Директор и любимая женщина Яна АРЛАЗОРОВА Людмила КАРЧЕВСКАЯ: «Если бы мы хватились на ранней стадии заболевания, можно было бы побороться, но Ян не любил врачей. К тому же опасался огласки — боялся, что из-за болезни его перестанут приглашать на концерты, а без работы не мог»
«ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ РЕАГИРОВАЛИ НЕ ТАК, КАК ЯН ЖДАЛ, ОН УЖАСНО РАССТРАИВАЛСЯ И ГОВОРИЛ: «СЕГОДНЯ Я ОБГАДИЛСЯ!»
— Людмила Евгеньевна, Ян Арлазоров очень редко давал интервью — не любил журналистов?
![]() |
| С Людмилой Карчевской. «Ян умел так шутить и заразительно смеяться, что не хохотать рядом с ним было просто невозможно» |
— Конечно, было много ваших коллег, которые беспардонно себя вели, когда он болел. Никогда не забуду, какие гадости они тогда писали о Яне, как объявили, что он умер в Германии, хотя он в тот момент был еще жив, и как приходили к нему в больницу, спрятав в букете цветов камеру или диктофон. На одну корреспондентку центральной российской газеты за такое некорректное поведение мне даже пришлось пожаловаться.
У телевизионщиков иной грех — они могут так подрезать исходный материал, что даже родная мать — в данном случае исполнитель — его не узнает. А им просто надо было втиснуть номер в определенный промежуток времени, они бездумно вырезали целые куски, в которых была соль или суть номера Арлазорова, — из-за этого он очень не любил сниматься.
Но ко всем журналистам это, конечно же, не относится. Просто Ян не любил давать интервью, точнее, пускать незнакомых людей в душу. Он был безумно ранимым, про таких обычно говорят: человек без кожи. Жить в таком состоянии очень больно, поэтому при малейшей попытке недобро дотронуться до него — морально, а не физически! — Ян искрил, как оголенные провода.
Его абсолютно черные (в них не было видно зрачков) с поволокой глаза напоминали мне взгляд раненого, страдающего зверя. Поэтому, если что-то было не так, он мог рассказать человеку все, что о нем думает. Ян чувствовал людей, видел их насквозь, обмануть его, прикинувшись не тем, кто ты есть на самом деле, было невозможно. Помню случай, когда он принародно в глаза сказал одному актеру, использовавшему идею Арлазорова для своего номера: «Ты — вор!».
![]() |
| Отец артиста Маер Шмульевич Шульруфер был адвокатом, участником Великой Отечественной войны, лейтенантом медицинской службы |
— У Яна Майоровича часто заимствовали идеи?
— Все они, конечно же, витают в воздухе, вот только не каждый умеет их считывать. Когда Ян только начинал выступать, его пренебрежительно называли «массовиком-затейником». А потом потихоньку, потихоньку начали у него воровать — кто манеру поведения, кто какие-то характерные жесты или словечки. Не так давно мне звонили из Украины и рассказывали, что один из актеров юмористического жанра (не стану называть его фамилию) во время гастролей весь свой концерт построил на приемах Арлазорова.
«Это же хорошо, — сказала я, — значит, Ян все делал правильно — плохое присваивать не будут». Происходило это и при жизни Яна — его часто копировали, в том числе и пародийно. Он страдал, сердился, ругался, но поделать с этим ничего не мог. И потом, сколько бы его ни копировали, повторить Арлазорова все равно не может никто. И в этом смысле Яна очень сильно не хватает на современной эстраде. Он был актером очень глубоким и тонким, никогда не лез в политику и не шутил ниже пояса, но его, казалось бы, неактуальные бытовые темы неизменно пользовались успехом.
А еще Ян был очень требователен и придирчив к самому себе. Если же по какой-то причине зрители реагировали не так, как он ждал, ужасно расстраивался и, выйдя со сцены, говорил: «Сегодня я обгадился!». — «С чего ты это взял?» — интересовалась я. «В таком-то месте не было аплодисментов», — грустно отвечал он. «Так их потому и не было, — убеждала его я, — что все было слишком хорошо — они просто обомлели и забыли о том, что нужно хлопать».
О качестве работы Арлазорова говорит то, что во время его выступления за кулисами с двух сторон всегда стояли работники концертного зала и артисты, которые участвовали в этом концерте. Ян был интересен всем — и зрителям, и коллегам. Многие из приглашавших его организаторов и заказчиков концертов, встречая меня сейчас, говорят: «Как жаль, что нет Арлазорова: его никто не в состоянии заменить». Я уже не говорю о том, что человек ушел из жизни так безвременно — на 61-м году жизни, ему бы еще жить и жить. Даже не верится, что с тех пор прошло уже пять лет...
— Семен Альтов вспоминает, что Ян Майорович был верным и преданным другом.
![]() |
| Ян носил фамилию матери Раисы Яковлевны Арлазоровой |
— Вообще-то, Ян, как типичный интроверт, очень уставал от толпы, любил побыть в одиночестве. Часто общение с людьми тяготило его, он даже не на каждый концерт хотел ехать. Всегда узнавал, кто в нем еще работает: были люди, из-за которых он мог отказаться выступать, какой бы баснословный гонорар ему за это ни предлагали. В крайнем случае надо было развести их во времени: например, тот артист, видеть которого Яну было неприятно, — в первом отделении, а сам он — во втором или наоборот. Арлазоров жил в своем мире, но иногда он пребывал в хорошем настроении, и это было самое замечательное время. Ян умел так шутить и так заразительно смеяться, что не хохотать рядом с ним было просто невозможно.
Ян был интуитивным человеком: он или любил, или не любил — середины не признавал. И если уж он с кем-то дружил, то раз и навсегда. Сеню Альтова, который был одним из первых авторов, начавших писать для Арлазорова-актера, он обожал как интеллигентного, тонкого человека и замечательного писателя. Когда Альтов ушел к Райкину, Ян очень страдал.
С Сеней мы до сих пор общаемся — встречаемся, когда он приезжает на работу в Москву, перезваниваемся. Арлазоров выступал на всех юбилеях Альтова, причем специально прописывал для него трогательные номера. Перед 60-летием Семена он очень долго ломал голову, как его поздравить, и придумал: из больших детских кубиков с буквами он складывал на сцене слова. А потом гонял меня по всей Москве в поисках таких кубиков, какие были ему нужны, и номер получился невероятно трогательным: плакал Альтов на сцене, плакали зрители в зале, и я сейчас тоже заплачу...
Ян вообще всегда очень творчески подходил к поздравлениям: казалось бы, можно просто выйти на сцену с каким-то своим старым, обкатанным номером, но Арлазоров так не мог — для всех он что-то специально придумывал. Помогал ему питерский автор Олег Солод, с которым они много работали: Ян генерировал идеи, Олег их прописывал, и у них это хорошо получалось. В процессе подготовки Арлазоров всегда нервничал, психовал — каждый раз ему казалось, что ничего не получается.
На юбилей Саши Розенбаума Ян придумал номер с золотой рыбкой, на юбилее Володи Винокура обыграл деньги в виде мешочков с копейками (чтобы их собрать, я обошла не один банк), Леве Лещенко мы покупали лыжи. Ян тогда уже болел, поэтому, когда он пришел на концерт, — все содрогнулись. Он очень любил этих людей, как уважал и обожал Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Лиона Измайлова, Толю Трушкина. Общался он и с молодыми артистами, которым часто помогал — щедро и с радостью делился своими знаниями и опытом. Если номер буксовал, Ян смотрел и советовал: «Ты делай не так, а вот так и так» — и все получалось.
«ЯН СЧИТАЛ СЕБЯ НЕКРАСИВЫМ, МОГ СКАЗАТЬ: «УВИДЕЛ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ — Я ТАКОЙ УЖАСНЫЙ!»
![]() |
| С Михаилом Жванецким. «Когда Ян только начинал выступать, его пренебрежительно называли «массовиком-затейником», а сегодня его очень не хватает на современной эстраде» |
— Думаю, мало кто знает, что Ян Майорович окончил Щукинское театральное училище.
— Актером Ян хотел стать всегда, а Щукинское училище выбрал потому, что в Театре имени Вахтангова, при котором он состоял, шел спектакль «Принцесса Турандот» — абсолютно эстрадное по сути своей действо. Он вспоминал: узнав, что его фамилия значится в списках поступивших, от радости прыгал буквально до потолка.
К сожалению, больших ролей — за исключением спектакля «Шум за сценой», на который невозможно было достать билеты, — у Арлазорова в театре не было. Он всегда говорил, что театр — искусство коллективное, результат в нем — дело многих людей, на концерте же он стоит на сцене один, и только от него зависит, что получится — успех или провал. Ян очень страдал из-за того, что в свое время ушел из театра, но его место было на эстраде, где равных ему как не было, так до сих пор и нет. На двух разных концертах один и тот же номер он играл совершенно по-разному, в связи с какой-то неожиданной ситуацией мог на ходу изменить все до неузнаваемости — именно так играли артисты и в его любимом спектакле «Принцесса Турандот».
— Для Яна Майоровича важно было, какая публика находится в зрительном зале?
— Он всегда об этом спрашивал. Есть бородатый анекдот, в котором старый актер спрашивает: «Кто у нас сегодня в зале?». — «Моряки», — отвечали ему. «Ну, тогда читаю сегодня стихотворение «Ленин и печник». Назавтра разговор повторяется: «А кто сегодня в зале?». — «Летчики». — «Значит, придется читать «Ленин и печник». То есть на самом деле альтернативы у актера нет, у Яна же она всегда была. И если я, не дай Бог, не знала, какая у нас сегодня публика, неприятности мне были гарантированы. Как, впрочем, и за многие другие «проступки».
— Ангельское у вас терпение, Людмила Евгеньевна, о тяжелом характере Яна Майоровича до сих пор ходят легенды!
— Мне просто очень нравилось с ним работать. Была я тогда молодой, сил и терпения сколько угодно, но и безответной девочкой для битья меня тоже нельзя назвать — я умела давать отпор, поэтому мы с Яном ссорились, и не один раз. Силы у меня есть и сейчас, вот только заниматься больше некем... После его смерти я довольно долго не могла ни с кем сотрудничать. Сейчас я начальник концертного отдела в Москонцерте, это очень хорошая работа, но, конечно, все равно не то. Находиться рядом с Яном было одновременно и тяжело, и радостно.
— Арлазоров всегда выглядел очень элегантно. Признайтесь, ваше влияние?
— А как же! Мы очень долго не могли решить, как он должен выглядеть на сцене. Поскольку услугами имиджмейкеров он не хотел пользоваться категорически, мне все приходилось делать самой. В итоге мы интуитивно вышли на черную майку и роскошный белый пиджак, который очень шел к красивым глазам, аристократическим рукам и высокому росту Яна. Но и тут он умудрялся капризничать: майка должна была быть только с круглым вырезом — не дай Бог купить с «уголочком». Сейчас это звучит смешно, но в свое время я выдержала немало серьезных разговоров по такому, казалось бы, пустячному поводу.
Белых пиджаков у нас всегда было два, второй — про запас, на случай, если первый во время съемок гримеры испачкают пудрой или тональным кремом. Вообще, это выражение было любимым у Яна — «про запас» мы возили с собой и вторую пару туфель, и вторую майку.
— В магазин его можно было вытащить или вам, подобно многим женам и мамам, приходилось ходить с сантиметром?
![]() |
| С Семеном Альтовым в Одессе. «Ян был безумно ранимым, про таких обычно говорят: человек без кожи» |
— Ян должен был все померить сам. Правда, если мы что-то покупали, это не означало, что он это и будет носить, — очень часто вещи приходилось менять, и не один раз. Ян очень любил дорогие замшевые ботинки, обязательно без шнурков, чтобы можно было, не нагибаясь, надевать только при помощи ложечки, но надо было видеть, как мы с ним их выбирали! К обуви у Яна были особые требования, поэтому он долго копался, зудел и вроде бы на чем-то останавливался, но я всегда говорила продавщицам: «Девочки, будьте готовы к тому, что я принесу их обратно». Так и получалось: то носок слишком острый, то цвет не такой, как будто он не видел этого в магазине. А потом, по прошествии времени, говорил: «Знаешь, все-таки те, первые, туфли были лучше». Он не всегда признавал свою правоту, но случалось и такое.
Будучи очень интересным мужчиной, почему-то считал себя некрасивым. Мог сказать: «Мельком увидел себя в зеркале — я такой ужасный!». — «Ян, — возмущалась я, — да ты цены себе не знаешь — ты очень красивый!». Он никак не мог в это поверить, но со временем, видимо, мне все-таки удалось ему внушить, что он симпатичный.
— И обаятельный!
— Обаяние у него было необыкновенное, даже когда он скандалил, матерился и у него летели из глаз искры. Мне неоднократно говорили: «Слушай, скажи своему Арлазорову, чтобы не ругался матом», на что я всегда отвечала: «Он не ругается, он так разговаривает». Откуда эта манера у мальчика из интеллигентной семьи, где мама — врач, хирург-гинеколог, отец — адвокат, а брат — кандидат физико-математических наук? Правда, Ян употреблял ненормативную лексику так красиво, что на него грех было обижаться.
«МУЖИКОМ ОН НЕ БЫЛ, НО ЭТО СЛОВО ЗА НИМ ЗАКРЕПИЛОСЬ»
— В жизни к Арлазорову часто обращались словами его героя: «Эй, мужик!»?
— Мужиком, как я уже сказала, этот интеллигентный человек не был, но это слово действительно за ним закрепилось. Стоило нам приехать в аэропорт или на вокзал, как толпа тут же начинала шептать: «Смотри, вон мужик пошел!». И Яну это нравилось, он всегда с радостью общался с людьми, у него не было свойственного некоторым другим артистам пренебрежительного, снобистского отношения к публике. Однажды в аэропорту он так увлекся, раздавая автографы, что нас приглашали в самолет по трансляции: «Ян Арлазоров, пройдите, пожалуйста, на посадку».
А вот высокопоставленные зрители относились к этому его образу неоднозначно. Я еще помню времена, когда перед правительственными концертами ко мне подходили: «Попросите его не делать «Мужика» или хотя бы не трогать во время выступления первые четыре ряда».
— Познакомившись с Арлазоровым, вы понимали, что этот человек пришел в вашу жизнь надолго?
— Не думала, конечно, мне просто было с ним интересно. В то время я работала в Москонцерте и Колонном зале Дома союзов, куда Ян приходил на концерты, и не могла не обратить внимания на молодого актера Театра имени Моссовета, который блистательно выступал на сцене, а за кулисами вел себя очень скромно — стоял в сторонке и не лез в актерскую компанию. Арлазоров тогда уже стал лауреатом Кубка Райкина на международном фестивале «MORE SMEHA», начинал работать на разогреве у Высоцкого и даже какое-то время ездил с группой Владимира Семеновича на гастроли. В перерывах между ними он выходил на сцену Дома союзов и делал свою знаменитую «Кассиршу». Этот номер пользовался фантастическим успехом. Каждый раз Ян делал его по-новому: то подтягивал штаны, то снимал пиджак.
![]() |
| Первая работа Арлазорова в телеспектакле «Все четыре колеса». «Актером Ян хотел стать всегда» |
— А как он красил глаза и поправлял бретельку бюстгальтера!
— Где-то подсмотрел, как это делают женщины, точно подметил и с юмором сделал. После таких жестов можно было уже ничего не говорить, зрители и так были в восторге. Сейчас уже мало кто помнит, что такое «Ленинградская» тушь для ресниц (кстати, она была очень хорошей) и почему в нее обязательно надо было плевать, но Ян делал это безумно смешно. Я уже не говорю о том, как он красил губы. Спускался в зал, просил у какой-то женщины помаду, та, совершенно перепуганная, начинала рыться, доставала тюбик и протягивала ему, а он красился — причем точно так же, как это обычно делают женщины.
— Поклонники таланта Арлазорова до сих пор задаются вопросом: неужели его нельзя было спасти? Возможно, обратись Ян Майорович к врачам раньше, его болезнь удалось бы одолеть?
— Увы, как объяснили мне впоследствии, положительного исхода в его ситуации быть не могло. Рак поджелудочной железы, который у него был, особый и очень коварный случай. Я много общалась с его лечащим врачом, и он объяснил мне, что исход был предрешен. Через пару месяцев после смерти Яна из жизни ушел Олег Иванович Янковский. Да, Ян не ходил к врачам, но уж Янковский-то точно обследовался, тем не менее ему ничем не смогли помочь — у него был точно такой же диагноз. Вскоре в «Ленкоме» не стало и Павла Смеяна, у него тоже был рак поджелудочной железы — сколько хороших людей забрала эта ужасная болезнь! Как сказал мне врач, лечивший Яна в Берлине, поджелудочная железа часто болит у пессимистов, а Ян именно так смотрел на мир.
Конечно, если бы мы хватились на ранней стадии заболевания, можно было бы побороться, но Ян не любил врачей. Да и традиции профилактических осмотров у нас нет. На тех, кто по собственному желанию проходит диспансеризацию, смотрят как на идиотов. К тому же он опасался огласки.
Как ни маскируется известный человек, тайком пробираясь на прием к врачу, но стоит ему чем-то заболеть, как желтая пресса тут же печатает выдержки из истории его болезни — медицинский персонал продает данные журналистам. И дело даже не в том, что о состоянии его здоровья стало бы всем известно, что само по себе очень неприятно. Он боялся, что его перестанут приглашать на концерты и он останется без сцены и зрителей, а без работы он не мог.
«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН СДАЛСЯ, СМИРИЛСЯ С ТЕМ, ЧТО УХОДИТ ИЗ ЖИЗНИ»
![]() |
| Официально женат Ян Майорович был всего раз — на актрисе Еле Санько, которая родила ему дочь Алену. Брак просуществовал недолго, бывшие супруги не общались 24 года, вплоть до смерти артиста |
— Никаких предчувствий относительно его здоровья у вас не было?
— Ян очень следил за собой — он не пил, не курил, занимался йогой (мог легко стоять на голове), много плавал. Поэтому, когда он в первый раз не очень хорошо себя почувствовал, я решила, что он просто переработал и ему надо отдохнуть. Потом начались боли — поначалу кратковременные, они становились все более и более продолжительными. Когда я спрашивала, что его беспокоит, он отвечал: «Легкие». Это уж потом я узнала, что боль может отдавать куда угодно. Сделали рентген, ничего не обнаружили, и Ян успокоился — решил, что всему виной межреберная невралгия.
Ян избегал любых контактов с медиками, и его покойная мама Раиса Яковлевна часто говорила мне: «Люда, у меня одна надежда — на вас!». Я действительно могла отвести его к зубному врачу, но не более того. Помню, как мы с моей приятельницей повели Яна делать гастроскопию. Мы приехали в институт на Пироговке, где его уже ждал врач, то есть ему не надо было сидеть в общей очереди, где все показывали бы на него пальцами. И вдруг перед самым входом он вдруг остановился как вкопанный: «Не пойду!». И мы сделали два круга вокруг здания — уговаривали Яна, пока он, наконец, не согласился.
— Как же ему все-таки поставили диагноз?
— Это произошло после того, как заболел его отец Майор Самойлович. Ян самоотверженно за ним ухаживал, практически поселился в клинике, и мы воспользовались этим, чтобы сделать полное обследование. О его результатах вы знаете...
— Почему Ян Майорович не сразу поехал на лечение в Германию, возможно, ему бы там помогли?
— У Яна были два замечательных друга Юрий Глоцер и Иван Акопов, которые и решили отправить его в Берлин в знаменитую клинику Шарите. И когда уже обо всем было договорено, мы с Яном пришли в их компанию, чтобы отдать паспорта. Юра при нас позвонил в Германию врачу, который должен был диагностировать Яна (мы уже отправили ему историю болезни), и включил громкую связь, и мы услышали, что положение очень серьезно, практически безнадежно. Арлазоров, казалось, только этого и ждал — сказав: «Я никуда не поеду!», он забрал паспорт и ушел, а я побежала его догонять. Уговорить его вернуться мне не удалось, возможно, именно тогда мы и упустили драгоценное время, но точно сказать не могу — не знаю...
Потом мы все-таки улетели в Германию. Майору Самойловичу к тому времени сделали операцию, ему стало лучше, а врач Яна сказал ему: «До принятия решения у вас осталось три дня». Услышав этот вердикт, он махнул рукой: «Вези меня куда хочешь!». Мы за один день оформили визы, и вскоре мы втроем — Ян, его брат и я — уже были в Германии. Там Яну сделали две операции, готовились к третьей, но он до нее не дожил.
Знаете, мне кажется, что он сдался, смирился с тем, что уходит из жизни. В то время его очень сильно поддерживали тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и Иосиф Кобзон. Иосиф Давыдович звонил и своим сильным и красивым голосом говорил: «Ян, вставай!». «Вот видишь, — уговаривала я его, — Кобзон тоже болен, а он не только сам держится, но еще и тебя ободряет и уговаривает». К сожалению, Ян меня не слушал. Большую часть времени он лежал, глядя в потолок, и как будто ждал смерти. Бывало, спрашиваю: «Что ты делаешь?». — «Не мешай мне, — отвечал, — я думаю».
— Как вы узнали о том, что Яна Майоровича не стало?
![]() |
| С дочерью. «Маленькой Алена была очень похожа на отца, но Ела долгое время не давала ей общаться с Яном. Когда дочь выросла, он пытался наладить с ней контакт, старался помогать материально» |
— Мне сразу же позвонил его брат, и у меня как будто земля ушла из-под ног... Дело в том, что в последние месяцы его жизни мы общались только по телефону: Ян сказал, что не хочет, чтобы я видела его слабым и беспомощным, поэтому ухаживать за ним будут только отец и брат. Когда он перестал разговаривать по телефону, я поняла, что конец близок, но все равно оказалась к нему не готова.
Нужно было организовывать похороны и поминки, я занималась этим на автопилоте, а сама все время думала о Яне. Это очень несправедливо, что в последние дни я не могла быть рядом с ним — разговаривать, даже просто держать его за руку. Я ведь привыкла заботиться о Яне, это было смыслом моей жизни, да и он привык ко мне. Бывало, в гостинице утром стучал в стенку моего номера, который, как правило, находился рядом с его. Перепуганная, со словами: «Что случилось?!» я вбегала к нему и заставала Яна лежащим в постели. «Я требую заботы», — говорил он, и это означало, что я должна была начинать за ним ухаживать, что, впрочем, было мне совершенно не в тягость.
Он ведь тоже как мог заботился обо мне. Ян не был сентиментальным, не умел делать комплименты и говорить слова любви, но как истинный мужчина свои чувства подтверждал делом. Если случайно узнавал, что мне что-то надо купить, тут же давал на это деньги. Как-то я увидела в магазине очень красивый меховой полушубок и, уверенная, что Ян занимается своими делами, красочно описала его подруге по телефону. И вдруг услышала голос: «Сколько он стоит? Я хочу тебе его купить». А как он всеми правдами и неправдами доставал мне французские духи, которые в то время были дефицитом, а потом торжественно мне их вручал!
«САНЬКО ЖЕСТОКО НАКАЗАЛА СВОЕГО БЫВШЕГО МУЖА»
— Дочь Яна Майоровича не дает о себе знать?
— Алена появилась на похоронах и поминках — ее привела Клара Новикова — ее дочь учились с дочерью Яна в одном классе. Жена же, актриса Ела Санько, еще при жизни Арлазорова сказала в интервью, что он для нее давно умер. Причины, по которой близкие когда-то люди стали врагами, я не знаю, Ян мне об этом не рассказывал.
Судя по сохранившимся у него фотографиям маленькой Алена была очень похожа на отца — такие же пухленькие щечки и выразительные темные глаза, но Ела долгое время не давала ей общаться с Яном. Почему она так поступила, я не в курсе, но как можно было лишить ребенка такого образцово-показательного отца, который для своей дочери готов был горы свернуть, не понимаю.
Конечно, Санько жестоко наказала своего бывшего мужа, но ведь она и ребенка лишила многого — как дочь Арлазорова та не нуждалась бы ни в чем. Когда Алена выросла, Ян пытался наладить с ней контакт — помог ей поступить в Юридическую академию, взял ее с собой в круиз, в котором он работал, а она отдыхала, старался помогать материально. Он ни в чем не знал меры, поэтому просто опустошал полки магазинов, покупая ей шубы и платья.
Ему очень хотелось заботиться о девочке, потому что на протяжении долгого времени он был этого лишен. Но вскоре Алена снова исчезла, и это было для Яна страшным ударом. «Ладно тогда она была маленькой, но сейчас-то выросла, живет своим умом, почему же она так поступила со мной?!». Он жил с постоянной тоской по дочери, и никто не мог ее унять, потому что никто не мог ему ее заменить.
Правда, Ян очень любил мою дочь Женю — с первого же дня он принял ее как свою, баловал, делал подарки, причем не только по каким-то торжественным случаям, но и просто так. Когда Жене нужно было купить квартиру и я начала собирать деньги у друзей и знакомых, Ян очень на меня обиделся: «Почему ты мне ничего не сказала, я тебе что, чужой?». И тут же дал столько денег, сколько было нужно. Но любовь к родной дочери сидела у него в сердце занозой. Только я знаю, сколько раз он просыпался в слезах из-за того, что ему приснилась Алена.
— После смерти Арлазорова вы забрали себе его собаку?
— Американского кокер-спаниеля Ришара, у которого были такие же глаза, как у Яна, я подарила Арлазорову на 50-летие. До этого у него никогда не было собаки, а в то время у него уже тяжело болела мама и он строил загородный дом, а как там обойтись без собаки?
Это был такой очаровательный щенок! Всю свою жизнь собака кочевала от меня к Яну и обратно. Сначала я его вырастила и приучила ко всем правилам собачьего поведения. Потом Арлазоров взял Ришара к себе, но время от времени возвращал его назад: ему постоянно казалось, что собака голодная, он ее кормил, а поскольку у кокеров нет чувства насыщения, пес сильно поправлялся. Я сажала его на диету и возвращала обратно Яну.
Все, кто когда-нибудь его видел, не понимая, что собаки долго не живут, до сих пор спрашивают у меня: «А где ваш интеллигентный Ришар?». После смерти Яна он долго болел, у него была операция — онкологическая, как и у его хозяина. Несмотря на то что я не была ему чужой, он очень скучал по Яну и умер в собачьем госпитале от тоски и болезней. Через какое-то время я поехала на кладбище и около могилы Арлазорова увидела на свежевыпавшем снегу четкие собачьи следы.
«БОЖЕ МОЙ, — ПОДУМАЛА Я, — РИШАР ПРИШЕЛ К ЯНУ!».
— Вы не жалеете, что так и не оформили отношения официально?
— А зачем? Что значит для двух взрослых людей штамп в паспорте, если их души вместе? Об этом мне сказал батюшка, который незадолго до смерти крестил Яна, и я думаю, что так оно и есть. Я называла его Яночкой — так звала его мама. Как-то мы летели в самолете с замечательным актером Федей Чеханковым, которого, к сожалению, тоже уже нет в живых. Услышав, как я обращаюсь к Яну, он посмеялся, а потом долгое время, встречая меня, с какой-то доброй ехидцей спрашивал: «Ну, как там наш Яночка?».
— Сейчас, когда боль утраты немного притупилась, как вы считаете: какую роль Арлазоров сыграл в вашей жизни?
![]() |
| Ян Арлазоров был похоронен 11 марта 2009 года на Востряковском кладбище Москвы |
— Теперь я понимаю, какое это счастье, что Ян у меня был. За те 24 года, что мы провели вместе, я не могу вспомнить ничего плохого — только хорошее. Да, мы ругались, ссорились, даже расставались, но какое это имеет значение, если потом мы все равно мирились? К тому же сейчас все это кажется таким несерьезным и мелочным. Несмотря на то что Яна нет со мной уже пять лет, он для меня по-прежнему «ум, честь и совесть» — на все свои поступки и события в своей жизни я смотрю его глазами. Все время думаю: «А что бы Ян сказал об этом? А как отреагировал бы на то?».
Последние годы были для меня несчастливыми: через год после смерти Яна умер мой брат — в 57 лет у него прямо на светофоре остановилось сердце, еще через год ушла из жизни мама — как будто злой рок вырывал из моей жизни тех, кто был мне дорог.
Почему-то никто из них мне не снится. Говорят, это хорошая примета — значит, там, где они сейчас находятся, им хорошо, это нам без них плохо. У Яна где-то на небесах тоже очень хорошая компания — он с мамой и папой (Майор Самойлович пережил сына на четыре года — его не стало в ноябре 2012-го, сейчас из всех его родных в живых остался только брат Алексей), которых Ян любил невероятно и которые похоронены рядом с ним, а еще у него есть Ришар...










Последние годы жизни Марии ПАХОМЕНКО, страдавшей болезнью Альцгеймера, превратились в ад. Страшный недуг сделал ее совершенно беспомощной и рассорил самых близких людей — мужа-композитора Александра Колкера и дочь, которые не помирились даже после смерти певицы
Знаменитая советская киноактриса Лариса ЛУЖИНА: «Увидев мое фото в «Пари матч» со скабрезной текстовкой «Сладкая жизнь советской студентки», Фурцева так разозлилась, что хотела внести меня в список невыездных актеров»
Директор и любимая женщина Яна АРЛАЗОРОВА Людмила КАРЧЕВСКАЯ: «Если бы мы хватились на ранней стадии заболевания, можно было бы побороться, но Ян не любил врачей. К тому же опасался огласки — боялся, что из-за болезни его перестанут приглашать на концерты, а без работы не мог»
Дым Отечества
Ада РОГОВЦЕВА: «Кроме волчьего воя изнутри, кроме плача по невинно убиенным, ничего не рождается»
Мирослав ПОПОВИЧ: «Свет в конце тоннеля уже не только виден — мы чувствуем свежий воздух»
Римма ЗЮБИНА: «Когда ежечасно от снайперских пуль падали то семь, то 10 человек, было чувство, будто от меня отрезали по куску»
Старинная традиция табу
Композитор Евгений КРЫЛАТОВ: «Однажды в магазине один из стоявших у прилавка подвыпивших мужичков ткнул в меня пальцем и сказал: «Смотри — «Лесной олень»!»
В украинский прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо в главной роли
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги