Последние годы жизни Марии ПАХОМЕНКО, страдавшей болезнью Альцгеймера, превратились в ад. Страшный недуг сделал ее совершенно беспомощной и рассорил самых близких людей — мужа-композитора Александра Колкера и дочь, которые не помирились даже после смерти певицы
Ее популярность в то время не знала границ. После выхода двух с половиной миллионов пластинок с песнями Пахоменко певица получила «Нефритовую пластинку», которую вручали в Каннах, а в 1971 году первой в Советском Союзе удостоилась престижного «Золотого Орфея». С концертов она привозила целый багажник цветов, и ее любимым занятием было сначала, чтобы освежить, «топить» их в ванной, а потом расставлять в квартире по вазам. Говорят, Пахоменко могла стать даже «женой Штирлица» — Татьяна Лиознова предлагала ей эту роль, но Мария отказалась — ее отпугнули слова «многосерийный фильм», она не могла потратить несколько месяцев на съемки. Возможно, узнай певица, что речь идет об эпизоде, все сложилось бы по-другому. Со временем Марию Леонидовну перестали приглашать на телевидение и радио — видимо, сочли ее творчество неформатным, — а поводов для разговоров и сплетен и, как следствие, статей в желтой прессе, эта скромная женщина не давала.
Еще за год до смерти Пахоменко уверяла журналистов: «Хоть сейчас выйду на сцену!». Увы, это было сказано в период кратковременной ремиссии — в то время Мария Леонидовна была уже тяжело больна. Болезнь Альцгеймера превратила моложавую и ухоженную женщину в дряхлую старушку. А вскоре появились шокирующие публикации о том, что муж больной певицы издевается над ней — бьет и закрывает ее в квартире, а дочь Наталья хочет упрятать мать в дом престарелых.
Родные и еще недавно любящие друг друга люди, отец и дочь, в студиях популярных радио- и телепрограмм обвиняли друг друга во всех смертных грехах. Трудно сказать, сколько бы все это длилось, если бы Мария Пахоменко не ушла из жизни, — она умерла 8 марта 2013 года от пневмонии. А вот дрязги в ее семье продолжаются до сих пор: отец и дочь не могут поделить записанные на Марию Леонидовну квартиры, дачи и прочее добро. И теперь уже дочь — к сожалению, небезосновательно — собирается в суде доказывать недееспособность своего отца....
О Марии Пахоменко рассказывает композитор, автор музыки к фильмам «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Искренне Ваш», «Зависть богов» и трилогии о гардемаринах Виктор Лебедев.
![]() |
| Виктор Лебедев: «Пела Маша всегда очень чисто — от природы обладала феноменальным слухом, но, к сожалению, мало реализовала себя» |
«НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО САША СОРВАЛСЯ ПСИХИЧЕСКИ: ОН УСТАЛ БОЯТЬСЯ ЗА ЖЕНУ И БЫТЬ ЕЙ НЯНЬКОЙ КАЖДУЮ МИНУТУ»
— Виктор Михайлович, что случилось с этой когда-то дружной, благополучной и, казалось бы, образцовой семьей?
— Беда — иначе все, что произошло в течение последних пяти лет, не назовешь. До этого между Сашей, Машей и их дочерью были очень хорошие, добрые отношения. Они обожали свою внучку, которую в честь бабушки назвали Марией. Колкер считал, что она похожа на Машу-старшую, но, на мой взгляд, это не так. Дедушка и бабушка очень заботились о ней и ее образовании, при этом Пахоменко никогда не сюсюкала с внучкой — с ранних лет общалась с ней как со взрослой. Потом у Маши случился Альцгеймер, для Саши это был страшный удар.
Самое ужасное в этой болезни то, что она разрушает личность. Помню, как-то я встретил их в Нарве на пляже — он там замечательный, протяженностью в несколько километров. День был прохладный, ветреный, а Сашка собрался купаться. Его спартанские привычки всегда изумляли меня чрезвычайно, я-то сибарит, мне нужна теплая вода, а он плавал даже в холодной. Тут же было удивительным еще и то, что он попросил меня, пока сам купается, побыть с Машей на берегу, как будто она маленький ребенок. Боялся, что жена зайдет в воду, выйдет совсем с другой стороны и потеряется или, не дай Бог, утонет. От человека в таком состоянии можно ожидать чего угодно.
— Говорят, Александр Наумович даже бил жену?
— Этого я не знаю, поэтому утверждать или опровергать не буду, но то, что Саша на нее кричал, это точно — мне рассказывала моя супруга, которая часто встречала их на улице. Меня резанул тот факт, что Саша был с Машей груб. Он ведь всегда любил ее, они были по-настоящему близкими, родными людьми — отдыхать ездили только вместе и вообще никогда надолго не расставались, а тут вдруг такое. В одной из телепрограмм Наташа рассказывала, что на даче Маша боялась рвать ягоды с куста — жаловалась, что за это Саша бил ее по рукам. Возможно, он просто боялся, что она съест какие-нибудь волчьи ягоды и отравится.
Саша пережил то, чего и врагу не пожелаешь: жена несколько раз уходила из дома и не возвращалась, однажды ее разыскивали всем Петербургом — даже пресса писала о том, что пропала певица Мария Пахоменко, а по городу были расклеены ее фотографии.
Неудивительно, что Саша сорвался психически: он устал бояться за нее и быть ей нянькой каждую минуту. Представьте себе, в каком стрессе он жил: постоянно опасаться, что твоя жена пойдет выбрасывать мусор и не вернется — забудет адрес, перепутает дом и улицу... Такой ужас не каждый выдержит. Легко его осуждать, но достаточно хотя бы на секунду поставить себя на его место, чтобы понять: этому человеку можно только посочувствовать. Поначалу он не хотел рассказывать о своей беде — тяжело выносить такие вещи на публику, загонял проблему внутрь, что тоже не лучшим образом отразилось на его психическом состоянии, тем более что утаить Машин недуг было невозможно.
— Почему же в такой ситуации они с дочерью не объединились, а, наоборот, превратились во врагов?
— Думаю, тут все дело в характерах. Саша и так всегда был вспыльчивым, а тут у него и вовсе развилась мания — ему стало казаться, что их дочь хочет ему зла — это было очень несправедливо по отношению к Наташе. Я отношусь к ней тепло, потому что она выросла на моих глазах, а теперь работает у меня на кафедре в Институте культуры и искусств. Она всегда была хорошей дочерью, которая любила родителей. Более того, в последнее время на ней держался весь дом: она в ущерб своей личной жизни самоотверженно трудилась — готовила, стирала, убирала. В общем, все превратилось в сплошной ад: отец и дочь наговаривают друг на друга какие-то ужасные вещи, причем Наташа не отстает, характер-то у нее папин.
![]() |
| «Пахоменко была очень хороша, причем не наигранной, сделанной красотой, а просто вела себя максимально естественно» |
— Говорят, что у Натальи сейчас большие проблемы в семье?
— У нее болен муж, они уехали в Израиль лечиться. С появлением этого мужчины в ее жизни, казалось, началась светлая полоса, и надо же такому случиться...
«СЕЙЧАС ПРОЕЗЖАЮ МИМО ДОМА САШИ И МАШИ, КАК МИМО ПЕПЕЛИЩА»
— Как долго вы знали семью Марии Пахоменко?
— Мы дружили много лет. У Саши с Машей была дача в Нарве, которую они еще в начале 70-х сняли, а потом купили и очень любили там бывать — уезжали при каждом удобном случае зимой, а в конце весны приезжали на все лето. Это добротный дом в хорошем районе Нарвы, с прекрасным садом, а при нем небольшой гостевой домик, где мы с женой часто летом отдыхали. Потом — не без их влияния — мы купили там квартиру и уже семь лет ездим туда. С тех пор я Машу видел редко — встречались время от времени на пляже. Сейчас проезжаю мимо их дома, как мимо пепелища, и сердце мое сжимается...
— В чем, на ваш взгляд, заключалась уникальность певицы Марии Пахоменко?
— Маша замечательно работала на стыке эстрадной и народной песни — это ее фирменная манера исполнения. И тут творчество органично сочеталось с внешностью и манерами. Пахоменко была очень хороша, причем не наигранной, сделанной красотой, когда человек спекулирует внешними данными, стараясь приблизиться к народному канону. Маша ни под кого не подстраивалась, а просто вела себя максимально естественно. Ее манера исполнения может нравиться или не нравиться (мне, например, она не близка), но Пахоменко владела ею мастерски.
Пела она всегда очень чисто — от природы обладала феноменальным слухом. В этом смысле Машу можно сравнить только с Людой Сенчиной, когда они подряд выходили в каком-нибудь ленинградском концерте, можно было залюбоваться. Маша очень быстро схватывала мелодию.
Помню, мы с Робертом Рождественским писали цикл композиций для мужского и женского голоса. Исполнитель нашелся сразу, а с исполнительницей возникли проблемы, поэтому песню «Ежедневное чудо» я принес Пахоменко. Маша взяла ноты, посмотрела и уже через 10-15 минут чисто все спела. К сожалению, она мало реализовала себя, особенно в последнюю четверть своей жизни. Пик творчества и ее, и Саши Колкера приходится на вторую половину 60-х — первую половину 70-х.
— Можно сказать, что отношения Колкера и Пахоменко похожи на историю Пигмалиона и Галатеи: Александр Наумович своими песнями сделал жену известной певицей, она же своим
![]() |
| Мария Пахоменко с супругом Александром Колкером. «Саша очень любил ее, они были по-настоящему близкими, родными людьми» |
исполнением принесла славу ему?
— Саша и Маша всегда были талантливой парой, о которых просто невозможно говорить по отдельности. Колкер с удовольствием писал для своей жены, хотя она с успехом пела как песни Соловьева-Седого, так и ленинградских композиторов — Петрова, Портнова, Дубравина и многих других. В конце 60-х годов начало формироваться такое понятие, как ленинградская песня, которая очень напоминала французский шансон — понятие, которое, к сожалению, настолько исковеркали, что в приличном обществе его лучше не произносить.
Маша хорошо работала в этом жанре, но исполнительские победы Пахоменко-певицы были все-таки связаны с произведениями ее мужа — именно песни Колкера «Качает, качает...», «Карелия», «Стоят девчонки» — сделали ее популярной. К исполнению женой чужих произведений Саша относился со своеобразной творческой ревностью, но петь их, конечно, не запрещал — это было бы глупо. А еще Колкер очень гордился своей женой.
Помню, во время праздников в их доме, когда гостям надоедало есть, пить и шутить, Колкер садился за рояль, Маша пела — такое милое домашнее музицирование... Сашу нельзя назвать гениальным пианистом — ему, скорее, присуща небрежная композиторская манера исполнения, но надо было видеть, с каким удовольствием он аккомпанировал и с какой нежностью смотрел на жену.
«В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ СКАЗАЛИ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ СНЯТ С ГАСТРОЛЕЙ, ПОТОМУ ЧТО КОЛКЕР С ПАХОМЕНКО УЕЗЖАЮТ НА ПМЖ В ИЗРАИЛЬ»
— Пахоменко стала одной из первых советских исполнительниц, получивших международное признание?
— В 1971 году за песню «Чудо-кони» она привезла из Болгарии «Золотой Орфей» — Гран-при песенного фестиваля, а уже после нее этой награды были удостоены Алла Пугачева и Роза Рымбаева. Маша рассказывала, как после победы, радостная, позвонила в ЦК ВЛКСМ, чтобы рассказать о том, что получила Гран-при, но человек, курировавший культуру, грубо перебил ее: «А первое место кто занял?».
— Невероятно!
— Были и специальные, продуманные подлости, которые делали одновременно и Маше, и Колкеру, не разбирая, кто прав, а кто виноват. Саша никогда не входил в круг композиторов, пригретых властью, каким, например, являлся Андрей Павлович Петров. Не могу развивать эту тему, потому что боюсь быть необъективным — у меня с Петровым тоже были не самые лучшие отношения, но к Саше Андрей Павлович был особенно несправедлив.![]() |
| Мария Пахоменко с композиторами Александром Колкером, Василием Соловьевым-Седым и Яном Френкелем. «Она ценила в людях талант и недолюбливала тех, кто делал музыкальную карьеру другими путями» |
Маша к этим интригам отношения не имела, потому что не входила в композиторскую среду. Человеком она была прямым и искренним, лгать и льстить не умела — высказывалась всегда прямо. Она ценила в людях талант и недолюбливала тех, кто делал музыкальную карьеру другими путями — партийными, комсомольскими или общественными.
В 1972 году Театр музыкальной комедии возглавил талантливейший, замечательнейший режиссер и человек с очень трудным характером — Владимир Воробьев. Он судил людей по тому, что и как они делают: приносили действительно хорошее произведение — увлекался, предлагали нечто, написанное левой ногой, — какими бы регалиями ни обладал автор, он его работу не ставил, поэтому очень хорошо умел наживать врагов.
Вместе с Колкером Воробьев сделал прекрасный — как музыкально, так и постановочно — спектакль «Свадьба Кречинского», на который невозможно было достать билеты. По популярности театр тогда взлетел до небес, и они поехали на гастроли в Москву, которые должны были открываться именно этим спектаклем.
Весь город был увешан афишами: «К нам приезжает молодой театр из Ленинграда!». Но когда на следующее после приезда утро Саша с Машей вышли из гостиницы, то увидели, что все афиши «Свадьбы Кречинского» заклеены. Позвонили в Министерство культуры, где им сказали, что этот спектакль снят с гастролей, потому что Колкер с Пахоменко уезжают на ПМЖ в Израиль. Для того времени обвинение более чем серьезное. Самое обидное, что об эмиграции в их семье даже разговора не было.
Саша через знакомых связался с КГБ, и там ему сообщили, что никакой информации об этом нет. Недоразумение разрешилось, но восстановить спектакль в гастрольной сетке было уже невозможно.
![]() |
| Мария Леонидовна с дочерью Натальей. «Наташа всегда была хорошей дочерью и в ущерб своей личной жизни самоотверженно трудилась» |
— Удалось выяснить, кто это сделал?
— Думаю, у Колкера имелись соображения на этот счет, но, как говорится, не пойман — не вор: без доказательств любые обвинения неэтичны и бессмысленны.
«ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ МАШУ НЕ НАЗОВЕШЬ — ВСЕ В ИХ ДОМЕ ДЕЛАЛ САША, ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ГОТОВИТЬ, ОСОБЕННО ХОРОШО ЕМУ УДАВАЛОСЬ МЯСО»
— Колкер и Пахоменко любили принимать гостей?
— У ребят был очень уютный и гостеприимный дом, вот только приглашали они туда далеко не всех. Маша довольно сложно сходилась с людьми — она была человеком закрытым. И хозяйственной женщиной ее не назовешь — все в их доме делал Саша. Колкер из тех мужчин, кто видит свою задачу в том, чтобы обеспечить семье достойную жизнь, и всегда ее выполнял: зарабатывал деньги, в прежние времена доставал дефицитные продукты и товары, теперь же просто ездил за ними в магазины. Думаю, Маша даже не знала, где и что продается, — муж полностью оградил ее от житейских трудностей. Есть мужчины (я, например), которых на кухню арканом не затащишь, а Саша очень любил готовить, особенно хорошо ему удавалось мясо.
— К слову, Мария Леонидовна даже в последние годы — об этом можно судить по фотографиям — сохранила стройную фигуру...
— Идеальная физическая форма у Маши от природы. Она была настолько хорошо сложена, что моя жена, бывшая балетная, всегда удивлялась, как Пахоменко удавалось не поправляться, ничего для этого не делая. Другие-то женщины за каждый грамм борются. К тому же в свое время Пахоменко была мастером спорта по художественной гимнастике, что тоже не могло не отразиться на ее фигуре. Даже в солидном возрасте она выглядела замечательно — бывало, идешь сзади и удивляешься: ну просто девочка!
Мария Пахоменко была одной из самых женственных певиц советской эстрады, с хорошим вкусом и своей сдержанной манерой одеваться, не в пример многим современным исполнительницам всегда выглядела очень достойно на сцене. Маша никогда не пользовалась косметикой, мне даже казалось, что иногда она в этом смысле перегибает палку. Накрашенной я ее, наверное, видел всего несколько раз, да и то во время съемок на телевидении. Если бы не страшная болезнь, она, несмотря на возраст, оставалась бы такой же привлекательной.
![]() |
| Мария Пахоменко скончалась на 76-м году жизни, 8 марта 2013 года, проведя менее суток в отделении реанимации с диагнозом «пневмония». Похоронена в Комарово, пригороде Санкт-Петербурга |







Последние годы жизни Марии ПАХОМЕНКО, страдавшей болезнью Альцгеймера, превратились в ад. Страшный недуг сделал ее совершенно беспомощной и рассорил самых близких людей — мужа-композитора Александра Колкера и дочь, которые не помирились даже после смерти певицы
Знаменитая советская киноактриса Лариса ЛУЖИНА: «Увидев мое фото в «Пари матч» со скабрезной текстовкой «Сладкая жизнь советской студентки», Фурцева так разозлилась, что хотела внести меня в список невыездных актеров»
Директор и любимая женщина Яна АРЛАЗОРОВА Людмила КАРЧЕВСКАЯ: «Если бы мы хватились на ранней стадии заболевания, можно было бы побороться, но Ян не любил врачей. К тому же опасался огласки — боялся, что из-за болезни его перестанут приглашать на концерты, а без работы не мог»
Дым Отечества
Ада РОГОВЦЕВА: «Кроме волчьего воя изнутри, кроме плача по невинно убиенным, ничего не рождается»
Мирослав ПОПОВИЧ: «Свет в конце тоннеля уже не только виден — мы чувствуем свежий воздух»
Римма ЗЮБИНА: «Когда ежечасно от снайперских пуль падали то семь, то 10 человек, было чувство, будто от меня отрезали по куску»
Старинная традиция табу
Композитор Евгений КРЫЛАТОВ: «Однажды в магазине один из стоявших у прилавка подвыпивших мужичков ткнул в меня пальцем и сказал: «Смотри — «Лесной олень»!»
В украинский прокат вышел фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо в главной роли
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги