В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Кони цивилизации оборвали удила

Виталий КОРОТИЧ 14 Сентября, 2007 00:00
От Киевской Руси до Тараса Шевченко время для предков двигалось неимоверно медленно, со скоростью черепахи.
Виталий КОРОТИЧ

От Киевской Руси до Тараса Шевченко время для предков двигалось неимоверно медленно, со скоростью черепахи. Точнее, со скоростью коня, примерно 10 километров в час. Ничего быстрее повозки человечество не изобрело со времени египетских фараонов. Все новости, товары и пассажиры были обречены на неспешность. Когда Хлестаков хвастался, что ему привозят суп из Парижа, это выглядело полной ерундой (до того времени, когда генсеку Брежневу будут из Запорожья доставлять свежеприготовленную украинскую колбасу еще теплой, пройдет всего лишь столетие).

Наши предки не были дураками, они не спеша делали базовые открытия — колесо, способы добывания огня, лук и стрелы, а чуть позже придумали порох и огнестрельное оружие. На это ушли тысячилетия, но за последние века жизнь ускорилась и в ней изменилось почти все — мораль, внешние обстоятельства, материальный мир. Природа перестала быть квартирной хозяйкой — люди наловчились строить дома все выше и все удобнее.

Многие старые изобретения совершенствовались: Маяковский прославлял водопровод, «сработанный еще рабами Рима», множились типографии, пришли в быт спички и пистолеты. Но все-таки 200 лет назад не знали обезболивающих средств более надежных, чем стакан водки, антисептические снадобья прописывались знахарями. По бумаге, производившейся по неизменным технологиям, водили гусиным пером как древнекиевский летописец Пимен, так и его последователи Пушкин, Шевченко и Гоголь, а светильники у них были — плошка с жиром и опущенным в нее фитилем, лучина или свеча...

И вдруг как прорвало. На каневском памятнике Тарасу Шевченко начертана цитата из его «Дневника» со словами восхищения в адрес удививших мир изобретателей парового двигателя: «О великий Фултон и великий Уатт!..». Именно благодаря пароходам Британия начала «править морями», увековечив этот процесс в своей государственной песне. Чуть позже загремели паровозы по рельсам, а за XIX и начало XX века открытия разного ранга рухнули на человечество ливнем: лекарства, пищевые консервы и средства медицинского обезболивания, подводные лодки, паровое отопление в домах, электричество и радио. Люди рыли канавы для первого метрополитена и поднимали в небо первые самолеты, убивали друг друга (враг врага) из пулеметов и душили газами.

В XX веке запустили ракеты в космос, придумали компьютер, пластмассы, спасительный пенициллин и губительную водородную бомбу, проникли в тайны ДНК и начали болеть СПИДом. Испуганные философы и религиозные деятели пытаются, кто как может объяснить такой небывало скорый прорыв, одновременно ужасаясь тому, что мораль, устройство жизни угрожающе отстают от технического прогресса. Выяснилось, что при помощи компьютера можно ограбить банк, а генная инженерия дает возможность создавать невиданных чудищ. Так и не придуманы способы, которыми можно остановить попадание самых мощных разрушительных средств в какие угодно лапы. Обезьяна, размахивающая ядерной бомбой, стала одним из символов бесконтрольности технического прогресса.

Романтизируя свою историю, восхищаясь умом, храбростью и порядочностью предков, мы должны намного чаще задумываться над тем, как придержать взбесившихся коней цивилизации, закусивших удила и оборвавших вожжи. Призыв этот повторяется все чаще в самых разных странах, потому что опасность всемирна. Человечество воюет само с собой, не умея уже отделить своих умников от собственных убийц...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось