибудь хорошее написать» |
— Увы, мои первые попытки попасть в этот круг оказались неудачными, надеюсь, их уже все забыли. В 1960 году — полвека назад! — мне предложили написать музыку к фильму «Жизнь сначала». Получилось что-то настолько беспомощное, что моя карьера на «Мосфильме» на долгие годы приостановилась.
На студии имени Горького я дебютировал с картиной, которая изначально называлась «Мой папа — капитан». Сюжет о пожилом шкипере, женатом на молодой женщине, почему-то показался кинематографическому начальству аморальным, поэтому сценарий полностью переделали, назвав его «Васька в тайге».
Написанная мной серьезная музыка (одну песню мы даже сочинили вместе с Юрием Визбором) к новому сюжету абсолютно не подходила. Послушав ее, художественный руководитель картины спросил: «Кто это такую музыку бездарную написал?». Все, больше меня на студию имени Горького не приглашали. Теперь понимаете, почему мне не хотелось бы считать эти работы своим дебютом в кино?
Настоящим началом своей работы в большом кинематографе стал 1971 год, когда на экраны вышло сразу три очень ярких картины с моей музыкой — «Достояние республики» Владимира Бычкова, «Ох уж эта Настя!» Юрия Победоносцева и «О любви» Михаила Богина с потрясающей актрисой Викторией Федоровой, дочерью знаменитой Зои Федоровой, в главной роли.
Вообще-то, в то время пробиться в кинематограф было очень сложно. Фильмов снималось мало, а хороших композиторов, пишущих для кино, много. К тому же они там уже работали, поэтому подвинуть их можно было, только доказав, что ты можешь это делать, как минимум, не хуже, а то и лучше. Не будучи москвичом, я шел к своей цели долго. Когда появились эти три фильма, мне было уже 37 лет — для дебюта поздновато. Режиссеры, которым говорили обо мне, как правило, спрашивали: «Что он написал? А сколько ему лет?». И услышав, что я в таком зрелом возрасте еще ничего толком не сделал, теряли ко мне интерес. Войти в этот круг было крайне сложно, поэтому я начинал с мультфильмов — «Умки», где звучала колыбельная «Ложкой снег мешая, ночь идет большая», и «Дед Мороз и лето», для которого я написал песню «Вот оно какое, наше лето».
— Вы стали известны как композитор, пишущий для кино. Музыка, которую принято называть серьезной, была вам неинтересна?
— Меня всегда тянуло в кинематограф — наверное, я чувствовал, что там мое место. Я люблю и знаю серьезную музыку, завидую композиторам, которые пишут симфонии и концерты, но всегда понимал, что это не мое. Меня привлекало и привлекает все, что связано с литературой, поэзией, воображением...
Работал я и в драматическом театре, но кино меня влекло сильнее, потому что там гораздо больше возможностей. До 90-х годов, когда рухнул кинематограф, я очень много работал — и на Киностудии имени Горького, и на «Мосфильме», на котором к тому времени уже забыли мой провал, и на студии имени Довженко, где сделал несколько картин. Ну а в 90-е наступило очень сложное время: денег платили мало, фильмы если и снимали, то очень низкого качества, но жить как-то надо было, поэтому я брался писать музыку даже для них.
«ТЫ НАПИСАЛ ЧТО-ТО НУДНОЕ, — ГОВОРИЛ КИНОРЕЖИССЕР БРОМБЕРГ О «КРЫЛАТЫХ КАЧЕЛЯХ», — А МНЕ НУЖНА ПЕСНЯ ДИНАМИЧНАЯ, КОТОРУЮ И ЧЕРЕЗ 30 ЛЕТ БУДУТ ПЕТЬ В КАБАКАХ!»
— Несмотря на солидный список ваших достижений в кино, кинорежиссер Константин Бромберг, с которым вы работали над фильмами «Чародеи» и «Приключения Электроника», поначалу ведь не оценил то, что вы для него написали?
— В кино всегда все нужно делать «на вчера», все опаздывают, что-то на ходу дорабатывают. Поэтому, когда мы с ним работали над первым фильмом, «Приключениями Электроника», и еще не знали друг друга, он услышал мою музыку только во время записи. Времени на то, чтобы вслушаться в нее, у него не было, и он расстроенно сказал, что я загубил картину, потому что в ней нет главной песни.
— О чем конкретно шла речь?
![]() |
| С Валентиной Толкуновой. «Вспоминая прошлое, говорю: «Это случилось тогда, когда я еще был молодым, 70-летним…» |
— О «Крылатых качелях». Жизнь показала, как сильно он ошибся, и теперь Бромберг гордится, что именно для его картины я написал песню, которую сегодня поют везде — на сцене, в караоке и в подворотнях. Кстати, звучала она и в финале украинского «Х-фактора».
История повторилась во время нашей работы над «Чародеями». Во время первой смены мы записали три песни — «Загадку женщины», «Ведьмину речку» и что-то еще, и кто-то из актеров сказал ему, что они успеха иметь не будут. Бромберг пришел ко мне домой расстроенный, начал придираться: «Ты написал что-то нудное, а мне нужна песня динамичная, которую и через 30 лет будут петь в кабаках!».
Я не выдержал и предложил ему: «Давай расстанемся по-хорошему. Еще не поздно — ты найдешь себе другого композитора». Мы тогда с ним спорили до хрипоты, но потом успокоились и все нормализовалось, а я написал еще несколько песен, одна из которых — «Три белых коня» — стала поистине народной.
А недавно мне позвонил приятель, который праздновал день рождения в ресторане, и сказал: «Ты не представляешь, какой успех тут имеют твои «Крылатые качели» — их уже несколько раз заказывали». Я не выдержал — перезвонил Бромбергу, который сейчас живет в Америке, и припомнил ему те слова: «Помнишь, ты говорил о кабаках? Так вот, мои песни к твоим фильмам в них до сих пор поют». Да что рестораны — популярность моих творений переходит все возможные границы. Однажды в магазине со мной приключилась забавная история. Стоило мне подойти к прилавку, как один из стоявших там подвыпивших мужичков ткнул в меня пальцем и сказал другому: «Смотри — «Лесной олень»!».
— Почему музыка в кино так много значит?
— Она может как убить картину, так и поднять ее на недостижимую высоту. Когда я написал увертюру к «Достоянию республики», фильм был, да простят меня его создатели, провинциальной детективной историей. Услышав ее, режиссер поначалу растерялся: «Куда же ее вставить? Она мне не нужна!». Но потом, когда он вставил музыку, и особенно песни — о шпаге («Шпаги звон, как звон бокала») и о Санкт-Петербурге («Что будет, то и будет»), картина стала совсем другой — романтической и революционно-эпической.
— Случалось, что вашу музыку не одобряли в верхах?
— Чаще всего у кинематографического начальства возникали претензии не к музыке, а к стихам, тем не менее написание каждой песни превращалось в колоссальную работу, когда поэт, композитор и режиссер собирались и обсуждали — без преувеличения! — каждое слово и каждую ноту. Возможно, именно поэтому произведения того времени, написанные Гладковым, Рыбниковым, Шаинским, имеют художественную ценность и живут до сих пор. А то, что пишут сейчас, послушав, тут же забываешь.
Мне в жизни очень повезло, я работал с самыми лучшими поэтами своего времени — Беллой Ахмадулиной, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербеневым, Юрием Энтиным. Какие глубокие и потрясающие стихи написал Евтушенко к телевизионному фильму «И это все о нем»! Их, кстати, тоже поют до сих пор.
На одном из музыкальных фестивалей прямо на улице видел девочку, наигрывающую на гитаре и выводящую: «Уронит ли ветер в ладони сережку ольховую...». И песни из фильма «Не покидай» спустя полвека после его выхода на экран вдруг начали жить своей жизнью — их поют дети начиная с четырех лет, в интернете их подкладывают под разные видеосюжеты. Юра Энтин во время поездки в Китай видел самодеятельный хор, исполнявший «Прекрасное далеко» на чистом русском языке, а все присутствующие подпевали.
![]() |
| Со своим соавтором поэтом Юрием Энтиным.«С Юрием Сергеевичем мне на редкость легко пишется» |
— Почему самым любимым поэтом вы называете Юрия Энтина?
— С Юрием Сергеевичем мне на редкость легко пишется. Он приносит такие стихи, что мне и делать ничего не надо — просто сажусь за инструмент и с ходу играю. Так родились и «Крылатые качели», и «Прекрасное далеко» — песня, которая, на мой взгляд, будет популярной всегда, потому что является молитвой, заклинанием. А еще Юра очень самокритичный, он все время к себе придирается, а иногда даже отказывается от авторства своих строчек, говорит: «Это не мое!».
«МИЛЛИОНОВ Я НЕ ЗАРАБАТЫВАЮ, НО НА ЖИЗНЬ ХВАТАЕТ»
— Любимые исполнители у вас были?
— В кино иная специфика работы с ними, нежели, скажем, на эстраде: чаще всего у нас пели занятые в картине актеры — Саша Абдулов, Андрей Миронов, Коля Караченцов, Армен Джигарханян, Олег Табаков... Во время работы над «Чародеями» Абдулов отказался петь сам, и я записал все композиции сразу с двумя другими певцами. Результат был просто потрясающим, но когда стали подкладывать песни под голос актера, оказалось, что они не сливаются. И мы с Бромбергом взмолились: «Саша, как-нибудь, но пойте сами!». И он очень прилично все записал.
Если же для актеров вокальные партии были слишком сложными, я приглашал исполнителей, которых в то время еще мало кто знал, — например, Ирину Отиеву и Ларису Долину. Работал я и с Иосифом Кобзоном, Александром Градским, Димой Харатьяном, Витасом, Глебом Матвейчуком, Юлей Савичевой...
Все они, к слову, примут участие в моем юбилейном концерте, который должен состояться 2 марта в Театре Российской Армии, хотя никакого отношения к вооруженным силам я не имею — у меня даже песен на военную тематику нет. Единственное, что связывает меня с армией, — дата рождения, я ведь родился 23 февраля. В этот день всегда устраивали салют, и я полушутя-полусерьезно говорил, что это и в честь меня тоже — во всяком случае, две-три ракеты точно.
— Вы можете назвать себя обеспеченным человеком?
— Все свои авторские права я не так давно передал в Первое музыкальное издательство. Если ко мне обращаются за разрешением исполнить мою песню, я всех отсылаю к ним, а уже они ведут беседы, заключают договора, определяют причитающиеся им и мне суммы. Миллионов я, конечно, не зарабатываю, но на жизнь хватает.
— Родись вы в Америке, возможно, стали бы миллиардером?
— Трудно сказать, как бы все сложилось. Но мне почему-то кажется, что, если бы я попал в Америку в молодые годы, то состоялся бы и там. У меня есть для этого все данные: я очень хорошо чувствую изображение и понимаю, какой звук должен ему соответствовать. К тому же у меня есть дар сочинять мелодии, а это самое главное для песен. Хорошего мелодиста днем с огнем не сыскать. Многие мои товарищи, у которых это качество было, к сожалению, не дожили до наших дней — Евгений Птичкин, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, равных им уже нет. А вот вам еще один пример — бывший летчик Леонид Афанасьев, написавший огромное количество музыки, но вошедший в историю благодаря одной-единственной песне — «Гляжу в озера синие».
— Завоевание Москвы — дело непростое не только в творческом, но и в материальном и жилищном плане. Наверное, вы намучились?
— В то время нужно было не только жилье, но и прописка, без нее никуда не брали — ни на работу, ни в детский садик или школу, ни в поликлинику. Я довольно рано женился — в 23 года, жена у меня тоже не москвичка, а крымчанка — Севиль (она у меня наполовину турчанка) родом из Симферополя, так мы с ней помыкались по съемным углам, комнатам и квартирам. Что такое печное отопление и удобства на улице, мы знали не понаслышке, отравлял мне жизнь и постоянный страх — я все время жил в ожидании того, что кто-нибудь донесет, что мы живем без прописки, и к нам придут из участка.
Первое собственное — отдельное! — жилье я получил в 1965 году, мне его дал Союз композиторов. Помню, как мы с Севиль впервые вошли в свой дом: было незабываемое ощущение! Свежевыкрашенные полы пахли лаком, и с тех пор этот запах всегда ассоциируется у меня с чем-то очень радостным и приятным. Мы с женой легли прямо на пол и долго так лежали, наслаждаясь новыми приятными ощущениями, — мы были хозяевами этого пусть и небольшого, но собственного жилья.
До сих пор благодарен Тихону Николаевичу Хренникову, именно он добился той квартиры в Тушино, он многим помогал. Мне с людьми всегда везло — все меня любили и всегда старались помочь и на работе, и в быту. Для человека, приехавшего в Москву из глубокой провинции и не имеющего никаких родственников и диаспор, это было очень важно.
— Насколько я понимаю, больше всего вам повезло с женой?
— В конце декабря исполнилось 58 лет, как мы вместе, и все это время Севиль не работает, хоть и окончила в свое время юрфак МГУ. Всю себя она посвятила семье — мне и детям. Благодаря ей я избавлен от тягот быта, хотя прекрасно знаю, как нужно решать проблемы — я был маменькиным сынком до переезда в столицу. Впоследствии жизнь меня научила всему, и я приспособлен к любым трудностям.
У нас с мамой существовала удивительная связь, даже женившись, я не мог без нее жить, поэтому, получив первую квартиру, перевез ее в Москву, но она прожила в столице недолго. Так случилось, что когда мамы не стало, мы с семьей были в Крыму. В ту ночь мне приснился очень страшный сон, будто я ныряю, но оказываюсь не в воде, а в земле — она забивает мне рот и нос, не дает дышать, я задыхаюсь.
Проснулся в холодном поту, с ощущением чего-то ужасного, а наутро узнал страшную новость. Мама умерла, когда ей не было еще и 60-ти, и с ее уходом что-то исчезло из моей жизни — она навсегда перестала быть легкой, беззаботной и праздничной, как раньше. Хотя мне иногда кажется, что и оттуда, где мама сейчас, она все равно мне помогает.
— О чем вы мечтаете накануне юбилея?
— Мои мечты просты и понятны каждому человеку. Очень хочу, чтобы все мои близкие были живы и здоровы. Жена вот в последнее время болеет, и я очень сильно из-за этого переживаю. Еще хочется подольше пожить и, если получится, что-нибудь хорошее написать. Знаете, какая у меня в последнее время самая любимая шутка? Вспоминая прошлое, говорю: «Это случилось тогда, когда я еще был молодым — 70-летним...».




Последние годы жизни Марии ПАХОМЕНКО, страдавшей болезнью Альцгеймера, превратились в ад. Страшный недуг сделал ее совершенно беспомощной и рассорил самых близких людей — мужа-композитора Александра Колкера и дочь, которые не помирились даже после смерти певицы
Знаменитая советская киноактриса Лариса ЛУЖИНА: «Увидев мое фото в «Пари матч» со скабрезной текстовкой «Сладкая жизнь советской студентки», Фурцева так разозлилась, что хотела внести меня в список невыездных актеров»
Директор и любимая женщина Яна АРЛАЗОРОВА Людмила КАРЧЕВСКАЯ: «Если бы мы хватились на ранней стадии заболевания, можно было бы побороться, но Ян не любил врачей. К тому же опасался огласки — боялся, что из-за болезни его перестанут приглашать на концерты, а без работы не мог»
Дым Отечества
Ада РОГОВЦЕВА: «Кроме волчьего воя изнутри, кроме плача по невинно убиенным, ничего не рождается»
Мирослав ПОПОВИЧ: «Свет в конце тоннеля уже не только виден — мы чувствуем свежий воздух»
Римма ЗЮБИНА: «Когда ежечасно от снайперских пуль падали то семь, то 10 человек, было чувство, будто от меня отрезали по куску»
Старинная традиция табу
Композитор Евгений КРЫЛАТОВ: «Однажды в магазине один из стоявших у прилавка подвыпивших мужичков ткнул в меня пальцем и сказал: «Смотри — «Лесной олень»!»
В украинский прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо в главной роли
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги