Что наша жизнь? Игра...
Старейший актер театра и кино Эрнст РОМАНОВ: "Когда у нас в ГИТИСе состоялась первая пьянка, комсорг застукал нескольких парней в непонятных позах. Виктюка тогда ни в чем не заподозрили,
Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 20 Июня, 2006 00:00
На счету у Эрнста Романова более 100 киноработ.
"БРОСАЮ БАРЫШНЮ НА СЕНО И НАЧИНАЮ ИЗОБРАЖАТЬ ИЗНАСИЛОВАНИЕ. ВДРУГ ОНА МНЕ ШЕПЧЕТ: "КЛАССНО!"
- Эрнст Иванович, говорят, вы когда-то работали в Киевском театре имени Леси Украинки. Это я к тому, что мне как зрителю всегда казалось, будто известные киноартисты живут только в Москве или Питере.
- Но я действительно пытался обосноваться в Киеве. Правда, совсем недолго. В то время из Театра имени Леси Украинки ушел великий артист Михаил Романов, мой однофамилец, а меня пригласили из Таллина, где я работал. Тогда еще все говорили: надо же, на место одного Романова пришел другой. Но моя карьера в Киеве не задалась, потому что меня, который в таллинском театре был "первым парнем на деревне", в Украине приняли как мальчика. Режиссер Резникович (тогда он еще, разумеется, не был худруком Театра имени Леси Украинки) в своем спектакле дал мне самую что ни на есть последнюю роль. И знаете, я смылся из Киева. Хотя мне очень нравился этот театр и постановки, которые там шли. А какая чудная была Ада Роговцева в спектакле "Еще раз про любовь"! Помню, с ней там еще играл Николай Рушковский и много других замечательных артистов - они теперь такие же старперы, как и я.
А нынче мы встретились с Адой в картине "Дурная привычка". Они с Зинаидой Шарко там играли в главных ролях и, по-моему, совершенно очаровательно справились с работой. К сожалению, неизвестно, что будет дальше с этим фильмом. Не знаю, как у вас в Украине, а у нас в России такое часто бывает: снимают кино, а потом неизвестно, где оно и как его сыскать.
- Вы кого играли в этой картине?
- Как кого? Конечно, врача, на сей раз - из психбольницы. Ведь в фильме Ада Роговцева с Зинаидой Шарко - девочки с приветом.
Я, кажется, за свой век сыграл докторов всех специализаций - гинекологов, хирургов, терапевтов. Совсем недавно снялся в клипе Жасмин в роли военного врача. Даже не знаю, почему так нравлюсь режиссерам в белом халате.
- А рекламодателей в этой ипостаси, случайно, не привлекаете?
- Ну как же! У вас в Киеве несколько лет назад снялся в рекламе какого-то лекарства для сердца. А пригласил меня режиссер, у которого я играл в фильме "Ниагара". Он позвонил, спросил, как отношусь к рекламе. "Очень хорошо", - говорю. Кто же от денег откажется? Там был симпатичный сюжетец: я играл преподавателя какого-то вуза. Сначала меня показывали в аудитории, потом я танцевал на вечеринке с девушкой, и вдруг моему герою становилось плохо. Тогда ему приносили это лекарство - и он оживал. Ну полный маразм. И так мне за него хорошо заплатили! Дали много-много гривен, проводили с охраной в обменный пункт - получилась приличная сумма в долларах. В общем, мне понравилось. Я даже готов был стать лицом этой фармакологической фирмы.
- Короче говоря, пусть с украинским театром у вас роман не сложился, зато с рекламой и кино повезло.
- О да! Причем я играл даже в сугубо национальных картинах, так сказать, местного потребления. Их на территории Советского Союза, по-моему, вообще не показывали - ведь никто, кроме украинцев, не понял бы, о чем они. Был такой фильм - "Черная долина", о войне турок с украинцами. У вас была такая война? Я там играл предводителя турецкого отряда. Меня побрили наголо, приклеили черную бороду - ну вылитый янычар.
Во время съемок со мной произошел забавный случай. По сценарию мой отряд врывался в украинское село, где было много красивых девушек (из Киева специально привезли фотомоделей одна другой краше). Мой герой хватал одну из них, срывал с нее платье и тащил в сарай. Короче говоря, бросаю я эту барышню на сено и начинаю изображать изнасилование. И вдруг она мне шепчет на ухо: "Классно!". От удивления я только и смог выдавить из себя: "Тише ты! Мы же на работе!".
- Хорошая у вас работа!
- Да. Моя первая встреча с киностудией имени Довженко состоялась благодаря Вячику Криштофовичу. А потом я снимался у Кохана, Фиалко, Савельева, Иванова - в общем, изрядно наследил в украинском кинематографе. И, признаюсь, мне безумно нравилось работать на киностудии Довженко.
- Но в кинематографических кругах об этой киностудии почему-то отзывались с иронией: мол, есть китайские фильмы, а есть - киностудии Довженко.
- Зато сейчас китайские на всех международных кинофестивалях получают главные призы... Дай Бог, чтобы и с вашей киностудией такая же метаморфоза произошла! Впрочем, я никогда не относился к Киеву предвзято. По-моему, там снимали фильмы на том же уровне, что и везде по Союзу.
И потом у вас живут и работают очень хорошие люди. Лет 10 назад, когда я был чуть помоложе, но все равно уже довольно старым, как говорится, бес в ребро вселился, и у меня вдруг начались какие-то влюбленности в киевских девушек. Все, дальше не буду говорить на эту тему!
- А что, киевлянки отличаются от питерских и московских барышень?
- Очень! В Украине девушки более приветливые и красивые, охотнее откликаются на ухаживания. У нас, в Питере, климат другой, может, это сказывается на поведении людей. Все так мрачно и сурово! И я, пользуясь случаем, хочу намекнуть киевским режиссерам, чтобы пригласили меня как-нибудь. Вот валяется один артист, могли бы его и подобрать!
- Вы лет 20 числились за киностудией "Ленфильм". А почему вернулись в театр? Вас перестал удовлетворять ваш "кинороман"?
- В начале 90-х нам всем казалось, что больше кина не будет. И тогда я понял: нужно в рамках своей профессии попытаться найти что-то новое. Так, несмотря на огромный перерыв, вернулся на театральные подмостки.
Последние три года перед кино я работал в Большом драматическом театре. В паре с Евгением Лебедевым сыграл одну из главных ролей в постановке по пьесе "Село Степанчиково...". Наш спектакль назывался "Фома".
"КОГДА Я УСЛЫШАЛ ПРО ПЕДЕРАСТОВ, ТО ПОДУМАЛ, ЧТО ЭТО ЧТО-ТО ПОХОЖЕЕ НА ВШЕЙ"
- Из-за чего артисты уходят из такого прославленного театра?
- Признаюсь честно, в БДТ меня просто съели. Начались сплетни, пересуды. Мол, откуда появился такой народный артист? Одни завидовали моим успехам на экране, другие поливали, не стесняясь в выражениях: "Что за г...но мы взяли в театр?". Я долго терпел, но все же был вынужден подать прошение об отставке. Это самый страшный коллектив из всех, которые я знал: туда не принимают чужаков. Расписываясь в приказе об увольнении, окончательно для себя решил, что со сценой расстаюсь навсегда.
- В Питере вы работаете уже в седьмом по счету театре. Почему так часто их меняете?
- Для меня очень важна доброжелательная рабочая атмосфера.
- Но ведь давно известно, что театр - это террариум единомышленников. Нужно бороться!
- А я и борюсь. Иногда могу вспылить, показывая не столько характер, сколько свою слабость. Это всегда выглядит очень смешно. И я чувствую, что такая борьба себе дороже: сразу повышается давление, начинает болеть сердце. Уж лучше лишний раз промолчать. Во многих театрах я пытался вообще не становиться на чью-либо сторону. Как оказалось, и это не нравится. Если откровенно, я театр вообще не люблю. И не только из-за закулисных интриг, но и как зритель.
- Такого признания от артиста мне еще не доводилось слышать! А как вас вообще угораздило стать актером?
- Я вырос в уральском городке Серове. Там был единственный кинотеатр, где показывали много трофейных фильмов. Все они были почему-то без титров. И это так интриговало зрителей! Люди пытались узнать имена актеров, их судьбы, делали фото своих кумиров прямо с экрана. Это, конечно, зародило во мне интерес к кинематографу. А еще у нас был маленький театрик, куда я тоже хаживал. В результате я начал посещать школу художественной самодеятельности. И в своем маленьком городке стал вундеркиндом в актерском деле.
У меня не было комплексов. Поэтому после окончания школы я поехал поступать в Москву. Подал документы сразу в два вуза - в Щукинское и в ГИТИС. Поступил в оба. Но в Щукинском не было общежития, поэтому я выбрал ГИТИС.
- А как в Таллин из Москвы попали?
- В поисках своего места под солнцем. Вообще, после окончания ГИТИСа весь наш курс по распределению отправили в Ростов-на-Дону организовывать там театр. Правда, не все лохами оказались: кто-то успел забеременеть, чтобы откосить. Кстати, моим однокурсником был и знаменитый Роман Виктюк.
- Хотите сказать, это он забеременел, чтобы откосить от Ростова-на-Дону?
- Ну, у него при всем желании это вряд ли получилось бы. Он просто туда не поехал. Потом я Романа встретил уже в Киеве, когда меня пригласили в Театр имени Леси Украинки. Он пришел, весь такой худенький: "Здравствуй! Я сейчас работаю в ТЮЗе, играю в "Молодой гвардии"!".
- Вот и спросили бы, как ему удалось ускользнуть от распределения. Кстати, неужели в Ростове было так плохо?
- Да после Москвы все плохо. А это же провинция. И к тому же театр там не любили. Зато в том городе всегда было много футбольных фанатов. Когда мы шли на работу, приходилось пробираться сквозь толпу болельщиков, которые направлялись на стадион. А в это время в театре на спектакле "Дядя Ваня" в зале сидели, как говорится, "три сестры". Это страшно угнетало. Понятно, что все начали постепенно смываться кто куда.
- Вы видели спектакли своего однокурсника Романа Виктюка?
- Ой, когда впервые посмотрел "Служанки", это было потрясающе. Но, к сожалению, у Виктюка есть постановки, которые просто скучно смотреть. Он же ездит по городам, ставит спектакли. Насколько я знаю, часто наведывается и в Таллин. Там берет за постановку 20 тысяч долларов, все делает по-быстрому - месяц-полтора - и уезжает.
- А как вы относитесь к голубой направленности современного искусства?
- Ну мы же сами боролись за свободу и демократию. А по части голубой темы наш курс в ГИТИСе был довольно интересный.
С самого начала ходили слухи, будто у нас появились какие-то педерасты. Я же только приехал из маленького городка, где даже такого слова не слышал. Думал, это что-то похожее на вшей. А потом у нас состоялась первая общекурсовая пьянка - уже не помню, по какому поводу, - кажется, в честь какого-то -летия Великой Октябрьской социалистической революции. И вот наш комсорг застукал нескольких парней в непонятных позах. Нет, вы только ничего не подумайте: Виктюка ни в чем этаком тогда не заподозрили. Он был чист. Ой, а Роман был хорошенький в институте! Худенький, симпатичный. Может, в определенном смысле это было приманкой... Не знаю. Я к этой категории людей никогда не относился, обошлось как-то...
- Что было с теми, кого комсорг застукал?
- Выгнали, конечно. Такая любовь в те времена считалась противозаконной.
"НАШ ФИЛЬМ ПОКАЗАЛИ БРЕЖНЕВУ, И ОН ВДОХНОВИЛСЯ: МОЛ, НАДО И МНЕ НАПИСАТЬ О ЦЕЛИНЕ"
- За какие заслуги вы в свое время получили Госпремию?
- Ну, об этом даже стыдно говорить. Снималась четырехсерийная картина "Вкус хлеба" - о том, как поднимали целину. Нам сразу говорили: "Сверлите дырочку на лацкане, за эту работу получите орден".
В принципе, картина получилась честной, насколько это было возможно в те годы. Когда ее показали Брежневу, Леонид Ильич как раз ударился в писательство. И так ему понравился наш фильм, что он вдохновился: мол, это моя тема, надо и мне написать о целине.
- Ах, так это благодаря вашей компании генсек сочинил гениальное творение, которым потом мучили всех школьников Советского Союза?!
- Да, хотя картина не имела никакого отношения к книге. Зато потом, когда фильм вышел на экраны, люди говорили: "А, это же "Целина"! Не пойдем!". И Ленинская премия досталась не нам, а Леониду Ильичу Брежневу. Мы же получили только Государственную. Причем ее поделили на 11 человек. У нас была, как я говорю, футбольная команда. Процентов 60 досталось режиссеру, а остальное разделили между нами. Получилась сумма, равная средней зарплате инженера.
- Зато называться лауреатом Государственной премии очень престижно!
- Та... Хотя, конечно, когда на афише пишут: "Народный артист, лауреат Государственной премии", это звучит. (Народного я получил автоматом после Госпремии: так было положено).
- Кроме того, благодаря картине "Вкус хлеба" вы впервые побывали за границей...
- Как сейчас помню, мы улетали из серой, дождливой, холодной Москвы. Когда самолет шел на посадку и я увидел очертания Монреаля... Вообще-то, я обычно не матерюсь, но тогда не выдержал: "Е...ный капитализм!". Канада произвела на меня колоссальное впечатление.
- С нашими эмигрантами там встречались?
- Конечно. Они же нас там и курировали. После Монреаля нас повезли в штат, где поднимали целину за 50 лет до нашей в Казахстане. Там в основном живут эмигранты из Западной Украины. Интересно, что они нас хорошо понимали, а мы их - ни фига.
- В Канаде вас курировали только эмигранты или КГБ тоже?
- А как же! Мне, например, перед поездкой позвонил человек, представился режиссером с киностудии Горького, предложил почитать сценарий. Я приехал к нему на встречу. А он вдруг говорит: "Я не режиссер, а сотрудник КГБ. Должен предупредить, что в капиталистической стране вас могут завербовать". И начал нести всякую чушь. Дескать за границей советским гражданам часто подсовывают порнографические журналы и наблюдают, на какой тип женщин западает клиент. Такую даму в нужный момент и подсылают, чтобы она выведала какие-то государственные тайны.
Все время в Канаде я ждал, когда же наконец ко мне подошлют такую женщину. Так хотелось выдать кому-нибудь государственную тайну! Увы! Хотя журналов там действительно было полно...
Когда вернулся в серую заснеженную Москву, там все было так тоскливо, противно. В результате я просто заболел: месяца четыре не мог заходить в наши магазины.
- Недаром советские туристы снимались на фоне колбасных магазинов.
- Суточные мы получали мизерные и тем не менее умудрились привезти домой довольно много подарков. Как-то с Сережей Шакуровым зашли в парфюмерный магазин, а там столько бутылей! Я аж растерялся. Продавщица и то, и это предлагает. Тогда кто-то из наших говорит: "Да бери "Шанель N 5"! Не ошибешься!".
- Жена, наверное, была в восторге?
- Конечно. Шмоток всяких ей привез. Канадские девушки тогда носили белые носочки, так сексуально-сексуально приспущенные, а прически - в мелкий барашек. У них я впервые увидел, что, оказывается, джинсы носят с туфлями на высоком каблуке - у нас в Союзе такого не было. В общем, насмотрелся и сразу по возвращении домой отправил жену в парикмахерскую делать мелкий барашек на голове.
- Чувствуется, вы не обделяли вниманием канадских женщин...
- Однажды с Шакуровым увидели на улице проститутку. Она была одета в облегающее платье, спереди разрезы, и груди прямо из этих дырок торчат! Мы с Сережкой аж рты раскрыли. И тут Шакуров говорит: "Даже не думай! Если мы соберем со всей съемочной группы все суточные, этого все равно не хватит!".
Киев - Санкт-Петербург - Киев

Лилия Подкопаева усыновляет ребенка
Гоша КУЦЕНКО: "Когда я сдал документы в Школу-студию МХАТа, мой отец, замминистра радиопромышленности СССР, позвонил в приемную комиссию: "Очень прошу, не принимайте этого картавого идиота"
ГЛЮК’OZA: "На свадьбу я подарила Саше постельное белье. На одной наволочке мое фото, на второй - его, на простыне лежим мы и обнимаемся... А квартиру он мне не купил..."
Не стало Владимира Боденчука
На свадьбе Юли Началовой и Евгения Алдонина в фате была и собака Кнопа
Свиридова бросила супруга
Алла Пугачева навсегда простилась с бывшим женихом
Паперного и Горянского зовут в Голливуд?
Мэтт Дэймон стал отцом
Грудь Скарлетт Йохансон признана лучшей в кино
Пэрис Хилтон рожала с улыбкой
Кайли Миноуг вернулась на сцену
Мордюкова тяжело больна
Тонувшего ДеЦЛа спасла солистка группы S. O. S.
Николай Мащенко подарил Ларисе Кадочниковой цветы, похожие на нее
Виктория Бэкхем заплатила 55 тысяч долларов, чтобы увидеть игру мужа
Том Круз определил сумму алиментов Кэти Холмс
У монархов и депутатов свои причуды
На презентации клипа Русланы журналистов запихивали в пыточное кресло и заливали им в рот спиртное сразу из четырех бутылок
Поэт-песенник Александр ШАГАНОВ: "У Жени Белоусова был такой же диагноз, как у Андрея Миронова, - аневризма головного мозга"
Данька из "Неуловимых" актер Виктор КОСЫХ: "Вторая супруга старше моей дочери на год"
Исполнитель роли Дукалиса актер Сергей СЕЛИН: "Благодаря нам слово "мент" перестало быть ругательным"
Старейший актер театра и кино Эрнст РОМАНОВ: "Когда у нас в ГИТИСе состоялась первая пьянка, комсорг застукал нескольких парней в непонятных позах. Виктюка тогда ни в чем не заподозрили,
Народный артист Украины Александр ВАСИЛЕНКО: "Ступка сказал мне: "Ой, тяжко вам буде, чоловiче, - перед вами Поплавський виступає"
На бильярдном турнире "Звездный кий Коктебеля" у Геннадия Зюганова дрожали руки, а победитель Валерий Малышев получил эбеновый кий
Звезда сериалов Армандс НЕЙЛАНДС-ЯУНЗЕМС: "Отморозки дали мне трубой по голове, отобрали мобилку, а на прощание сломали челюсть"
В 75, в 75 Женя - ягодка опять!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги