Михаил ШВЫДКОЙ: «Органичность — единственное спасение. Толстый так толстый, лысый так лысый, не блондин — тоже ничего страшного. Старый — еще вот одна проблема, но это же органично — стареть и не делать вид, что тебе 15»
(Окончание. Начало в №28 )
«ЭТО ЕЩЕ НЕИЗВЕСТНО, БЫЛ ЛИ Я ДУШЕВНЫМ И ТОНКИМ»
- Вы не раз признавались, что свои карьерные взлеты и падения воспринимали спокойно, - как считаете, власть вас не испортила, вы остались таким же тонким, душевным?
- Ну, это еще неизвестно, был ли я душевным и тонким...
- Как бы не так - все, кто вас знают, утверждают, что да...
- Что ж, тогда это на их совести (улыбается), а что касается власти... Власть может испортить, когда хочешь, чтобы она испортила, и потом, я никогда не чувствовал себя человеком у власти и не делал ремонта в кабинете, куда приходил. В частности, ничего не менял - вот что предшественники оставляли, тем и пользовался. Ну, какие-то свои цацки, разумеется, приносил - есть у меня наручники, вернее, даже ножные кандалы, которые нашел, когда работал в Бурятии (в 70-е Михаил Ефимович преподавал в Улан-Удэ зарубежную литературу. - Д. Г.), - это единственное, что я вожу за собой, потому что прикован к месту.
- Вы, я смотрю, философ!
- Нет, я легкомысленный, в общем-то, человек.
- Один из ваших соратников как-то сказал: «Политическое долголетие для Швыдкого - слишком непродолжительная категория: его ждет политическое бессмертие»...
- О-о-о! Фамилию его назовете? (Улыбается). Да нет, все это ерунда, и когда вспоминаю, что смог сделать и чего, к сожалению, не смог, понимаю: не смог очень многого. Впрочем, был, как правило, кризисным управляющим...
В свое время, например, нужно было создавать новый холдинг ВГТРК, и когда он встал на ноги, я перешел на другую работу - в Министерство культуры, а когда надо было канал «Культура» организовать... Я смеюсь иногда, что мы родили его за 40 дней, но это как раз обеспечило ему бессмертие, потому что указ о создании канала «Культура» вышел 27 августа - с тем, чтобы 1 ноября уже началось вещание. 7 или 10 сентября я пришел на работу в ВГТРК, и вот за 40 дней мы канал сделали, а чтобы было понятно, скажу: японцы обычно справляются с этим за три года.
![]() |
| С Никитой Михалковым. «Никита Сергеевич — человек, безусловно, талантливый, очень органичный, но при этом чересчур расчетливый» |
- Медленные...
- Тщательные. В Европе это происходит года за полтора-два, и то, что тогда удалось нам, больше никогда, к сожалению, не повторится.
- Вы были совершенно серьезным человеком, министром, и вдруг, презрев все бюрократические приличия, ударились (или подались) в шоу-бизнес. Не каждый на это отважится!
- Знаете, это я от отчаяния, и сейчас объясню, почему. Из министерства я ушел в 90-е годы, когда еще был замминистра, и, честно говоря, искал работу, пока не появилась возможность уйти на канал «Культура». Он, кстати, временным считался явлением - всем казалось, что проработает полгода-год, а потом...
- ...зачахнет...
- ...и благополучно исчезнет. У меня было ощущение, что эту частоту не хотели отдавать ни Березовскому, ни Гусинскому и решили таким образом заморозить, а тут еще деятели культуры стали просить канал: Лихачев, Ростропович... Тогда-то и дали с тем, чтобы в любой момент можно было забрать, но он оказался настолько для общества важным, что сделать это было уже невозможно, и даже те, кто его не смотрел (вот ведь парадокс!), на вопрос: «Какой вы канал любите?» - отвечали: «Культуру», конечно!». Это стало хорошим тоном, вы понимаете? Любили они, может быть, порно смотреть в интернете, но когда спрашивали о предпочтениях, называли канал «Культура» - такой вот знак качества!
Вообще-то, на телевидение я пришел 43 года назад - 20-летним получил большой телевизионный гонорар за пьесу о Корнеле и Расине, на что были куплены пишущая машинка «Эрика» и финский костюм с ботинками.
- Этот, который на вас сейчас?
- Практически да (улыбается), и, в принципе, на телевидении и радио я работал всегда - это был вид приработка. С документальным кино дружу много лет, поэтому там чужой не был, то есть чужой был, но не для советского телевидения, а для российского: люди, которые были у дел, меня просто не знали, не помнили, потому что я работал на центральном ТВ...
- ...в 70-е годы...
- ...в 60-е, 70-е и даже 80-е.
«НА ГОССОВЕТЕ, ПОСВЯЩЕННОМ КУЛЬТУРЕ, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ СКАЗАЛ, ЧТО МИНИСТР, КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЕТ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ, ПОЗОРИТ ПРЕЗИДЕНТА»
- На телевидении вы создали замечательные, с моей точки зрения, программы - «Культурная революция», «Жизнь прекрасна»... Скажите, на ТВ звериные были нравы, когда вы со своими человеколюбивыми передачами туда вклинились?
- Да нет, хотя, понимаете, телевидение вообще организация жесткая, полувоенная. Производство это тяжелое, и вот Таня Паухова, Татьяна Олеговна, которая сейчас руководит каналом «Культура» и с которой мы этот канал начинали делать, всегда меня терроризировала: «Ты телевидения не понимаешь, главное - держать эфир!».
![]() |
| С Марком Захаровым после премьеры спектакля «Женитьба» в день 80-летия Театра «Ленком», сентябрь 2007 года |
Это у нее бзик, как у всех телевизионных людей: в какой-то момент, дескать, все может остановиться и перестанет подаваться сигнал. Когда 1 ноября 1997 года мы впервые вышли в эфир, выступили Борис Николаевич Ельцин, Святейший Патриарх Алексий II, Дмитрий Сергеевич Лихачев, еще кто-то, но у меня было ощущение, будто из собственного пальца вещаю, - вы понимаете? Это вот ощущение, что эфир может остановиться, иногда доводило меня до истерики: Татьяна меня ей заразила, поэтому телевидение, безусловно, жесткая индустрия.
Нравы? Просто ребятам было неудобно мне отказывать. «Культурная революция» родилась из одной лишь необходимости - я вошел в кадр, потому что канал состоял в основном из «консервов», фондов. Денег катастрофически не хватало, и я сказал: «Нам нужна какая-то минимально живая программа» - и стал вести интервью - я это очень люблю. Честно скажу: интервьюер я неплохой, потому что знаю, как людей раскрывать, - надо просто внимательно на них смотреть. Вот как вы это делаете (смеется).
- Раскололи просто на раз!
- Малый круг внимания - этому в институте учат, но это мало кто знает: надо всегда быть внимательным. Вот иногда в студию вваливается ведущий какого-нибудь ток-шоу, и он поверх всех: что-то там произносит, вещает, но ни на кого не обращает внимания, и то, что в студии происходит, никакой реакции у него не вызывает. Ну, это ладно, это технологии... На канале «Культура», я считал, публицистики не хватало, и поэтому уговорил Татьяну, когда уже был министром, из совершенно корыстных министерских соображений.
![]() |
| С Олегом Табаковым на церемонии объявления лауреатов литературной премии «Большая книга», ноябрь 2010 года |
Договорился, естественно, с начальником своим, Владимиром Владимировичем Путиным, сказал: «Извините, у меня просьба. Я буду на телевидении работать - не возражаете?». Объяснил, что это моя метода борьбы с коррупцией: пока зарабатываю на ТВ, мне не надо брать взятки (улыбается). Логика, разумеется, на самом деле была другой, хотя, не скрою, деньги это принесло и до сих пор приносит.
- Здорово, а почему нет?
- Да: можно же бюрократам творческой и иной деятельностью заниматься? - так вот вам творческая. Я, правда, имел и другую корысть: Министерство культуры, когда я туда пришел, в тяжелом состоянии находилось. Денег практически не было...
- ...как всегда...
- ...и с ним не очень считались, поэтому нужно было, грубо говоря, Минкульт пропиарить. Покойный Старков, основатель газеты...
- «АиФ»...
- ...да, «Аргументы и факты», недоумевал: «Зачем ты уходишь на телевидение? Правда, коль скоро так поступаешь, имей в виду: Министерство культуры пустое, там ни черта нет, поэтому, чтобы его поднять, пиарь себя».
- Дельный совет!
- Я думал и решил, что буду какую-то делать программу, и тут Татьяна прислала команду ТВ «Игра», которая работала над «Что? Где? Когда?». Ребят этих она знала: на телевидении с 18 лет, но, честно говоря, они не хотели со мной работать, потому что министр, идиот, кому он нужен, это какой-то бред... Мы сели, поговорили - в мою затею мало кто верил, но когда все сложилось... Название «Культурная революция», кстати, придумал Козлов.
![]() |
| С министром культуры России Александром Авдеевым |
- Название классное...
- Мы просто болтали, и вдруг у Андрея оно вылетело, а как только мы сделали программу «Без мата нет русского языка», меня стали узнавать секретарши всех остальных министров. В принципе, мне было важно, чтобы знали секретарши министра экономики и министра...
- ...финансов...
- Конечно, и вот уже я приходил, и все на меня зырили, как на человека из ящика, причем это срабатывало, в том числе, как ни странно, в разговоре с творческой интеллигенцией, потому что так ты чиновник, а так вроде...
- ...магией уже обладаешь какой-то...
- Вы, словом, знаете это сами - вы телеперсона и видите, как на вас смотрят на улице люди, но это как раз сыграло роковую для меня роль, потому что в 2003 году на Госсовете, посвященном культуре, Никита Сергеевич Михалков сказал, что министр, который выступает по телевидению, позорит президента.
- Понятно...
- Собственно, это был почти приговор народного суда, но с ним я протянул еще условно-досрочно до марта 2004 года.
- Михалков настолько влиятелен?
- Ну, видите, в чем дело: Никита Сергеевич - человек, безусловно, талантливый, необычайно одаренный, очень органичный, но при этом чересчур расчетливый, и когда он так говорил, прикидывал, видимо, что это может быть удачно использовано.
Дальше - больше: в ответ на это я решил сделать программу «Песни ХХ века». Подумал: «Ах, так, ребята? Ну, тогда вперед и с песней!», и в сентябре того же 2003-го, на дне рождения Володи Спивакова, мы сидели рядышком с Левой Оганезовым, чуть-чуть выпили, и он начал говорить: «Ах, хорошо бы чего-нибудь замутить, ах, мы не поем, ах, не играем...». Короче, начали мнениями обмениваться, подтянули Андрея Козлова, и родилась программа «Песни ХХ века». Она напоминает то, что идет на Втором канале (нынешний канал «Россия». - Д. Г.), - это итальянская лицензия, «Лучшие годы нашей жизни», и частично «Достояние Республики». Ну, «До Ре» - чистый вариант «Жизни прекрасной», просто сделанный в эстетике Первого канала: богато, громко...
- ...вычурно...
- Я бы так не сказал. Я вообще богатое ТВ не очень люблю - у меня другое представление о телевидении.
- Вам душевное больше нравится?
- Импровизационное, легкое, сиюминутное, имитирующее прямой эфир.
«КОГДА ГЕНИТАЛИИ НАЧИНАЮТ ПОКАЗЫВАТЬ В ПРАЙМ-ТАЙМ, ЭТО ПРОСТО БЕЗВКУСНО»
- Как вы относитесь к засилью на сегодняшнем телевидении эротики, легкого порно, гомосексуалистов? Вас это не расстраивает?
- Давайте так: у телевизионщиков есть иллюзия, что они важнее жизни, а телевидение жизни ведь не важнее, и искусство тоже. Когда-то Гете очень точно сказал, что искусство - прихлебатель жизни (улыбается), и телевидение в этом смысле тоже.
В жизни есть все, что вы упомянули, и еще больше - весь вопрос в том, что все хорошо в правильное время и в правильном месте. Понимаете, я ведь не спрашиваю никого о его сексуальной ориентации и о том, в какого Бога он верит (вернее, в какую церковь ходит, потому что Бог един), и никогда не интересуюсь, к какой партии человек принадлежит (это дело интимное), но когда гениталии начинают показывать в прайм-тайм, считаю, что это просто безвкусно.
![]() |
| Михаил Швыдкой и Лена Перова на вручении национальной телевизионной премии ТЭФИ, 2008 год |
- В бытность вашу руководителем ВГТРК в неприглядном свете показали генпрокурора России Скуратова - точнее, «человека, похожего на него»: это ведь ваша фраза...
- Да, я ее помню, своей рукой вписал. Сидели с нашим потрясающим юристом Зоей Александровной Матвиевской, изучали два документа - Уголовный кодекс и Закон «О печати» - и пришли к выводу, что это надо давать в эфир: а) после полуночи и б) с той фразой - я сам вывел формулировку «человек, похожий на...», потому что Уголовный кодекс и Закон «О печати» мы чтим, к тому же понимали прекрасно, что можем в тяжелейшем положении оказаться. (Зимой 1999 года на телевидении был показан порнокомпромат на российского генпрокурора Юрия Скуратова, после чего президент Ельцин отстранил его от должности. «Я принял решение показать эту пленку, - признался Михаил Швыдкой в одном из выпусков «Культурной революции», - и хотя меня осуждало все телевизионное сообщество, если бы этого сюжета не было, мы жили бы в другой стране». - Д. Г.).
- Скуратов после этого личных претензий к вам не имел?
- Ну, видите ли, дело было заведено военной прокуратурой, и так далее, и так далее... Я вам скажу так: когда начинаешь заниматься политикой, никаких личных чувств, прошу прощения, вообще быть не может: либо ты человек команды и в какую-то партийную играешь игру, либо...
Естественно, если она совсем тебе не претит, потому что, если претит, ты должен честно сказать: «Играть в вашу игру не могу», но если принадлежишь к какой-то политической команде, а я принадлежал к команде Ельцина, и тогда шла действительно очень жестокая борьба, поверьте, и было ясно, что к власти могут прийти люди, которые для России глубоко неполезны... Субъективно, может, прекрасные, замечательные, особенно один из них, которого я даже люблю - по-человечески (фамилию его называть не хочу), но для России в тот момент это было бы просто губительно.
![]() |
| «Стесняться себя нельзя...». С Александром Цекало и Леной Перовой |
- В одном из интервью вы привели цитату из Розанова: «В России была хорошая литература и плохая жизнь» - что-то с тех пор изменилось? Куда вообще, на ваш взгляд, Россия сегодня идет?
- Куда? Вперед - как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев: «Вперед, Россия!». С моей точки зрения, страна стоит перед выбором: мы же русские люди, мы хотим, чтобы и литература была великая, и жизнь...
- ...а так не получается...
- (Разводит руками). В 90-е годы (да и сейчас, впрочем) жизнь была значительно интереснее, чем литература. Россия идет вперед, но выбор достаточно жесткий. Если мы сконцентрируемся (и это связано не только с IT-технологиями - просто сконцентрируемся на внутринациональной жизни) и сделаем правильный выбор в сторону нормальных...
- ...европейских ценностей...
- ...да, то все будет в порядке. Думаю, сил пока хватит.
- В школе все были уверены, что Миша пойдет на физмат, а вы стали блестящим театральным критиком, 20 лет проработали в журнале «Театр» и умудрились при этом не поссориться ни с кем из режиссеров и актеров - как это вам удалось?
- (Улыбается). Знаете, Станиславский говорил, что молодым критикам надо писать только положительные рецензии, и я очень редко писал отрицательные - не любил. Не потому, что перо не позволяло...
![]() |
| «Я легкомысленный, в общем-то, человек». С Владимиром Меньшовым и Александром Ширвиндтом |
- Жалко было людей?
- Понимаете, им же потом выходить на сцену, работать, а что касается физмата... Я в физико-математической школе учился, но что-то со мной в 9-10 классах произошло - и будто отрезало. Готовился поступать на физический факультет МГУ, однако в ГИТИС экзамены были раньше...
- Прагматичный вы все-таки!
- Абсолютно.
- Вы как-то сказали: «Я полноватый, лысоватый (если не сказать «лысый») и скорее квадратный, нежели стройный» - у вас никогда на сей счет комплексов не было?
- Нет, потому что самое главное в человеке - органичность. Стесняться себя нельзя, а если стесняешься, следует переделывать - начинать голодать, бодибилдингом заниматься или чем-то подобным. У меня с этим, увы, все очень плохо, я не спортивный. В свое время плавал - был даже серьезным разрядником, но считаю, что органичность - единственное все же спасение. Толстый так толстый, лысый так лысый, не блондин - тоже ничего страшного. (Вздыхает). Старый - еще вот одна проблема... Я ведь со временем не молодею, но это же органично - стареть и не делать вид, что тебе 15. Ужас, но сколько есть, столько есть - зато какой опыт!
- Утверждают, что вы всегда были охочи до женского пола, а в чем это выражалось?
- Ну, в чем обычно охочесть до женского пола выражается? Был очень влюбчив... Я и сейчас влюбчив, но, слава Богу, в рамках приличия.
- Опять-таки, по слухам, вы буквально боготворите свою жену Марину, причем история у вас интересная: вы встретились, потом на 11 лет расстались, затем снова сошлись...
- Сводит, вообще-то, судьба... Знакомы с Мариной мы уже 43 года - она была совсем юной барышней, а я - студентом третьего курса. Работала Марина в театральной библиотеке, потому что не поступила в Школу-студию МХАТ (как раз в 68-м пыталась), и у нас вспыхнул роман, а потом в Одессе холера случилась... Судьба, в общем, нас развела, у каждого была своя личная жизнь, ну а потом, когда я уже был свободен, она тоже...
- ...и холеры в Одессе не было...
- ...да, встретились случайно в ресторане ВТО и неделю спустя поженились. Неделю, из которой дня четыре я был в Тбилиси в командировке. Вот просто так: ударило током - и все! С тех пор вместе 33 года.
«ВДВОЕМ С ПАПОЙ МЫ МОГЛИ И ЛИТР УЛОЖИТЬ, И ПОТОМ ОН ШЕЛ НА СВОЮ РАБОТУ, А Я НА СВОЮ - ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ»
- Я немало наслышан о том, что вы умеете нравиться людям, сразу вспоминаете имя-отчество собеседника и не скупитесь на комплименты, а еще в любой компании как рыба в воде: и с евреями, и с патриотами, и с западниками, и со славянофилами душа компании, тамада...
- Вы знаете, это не совсем так... Могу лишь одно сказать: когда зарабатывать первые деньги начал, это были поездки по провинциальным театрам: не только русским - советским, потому что колесил и по Украине...
![]() |
| «Ельцин был очень яркого и веского ума человек...». Борис Ельцин и Михаил Швыдкой в церкви Георгия Победоносца на Поклонной горе, 1 мая 1996 года |
- Театры были хорошими?
- Да, там работали профессионалы, но суть заработка была следующей: мы приезжали в город - бригада из трех человек, критиков из Москвы, - смотрели спектакли и примерно через неделю должны были встречаться с труппой и их обсуждать.
Тогда вот одна дама, с которой я в первую командировку отправился, Лидия Львовна Жукова, сказала: «Миша, вы молодые, все резкие, но должны понять: люди живут в провинциальном городе и получают маленькие зарплаты. После вашего отъезда они должны дальше жить и работать, поэтому рюмка коньяку, которую нальет директор театра до или после спектакля, не должна отражаться на отношении к этому театру. Да, вы должны говорить правду, но бесконечно уважительно, поэтому запомните имена-отчества...
- ...хороший какой совет!..
- ...отвесьте актерам положенное количество комплиментов, а потом говорите уже что хотите - весь этот политес должен быть выполнен». С тех пор я ездил в театры в Узбекистан, Таджикистан, Татарию, Башкирию...
- ...нелегкая у вас была жизнь!..
- ...имена-отчества были не самые простые на свете, но я понял, что больше всего человека обижает, когда ошибаются в его имени-отчестве и когда не обращаешь на него внимания и не хвалишь. Это принцип мудрого учителя: нельзя говорить ученику, что он плохой, - говорить надо, что потрясающий, но вот сегодня - как это странно и удивительно! - совершил негодный поступок. То же самое следует говорить об артисте - что он талантливый, что, видимо, у него потрясающие были роли, но вот эта, конкретная...
- ...не удалась...
- ...почему-то не получилась. Это касается моего отношения к людям вообще, потому что живут они тяжело, достаточно нервно, а то, что я чувствую себя со всеми своим, не совсем так. Этому я научился: в политике, но, уж поверьте, я тамада не за каждым столом.
![]() |
| С супругой. «Знакомы мы с Мариной уже 43 года — она была совсем юной барышней, а я — студентом третьего курса. У нас вспыхнул роман, но судьба развела, ну а потом встретились случайно в ресторане ВТО и неделю спустя поженились. С тех пор 33 года вместе» |
- Говорят, вы обожаете застолья и еще больше любите выпить. Смотрю вот на вас, на ваше одухотворенное, интеллигентное лицо... Любите выпить до какой степени?
- Ну, до разной... Сейчас, к сожалению, удар держу лучше, чем раньше.
- Опыт?
- Знаете, как гениальный Копелян говорил? Его спрашивали: «Как вам удается не напиваться - вы всегда как бы трезвый?», на что он отвечал: «Я, когда прихожу в гости, самую некрасивую женщину за столом выбираю, и как только она начинает мне нравиться, ухожу». (Смеется). Это как раз тот случай, но я вам могу честно признаться (хотя и немодно это сейчас), что у меня был пьющий дедушка - хорошо выпивающий, последнюю стопку водки принял, когда ему было 90 лет, и у меня она хранится, серебряная, граммов 80, наверное. Вдобавок у меня очень хорошо выпивал папа, но никогда в жизни не курил. Дед-то и пил, и курил, а папа только выпивал, и мы с ним могли серьезно посидеть за столом.
- Серьезно - это сколько в состоянии уложить были?
- С папой могли и литр - вдвоем: это было нормально, и потом он шел на свою работу...
- ...а вы на свою - писать рецензии...
- ...на спектакли. Нет, я и сейчас могу, но зачем. Некоторые вон пьют, чтобы напиваться, некоторые - чтобы не напиваться, а я процесс общения просто люблю.
- Про ваших папу и дедушку я все уже понял, но знаю, что у бабушки вы научились отборному мату, то есть семья у вас была подкованная...
- Ну что вы - обычная украинская семья... Бабушка-одесситка совершенно потрясающая, удивительной красоты женщина, внешне напоминавшая балерину первого положения, но из нее это лилось, как музыка! Она на Канатной улице родилась и эти университеты прошла с детства.
![]() |
| «Некоторые пьют, чтобы напиваться, некоторые — чтобы не напиваться, а я процесс общения просто люблю» |
- Там все были красивые и все матерились?
- Наверное, но эту песню пела она замечательно!
- Материтесь вы изощренно - как Роман Григорьевич Виктюк?
- Не-е-ет, материться вообще не люблю. Это междометие просто такое, а знаете, в чем бабка моя сильна была? Ничего визуального она в это не вкладывала. Некоторые начинают как бы картины рисовать...
- ...маслом...
- ...да (улыбается), а у нее это была музыка.
- Вы, слышал, любите баню...
- Больше всего люблю дружескую компанию - это для меня самое большое счастье.
- Кто, как правило, собирается у вас дома, кто ваши друзья, которые могут всегда к вам прийти, посидеть за столом?
- Как ни странно, внешне друзей много, но на самом-то деле очень мало.
- Это не странно...
- Ближайшие наши друзья, всегдашние, с которыми видимся каждый день, ну или через день, наши соседи - Виктор Лошак и его жена Марина. Виктор - главный редактор «Огонька», а начинал в «Вечерней Одессе» фельетонистом, затем...
- ...в «Московских новостях»...
- ...да, был там главным редактором. Марина работала в Литературном музее в Одессе, а потом стала очень хорошей галеристкой и сейчас арт-директор галереи «Проун» в Центре современного искусства «Винзавод». Она замечательная, причем не только мы дружим - и наши дети тоже: два мои парня и Маринина дочка считают, что они братья и сестра. Дальше - по-разному. Я дружил, и горжусь этим, с Борисом Николаевичем Ельциным - уже в конце его жизни, и до сих пор поддерживаю семейные отношения с Наиной Иосифовной, их дочерьми и зятьями.
«С ЕЛЬЦИНЫМ Я НИКОГДА НЕ БЕСЕДОВАЛ О ПОЛИТИКЕ - ТОЛЬКО О ЖИЗНИ, ДЕТЯХ, КАКИХ-ТО ФИЛОСОФСКИХ ВЕЩАХ...»
- К Борису Николаевичу часто домой приезжали?
- Когда президентом он уже не был, и, кстати, раз говорят, что я неплохой тамада, могу уточнить: пик моего тамадинства пришелся на 75-летие Бориса Николаевича в Кремле (пик этот мне тоже потом некоторыми вещами отлился, но это уже так, подробности).
- Интересно с ним было проводить время?
- Да, очень - Ельцин был очень яркого и веского ума человек. Знаете, я никогда не говорил с ним о политике, но не потому, что чего-то боялся. Беседовали о жизни, о детях, о каких-то философских вещах - может быть, больше о 80-х годах, о молодости, но, повторю, я не хотел, чтобы это было ему внапряг, - он говорил только то, что хотел.
Наина Иосифовна - совершенно феноменальная, тонкая, умная, и надо сказать, что и дети у них получились весьма неплохие: и Елена Борисовна, и Татьяна Борисовна - я уважительно к ним отношусь. Я убежден: время расставит все по местам, потому что все, так или иначе, политики российской элиты...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Каждое мгновение, каждую секунду советую проживать по возможности полноценно. Помните: уныние — самый большой христианский грех, поэтому да и еще раз да: жизнь — прекрасна!» |
- ...вышли...
- ...сформировались в 90-е годы, и все взлеты - это взлеты 90-х. В данном случае, я считаю, можно только восхититься... Нет, неправильное слово: можно только уважать Владимира Владимировича Путина за то, что по отношению к Борису Николаевичу и его семье он вел и ведет себя очень достойно.
- То, что у вас нет голоса, но вы любите ходить по улицам и петь, - правда?
- Да, с детства: про себя что-то мурлычу, и мне очень нравится. Это радует, а я по природе вообще оптимист, понимаете? Думаю, Господь даровал нам жизнь не для того, чтобы мы пребывали в меланхолии.
- Возвращаясь к вашей феноменальной памяти... Ваш одноклассник актер Игорь Костолевский рассказывал, что однажды вы пришли к нему в гости, взяли с полки томик Фейхтвангера, открыли, прочли страницу и тут же пересказали ее слово в слово - это преувеличение?
- Да, безусловно. Во-первых, у меня скоро склероз и этого случая уже не припомню, но запоминал и вправду хорошо - особенно цифры, имена, отчества, цитаты... Фишка такая действительно есть, но это шизофрения - на самом деле, это нездорово.
- Вы человек нынче немодный: дома у вас много книг, и читаете вы одновременно пять-шесть...
- Не всегда, но, к сожалению, это так. Сейчас вот Владимира Сергеевича Соловьева штудирую - «Национальный вопрос в России»: совершенно замечательная книга. Он вообще, по-моему, неодооцененный философ - нынче больше Ильиным увлекаются. Об Ильине, кстати, неплохую книжку читаю, которая в ЖЗЛ вышла, а еще - книгу о начале Второй мировой войны и книжки, которые по ходу дела нужны, но есть вещи, которые читаю всегда, - это «Герой нашего времени» Лермонтова и «Былое и думы» Герцена. Испытываю от этого почти оргастическое чувство радости на любой странице: гениальный Александр Иванович был человек, который (сейчас принято так ругаться) «разбудил Ленина» и всю эту линию...
- ...от декабристов до Ленина...
- ...да, это очень несправедливо.
- Ну, говорят, лучше бы спали...
- Да все равно бы проснулись - пришли бы другие мальчики: это особенность русской жизни.
«У НАС С МАМОЙ ОДИН СВИТЕР БЫЛ НА ДВОИХ, НО МЫ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ПРЕКРАСНО»
- «Пушкин, - сказали вы, - безнадежно устарел» - что имели в виду?
- (Смеется). Так один из выпусков «Культурной революции» назывался - провокационное, как всегда, название. Многие считают, что писатели стареют, но на самом деле Кеннет Тайнен, очень тонкий критик, который был литературным советником Лоуренса Оливье, написал замечательную фразу: «Мы всегда говорим: «Я посмотрел старый фильм Марселя Карне» и никогда не говорим: «Прочел старый роман Золя». Писатели не устаревают!
- И Пушкин тоже?
- Ну что говорить: Пушкин - гений. Есть просто классики, а есть такие писатели, которые открыли новую литературу, так вот, Пушкин подарил России новую литературу - до него ее не было.
- В юности у вас с мамой один свитер был на двоих, а сейчас можете себя богатым назвать?
- Ой, да! - конечно же, я богат.
- Неожиданно для себя как-то обрадовались...
- Много свитеров просто имею, хотя, знаете, бедность и богатство - относительные весьма вещи. У нас с мамой и вправду один свитер был на двоих, но мы чувствовали себя прекрасно.
- Хороший свитер, видимо, был?
- Хоро-о-оший, тем не менее я всегда себя ощущал богатым. Мама обижалась когда-то, она говорила моей жене: «Видишь, Миша прилично стал зарабатывать, вы стали лучше жить...», а та отвечала: «Мы так жили всегда». Мы с Мариной действительно жили всегда одинаково - у нас не такие большие потребности.
- Что было для вас в жизни по-настоящему большим счастьем - если оглянуться назад?
- Самое большое счастье выпало дважды: сначала - когда случилась трагедия с младшим сыном и он все-таки выжил...
- Это когда под лошадь попал?
- Нет, это старший, а с младшим трагедия была при рождении, но он выкарабкался. Старший попал под лошадь и, хотя шансов не было, все-таки выжил - это тоже было самое большое счастье, просто оно растянулось во времени. Когда я начал понимать, что дети живы и они будут нормальными, был, безусловно, самым счастливым.
- Вам, интересно, комфортнее, когда интервью вы берете или когда берут у вас?
- Конечно же, когда беру я.
- Все-таки?
- Да, естественно. Во-первых, можно молчать: задал вопрос и сидишь молча - кайф!
- Отдыхаешь!
- Да...
- Переводишь дух...
- Ну, конечно.
- Я вам последний задам вопрос: жизнь все-таки прекрасна?
- Вы знаете, не все-таки, а просто прекрасна, потому что мы не знаем, что будет после смерти. Иногда я завидую людям воцерковленным...
- Да ничего, скорее всего, не будет...
- Утверждать это не берусь, но каждое мгновение, каждую секунду советую проживать по возможности полноценно. Помните: уныние - самый большой христианский грех, поэтому да и еще раз да: жизнь - прекрасна!
Киев - Москва - Киев












Виталий КЛИЧКО: «Отец говорил: «Деревьев я посадил столько, что целый лес получится, домов много построил и таких сыновей воспитал!»
Анастасия ВОЛОЧКОВА: «Грудь у меня красивая, тело стройное, секс гармоничный и классный, и если у мужчины нормально стоит и все остальное шикарно —смотрится это неплохо»
Дидье МАРУАНИ: «Чтобы побывать в Витебске, я отказался выступить на свадьбе князя Монако»
Тень на плетень
Все к лучшему?
Родившийся в Киеве, сидевший на Лубянке, сосланный в Караганду выдающийся поэт Наум КОРЖАВИН: «Слава Богу, о нас будут судить по стихам, а не по виду сзади»
Михаил ШВЫДКОЙ: «Органичность — единственное спасение. Толстый так толстый, лысый так лысый, не блондин — тоже ничего страшного. Старый — еще вот одна проблема, но это же органично — стареть и не делать вид, что тебе 15»
Утро добрым не бывает?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги